Содержание

1. Характеристика основных видов упаковки. 3

2. Анализ реализации функций упаковки на примере упаковки чая Lipton в пакетиках. 10

Список литературы.. 13

1. Характеристика основных видов упаковки

Основными потребителями упаковочных материалов и потребительских упаковок в нашей стране являются сферы производства пищевых продуктов и напитков, затем сферы производства хозяйственных товаров и товаров личной гигиены. Анализируя данные Госкомстата за прошлый год можно отметить, что произошел рост объемов производства в полиграфической промышленности, химической и нефтехимической промышленности, в машиностроении и пищевой промышленности. А это те отрасли, которые напрямую связаны с производством и потреблением упаковки. Конечно, в зависимости от вида деятельности предприятия оно выпускает также или использует тот или иной вид упаковки. Рассмотрим подробнее те виды упаковки, которые используются в нашей стране[1].

Картонная упаковка. Этот вид упаковки в нашей стране самый популярный и самый распространенный. По количеству предприятий, выпускающих эту упаковку, картон занимает первое место! В настоящее время на российском рынке картонную упаковку выпускают как международные, так и российские компании. Эта упаковка находит свое применение в основном в пищевой, алкогольной и табачной промышленности. Достаточно указать на тот факт, что эта упаковка используется более чем для половины всей выпускаемой жидкой молочной продукции. Для потребителя эта упаковка является самой удобной и практичной. Картонные упаковки типа "тетра-пак" и "пюр-пак" обеспечивают более длительный срок хранения благодаря технологии пастеризации или стерилизации. Преимуществами картонной упаковки является относительная прочность при транспортировке, легкость, компактность, возможность упаковывать большое количество самых разнообразных продуктов, высокая экологичность - картон разлагается на 100% и растворяется в окружающей среде, не нанося ей никакого ущерба, и, конечно, возможность нанесения красочных изображений самыми разными способами. Картон часто используют как упаковочный материал при создании так называемых комбинированных, или "гибридных", упаковок, как, например, блистер-упаковка, упаковка в термоусадочную пленку или bag-in-box.

Жесткая потребительская тара. Основное ее назначение - обеспечивать сохранность продукции в установленные нормативно- технической документацией сроки, т. е. предохранять товары от деформации, разрушений, разливания, высыпания, высыхания и других видов потерь. В связи с этим тара должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении.

Форма, конструкция и вместимость определяются формой и свойствами упаковываемого товара, применяемым полимерным материалом, способом изготовления тары. При выборе полимерного, картонного, деревянного бумажного, комбинированного или стеклянного упаковочного материала обычно руководствуются свойствами упаковываемой продукции и требованиями к ее сохранности. При выборе способа изготовления учитывают требование экономической целесообразности.
Наиболее распространенные способы изготовления жесткой полимерной тары - экструзионно-выдувной, литьевой, термо- и вакуумформование, в меньшей степени - прессование. Полимерная жесткая тара обычно изготавливается из полиэтилена низкой и высокой плотности, полипропилена, композиций непластифицированного и пластифицированного поливинилхлорида, полистирола и его сополимеров, поликарбоната, полиакрилатов, полиформальдегида, полиэфиров, меламино- и мочевиноформальдегидных смол. Из указанных полимерных материалов изготавливают флаконы, бутылки, банки, коробки, пеналы, кюветы, стаканчики различных форм и вместимости.
Полимерная жесткая тара во многом в настоящее время заменяет собой стеклянную тару до этого активно использовавшуюся в промышленности.
Жесткая потребительская тара из картона изготавливается из картонных листов или рулонного картона методом вырубки с последующей склейкой, либо соединение осуществляется металлическими скобами. Деревянная потребительская тара на сегодняшний день используется для подарочных или специфических видов упаковки (коробки для сигар, рома, дорогих сортов карандашей и т. д.). Для её изготовления используется весь спектр деревообрабатывающих станков.

Блистер-упаковка. Состоит она из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала, как правило, из термопластичных материалов - ПВХ, ПЭТ, полистирол. Этот футляр прикрепляют к картону сваркой, скобами или клеем. Применяют такую упаковку для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров. Эту упаковку мы встречаем на каждом шагу, покупая, например, батарейки или зубные щетки. Но в большинстве случаев эта упаковка изготовлена за границей и "приехала" к нам уже вместе с товаром. Отечественных же производителей блистер-упаковки чуть более десяти, и практически все они находятся в Москве. Одним из первопроходцев этого сегмента рынка в России была компания "Ланга-М", производящая блистерную упаковку с трехсторонней загибкой, позволяющей надежно фиксировать этикетку без дополнительных приспособлений.

Упаковка из пленочных материалов. В настоящее время в пленки упаковывается более 80% товаров. Это связано прежде всего с многолетней привычкой покупателя к данному виду упаковки и возможностью ее применения в самых различных сферах. В пленку можно упаковать практически любой товар. Благодаря большому разнообразию пленочных материалов: полиэтилен, полипропилен и т.д., возможностям заданно изменять свойства пленки в результате различных химических добавок, наличию разных способов упаковки: в термоусадочную пленку, в растягивающиеся пленки и т.д. - этот вид упаковки еще долго не сдаст свои позиции на рынке упаковки.

Упаковка в термоусадочную пленку. Паковать в термоусадочную пленку, которая сокращается при нагревании и плотно обтягивает товар, можно каждый предмет отдельно, можно упаковать набор предметов. Существует еще и штабельный способ упаковки, когда товары укладывают на жесткий поддон в несколько рядов и сверху пакуют в термоусадочную пленку. Этот вид упаковки применяется, как правило, в качестве транспортной тары. Упаковка в термоусадочную пленку очень распространена в нашей стране благодаря большому количеству преимуществ, и прежде всего из-за компактности и легкости: эта упаковка не занимает дополнительного места и не дает большого дополнительного веса, поэтому удобна при транспортировке и хранении. Такой способ упаковки придает товарам большую прочность при транспортировке, увеличивает срок хранения продукта, защищая товар от внешних воздействий. Товар в термоусадочной пленке виден и не требует дополнительных средств на оформление упаковки. Стоимость такой упаковки невысока, а применять ее можно для самых разных товаров. По термоусадочной упаковке мы можем судить о сохранности товара: не заглядывал ли в коробку конфет, покупаемых вами, кто-нибудь еще? Этот способ упаковки относится также к типу комбинированных, когда один товар упаковывается в несколько видов упаковки, каждая из которых решает свои задачи.

Металлическая упаковка. В противоположность полимерной упаковке все более сдает свои позиции фольга. Главное качество фольги - непроницаемость для паров и газов. Она супергигиенична, совместима с различными пищевыми продуктами, химическими веществами, может сохранять заданную форму, непрозрачна. Это дает возможность использовать эту упаковку практически везде. Но фольга имеет один серьезный недостаток - она очень сильно подвержена механическому воздействию и непрочна. Эта проблема, как правило, решается способом создания комбинированной упаковки с применением еще одного или нескольких видов упаковочных материалов: упаковку из фольги помещают в другую упаковку, как, например, детское питание -- в пакете из фольги и в бумажной коробке. В настоящее время фольгу используют для упаковки скоропортящихся продуктов - по своим качествам эту задачу фольга решает лучше всех других видов упаковочных материалов; для упаковки кофе, пряностей, супов, чая, детского питания, сухого молока и мучных изделий, для сигарет - благодаря непроницаемости и непрозрачности фольга превосходно сохраняет ароматы и защищает от солнечных лучей и кислорода; для асептической упаковки жидкостей, для упаковки творога, творожных сырков, плавленых сыров и т.д.[2]

Для потребителя упаковка является качественным признаком как в смысле внешнего оформления, так и сохранности товара. Для производителя же это еще и количественный показатель, выраженный некоторой суммой затрат.

Основные виды упаковки, классифицированные по потребительских характеристикам:

1 – без заводской упаковки (завертывание в бумагу в магазине);

2 – мягкий пакет;

3 – фирменный мягкий пакет;

4 – картонная коробка простая;

5 – пластиковый, металлический футляр;

6 – коробка фирменная, подарочная.

Каждому виду упаковки соответствует определенная цена товара (цена упаковки покупателю не сообщается и воспринимается им как разность между последующей и предыдущей ценами изделия в зависимости от вида его оформления).

Вид упаковки очень важен для транспортировки и хранения товара. Функция наружной тары для отправляемого груза состоит в том, чтобы защитить его и обеспечить удобство погрузочно-разгрузочных операций[3].

С учетом данных целей выбор тары основывается на следующем: виде груза, перевозки и транспорта для ее осуществления, стоимости упаковки по сравнению со стоимостью груза, его массы и объема, легкости сборки и необходимости закрытия груза на замок или опломбирования.

Перегородки и обвязки необходимы для того, чтобы создать неподвижность в таре транспортируемому грузу и передать воздействие концентрированной нагрузки на более обширные участки или иные поверхности тары. Выбор материалов, используемых для изготовления перегородок и обвязок, может быть разнообразным (от тяжелых древесных брусьев до фибрового картона).

Обшивка лентами используется как для армирования внутренних перегородок и обвязок, так для скрепления внешней транспортировочной тары. Основными материалами для изготовления обшивки служит металл или полимерные материалы. Обшивка лентами особенно полезна для армирования деревянных ящиков и каркасов и для уменьшения количества используемых гвоздей. Она увеличивает примерно на 10 % прочность коробок из фибрового картона, особенно вдоль линий бороздок, способствуя устранению порчи перегруженных коробок и обеспечению надежной их поставки.

Осторожность при штабелировании. Как уже отмечалось, укладка грузов один на другой может привести к разрушению тары. Поэтому необходимо проявлять осторожность при штабелировании, ограничивая массу отдельных ярусов в соответствии с прочностью тары. Следует избегать свивания кромок тары с полос и поддонов, а также обеспечивать надлежащие проходы между рядами штабелей с грузами, для того, чтобы погрузочно-разгрузочное оборудование не повредило их.

Маркировку, определяющую принадлежность груза, требуется наносить на каждую тару. Отчетливые, понятные и полные сведения позволяют свести к минимуму ошибки при транспортировке. Если ошибка все же случается, то четкая маркировка помогает установить и исправить неправильное обращение. Все старые маркировки, за исключением отметок изготовителя и грузоотправителя, необходимо стирать[4].

В дополнение к показателям отправляемого груза следует отмечать все данные по ограничениям, для этого необходимо применять соответствующие предупредительные символы, располагая их там, где они будут особенно полезны. Предупредительные знаки для внешнеторговых грузов, следующих транзитом через зарубежные страны, необходимо выполнять на языке данных страны

Пломбирование. По возможности транспортные средства и контейнеры необходимо опломбировать. Существует два основных вида пломб: индикаторные (допускающие возможность порчи злоумышленниками) и силовые (обеспечивающие высокую надежность). Правильное пломбирование контейнеров и дверей транспортных средств защищает грузоотправителя и транспортное агентство от потерь, вызываемых хищениями или ошибками. При этом в целях контроля следует регистрировать номера пломб в отправительской документации[5].

2. Анализ реализации функций упаковки на примере упаковки чая Lipton в пакетиках

Рассмотрим функции упаковки чая Lipton в пакетиках. Количество пакетиков в коробке – 25 штук.

1. Физические функции:

1.1 вмещение товара (первичная, вторичная упаковка и т.п.);

Имеет место как первичная, так и вторичная упаковки – упаковки чая в пакетики и упаковки пакетиков в коробку.

1.2 хранение товара (возможно ли в процессе использования);

Позволяет хранить товар в сухом месте.

1.3 защита содержимого / защита окружающей среды от товара;

Выполняет минимальную защиту.

1.4 средство расфасовки товара: дозировка в определённых количествах;

Несет функцию дозировки чая в пакетах.

1.5 удобство в использовании, в том числе открывания / закрывания и применения;

Создает удобство использования – чайный пакетик спроектирован для удобства заваривания чая.

1.6 безопасность в использовании;

Обеспечивает безопасность использования.

1.7 прочность;

Минимально необходимая прочность упаковки.

1.8 средство для переноса и транспортировки (насколько возможно и удобно).

Является вполне приемлемым средством транспортировки товара.

2. Информационные функции, т.е. передача основной информации о товаре:

2.1 категория товара;

Указывает, что товар – черный чай в пакетах, т.е. указывает категорию товара.

2.2 характеристика товара;

Указывает, что чай высшего сорта.

2.3 преимущества товара;

Не указывает преимущества товара.

2.4 особенности товара (состав, инструкция);

Содержит только инструкцию по завариванию чая.

2.5 информационные знаки;

Содержит изображение торговой марки.

2.6 штрих-код.

Имеет штрих-код.

3. Функции идентификации (опознания):

3.1 название изготовителя (логотип);

Имеется.

3.2 товарный знак.

Имеется.

4. Эмоциональные функции (за счёт дизайна, эстетики, цветовых сочетаний):

4.1 привлечение внимания;

Привлекает внимание за счет соотнесения с рекламой.

4.2 эстетичность;

Скромный эстетичный дизайн.

4.3 приятность;

Вполне приятная расцветка.

4.4 близость (т.е. ощущение, что товар “мой”).

Скорее нейстральное ощущение.

5. Рекламные функции:

5.1 реклама на упаковке (рекламный текст, фото, рисунки и др.);

На упаковке отсутствуют – вспоминаются из рекламы по телевидению.

5.2 использование упаковки в рекламе.

В рекламных роликах по телевидению и на рекламных плакатах присутствует изображение упаковки.

6. Удовлетворение требованиям каналов сбыта к упаковке с точки зрения облегчения транспортировки, хранения и обращения товаров (упаковка должна подходить по размерам и форме к торговому оборудованию и витринам; обеспечивать необходимую выкладку товаров на торговом оборудовании; иметь место для нанесения цен; минимизировать кражи; быть привлекательной и др.).

Упаковка чая Lipton вполне подходит под приведенное выше описание.

7. Способность к сегментированию рынка, возможность выделения целевого сегмента (упаковка может быть рассчитана на массового покупателя или какой-то целевой сегмент, в последнем случае ориентация упаковки на конкретную рыночную группу может быть выражена через форму, размеры, конструкцию упаковки, цвет или общее оформление упаковки - например, упаковка туалетной воды для мужчин или женщин и т.п.).

Скорее, упаковка не несет функции сегментирования рынка – эти фугкции берет на себя реклама этого чая.

8. Экологические функции упаковки (упакованный товар не загрязняет окружающей среды; упаковочные материалы пригодны для переработки и повторного использования).

Упаковка несет минимально необходимые функции по защите окружающей среды от загрязнения.

Список литературы

1.  ГОСТ 17527-86. Упаковка. Термины и определения.

2.  ГОСТ 20185. Тара транспортная и потребительская. Основные виды, термины и определения.

3.  Белокриницкий В.В., Лаптев Б.Ф. Производственная тара. Технология, организация, экономика применения. -М.: Машиностроение, 1976.

4.  Данилевский В.Л. Товароведение потребительских товаров. – М.: дело, 2004.

5.  Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практич. пособие. -М.: Приор, 2004.

6.  Фетисова К.С., Белобров В.М. Тарное хозяйство в торговле: Справочное пособие. -М.: Экономика, 1981.

7.  Хайн Т. Всё об упаковке / Пер. с англ. -СПб: Азбука, 1997.


[1] Данилевский В.Л. Товароведение потребительских товаров. – М.: дело, 2004/ – c/ 89/

[2] Данилевский В.Л. Товароведение потребительских товаров. – М.: дело, 2004/ – c. 101.

[3] Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практич. пособие. -М.: Приор, 2004. –– с. 90.

[4] Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практич. пособие. -М.: Приор, 2004. – с. 110.

[5] Хайн Т. Всё об упаковке / Пер. с англ. -СПб: Азбука, 1997. – с. 121.