Содержание

Введение. 3

1. Сущность и функции философии. 4

2. Понятие мировоззрения. 8

3. Структура философии. 11

4. Основные философские проблемы и направления. 13

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Философия - это такой способ мыслить, который имеет порой радикальные последствия для самой жизни. Всякое философское суждение не только является своеобразным частным выводом определенного способа понимать этот мир, но несет на себе печать того строя жизни, который отличает мыслящую индивидуальность.

К примеру, актерское амплуа вызывает у нас ожидание соответствующего поведения актера в обычной жизни, однако, это ожидание зачастую сменяется разочарованием. Так и мысль, выраженная философом, вызывает у аудитории или, как говорил поэт, у дальнего собеседника - ожидание соответствия мысли и повседневной жизни. Это ожидание не случайно.

Философ не может не чувствовать, не может игнорировать ожидание подобного соответствия, именно потому, что оно задано традицией. Тем самым, для философствующего внешнее ожидание "правильной" жизни, сообразной высказываемым суждениям, не является основополагающим мотивом философствования. Философ мыслит и быть может, живет определенным образом вовсе не потому, что к тому его обязывает общественное мнение. Для мысли, как и для всякого события, требуются более весомые основания, и традиция дает их философствующему. Традиция помогает философствующему преодолеть нелепый алгоритм повседневности, поступая в соответствии с которым мы, как правило, оставаясь вполне состоятельными духовно, все же ценим мнение окружающих о себе гораздо более своего.

Говоря о философии нельзя не упомянуть о ее социальных функциях. К ним относятся методологическая, критическая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная и ряд других. Но основная функция философии – мировоззренческая.

Целью данной работы является рассмотрение сущности философии, ее предмета и функций.

1. Сущность и функции философии

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским.

В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении.

Между предметом и структурой философии складываются прямые и обратные связи. Предметная специфика привносит в структуру философии идею концептуального единства мира, а структура философии раскрывает в предметности мира его конкретное богатство и бесконечное многообразие.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

1.     Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2.     Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.[1]

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной».

Философия тесно связана с другими формами духовной культуры: с наукой, моралью, искусством.

Общая характеристика функций философии: говоря обыденным языком, функции философии - это те обязанности, которые предписаны философии самим предметом философского познания. Иначе, функции философии - это обязанности философии перед человеком, если он в познании полагается на философию: как своеобразный алгоритм познания философия должна обеспечить определенный результат познавательной деятельности, к примеру, дать достоверные представления о мире и месте в нем человека.

Более строго, мы можем определить понятие "функция" следующим образом: это способ действия, способ проявления активности системы философского знания. В этом смысле, Гете (1749-1832) определял понятие "функция" как "существование, мыслимое нами в действии".

Функции философии подразделяются на две группы: мировоззренческие и методологические. Такое деление вытекает из самого определения философии как мировоззрения.

Мировоззренческие функции философии:

1. Гуманистическая функция: заключается в преодолении факторов, способствующих духовной деградации личности, которая, в свою очередь, является предпосылкой антропологической катастрофы. В ряду таких факторов отмечаются, в настоящее время, такие как рост специализации, во всех отраслях человеческой деятельности, усиление технизации общества, рост анонимного научного знания, что в совокупности складывается в такие черты мировоззрения современного человека как техницизм и сциентизм. Отмеченные черты выражают внутрикультурную тенденцию к абсолютизации роли техники и науки в контексте социальной жизни. Отстаивание гуманистического, духовного, собственно человеческого начала как в социальной жизни, в системе культуры, так и в самом человеке, и представляет собственное содержание гуманистической функции философии (А.Швейцер);

2. Социально-аксиологическая функция: представляет систему подфункций, таких как: конструктивно-ценностная – предполагает разработку представлений о ценностях, управляющих как жизнью индивидуума, так и жизнью всего общества (социальный идеал); интерпретаторская - предполагает истолкование социальной действительности; критическая - представляет критику реальных социальных структур, общественных институтов, состояний общества, социальных действий;

3. Культурно-воспитательная функция: предполагает не только воспитание человека в качестве субъекта культурного пространства и, как следствие, таких его качеств как самокритичность, критичность, но и формирование диалектического мышления;

4. Отражательно-информационная функция: выражает основное назначение специализированного теоретического знания – адекватно отражать свой объект, выявлять его содержательные элементы, структурные связи, закономерности функционирования, способствовать углублению знаний, служить источником достоверной информации о мире, которая аккумулируется в философских понятиях, категориях, общих принципах, законах, образующих целостную систему.[2]

Методологические функции философии выражают назначение философии как общеметодологического основания науки:

1. Эвристическая функция: предполагает содействие росту научного знания, создание предпосылок для научных открытий в контексте взаимодействия философского и формально-логического методов, что приводит к интенсивному и экстенсивному изменению философских категорий и, как следствие, к рождению нового знания, имеющего вид прогноза (гипотезы). Таким образом, эвристическая функция философии, предполагающая применение диалектики как общенаучного метода (диалектики как логики) исследований, оказывает значительное влияние на состояние естественнонаучной картины мира;

2. Координирующая функция: предполагает координацию методов исследования в процессе научного поиска. До XX века, в науке отмечалось преобладание аналитического метода. Что привело к необходимости строго соблюдать соотношение: один предмет - один метод. Однако в XX веке данное соотношение было нарушено. В исследованиях одного предмета используются уже несколько методов и, напротив, в исследовании нескольких предметов - один метод.

Необходимо отметить, что философский метод как способ успешного решения научных задач не должен применяться в отрыве от собственной методологии науки, в отрыве от общенаучных и специальных методов;

3. Интегрирующая функция: предполагает осуществление объединяющей роли философского знания, определение и устранение дезинтегрирующих факторов, выявление недостающих звеньев научного знания. Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил путем ограничения предмета конкретной науки от предметов других наук.

4. Логико-гносеологическая функция: предполагает разработку самого философского метода, его нормативных принципов; а также, логико-гносеологическое обоснование понятийных и теоретических структур научного познания, к примеру, общенаучных методов: так, философия применяется для развития системного подхода.

Таким образом, принципы философии, будучи применены к построению научных теорий, включаются в их состав в качестве гносеологического основания. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии и всеобщей методологии - данные потребности обеспечивает диалектика как логика. Это придает практическую значимость общеметодологической функции философии, которая не только задает ориентиры познавательной деятельности, но и оказывает влияние на результат научных исследований.

Подводя итог рассмотрению содержания предмета философии и ее основных функций, необходимо отметить, что роль философии не ограничивается собственно сферой познания - философия является не только самым общим интегратором научного знания, но и предельно общим началом, реально объединяющим социокультурное бытие и в частности формирующим его мотивационную сферу.

2. Понятие мировоззрения

Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом.  Философия - это общая теория мира и человека в нем,  - так кратко можно ответить на вопрос,  что она представляет  собой. Однако существует одно очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особую роль в духовной и  практической деятельности человека. Мировоззрение - картина  мира  и  отношение человека к ней.

 Мировоззрение ("взгляд на мир")  есть  невероятно  сложный пласт духовного  мира  человека.  Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире.  Мировоззрение -  это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его  действительности  и к самому себе,  а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической  деятельности,  ценностные ориентации и устремления. Очевидно, что  мировоззрение  не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом  себе. Это не только картина мира,  но и отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека,  развития науки и  техники, культуры общества.  Без  мировоззрения  человек еще не есть человек и действовать он будет  методом  "проб  и  ошибок", т.е. неосознанное,  вслепую. Следовательно, мировоззрение - это не только совокупный результат, итог, но и  условие для практической деятельности  человека,  изменения им внешнего мира и самого себя. Без  мировоззрения  человек  не  сможет стать личностью, т.е. социальным существом.

Что касается субъекта (носителя) мировоззрения,  то им является всякий  мыслящий индивид,  отдельный человек.  Оно у него всегда неповторимо,  так как у любого человека имеются собственный опыт  и  знания о внешнем мире.  Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы,  слои и др.) В  таком  случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить,  например,  о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия.  Социологи  интересуются  мировоззрением современной молодежи.  Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это,  например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

  Структура мировоззрения включает в себя, прежде  всего  знания. Они являются исходным звеном,  "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными  ("житейскими")  и  научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в  мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Убеждения означают твердую уверенность человека  в  истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции.  Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека,  сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что  они  не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов.

 Вера (рациональная или  же иррациональная) есть особое духовное состояние  человека,  психологическая  установка  на восприятие воображаемой  реальности  как  действительно существующей, уверенность в успехе дела и в  лучшем  будущем. Интеллектуальная вера  основана  на знаниях и фактах, например, уверенность в приходе весны,  а иррациональная  -  на домыслах, фантазиях и догмах.[3]

 Мировоззрение человека невозможно предоставить без надежды как единства  знания и веры,  радостного ожидания какого-то события или результата.  Духовный мир человека  немыслим  и без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинно совершенному. Идеал - это образ желаемого будущего как цель  и программа действий для  человека,  выражение его высших целей.  Часто ради него люди отказывают себе во многом,  сознательно идут на жертвы и лишения. Однако имеются не только высокие, но и низменные, утопические,  реакционные и иные идеалы. По мнению А.М.Горького,  "природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как опору в жизни". В мировоззрение входят также и принципы, т.е. важнейшие руководящие идеи и  правила поведения в мире.  Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности,  т.е.  идеи  и понятия, с  помощью  которых  люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них (добро или зло, прекрасное или безобразное и т.д.) 

 Все изложенное выше можно  представить  в  виде  простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, мировоззрение = мироощущение (эмоционально-психолочиеская  сторона  мировоззрения) + миропонимание (рациональная сторона мировоззрения) + отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Очевидно, что  мировоззрение как бы трехслойно по внутреннему содержанию.

Мировоззрение может  быть  как  научным,  так  и ненаучным, прогрессивным или же реакционным,  оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид.

3. Структура философии

Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:

-              Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;

-              Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

-              Логика как учение о нормах и законах мышления;

-              Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

-              Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.[4]

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

В общей структуре философии выделяются следующие элементы:

1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

2) философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);

4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5) философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Свое концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.

В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества (философии истории). Философию познания называют гносеологией или эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология. Как учение о путях творчества  философия есть эвристика.  Разветвленными областями философии являются философия науки, философия религии, философия языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история философии. В философии науки относительно самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук (логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу.

4. Основные философские проблемы и направления

Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имели ни какого понятия о строении своего тела и не умели объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже с того времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами. Для осознания мировоззренческой значимости полярности " материальное - духовное " потребовались века философского развития.[5]

Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли (XVII - XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук - с другой. Но и после этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Это не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентация философской мысли. Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, их которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? А может быть, они существуют как равноправные субстанции?

Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхождения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого таков мировоззренческий и методологический принципы материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом. Существовали в истории философии и та кие философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал материального и духовного. Их называли дуалистами.

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем?

Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем, называются агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы утвердить примат веры над разумом. Почему же вопрос об отношении мышления к бытию является основным? Потому что от сути его решения берут свое начало не только все иные проблемы собственно философии, но и обще теоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни. Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию.

Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое, будучи производно, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на это бытие. Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы, то ли его является бог, то ли объективный мировой дух, то ли идеи исторических личностей.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности философии, ее предмет и функции.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя  как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Можно заключить, что философия - это способ преодолеть конечность человеческого существования средствами, не имеющими конечной размерности. Таким образом, в данном случае, мы рассматриваем те элементы философского целого, которые не полностью доступны познанию, то есть, являются проблемой для современного философского знания. К такого рода элементам философского пространства мы относим, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в контексте нашего рассмотрения в качестве взаимосвязанных предметных секторов. Мы не включаем в этот ряд культуру,- хотя, безусловно, она является равноправной в плоскости предметных основных измерений философского познания,- поскольку культура определяется, скорее всего, природой человека, а не способами структурирования социальной жизни - что подтверждается, в частности, одной из современных интерпретаций культуры как видового бытия человека: "Культура - это самопорождение человека как вида".

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: Социальная философия. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002.

3.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философия. - М.: Просвещение, 2004.

4.     Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

5.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

6.     Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.

7.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


[1] Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 18.

[2] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: Социальная философия. – М.: Юристъ, 2002. – с.86.

[3] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философия. - М.: Просвещение, 2004. – с. 59.

[4] Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002. – с. 17.

[5] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 91.