Содержание
Введение. 3
1. Влияние производственной деятельности на состояние окружающей среды (на примере ООО “ИВЕС”) 4
2. Понятие природоохранных мероприятий и их общая характеристика (на примере планирования расходов Федерального Бюджета РФ на 2005 год) 5
3. Методика расчета показателей общей экономической эффективности природоохранных мероприятий (на примере шпалопропиточного завода) 7
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
В нашей стране сформировалась к настоящему времени определенная система природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий по охране, использованию, воспроизводству природных ресурсов и объектов.
Эта система выполняет специфические функции, имеет свои особенности[1]:
1) Процесс непосредственного использования природных ресурсов связан с получением продукции и это представляет собой сферу материального производства.
2) Одновременно народнохозяйственная система природопользования выполняет социальные, экологические функции (улучшение условий труда, быта, проживания людей, развития личности).
3) Основой функционирования народнохозяйственной системы природопользования является государственный план экономического и социального развития страны.
Начиная с 1975 г. в системе государственного плана экономического и социального развития планируется специальный раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов".
1. Влияние производственной деятельности на состояние окружающей среды (на примере ООО “ИВЕС”)
Рассмотрим пример на предприятии ООО “ИВЕС”, компания занимается переработкой мазута.
Деятельность предприятия на прямую связана с окружающей среды, от деятельности таких компании окружающая среда несет непоправимые последствия. Для снижения ущерба природе компания наработал программу по оздоровлению и снижению ущерба окружающей среде.
Для этой цели компания в 2003 году приобрел и освоил новые технологии, которыми пользуются западные нефтяные компании, приобретение новой технологии по обработке нефти позволило компании снизить себестоимость нефтепродуктов и очень выгодно сказалось на качество выпускаемой продукции, и что обусловило повышения конкурентоспособности продукции данной компании. Приобретение нового оборудование повысило кредиторскую задолженность, в частности за счет лизинга в 50 млн.$ от банка УралСиб, которую ИВЕС обязуется выплачивать в течении 10 лет с дисконтной процентной ставкой 15%.
Для оздоровления окружающей среды компания из своей прибыли за 2005 год выделил, как спонсорскую помощь, 5 млн. рублей для Хабаровского края. Так же компания проводит и свои мероприятия по оздоровлению окружающей среды, тому примером может служить то, что компания проводила Форум “Сохрани природу” среди учащихся средних школ города Хабаровска, участвовали школьники разных возрастов, призеры форума были намечены путевками в летний лагерь Орленок, за счет компании ИВЕС.
2. Понятие природоохранных мероприятий и их общая характеристика (на примере планирования расходов Федерального Бюджета РФ на 2005 год)
В Федеральном Бюджете РФ на 2005 г. предусмотрены ассигнования в сумме 10807,7 млн. руб. на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды или с ростом против 2003 г. на 1048,9 млн. руб., или на 10,7%. Указанные средства предполагается направить на осуществление государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и содержание государственных природных заповедников и национальных парков, государственных инспекций по маломерным судам.
Для выполнения задач, возложенных на МПР России по обеспечению сохранности, воспроизводства и неистощительного использования лесных ресурсов, в федеральном бюджете 2005 г. предусмотрены ассигнования в объеме 6325,8 млн. руб.
Указанные бюджетные ассигнования позволят в значительной мере решить вопросы по финансированию лесного хозяйства, и в первую очередь мероприятий по тушению лесных пожаров, финансирование которых начиная с 1998 г. предусматривается в плановом порядке как отдельный вид расходов (объем ассигнований на 2005 г. — 970,3 млн. руб.).
На 2005 г. выделяются ассигнования в сумме 1041,0 млн. руб. на берегоукрепительные работы, ремонт дамб, расчистку устьев рек, очистку водохранилищ, содержание насосных станций и гидротехнических сооружений, а также другие мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектов и обеспечению на этой основе населения и народного хозяйства качественной водой.
В целях снижения ущербов от паводков и наводнений в составе мероприятий, осуществляемых за счет средств по подразделу "Водные ресурсы", особое внимание будет уделено финансированию предупредительных, ремонтно-восстановительных и эксплуатационных работ противопаводкового характера.
На финансирование указанных работ предлагается направить средства федерального бюджета, в 1,5 раза превышающие ассигнования 2003 г.
Расходы на финансирование гидрометеорологии на 2005 г. определены в сумме 1845,5 млн. руб.
Указанные средства будут направлены на финансирование гидрометеорологического обеспечения и контроля в области гидрометеорологии, предоставления информации о возникновении опасных стихийных гидрометеорологических явлений в регионах.
Для организации работ по визуальному мониторингу загрязнения природной среды в Азово-Черноморском бассейне в составе расходов предусмотрены ассигнования в сумме 22,0 млн. руб. для аренды самолета-лаборатории, а также ассигнования в сумме 8,1 млн. руб. для восстановления деятельности наблюдательной сети гидрометеорологических и труднодоступных станций.
Для реализации национальных интересов России в рамках Договора об Антарктике 1959 г. предусмотрены ассигнования в сумме 311,1 млн. руб. на проведение Российской антарктической экспедиции. Эти средства будут направлены на обеспечение жизнедеятельности персонала российских антарктических станций, на обеспечение выполнения сезонных работ и программ наблюдения, текущий ремонт судна "Академик Федоров", а также на проведение необходимых природоохранных мероприятий в Антарктиде.
Предусмотрены средства на проведение топографо-геодезических и картографических работ в сумме 660,2 млн. руб., в том числе по обновлению государственных топографических карт, дистанционного зондирования земли, демаркации границ Российской Федерации, упорядочению употребления географических названий.
Указанные средства будут направлены также на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту (2002—2005 годы)".[2]
В 2005 г. предполагается продолжить финансирование по охране водных ресурсов Хабаровского края, а также других природоохранных мероприятий в регионах.
3. Методика расчета показателей общей экономической эффективности природоохранных мероприятий (на примере шпалопропиточного завода)
В соответствии с «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающею среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы, рекреационные ресурсы.
При снижении негативного антропогенного воздействия на окружающую среду достигаются экологические, социальные и экономические результаты. В соответствии с методикой экологический результат природоохранной деятельности выражается в уменьшении выброса вредных веществ в окружающую среду и уровня ее загрязнения, увеличении и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферного воздуха. Социальный результат проявляется; в улучшении физиологических, культурных, творческих и рекреационных условий жизни человека. Экономический результат выражается в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда во всех сферах народного хозяйства и личного потребления.
Под экономическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства. Исходя из этого экономический ущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия, связанных с компенсацией этого воздействия на ресурсы предприятия. Это воздействие выражается в повышенном износе основных фондов, потерях продукции и полуфабрикатов с отходящими газами и сточными водами, недополучении готовой продукции вследствие повышенной заболеваемости работников, а также расходов на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.[3]
Экономический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.[4]
Таким образом, общие издержки предприятия на охрану окружающей среды складываются из текущих затрат на природоохранную деятельность и экологического ущерба.
Текущие затраты на природоохранную деятельность складываются из затрат:
- на содержание и обслуживание основных фондов природоохранной деятельности;
- на мероприятия природоохранной деятельности;
- на эксплуатацию основных производственных фондов по основной деятельности и обусловленные совершенствованием производственной технологии для снижения экономического ущерба (дополнительные затраты);
- на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды (например, очистка сточных вод на других предприятиях).
Экономический ущерб предприятию представляет собой:
1. Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающей среды на предприятие:
- компенсации потерь продукции (стоимость потерь продукции) из-за снижения производительности труда и невыходов на работу работников из-за повышенной заболеваемости от воздействия конкретного вредного вещества;
- компенсации потерь продукции, сырья, полуфабрикатов, отходящих в виде выбросов (с отходящими газами или сточными водами);
- возмещение потерь продукции вследствие воздействия загрязненной окружающей среды на основные фонды (внеплановый ремонт и простой оборудования);
- компенсации повышенного износа фондов технологического назначения вследствие воздействия загрязненной окружающей среды (увеличение затрат на текущий и капитальный ремонты).
2. Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды:
- разбавление сточных вод и предварительная очистка воды для технических целей;
- перенос водозабора к более чистым источникам;
- эксплуатацию систем очистки воздуха для производственных помещений и производственных нужд;
- создание санитарно-защитных зон;
- обеспечение приспособляемости основных фондов к воздействию химически активных веществ (антикоррозионные покрытия и т.п.).[5]
Приведем пример расчета показателей эффективности природоохранных мероприятий. Определим экономическую эффективность от внедрения природоохранных мероприятий на шпалопропиточном заводе.
Исходные данные:
Наименование |
Показатели |
Годовой объем сброса сточных вод |
95 |
Константа для различных водохозяйственных участков |
2,33 |
Капитальные вложения в систему частичной водоочистки |
0,95 |
Капитальные вложения в бессточную систему водопользования |
1,42 |
Эксплуатационные расходы при частичной системе очистных сооружений |
0,152 |
Эксплуатационные расходы при бессточной системе водопользования |
0,189 |
Расчет:
Название вещества |
Концентрация вещества |
Общая масса годового сброса веществ при V=95м. |
Показатель относительной опасности |
Приведенная масса годового сброса |
|||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||
Взвешенные вещества |
200 |
150 |
19 |
14,25 |
0,05 |
8,8825 |
2,30375 |
Нефтепродукты |
1070 |
40 |
101,65 |
3,8 |
20 |
3553 |
921,5 |
Фенолы |
100 |
15 |
9,5 |
1,425 |
1000 |
177650 |
46075 |
БПК |
500 |
280 |
47,5 |
26,6 |
0,33 |
58,6245 |
15,20475 |
Итого |
|
|
177,65 |
46,075 |
|
181270,51 |
47014,01 |
У1=400*2,33*181270,51= 168944115,32
У2=400*2,33*47014,01= 43817057,32
П1= У1- У2= 125127058
П2=У1- У3=168944115,32
З1=0,152+0,15*0,95=0,2945
З2=0,189+0,15*1,42=0,402
Э= П1- З1= 125127057,7055
Э= П2- З2= 168944114,918
Вывод: Приведенные расчеты показывают, что на шпалопропиточном заводе для очистки воды выгоднее внедрение системы ее полной очистки, чем использование частичной очистки, поскольку достигается не только общий по величине предотвращенный ущерб (168944114,918 против 125127057,7055).
Заключение
Система экономики природопользования постоянно совершенствуется, развивается и происходит этот процесс в соответствии с законами по природопользованию (Конституция, законы и законодательные акты, постановления, решения).
Элементы народнохозяйственной системы природопользования взаимосвязаны, взаимообусловлены, дополняют друг друга, но в то же время каждое звено, каждая подсистема выполняют специфические функции и решают свой круг задач.
Основные функции специальных органов народнохозяйственной системы рационального природопользования обусловлены задачами, на решение которых ориентирована их специфическая деятельность. Параллельно осуществляется наблюдение санитарной службой Минздрава и на этой основе совершенствуются санитарно-гигиенические нормы.
Центральным органом государственного управления и контроля в области рационального использования природных ресурсов является Министерство экологии и природных ресурсов. Основной задачей Минприроды является проведение единой научно-технической политики в области экологии и природопользования.
Функция Минприроды заключается в осуществлении государственного контроля за состоянием природной среды и ее использованием. На Госкомприроду возлагается вся полнота ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в стране и соответственно его подразделениями на местах, в то же время не подменяя министерства, ведомства.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Лесное хозяйство: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – 568 с.
2. Макконел М. Экономикс. – М.: Экономика, 1992. - 947 с.
3. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. – М. ПРОСПЕКТ, 1998. - 448 с.
4. Теория и история кооперативного движения: Учебник, - М, ИНФРА М, 2002 – 325 с.
5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика природопользования: Пер с англ. Со 2-го изд. – М.: ДЕЛО ЛТД, 1993. – 864 с.
6. Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. – Минск: БГЭУ, 2003/
7. Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.
[1] Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – с. 14.
[2] Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. – Минск: БГЭУ, 2003. – с. 90.
[3] Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.
[4] Борисов Е.Ф. Лесное хозяйство: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – 568 с.
[5] Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.