Содержание
Задание 1. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия темы.. 3
Задание 2. «Средневековая философия – служанка богословия». 5
1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии 5
2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. 7
3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья. 7
4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире) 8
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире. 9
6. Взгляды А.Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории. 11
Задание 3. Выделите в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической, средневековой философии. 12
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии. 13
Задание 5. Тестовая проверка знаний. 14
Список литературы.. 16
Задание 1. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия темы
Апологетика - раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений. греч. Apoloqetikos – защитительный.
Бог – абсолют, не зависящий ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемый в большей частью религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром, и имманентная вещам первопричина.-
Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.[1]
Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение) - ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию.
Концептуализм (от лат. сопсерtus - мысль, понятие) - термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.
Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) - философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных "сущностей" - реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени "человек" - имена "Петр", "Павел", "Анна", "Мария" и пр.).
Патристика (от греч. patér, лат. pater - отец) - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (так называемых отцов церкви). патристика возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом
Разум - высшая, существенная для человека, как такового, способность мы слить всеобщее, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок. У Канта разум - высшая способность умозаключения, дающая априорные принципы, обнимающая собой и творческую фантазию и нравственное воление, и религиозное чувство.
Реализм - а) схоластический, метафизическое учение, противоположное номинализму, приписывающее общим родовым понятиям (universalia) действительное самостоятельное существование. 6) Реализм гносеологическое, философское направление, противоположное субъективному идеализму, допускающее существование внешнего мира независимо от сознания познающего субъекта
Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.
Теизм - религия, основанная на вере в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Теизм утверждает постоянную непосредственную зависимость от богов всех природных и социальных процессов. греч.Theos – Бог.
Теодицея - религиозно-философское учение, согласно которому существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре. греч.Theos - Бог + Dike – справедливость.
Теология - система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства. греч.Theos - Бог + Logos – учение.
Теоцентризм - теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. При этом подражание и уподобление Богу рассматривается как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности.
Христианство - мировая религия, объединяющая около 2 млрд. приверженцев. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божием), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха.
Универсалии (от лат. universalis - общий) - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об универсалиях (X - XIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: номинализм, видевший в универсалиях общее имя, концептуализм, истолковывавший универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов, и реализм, полагавший, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).[2]
Задание 2. «Средневековая философия – служанка богословия»
1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии
Средневековая философия – философия периода феодализма и укрепления христианства как главной духовной силы общества. Зародившись, христианство, однако, долгое время соседствовало с другими формами духовности: язычеством, иудейством, античной философией и стремилось к самоопределению. Особенно напряженными были его отношения с философией. Первоначально христианство противостояло ей, но со временем стало все больше испытывать влияние философской умозрительности и пытаться использовать созвучные воззрения (стоицизма, неоплатонизма) и возможности разума для утверждения веры.
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.[3]
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика
В развитии средневековой христианской философии выделяют два больших периода: патристики и схоластики. Патристика (от лат. – патрик, отец) своими корнями уходит в I - II вв. и представляет совокупность учений "отцов Церкви", направленных против язычества, иудейства и традиционной философии. С III - IV вв. патристика разрабатывает основы христианской теологии, используя для этих целей, как и Филон Александрийский, философию стоиков и неоплатоников. Своих вершин она достигает в творчестве Аврелия Августина – представителя поздней патристики.
С VIII в. начинается второй период – период схоластики, отличительной особенностью которой становится систематизация христианской философии на основе аристотелевских идей. Пройдя этапы становления (VIII в.), формирования (IX - XII вв.), схоластическая философия достигает расцвета в работах Альберта Великого и Фомы Аквинского. Поздний ее этап (XIII - XV вв.) связан с именами немецкого философа теолога Иоанна Экхарта (1226-1274 гг.) и английского религиозного мыслителя Уильяма Оккама (1300-1350 гг.).
3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья
Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.
Согласно догмату творения:
- Бог сотворил окружающий мир из ничего;
- творение мира есть результат акта Божественной воли;
- мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
- природа не может творить сама себя;
- единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
- Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
- подлинным бытием является только Бог;
- сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
- поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
- нет четкой границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:
- мир можно познать, только познав Бога;
- Бог недоступен для познания;
- несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
- единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
- Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.[4]
4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире)
Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.
Сохранение веры в Бога с незапамятных времен сталкивается с проблемой теодицеи, т. е. богооправдания (от греч. teos – Бог и dike – справедливость). В этическом плане она звучит так: если мир создан и управляется всемогущим, мудрым и всеблагим Богом, то как объяснить наличие в мире зла? Обратите внимание на глубокое понимание этого противоречия у Эпикура: Бог или хочет устранить зло и не может, или может, но не хочет, или не может и не хочет, или хочет и может. Если он хочет и не может, он бессилен, что несовместимо с понятием “Бог”. Если может, но не хочет, следовательно, он зол – что также чуждо Богу. Если не может и не хочет – он бессилен и зол и, значит, не Бог. Если хочет и может, что единственно подобает Богу, откуда тогда зло, или почему он его не устраняет?
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
- окружающий мир всецело сотворен Богом;
- Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
- следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
- зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
- поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
- в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.[5]
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире
Аврелий Августин стоит у истоков
средневековой философии. Он принял христианство далеко не сразу, после
достижения тридцатилетия. В философском отношении интересен тем, что,
во-первых, понимал необходимость попытки синтеза христианства и философии (без
философии даже религия какая-то безосновная); во-вторых, его усилия
свидетельствуют в пользу того, что нет какой-то особой религиозной философии
(отнюдь не случайно Августин в поиске философского основания христианства
обратился к неоплатонизму). С
Аврелий Августин (354-430 гг.) известен многочисленными произведениями, где он попытался раскрыть суть перехода от языческого мировоззрения к христианскому, укрепить теоретическую базу философии, основанную на христианском монотеизме. Главные из них – "Исповедь" и "О граде Божьем".
Центральным пунктом его философской системы выступает Бог как высшая реальность и сущность всего. Он сотворил мир и продолжает творить и совершенствовать его. Бог ни от кого и ни от чего не зависит, он творит все актом свободной воли, а не по необходимости. Такая позиция получила название теоцентризма (тео – Бог) и креационизма, так как основывалась на догмате творения мира.
В учении о человеке Аврелий Августин следовал платоновской традиции двойственности его природы, но в большей степени его интересовала человеческая душа, он трактует ее как нечто бестелесное и самобытное, близкое к Богу, а потому и превосходящее бренное тело. Важными особенностями души называются разум, воля и память. Судьба человека предопределена Богом, хотя Бог наделяет свое творение свободой воли. Подлинная свобода при этом понимается, как осознание необходимости следовать заветам Бога, "жить в Боге". Воля, став подлинно свободной, превращается в акт веры. Вера становится высшим проявлением воли, и в ней Аврелий Августин видит характерную особенность человеческого бытия. Не мышление, говорил он, а воля определяют активность человека; мышление же лишь пассивно отражает происходящее.
Но волевое начало способно как привести к истине, так и отвратить человека от нее, увести в мир страстей и наслаждений, в мир зла, как это случилось с Адамом и Евой. Решая важную христианскую проблему – теодицеи (учение, стремящееся согласовать идею всеблагого Бога и наличия в мире зла), Августин вновь обращается к воле и учит, что зло есть результат свободы воли, следствие отпадения человека от божественной воли. Это отсутствие добра или его недостаток. Спастись оступившийся человек может только на пути возвращения к Богу, через веру, добрые дела и возвышение своей души. В этом заключен и смысл человеческого существования.
В размышлениях христианского философа, как видим, широко представлена тема человеческого бытия, ему открывается новая реальность – душевный и духовный мир человека, полный напряженной жизни, трудных поисков. Аврелий Августин стоит у истоков христианской антропологии..
6. Взгляды А.Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории
Не менее значимыми для средневекового мировоззрения были и его взгляды на историю. "Человечество, – пишет Августин, - в историческом процессе образует два царства – "град земной" и "град Божий". Первый есть государство, созданное людьми с целью защиты и удачного устроения жизни. Оно продиктовано эгоизмом и презрением к Богу. Царством зла, греха и дьявола называет его мыслитель. Другой град – Христианская Церковь – Царство Божие на земле. Он построен на любви к Богу и высоких ценностях.
История человечества имеет свое начало (творение Адама и Евы), свой смысл и продолжение (установление христианства) и завершение (распространение христианства во всемирном масштабе). При всей мистичности и наивности концепция Августина явилась попыткой создания новой философии истории, которая резко отличалась от идеи круговорота своей линейностью, устремленностью, подобно летящей стреле, к совершенному обществу. Так в философии впервые была выражена идея социального прогресса.
В своей трактовке исторической эволюции Августин выделяет шесть периодов в жизни человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает бога). Таким образом, торжество религиозного начала Августин относил к зрелому и позднему возрасту человечества, по аналогии с нравственным взрослением отдельного человека. Последний период исторического движения к торжеству христианства – это, согласно Августину, время от рождения Христа и до второго его пришествия.
Давая общую оценку взглядов одного из авторитетнейших "отцов Церкви", следует подчеркнуть, что он выстроил идейно-теоретический фундамент христианской философии, сформулировав ее основные понятия и принципы..
Задание 3. Выделите в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической, средневековой философии
Философия |
Ее представители |
Сущностные характеристики |
Идеал личности |
Эллинистическая Римская: Эпикуреизм; Стоицизм; Кинизм |
кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека |
Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. |
Идеал человека философы античности видели, кто в альтруизме и этическом рационализме – Сократ, кто в гедонизме и презрении ко всему этическому – Диоген. |
Христианская: Августианство Томизм |
Аврелий Августин Фома Аквинский |
Двойственность природы человека, интерес к человеческой душе. Она бестелесна и самобытна, близка к Богу, а потому и превосходящее бренное тело. Важными особенностями души называются разум, воля и память. Судьба человека предопределена Богом, хотя Бог наделяет свое творение свободой воли. |
Идеал человека понимается, как осознание необходимости следовать заветам Бога, "жить в Боге". Воля, став подлинно свободной, превращается в акт веры. Главное в идеале человека — любовь, благодать, вера. |
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии
Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств – царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви, - писал он, - земной – любовью к себе и небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою и самом себе, последний в Господе. История имеет начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победу его во всемирном масштабе».
1. К какой области философского знания относятся эти рассуждения?
Скорее всего Аврелий Августин рассуждал о философии истории.
2. Как называется такое учение об обществе?
Эсхатологизм – учение, о конце мира, когда Царство Божье распространяется по всей земле, всех неправедников ждет страшный суд.
3. Каково значение августинианского учения об обществе и его истории?
Взгляды Августина на человеческую природу, общество и человеческую историю отличаются заметной новизной, в целом присущей его трактовке отношений человека и христианского бога. Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. В конечном счете, добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле) оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что должно быть, т.е. внешней и принудительной силой по отношению к отдельному индивиду, грехи или добродетели которого предопределены заранее. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка. Смысл жизни человека, заключается в соблюдении божественных порядков.
Он выстроил идейно-теоретический фундамент христианской философии, сформулировав ее основные понятия и принципы.
Задание 5. Тестовая проверка знаний
1. Завершите определение: «Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человеческой души, называется вера».
2. Универсалии:
a) обозначение чего-либо;
b) форма «чистого разума»;
c) понятия, отражающие любые типы связей;
d) понятия, отображающие всеобщие, существенные связи и отношения.
3. Соотнесите этапы средневековой философии и преобладающие способы философствования:
а) патристика |
а) защитительная речь – б) |
б) апологетика |
б) комментаторско - энциклопедический – а) |
в) схоластика |
в) формально-логический, умозрительный – в) |
4. Укажите специфическую направленность философии средних веков:
a) деизм;
b) теизм;
c) атеизм;
d) пантеизм.
5. Как можно назвать философскую позицию А.Августина:
a) материализм;
b) объективный идеализм;
c) сенсуализм;
d) рационализм.
6. Основное средство научного познания мира есть:
a) Созерцание;
b) Вера;
c) Опыт;
d) Понятие.
7. Впишите ключевое слово: «Теодицея есть религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла».
8. Найдите соответствие между:
Автор |
Произведение |
а) А.Августин |
а) «Государство» - г) |
б) Аристотель |
б) «Исповедь» - а) |
в) Гомер |
в) «Метафизика» - б) |
г) Платон |
г) «Илиада» - в) |
9. Вставьте пропущенное слово: «Тип религиозного мировоззрения (и одноименный метод познания), отличительной особенностью которого выступает оторванность от реальной действительности, замкнутость, крайний догматизм, беспрекословное подчинение установлениям называется схоластика»
10. Соотнесите разделы философии и их основные понятия:
а) гносеология |
а) бытие – б) |
б) онтология |
б) ценность – в) |
в) аксиология |
в) красота – д) |
г) этика |
г) истина – а) |
д) эстетика |
д) добро – г) |
Список литературы
1. Архатов М.Ф. История философии: курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 2005.
2. Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004.
3. Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 2003.
4. Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. Иванченко В.С., проф. В.П.Ратникова – М.: Культура, 2002.
5. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 2004.
6. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2003.
[1] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 66.
[2] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 678.
[3] Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 2003. – с. 247.
[4] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. Иванченко В.С., проф. В.П.Ратникова – М.: Культура, 2002. – с. 334.
[5] Архатов М.Ф. История философии: курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 2005. – с. 274.