Содержание
Введение. 3
1. Понятие и структура транспортного процесса. 4
2. Основные принципы организации перевозок. 6
3. Взаимодействие транспортных предприятий в транспортном процессе. 8
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, мобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при чётком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса , как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей , и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать её обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий , особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.
В недавнем прошлом основой единства транспортной системы считалась общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ, акционированием и приватизацией части транспортных средств понятие единства подвергается серьёзному испытанию. При этом упор делается на то, что не единство, а конкуренция, в том числе и между видами транспорта, является двигателем рынка. Нет единой схемы рынка, и рыночный механизм нельзя абсолютизировать. Главное - положительный конечный результат, коим являются условия и качество жизни человека, его благосостояние, социальная и экологическая защищённость, общепринятый уровень свободы. Конкретным конечным результатом должна быть эффективная ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную жизнь человека экономика, важнейшей частью которой является транспорт.
Целью данной работы является рассмотрение основных понятий транспортного процесса.
1. Понятие и структура транспортного процесса
Транспортный (перевозочный) процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых транспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.[1]
Структура транспортного процесса включает:
1. Маркетинг грузопотоков.
2. Разработку на основе материалов обследований грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов.
3. Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок.
4. Определение сферы целесообразного использования транспорта и поездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта.
5. Нормирование скоростей движения транспорта.
6. Выбор систем организации движения транспорта с использованием рациональных режимов труда водителей.
7. Координацию работы мобильного транспорта с другими видами транспорта.
8. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава.
9. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов мобильным транспортом.
10. Применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.
11. Управление движением транспортных средств.
12. Оперативный контроль за работой мобильного подвижного состава и его использованием.[2]
Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:
— своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров; — сохранность качества и количества перевозимого груза;
— выполнение требований техники безопасности и требований безопасности движения;
— экономию топлива;
— охрану окружающей среды;
— выполнение требований трудового законодательства. Правильная организация транспортного процесса предполагает:
1. Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой транспортных средств под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы транспортных средств; создания подъездных путей и площадок для маневрирования транспортных средств, особенно транспортных средств с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.
2. Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава.
3. Правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им.
4. Оптимальные режимы движения транспортных средств (поездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава мобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки транспортных средств в обоих направлениях.
6. Максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства, за счет уплотнения режима работы транспортных средств путем организации бригадного метода работы.[3]
2. Основные принципы организации перевозок
Основными задачами транспортных предприятий при организации перевозок грузов являются:
1. Полное удовлетворение потребностей заказчиков в мобильных перевозках.
2. Обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков.
3. Выполнение существующих планов перевозок.
4. Эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов.
5. Систематическое получение прибыли.[4]
Система организации перевозок должна обеспечивать:
— координацию работы всех подразделений и работников транспортного предприятия;
— оптимальную организацию движения; -
— доставку грузов в кратчайшие сроки;
— эффективное использование подвижного состава транспорта;
— безопасность движения;
— рентабельность перевозок.
При организации перевозок конкретных грузов транспортными предприятиями проводится ряд мероприятий:
1. Составляется маршрут перевозок и схема маршрута с указанием опасных участков. Допустимая протяженность мобильных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.
2. Выбирается тип и марка транспорта в зависимости от вида перевозок (без нарушения норм вместимости) с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозках масса и объем груза не должны превышать предельной вместимости транспортного средства, указанной в технической характеристике транспортного средства данной марки.
3. Разрабатываются графики движения — на основе определения оптимальных значений скоростей движения транспорта на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
4. Проводится инструктаж водителей транспортных средств:
— об особенностях маршрута;
— об обеспечении безопасности движения;
— о правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и др.).
5. Назначается контрольное время возвращения транспорта, по истечении которого будут приниматься меры к установлению места нахождения транспорта.
6. Организуется контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости транспорта, маршрутов движения. Контроль осуществляется за выполнением всех рейсов, предусмотренных графиками и планами перевозок с целью последующего анализа причин возникающих отклонений и корректировки графиков и планов (например, изменение времени движения на маршруте, его участках). Техническое состояние транспортных средств, выпущенных в рейс, должно отвечать Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава мобильного транспорта и инструкциям заводов-изготовителей.[5]
Не допускается выпуск в рейс транспортных средств, не обеспеченных необходимым исправным противопожарным оборудованием, медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, противооткатными башмаками. Транспортные средства, работающие на горных и приравненных к ним маршрутах, должны быть оборудованы противотуманными фарами и фарами заднего хода.
При работе транспортных средств на маршрутах транспортные предприятия должны особое внимание уделять контролю за соблюдением водителями расписания движения и норм грузоподъемности транспортных средств.
3. Взаимодействие транспортных предприятий в транспортном процессе
Транспорт осуществляет перевозки грузов как в прямом мобильном, гак и прямом смешанном сообщении, в тесном взаимодействии с другими видами транспорта — железнодорожным, морским, речным и воздушным, автомобильным.
Таким образом, организуется система прямых смешанных сообщений: мобильно-железнодорожных, мобильно-водных, мобильно-водно-железнодорожных, мобильно-воздушных и других сообщений.
Особенность перевозок в прямом смешанном сообщении заключается в том, что они производятся по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. При этом срок доставки грузом определяется по совокупности сроков доставки их мобильным и другими видами транспорта и исчисляется на основании действующих на лих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов.
Автомобильные перевозки грузов в смешанном сообщении регулируются Устном мобильного транспорта РСФСР и правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении конкретным видом транспорта применяются нормы уставов, кодексов и правил, регулирующие перевозки на соответствующем виде транспорта.
В прямое смешанное грузовое сообщение включаются:
— транспортные предприятия;
— все станции железных дорог, открытые для операций по грузовым перевозкам;
— морские порты;
— речные порты и пристани;
— аэропорты гражданского воздушного флота.[6]
Прием к перевозке и отгрузка с пунктов перевалки грузов, перевозимых мелкими отправками в прямом смешанном сообщении, производятся по предъявлению, с подсортировкой их в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, при передаче на железную дорогу — на грузосортировочной станции, при передаче на мобильный, водный и воздушный транспорт — соответственно на транспортных предприятиях, в портах (на пристанях) и в аэропортах. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке в прямом смешанном сообщении, должны предъявляться в исправной таре, обеспечивающей их сохранность при перевалке и следовании в автомобилях, вагонах, судах и других транспортных средствах. Условия упаковки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, должны соответствовать государственным стандартам.
Смешанные перевозки требуют высокой степени согласованности в действиях владельцев различных видов транспорта. Именно поэтому одним из основных условий при смешанных перевозках является своевременная подача транспортных средств под погрузку — автомобилей, вагонов, судов перевалочных грузов.
Зачастую, в целях экономии времени и средств, перевалка грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется по прямому варианту (без выгрузки в склад). Более того, в настоящее время широкое распространение получил такой вид мобильно-железнодорожных смешанных перевозок, как контрейлерная (транспортировка поездов и полуприцепов по железной дороге на специализированном подвижном составе). Взаимодействие разных видов транспорта при контрейлерных перевозках позволяет владельцам транспорта сэкономить время, горючее, повысить степень надежности транспортировки грузов, сократить срок их доставки, снизить дополнительные расходы в пути следования и амортизационные отчисления.
К перевозке в прямом смешанном сообщении не принимаются:
— грузы, перевозимые наливом;
— лес, следующий по водным путям в плотах;
— взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества.
Перечень принимаемых к перевозке в прямом смешанном сообщении скоропортящихся, опасных, легкогорючих грузов, грузов, требующих сопровождения проводниками грузоотправителей или грузополучателей, а также условия перевозок лесных грузов навалом в прямом смешанном сообщении устанавливаются соответствующим транспортным законодательством.
Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного вида транспорта на другой без взвешивания, по счету мест и в таком же порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения.
По требованию стороны, принимающей груз, взвешивания грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, производится в пунктах перевалки при передаче их с мобильного транспорта на железнодорожный, водный и воздушный или обратно средствами железных дорог, портов (пристаней) или аэропортов.
По общему правилу (если иное не установлено договором перевозки), перевалочные работы выполняются:
а) при перегрузке грузов из вагонов и складов на автомобили, а также с автомобилей в вагоны и склады — железной дорогой;
б) при перегрузке грузов из судов и складов на автомобили, а также с автомобилей в суда и склады — портом (пристанью);
в) при перегрузке грузов из самолетов и складов на автомобили, а также с автомобилей в самолеты и склады — аэропортом.
Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи — на принимающей стороне, если договором перевозки не предусмотрен иной вид ответственности.
Точно так же, если договором перевозки не предусмотрено иное, ответственность транспортных предприятий, железных дорог и предприятий других видом транспорта за сохранность грузов, принятых к перевозке к прямом смешанном сообщении, определяется уставами (кодексами, правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.
Такой порядок предусмотрен действующим Гражданским кодексом РФ. Здесь необходимо отметить следующее. Статья 788 ГК РФ использует термин «комбинированная перевозка» в качестве синонима термину «прямая смешанная перевозка». Однако в настоящее время существует отдельным законопроект, призванный регулировать комбинированные перевозки грузов и экспедиторскую деятельность. Потребность в таком законе вызнана необходимостью восполнения пробелов в транспортном законодатель-тис и легитимацией статуса оператора комбинированной перевозки грузов в российском законодательстве, который уже существует de facto.
Согласно проекту нового закона, основное отличие прямых смешанных перевозок от комбинированных заключается в режиме ответственности перевозчиков (экспедиторов) и самостоятельности последних в выборе маршрута и способа перевозки.
Так, в прямых смешанных перевозках предполагается, что в момент заключения договора известны все участники, маршруты и пункты перегрузки. Перевозка осуществляется по единому документу, но единый перевозчик или хотя бы экспедитор отсутствуют.
В комбинированной же перевозке договор заключается с единым оператором перевозки, который самостоятельно определяет наиболее оптимальный маршрут и заключает соответствующие договоры с необходимыми участниками.
Режим ответственности в прямых смешанных перевозках определяется соответствующими Транспортным уставом или Кодексом, а при комбинированных перевозках — отдельным законом.
Комбинированные перевозки и операторы комбинированных перевозок появились как реакция на возникновение концепции логистики в сфере перевозок грузов, но в настоящее время они не признаны даже на уровне арбитражной практики. Поэтому при организации прямых смешанных перевозок пока следует руководствоваться установленными законодательством правилами транспортно-экспедиционного обслуживания.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены основные понятия транспортного процесса.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
1. Дано понятие и рассмотрена структура транспортного процесса;
2. Рассмотрены основные принципы организации транспортного процесса;
3. Описаны аспекты взаимодействия транспортных предприятий в системе транспортного процесса.
Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Эффективность деятельности транспорта зависит от того, как организован транспортный процесс. Транспортный (перевозочный) процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых транспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Список литературы
1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005.
2. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.
3. Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005.
4. Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005.
5. Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004.
[1] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 59.
[2] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 115.
[3] Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004. – с. 162.
[4] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 121.
[5] Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004. – с. 171.
[6] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 64.