МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ВСЕРОССИЙСКИЙ    ЗАОЧНЫЙ                                                                                    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

        ИНСТИТУТ

Кафедра финансового менеджмента

                               КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»

на тему «ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

(тема 7, вариант 2.2.)

Исполнитель:

Липецк-2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….5

Глава 2.Методы финансового планирования. ……………………………..8

Глава 3. Бюджетирование………………………………………………….12

Глава 4. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием………………………………………………………………...17

Расчетная часть………………………………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………..49

Библиографический список…………………………………………………51

Введение

         Только при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта возможно эффективное управление финансами предприятия, и, как следствие, достижение поставленных целей.

         Финансовое планирование – это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой и производственной деятельности в планируемом периоде. Планирование это связано, прежде всего, с планированием производственной деятельности предприятия, потому, что все финансовые показатели опираются на показатели себестоимости продукции, объема производства, ассортимента продукции и т.д.

         К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование,

можно отнести следующие:

- обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хо­зяйственной деятельности предприятия;

- увеличение размера прибыли, повышение показателей рен­табельности;

- обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;

- определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;

- контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

         Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования  и государства, а итоговым результатом – составление финансовых и бюджетных планов.

         Общий смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы той или иной организации.

         В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость   финансового планирования, в отличии от  командно-административной модели экономики, где все планы опускались «сверху».

         Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность, нестабильность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения новых современных техноло­гий планирования.

         Рассмотрение теоретических и практических основ финансового планирования на предприятии, особенностей системы бюджетирования как метода финансового планирования является целью данной работы.

         Задачи, которые мы постараемся решить при реализации данной цели, заключаются в следующем:

- Выделить определение сущности и функций финансового планирования на предприятии;

-  Рассмотреть финансовый план как составную часть бизнес-плана;

- Провести анализ методов планирования финансовых показателей, показать организацию бюджетного процесса на предприятии;

- Дать характеристику видов финансовых планов, методов их разработки и определить их роль в управлении предприятием;

- Освоить практические основы составления финансового плана.

1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана

         Финансовое планирование представляет собой процесс разра­ботки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем пе­риоде.

        Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки планов развития хозяйственной деятельности организации. В зави­симости от конкретной задачи бизнес-планы можно разделить на:

- общего развития и составляемые под конкретную задачу;

- стратегические и тактические.

        Неотъемлемой частью любого бизнес-плана является финансовый план, в рамках которого определяются плановые значения ключевых финансовых показателей хозяйственной деятельности. Традиционно финансовый раздел бизнес-плана разрабатывается в форме, аналогичной формам финансовой отчетности (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, прогнозный бухгалтерский баланс и др.).

        Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом — анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансо­вые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирова­ния, так как содержат данные для анализа и расчета финансо­вых показателей деятельности предприятия, а также служат ос­новой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облег­чается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансо­вого планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом за­падные компании используют для анализа, как правило, внут­ренний баланс, включающий наиболее достоверную информа­цию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду при­чин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного биз­нес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

        Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.[3,c.65]

При решении стратегических задач развития организации (рав­но как и других задач, для решения которых необходима разработка бизнес-плана) важно определить не только абсолютные значения ключевых финансовых показателей, но и оценить, каким образом изменится финансовое состояние организации в ходе выполнения данного плана. Плановые формы, содержащие абсолютные показа­тели хозяйственной деятельности (повторяющие формы финансовой отчетности), не позволяют непосредственно получить информацию о том, как будут меняться такие ключевые показатели финансового состояния, как ликвидность, платежеспособность, деловая актив­ность, эффективность деятельности. Подобная информация может формироваться только в рамках финансового анализа.

Таким образом, финансовый раздел бизнес-плана должен вклю­чать подраздел финансового анализа, цель которого — повысить степень достоверности и объективности информации об изменении финансового положения организации в будущем при реализации разрабатываемого плана. К задачам финансового анализа, проводи­мого на этапе составления бизнес-плана, относятся:

 - оценка имущественного положения;

 - оценка финансового состояния;

 - оценка финансовой устойчивости;

 - расчет и оценка показателей рентабельности и деловой ак­тивности;

 - расчет безубыточности продаж товаров и т. п.

Отметим, что все указанные расчеты проводятся на два момента времени — до и после внедрения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом. Такой подход позволяет оценить качество измене­ний, полученных в результате выполнения бизнес-плана.

2. Методы финансового планирования

        При планировании и прогнозировании основных финансовых показателей деятельности организаций могут применяться следующие методы расчетов: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование, эвристический метод.

Метод экономического анализа позволяет определить основ­ные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Этот метод основан на прогнозировании финансовых показателей на основе анализа их достигнутой величины. Данный метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на соснове изучения их динамики за ряд периодов. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам. ; Расчет планируемой величины финансовых показателей мож­но отразить в следующем виде:

Фп пл = Фп отч * I

где Фп пл - планируемая величина финансового показателя; Фп отч - отчетное значение финансового показателя; I - индекс изменения финансового показателя.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъ­екта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормати­вами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизацион­ных отчислений и др. Существуют также нормативы хозяйст­вующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непо­средственно на предприятии и используемые им для регулиро­вания производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эф­фективному вложению капитала.

Можно выделить следующие нормы и нормативы:

- федеральные;

- региональные;

- местные;

- отраслевые;

- групповые;

- внутренние (нормы и нормативы предприятий).

       При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Примером групповых нормативов являются льготные налоговые ставки, установленные для малых предприятий, особые возможности начисления амортизации: в акционерных обществах - это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим пред­приятием при нормировании оборотных средств, создании ре­монтного фонда, резервировании средств под обесценение вложенйй в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.

Современные методы кальку­лирования затрат, такие как стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем, большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соот­ветствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Т.е. балансовый метод планирования финансовых показателей со­стоит в увязке планируемого поступления и использования фи­нансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планиру­емого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при  разработке шахматной таблицы.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необхо­димых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных пото­ков основывается на ожидаемых поступлениях средств на опре­деленную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод ба­лансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы вы­брать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Так, например, в одном варианте может быть заложен про­должающийся спад производства, инфляция и слабость нацио­нальной валюты, а в другом-рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.[9,c.68]

При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии:

- максимальная рентабельность вложенного капитала;

- максимальное значение прибыли;

- максимальная оборачиваемость капитала;

- оптимальное соотношение заёмных и собственных средств

предприятия;

- минимальное значение приведенных затрат и т.д.

Методы экономико-математического моделирования позволя­ют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финан­совыми показателями и основными факторами, их определяю­щими.

Экономико-математическая модель может выражать функци­ональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

Y=f (x1, x2, … , xn),

где Y - планируемый финансовый показатель; xii-й фактор, i = 1, ..., n.

Широкое применение в планировании финансовых показате­лей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких фак­торов:

Y= a0 + a1x1 + … + an xn,

|где а0, а\, ..., ап - параметры (коэффициенты регрессии), кото­рые оцениваются из статистических данных; Yсреднее значение финансового показателя; х1, ... , хпфакторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.

Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не "позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными неточностями в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день считается период в 1—2 года.[2,c.96]

Эвристические методы представляют собой методы прогнози­рования финансовых показателей, осно­вывающиеся на опыте и интуиции экс­пертов, т. е. на субъективных началах. Применяются в прогнозиро­вании ситуа­ций с высокой степенью неоп­ределенности.

3. Бюджетирование

Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам финансового планирования на предприятии. Многие проблемы внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством применения новых современных техноло­гий планирования. Для организации наиболее эффективного фи­нансового планирования в отечественной практике все чаще ис­пользуется система бюджетирования.

В литературе приводятся самые различные определения поня­тий «бюджет», «бюджетирование». По определению Британского института финансовых менеджеров, «бюджет — это план, представ­ленный в денежном выражении, - подготовленный и одобренный для определенного периода времени, в котором обычно показа­ны предстоящие поступления и (или) расходы данного периода, и капитал, который необходимо использовать для достижения по­ставленных целей».

«Основной бюджет — это финансовое, количественно опреде­ленное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей» - мнение   американских специалистов.

Таким образом, бюджетирование — это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и так­тические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению. Наиболее важными требованиями к бюджетам являются сле­дующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопостави­мость, корректность, согласованность, оперативность и функци­ональность.

Привлекательность бюджетирования для российских предпри­ятий в нынешних условиях заключается в следующем:

во-первых, бюджетирование пришло на смену существовав­шей ранее системы планирования, когда показатели «спускались сверху», когда связь планирования с финансами прослеживалась с трудом, ничего не появилось, кроме бизнес-плана. Но бизнес - план решает несколько иные задачи, чем финансовое планирова­ние деятельности предприятия;

во-вторых, бюджетирование особо привлекательно для вновь создаваемых предприятий, когда важно с самого начала представлять перспективы развития и необходимые объемы инвестиций, иметь финансовые сметы и прогнозируемые финансовые показа­тели. Таких предприятий в условиях развития рыночного хозяйствования в России очень много; 

в-третьих, бюджетирование дает возможность осуществле­ ния финансового контроля, принятия оперативных управленчес­ ких решений. В условиях нестабильности в экономике это нема­ ловажный фактор.[13,c.35]

Но существуют определенные трудности, которые возникают при внедрении бюджетирования на предприятиях в условиях Рос­сии. Изначально это недостаток информации. Отсутствуют струк­туры, которые собирали бы информацию, необходимую для вне­дрения бюджетирования, и анализировали во всем его многооб­разии. Ту информацию, которой обладает бухгалтерия, можно использовать для финансовой отчетности, но ее недостаточно - она не годится ни по форме, ни по регламенту для бюджетного управления. Это обусловливает невозможность применения в су­ществующей информационной среде готовых западных техноло­гий финансового планирования.

По мнению специалистов Центра международного бизнеса и регионального развития, в настоящее время серьезные измене­ния претерпела логика хозяйственного планирования. Для мно­гих предприятий РФ до сих пор планирование осуществляется по принципу «от достигнутого». Если раньше этот принцип реали­зовывался в виде прироста объемов производства по сравнению с предыдущим годом, то теперь он выражается в стремлении как можно больше загрузить производственные мощности. Делается это чаще всего в независимости от того, может ли быть реализо­вана вся выпускаемая продукция, может ли предприятие получить за нее деньги в полном объеме.

Система бюджетирования предполагает многовариантный ана­лиз финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финан­сового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивос­ти в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование выполняет три основные функции: планиро­вания, учета, контроля.

Функция планирования. Данная функция является самой важ­ной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспекти­вам деятельности предприятия, все затраты и результаты приоб­ретают денежное выражение. Бюджетирование способствует пра­вильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам тор­говли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетиро­ванию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.

Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресур­сов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели фи­нансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Функция контроля. Является также немаловажной для предпри­ятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность  на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.

 Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для того, чтобы сохранить их контролирующую роль.

В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:        

- унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразде­лений, независимо от специфики их хозяйственной деятельности;

- совместимость бюджетных форм, форматов с установленны­ми формами государственной отчетности;

- совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;

- обеспечение возможности составления сводного бюджета;

- стабильность, неизменность процедур бюджетирования и ус­тановленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;

- разделение накладных расходов на затраты структурных под­разделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;

- непрерывность процедуры составления бюджетов, что пре­дусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сде­ланных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;

- заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельнос­ти;

- учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;

-детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.[4,c.72]

4. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения  важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования.

 Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации. В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

- прогноза отчета о прибылях и убытках;

- прогноза движения денежных средств;

       - прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

- определение источников долгосрочного финансирования;

- формирование структуры и затрат капитала;

- выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.

Текущее финансовое планирование является планированием «осуществления»; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом.

 Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.[7.c.58]

 Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.

 Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:

- рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений

- определяется сумма затрат

- определяется выручка от реализации продукции.

Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:

·        Прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

·        Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресур­сов предприятию необходимо оперативное планирование, кото­рое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эф­фективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансо­вого успеха предприятия. Поэтому при его составлении необ­ходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составле­ние и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация учета временной «стыковки» денежных по­ступлений и предстоящих расходов предприятия;

- формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

- ежедневный учет изменений в информационной базе;

- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия.

- анализ финансового рынка с позиции наиболее надеж­ного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того, чтобы он был реальным, его составителям необходимо следить за ходом про­изводства и реализации, состоянием запасов, дебиторской за­долженности в целях предупреждения невыполнения финансо­вого плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный пла­тежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, не­достаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать фи­нансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе реальной ин­формационной базы о денежных потоках предприятия.

Информационной базой платежного календаря служат: пла­ны, составленные на предприятии, например, план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений и т. п.; выписки по счетам предприятия и приложе­ния к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработанной платы; внутренние приказы.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие «налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.

Кроме платежного календаря, на предприятии должен со­ставляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денеж­ными средствами характеризует состояние финансовых отно­шений между предприятием и его работниками, т. е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необ­ходим предприятию для контроля за поступлением и расходо­ванием наличных денег.

Кроме того, своевременное сопоставление фактических данных с предусмотренным кассовым планом дает основание для принятия мер по устранению расхождений.

Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, так­же необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установлен­ные сроки.

Исходные данные для составления кассового плана: пред­полагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду по­требления в части денежных средств, не входящих в фонд оп­латы труда, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах на­личными деньгами (выручка от реализации путевок, команди­ровочные расходы и др.), сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.

Предприятия и организации получают наличные деньги в обслуживающих их банках на основании ежеквартальных кас­совых планов, в которых отражается необходимая величина на­личных денег на предстоящий квартал и сроки выплат.

Кассовый план разрабатывается на квартал и в установлен­ный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслужи­вании.

Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета.

Дальнейшее продвижение к рынку будет сопровождаться увеличением объемов безналичных расчетов и в конечном счете преобладанием этих расчетов во всех сферах расчетных опера­ций, как это имеет место в мировой практике. Тем не менее и тогда наличие кассового плана будет необходимо предприятию для того, чтобы по возможности более точно представить раз­мер обязательств перед работниками предприятия по зарабо­танной плате и по размерам других выплат.

Заключительным этапом финансового планирования явля­ется составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотноше­ний с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распре­делению прибыли.[3,c.58]

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плано­вой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

                   

Расчетная часть

Составление баланса доходов и расходов (финансового плана) промышленного предприятия

1. Расчет суммы амортизационных отчислений

Для того, чтобы рассчитать в Таблице 2 плановую сумму амортизационных отчислений и ее распределить, используем данные из Таблицы 1 к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды.

Таблица 1

Данные к расчету амортизационных отчислений

на основные производственные фонды

Стоимость    основных    фондов,    на    которые начисляется амортизация на начало года – 22 420 тыс. руб.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв. _

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

5200

10450

Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.

9890

Среднегодовая     стоимость    полностью    амортизированного борудования   (в действующих ценах) 2 780 тыс.руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 14,5.

По этой формуле определяем среднегодовую стоимость вводимых (выбывающих) основных производственных фондов (ОПФ),

где ОПФ вв (выб) –  стоимость вводимых (выбывающих) ОПФ; t – средний номер месяца квартала, в котором вводятся в эксплуатацию или выбывают из нее ОПФ.

ОПФвв = 5200/12*(12–5) + 10450/12*(12–8) = 6517 тыс. руб.

ОПФвыб = 9890/12*(12–11) = 824 тыс. руб.

Определяем  среднегодовую стоимость амортизируемых ОПФ:

ОПФ = ОПФн + ОПФвв – ОПФвыб = 22420 + 6517 – 824 = 25333 тыс. руб.,

где ОПФн – стоимость ОФ, на которые начисляется амортизация на начало года (строка 1).

Известны: среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования и средневзвешенная норма амортизационных отчислений - определяем сумму амортизационных отчислений:

А = (ОПФ – ОПФ полн) * Nа / 100 = (28113 – 2780)*14,5 / 100 = 3673 тыс. руб.

Таблица 2

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года

22 420

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

6 517

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов

824

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах)

2 780

5

Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в действующих ценах) – всего

25 333

6

Средняя норма амортизации

14,5

7

Сумма амортизационных отчислений – всего

3 673

8

Использование амортизационных отчислений на кап. Вложения

3 673

2. Расчет сметы затрат

Для расчета сметы затрат в Таблице 3, определение себестоимости товарной продукции начнем с определения затрат, связанных непосредственно с производством продукции: затрат на производство итого будет равно сумме статей затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, отчисления и платежи, прочие расходы (строка 5= 1 + 2 + 3 + 4 ). Размер социальных отчислений исчисляется как: ЕСН = 0,26*ФЗП, а сумма амортизации за квартал равна 1/4 размера годового амортизационного фонда.

Т. об., производственные затраты на год составят 35642 тыс. руб., в т.ч. за IV кв. –  8911 тыс. руб.

Определяем затраты на валовую продукцию как разницу между средствами, затраченными на производство и списанными на непроизводственные  счета (строка 7 = 5 – 6). Получаем соответственно 335217 и 8805 тыс. руб.

Определяем производственную себестоимость товарной продукции, она рана затратам на валовую продукцию за вычетом изменения остатков незавершенного производства и за вычетом изменение остатков по расходам будущих периодов (строка 10 = 7 –  8 – 9), обращаем внимание на прирост  или снижение  остатков. Получаем производственную себестоимость 35582 и 8896 тыс. руб.

Определяем полную себестоимость продукции: она равна сумме производственной себестоимости и расходам на продажу (строка 12 = 10 + 11). Следовательно получаем 36797 и 9199 тыс. руб.

Таблица 3

Смета II затрат на производство продукции

открытого акционерного общества, тыс. руб.

№ стр.

Статья затрат

Вариант II

всего на год

в т.ч. на IV квартал

1

2

3

4

1.

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

9650

2413

2.

Затраты на оплату труда

16800

4200

3.

Амортизация основных фондов*

3673 

918 

4.

Прочие расходы – всего,* в том числе:

5519

1380

4.1

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

87

22

4.2

б) налоги, включаемые в себестоимость,* в том числе:

5128

1282

4.2.1.

Единый социальный налог (26%)*

4368

1092

4.2.2.

прочие налоги

760

180

4.3.

в) арендные платежи и другие расходы

304

76

5.

Итого затрат на производство*

35642 

8911 

6.

Списано на непроизводственные счета

425

106

7.

Затраты на валовую продукцию*

35217 

8805 

8.

Изменение остатков незавершенного производства*

-340

-85

9.

Изменение остатков по расходам будущих периодов

-27

-7

10.

Производственная себестоимость товарной продукции*

35582

8896

11.

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

1 215

308

12.

Полная себестоимость товарной продукции*

36797

9199

13.

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

81250

20310

14.

Прибыль на выпуск товарной продукции*

44453

11113

15.

Затраты на 1 рубль товарной продукции*

0,45

0,45

        

3. Расчет потребности в оборотных средствах

В Таблице 5 определяем потребность в собственных оборотных средствах на конец планируемого года и их прирост, используя данные,  приведенные в Таблице 4.

Таблица 4

Данные к расчету потребности в оборотных средствах, тыс.руб.

№ стр.

Показатель

2.2.

1

2

3

1

Изменение расходов будущих периодов

-27

2

Прирост устойчивых пассивов

280

3

Норматив на начало года: 

3.1

Производственные запасы

1416

3.2

Незавершенное производство

1 122

3.3

Расходы будущих периодов

70

3.4

Готовая продукция                     

1 567

4

Нормы запаса в днях: 

4.1

Производственные запасы

53

4.2.

Незавершенное производство

8

4.3.

Готовые изделия

16

Определяем потребность предприятия в оборотных средствах (ОС) исходя из норм запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям затрат на производство на IV квартал Сметы затрат. Для чего воспользуемся методом прямого счета, который определяет нормы запаса через стоимостное выражение отдельных статей затрат. При этом величина однодневного оборота по материально-производственным запасам исчисляется исходя из величины материальных затрат, по незавершенному производству - из себестоимости валовой продукции, а по готовым изделиям - из производственной себестоимость товарной продукции (ПСТ).

Столбцы 3 и 6 Таблицы 5 берем из Таблицы 4, а столбец 4 берем из Таблицы 3.

Значения по столбцу 5 определим как:

где Ооб – однодневные обороты элементов ОС. Подставляя поочередно в числитель значения материальных затрат и ПСТ, получим значения по строкам 1 и 4.

Значения по столбцу 7 по этим строкам определим как: Нк = О*Nз (столбец 7 = 5*6). 

Для расчетов значений по столбцу 7 по строкам 2 и 3 используем годовое изменение их остатков:  Нк = Нн + ∆± (столбец 7 = 3 + 8).

Определяем прирост (снижение) норматива по столбцу 8 для строк 1 и 4 определим как: ∆± = Нк – Нн (столбец 8 = 7 – 3).

Наблюдаем снижение потребности предприятия в собственных оборотных средствах (строка 5) на сумму 349 тыс. руб., следовательно  высвобождение средств из оборота направляется на покрытие расходов, осуществляемых из прибыли.

Таблица 5

Расчет потребности предприятия в оборотных средствах

№ стр.

Статьи затрат

Норматив на начало года, тыс. руб.

Затраты IV кв., тыс. руб., всего

Затраты IV кв., тыс. руб. / день

Нормы запасов, в днях

Норматив на конец года, тыс. руб.

Прирост (+), снижение (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Производственные запасы

1 416

2 413

27

53

1 421

5

2

Незавершенное производство

1122

8805

98

8

782

-340

3

Расходы будущих периодов

70

-

-

-

43

-7

4

Готовые изделия

1 567

8896

99

16

1 580

13

5

Итого

4175

3826

-349

Источники прироста

6

Устойчивые пассивы

280

7

Прибыль

-629

4. Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

 

В Таблице 7 для расчета объема реализуемой товарной продукции и прибыли используем данные Таблицы 6.

Таблица 6

Данные к расчету объема реализации и прибыли, тыс.руб.

№ стр.

Показатель

2.2.

1

                 2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года

 

1.1

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500

1.2

б) по производственной себестоимости

1460

2

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года

 

2.1

а) в днях запаса

9

2.2

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)*

2031 

2.3

в) по производственной себестоимости*

 890

Прочие доходы и расходы

Операционные доходы

3

Выручка от реализации выбывшего имущества

8200

4

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

2860

5

Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий

3001

Операционные расходы

6

Расходы от реализации выбывшего имущества

4900

7

Проценты к уплате*

808

8

Расходы на оплату услуг банков

120

Внереализационные доходы

9

Доходы от прочих операций

18321

Внереализационные расходы

10

Расходы по прочим операциям

12460

11

Налоги, относимые на финансовые результаты

2279

12

Содержание объектов социальной сферы – всего* в том числе:

1820

12.1

а) учреждения здравоохранения

800

12 2

б) детские дошкольные учреждения

730

12 3

в) содержание пансионата

290

13

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

1000

Прибыль от фактических остатков нереализованной продукции исчисляется как разность между фактическими остатками нереализованной продукции на начало года в ценах базисного года и по производственной себестоимости (строка 1.3 = 1.1 – 1.2) и составит 1040 тыс. руб.

Прибыль от выпуска товарной продукции исчисляется как разность между выпуском товарной продукции в действующих ценах и по полной себестоимости (строка 2.3 = 2.1 – 2.2). Цены приведены в строках 13 и 12 Сметы затрат. Прибыль от выпуска продукции составит 44453 тыс. руб.

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях и данных сметы затрат на производство на IV квартал. Пользуясь квартальными данными о товарной продукции (ТП), исчислим однодневный оборот ТП по формуле:

где ТПкв. – товарная продукция в действующих (отпускных) ценах (строка 13 Таблица 3) или по производственной себестоимости (строка 10) на квартал; Nз – планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в днях запаса.

Подставляя данные значения, находим планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в действующих ценах

Одц = 20310 : 90 * 9 = 2031 тыс. руб. и по производственной себестоимости Опс = 8896 : 90 * 9 =  890 тыс. руб. Тогда прибыль от планируемых остатков нереализованной продукции на конец составит 1141 тыс. руб.

Объем продаж продукции в планируемом году будет равен сумме фактических остатков нереализованной продукции на начало года и выпуску товарной продукции, за вычетом планируемых остатков нереализованной продукции  на конец года, и составит:в действующих ценах: строка 4.1 = 1.1 + 2.1 – 3.2 = 81719 тыс. руб.;по производственной себестоимости: строка 4.2 = 1.2 + 2.2 – 3.3 = 37367 тыс.руб.

Планируемая прибыль от продажи продукции будет равна выражению: строка 4.3 = 4.1 – 4.2=44352тыс. руб.

Таблица 7

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года

1.1

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500

1.2

б) по производственной себестоимости

1460

1.3

в) прибыль

1040

2

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)

2.1

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

81250

2.2

б) по полной себестоимости

36797

2.3

в) прибыль

44453

3

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года

3.1

а) в днях запаса

9

3.2

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

2031

3.3

в)по производственной себестоимости

890

3.4

г) прибыль

1141

4

Объем продаж продукции в планируемом году

4.1

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

81719

4.2

б) по полной себестоимости

37367

4.3

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

44352

5. Определение источников капитальных вложений

В Таблице 9 заполним строку 8  итоговые вложения данными из строк 1 и 2 Таблицы 8.

За счет прибыли по строке 2 ведутся реконструкция цеха и строительство жилого дома (строки 2 и 3 Таблица 8).

Амортизационные отчисления на ОПФ по строке 3, для производственного назначения были рассчитаны в Таблице 2.

Плановые накопления по смете на СМР хозяйственным способом по строке 4, для производственного назначения исчисляются как произведение объема СМР и нормы плановых накоплений по смете из таблицы 8.

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве по строке 5, для непроизводственного назначения даны в Таблице 8.

Капитальные недостающие вложения формируются за счет долгосрочного кредита банка, который рассчитывается как разность между капитальными итоговыми вложениями и сумой вышеперечисленных источников финансирования: строка 7 = 8 – (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6). Общая сумма кредита составит 3488 тыс. руб.

Таблица 8

Показатели по капитальному строительству

№ стр.

Показатель

Вариант сметы, тыс. руб.

Вариант II

1

2

3

1

Капитальные затраты производственного назначения в том числе:

16725

1.1

объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом

8100

2

Капитальные затраты непроизводственного назначения

6000

3

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, %

8,2

4

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

1 000

5

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

18

 Таблица 9

Расчет источников финансирования кап. вложений, тыс. руб.

№ стр.

Источник

Капитальные вложения производ­ственного назначения

Капитальные вложения непроизвод­ственного назначения

1

2

3

4

1

Ассигнования из бюджета

-

-

2

Прибыль, направляемая на кап. вложения

8 900

4 000

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

3 673

-

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

664

-

5

Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия

-

1 000

6

Прочие источники

-

-

7

Долгосрочный кредит банка

3 488

1 000

8

Итого вложений во внеоборотные активы

16 725

6 000

9

Проценты по кредиту к уплате (по ставке 18% годовых)

628

180

6. Составление проекта Отчета о прибылях и убытках

В Таблице 10 для составления проекта Отчета о прибылях и убытках используем данные, представленные и рассчитанные в Таблицах 3 и 6.

Прибыль от продажи (по обычным видам деятельности) была исчислена выше и равна 44352 тыс. руб.

Проценты к получению отражают доходы, полученные по ценным бумагам (строка 4 Т6), а проценты к уплате – расходы на оплату услуг банков (строка 8 Т6). Доходы от участия в других организациях показаны в строке 5 Таблица 6.

Прочие операционные доходы и расходы отражают выручку от продажи выбывшего имущества и связанные с этим расходы (строки 3 и 6 Т6.).

Прочие внереализационные доходы и расходы указаны как внереализационные доходы и расходы по прочим операциям (строки 9 и 10 Т.6). Прибыль планируемого года с учетом внереализационных доходов и расходов будет равна: строка 11 =3+4+6+7+9-5+8+10=53814 тыс. руб.

Таблица 10

Проект отчета о прибылях и убытках

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1

Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году

81719

2

Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году

37367

3

Прибыль (убыток) от продаж

44352

2. Операционные доходы и расходы

4

Проценты к получению

2 860

5

Проценты к уплате

808

6

Доходы от участия в других организациях

3 001

7

Прочие операционные доходы

8 200

8

Прочие операционные расходы

5020

3. Внереализационные доходы и расходы

9

Внереализационные доходы

18 791

10

Внереализационные расходы - всего, в том числе:

17 559

10.1

а) содержание учреждений здравоохранения

800

10.2

б) содержание детских дошкольных учреждений

730

10.3

в) содержание пансионата

290

10.4

г) расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

1 000

10.5

д) налоги, относимые на финансовый результат

2279

10.6

е) прочие внереализационные расходы

12460

11

Прибыль (убыток) планируемого года

53814

7. Расчет налога на прибыль

В Таблице 11 для составления расчета налога на прибыль используем данные Таблицы 10. Прибыль составила 53814тыс.руб

Прибыль, облагаемая по ставке 9% рассчитана в Таблице 10 как доходы от участия в других организациях и составляет 3001тыс.руб.

Прибыль, облагаемая по ставке 24% равна разности прибыли всего и доходов от участия в других организациях и составляет 50813тыс.руб.

Ставки налога на прибыль берем из Налогового кодекса РФ,ст.284.

Сумма налога к уплате по ставке 24%: в федеральный бюджет (6,5%):стр.2.1=(1.2 *6,5%)/100 и составит 3303 тыс. руб.; в  бюджет субъекта федерации (17,5%): стр.2.3=(1.2*17,5%)/100 и составит 8892тыс.руб. – НАДО УТОЧНИТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ %-ТОВ В НК РФ!!!

Сумма налога к уплате по ставке 9%, в федеральный бюджет стр.3.1

= (1.1*9%)/100 и составит 270руб.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов на прибыль (по ставке 24% и 9%),строка 8=1-7 и составит 41348 тыс. руб.

 Таблица 11

Расчет налога на прибыль

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2                                    

3

1

Прибыль - всего, в том числе:

53814

1.1

прибыль, облагаемая по ставке 9 %

3001

1.2

прибыль, облагаемая по ставке 24 %

50813

2

Сумма налога к уплате по ставке 24 % - всего, в том числе:

12195

2.1

в федеральный бюджет

3303

2.2

в бюджет субъекта федерации

8892

2.3

в местный бюджет

-

3

Сумма налога к уплате по ставке 9 % - всего, в том числе:

270

3.1

в федеральный бюджет

270

3.2

в бюджет субъекта федерации

-

3.3

в местный бюджет

-

4

Общая сумма налога в федеральный бюджет

3573

5

Общая сумма налога в бюджет субъекта федерации

8892

6

Общая сумма налога в местный бюджет

-

7

Итого сумма налога на прибыль (по ставкам 24 % и 9 %)

12465

8

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль (по ставкам 24 % и 9 %)

41348

8. Расчет распределения прибыли

Таблица 12

Данные к распределению прибыли

№ стр.

Показатель

2.2.

1

2

3

1

Отчисления в резервный фонд

7000

2

Реконструкция цеха

8900

3

Строительство жилого дома

4000

4

Отчисления в фонд потребления - всего*, в том числе:

7980

4.1

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

4980

4.2

б) удешевление питания в столовой

1 500

4.3

в) на выплату дополнительного вознаграждения

1 500

5

Налоги, выплачиваемые из прибыли

1200

6

Погашение долгосрочных кредитов**

1000 

В Таблице 13 прибыль планируемого года по строке 1 определяется в Таблице 10 и составляет 53814 тыс. руб. При ее распределении по статьям Таблицы 13 используем данные Таблиц 5, 10, 11, 12.

Прирост ОС предприятия рассчитывается как разность между приростом (снижением) норматива ОС и приростом устойчивых пассивов

 -349 - 280 =  -629 тыс. руб.

В соответствии с договором долгосрочного кредитования необходимо погасить сумму кредита, а также выплатить банку годовые проценты по нему (значения по строке 10 рассчитаны в строке 7 Т.9).

Для принятия решения о сумме выплаты дивидендов следует исчислить прибыль, оставшуюся до вычета этой суммы: строка 11 = 1- (2 по 10) и она составит 11898 тыс. руб. Учредителями принято решение о выплаты дивидендов в размере 20% от этой прибыли, что составляет 2000 тыс. руб.

После выплаты дивидендов нераспределенная прибыль планируемого года рассчитывается: строка 13 = 11 – 12, и составит 9898 тыс. руб

Таблица 13

Распределение прибыли планируемого года

№ стр.

Показатель

Сумма тыс. руб.

1

2

3

1

Всего прибыль

53814

2

Отчисления в резервный фонд

7000

3

Кап. вложения производственного назначения (реконструкция цеха)

8900

4

Кап. вложения непроизводственного назначения (строительство жилого дома)

4000

5

Отчисления в фонд потребления - всего, в том числе:

7980

5.1

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

4980

5.2

б) удешевление питания в столовой

1500

5.3

в) на выплату вознаграждения по итогам года

1500

6

Прирост оборотных средств

-624

7

Налоги, выплачиваемые из прибыли

1200

8

Налог на прибыль 24 %

12195

9

Налог на прочие доходы 9 %

270

10

Погашение долгосрочного кредита

1000

11

Остаток нераспределенной прибыли до выплаты дивидендов

11898

12

Выплата дивидендов*

2000

13

Нераспределенная прибыль после выплаты дивидендов

9898

9. Составление баланса доходов и расходов (финансового плана)

Таблица 14

Данные к расчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР

№ стр.

Показатель

Вариант сметы, тыс. руб.

Вариант II

1

2

3

1

Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях

60

2

Средства целевого финансирования

210

3

Общая сумма средств, направляемых на содержание детских дошкольных учреждений

730

4

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

200

5

Общая сумма средств, направляемых на НИОКР

1 000

Предварительно следует проверить соответствие доходов и расходов, используя шахматку.

 

Выручка от продажи

Средства целевого финанс.

Поступления от родит. на сод. Дет. в дошк. учреждениях

Прирост устойчивых пассивов

Операционные доходы

Внереализационные доходы

Накопления по СМР, выполняемые хозяйственным способом

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

Средств на жил. строительство в порядке долевого участия

Высвобождение средств из оборота (мобилизация)

Получение новых займов, кредитов

Прибыль

Итого расходов

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Затраты

28 566

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28 569

Платежи в бюджет - всего, в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

налоги, включаемые в себестоимость продукции

5 128

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 128

налог на прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12465

12 465

налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1200

1200

налоги, относимые на финансовые результаты

2 279

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 279

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 980

7 980

Прирост собственных оборотных средств

 

 

 

280

 

 

 

 

 

 

 

0

0

Кап. вложения производственного назначения

3 673

 

 

 

 

 

664

 

 

 

3 488

8 900

16 725

Кап. вложения непроизводственного назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

1000

 

1000

4 000

6 000

Затраты на проведение НИОКР

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

200

Операционные расходы

5 020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 020

Внереализационные расходы

12 460

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 460

Содержание объектов социальной сферы

 

210

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 820

Погашение долгосрочных кредитов

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1000

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

808

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

808

Выплата девидендов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 000

2 000

Отчисления в резервный фонд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 000

7 000

Прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 898

Итого доходов

81 719

210

60

280

14 061

18 321

664

200

1000

349

4 488

121 352

Все разделы баланса доходов и расходов предприятия (табл. 15) заполняются на основе данных условия задания и произведенных расчетов. При этом следует учесть следующее: изменение оборотных активов учитывается только в одном из разделов финансового плана: высвобождение средств из оборота (мобилизация) показывается как поступление денежных средств, а их прирост учитывается в разделе расходов; при расчете средств на содержание объектов социальной сферы и расходов на НИОКР следует учитывать собственные и внешние источники их финансирования.

Таблица 15

Баланс доходов и расходов (финансовый план)

Шифр строки

Разделы и статьи баланса

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

001

I. Поступления (приток денежных средств)

002

А. От текущей деятельности

003

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)

81179

004

Прочие поступления - всего, в том числе:

270

005

средства целевого финансирования

210

006

поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях

60

007

Прирост устойчивых пассивов

280

008

Итого по разделу А

82269

82269

009

Б. От инвестиционной деятельности

010

Выручка от прочей реализации (без НДС)

8200

011

Доходы от внереализационных операций

18321

012

Накопление по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом

664

013

Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР

200

014

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

1000

015

Высвобождение средств из оборота

349

016

Итого по разделу Б

28734

017

В. От финансовой деятельности

018

Увеличение уставного капитала

-

019

Доходы от финансовых вложений

3001

020

Увеличение задолженности - всего, в том числе:

7348

021

получение новых займов, кредитов

3488

022

выпуск облигаций

2860

023

Итого по разделу В

10349

024

Итого доходов

121352

025

II. Расходы (отток денежных средств)

026

А. По текущей деятельности

027

Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)

28566

028

Платежи в бюджет - всего, в том числе:

29052

029

налоги, включаемые в себестоимость продукции

5128

030

налог на прибыль, всего

12465

1

2

3

031

налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающиеся в распоряжении предприятий

1200

032

налоги, относимые на финансовые результаты

2279

033

выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

7980

034

Прирост собственных оборотных средств

035

Итого по разделу А

57622

036

Б. По инвестиционной деятельности

037

Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего, из них;

42905

038

кап. вложения производственного назначения

16725

039

кап. вложения непроизводственного назначения

6000

040

затраты на проведения НИОКР

1000

041

платежи по лизинговым операциям

-

042

долгосрочные финансовые вложения

-

043

расходы по прочей реализации

4900

044

расходы по внереализационным операциям

12460

045

содержание объектов социальной сферы

1820

046

прочие расходы

120

047

Итого по разделу Б

43025

048

В. От финансовой деятельности

049

Погашение долгосрочных кредитов

1000

050

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

808

051

Краткосрочные финансовые вложения

052

Выплата дивидендов

2000

053

Отчисления в резервный фонд

7000

054

Прочие расходы

-

055

Итого по разделу В

10808

056

Итого расходов

111454

057

Превышение доходов над расходами (+)

9898

058

Превышение расходов над доходами (-)

059

Сальдо по текущей деятельности

24647

060

Сальдо по инвестиционной деятельности

-14291

061

Сальдо по финансовой деятельности

-459

Пояснительная записка к финансовому плану

Основная часть доходов и расходов приходится на текущую деятельность. При этом наибольший приток денежных средств обеспечивается выручкой от реализации. Оставшаяся часть приходится на прочие поступления и прирост устойчивых пассивов.

Наибольшая часть расходов по текущей деятельности приходится на затраты на производство реализованной продукции. Значительная доля расходов  идет на платежи в бюджет, а особенно на налог на прибыль и налоги, включаемые в себестоимость продукции. Небольшая доля расходов идет на выплаты из фонда потребления и прирост собственных оборотных средств.

В планируемом году только текущая деятельность ОАО является прибыльной (24647 тыс. руб.), поэтому, скорее всего, ее результат будет основным источником финансирования потребностей предприятия.

Инвестиционная деятельность является вторым и по величине и по структуре важным направлением деятельности ОАО. При этом больше половины приходится на внереализационные операции. Значительный удельный вес имеет и выручка от прочей реализации. Что касается расходов, то наибольший удельный вес имеют инвестиции в основные фонды и нематериальные активы. Примечательно, что инвестиции в кап. вложения производственного назначения превышают инвестиции в кап. вложения непроизводственного назначения более чем в 3 раза. Большая доля расходов приходится на расходы по внереализационным операциям. Данная деятельность является самой убыточной в планируемом году. Но отрицательное сальдо (-14219 тыс. руб.) не привело к убытку в работе предприятия в целом, а наибольший удельный вес инвестиций в основный фонды нематериальные активы предполагает получение экономических выгод в будущем.

Что касается доходов, то их составляют в основном кредиты банков. Примерно одинаковый удельный вес приходится на облигации  и доходы от финансовых вложений.

Если рассматривать структуру расходов от финансовой деятельности, то видно, что наибольший удельный вес здесь занимают отчисления в резервный фонд. Несколько меньшую долю составляет выплата дивидендов. Сальдо по финансовой деятельности также является убыточным  (-459 тыс. руб.), но и оно не оказывает отрицательного воздействия на работу ОАО в целом, предприятие в незначительной степени зависит от кредиторов, пропорционально погашает кредиты, уплачивает проценты по ним и выплачивает дивиденды, значительно превышающие темпы инфляции.

I. Поступления (приток денежных средств)

А. От текущей деятельности:

003 = табл. 7, стр. 4.1;

004 = 005 (табл. 14, стр. 2) + 006 (табл. 14, стр. 1);

007 = табл. 5, стр. 6;

008 = 003 + 004 + 007.

Б. От инвестиционной деятельности:

010 = табл. 6, стр. 3;

011 = табл. 6, стр. 9;

012 = табл. 8, стр. 4;

013 = табл. 14, стр. 4;

014 = табл. 8, стр. 4;

016 = 010 + 011 + 012 + 013 + 014.

В. От финансовой деятельности:

019 = табл. 6, стр. 5;

020 = 021 (табл. 9, стр. 7) + 022 (табл. 6, стр. 4);

023 = 019 + 020.

024 = 008 + 016 + 023

II. Расходы (отток денежных средств)

А. По текущей деятельности

027 = табл. 7, стр. 4.2 – табл. 2, стр. 7 – табл. 3, стр. 4.2;

028 = 029 (табл. 3, стр. 4.2) + 030 (табл.13, стр. 7) + 031 (табл. 12, стр.

5) +032 (табл. 6, стр. 11);

033 = табл. 13, стр. 5;

034 = табл. 5, стр.5;

035 = 027 + 028 + 033 + 034.

Б. По инвестиционной деятельности

037 = 038 (табл. 9, стр. 8.3) + 039 (табл. 9 стр. 8.4);

040 = табл. 6, стр. 13;

043 = табл. 6, стр. 6;

044 = табл. 6, стр. 10;

045 = табл. 6, стр. 12;

046 = табл. 6, стр. 8;

047 = 037 + 040 + 043 + 044 + 045 + 046.

В. От финансовой деятельности

049 = табл. 13, стр. 10;

050 = табл. 9, стр. 9;

052 = табл. 13, стр.12;

053 =  табл. 13, стр. 2;

055 = 049 + 050 + 052 + 053.

056 = 035 + 047 + 055

III. Сальдо

057 = 024 - 056; 059 = 008 – 035; 060 = 016 – 047; 061 = 023 – 055.

В результате превышения доходов над расходами ОАО имеет нераспределенную прибыль в планируемом году в размере 9898 тыс. руб. Это свидетельствует о  его эффективной работе. Но при этом по инвестиционной и финансовой деятельности сальдо отрицательны -14219 и -459 тыс. руб. соответственно, положительным является лишь сальдо по текущей деятельности 24647 тыс. руб.

Заключение

При рассмотрении теоретических и практических основ финансового планирования можно сделать вывод, что существование предприятия невозможно без планирования.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. В финансовом плане происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами бизнес-плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием и т.п.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции, темпы расширенного воспроизводства и  является главной формой реализации целей и задач предприятия. Показатели перспективного планирования конкретизируются и детализируются  текущим и оперативным финансовым планированием, посредством реализации различных методов планирования.

Конечно же, трудно строить долгосрочные планы в современных условиях неустойчивой Российской экономики и рискованно, но правильное планирование позволит свести риск к минимуму. Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за  все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

При определении сущности, функций, места и роли финансового планирования во внутрифирменном планировании и освоении практических основ составления финансового плана, можно сделать вывод, что финансовый план является одним из самых важных документов, которые разрабатываются на предприятии. Его составлению должно уделяться особое внимание, если предприятие желает получать положительный эффект от своей деятельности и оставаться конкурентоспособным в условиях современных рыночных отношений.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1,2. – М.: Омега-Л,2005.

2. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика.-М.: Книжный мир,2005.

3. Бринк И.Ю. Бизнес план предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс.2005.

4. Управление финансами / Под ред. А.А. Володина. – М.: ИНФРА-М, 2004.

5. Гаврилова А.Н, Попов А.А, Финансы организаций (предприятий). – М.: КноРус, 2005.

6. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Финансы предприятий / Под ред. Н.В.Колчиной – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8.Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Эксмо, 2005.

9.Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ, 1998.

10.Румянцев Е.Е.Финансы организаций. – М.: ИНФРА-М.2003.

11.Семенова В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2005

12.Склеренко В.К, Прудников В.М. Экономика предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2005

13.Тютюкина Е.Б. Финансы предприятий. – М.: Дашков и Ко, 2002.

14.Финансы предприятий / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Издательский дом «Бизнес пресса», 2005.

15. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Дашко и Ко. 2005.

16. Щербина А.В. Финансы организаций. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.