Содержание

Введение. 3

1. Понятие и структура транспортного процесса. 4

2. Основные принципы организации перевозок. 6

3. Взаимодействие транспортных предприятий в транспортном процессе. 8

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, мобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при чётком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса , как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей , и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать её обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий , особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.

В недавнем прошлом основой единства транспортной системы считалась общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ, акционированием и приватизацией части транспортных средств понятие единства подвергается серьёзному испытанию. При этом упор делается на то, что не единство, а конкуренция, в том числе и между видами транспорта, является двигателем рынка. Нет единой схемы рынка, и рыночный механизм нельзя абсолютизировать. Главное - положительный конечный результат, коим являются условия и качество жизни человека, его благосостояние, социальная и экологическая защищённость, общепринятый уровень свободы. Конкретным конечным результатом должна быть эффективная ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную жизнь человека экономика, важнейшей частью которой является транспорт.

Целью данной работы является рассмотрение основных понятий транспортного процесса.

1. Понятие и структура транспортного процесса

Транспортный (перевозочный) процесс — совокупность организа­ционно и технологически взаимосвязанных действий и операций, вы­полняемых транспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при под­готовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.[1]

Структура транспортного процесса включает:

1. Маркетинг грузопотоков.

2. Разработку на основе материалов обследований грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов.

3. Выбор типа и определение необходимого количества подвижно­го состава для перевозок.

4. Определение сферы целесообразного использования транспорта и поездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта.

5. Нормирование скоростей движения транспорта.

6. Выбор систем организации движения транспорта с исполь­зованием рациональных режимов труда водителей.

7. Координацию работы мобильного транспорта с другими ви­дами транспорта.

8. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава.

9. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов ­мобильным транспортом.

10. Применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и сни­жения затрат на перевозки.

11. Управление движением транспортных средств.

12. Оперативный контроль за работой мобильного подвижно­го состава и его использованием.[2]

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использова­нию различных методов, обеспечивающих:

— своевременность доставки грузов партиями необходимых раз­меров; — сохранность качества и количества перевозимого груза;

— выполнение требований техники безопасности и требований бе­зопасности движения;

— экономию топлива;

— охрану окружающей среды;

— выполнение требований трудового законодательства. Правильная организация транспортного процесса предполагает:

1. Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой ­транспортных средств под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механи­зации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы транспортных средств; создания подъездных путей и площадок для маневрирования транспортных средств, особенно транспортных средств с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.

2. Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вмести­мость подвижного состава.

3. Правильное размещение грузов в кузове, способствующее рав­номерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транс­портного средства и облегчению управления им.

4. Оптимальные режимы движения транспортных средств (поездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покры­тия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при стро­гом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водите­лями основных технических характеристик и правил эксплуатации раз­личных марок подвижного состава мобильного транспорта при пе­ревозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществ­ляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечени­ем загрузки транспортных средств в обоих направлениях.

6. Максимальное использование рабочего времени водителей в рам­ках законодательства, за счет уплотнения режима работы транспортных средств путем организации бригадного метода работы.[3]

2. Основные принципы организации перевозок

Основными задачами транспортных предприятий при органи­зации перевозок грузов являются:

1. Полное удовлетворение потребностей заказчиков в мобиль­ных перевозках.

2. Обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков.

3. Выполнение существующих планов перевозок.

4. Эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных рас­ходов.

5. Систематическое получение прибыли.[4]

Система организации перевозок должна обеспечивать:

— координацию работы всех подразделений и работников ­транспортного предприятия;

— оптимальную организацию движения; -

— доставку грузов в кратчайшие сроки;

— эффективное использование подвижного состава транспорта;

— безопасность движения;

— рентабельность перевозок.

При организации перевозок конкретных грузов транспортны­ми предприятиями проводится ряд мероприятий:

1. Составляется маршрут перевозок и схема маршрута с указанием опасных участков. Допустимая протяженность мобильных маршру­тов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.

2. Выбирается тип и марка транспорта в зависимости от вида пе­ревозок (без нарушения норм вместимости) с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозках масса и объем груза не долж­ны превышать предельной вместимости транспортного средства, указан­ной в технической характеристике транспортного средства данной марки.

3. Разрабатываются графики движения — на основе определения оптимальных значений скоростей движения транспорта на маршру­те и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых дей­ствующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

4. Проводится инструктаж водителей транспортных средств:

— об особенностях маршрута;

— об обеспечении безопасности движения;

— о правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, круп­ногабаритных, тяжеловесных и др.).

5. Назначается контрольное время возвращения транспорта, по истечении которого будут приниматься меры к установлению места нахождения транспорта.

6. Организуется контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости транспорта, маршрутов движения. Контроль осуществляется за выполнением всех рейсов, предусмотрен­ных графиками и планами перевозок с целью последующего анализа причин возникающих отклонений и корректировки графиков и планов (например, изменение времени движения на маршруте, его участках). Техническое состояние транспортных средств, выпущенных в рейс, должно отвечать Правилам дорожного движения, Правилам технической эксп­луатации подвижного состава мобильного транспорта и инструк­циям заводов-изготовителей.[5]

Не допускается выпуск в рейс транспортных средств, не обеспеченных не­обходимым исправным противопожарным оборудованием, медицинс­кими аптечками, знаками аварийной остановки, противооткатными башмаками. Транспортные средства, работающие на горных и приравненных к ним маршрутах, должны быть оборудованы противотуманными фарами и фарами заднего хода.

При работе транспортных средств на маршрутах транспортные предприятия должны особое внимание уделять контролю за соблюдением водителя­ми расписания движения и норм грузоподъемности транспортных средств.

3. Взаимодействие транспортных предприятий в транспортном процессе

Транспорт осуществляет перевозки грузов как в прямом мобильном, гак и прямом смешанном сообщении, в тес­ном взаимодействии с другими видами транспорта железнодорож­ным, морским, речным и воздушным, автомобильным.

Таким образом, организуется система прямых смешанных сообще­ний: мобильно-железнодорожных, мобильно-водных, мобильно-водно-железнодорожных, мобильно-воздушных и других сообщений.

Особенность перевозок в прямом смешанном сообщении заклю­чается в том, что они производятся по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. При этом срок доставки грузом определяется по совокупности сроков доставки их мобиль­ным и другими видами транспорта и исчисляется на основании дей­ствующих на лих видах транспорта правил исчисления сроков достав­ки грузов.

Автомобильные перевозки грузов в смешанном сообщении регу­лируются Устном мобильного транспорта РСФСР и правилами пе­ревозок грузов в прямом смешанном сообщении. При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении конкретным видом транспорта при­меняются нормы уставов, кодексов и правил, регулирующие перевозки на соответствующем виде транспорта.

В прямое смешанное грузовое сообщение включаются:

— транспортные предприятия;

— все станции железных дорог, открытые для операций по грузо­вым перевозкам;

— морские порты;

— речные порты и пристани;

— аэропорты гражданского воздушного флота.[6]

Прием к перевозке и отгрузка с пунктов перевалки грузов, перево­зимых мелкими отправками в прямом смешанном сообщении, произ­водятся по предъявлению, с подсортировкой их в случаях, предусмот­ренных правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, при передаче на железную дорогу — на грузосортировочной станции, при передаче на мобильный, водный и воздушный транспорт — соответственно на транспортных предприятиях, в портах (на при­станях) и в аэропортах. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке в прямом смешанном сообщении, должны предъявляться в исправной таре, обес­печивающей их сохранность при перевалке и следовании в автомоби­лях, вагонах, судах и других транспортных средствах. Условия упаковки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, должны соот­ветствовать государственным стандартам.

Смешанные перевозки требуют высокой степени согласованности в действиях владельцев различных видов транспорта. Именно поэтому одним из основных условий при смешанных перевозках является сво­евременная подача транспортных средств под погрузку — автомобилей, вагонов, судов перевалочных грузов.

Зачастую, в целях экономии времени и средств, перевалка грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется по прямому вариан­ту (без выгрузки в склад). Более того, в настоящее время широкое рас­пространение получил такой вид мобильно-железнодорожных сме­шанных перевозок, как контрейлерная (транспортировка поездов и полуприцепов по железной дороге на специализированном подвиж­ном составе). Взаимодействие разных видов транспорта при контрей­лерных перевозках позволяет владельцам транспорта сэкономить время, горючее, повысить степень надежности транспортировки гру­зов, сократить срок их доставки, снизить дополнительные расходы в пути следования и амортизационные отчисления.

К перевозке в прямом смешанном сообщении не принимаются:

— грузы, перевозимые наливом;

— лес, следующий по водным путям в плотах;

— взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества.

Перечень принимаемых к перевозке в прямом смешанном сооб­щении скоропортящихся, опасных, легкогорючих грузов, грузов, тре­бующих сопровождения проводниками грузоотправителей или грузо­получателей, а также условия перевозок лесных грузов навалом в пря­мом смешанном сообщении устанавливаются соответствующим транс­портным законодательством.

Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом мес­те, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного вида транспорта на другой без взвешивания, по счету мест и в таком же порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения.

По требованию стороны, принимающей груз, взвешивания грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, производится в пунктах перевалки при передаче их с мобильного транспорта на железнодо­рожный, водный и воздушный или обратно средствами железных до­рог, портов (пристаней) или аэропортов.

По общему правилу (если иное не установлено договором перевоз­ки), перевалочные работы выполняются:

а) при перегрузке грузов из вагонов и складов на автомобили, а также с автомобилей в вагоны и склады — железной дорогой;

б) при перегрузке грузов из судов и складов на автомобили, а также с автомобилей в суда и склады — портом (пристанью);

в) при перегрузке грузов из самолетов и складов на автомобили, а также с автомобилей в самолеты и склады — аэропортом.

Ответственность за сохранность груза до момента фактической пе­редачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи — на принимающей стороне, если договором перевозки не предусмотрен иной вид ответственности.

Точно так же, если договором перевозки не предусмотрено иное, от­ветственность транспортных предприятий, железных дорог и пред­приятий других видом транспорта за сохранность грузов, принятых к пе­ревозке к прямом смешанном сообщении, определяется уставами (кодек­сами, правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.

Такой порядок предусмотрен действующим Гражданским кодексом РФ. Здесь необходимо отметить следующее. Статья 788 ГК РФ исполь­зует термин «комбинированная перевозка» в качестве синонима терми­ну «прямая смешанная перевозка». Однако в настоящее время суще­ствует отдельным законопроект, призванный регулировать комбиниро­ванные перевозки грузов и экспедиторскую деятельность. Потребность в таком законе вызнана необходимостью восполнения пробелов в транс­портном законодатель-тис и легитимацией статуса оператора комбини­рованной перевозки грузов в российском законодательстве, который уже существует de facto.

Согласно проекту нового закона, основное отличие прямых сме­шанных перевозок от комбинированных заключается в режиме ответ­ственности перевозчиков (экспедиторов) и самостоятельности послед­них в выборе маршрута и способа перевозки.

Так, в прямых смешанных перевозках предполагается, что в мо­мент заключения договора известны все участники, маршруты и пунк­ты перегрузки. Перевозка осуществляется по единому документу, но единый перевозчик или хотя бы экспедитор отсутствуют.

В комбинированной же перевозке договор заключается с единым оператором перевозки, который самостоятельно определяет наиболее оптимальный маршрут и заключает соответствующие договоры с необ­ходимыми участниками.

Режим ответственности в прямых смешанных перевозках опреде­ляется соответствующими Транспортным уставом или Кодексом, а при комбинированных перевозках — отдельным законом.

Комбинированные перевозки и операторы комбинированных пе­ревозок появились как реакция на возникновение концепции логисти­ки в сфере перевозок грузов, но в настоящее время они не признаны даже на уровне арбитражной практики. Поэтому при организации пря­мых смешанных перевозок пока следует руководствоваться установлен­ными законодательством правилами транспортно-экспедиционного об­служивания.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основные  понятия транспортного процесса.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

1.           Дано понятие и рассмотрена структура транспортного процесса;

2.           Рассмотрены основные принципы организации транспортного процесса;

3.           Описаны аспекты взаимодействия транспортных предприятий в системе транспортного процесса.

Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных пред­приятий, так и районов, и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Эффективность деятельности транспорта зависит от того, как организован транспортный процесс. Транспортный (перевозочный) процесс — совокупность организа­ционно и технологически взаимосвязанных действий и операций, вы­полняемых транспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при под­готовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Список литературы

1.           Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005.

2.           Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

3.           Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005.

4.           Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005.

5.           Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004.


[1] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 59.

[2] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 115.

[3] Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004. – с. 162.

[4] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 121.

[5] Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004. – с. 171.

[6] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 64.