Содержание
3. Структура внешнеэкономического комплекса. 3
26. Управление ВЭС в регионах. 3
49. Прямой и косвенный методы осуществления ВЭД.. 6
72. Оценка эффективности ВЭД предприятия. 7
Задание 3. Укажите положительные и отрицательные последствия либерализации внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации. 11
Список литературы.. 14
3. Структура внешнеэкономического комплекса
В структуре внешнеэкономического комплекса можно выделить два основных звена – промышленный комплекс и отдельное предприятие[1].
Промышленный комплекс - основное звено внешнеэкономического комплекса страны. субъекты этой системы - предприятия и организации существуют в условиях жесткой конкуренции и борьбы за выживание на внешних рынках.
В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. Все это определяет и специфику стратегии предприятия на рынке, что предполагает необходимость в системном, регламентированном и долгосрочном планировании своей деятельности.
26. Управление ВЭС в регионах
Управление внешнеэкономическими связями в регионах осуществляется путем государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это комплекс экономических, правовых и административно управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе[2].
В современных условиях внешнеэкономическая политика (ВЭП) представляет собой систему мероприятий направленных на наиболее благоприятное развитее экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странам, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития. Внешнеэкономическая сфера – одна из сложных сфер экономики любой страны, в которой осуществляется государственное регулирование.
ВЭП регулирует внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), которую понимают как сферу самостоятельной производственно-коммерческой деятельности предприятий и организаций. В соответствии с Указом Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г. все юридические и физические лица обладают правом осуществлять ВЭД в соответствии с законодательством РФ.
В ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г. к видам ВЭД отнесены:
· внешняя торговля;
· международное инвестиционное сотрудничество;
· международная производственная кооперация;
· международное научно-техническое сотрудничество;
· валютно-финансовые операции;
· кредитные операции.
Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью являются: формирование благоприятного правового климата для корректной деятельности национальных хозяйствующих субъектов, создание условий экономического стимулирования осуществления внешнеторговых операций, обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и с позиций государственного развития, координация участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выход ее на новые рынки, совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг, регулирование торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, регулирование платежного баланса страны, формирование имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности.
С одной стороны, она активно участвует в формировании национального дохода, с другой – представляет собой сферу сопряжения интересов и требований в том числе государственных стандартов разных стран и нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих в операциях купли-продажи (практически все контракты во внешне торговле можно привести к базовой форме - купле-продаже товаров, услуг при промышленной собственности ) контрагентов.
Специфика внешней торговли заключается в том, что она является продолжением воспроизводственного цикла в его звене «реализация», но за пределами национальной таможенной границы. А отсюда как следствие вытекает обстоятельство, что внешняя торговля может осуществляться только при наличии товаров и услуг, имеющих реальную конкурентоспособность на внешних рынках. Вместе с тем внешняя торговля не является определяющей для выработки стратегии хозяйственного развития отдельного субъекта, она лишь призвана повысить эффективность предпринимательской деятельности за счет сравнительного уровня издержек производства и соответственно ценообразования ( издержки и цены должны быть более низкими в стране-экспортере, иначе она не будет заинтересована в экспорте).
В настоящее время в России сложилась ситуация, когда внешнеторговая деятельность представляет собой единственно стабильную платежеспособную сферу. Превалирование в структуре экспорта сырьевой группы товаров (нерациональная структура экспорта) обусловлено тем, что единственно возможный стабильный в то же время требующий наименьшего количества затрат и усилий со стороны экспортеров источник поступления валютной выручки, так необходимой в условиях роста внешней и внутренней задолженности государства. В этой связи практически вся система регулирования внешнеэкономической деятельности в России сведена к воздействию на внешнюю торговлю с использованием всего арсенала возможных мер. Как показывает практика, все эти многообразные, подчас противоположно направленные меры не приносят должного результата, за исключением поступления валютной выручки от продажи сырья, результатом которых являются отток капитала, несовершенная для экономического потенциала Российской Федерации структура экспорта, повышение доли импорта пищевкусовых и промышленных товаров народного потребления, повышение зависимости от западных технологий и технического сервиса и т.д.
49. Прямой и косвенный методы осуществления ВЭД
Различают прямой (direct selling) и косвенный (indirect selling) методы осуществления ВЭД (внешнеэкономической торговли)[3].
Прямой – основан на использовании нулевого канала распределения товара, когда между контрагентами устанавливаются непосредственные связи без посредников.
Метод прямых продаж используется экспортером для установления жесткого контроля над функцией международного маркетинга и получения высокой прибыли. Этот метод применяется в торговле промышленными товарами, при осуществлении производственной кооперации между предприятиями для совместного производства товаров, при продаже и покупке крупных партий сырья на основе долгосрочных контрактов, при использовании в торговле собственной сбытовой сети.
Косвенный метод предполагает использование посредников в международной торговле. Это повышает оперативность внешнеторговых операций, ускоряет торговый оборот.
Посредники имеют более тесные связи с контрагентами, оперативную информацию об изменениях рыночной коньюктуры. Это способствует повышению эффективности торговых операций, конкурентоспособности продукции.
Посреднические функции выполняют индивидуальные или коллективные предприниматели, физические или юридические лица, действующие в качестве профессиональных посредников, пользующихся статусом коммерсантов. Их различные наименования - торговые дома, экспортные или импортные комиссионные фирмы, агентские, дилерские, брокерские фирмы и т.д. - обусловлены основным видом проводимых ими операций. Отношения посредников с другими субъектами торгового оборота регулируются нормами торгового и гражданского права.
72. Оценка эффективности ВЭД предприятия
Анализ эффективности ВЭД предприятия проводится по следующим направлениям[4].
1. Анализ выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам.
При анализе экспортных операций определяют выполнение обязательств по стоимости, физическому объему, количеству экспортируемых товаров, по срокам их поставок и качеству; устанавливают факторы, повлиявшие на эти показатели, и измеряют их воздействие; выясняют причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям. Анализ проводится в такой последовательности: сначала определяют выполнение обязательств по товарам и товарным группам, затем по странам экспорта и отдельно по итогам экспорта в развитые и развивающиеся страны; в заключение результаты анализа обобщаются по фирме и объединению. Изложение обработанной, аналитической информации производится в обратном порядке: оценка работы в целом по объединений» или фирме, затем по странам, товарным группам, товарам.
2. Анализ динамики oборотa внешнеэкономических связей
Динамика оборота внешнеэкономических связей России изучается в неразрывной связи с развитием экспорта и импорта товаров и услуг объединения. Прежде всего, характеризуется развитие объема внешнеэкономических операций за соответствующие годы. Оборот (объем в целом), экспорт и. импорт показываются в таблице по годам, как в ценах соответствующих лет, так и в сопоставимых ценах. В другой таблице развитие операций отражается по географическому направлению. В отдельных графах таблицы целесообразно привести данные о среднегодовых темпах прироста оборота, экспорта, импорта товаров и услуг. В таблице показывается также удельный вес групп стран и отдельных стран в процентах ко всему товарообороту объединения, принимаемому за 100%. -
3. Анализ использования оборотного капитала
Анализ оборота средств, вложенных в экспортные и импортные операции, увязывается с состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, использованием ссуд банка.
Деловая активность предприятия проявляется в скорости оборота его капитала. Ускорение оборачиваемости капитала! свидетельствует о более интенсивном его использовании и о росте деловой активности предприятия. Напротив, замедление оборачиваемости средств является признаком спада деловой активности. От скорости оборота капитала зависит и его доходность, и как результат — ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия.
4. Анализ накладных расходов при экспортных, импортных операциях.
Накладные расходы по экспорту представляют собой затраты объединения по перевозке, перевалке, хранению и реализации экспортных товаров. Указанные затраты увеличивают себестоимость товаров и в связи с этим соответственно уменьшают чистый доход от их реализации. Снижение накладных расходов ведет к повышению уровня эффективности экспорта. Цель анализа накладных расходов — проверка соблюдения объединением или фирмой в отчетном периоде режима экономии и изыскание возможностей к снижению затрат в будущем. Анализ расходов за отчетный период следует проводить в сравнении с предшествующим периодом. При этом необходимо выяснить причины изменения величины накладных расходов в абсолютном размере и по отношению к объему реализации товаров (относительный уровень накладных расходов) в целом, а также по отдельным видам накладных расходов.
5. Анализ рациональности использования средств при осуществлении -экспортных операций.
Выполнение обязательств по экспорту и импорту товаров и услуг связано с расходом средств для оплаты счетов поставщиков экспортных и импортных товаров и оплаты накладных расходов по экспорту и импорту товаров. Эти средства объединения и фирмы получают в основном в форме Кредитов банка. Полученные средства должны использоваться наиболее рационально и эффективно.
6. Изучение оборачиваемости оборотных средств у экспортных операциях
Изучение оборачиваемости оборотных средства относится к числу основных задач экономического анализа. Достаточно сказать, что за счет ускорения оборота средств, занятых во внешней торговле России, всего за один день из внешнеторгового оборота страны можно высвободить сотни миллионов рублей. Началом кругооборота средств, выделенных государством для проведения экспортных операций, является момент передачи экспортного товара российским поставщиком внешнеэкономическому объединению-экспортеру или фирме. В бухгалтерском учете объединения эта передача фиксируется соответствующей бухгалтерской проводкой на момент получения и акцепта счета поставщика с комплектом товарораспорядительных документов. Если приемный акт на прибывший в порт товар будет получен объединением до поступления счета от поставщика, то начало кругооборота в этом случае совпадает с моментом оприходования данного товара бухгалтерией на основании приемного акта порта. Счет поставщика оплачивается объединением за счет ссуды банка. Товар отгружается в адрес покупателя. При этом по различным причинам возможны задержки товара в местах перевалки и на складах. Получив документы об отгрузке товара в адрес покупателя, объединение выписывает ему счет. Оплатой покупателем .счета, поступлением денег в банк и погашением объединением или фирмой' банковской ссуды цикл кругооборота заканчивается.
Задание 3. Укажите положительные и отрицательные последствия либерализации внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации
Положительные последствия
За прошедшее с начала рыночных преобразований время вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности (внешнеэкономических связей) России, прежде всего механизма ее регулирования, претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы. В новой системе регулирования ВЭД основное внимание было сосредоточено на отмене административных ограничений экспортно-импортных валютных операций, а центр тяжести в их регулировании был перенесен на использование экономических инструментов.
Кардинальное изменение геополитического и геоэкономического положения России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Здесь важны не только количественные показатели. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним[5].
Следует также иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его преемницей на международной арене, приобрела меньше прав, но больше обязанностей, особенно с учетом внешней задолженности, бремя которой основательно затрудняет ее экономические отношения с кредиторами. Что касается долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной или товарной формах является проблематичным.
Все эти обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации.
Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России, когда в СССР господствовала государственная собственность, а число участников внешнеэкономических связей (ВЭС) не превышало нескольких десятков, все это управление осуществлялось практически из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к не заинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.
При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставлении всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики (ВЭП), адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики.
Выбор в России модели открытой экономики и либерализации внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в толковании сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с начала осуществления перехода к рыночным отношениям не было достаточной ясности и четкости. Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание его как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной и преобразующей роли государства.
Отрицательные последствия.
Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам.
Экономическая либерализация, переходившая во вседозволенность и практиковавшаяся в России на протяжении последних полутора десятилетий, как известно, привела к целому ряду негативных для нашей страны последствий (неудачи во внутренней и внешней политике государства, снижение доверия и авторитета со стороны мирового сообщества, обнищание и численному сокращение населения и т.д.). Переход нашей страны к рыночной экономике, сопровождающейся либерализацией внешнеэкономической деятельности, привел к резкому увеличению международного миграционного оборота в России (в 6 раз в 1999 г. по сравнению с 1990 г.).
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юристъ, 1999.
2. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика. 2004, №1.
3. Виноградова Е.В. Международная трудовая миграция. // «Мировая экономика и международные отношения». 2002, №7.
4. Воловик Л.А. Основы внешнеэкономической деятельности. – Калининград, КГУ, 1998.
5. Кудров В.И. Мировая экономика. – М.: Юристъ, 2002.
6. Международные экономические отношения. / Под ред. С.Ф. Сутырина, В.Н.Харламовой. СПб., 1998.
7. Международные экономические отношения. / Под ред. В.Е.Рыбалкина. – М., 2002.
8. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002.
[1] Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика. 2004, №1. – с. 4.
[2] Международные экономические отношения. / Под ред. В.Е.Рыбалкина. – М., 2002. – с. 90.
[3] Воловик Л.А. Основы внешнеэкономической деятельности. – Калининград, КГУ, 1998. – с. 166.
[4] Кудров В.И. Мировая экономика. – М.: Юристъ, 2002. – с. 188-189.
[5] Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002. – с 19.