Содержание

1. Назовите основные характеристики рынка совершенной конкуренции. Какие, на ваш взгляд, черты рынков идеализированы в модели рынка совершенной конкуренции?. 3

2. Каковы экономические границы расширения производства в долгосрочном периоде? Чем они определяются? Рассмотрите понятие эффекта масштаба. Какова роль технического прогресса в росте производства?. 8

Задачи. 13

Тесты.. 14

Список литературы.. 17

1. Назовите основные характеристики рынка совершенной конкуренции. Какие, на ваш взгляд, черты рынков идеализированы в модели рынка совершенной конкуренции?

Для чистой, совершенной конкуренции характерно наличие большого числа независимо действующих продавцов, которые реализуют свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Тип продукции - стандартизированный, однородный. Поэтому отсутствуют основания для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве, стимулировании, сбыте или рекламе.

Свободная конкуренция предполагает свободный выход любой фирмы из отрасли и свободный вход в нее. На этом пути никаких законодательных, финансовых, технологических препятствий не существует. Чистая конкуренция предполагает полную информацию, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.

Спрос фирмы при совершенной конкуренции показан на Рис.1., где DD - спрос, Q - количество товаров, P - цена товаров, Р1 - цена за единицу продукции

Совершенно конкурентная фирма может продать столько, сколько она захочет, не оказывая влияния на рыночную цену, что видно из линии DD.

 

P1

     D                                                    D

 

О

Рисунок 1. Спрос при совершенной конкуренции

Одним из первых понятие совершенной конкуренции дал А. Смит. В догадках, разбросанных по страницам "Богатства народов", просматривается группа условий, необходимых для совершенной конкуренции. Однако увидеть их стоит труда, ибо они выражены, как правило, слабо, неявно, а отчасти лишь подразумеваются. Согласно Дж. Стиглеру, у Смита таких условий пять: [1]

1.     "Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

2.     Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные ходы;

3.     экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях

4.     Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием.

5.     Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев"30,.

Набросок концепции конкуренции, данный автором "Богатства народов", не был ни дополнен, ни оспорен в сколько-нибудь значительной степени никем из экономистов в течение длительного времени. Лишь в русле неоклассического направления развитие концепции (модели) конкуренции нашло свое продолжение.

Набросок концепции конкуренции, данный автором "Богатства народов", не был ни дополнен, ни оспорен в сколько-нибудь значительной степени никем из экономистов в течение длительного времени. Лишь в русле неоклассического направления развитие концепции (модели) конкуренции нашло свое продолжение.

Это развитие было связано с изменением самого подхода к предмету. Если у Смита мир конкуренции - это чувственно воспринимаемая реальность, то у неоклассиков - реальность, мысленно представляемая (воображаемая). Иными словами, это уже не та конкуренция, которая существует в действительности и которую имел в виду Смит, но конкуренция идеальная, существующая лишь в воображении исследователя. Отсюда и определение "совершенная". Совершенная - значит возможная как ее идеальное состояние, которое обязательно (по определению) не совпадает с миром "земной конкуренции", а потому и способное объяснять его.

Первым, кто так представил конкуренцию, ее внутреннюю организацию, был Ф. Эджуорт.

Область идеальной конкуренции, утверждает Эджуорт, будет существовать, если выполняются следующие четыре условия (Терминология Эджуорта необычна и требует, пояснения. Под "соглашением" разумеется предварительная цена, которая может быть изменена путем "пересмотра соглашения"; "предмет соглашения" - это товар. Рынок у Эджуорта - это система непрерывно пересматриваемых соглашений. "Окончательное урегулирование" не достигается "до тех пор, пока рынок не натолкнется на систему соглашений, которые не могут быть изменены с выгодой для себя всех сторон, участвующих в пересмотре". В у результате пересмотра соглашений рынок "совершенствуется". В сущности, Эджуорт имеет в виду то, что обычно называется конкурентным перебиванием цен.).

"I. Отдельное лицо свободно пересмотреть соглашение о ценах любым из неопределенного числа (лиц)...

II. Любое отдельное лицо свободно заключить контракт (одновременно) с неопределенным числом (лиц)... Это условие в сочетании с первым вводит неопределенную делимость каждого предмета контракта (если Х имеет дело с неопределенным числом Y-в, то он должен дать каждому неопределенно малую долю от X); из этого можно создать отдельное условие.

III. Любое лицо свободно пересмотреть контракт с другим независимо от третьей стороны...

IV. Любое лицо свободно заключить контракт с другим независимо от третьей стороны...

Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт .и ни одна фирма не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта.

При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, должна составлять менее 1 %. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж, что имеет место в условиях олигополии.

В силу того что на совершенно конкурентных рынках продается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать ее как заданную извне, самим рынком.

Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие.

Для продавцов вход на рынок и выход с него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и к возникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для современных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольными тенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивыми инфляционными ожиданиями и т.д.[2]

Идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций. На таком рынке исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями.

Теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

С точки зрения специалиста по теории принятия решений, состояние чистой конкуренции представляет очевидный и поразительный парадокс. При чистой конкуренции контроль индивида на рынке столь слаба, что он может забыть, что он конкурент. Рынок, вместо того чтобы предстать состоящим из бессчетного множества конкурентов, из которых индивид должен выделиться своей сообразительностью и умением, становится гигантской безличной машиной, а конкуренты — рассредоточенными зубцами в системе невидимок, ведомых невидимой рукой.

Действительный парадокс в том, почему экономисты решили назвать такое состояние дел конкурентным. В обычном употреблении конкуренция подразумевает конкурентов, сознающих присутствие друг друга. В этом же особом случае апофеоз конкуренции достигается, когда ни одному конкуренту нет дела до никого другого.

2. Каковы экономические границы расширения производства в долгосрочном периоде? Чем они определяются? Рассмотрите понятие эффекта масштаба. Какова роль технического прогресса в росте производства?

Долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. С точки зрения отрасли, долговременный период также включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы - возникнуть и вступить в отрасль. В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведет к возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.

Долгосрочный период отличается от краткосрочного способностью фирмы свободно варьировать все факторы производства в долгосрочном периоде. В то время как здания и оборудование фирмы не могут быть заменены в краткосрочном периоде, в долгосрочном периоде фирма может построить или арендовать дополнительные производственные помещения и установить именно те машины, которые ей необходимы. В долгосрочном периоде все факторы являются переменными.[3]

В отличие от короткого период, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, длительный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые ею ресурсы. Поскольку все факторы производства становятся переменными, фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние предельные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется только одно понятие - средние издержки.

Каждая фирма в тот или иной момент характеризуется определенными масштабами производства, которым соответствует та или иная кривая средних издержек короткого периода. Таких кривых существует столько, сколько масштабов производства исследуется. Меняя эти масштабы, фирма переходит от одной кривой средних издержек короткого периода к другой. При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать (на рисунке это видно при переходе от АС1 к АС3, а затем от АС3 к АС5).

Соединив точки минимума АС1, АС2,...,АСn, получим средние издержки в длительном периоде LAC. Кривая долгосрочных издержек показывает наименьшие издержки производства любого заданного объема выпуска, допуская при этом возможность уменьшения всех факторов производства оптимальным образом в целях минимизации издержек.

При условии, что цены на вводимые ресурсы остаются неизменными, уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде до объема Q3 объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на вводимые факторы производства. Это происходит в силу действия «эффекта экономии на масштабе». Суть его заключается в том, что на начальном этапе увеличение количества вводимых факторов производства позволяет повысить специализацию производства, использовать более производительную технику и технологию, снизить число занятых, сэкономить на строительстве зданий, коммуникаций, уменьшить издержки на дизайн, обучение, рекламу, маркетинг и т. д.

Однако дальнейшее расширение производства приведет к тому, что на фирмах возрастут так называемые издержки бюрократического контроля (потребуются дополнительные управляющие структуры - отделы, смены, цеха, участки; возрастут расходы на административный аппарат; снизится эффективность управления, участятся сбои в организации). Все это в конечном счете вызовет увеличение издержек производства и кривая LAC станет возрастать.

Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Причиной такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой продукции является повышение эффективности труда, который характеризуется более глубокой специализацией и разделением труда. В предыдущем разделе данной темы было отмечено, как даже в небольшой фирме, когда все рабочие закреплены за определенной производственной операцией, обеспечивается более высокая производительность труда вследствие сокращения времени на выполнение закрепленных за рабочим операций. А более высокая производительность труда сокращает затраты основного капитала на единицу продукции. Это происходит по той причине, что износ оборудования в расчете на один день, один месяц или один год, исходя из нормы амортизации, распространяется на большее количество производимой продукции.[4]

Эффективным масштабом производства считается такое состояние, когда при росте объема выпуска LAC снижаются (Q1 - Q3).

Увеличение объема производства и расширение фирмы имеет свои границы с точки зрения достижения положительного эффекта ее функционирования. На определенном этапе расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и к росту издержек производства единицы продукции, в чем и состоит отрицательный эффект масштаба.

Отрицательный эффект масштаба - это увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Главная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с ростом управленческих расходов. Этот рост расходов связан с образованием новых структур по контролю, управлению производством, реализации произведенного продукта. На небольшом предприятии один старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. На крупномасштабном предприятии наблюдается разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь, что создает трудности обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты. В результате решения принимаются с опозданием, снижается эффективность работы, растут средние издержки производства. Увеличение количества всех ресурсов не ведет к пропорциональному росту отдачи, например рост ресурсов на 10% приведет к росту объема производства в меньшей степени, например на 5-6%.[5]

Неэффективный масштаб - это такое состояние, когда фирма несет потери от увеличения выпуска (Q4, Q5,..., Qn).

Оптимальным масштабом считается тот, при котором достигается глобальный минимум издержек Q3. При этом объеме кривая АС3 и кривая LAC достигают наименьших значений. Любая попытка фирмы добиться одновременного расширения и сокращения средних издержек будет безуспешной. Возможности экономии на масштабах производства исчерпают себя, и та фирма, которая пойдет на риск расширения выпуска, потерпит неудачу. Значит, при объеме Q3 фирма оптимизирует свою деятельность в долгосрочном периоде.

Положительный или отрицательный эффекты масштаба производства имеют огромное значение в процессе преуспевания или выживания фирмы. Фирмы, сумевшие воспользоваться расширением масштабов своей деятельности, как правило, пользуются положительным эффектом массового производства. Такие фирмы в период экономических потрясений и кризисов выживают и впоследствии процветают. Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказываются в тяжелом положении с высокими издержками, обреченные на разорение и банкротство.

Задачи

Задача 3. Спрос на товар описывается уравнением  Определить коэффициенты ценовой эластичности спроса при цене (р) 200 и 240 руб. за единицу товара. Является ли спрос при данных ценах эластичным или неэластичным? Определите также, при каких ценах на данный товар спрос является неэластичным по цене.

Решение.

Найдем общий доход (TR):

 ;

Найдем предельный доход (MR):

.

Коэффициент ценовой эластичности спроса () определяется по формуле: .

, следовательно при цене товара 200 руб. за единицу спрос имеет единичную эластичность.

 , следовательно при цене товара 240 руб. спрос является неэластичным, т.к. .

Определим при каких ценах на данный товар спрос является неэластичным по цене:

.

При ценах выше 200 руб. за единицу товара спрос будет неэластичным.

Задача 4. Банковская ставка по сберегательному вкладу равна 120 % годовых, ожидаемый годовой темп инфляции равен 80 %. Определить ожидаемую реальную процентную ставку по вкладу.

Решение.

Ожидаемая реальная процентная ставка по вкладу (i) вычисляется по формуле: , где r – банковская (номинальная) процентная ставка, n – темп инфляции.

Ожидаемая реальная процентная ставка по вкладу составит 22,2%.

Тесты

1. Пусть кривая спроса на товар Х смещается вправо. Причиной сдвига может быть:

а) рост цены на Y, если Х и Y - взаимодополняющие товары.

б) снижение доходов потребителей, если Х нормальный товар.

в) снижение цены на Z, если Х и Z - субституты.

г) снижение доходов потребителей, если Х - товар низшей категории.

Ответ: г - так как при падении жизненного уровня происходит рост спроса на товары низшей категории, остальные ответы не подходят по следующим причинам: а - так как рост цены вызовет снижение спроса, а это причина сдвига кривой влево, б - так как снижение доходов вызовет падение спроса на нормальные товары, в - так как снижение цены на товар Z вызовет увеличение спроса на товар Z, следовательно спрос на товар Х уменьшится.

2. В краткосрочном периоде предприятие прекращает производство .если цена на продукт:

а) равна среднему доходу,

б) больше предельных издержек,

в) меньше средних переменных издержек,

г) меньше средних общих издержек.

Ответ: в - так как при такой цене предприятие не покрывает даже переменные издержки, в ответах а и б предприятие получает прибыль, а при ответе г следует прекращать производство в долгосрочном периоде.

3. Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен расходовать свой бюджет таким образом, чтобы:

а) ценовая эластичность спроса на все товары была одинаковой;

б) предельная полезность последних единиц потребляемых товаров были равны друг другу.

в) общая полезность каждого товара была бы одинаковой;

г) предельная полезность от затраченного рубля на любой из товаров была одинаковой.

Ответ: г - так как функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага приносит одинаковую предельную полезность. Другие ответы не соответствуют правилу максимизации полезности.

4. Валовые инвестиции - это:

а) чистые инвестиции + инвестиции на возмещение капитала.

б) чистые инвестиции + государственные инвестиции.

в) инвестиции, не скорректированные на темп инфляции, т.е. в номинальной оценке.

г) чистые инвестиции + прирост материальных оборотных средств.

Ответ: а - так как валовые инвестиции отличаются от чистых на величину инвестиций на возмещение капитала. Остальные ответы не соответствуют определению валовых инвестиций.

5. Какое событие приведет к сдвигу долгосрочной кривой AS вправо?

а) рост денежной массы,

б) снижение процентных ставок,

в) рост реального ВВП,

г) рост государственных трансфертных платежей.

Ответ: в - так как это увеличит предложение. Остальные ответы не подходят по следующим причинам: а - приведет у инфляции, г - приведет к увеличению спроса.

6. Какое определение потенциального ВВП неверно?

Потенциальный ВВП - это такой реальный ВВП, при котором:

а) достигается полная занятость населения в экономике,

б) циклическая безработица равна нулю,

в) естественная безработица превышает фактическую безработицу,

г) фактическая безработица представлена только структурным и фрикционным компонентом.

Ответ: г - так как потенциальный ВВП определяется при отсутствии безработицы, структурная безработица - связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями.

Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах.

Список литературы

1.     Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

2.     Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

3.     Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

4.     Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.     Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.


[1] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. – с. 111.

[2] Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 89.

[3] Общая теория денег и кредита. /Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 113.

[4] Ходов Д. Г. Основы государственной экономической политики. - М., 2001

[5] Финансы, денежное обращение, кредит. /Под ред. Дробозиной Л.А. - М.: ЮНИТИ, 2000.