Содержание

Западно-европейский центр: динамика развития...................................... 3

Общие тенденции развития экономики США............................................ 5

Азиатско-тихоокеанский центр.................................................................. 13

Выводы........................................................................................................... 15

Литература..................................................................................................... 17

Западно-европейский центр: динамика развития

В ЕЭС в последние годы произошли резкие изменения:

·        если в прошлые годы последствия роста цен до некоторой степени смягчались высоким уровнем занятости, то теперь в условиях ухудшения и роста безработицы, повышения цен становится для трудящихся масс особенно чувствительным;

·        число безработных в странах ЕЭС неуклонно растет;

·        общий рынок не привел к синхронизации цикла и осталась неустойчивость;

·        в этих условиях современного развития взаимное влияние в ЕЭС экономических и торговых процессов, таких как оживление или спад коньюктуры; рост цен и инфляция, нарушение равновесия платежных балансов и т. д., становится все более ощутимым;

·        финансовая олигархия “Общего рынка” старается удержать бывший колониальный и полуколониальный мир в орбите капитализма;

·        ЕЭС стремиться любыми средствами ослабить конкурентную борьбу на мировых рынках и добиться консолидации империалистического лагеря, не меняя природы современного капитализма, не устраняя его противоречий;

·        ЕЭС старается развивать рост товарооборота и делает ставку на переориентацию на торговлю за счет торговой дискриминации “третьих” стран;

·        в последнее время в большей мере проявляется стремление к самостоятельной торгово-политической роли ЕЭС в мире, хотя выработка единого курса нередко сталкивается с трудностями в связи с давлением США и разногласиями между самими участниками ЕЭС.

Экономика стран ЕЭС стала глубоко взаимосвязана. Мир привык рассматривать ЕЭС как реальность, с которой следует считаться. США, Япония и С являются тремя ведущими силами в капиталистическом мире. Однако в последние годы интеграционный процесс стал выдыхаться.

В области экономики главная задача- создание общего крупного рынка, что предполагает принятие:

·        общих или совместных норм и стандартов;

·        открытие рынков государственных заказов (как гражданских, так и военных);

·        необходимую степень налоговой гармонизации.

Однако единый рынок может эффективно функционировать только в условиях стабильных валютных курсов.

Теперь в соответствии с новым курсом ЕЭС до конца 1992г. должен быть

создан единый рынок для товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Это

предполагает устранение многочисленных остатков протекционизма корпоративизма, в том числе открытие рынка госзаказов, признание эквивалентности дипломов специалистов разных стран, ликвидации различных форм протекционизма.

Цели экономической политики ЕЭС должны координироваться, хотя большинство участников не готово ограничить свой суверенитет.

За прошедшие годы в рамках ЕЭС были достигнуты определенные результаты (в 1958-1985гг торговый обмен внутри возрос с 22 млрд. экю до 400 млрд. экю, составив 21% мировой торговли.

ЕЭС тесно сотрудничает с Россией. 1 декабря 1998г исполняется ровно год такого сотрудничества. ЕЭС в настоящее время, несмотря, что внутри ее в семи государствах идет объединенное забастовочное движение работников железнодорожного транспорта; что резко ведет к сокращению рабочих мест, падению заработной платы; и все же ЕЭС обещает кредитную помощь России. Кроме кредито- финансовой помощи России, ЕЭС обещает помощь и других видов. Эта деятельность указывает на контакты России с ЕЭС.

Итак, в реферате рассмотрены многие аспекты деятельности ЕЭС и ее значение в области современной внешнеторговой политики [4, 5 с. 164-167].

Общие тенденции развития экономики США

Начало 1970-х гг. ознаменовалось и коренной ломкой ценовых пропорций на мировом капиталистическом рынке - изменением соотношения цен на готовые изделия и сырье в пользу последних. В основе такой ломки лежал кризис неоколониальной системы эксплуатации природных богатств развивающихся стран, в сочетании с монополистической ценовой стратегией крупнейших (прежде всего американских) сырьевых ТНК. При этом всего за 2 года (1973-1974 гг.) мировые цены на нефть и сырье выросли в 4,5-5 раз, на зерно - в 2,5, на металлы и руды - более чем в 1,5 раза. В результате США вынуждены были существенно увеличить затраты на импорт сырьевых товаров. Дополнительный стимул получчло развитие инфляционного процесса. В долгосрочном плане перед страной встала задача структурной перестройки экономики в соответствии с новой структурой мировых цен, прежде всего в соответствии с резким ростом реального уровня мировых цен на нефть (в 6,5 раза за 1970-1982 гг.).

Структурные сырьевой и энергетический кризисы ускорили наступление и усугубили тяжесть циклического экономического кризиса. 1974-1975 гг., оказавшегося самым разрушительным за весь послевоенный период. Падение промышленного производства достигло 10,3%, а длительность - 16 месяцев. Этому способствовало также не наблюдавшееся никогда ранее ускорение роста цен, несмотря на сокращение производства. В 1974 г. темп инфляции впервые в мирное время достиг 10%. Рекордными для послевоенных кризисов стали падение капиталовложений (на 27,6% за 1974-1977 гг.), рост безработицы (до 8,2% рабочей силы), число банкротств в сфере промышленности и кредита. Резкое сокращение реальной заработной платы американских рабочих (на 5% за 1974-1975 гг.) способствовало установлению еще одного рекорда - по показателю падения потребительского спроса. Практически одновременное падение производства в США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Италии вызвало кризис во всей мировой капиталистической торговле. Американский экспорт сократился в 1975 г. на 2,6% (в постоянных ценах), что еще более усугубило внутренний кризис экономики.

Особенная глубина кризиса 1974-1975 гг., одновременное существование спада и инфляции (стагфляция), переплетение с целым рядом структурных кризисов обусловили необыкновенно длительный (20 месяцев) период восстановления докризисного уровня в экономике США. Последующий экономический подъем отличался неустойчивостью.

Начавшийся с 1980 г. новый циклический кризис побил почти все рекорды своего предшественника - по глубине и общей продолжительности падения промышленного производства (12,4% и 20 месяцев), по масштабам безработицы (9,7% рабочей силы), сокращению личного потребления и размаху банкротств.* Нарастание разрушительной силы кризисов перепроизводства в США убедительно свидетельствует о бессилии капитализма преодолеть объективный процесс углубления его общего кризиса.

Кризису 1980-1982 гг. в США были присущи многие черты, ставшие характерными для циклических кризисов капиталистической экономики начиная с 1970-х гг. Это прежде всего стагфляционный характер в сочетании с долговременными структурными кризисами. Так же, как в середине 70-х гг., воспроизводство в период кризиса было дополнительно нарушено резким скачком цен на топливо и энергию, «нефтяным шоком» 1979 г. Наибольшие трудности выпали на долю энергоемких отраслей - черной и цветной металлургии, химической промышленности, а также автомобилестроения, Как ив предшествовавшем кризисе, падение промышленного производства было усилено в результате резкого сокращения экспорта - на 11% за 1981-1982 гг. Начиная с 1983 г. экономика США, преодолев депрессию, вступила в очередную фазу подъема.

Дополнительным фактором обострения социально-экономических противоречий в США явился наметившийся в 1970-е гг. второй этап развертывания научно-технической революции. Характерными чертами этого этапа являются так называемые «микропроцессорная революция» и биотехнология. Соответственно быстрое развитие получают такие наукоемкие отрасли, как производство ЭВМ и других видов электронного оборудования, приборостроение, ракетно-космическая промышленность, фармацевтика. В то же время целый ряд «старых» отраслей - металлургическая, текстильная, судостроительная и некоторые другие - находятся в состоянии депрессии или кризиса. Прогрессивная по сути структурная перестройка хозяйства США несет с собой усиление экономической нестабильности и рост числа безработных.

В условиях серьезных потрясений 1970 - начала 1980-х гг. особенно отчетливо выявилось бессилие экономической политики буржуазного государства. Попытки администрации Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера разработать «комплексную» программу государственных мероприятий, одновременно противодействующую кризисам и инфляции, не увенчались и не могли увенчаться успехом, что стало особенно очевидным входе кризиса середины 1970-х гг. Деятельность республиканской администрации во главе с президентом Р. Рейганом лишь углубила кризис государственно-монополистического регулирования.

Администрация Р. Рейгана теснее, чем любая из ее предшественниц, связана с военно-промышленным комплексом (ВПК), представляющим собой архиреакционный союз монополистического военного бизнеса с милитаристской верхушкой государственного аппарата. Годовые государственные расходы на военные цели превысили в 1985 г.. 300 млрд. долл., отняв почти треть федерального бюджета страны. Большая часть этих средств, сформированных преимущественно за счет налогов с населения, перераспределяется непосредственно в пользу частного военно-промышленного сектора США. Первичными подрядчиками Пентагона являются 25 тыс. компаний и предприятий, в военной индустрии трудятся около 2 млн. рабочих. Для военных корпораций характерна не только исключительная прибыльность функционирования (в несколько раз выше, чем в гражданских отраслях), но и высокая степень монополизации: две трети всех заказов Пентагона достается ста военно-промышленным фирмам, а треть - всего десяти. Во главе списка крупнейших поставщиков Министерства обороны США неизменно стоят такие гиганты, как «Дженерал дайнемикс», «Макдонелл-Дуглас», «Юнайтед Текнолоджиз», «Дженерал электрик», «Локхид» и др.

В последнее время, несмотря на обострение межимпериалистических противоречий, заметно усилилась тенденция к образованию международного транснационального ВПК под эгидой США прежде всего в рамках блока НАТО. Среди форм интеграции в военно-производственной сфере - внешняя торговля и вывоз капитала, кооперационные и лицензионные соглашения. Ведущую роль в этих процессах играют американские военные концерны. Быстрыми темпами растет экспорт оружия и военных материалов из США (с 1 млрд. долл. в 1960 г. до более чем 15 млрд. долл. к середине 1980-х гг.).

Важнейшая причина провалов «рейганомики» заключается именно в следовании порочной установке на крутое взвинчивание военных расходов. Огромные военные расходы обусловили гигантские дефициты государственного бюджета и рост федерального долга, выплата процентов по которому составила в 1983 г. почти 16% всех расходов правительства. Беспрецедентные масштабы государственного долга в свою очередь являются ключевым фактором подрыва эффективности и ограничения возможностей государственной антициклической политики.

Развертывание НТР, усиление кризисного характера развития экономики США и открыто промонополистическая экономическая политика правительства способствуют ускорению процессов концентрации и централизации капитала в промышленности. В начале 1980-х гг. около половины производства в обрабатывающей промышленности США приходилось на 200 крупных концернов, причем примерно четверть - на 50 гигантов. Широкое распространение получили такие формы производственной структуры монополий, как комбинаты - объединения предприятий, технически связанных между собой, и конгломераты - объединения предприятий, не имеющих технологических связей, выпускающих разнородную продукцию, что позволяет монополиям расширить сферу своего контроля и добиться большей устойчивости в условиях колеблющейся конъюнктуры.

В то же время быстрыми темпами продолжается процесс монополистической концентрации в кредитно-финансовой, сфере, особенно в страховом деле. Банки остаются важнейшим элементом того механизма, через который финансовая олигархия подчиняет своему господству всю экономику. К числу наиболее распространенных форм связей банковских и промышленных монополий относится долгосрочное кредитование, а также управление акциями по доверенности (трастовые операции банков).

К настоящему времени в США сложилось 20 крупных финансово-олигархических групп, представляющих собой высшую форму монополизации. Среди них «старые» группы Морганов, Рокфеллеров, Дюпонов, Меллонов и относительно «молодые» группировки монополий, такие, как «Среднезападное региональное объединение», включающее в себя чикагскую и кливлендскую группы, «Техасское региональное объединение» и др. Характерно, что если до второй мировой войны ядром финансовой группы являлась, как правило, сильнейшая промышленная монополия, то теперь финансовые группы нередко возглавляются кредитно-финансовыми монополиями. Например, во главе быстро растущего «Западного объединения» финансового капитала стоит «Бэнк оф Америка».

Коренные изменения наметились на современном этапе в сельскохозяйственном секторе экономики США. Завершение технического переворота в американском сельском хозяйстве, а также обострение мировой продовольственной проблемы обусловили прекращение растянувшегося на полвека аграрного кризиса перепроизводства. С начала 1970-х гг. производство сельскохозяйственной продукции в США увеличивалось, подстегиваемое ростом мировых цен. Одновременно происходило его переориентирование на внешний рынок. Доля США в мировом экспорте зерна, например, увеличилась с начала 70-х гг. с 27 до 53%. При этом к началу 80-х гг. на внешнем рынке реализовывалось около 70% выращенной в стране пшеницы, 60% риса и хлопка, 40-50% кукурузы и табака и т. д.

Экспортная специализация способствовала дальнейшему повышению уровня концентрации производства. Теперь уже можно говорить о процессе монополизации сельского хозяйства США преимущественно на основе подчинения фермерских хозяйств крупным промышленным и торговым корпорациям. Преобладающей формой агропромышленной интеграции являются при этом контрактные отношения. Выгоды от агропромышленной интеграции достаются не фермерам и не массовому потребителю, а крупным монополиям, господствующим в агробизнесе. Между тем доходы американских фермеров оказались в прямой зависимости от неустойчивой внешнеэкономической конъюнктуры.

Определенные изменения происходили в последнее время и в положении США внутри мирового капиталистического хозяйства. Удельный вес страны в промышленном производстве и экспорте несоциалистического мира снизился за 12 лет (1970-1982 гг.) соответственно с 36 до 35 и с 16 до 13%. Однако страна, безусловно, остается наиболее мощной державой капитализма, в 3-4 раза превосходя ближайших конкурентов (ФРГ и Японию) по объему ВНП и промышленного производства.

США сохраняют за собой роль лидера по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, а также по масштабам концентрации и централизации производства и капитала.

Господствующие позиции в капиталистическом мире удерживают американские ТНК, на долю которых приходится 2/3 «интернациональной» (т. е. произведенной под контролем иностранного капитала) продукции. В области внешней торговли США значительно превосходят конкурентов прежде всего по экспорту наукоемких и сельскохозяйственных .товаров. Наконец, и в валютной сфере американский доллар по-прежнему занимает привилегированные позиции, особенно после того, как длительное падение курса доллара в 70-е гг. сменилось в начале 80-х гг. его резким ростом вследствие крутого повышения учетных ставок федеральной резервной системой США.

В то же время и в 1970-е - начале 1980-х гг. продолжала действовать тенденция к выравниванию уровней эффективности производства в трех основных «центрах сил» капитализма: если в начале 60-х гг. производительность труда в промышленности западноевропейских стран и Японии была -в 2-3 раза ниже, чем в США, то во второй половине 70-х гг. она достигла 70-90% их уровня. Впервые в истории рынок США превратился в важнейшую сферу приложения иностранного капитала (прежде всего, западноевропейского); практически сошло на нет прежнее преимущество США в форме относительной независимости от внешних рынков и источников сырья.

В США 1970-е - начало 1980-х гг. были периодом невиданного роста хронической безработицы - с 4 млн. накануне кризиса 1970-1971 гг. до 6 млн. человек накануне кризиса 1980-1982 гг. В фазах кризиса масштабы безработицы каждый раз оказывались рекордными для послевоенного времени и достигли в конце 1982 г. 12 млн. человек, почти сравнявшись с «достижением» самого тяжелого в истории США кризиса 30-х гг. Не менее острым бичом для трудящихся СЩА является и инфляция. Если в 60-е гг. ее темп в среднем составлял 2,3% в год, то в 70-е - уже 8,2%. Причем именно в периоды кризисного роста безработицы ускорялся и темп роста цен. В результате реальные доходы трудящихся США, начиная с середины 70-х гг., непрерывно снижались, а количество людей, живущих в условиях ниже официально признанного порога бедности, достигло в 1983 г. 34 млн. человек (15% всего населения США).

США вступают в период, в течение которого могут быть заложены основы будущего экономического процветания на многие десятилетия вперед. По крайней мере в течение последних десяти лет американская экономика движется к стадии богатства. Ее позиции во многих передовых отраслях ослабляются. В своей деятельности фирмы и инвесторы отказываются от ориентации на долгосрочные инвестиции. Снижается конкуренция. Становится более очевидным разрыв в уровне жизни между высокообразованными и квалифицированными работниками и теми, чей уровень подготовки ниже. В связи с жестким прессом конкуренции компании обращаются к правительству за помощью, оказание которой порождает требования еще большего содействия. Происходит поворот от наступательной ориентации к оборонительной.

Недавние сдвиги в подъеме производительности и экспорте хотя и обнадеживают, но не означают еще фундаментальных перемен. Рост производительности выражается по большей части в одноразовых попытках перестройки и снижения размеров предприятий во многих отраслях, а последние данные свидетельствуют о том, что период подъема по историческим меркам может быть краток. По чистым инвестициям США пока отстают от других стран, несмотря на то что промышленность работает почти на полную мощность. Рост экспорта отражает резкое обесценение доллара и снижает реальную заработную плату; и то и другое снижает уровень жизни в долговременных масштабах. Основы возрождения постоянного роста производительности еще не заложены.

Во многих областях американской экономики имеются основополагающие преимущества, такие как высокий уровень университетского образования, уникальный спрос, способность идти на риск и активное формирование новых предприятий. Существуют также демографические силы, которые будут создавать потребность в повышении темпов роста производительности и увеличении объемов сбережений. Ускорение процесса перемен в технологии обещает обширные возможности для американской изобретательности и предприимчивости. Это способствует вступлению США в период длительного процветания. В то же время, однако, ослабление позиций США в последние два десятилетия указывает на наличие серьезных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие.

По вопросу о том, сохранит ли Америка свою мощь, разворачиваются дебаты, в которых принимают участие серьезные оппоненты. Предмет этих дебатов надуман. Несомненно, Америка сохранит мощь благодаря своим размерам, ресурсам и прочим сильным сторонам, рассмотренным ранее. Проблема в том, достаточен ли динамизм американской экономики для того, чтобы поддерживать и повышать существующий жизненный уровень, или (в относительном выражении) страна будет медленно сдавать позиции. Важным является вопрос, восстановит ли Америка свою конкурентоспособность в наиболее сложных отраслях и производствах или экономические проблемы будут "решаться" посредством постоянного снижения стоимости валюты, реальной заработной платы, а также экспорта товаров, производство которых связано с природными ресурсами.

Американские фирмы и правительство стоят перед важным выбором. Страна колеблется между возрождением традиционных американских ценностей и отступлением к консолидации, протекционизму и обороне.

В последние десятилетия американская политика, по-видимому, основывается на предположении, что стоимость доллара, вмешательство правительства и недобросовестная конкуренция со стороны других стран являются причинами любых трудностей, стоящих перед экономикой США [1, 2 с.85-95,6,7].

Азиатско-тихоокеанский центр

Не умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских НИС (новые индустриальные страны), все же следует подчеркнуть, что азиатские НИС, а именно: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, стали своеобразны­ми образцами развития для многих освободившихся государств как в отношении внутренней динамики хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Как правило, к «новым индустриальным странам» относят четыре «малых дракона» Азии, т. е. упомянутые выше Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки – Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны – это НИС первой волны или первого поколения.

Следом за ними идут «новые индустриальные страны» после­дующих поколений. Например, страны второго поколения – Малайзия, Тайланд, Индия, Чили; третьего поколения – Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвёртого поколения – Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны «новоиндустриальности», полюса экономического роста, рас­пространяющие своё влияние прежде всего на близлежащие ре­гионы.

Критерии, по которым те или иные государства относят к «новым индустриальным странам» по методике ООН, следую­щие:

·        размер валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения;

·        среднегодовые темпы его прироста;

·        удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП. Он должен быть более 20%;

·        объём экспорта промышленных изделий и их доля в об­щем вывозе;

·        объём прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям «новых индустриальные страны» не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

Так, например, Тайвань за период с 1952 по 1993 г. увеличил объём ВВП в 170 раз (при росте населения примерно в 2,5 раза), а оборот внешней торговли – в 534,6 раза. Среднегодовые тем­пы экономического роста составили 8,7%, при сохранении низ­кого уровня инфляции – 3,6%. По показателям социального развития Тайвань находится на уровне ведущих стран мира. Объём валового национального продукта на душу населения здесь составляет более 12 тыс. Долл. (середина 90-х годов).

Подсчитано, что на протяжении 30 лет (1960-1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом составляли бо­лее 5% в год, в то время как в европейских странах - 2%. Поми­мо Тайваня высокие темпы роста в 90-е годы демонстрирует Южная Корея – 8%, Сингапур – около 8%, Малайзия – более 9% в год.

Высокие темпы развития экономики «новых индустриальных стран» сопровождается значительным повышением благосостояния населения. Так, за период с середины 60-х до начала 90-х годов годовой доход на душу населения в этих странах вырос в 4 раза. По прогнозам международных экспертов. Восточная Азия может перегнать к 2010 г. по объёму валового национального продукта Западную Европу, а к 2020 г. – Северную Америку.

Особо следует сказать о Сингапуре, который в 1995 г. первым из  государств  Юго-Восточной  Азии  получил  статус «индустриально развитого». Такое звание официально присвое­но ему Организацией экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР). Три десятилетия стабильного экономического роста превратили Сингапур из небольшого порта в девятую страну в списке богатейших государств мира (в пересчёте ВНП на душу населения). В условиях политической стабильности промыш­ленность страны постоянно набирала обороты в среднем со ско­ростью 8,4% в год, а каждый из её жителей повысил свой жиз­ненный уровень в среднем в 7 раз. Ежегодный доход среднеста­тистического жителя Сингапура составил в 1995 г. 22,3 тыс. долл. США – выше, чем в Великобритании, бывшей метропо­лии. Кстати, и Гонконг, бывшая колония Великобритании, по многим социально-экономическим аспектам уже превзошёл свою метрополию.

Рассматривая экономическую модель «новых индустриаль­ных стран» и особенности ее успешного развития, как правило, указывают на внешние и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех. Объективно характер этих двух групп факторов дополняется гибкой, сбалансированной полити­кой правительства каждой из стран НИС. Не касаясь проблем внутренней структуры «новых индустриальных стран», эволю­ции их хозяйственного механизма, рассмотрим особенности внешнеэкономического фактора НИС и его роль в возвышении «драконов» Азии и развитии НИС Латинской Америки [2 с.85-95, 3 с.123-136].

Выводы

Центрами мировой экономики по производству ВВП является:

1.Северо-Американский;

2 Западно-Европейский.

На каждый приходится примерно по 30% мирового валового продукта. В современном мире сохраняется разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами мира, но состав отстающих и лидирующих по уровню развития стран меняется. Причем во второй половине ХХ в., когда достигнуты рекордные в истории человечества темпы экономического развития, этот процесс ускорился. В результате вслед за Японией в число развитых стран вошли Ю.Корея, Сингапур и Тайвань, а в будущем,  и др. страны (возможно Китай). Одновременно наблюдается катастрофическое снижение уровня социально-экономического развития России и др. стран – членов СНГ.

Если в предыдущие столетия в мире росла экономическая  мощь стран Запада, а затем России и Японии, то в последние десятилетия ХХ в. идет обратный процесс – в мировом ВВП растет доля развивающихся стран и Китая. Внутри группы развитых стран сложилась «триада» из США, ЕС и Японии. Среди развивающихся стран по своей экономикой динамике выделяются новые индустриальные страны, в то время как наименее развитые страны все больше отстают. В группе стран с переходной экономикой место главной по экономической мощи державы занял Китай. Экономическим ядром мира может стать Восточная и Юго-Восточная Азия, превращающаяся в центр огромного Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона.

Литература

1.     Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и геостратегические императивы. М., Междунар. отношения, 1999.

2.     Парканский А.Б. Экономические аспекты отношений США с новыми странами АСЕАН. //США*Канада: Экономика, политика, культура.-2001.-№ 11.

3.     Нгуен Зуй Куи. Региональное сотрудничество стран АСЕАН. // Общество и экономика.-2002.-№ 3-4.

4.     Большой экономический словарь, М-1998г.

5.     Справочник “Международные экономические организации”, М-1998г.

6.     www.finiz.ru

7.     www.rbc.ru