СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Ретроспективный анализ категории «организация». 4

2. Системный подход в теории организации. 7

3. Исследование организационной структуры предприятия. 13

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение

По мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения эффективного управления. Это теория системного подхода.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, такие как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Анализ причин рассогласования в системе показателей деятельности предприятия может вызвать изменения стратегии предприятия, что потребует привести организационную структуру в соответствие с целями управления. Несвоевременность или задержка организационных перестроек в управлении предприятием снижает эффективность их функционирования и становится причиной тяжелых экономических последствий, избежать которых можно посредствам системного подхода в управлении предприятием. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы, которая звучит как «Системный подход в теории организации».

Концепция долгосрочного комплексного развития должна предусматривать приведение организационной структуры в соответствие с целями управления. Поэтому в данной работе проводится также исследование организационной структуры предприятия.

Целью курсовой работы является изучение системного подхода в управлении организациями, а также исследование организационной структуры управления действующего предприятия.

Объектом исследования является рекламно-полиграфическое агентство «Экстрим». Предмет исследования – организационная структура.

1. Ретроспективный анализ категории «организация»

Таблица 1

Ретроспективный анализ понятия «организация»

Трактовка характеризуемой категории

Автор данного определения

Выходные данные литературного источника содержащего данное определение

1

2

3

Организация – есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель

Дункан Дж.У.

Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996.

Организация – собрание людей, официально принимающих решения и объединяющих свои усилия для достижения общих целей

Бернард Ч.

Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996.

Организация рассматривается, как способность приводить в порядок сложные экономические организмы (по аналогии с биологическими). Организация необходима в силу высокого уровня дифференциации и комплексности экономических явлений, в основе ее лежит разделение труда. Она способствует повышению производительности используемых факторов производства

Маршалл А.

Маршалл А. Принципы экономической науки. –

М., 1993. Книга 4. Главы 8-12.

Организация – это система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли

Вольчик В.В.

Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2000.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Организация – это система средств и методов, с помощью которых большое число занятых сложными задачами людей, настолько большое, что исключается возможность личных контактов каждого лица с каждым, связывает себя с каждым другим лицом в процессе сознательного, систематического установления и последующего достижения взаимно согласованных целей

Ильенкова С.Д.

Социальный менеджмент. Учебник для вузов под ред. С.Д. Ильенковой. ‑ М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 58

Организация – пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства

Гольдштейн Г.Я.

Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. // http://www.aup.ru/ books/m77/

Организация представляет собой единство в многообразии, поэтому ее можно определить как упорядоченность множества процессов между множеством элементов во времени и пространстве, благодаря чему осуществляется их воспроизводство и может иметь место эффект системного процесса

В.А. Костин, Н.Б. Костина

Костин В.А., Костина Н.Б. Понятие организации // Социологические исследования. – 2001. - №10. – С.64-69

Таким образом, понятие «организация» имеет длительную эволюцию своего развития: от простейшего определения, как «устройства частей целого, имеющих определенную цель» до сложнейших определений, включающих категории теории систем.  Для большинства определений характерны общие черты организации – это ее системность и целенаправленность. Различия в определениях возникают в характере взаимосвязей между элементами системы, ее свойствах, процессах, протекающих в ней, составе элементов, характере целей, сфере деятельности системы.

 Так, по определению Ч. Бернарда, основными признаками организации являются принятие решений, имеющих юридическую силу, а также общая цель. А. Маршалл вносит новые признаки организации – ее упорядоченность и внутреннее разделение труда, т.е. внутреннюю дифференциацию и комплексность. 

Вольчик В.В. в определении организации делает акцент на социальном характере внутренних взаимосвязей, наделяет систему собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами. Для В.В. Вольчик организация – это, прежде всего, система социальных отношений.

Для С.Д. Ильенковой организация – это система средств и методов, посредствам которых большое число занятых людей связываются между собой для достижения взаимно согласованных целей.

А, например, Гольдштейн Г.Я. определяет организацию, как  пространственно-временную структуру производственных факторов, направленных на получение максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах. Таким образом, в определении Гольдштейна Г.Я. делается акцент на экономической эффективности организации.

Определение В.А. Костина и Н.Б. Костиной использует категории системного подхода, такие как эффект системного процесса, воспроизводство, упорядоченность множества процессов.

Таким образом, существует множество определений понятия «организация». При выборе конкретного определения необходимо исходить из конкретной ситуации.

2. Системный подход в теории организации

Система отражает весьма сложные стороны общественного производства. Это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство. Системный подход принимает организацию фирмы, как абсолютно открытую систему, состоящую из ряда взаимодействующих подсистем, которые направлены на достижение цели. Главная идея системной теории в том, что не одно действие не предпринимается в изоляции с другим.

Системный подход как обще методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни.

Определим основные черты системного подхода [1, с.45]:

1.            Системный подход – форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относящаяся только к системам.

2.            Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.

3.            Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

С учётом сказанного определим понятие системного подхода.

Системный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

До становления в начале XX века науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями [8, с.78]. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX века в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Таким образом, ситуативный подход – это ориентация на ближайший положительный результат. Предполагается, что в будущем опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение, лучшее в данный момент, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

Основными принципами системного подхода являются:

целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо определить, что такое система.

Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию. Здесь существенно то, что элементы должны быть взаимозависимыми и/или взаимодействующими. Самые разные части могут быть объединены в «целое», но это «целое» еще не система, пока не сформирован, скажем, некий механизм. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы [2, с.89].

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации все ее части взаимозависимы.

Для того чтобы понять, как система выполняет свою функцию, необходимо узнать, как все ее элементы взаимосвязаны друг с другом и как она связана с системой, образующей ее внешнюю среду.

Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое. Фирма рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой и с внешним миром коммуникационными каналами. Организация при таком подходе ориентирована на процесс принятия решений, мотивацию и контроль.

С помощью математического моделирования, кибернетики и теории информации в настоящее время предпринимаются попытки создать всеобъемлющую теорию управленческих систем, которая служила бы базой для проектирования организаций. Успехи на этом пути пока довольно скромны, и, тем не менее, нельзя отрицать фундаментальную значимость решений, информации и коммуникационных сетей для построения организации.

В последние годы слово «система» стало нарицательным и утратило свое значение. Теперь появился новый термин: «системный подход». На практике системы изучаются путем исследования их компонентов и влияния последних друг на друга. Если бы системы исследовались не с помощью аддитивного анализа, а как функционально неделимое целое, была бы уже разработана «истинная» методология их изучения.

Слово аддитивный происходит от лат. аdditio – прибавление, т.е. получаемый путем сложения [4, с.88].

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми. Потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Управление на основе системного подхода включает три этапа:

1. Определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности субъекта управления, ориентировочное установление адекватных сфер, областей и масштабов деятельности, информационных потребностей.

2. Осуществление необходимых исследований (системный анализ).

3. Разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта по каждой задаче с применением экспертных оценок, в том числе и независимых экспертов.

Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.

Применение теории систем к управлению облегчило задачи для руководителей, помогло  увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли охватить все возможные ситуации, поскольку, пусть и неявно, предполагали, что организации являются закрытыми системами, активно не рассматривали среду в качестве важной переменной управления (рисунок 1).

        Входы                   Преобразования                         Выходы

Информация

Материалы

Капитал

Трудовые ресурсы

Обработка и     преобразование входов

Продукция или услуги

Прибыль (в бизнесе)

Социальная ответственность

Доля рынка

Рост

Удовлетворенность работников

 Рисунок 1. Организация как открытая система [11, с.233]

На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, какие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применить теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

3. Исследование организационной структуры предприятия

ООО «Экстрим» представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность на рынке полиграфических и рекламных услуг. Также данное предприятие является разработчиком и владельцем Интернет-магазина деловых сувениров.

Рекламно-полиграфическое агентство «Экстрим» с 1999 года успешно работает в рекламном бизнесе по следующим приоритетным направлениям: фирменный стиль и имидж-реклама, полиграфический дизайн и представительские материалы.

Как агентство полного цикла, ООО «Экстрим» предоставляет своим клиентам весь спектр рекламных и полиграфических услуг, включающих:

-    разработку и проведение комплексных рекламных кампаний, PR-мероприятий;

-    дизайн, разработку фирменного стиля;

-    размещение рекламы в центральной и региональной прессе, на радио и телевидении;

-    прямую почтовую рассылку;

-    наружную рекламу, в т.ч. на транспорте;

-    сувенирную продукцию;

-    полиграфию, в т.ч. допечатные процессы;

-    организацию и проведение рекламных кампаний во всемирной компьютерной сети Internet.

В организации насчитывается 52 работника. В приложении А курсовой работы приведена организационная структура ООО «Экстрим».

Долгосрочной целью или стратегическим видением ООО «Экстрим» является лидерство на рынке рекламных и полиграфических услуг г. Хабаровска. Краткосрочной целью ООО «Экстрим» является повышение доходности предприятия.

Миссия предприятия – предоставление качественных услуг в сфере рекламного бизнеса, полиграфии и разработки фирменного стиля.

ООО «Экстрим» является динамично развивающейся коммерческой организацией. Объемы продаж предприятия в 1999-2004 годах непрерывно увеличиваются (рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика оборота ООО «Экстрим» в 1999-2004 годах

В деятельности ООО «Экстрим» открываются новые направления бизнеса, такие как разработка фирменного стиля, представительских материалов, имидж-рекламы для компаний; увеличивается штат работников.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что ООО «Экстрим» находится на этапе роста своего жизненного цикла.

Организационная структура компании по виду относится к линейно-функциональным структурам. Линейно-функциональная структура – структура, при которой специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения и принимают решения, обязательные для производственных подразделений.

К линейным подразделениям ООО «Экстрим» относятся: отдел полиграфии, дизайн-бюро, отдел сувенирной продукции, отдел размещения, отдел по рекламной деятельности.

К функциональным подразделениям предприятия относятся: отдел по работе с клиентами, бухгалтерия и отдел по управлению персоналом.

Линейно-функциональная структура управления в ООО «Экстрим» имеет два уровня управления: высший уровень – управление на уровне генерального директора и первый уровень – управление на уровне руководителей отделов и подразделений.

К основным структурообразующим документам, являющимся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии, являются: положение об организационной структуре, штатное расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях.

В положении об организационной структуре (Приложение Б) установлены регламенты управления ООО «Экстрим»: описание целей и задач, структуры подчиненности, функциональных областей каждой их структурных единиц организационной структуры предприятия.

Так, целями и задачами генерального директора являются:

- достижение целей поставленных перед Компанией;

- постановка регулярного финансового менеджмента и управленческого учета;

- внедрение современных информационных технологий в Компании;

- минимизация затрат необходимых для достижения вышеуказанных целей.

Его функциональной областью является управление деятельностью в целом по предприятию, координация внешних связей и внутренних взаимодействий между структурными единицами.

В организационную структуру ООО «Экстрим» помимо аппарата управления входит восемь структурных подразделений. Штатное расписание определяет состав структурных подразделений из должностей работников, а также формирует окладную часть фонда заработной платы работников.

Для каждого подразделения разработано положение о подразделении. Положение о подразделении представляет собой документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения: его задачи, права, функции, ответственность, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями. Необходимо отметить, что для положений о подразделениях в ООО «Экстрим» характерна единая структура документа. В него входят: общие положения, состав отдела, основные задачи и функции, права отдела, руководство и ответственность.

Еще одним структурообразующим документом является должностная инструкция. Она представляет собой документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащей требования к работнику, занимающему эту должность.

В ООО «Экстрим» разработаны должностные инструкции для всех работников аппарата управления, а для ключевых специалистов – тарифно-квалификационные характеристики.

На рисунке 3 приведена схема взаимосвязи производственных (линейных) и функциональных подразделений организации.

 

Рисунок 3 – Структура линейных и функциональных взаимосвязей в ООО «Экстрим»

На рисунке сплошными стрелками обозначены бизнес-процессы по движению продукции и услуг, пунктирными стрелками – движение информации.

Продукция дизайн-бюро предприятия является материалом для производства отдела по рекламной деятельности, отдела полиграфии, отдела сувенирной продукции. Отдел по рекламной деятельности также использует продукты производства отдела полиграфии. Готовый рекламный продукт поступает в отдел размещения, откуда – в функциональный отдел – коммерческий отдел для продажи. Необходимо отметить, что ООО «Экстрим» работает под заказ, индивидуально с каждым заказчиком. Готовые информационные листы, рекламные листки, буклеты, проспекты, каталоги, пресс-релизы (продукты отдела полиграфии) также реализуются через коммерческий отдел. Аналогично с отделом сувенирной продукции.

Все производственные подразделения взаимосвязаны с функциональными подразделениями – бухгалтерией, отделом по управлению персоналом, коммерческим отделом. Эта взаимосвязь реализуется через информационные потоки.

В таблице 2 приведена матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений ООО «Экстрим» в разрезе основных видов деятельности.

Таблица 2

Матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений

Структурное подразделение

Полиграфический дизайн

Реклама

Представительские материалы

Фирменный стиль и имидж-реклама

1

2

3

4

5

Линейные:

Отдел полиграфии

+

+

+

+

Дизайн-бюро

+

-

+

+

Отдел сувенирной продукции

-

+

-

-

Отдел размещения

-

+

-

-

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Отдел по рекламной деятельности

+

+

+

+

Функциональные:

Коммерческий отдел

+

+

+

+

Бухгалтерия

+

+

+

+

Отдел по управлению персоналом

+

+

+

+

Взаимосвязанными являются функциональные и линейные подразделения. Линейные подразделения взаимообусловлены, т.к. результат деятельности одного подразделения необходим для работы другого линейного подразделения.

Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Линейные подразделения также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.

Определим фактическую норму управляемости для руководителей всех уровней управления в организации. Для этого воспользуемся схемой организационной структуры компании (Приложение А):

1)    для высшего уровня управления. Генеральному директору подчиняется 8 руководителей среднего звена: начальник отдела полиграфии, выпускающий дизайнер, начальник отдела сувениров, главный редактор, директор рекламного отдела, коммерческий директор, главный бухгалтер, директор отдела управления персоналом. Следовательно, на одного работника высшего звена приходится 8 подчиненных (руководителей среднего звена);

2)    для среднего уровня управления. Восьми руководителям среднего уровня управления подчиняются работники отделов и подразделений общей численностью 43  человека. Следовательно, на одного работника среднего уровня управления приходится приблизительно 5 подчиненных.

Норма управляемости (диапазон контроля) представляет собой число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства - это 3-5 человек. На среднем - 10-12 человек. На низшем - до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая (узкая) норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации - руководитель управления - руководитель отдела - исполнитель). Широкой специализации работ в организации соответствует высокая (широкая) норма управляемости и соответственно «плоская» организационная структура (руководитель организации - специалисты и исполнители). Следовательно, построение организационной структуры в соответствии с принципами широкой нормы управляемости целесообразно для организаций, занимающимися серийным производством. Для узко специализированных организаций, организаций, работающих «под заказ» более целесообразно построение организационной структуры в соответствии с принципами узкой нормы управляемости, так как управленческий процесс здесь более сложен.

Работы в ООО «Экстрим» характеризуются достаточно узкой специализацией, поэтому фактическое значение нормы управляемости для среднего звена (5 человек) ниже рекомендуемого (10-12 человек). Однако фактическая норма управляемости для высшего звена составляет 8 человек против рекомендуемой в 3-5 человек.

Таким образом, для исследуемой организации характерна узкая норма управляемости (около 5 подчиненных на одного работника аппарата управления).

Определим количество потенциальных контактов руководителей высшего и среднего уровня управления с подчиненными им работниками по формуле:

  

где n – количество работников, непосредственно подчиненных руководителю;

С – количество потенциальных взаимосвязей.

Для генерального директора: .

Для руководителя среднего звена:

Полученные значения показателей фактической нормы управляемости для руководителя высшего звена (генерального директора) (8 человек) и числа потенциальных взаимосвязей между руководителем высшего звена и подчиненными ему руководителями среднего звена (1040) свидетельствуют о высокой централизации структуры управления рассматриваемой организации. На этом уровне организация характеризуется низкой управляемостью, неравномерностью распределения управленческой нагрузки.

Полученные значения показателей фактической нормы управляемости для руководителей среднего звена (5 человек) и числа потенциальных взаимосвязей между руководителями среднего звена и подчиненными (90) свидетельствуют о высокой управляемости рассматриваемой организации на этом уровне.

Применительно к рассматриваемой организации, исходя из особенностей ее деятельности, характера бизнеса, сложившейся ситуации, оптимальным значением нормы управляемости для высшего уровня нужно считать 5 человек, а для среднего уровня – 10-12 человек. При таких значениях показателей структура управления будет менее централизована, нагрузка на управленческий персонал будет более равномерной, следовательно, деятельность организации будет более эффективной.

Заключение

Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.

Применение теории систем к управлению облегчило задачи для руководителей, помогло  увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, какие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на результат деятельности организации. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Одной из таких переменных, влияющих на результат деятельности организации, является организационная структура управления.

Разработка стратегически эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования исследование эффективности организационной структуры необходимо как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования.

Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых более совершенных стратегических решений. Если структура предполагает осуществление стратегии, то стратегия также не может быть успешной без соответствующей структуры. Эта взаимосвязь в управлении организациями свойственна для системного подхода.

Таким образом, системный подход в управлении организацией и совершенствование ее организационной структуры являются неразрывными, так как системный подход предполагает управление организацией как системой, составными элементами которой являются организационная структура, люди, технология, машины и оборудование и т.д. Управление на основе системного подхода будет затрагивать все составные элементы организации.

Организационная структура рассмотренного предприятия по виду относится к линейно-функциональным структурам. Для исследуемой организации характерна узкая норма управляемости (около 5 подчиненных на одного работника аппарата управления).

Полученные значения показателей фактической нормы управляемости и числа потенциальных взаимосвязей между руководителем и подчиненными свидетельствуют о высокой централизации структуры управления рассматриваемой организации, неравномерностью распределения управленческой нагрузки.

Применительно к рассматриваемой организации, исходя из особенностей ее деятельности, характера бизнеса, сложившейся ситуации, оптимальным значением нормы управляемости для высшего уровня нужно считать 5 человек, а для среднего уровня – 10-12 человек. При таких значениях показателей структура управления будет менее централизована, нагрузка на управленческий персонал будет более равномерной, следовательно, деятельность организации будет более эффективной.

Список литературы

1.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для эконом. Спец. вузов – М.: Высшая школа, 2003.

2.     Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы.  - М.: НЦП «Крылья»,2001.

3.     Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций. - Томск: ТРТУ, 2004.

4.     Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2002.

5.     Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра – М, 2001.

6.     Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

7.     Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Новое знание, 2000.

8.     Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. – М. ЮНИТИ, 2001.

9.     Менеджмент организации. Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2001.

10.           Месарович М., Мако Д., Тахакара Н. Синергетический подход к управлению: Пер. с англ. — М.: Гардарика, 2004.

11.           Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2002.

12.           Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2004.

13.           Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002.

14.           Социальный менеджмент. Учебник для вузов под ред. С.Д. Ильенковой. ‑ М.: ЮНИТИ, 1998.

15.           Теория организации. Учебник. Под ред. Фадеева Н.К. – М.: Инфра-М, 2003.

16.           Теория организации. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией к.э.н., А.С. Булатова. – М.: Экономика, 2002.