Содержание

Выпуск для внутреннего потребления 3

Экспорт_ 9

Международный таможенный транзит_ 12

Переработка на таможенной территории_ 13

Переработка для внутреннего потребления 14

Переработка вне таможенной территории_ 16

Временный ввоз 17

Таможенный склад_ 21

Реимпорт_ 23

Реэкспорт_ 26

Уничтожение 27

Отказ в пользу государства_ 27

Временный вывоз 28

Беспошлинная торговля 28

Перемещение припасов 29

Задача_ 30

Список литературы_ 31

Выпуск для внутреннего потребления

Приобретение товарами статуса выпущенных для свободного обращения является следствием выполнения условий таможенного режима выпуска для внутреннего потребления. Такими условиями являются уплата таможенных пошлин и налогов, а также соблюдение всех ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе экономического характера. Легальное несоблюдение этих условий возможно только в случаях, предусмотренных иными законодательными актами РФ (установленные целевые льготы, другие освобождения), и влечет за собой условный выпуск товаров (п. 2 ст. 164 ТК РФ). Это является одним из отличий выпуска для внутреннего потребления от других таможенных режимов, предполагающих использование товаров на таможенной территории РФ, которые непосредственно предусматривают полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также неприменение ограничений экономического характера, установленных законодательством.

Таможенный кодекс закрепляет общий принцип, определяющий, что применение ставок таможенных пошлин и налогов, а также запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обусловлено их действием на день принятия таможенной декларации (ст. 7 ТК РФ). В отношении ставок подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов данное положение установлено дополнительно в ст. 325. Тем самым в ТК РФ сделано изъятие из общего порядка действия закона во времени. Именно в привязке ко дню принятия таможенной декларации определяются подлежащие применению ставки таможенных пошлин, налогов, а также запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Данный подход является общеприменимым в международной практике таможенного регулирования.

При заявлении таможенного режима выпуска для внутреннего потребления декларант вправе воспользоваться установленными законодательством РФ льготами по уплате таможенных платежей, а также освобождением от применения указанных запретов и ограничений. В данном случае обязанность по подтверждению наличия оснований для применения таких льгот и освобождений на основании п. 3 ст. 131 ТК РФ также возлагается на декларанта.

Уплата таможенных пошлин и налогов. ТК РФ, как и его предшественник, относит к таможенным платежам ввозную и вывозную таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы (ст. 318). Вместе с тем в отличие от Кодекса 1993 г. к условиям помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления не отнесена уплата таможенных сборов за таможенное оформление.

Для определения размера подлежащей уплате таможенной пошлины в отношении конкретного товара необходимо знать ее ставку. Это, в свою очередь, требует отнесения товара к тому или иному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830. Товарная номенклатура представляет собой перечень товаров с их описанием и присвоением каждому из них соответствующего цифрового кода.

ТН ВЭД России содержит более 11,5 тыс. товарных позиций, 97 товарных групп и предусматривает базовый принцип классификации - каждому товару должен соответствовать только один-единственный код. Ситуация, при которой для одного предпринимателя избирается один код, а для другого предпринимателя по тому же товару - иной код, исключается самой логикой построения ТН ВЭД России.

По общему правилу определение и заявление классификационного кода товаров возлагаются на декларанта и производятся им при декларировании товаров (ст. 40 и 124 ТК РФ).

Каждому классификационному коду товаров соответствует ставка таможенной пошлины, свод которых представляет собой Таможенный тариф. Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ. Это право Правительства РФ подтверждено как законодателем (ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), так и судебной властью (решение Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 г. N ГКПИ 2002-1141). В настоящее время Таможенный тариф РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830.

В основу структуры российского Таможенного тарифа положен широко применяемый в мировой практике принцип "тарифной эскалации" - повышения размера ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Вместе с тем, как уже отмечалось, при определении размера ставки на его увеличение могут повлиять протекционистские задачи государства (что можно наблюдать на примере автомобильной промышленности).

Предельный размер ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, происходящим из стран, в торговле с которыми РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, установлен Верховным Советом РФ в Постановлении от 21 мая 1993 г. N 5005-1 "О введении в действие Закона РФ "О таможенном тарифе" в размере 100% от таможенной стоимости товара. В этом пределе Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 190 "О принципах рационализации импортного таможенного тарифа"  определило максимальный и минимальный размеры ставок ввозной таможенной пошлины - 30 и 5% соответственно.

Основой исчисления таможенной пошлины в зависимости от вида применяемых ставок является таможенная стоимость или количество товаров. В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О таможенном тарифе" в РФ применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные (ad valorem), начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (наиболее применяемый вид ставок);

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (в настоящее время самостоятельно мало используются), таких, как яблоки, шоколад, пиво, ликеры, водка, коньяк, одноразовые зажигалки и т.д.;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Такое сочетание может выражаться в выборе большего из размеров пошлины, рассчитанной по адвалорной ставке, и пошлины, рассчитанной по специфической ставке (например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.), а также в сумме указанных величин (например, 15% плюс 1,4 евро за 1 пару).

Как уже отмечалось, на размер подлежащей уплате таможенной пошлины влияет также страна происхождения товаров. Стоит сразу оговориться, что это не единственная функция страны происхождения. Согласно ст. 29 ТК РФ ее определение производится также в случаях, когда применение запретов и ограничений, в том числе экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров.

Зависимость размеров ставок таможенной пошлины от страны происхождения товаров определена п. 2 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1995 г. N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин".

Установленные Таможенным тарифом ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, которым РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях. Россией заключены соглашения о режиме благоприятствуемой нации в торговле более чем со 120 странами. В отношении товаров, происходящих из стран, которым РФ не предоставляет такой режим, и товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные в два раза. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок. В отношении же товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ, ввозные таможенные пошлины не применяются.

Помимо приведенных случаев система преференций в соответствии со ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе" предусматривает также возможность предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза. В настоящее время РФ является участницей двусторонних соглашений о свободной торговле с государствами - участниками СНГ Товары, происходящие из этих государств, за исключением товаров, номенклатура которых определена протоколами об изъятиях из режима свободной торговли, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. Происхождение товара с таможенной территории государств - участников СНГ и возможность применения к нему режима свободной торговли определяется Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г.

Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ установлена ст. 146 НК РФ и ст. 319 ТК РФ.

В соответствии со ст. 153 и 160 НК РФ при исчислении НДС налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости ввозимых товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины, а в отношении подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья - также подлежащих уплате акцизов.

В соответствии с п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются ставки НДС, указанные в пп. 2 и 3 названной статьи. Так, по налоговой ставке 10% налогообложение производится при ввозе на таможенную территорию РФ определенных продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера, определенных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. Остальные товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, облагаются по ставке 18%.

Товары, при ввозе которых на таможенную территорию РФ НДС не уплачивается, перечислены в ст. 150 НК РФ. В отношении некоторых из них освобождение от уплаты налога обусловлено определенными ограничениями по пользованию и распоряжению товарами на территории РФ (товары, за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ; материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний; художественные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям, и др.

Обложение акцизом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ распространяется только на определенный перечень товаров. Такой перечень установлен ст. 181 НК РФ (парфюмерно-косметическая продукция, алкогольная и табачная продукция и др.).

Ставки акциза могут быть двух видов:

1) твердые (специфические) налоговые ставки установлены применительно к единице измерения товаров;

2) адвалорные налоговые ставки представляют собой величину процентов от налоговой базы.

Соответственно в случае применения твердых ставок акциза налоговой базой выступает количество ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. В случае применения адвалорной налоговой ставки налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины. Следует обратить внимание на особенность определения налоговой базы для обложения акцизом в отношении отдельных подакцизных товаров. Так, в отношении спиртосодержащей и алкогольной продукции, по которым установлены твердые ставки акциза, за налоговую базу берется не весь объем такой продукции, а только объем безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Таким образом, при определении налоговой базы для целей исчисления акцизов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, используются не только таможенная стоимость и количество товаров, как указано в ст. 322 ТК РФ, но также учитываются и дополнительные характеристики товаров, что нашло отражение в ст. 327 ТК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 374 ТК РФ отсутствие на указанных товарах акцизных марок является подтверждением факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого они обнаружены, не докажет обратное. Реализация на территории РФ алкогольной продукции, табака и табачных изделий, не маркированных акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка, за исключением реализации конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкогольной и табачной продукции иностранного производства, запрещена.

Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, установлена указанным Постановлением Правительства РФ в размере:

0,75 руб. - на алкогольную продукцию;

0,075 руб. - на табак и табачные изделия.

Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Экспорт

Статья 166 ТК РФ содержит перечень условий, соблюдение которых является обязательным для помещения товаров под таможенный режим экспорта. Структурно эти условия выглядят следующим образом:

- уплата вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном ТК РФ;

- соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- выполнение иных требований и условий, установленных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

В отличие от ст. 98 прежнего Кодекса обязанность по уплате иных, чем вывозная таможенная пошлина, налогов, взимаемых при перемещении через таможенную границу РФ, не установлена. В исключении возможности взимания НДС, акцизов и каких-либо иных налогов при экспорте товаров выражается общая тенденция к уменьшению регулирования экспорта как экономическими, так и административными методами в целях создания благоприятных условий для экспорта товаров.

На основании ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ В настоящее время таких постановлений, касающихся разных категорий товаров, насчитывается более 40. Эти постановления содержат указание на применение ставок вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе

Установление невзимания вывозной таможенной пошлины при экспорте товаров в страны Таможенного союза находится в компетенции Правительства РФ в соответствии со ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе". С указанными государствами заключены протоколы о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений, что предусматривает освобождение от уплаты как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин при перемещении товаров государств - участников Таможенного союза между этими странами.

В отношениях с иными государствами - членами СНГ, имеющими с РФ двусторонние соглашения о свободной торговле, на основании протоколов об изъятиях из режима свободной торговли, являющихся неотъемлемой частью указанных соглашений, экспортные пошлины подлежат применению.

Ставки экспортных таможенных пошлин могут быть установлены различным образом: по одним товарам (омары, спирт этиловый, денатурированный, соль, гранит, нефть и нефтепродукты и др.) - в процентах от таможенной стоимости (адвалорные ставки), по другим (газ природный сжиженный, необработанные шкуры крупного рогатого скота и др.) - в установленном размере за единицу облагаемых товаров (специфические ставки), а по третьим (природный газ в газообразном состоянии, обработанная кожа из шкур крупного рогатого скота, древесина и изделия из нее и др.) - сочетающие два первых из названных видов таможенного обложения (комбинированные ставки).

Для расчета вывозной таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам необходимо установить таможенную стоимость облагаемых товаров. Таможенная стоимость вывозимых товаров также определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар при продаже товаров на экспорт. При этом в таможенную стоимость вывозимых товаров включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки (комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров, и др.).

Если товары экспортируются не в соответствии со сделкой купли-продажи или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, эта стоимость определяется исходя из данных бухгалтерского учета продавца-экспортера:

Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин установлены в Законе РФ "О таможенном тарифе". Так, освобождаются от уплаты экспортной пошлины предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, товары, вывозимые в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, товары, вывозимые в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участницей которых является РФ (ст. 35 - 37 указанного Закона).

Международный таможенный транзит

ТК РФ 1993 г. определял таможенный режим транзита как таможенный режим, при котором товары перемещались под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенный режим транзита в определении нового ТК РФ имеет ряд отличительных признаков.

Под таможенный режим международного таможенного транзита помещаются только иностранные товары, т.е. товары, не имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ (подп. 3 и 4 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

ТК РФ допускает транзит товаров между таможенными органами РФ только по таможенной территории РФ. Между тем экономико-географические особенности требуют дополнительного регулирования перевозок товаров между таможенными органами РФ, когда маршрут следования проходит по территории иностранного государства.

В остальном действие таможенного режима международного таможенного транзита не отличается от таможенного режима транзита, установленного ТК РФ 1993 г.

Товары, помещенные под рассматриваемый таможенный режим, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов. Это объясняется тем, что содержание таможенного режима исключает нахождение таких товаров в свободном обращении на таможенной территории РФ.

Не попадая на внутренний рынок РФ, эти товары не могут составить конкуренцию российским товарам. Аналогичное положение содержится в Киотской конвенции, предусматривающей, что товары, перевозимые в режиме таможенного транзита, не облагаются пошлинами и налогами при соблюдении установленных таможенной службой условий и представления любых необходимых гарантий (стандартное правило 3 главы 1 Специального приложения E).

Переработка на таможенной территории

При данном режиме, ввезенные товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов только в случае вывоза продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ в установленный срок. Если же продукты переработки вывозятся с нарушением срока, определенного в разрешении на переработку, либо таможенный режим завершается другими способами (см. комментарий к ст. 185 ТК РФ), в отношении ввезенных товаров уплачиваются таможенные платежи, которые подлежали бы уплате, если бы товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под режим переработки на таможенной территории.

Последующий вывоз компенсационных товаров является ключевым элементом режима переработки на таможенной территории. Обязанность вывоза компенсационных товаров устанавливается во избежание нарушения баланса свободной конкуренции между переработчиками, использующими товары в соответствии с режимом переработки, и теми, кто декларирует ввозимые товары непосредственно для свободного обращения.

Переработка для внутреннего потребления

Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Следует обратить внимание на то, что в рамках использования таможенного режима переработки для внутреннего потребления освобождение предоставляется только от уплаты таможенных пошлин. Остальные налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат уплате в полном объеме непосредственно при помещении товаров, предназначенных для переработки, под таможенный режим, что подтверждается также ст. 151 и 185 НК РФ (с учетом изменений, внесенных ст. 438 ТК РФ). Учитывая, что налоговую базу при исчислении НДС образует таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму подлежащей уплате таможенной пошлины, таможенная пошлина по ставкам, применяемым к ввезенным товарам, все же будет использоваться при расчете таможенных платежей, взимаемых в рамках таможенного режима переработки для внутреннего потребления.

И таможенный режим переработки для внутреннего потребления, и таможенный режим переработки на таможенной территории позволяют перерабатывать на таможенной территории товары, не имеющие статуса находящихся в свободном обращении, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Вместе с тем названные режимы имеют ряд отличий, наиболее существенные из которых следующие:

- основным способом завершения таможенного режима переработки на таможенной территории является вывоз продуктов переработки с таможенной территории РФ, в то время как таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается их помещением под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (т.е. переработка на таможенной территории ориентирована в первую очередь на вывоз товаров с таможенной территории РФ, а переработка для внутреннего потребления - на их ввоз на эту территорию, что следует также из названия рассматриваемых режимов);

- при завершении таможенного режима переработки на таможенной территории основным способом (вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ) ввозные и вывозные таможенные пошлины не взимаются, а использование таможенного режима переработки для внутреннего потребления предполагает уплату НДС и акцизов, если они взимаются с ввозимых товаров, при помещении товаров под таможенный режим переработки и уплату таможенной пошлины при выпуске продуктов переработки для свободного обращения;

- в случае выпуска продуктов переработки товаров на таможенной территории для свободного обращения таможенные пошлины и налоги взимаются с ввезенных товаров, при этом дополнительно с этих сумм уплачивается процент по ставкам рефинансирования Банка России, как если бы лицу была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории (товары по своему правовому положению приравниваются к товарам, ввезенным для переработки и изначально выпущенным для свободного обращения). Таможенные пошлины при завершении режима переработки для внутреннего потребления взимаются не с ввозимых товаров, а с продуктов переработки по ставкам, применимым к продуктам переработки;

- под таможенный режим переработки для внутреннего потребления может быть помещен ограниченный круг товаров.

В отношении продуктов переработки применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения ввезенных для переработки товаров. В случаях, когда в процессе переработки используются иностранные товары, происходящие из разных стран, применение ставок таможенных пошлин осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) если в результате переработки произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, к продуктам переработки применяются ставки таможенных пошлин как к товарам, ввозимым из стран, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации;

2) в иных случаях применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения иностранных товаров, таможенная стоимость которых является наибольшей.

 

Переработка вне таможенной территории

Таможенный режим переработки вне таможенной территории позволяет осуществлять с российскими товарами операции по переработке за пределами таможенной территории РФ и ввозить переработанные товары (продукты переработки) с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

В рамках таможенного режима переработки вне таможенной территории предусмотрено предоставление налоговых льгот в отношении:

- вывозимых на переработку товаров (полное условное освобождение от вывозных таможенных пошлин);

- ввозимых продуктов переработки (полное или частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов).

Освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин является условным, поскольку действует только при условии ввоза продуктов переработки на таможенную территорию РФ. В случае завершения таможенного режима переработки вне таможенной территории РФ изменением его на таможенный режим экспорта в отношении вывезенных товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, а также проценты с указанных сумм, как если бы на день принятия таможенной декларации на вывоз была предоставлена отсрочка уплаты вывозной таможенной пошлины (п. 3 ст. 208 ТК РФ). Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ТК РФ 1993 г. при помещении под таможенный режим переработки вне таможенной территории товары облагались вывозными таможенными пошлинами и налогами с последующим возвратом уплаченных сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории РФ.

Учитывая, что таможенный режим переработки вне таможенной территории по общему правилу предполагает ввоз на таможенную территорию РФ продуктов переработки, то предусмотрено, что освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов в отношении товаров, вывозимых на переработку, в отличие от товаров, вывозимых в соответствии с режимом экспорта (п. 2 ст. 166 ТК РФ), не производится.

 

Временный ввоз

В ТК РФ предусматривается применение двух типов (видов) режима временного ввоза - с полным и частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов. В основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе лежит такой критерий, как извлечение дохода.

На ст. 212 ТК РФ содержатся ссылки в НК РФ: в ст. 151, устанавливающей особенности обложения НДС при перемещении товаров через таможенную границу, и в ст. 185, регулирующей особенности налогообложения при перемещении через таможенную границу подакцизных товаров.

Положения ТК РФ о налоговом режиме временного ввоза в целом соответствуют общепризнанным международным стандартам (стандартное правило 3; рекомендуемые правила 22 и 23, содержащиеся в Специальном приложении G к Киотской конвенции).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи Правительство РФ наделяется правом определять перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, а также условия такого освобождения. При принятии соответствующего решения Правительство РФ исходит из того, что временный ввоз товаров не должен наносить существенного экономического ущерба РФ (временный ввоз многооборотной тары и упаковок; временный ввоз товаров в рамках развития международных связей в сфере науки, культуры, спорта, туризма; временный ввоз товаров с целью оказания международной помощи).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2000 г. N 599 полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в вышеприведенном перечне, предоставляется на срок временного ввоза до одного года (если иное не предусмотрено в Постановлении Правительства РФ).

В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в перечне, свыше одного года применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

С экономической точки зрения полное освобождение от таможенных платежей временно ввозимых товаров в ряде случаев может создать для определенной категории лиц необоснованно более льготные условия для пользователя таких товаров по сравнению с лицами, использующими аналогичные товары на общих основаниях. Для снятия названного противоречия без ограничения сферы применения рассматриваемого таможенного режима законодательство устанавливает возможность использования временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Этот тип таможенного режима временного ввоза применяется:

- в случаях, когда в отношении временно ввозимых товаров не допускается применение полного освобождения от таможенных пошлин и налогов;

- при несоблюдении бенефициаром (пользователем) таможенного режима временного ввоза условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов;

- при продлении установленного предельного срока применения режима временного ввоза с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов;

- при завершении периода действия льгот в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимых товаров, предоставленных по иным основаниям.

Второй тип таможенного режима временного ввоза, при котором применяется частичное освобождение от уплаты таможенных налогов, позволяет создать определенные гарантии зашиты интересов российской экономики. Он устанавливает также своеобразные экономические рамки - ограничения использования режима временного ввоза товаров, поскольку размер таможенного обложения в этом случае пропорционален продолжительности временного использования товаров на таможенной территории РФ. При частичном освобождении от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

Лицо, получившее разрешение на временный ввоз, становится ответственным за уплату таможенных платежей (п. 7 ст. 212 ТК РФ). При этом оно наделяется значительными правами по определению порядка уплаты таможенных платежей при частичном условном освобождении:

- решает по своему усмотрению, будут ли таможенные платежи уплачены сразу при помещении товара под таможенный режим временного ввоза или будут уплачиваться периодически;

- в последнем случае устанавливает периодичность уплаты таможенных платежей.

Конкретные сроки уплаты таможенных платежей определяются с учетом того, что их уплата должна производиться до начала соответствующего периода.

Таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз, контролирует фактическое поступление сумм периодических таможенных платежей.

Временно ввезенный товар автоматически считается выпущенным для свободного обращения в случае, если уплаченная сумма периодических таможенных платежей становится равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товар был выпущен для свободного обращения при условии, что в отношении этого товара не применяются ограничения экономического характера либо такие ограничения, которые применялись на день помещения под режим временного ввоза, отменены. Эта норма вытекает из положения п. 4 ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которым общая сумма таможенных платежей, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением, не должна превышать сумму, которая подлежала бы уплате, если в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения (без учета пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, а также процентов, которые могут начисляться в соответствии с п. 2 ст. 214 ТК РФ).

Уплаченные суммы таможенных платежей при обратном вывозе либо заявлении временно ввезенных товаров к иному таможенному режиму не возвращаются.

Таможенный склад

На период хранения к товарам не применяются таможенные пошлины, налоги, а также запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Иностранные товары, предназначенные для вывоза с территории РФ, при их помещении на таможенный склад освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налогов либо уплаченные суммы возвращаются, а в отношении российских товаров, предназначенных для последующего вывоза, при их помещении на таможенный склад возвращаются уплаченные внутренние налоги.

Напомним, что ввезенные товары теряют свой статус иностранных товаров после их выпуска для свободного обращения (см. ст. 11 ТК РФ). Поэтому положения статьи 220 ТК РФ применяются только в отношении товаров, помещаемых на таможенный склад после режимов, не меняющих статус товаров (например, транзит, временный ввоз, переработка). В отношении таких товаров ввозные таможенные пошлины, налоги при помещении их на таможенный склад с целью последующего вывоза за пределы таможенной территории РФ не уплачиваются. Эта норма корреспондирует НК РФ, который устанавливает, что при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада налог (НДС - подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ и акциз - подп. 3 п. 1 ст. 185 НК РФ) не уплачивается.

Если же ввозные таможенные пошлины, налоги были уплачены при ввозе (например, в соответствии с таможенными режимами реэкспорта, переработки), они подлежат возврату.

Устанавливается также, что товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ, однако срок для такого вывоза не указывается. Очевидно, что вывоз должен быть осуществлен по истечении срока хранения товаров на таможенном складе, установленного при их помещении на склад, но не позднее истечения максимального срока хранения - трех лет.

В случае если товары не вывезены с таможенного склада, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых было предоставлено освобождение или произведен возврат, подлежат уплате с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период хранения товаров на таможенном складе.

Пункт 2 ст. 220 посвящен правилам налогообложения российских товаров и практически повторяет соответствующие положения ТК РФ 1993 г. Статья устанавливает, что российские товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, при помещении их на таможенный склад освобождаются от внутренних налогов или производится их возмещение либо возврат, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

В НК РФ правила налогообложения товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада, устанавливаются в ст. 151 (подп. 1 п. 2) - в отношении НДС и в ст. 185 (подп. 1 п. 2) - в отношении акциза. Эти нормы устанавливают, что при помещении товаров под режим таможенного склада в целях последующего вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта применяется такой же порядок налогообложения, как и при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта - т.е. НДС и акциз не уплачиваются.

Однако п. 1 ст. 164 НК РФ, определяющий случаи, когда товары облагаются НДС по ставке 0%, не содержит положения о применении нулевой ставки к товарам, помещаемым под режим таможенного склада, а устанавливает освобождение только в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подп. 1) или припасов (подп. 8). Для получения права на возмещение налогов в налоговые органы должны быть представлены документы, подтверждающие фактический вывоз товаров с территории РФ. Перечень таких документов установлен в ст. 165 НК РФ и включает, среди прочего, копии грузовой таможенной декларации и транспортных документов с отметками таможенного органа, подтверждающими фактический вывоз товаров в режиме экспорта. В отношении акцизов в п. 7 ст. 198 НК РФ предусмотрен аналогичный порядок подтверждения обоснованности освобождения от их уплаты.

Таким образом, предусмотренное в ст. 220 ТК РФ освобождение от внутренних налогов в отношении помещенных на таможенный склад российских товаров, предназначенных для последующего вывоза, может применяться только после внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах.

Реимпорт

Помещение товаров под этот режим позволяет российским лицам ввозить на таможенную территорию РФ ранее экспортированные товары без уплаты таможенных пошлин и налогов (например, в случаях, когда иностранная сторона отказалась от приемки товаров по причине несоответствия качества поступившего товара условиям контракта);

Помимо освобождения реимпортируемых товаров от ввозных таможенных пошлин, налогов в случае ввоза товаров не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения таможенной границы при их вывозе, плательщику таможенных пошлин, налогов также возвращаются уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин (ст. 238 ТК РФ).

Условием помещения товаров под таможенный режим реимпорта является уплата сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм, подлежащих возвращению в федеральный бюджет. Согласно статье 226 ТК РФ при реимпорте товаров возвращению в федеральный бюджет подлежат:

1) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ ("таможенные" льготы).

Так, в соответствии со ст. 173 ТК РФ в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных платежей только при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также проценты с указанных сумм по ставкам рефинансирования Банка России, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки (п. 4 ст. 185 ТК РФ). При реимпорте ранее вывезенных продуктов переработки они остаются на таможенной территории РФ, в связи с чем действие прежней льготы не может быть сохранено. Иначе реимпортированные продукты переработки стали бы более конкурентоспособными по сравнению с аналогичными продуктами переработки, выпущенными для свободного обращения. Вместе с тем проценты на суммы таможенных пошлин, налогов за период нахождения товаров за пределами таможенной территории РФ начисляться не должны, поскольку товары в это время не оказывали влияния на экономику страны.

Кроме того, в указанном случае подлежат возврату суммы ввозных НДС и акциза, не уплаченные лицом при вывозе с таможенной территории РФ продуктов переработки (подп. 4 п. 1 ст. 151 и подп. 4 п. 1 ст. 185 НК РФ);

2) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, неуплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ ("нетаможенные" льготы).

Например, согласно п. 2 ст. 166 ТК РФ при экспорте товаров производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с НК РФ. Подпунктом 2 п. 1 ст. 151 и подп. 2 п. 1 ст. 185 НК РФ предусмотрено, что при помещении под таможенный режим реимпорта ранее экспортированных товаров возврату в федеральный бюджет подлежат суммы НДС и акцизов, от уплаты которых лицо было освобождено либо которые были возвращены ему в связи с экспортом товаров. При этом суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действовавших на день принятия таможенной декларации при экспорте товаров, и таможенной стоимости и (или) их количества, которые были определены при вывозе товаров.

Субсидии, упомянутые в п. 1 комментируемой статьи, представляют собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях финансирования целевых расходов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). В случае если указанные денежные средства предоставлялись лицу в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ, они подлежат возврату в федеральный бюджет при их реимпорте, поскольку предоставление субсидий было обусловлено нахождением товаров вне таможенной территории РФ. Комментируемая норма согласуется с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования. Суммы субсидий и иные суммы исчисляются в порядке, установленном Правительством РФ, которое наделено также полномочиями по определению случаев уплаты процентов, взимаемых с сумм субсидий и иных сумм.

Взимание вышеназванных ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них, а также внутренних налогов, субсидий и иных сумм производится в общеустановленном порядке (раздел III ТК РФ).

При осуществлении экспорта российских товаров возникают ситуации, когда иностранные контрагенты отказываются от приемки поступивших в их адрес товаров, например, в связи с несоответствием качества товара условиям внешнеэкономической сделки. В целях минимизации расходов российского лица в рамках таможенного режима реимпорта предусматриваются налоговые льготы, основной из которых является освобождение реимпортируемых товаров от ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 234 ТК РФ). Помимо этого статья 238 ТК РФ предусматривает возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин в случае, если ранее вывезенные товары ввозятся на таможенную территорию РФ в течение шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ.

Реэкспорт

Так, при помещении товаров под реэкспорт ввозные таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, а если они уже были уплачены, при реэкспорте товаров возможен возврат этих платежей;

Прежний ТК РФ предусматривал возврат таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с ранее заявленным таможенным режимом (ч. 2 ст. 101), как непосредственную составляющую реэкспорта. Возврат указанных сумм осуществлялся при соблюдении следующих условий:

- нахождение товаров в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

- осуществление реэкспорта товаров в течение двух лет с момента ввоза;

- неиспользование товаров в целях извлечения дохода.

Исходя из этих условий, для завершения таможенного режима временного ввоза товаров, использованных для собственных нужд организации, в отношении которых предоставлено частичное освобождение (3% за каждый полный и неполный месяц от суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения), юридически можно было заявить таможенный режим реэкспорта и получить обратно все уплаченные периодические платежи.

Условия освобождения от уплаты или возврата уплаченных ввозных таможенных платежей, предусмотренные комментируемой статьей, ориентированы на применение таможенного режима реэкспорта исключительно в качестве завершения действия иных таможенных режимов и исключают указанную выше возможность. Так, одним из условий предоставления полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров является их обратный вывоз за пределы таможенной территории РФ (ст. 209, 212 и 214 ТК РФ). При этом согласно п. 6 ст. 212 ТК РФ при реэкспорте временно ввезенных товаров либо помещении их под иные таможенные режимы суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, возврату не подлежат.

Пункт 2 статьи 241 ТК РФ не изменяет действовавший ранее порядок, устанавливая невзимание вывозных таможенных пошлин при вывозе реэкспортируемых товаров. Однако в данной норме отсутствует оговорка о вывозных налогах в силу общей позиции по исключению возможности их установления.

Уничтожение

Под режимом уничтожения понимается такой таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Одна из важнейших характеристик рассматриваемого таможенного режима - освобождение от уплаты НДС и акцизов с товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, - закрепляется также в НК РФ (п. 1 ст. 151).

Отказ в пользу государства

Под отказом в пользу государства в ТК РФ понимается таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных платежей, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Освобождение товаров, помещаемых под таможенный режим отказа в пользу государства, от уплаты НДС и акцизов подтверждается также и в НК РФ (п. 1 ст. 151 и п. 1 ст. 185).

Временный вывоз

вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся.

Беспошлинная торговля

Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При помещении российских товаров под таможенный режим беспошлинной торговли производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При помещении иностранных товаров под таможенный режим беспошлинной торговли производится возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Перемещение припасов

Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Задача

15.06.2000 г. Фирма вывезла по внешнеторговому контракту в таможенном режиме «экспорт» партию пиломатериалов. Стоимость контракта в ценах ФОБ  составила  20 тыс. Долл. США.

10.11.2000 г. Таможенными органами была получена информация  о том, что на счет уполномоченного банка сумма выручки, полученная от реализации товара на экспорт не поступила.

Необходимо указать в чем состоит таможенное правонарушение, по какой статье оно квалифицируется и какое взыскание может быть наложено на участника ВЭД.

Решение

В самом факте непоступление денег на банковский счет нет правонарушения, но если  это повлечет последствия в виде несвоевременное или вообще неуплаты таможенных платежей, то участник ВЭД может быть привлечен к административной ответственности (ст. Статья 16.22. нарушение сроков уплаты таможенных платежей) и налоговую ответственность, так как таможенная пошлина – федеральный налог.

Список литературы

1.     Таможенный Кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ / Правовая система Консультант.

2.     Налоговая  кодекс Российская Федерация (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) / Правовая система Консультант.

3.     Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / Правовая система Консультант.

4.     Комментарий к Таможенному кодексу РФ (постатейный). / Под ред. А.Н. Козырина. -Издательство "Проспект", 2004.

5.     Комментарий к Таможенному кодексу РФ. / Под ред. Ю.А. Азарова, Г.В. Баландиной. -Издательство "Норма", 2004.