Содержание

1. Понятие и принципы правового государства.. 2

2. Что такое правоспособность?. 9

Список литературы... 16

1. Понятие и принципы правового государства

Проблемы правового государства всегда волновали передовых лю­дей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современ­ности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически  всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.[1]

Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.

Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Правовое государство — это такое государство, в кото­ром создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Проблема взаимоотношения государства и права, их единство, взаимосвязи и взаимопроникновения в теории государства и права, философии всегда занимало одно из центральных мест.

Взгляд на государство как на организацию, действующую на основе закона, начал формироваться еще в древние времена выдающимися мыслителями Древней Греции и Рима: Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном и др.

Платон Афинский – выдающийся древнегреческий ученый – философ, в труде «Государство», делая вывод о договорном происхождении государства для установления и поддержания справедливости, тесно увязывает его с происхождением права с той же целью: «Когда люди … поступали и страдали от несправедливости… тогда они нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливости и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор».

Словосочетание «правовое государство» указывает, прежде всего, на взаимосвязь государства и права, их отношение. Сама идея о неразрывной связи государства и права является общепринятой и утверждалась еще мыслителями древности. Так, древнегреческий философ Платон рассматривал государство и законы как выразителей справедливости. Он утверждал, что нарушение законов неизбежно ведет к гибели государства.[2]

В период начавшегося разложения феодального строя идеи правового государства получили свое дальнейшее развитие прогрессивными мыслителями того времени.

Н. Макиавелли – итальянский государственный деятель, историк, первый политический мыслитель нового времени, придавал большое значение праву, связывая его с сильной государственной властью, призванной обеспечить нерушимость закона с целью обеспечения общественной безопасности и спокойствия народа.

Французский ученый Жан Боден также подчеркивал неразрывную часть государства с правом. Он определял государство как правовое управление на основе суверенной власти, сообразное со справедливостью и законами природы, следуя тем самым учению Аристотеля о государстве и законах.

В период ранних буржуазных революций идеи о неразрывности связи государства и права, о примате права над государством получили широкое признание и теоретическое обоснование.

Томас Гоббс – выдающийся английский мыслитель, философ, юрист в своем фундаментальном труде «Левиафан» обосновал необходимость сильной государственной власти, действующей в рамках законов в условиях формального равенства и свободы человека, равного для всех суда, права на защиту и другое. Тем самым Гоббс, являющимся убежденным защитником абсолютной монархии, заложил теоретические основы демократического государства.

Заметный вклад в развитие идеи правового государства внес английский философ – Джон Локк, изложивший концепцию естественного права. В своем произведении – «Два трактата о правлении», Локк обосновал идею прав и свобод человека в догосударственном «естественном состоянии». По его мнению, люди для создания гарантий своих естественных прав и законов путем общественного соглашения и создали государство, которое стало гарантом их естественных прав и свобод. Государство вправе издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов. Но оно не вправе посягать на эти права, а обязано надежно гарантировать их от произвола и беззакония. Главное, по мысли Локка, нужно так организовать власть, чтобы сама организация власти гарантировала права и свободы от беззакония властей. Локк теоретически обосновывает концепцию разделения властей. Поскольку гарантией прав и свобод является равный и общеобязательный для всех закон, то законодательная власть, по Локку, есть высшая власть в государстве, избираемая народом и ответственная перед ним которая может быть отстранена, изменена самим народом, если она будет действовать вопреки оказанному ей доверию.

Законодательная и исполнительная власть не должны находится в одних руках, так как в противном случае, по мнению Локка, носители власти могут принимать выгодные для себя законы и исполнять их в частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, прав и свобод подданных. Деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна.

В Германии основу теории правового государства разработал И. Кант – родоначальник классической немецкой философии и основоположник теории правового государства. В основу правового государства Кант поставил человека с его правами и свободами. Кант сформулировал определение правового государства как «Объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Правовое государство, по Канту, действует на основе Конституции, выражает волю народа, не ограничивает права граждан в области личной свободы, чести, мысли, хозяйственной деятельности. Кант сформулировал принципиальное положение правового государства о взаимных правах и ответственности государства и личности, согласно которому в правовом государстве гражданин также должен обладать возможностью принуждения властей к точному исполнению закона, как и власти в отношении гражданина. Кант связывает правовое государство с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, осуществляемую судом присяжных. Концепция правового государства Канта оказала большое влияние на развитие государственно-правой мысли и практику строительства демократического государства.[3]

Она была поддержана и развита другим выдающимся философом Гегелем,  который рассматривал государство как наиболее совершенную форму организации общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей право реализованной свободы.

Попытка определения правового государства с общефилософской позиции была предпринята немецким философом Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Более развернутое определение правового государства дал русский ученый – юрист Гессен В.М.: «Правовым называется государство, в котором правительственная и судебная власть подчинены законодательной».

В современной юридической литературе предпринимаются попытки дать развернутое, более широкое определение правового государства. Профессор Лазарев В.В. в качестве такого называет государство с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином, возвышением авторитета закона и строгим соблюдением его всеми государственными органами, общественными организациями, с эффективной работой правоохранительных органов.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество, наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Правовому государству присущи следующие признаки:

1.              Принцип приоритета права.

Приоритет права означает: а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным происхождением права, возник­шего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государст­вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность госу­дарства и гражданина; 2) особые тип правового регули­рования и форма правоотношений; 3) стабильный пра­вовой статус гражданина и система юридических гаран­тий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с мно­жеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи­мать налоги и т. д.). И все же оснований для утвержде­ния, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоот­ношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что правовое государ­ство и гражданин — равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре­зультате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.[4]

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выве­ренные и соизмеримые с гуманистическими принципа­ми правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы пра­вового регулирования, последовательные демократичес­кие процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в го­сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.[5]

Традиционная концепция разделения властей на за­конодательную, исполнительную и судебную примени­тельно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осу­ществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого наказания ви­новных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству при­сущи и принципы верховенства закона — высшего норма­тивно-правового акта, конституционно-правового контро­ля, политического плюрализма и др.

2. Что такое правоспособность?

Гражданской провоспособностью называется общая правовая способность – юридическая возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанность, т.е. выступать в качестве субъекта гражданских правоотношений.

Согласно ст. 17 ГК, способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности – гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Равенство гражданской правоспособности всех граждан, всех людей (физических лиц), находящихся под юрисдикцией росскийского права, другими словами – всех людей, на которых распространяется действие российского законодательства, вытекает из провозглашенных и гарантированных гл.2 Конституции прав и свобод человека и гражданина. Глава 2 Конституции предопределяет содержание гражданской правоспособности и прямо перечисляет многие ее элементы.

Статья 19 Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданская правоспособность, возможность приобретения прав и обязанностей, предусмотренных и регулируемых гражданским законодательством, призвана способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан.

Содержание гражданской правоспособности общим образом определено в ст. 18 ГК: граждане могут иметь имущество на право собственности, наследовать и завещать его (ст. 35 Конституции), заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью (ст. 34 Конституции), создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими, совершать любые не противоречащие закону сделки и вступать в обязательства, избирать место жительства (ср. ст. 27 Конституции); иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности (ср. ст. 44 Конституции); иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Содержащийся в ст. 18 ГК перечень является примерным. С одной стороны, он не перечисляет и не может перечислить все существующие и допустимые гражданские права, а с другой – выходит за пределы гражданских правоотношений. Ведь возможности свободно избирать место жительства, или заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, или создавать различного рода организации не ограничиваются сферой гражданских правоотношений и выходят за пределы гражданского права и его предмета, поскольку могут осуществляться и в правоотношениях, являющихся предметом регулирования административного права, трудового права и т.д.

Гражданская правоспособность неотделима от личности человека. Она возникает с рождением человека, сопутствует ему всю его жизнь и прекращается со смертью. Она не зависит от состояния здоровья человека – физического и психического и от того, в состоянии ли человек сам ее осуществлять или нет. Новорожденный, душевнобольной или слабоумный обладают гражданской правоспособностью в той же мере, что и взрослый здоровый человек; так же, как и он, они могут стать субъектами разнообразных гражданских прав (права наследования, собственности, пользования жилищем, авторского права и т.д.). Другое дело, что они не смогут самостоятельно осуществлять свои права.

Неотделимость правоспособности от личности ее носителя проявляется, в частности, в том, что лицо не может по своей воле ограничить свою правоспособность, кроме, как сказано в ст.22 ГК, тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом; пока что наш закон таких случаев не установил.

Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом (п.1 ст. 22 ГК). Полное лишение лица правоспособности вообще законодательством не предусмотрено. В исключительных случаях допускается, однако, лишение лица отдельных элементов правоспособности, например для лиц, отбывающих по приговору суда наказание за совершенное преступление. Лишение свободы означает не только лишение свободы передвижения и выбора места жительства на установленный приговором суда срок, но одновременно и определенный установленный законодательством режим. Такие лица ограничены в праве (правоспособности) приобретать имущество в пользование непосредственно в местах лишения свободы, избирать род занятий и в некоторых других имущественных и неимущественных правах.

Любые противозаконные ограничения правоспособности могут быть обжалованы в суд. От ограничения правоспособности следует отличать лишение гражданина конкретного принадлежащего ему права как в порядке конфискации имущества по приговору суда по уголовному делу, так и в предусмотренных законом случаях при разрешении судом гражданского дела (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК). Такое лишение гражданина какого-либо конкретного права и не ограничивает его гражданской правоспособности – способности приобретать аналогичные или иные права.

Рассмотрим пример действия института правоспособности в Постановлении кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 19 марта 2004 г. Дело N КГ-А40/1562-04.

Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) "Альфа" обратился в Арбитражный суд города Хабаровска с иском к Администрации Хабаровска о признании недействительным в силу ничтожности пункта 2.2.2 договора от 21.01.94 N М-06-000378 со слов: "Членами ЖСК "Альфа" могут являться исключительно жители г. Хабаровска, проживающие в Хабаровске не менее 5 (пяти) лет. В случае нарушения этого условия настоящий договор подлежит расторжению в установленном порядке (с учетом изменения исковых требований)".

Иск заявлен на основании статей 19, 27, 36 Конституции Российской Федерации, статей 12, 166 - 168, 180 - 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Определением от 13.03.03 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Хабаровский земельный комитет.

Решением от 10.09.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.03, иск удовлетворен.

При этом суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что оспариваемое условие договора ограничивает конституционное право граждан РФ на свободу выбора места жительства, в частности право жительства в городе Хабаровске на территории, арендуемой ЖСК "Альфа".

Не согласившись с решением и постановлением, Хабаровский земельный комитет обратился в Федеральный арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене, как принятых с неправильным применением норм материального и процессуального права, и отказе в удовлетворении иска в части признания недействительным пункта 2.2.2 договора со слов: "Членами ЖСК "Альфа" могут являться исключительно жители г. Хабаровска. В случае нарушения этого условия настоящий договор подлежит расторжению в установленном порядке".

В обоснование кассационной жалобы Хабаровский земельный комитет ссылается на предъявление иска ненадлежащим истцом, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, указывая на то, что в силу Земельного кодекса РФ и Закона города Хабаровска Администрация Хабаровска, как представитель собственника земли, вправе свободно распоряжаться собственностью, выдвигая условия и ограничения.

Отзывы на кассационную жалобу истцом и Администрацией Хабаровска не представлены.

В заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков доводы кассационной жалобы поддержали.

Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.

Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Судом первой инстанции установлено, что между истцом и Администрацией Хабаровска заключен договор от 21.01.94 N М-06-000378 на аренду земельного участка, общей площадью 165,5 га, для строительства коттеджных домов, объектов культурно-торгового назначения и их последующей эксплуатации.

Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что условие договора "Членами ЖСК "Альфа" могут являться исключительно жители г. Хабаровска, проживающие в Хабаровске не менее 5 (пяти) лет. В случае нарушения этого условия настоящий договор подлежит расторжению в установленном порядке", содержащееся в пункте 2.1.1, не соответствует требованиям Конституции РФ о гарантиях прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.

Разрешая спор, суд первой и апелляционной инстанций установил, что оспариваемое истцом условие договора затрагивает интересы членов ЖСК "Альфа", физических лиц, тогда как согласно статье 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом, полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом, земельное законодательство таких исключений не содержит.

Более того, оспариваемое условие договора противоречит условиям о членстве в ЖСК.

С учетом установленного суд первой и апелляционной инстанций сделал обоснованный вывод о правомерности заявленного требования и удовлетворил иск, признав условие пункта 2.2.2 не соответствующим закону.

Довод кассационной жалобы о подаче иска ненадлежащим лицом подлежит отклонению, так как суд установил, что оспариваемое истцом условие договора затрагивает интересы членов ЖСК "Альфа".

Ссылка заявителя кассационной жалобы на статью 40 ЗК РФ, статью 13 Закона города Хабаровска является несостоятельной, так как указанные нормы регулируют основы землепользования, и не могут применяться при рассмотрении настоящего спора.

Довод кассационной жалобы об обязательности регистрации по месту жительства является несостоятельным, так как регистрация граждан или ее отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

С учетом установленного суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и вынес законные и обоснованные решение и постановление.

Оснований к отмене принятых по делу судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 АПК РФ, суд постановил, что решение от 10.09.2003 и постановление от 29.12.2003 Арбитражного суда города Хабаровска по делу N А40-50845/02-20-287 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Список литературы

1.            Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант.

2.            Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.

3.            Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005.

4.            Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2004.

5.            Иноземцев В.Л. Теория государства и права: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004.

6.            История теории государства. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2002.


[1] История теории государства. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2002. – с. 52.

[2] Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005. – с. 167.

[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2004. – с. 134.

[4] Иноземцев В.Л. Теория государства и права: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004. – с. 196.

[5] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 112.