Содержание

1. Сущность рыночной экономики. 3

2. Конституционное выражение рыночных прав и свобод. 7

3. Конституциоонные основы российской рыночной экономики. 9

Практические задания. 14

Литература. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность рыночной экономики

Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

Принцип свободы[1] экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его главенства. В условиях административно-командной экономики, порождающей дефицит, наступает власть производителя над потребителем, превращение последнего под воздействием очередей и нехватки в покорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

Рыночной[2] экономике свойствен принцип рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар дороже и другой стороны - купить дешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.

Рыночной экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. В нашей практике это означает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

Принцип открытости экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.

Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Если централизованная[3] экономика опирается на непосредственное управление материально-вещественными объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.

Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу.

С одной стороны, мы получаем комплексное представление о рыночной экономике как о единстве взаимосвязанных и взаимодействующих разнообразных рынков.

С другой стороны, становится возможным сопоставить нынешнее состояние отдельных рынков или рыночных сфер экономики с тем, которое должно быть при переходе к развитым рыночным отношениям. Тем самым удается оценить степень необходимых преобразований при переходе к рыночной экономике и характер их воздействия на людей.

2. Конституционное выражение рыночных прав и свобод

Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.

Как основу рыночных отношений[4], Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Данное право предусматривает свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности - ст.34 Конституции РФ. К этому праву относится также положения 8-ой статьи Конституции, где гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности выступающие как гарантия этого права. В то же время оно подлежит некоторым ограничениям: запрещаются определенные виды экономической деятельности (производство оружия, наркотиков, изготовление орденов и т.д.), а также предполагает наличие лицензии на право ею заниматься. Конституцией РФ запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица, неограниченные законом в своей правоспособности (содержание правоспособности закреплено в ст.18 ГК РФ).

Экономическая[5] деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность, которая регулируется Федеральным законом (О государственном регулировании внешнеторговой деятельности), подписанный Президентом РФ 14 октября 1995 года.

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности в п. 3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права частной собственности является также право наследования собственности. Положения, регулирующие право наследования закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан.

3.Конституциоонные основы российской рыночной экономики

Условием[6] нормального функционирования Российского государства является конституционное закрепление эко­номической основы общества, на базе которой происходят в стране все государственные и общественные процессы. В Российской Федерации гарантируются единство эконо­мического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, сво­бода экономической деятельности. Реализация названных параметров направлена на становление рыночной эконо­мической системы, развитие товарно-рыночных отноше­ний.

Для новой российской экономической системы харак­терно разнообразие форм собственности. Эти формы по­лучили конституционное закрепление. В Российской Фе­дерации признаются и защищаются равным образом част­ная, государственная, муниципальная и иные  формы собственности (ст. 8). Земля и другие природные ресурсы тоже могут находиться в частной, государственной, му­ниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Отношения собственности конкретно регулируются гражданским законодательством, земельные отношения и порядок пользования землей — земельным законодатель­ством.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, основополагающее место занимает Конституция РФ в силу особых юридических свойств, от­личающих ее от актов текущего законодательства. Кон­ституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распре­деления и использования централизованных и децентра­лизованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

Конституционные основы финансовой деятельности можно подразделить на политические, экономические и организационные требования.

Политико-правовые принципы финансовой деятель­ности закрепляются посредством установления Конститу­цией РФ организации власти (ст. 10), целей построения демократического общества, правового государства с раз- витой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами финансовой деятельности следу­ет считать федерализм, законность, демократизм, разде­ление властей, публичность,  гласность, равноправие субъектов РФ, т. е. общие неизменные начала конститу­ционного строя, закрепленные гл. 1 Основного Закона.

Экономико-правовые основы финансовых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 Конституции РФ, регули­рующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного пере­мещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 "Федеративное устройство". Подобный двойной фундамент свидетельствует об огром­ной значимости экономических основ финансовой деятель­ности государства, ибо эти постулаты законодатель рас­сматривает одновременно в качестве правовой базы и га­рантии федеративного устройства России.

Организационно-правовые[7] принципы финансовой де­ятельности, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами, а также раз­граничения компетенции между органами власти обще­федерального, регионального и муниципального уровня (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и нормы Конституции РФ, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфе­ре: ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату Федераль­ного Собрания; ч. 3 ст. 104, устанавливающая обязатель­ность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их упла­ты, о выпуске государственных займов, об изменении фи­нансовых обязательств государства и заключения по дру­гим законопроектам, предусматривающим расходы, покры­ваемые за счет средств федерального бюджета; ст. 106, устанавливающая обязательность рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федераль­ных законов по вопросам федерального бюджета, феде­ральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, наделяющая Пра­вительство РФ компетенцией по разработке и представ­лению Государственной Думе бюджета, обеспечению его исполнения, а также по предоставлению Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета и др.

Направляющее воздействие Конституции РФ на фи­нансовые отношения осуществляется как принципами-за­коноположениями (т. е. нормами, содержащими в себе толь­ко некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных за­конов).

Конституция РФ содержит концентрированное нор­мативное выражение финансово-правовых начал. Высшая юридическая сила Конституции РФ предопределяет условия эффективности ее воздействия на текущее финансо­вое законодательство. Предназначение Конституции РФ как основного правового акта обусловливает определение ею главных задач и основных направлений финансовой дея­тельности государства.

Конкретизация правового регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансо­вого права, целиком специализирующимися на регулиро­вании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государственных и муниципальных цент­рализованных и децентрализованных денежных фондов.

Конституционные основы оказывают влияние на всю правовую систему, но в особенности на законодательство. Конституционные нормы устанавливают и прямо обозна­чают источники права, система которых отражается и в финансовом праве: федеральные конституционные зако­ны (ч. 5 ст. 66 и др.); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государ­ственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115); консти­туции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Рос­сийской Федерации, уставы краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных ок­ругов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125); Федеративный и иные госу­дарственно-правовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); ре­шения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46). Иерархию нормативных правовых актов возглавляют Кон­ституция РФ и законы.

Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодификационные источники — Бюд­жетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая).

Особое место в системе источников финансового пра­ва, регулирующих финансовую деятельность, занимают договоры о разграничении предметов ведения и полномо­чий между Российской Федерацией и ее субъектами. На­личие подобного способа правового регулирования фи­нансовых отношений можно объяснить наличием полити­ческого фактора, сопровождающего процесс становления федерализма в России. Другими условиями следует счи­тать запаздывание с принятием федеральных законов по предметам совместного ведения в финансовой сфере, а также отсутствие в ст. 71 Конституции РФ единых под­ходов к группировке сфер общественных отношений. По­ложительной стороной подобных договоров можно счи­тать удобство и эффективность в установлении внутригосударственных связей, наиболее полный учет особенно­стей и потребностей в финансовых ресурсах каждого субъекта Федерации. Отрицательной стороной является отсутствие единого правового регулирования в сфере до­говорного права, в результате чего происходит усиление асимметричности Российской Федерации, возрастает опас­ность ее трансформации в договорную федерацию или кон­федерацию. В современных условиях наиболее существен­ной является проблема несоответствия договоров между Российской Федерацией и ее субъектами Конституции РФ.

В систему источников финансового права включаются также и подзаконные нормативные правовые акты. Например, Президентом РФ изданы указы от 11 декабря 1997 г. № 1278 (в редакции Указа Президента РФ от 14 февраля 2001 г. № 161) "О мерах по оздоровлению государственных финансов" и от 24 августа 1998 г. № 986 "О некоторых мерах по экономии государственных расхо­дов"; Правительством РФ приняты постановления от 17 июня 1998 г. № 600 "Об утверждении Программы эко­номии государственных расходов" и от 28 августа 1997 г. № 1082 "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета"; Министер­ством финансов РФ издан приказ от 25 мая 1999 г. "Об ут­верждении указаний о порядке применения бюджетной классификации"; Министерством по налогам и сборам РФ издано письмо от 6 января 2000 г. "О зачислении налогов и сборов на счет № 40101 и их распределении в порядке меж­бюджетного регулирования"; Центральным банком РФ из­даны Указания от 2 декабря 1999 г. "О порядке составления и предоставления годового отчета по доходам федерально­го бюджета за 1999 год"   и т.д.

В сфере финансовой деятельности Российской Феде­рации подзаконные правовые акты имеют важное значение, поскольку, как свидетельствуют приведенные при­меры, устанавливают механизм реализации федерально­го финансового законодательства, оперативно регулиру­ют финансовые отношения, определяют правовые ориен­тиры и вводят нормативно-правовые основы для издания иных правовых актов в финансовой сфере.

Значительное место в системе источников финансо­вого права занимают нормативные правовые акты субъек­тов РФ. Правовые акты субъектов РФ по форме выраже­ния аналогичны общефедеральным, поскольку правовая система субъекта Федерации производна и является со­ставной частью правовой системы России в целом. Нормы финансового права на уровне субъектов РФ развиваются весьма стремительно и получают свое закрепление как в учредительных, так и специализированных законах и иных нормативных правовых актах.

Отношения, складывающиеся в сфере публичной фи­нансовой деятельности, регулируются и локальными нор­мативно-правовыми актами, содержащими финансово-пра­вовые нормы. Таковыми, например, являются уставы и решения ученых советов государственных высших учеб­ных заведений в части, устанавливающей порядок финан­совой деятельности конкретного вуза.

Практические задания.

1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений.

Группы экономических норм Конституции РФ

Содержание экономических основ (краткое изложение соответствующей статьи)

Для

проверки преподавателем

Экономические основы конституционного строя (гл.1)

Ст. 8 пункт 1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Ст.8 пункт 2.  В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Экономические права и свободы человека и гражданина (гл.2)

Ст.34 пункт 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2.Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Ст.35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется.

Ст.57  Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Экономические основы федеративного устройства (включая разделение полномочий) (гл.3)

Ст.71 В ведении Российской Федерации находятся: пункты е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Ст. 74 1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Ст.75 пункт 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Полномочия Президента РФ в области экономики (гл.4)

Ст.80 пункт 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Статья 83. Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

Статья 901. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Федерального Собрания в области экономики (гл.5)

Статья 102п.1. К ведению Совета Федерации относятся:

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Статья 106.Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

Полномочия Правительства РФ в области экономики (гл.6)

Статья 114 п.1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

Экономические основы деятельности судов (гл.7)

Статья 124. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 127. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Экономические основы местного самоуправления (гл.8)

Статья 1301. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 132. 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

1.     Найти в Бюджетном Кодексе и Конституции РФ и выписать в виде таблицы примеры различных правовых норм.

Виды норм

Бюджетный Кодекс

Конституция РФ

1 пример

2 пример

пример

№статьи, пункта, подпункта, где расположена норма

Краткое содержание нормы

№статьи, пункта, подпункта, где расположена норма

Краткое содержание нормы

№статьи, пункта, подпункта, где расположена норма

Краткое содержание нормы

1.Типичные

а)управомачивающие

Ст.250 п.1

1. Получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.

Ст.284

2. Руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, имеют право:

Ст.37 п.1

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

б) обязывающие

Ст.163 п.2

2. Получатели бюджетных средств обязаны: эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

Ст.221

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить …

Ст.37 п.2

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

в)запрещающие

Ст.81

2. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

Ст.243

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Ст.37

2. Принудительный труд запрещен.

2. Нетипичные

а) дифинитивные

Ст.215

В РФ  устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Ст.242

1. Финансовый год завершается 31 декабря.

2. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

Ст.8

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

б) коллизионные

Ст.181

пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам - участникам Содружества Независимых Государств);

Ст.165

организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

Ст.63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

в) оперативные

Ст.241

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

Ст.242

Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

г)обеспечительные

Ст.165

обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Ст.158

7. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Ст.64

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

3.По методу регулирования

а) императивные

Ст.96.2

3. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года

Ст.48

Доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ по следующим нормативам отчислений:

2) в бюджеты субъектов Российской Федерации - 45 процентов;

Ст.10 п.1

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

б) диспозитивные

Ст.41

4. К неналоговым доходам относятся: … и

иные неналоговые доходы.

Ст.68

…. а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Ст.10 п.4

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4.По предмету регулирования

а) материальные

Ст.71

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ осуществляются …

Ст.82

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Ст.107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

б) процессуальные

Ст.124

1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений,

Ст.235

1. В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Ст.108

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

Из Бюджетного Кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного Кодекса выбрать правонарушения, которые могут происходить в бюджетной сфере.

Виды правонарушений

БК

КоАП

УК

Нецелевое использование бюджетных средств

Статья 289.

Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статья 15.14.

Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств.

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе

Статья 290.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Статья 15.15.

Нарушение получателем бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

.Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе

Статья 291.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Статья 15.16

Неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением

Статья 292.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи

Статья 296.

_

_

Незаконное получение кредита

_

_

Статья 176.

Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

_

_

Статья 177.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

_

_

Статья 178.

Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов

Статья 303.

_

_

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)

7. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.

8. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2003 г.

9. М.В.Карасева, Ю.А.Крохина, Финансовое право, М.,Норма, 2002г.

10. Е.М.Ковешников, Конституционное право РФ, М.,Норма, 2002г.

11. Переход к рынку: борьба мнений. М., Наука, 2002 г.

12. Райзберг Б. А. К рынку через поиски и сомнения. М., Знание, 2001 г., № 4


[1] Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.-С.13

[2] Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.-С.16

[3]  Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2003 г., № 3, с. 140

[4] Е.М.Ковешников, Конституционное право РФ, М.,Норма, 2002г.- С.45

[5] Е.М.Ковешников, Конституционное право РФ, М.,Норма, 2002г. –С.47

[6] М.В.Карасева, Ю.А.Крохина, Финансовое право, М.,Норма, 2002г. –С.122

[7]М.В.Карасева, Ю.А.Крохина, Финансовое право, М.,Норма, 2002г. –С.124