Содержание

1. Теоретическая часть. 3

Введение. 3

1.1. Инвестиции. Понятие и причины совместного предприятия. 5

1.2. Совместные предприятия в России. 12

1.3. Совместная деятельность по освоению зарубежных ресурсов. Соглашения  о разделе продукции. 18

Заключение. 31

2. Практическая часть. 32

Задание 1. 32

Схема исполнения сделки.......................................................................... 40

Задание 2. 42

Список литературы.. 43

1. Теоретическая часть

Введение

Современная инвестиционная ситуация, сложившаяся в России, характеризуется комплексным воздействием на нее совокупности следующих негативных факторов.

Во-первых, сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно в переходный период в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.

Во-вторых, анализ капитальных операций Российской Федерации показывает, что Россия продолжает оставаться крупнейшим иностранным нетто-инвестором, причем в роли донора выступают как государство, так и частный сектор. Иными словами, при огромных инвестиционных потребностях российской экономики национальный частный капитал предпочитает инвестироваться в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы. При этом вывоз российского капитала, включая осуществляемый в противоправных формах, сопоставим с размерами западной финансовой помощи, оказываемой нашей стране, или даже превышает их.

В-третьих, отсутствует стимул для трансформирования в инвестиции огромных сбережений российского населения. Большая их часть вкладывается в иностранную валюту, не создавая ресурсов для инвестирования в национальную экономику, что означает предоставление беспроцентного кредита стране происхождения валюты, т.е. инвестирование американской а не отечественной экономики.

В-четвертых, несмотря на прилагаемые усилия, государственной власти не удалось добиться перераспределения мировых инвестиционных потоков в пользу нашей страны, объем прямых иностранных капиталовложений в российскую экономику незначителен, в силу чего Россия продолжает оставаться на периферии интересов стратегических иностранных инвесторов. Таким образом, страна переживает тяжелейший инвестиционный кризис, являющийся важнейшей составляющей  национального общеэкономического кризиса.

Значение иностранных инвестиций как одного из непременных условий экономического возрождения страны состоит в том, что в период низкой национальной инвестиционной активности, когда ни федеральный и местный бюджеты, ни сами экономические агенты не располагают достаточным инвестиционным потенциалом, зарубежные капиталовложения могут сыграть важную роль в модернизации российской промышленности. По этому увеличение притока иностранных инвестиций будет способствовать оживлению экономики Российской Федерации и выводу ее из кризиса.

Целью данной работы является исследование совместных предприятия.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть понятие и причины совместных предприятий

2. рассмотреть совместные предприятия в России

3. рассмотреть совместную деятельность по освоению зарубежных ресурсов, а также соглашение о разделе продукции

Объектом исследования в данной работе являются совместные предприятия и их деятельность на территории Российской Федерации.

Предметом исследования в работе является деятельность совместных предприятий (СП) на территории России.

1.1. Инвестиции. Понятие и причины совместного предприятия

Новые формы иностранных инвестиций - совместные предприятия и соглашения о сотрудничестве между компаниями, нахо­дятся в "пограничной" области между таки­ми традиционными формами международ­ного сотрудничества, как экспорт и ино­странные дочерние предприятия, полностью контролируемые иностранными холдингами  В 90-х гг. стали преобладать именно но­вые формы инвестиций (НФИ). Эта тенден­ция проявилась и в отношениях между промышленно развитыми странами и заняла центральное место в стратегии транснацио­нальных корпораций.

Термин "новые формы инвестиций" применяется, когда иностранная компания пре­доставляет активы - материальные и нема­териальные - из которых формируются ре­сурсы для инвестиционного проекта или предприятия в принимающей стране. При этом иностранная компания не является владельцем контрольного пакета. Существуют такие НФИ как совместное предприятие, в котором доля иностранного капитала не превышает 50%, лицензионное соглашение, контракты на управление, кон­тракты "под ключ", а также на совместное производство и международные субподряды[1].

Можно ли считать все эти формы инвестициями или это просто торговые операции? Когда иностранная компания выступает в роли инвестора, она, как и ее партнер, заинтересована в максимальном увеличении прибыли. Противоречия возникают по вопро­сам распределения прибылей (или убыт­ков), определения географических границ рынка (например, экспортировать или не экспортировать продукцию за пределы при­нимающей страны, поскольку это может противоречить внешнеэкономической стра­тегии инвестора).

Если же инвестиционный проект являет­ся для иностранной компании лишь торго­вой операцией, то она заинтересована в максимальном увеличении разницы между ценой   за   предоставляемые   активы (технология, оборудование и т.д.) и затрата­ми на их поставку. Интересы же партнера из при­нимающей страны прямо противоположные - для него главное - успех проекта, как объ­екта инвестиций.

Возвращаясь к определению термина НФИ, где доля местного капитала составля­ет, как минимум, 50%, а часть активов по­ставляется иностранной компанией, следует отметить, что они будут таковыми, если проект является инвестиционным не только с точки зрения участников из принимающей компании. В этом случае иностранная ком­пания рассматривает проект как способный приносить прибыль. При этом у нее возни­кает прямая заинтересованность в экономи­ческой жизнеспособности проекта как фор­мы инвестиций, а также в распределении или контроле использования (хотя бы части) прибыли.

Новые формы инвестиций обычно связаны с проектами, конечный про­дукт реализации которых ориентирован на местный или региональный рынок. Инвестиционные проекты на основе НФИ связаны чаще всего с исполь­зованием относительно "устоявшихся" раз­работок, и реже – высоких технологий. Новые формы инвестиций, как и традиционные, преимущественно концен­трируются в тех отраслях промышленности принимающих стран, в которых достигнут наиболее значительный рост, или же в сег­ментах этих отраслей, характеризующихся высоким уровнем добавленной стоимости.

      Проекты, обещающие хорошие перспективы роста и прибыли, чаще всего воспринима­ются зарубежной компанией в качестве ин­вестиций, даже если она не владеет актива­ми. И, напротив, проекты, в которых пер­спективы роста носят неопределенный ха­рактер, иностранные партнеры рассматри­вают как сбытовую деятельность, даже если активы являются их собственностью.

НФИ позволяют защититься от рисков и повы­сить соотношение собственных и заемных средств компании, в особенности в отноше­нии нефинансовых и нематериальных акти­вов. Этим объясняется значительное распространение НФИ в са­мих промышленно развитых странах. К тому же многие компании пришли к выводу, что владение акционерным капиталом не обяза­тельно означает эффективность контроля, который может быть обеспечен и без кон­трольного пакета акций. Еще одним инте­ресным следствием роста НФИ является то, что они могут стать средством, используе­мым средними и мелкими компаниями для интернационализации своей деятельности. Прямые инвестиции, как правило, недоступ­ны подобным компаниям в силу их ограни­ченных возможностей в сфере финансов

Что касается принимающих стран, то НФИ имеют для них также важное значение, но при этом возрастает степень риска. Особенно сле­дует выделить риск, связанный с принятием решений относительно целесообразности ин­вестиций и объема производственных мощно­стей. Такие решения принимаются местными компаниями и правительствами и не всегда могут быть связаны с конъюнктурой мирового рынка и поставками технологий. Кроме того, на процесс принятия решений большое влияние могут оказать местный производственный потенци­ал, потребность страны в иностранной валюте, а также политические соображения, вызван­ные, скажем, напряженной социально-эконо­мической ситуацией[2].

Результатом использования НФИ может оказаться сохранение зависимости прини­мающих стран от иностранных компаний отно­сительно новых технологий, доступа к мирово­му рынку, даже если эти компании в меньшей степени заинтересованы в успехе инвестици­онных проектов, чем в случае прямых инвести­ций.

Наиболее важным преимуществом НФИ с точки зрения принимающих стран является возможность усиления местного контроля над процессом роста капитала и повышения доли в доходах от инвестиций.

Итак, можно сделать вывод, что НФИ фор­мируют институциональные экономичные и организационные условия, в которых предпри­ниматели, владельцы материальных активов и финансового капитала объединяют усилия при отделении права собственности от функции контроля, разделяя между собой риски и от­ветственность за результаты экономической деятельности.

Анализ мирового опыта показывает, что учреждение на территории принимающего государства (страны-реципиента) коммерческих организаций с участием инвестиций, происходящих из зарубежных государств (стран-доноров или инвесторов), является наиболее распространенной и эффективной формой современной практики международного инвестиционного сотрудничества.

Создание фирм с участием иностранного и местного капиталов (в нашем понимании - совместных предприятий, СП) обычно используется для реализации консолидированными усилиями проектов, которые не под силу национальным компаниям.

"Понятие "совместное предприятие" (англ.- joint venture) в законодательстве и хозяйственной практике зарубежных стран наполняется различным содержанием. В современной международной практике экономического сотрудничества   и в деловых кругах совместным предприятием называют почти все формы международного экономического сотрудничества, фактически отождествляя инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность. "[3]

Создание коммерческих организаций совместного ведения осуществляется путем: совместного учреждения местной и иностранной фирмами нового предприятия, приобретения иностранной фирмой пая (доли) в предприятии местной компании, покупки местной фирмой пая в предприятии, полностью принадлежащем иностранному субъекту.

В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли различные виды собственности: частная, реальная кооперативная, акционерные предприятия, товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди них определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики.

СП – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с  иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом.

Существует два схожих понятия: "смешанное" и "совместное" предприятие. Под "смешанным", в отличие от "совместного", понимают отечественное предприятие, образованное двумя или несколькими хозяйствующими субъектами одной страны. Например, смешанными являются государственно-частные, муниципально - частные и другие национальные предприятия. Напротив, совместные предприятия – это хозяйствующие единицы, созданные собственниками разных стран.

Кроме совместных предприятий, на территории России появились хозяйствующие субъекты, которые полностью принадлежат иностранным владельцам (ИНП), а также предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) – понятие, охватывающее как совместные предприятия, так и фирмы с исключительно иностранными инвестициями[4].

Распространение совместных предприятий поставило вопрос об установлении их социальной сущности. Нет никаких трудностей в решении этого вопроса в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников. Однако когда в СП вкладываются средства  разных собственников, то в этом случае в нем действуют две разные по своему содержанию формы собственности, происходит их объединение и образование на этой базе совместной формы собственности, совладельцы которой, однако, сохраняют свои права как на внесенную ими часть материальных и финансовых средств в общий котел, так и на соответствующую этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров и услуг. Следовательно, совместный характер собственности и является одной из характерных черт СП:

-                   совместные предприятия представляют собой специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.

Развитие международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия в последнее десятилетие приобретает все большее распространение. Одним из обстоятельств, побуждающих к этому, является невозможность решить все проблемы участия страны в международных экономических отношениях путем развития МРТ (международное разделение труда).

По сравнению с международным разделением труда СП представляет собой сложную форму международного экономического сотрудничества, которая предполагает более тесные связи хозяйствующих партнеров разных стран. Участники СП совместно распределяют доходы, сообща несут убытки и риски, объединенно управляют всеми производственными и реализационными циклами, быстро реагируют на изменяющуюся политическую ситуацию в станах базирования. Однако при всем при этом каждый из партнеров реализует свои собственные интересы. Если совместное предприятие создано на коммерческих началах с западным или восточным партнером, то российской стороне в любом из этих вариантов противостоит иностранный капитал, обладающий возможностью своего приложения к делу во многих уголках земного шара. Где бы капитал ни был, главной целью его является присвоение прибыли. Не подлежит сомнению, что эту же цель он преследует и при создании совместных предприятий. Но не только - следует отметить, что иностранный капитал участвует в создании СП на территории России не только под воздействием сиюминутного стремления получить побольше прибыли. Так, по данным оксфордского журнала, 45% иностранных участников СП в России намерены закрепить свои позиции сейчас в расчете на большую деятельность в будущем, 25% стремятся использовать дешевую и хорошо образованную рабочую силу, 20% заинтересованы в обширном российском рынке, а 10% хотят иметь доступ к местным энергоресурсам.

Создаваемые в России совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта.

Приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств в направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Также совместное создание производственных единиц с передовой технологией и техникой повышает их конкурентоспособность.

СП способны сыграть важную роль в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических связей между странами.

Наконец, несмотря на то, что создание СП представляет собой развитие международной кооперации производства, но один из партнеров может использовать свое участие в нем для производства деталей и других частичных изделий с целью поставок их на материнское предприятие. И тогда совместное предприятие превращается в одного из участников международного производственного кооперирования, т.е. в субъекта углубления международного разделения труда в его внутриотраслевой форме.

Во многих случаях необходимость создания совместных предприятий порождается особыми экономическими условиями, сложившимися на момент решения вопроса об организации СП. Одним из таких условий может быть недостаток имеющихся средств для возникновения предприятия оптимальных размеров или экономия средств. Привлечение иностранного партнера снижает финансовое бремя российского предпринимателя на создание  нового или расширение уже действующего предприятия.

1.2. Совместные предприятия в России

В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала. Однако процесс создания и функционирования СП на территории нашей страны явно не отвечает тем задачам, которые они призваны решать. Слишком большая их часть действует сейчас не в сфере производства высококачественной продукции, а в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п. Создается много мелких совместных предприятий с незначительной долей иностранного капитала. К сожалению, на сегодняшний день, климат, в котором вынуждены работать такие компании нельзя назвать благоприятным. Существует множество проблем, связанных с несовершенством законодательной базы, налогообложением, высокой степенью риска для тех, кто решил работать на российском рынке (многие крупные иностранные инвесторы вынуждены даже страховать себя от политических и иных рисков, вызванных нестабильной обстановкой в нашей политической и экономической системах).

"В свою очередь участие иностранного капитала в России обнаруживает ряд отрицательных последствий долгосрочного характера. В их числе приоритетное внимание западных инвесторов к добыче и экспорту топливно-энергетических ресурсов, что способствует исчерпанию невозобновляемой продукции и гипертрофированному развитию экономики страны и отдельных регионов. Слабость государственного регулирования иностранного капитала в РФ создает условия для развития в стране малоэффективного производства, сильно загрязняющего окружающую среду."1

Об итогах функционирования СП на территории нашей страны можно судить по следующим данным  таблицы 1.

Таблица 1

Показатели развития совместных предприятий в России[5]

Показатели

2000

2005

Число действующих предприятий (на конец года)

2533

14550

Численность работников, тыс. чел.

195

426

Расходы на оплату труда, млрд. руб.

21

3431

Объем производства продукции, работ, услуг (в факт. действовавших ценах), млрд. руб.

449

46023

Экспорт, млн. долл.

1863

5758

Импорт, млн. долл.

2037

3332

Объем реализации продукции на внутреннем рынке, млрд. руб.

170

44317

Таким образом,  проанализировав итоги деятельности предприятий с иностранными инвестициями, можно сказать, что эти предприятия уже в 2005 году достигли тех целей, что были поставлены перед ними  Российским Правительством. Очевидно, что они привлекают иностранный капитал в отечественную экономику, содействуют росту промышленного производства, расширению внутренней и внешней торговли.

При анализе сложившейся экономической ситуации и перспектив в сфере организации и становления СП представляются разумными рассмотрение и оценка деятельности СП как основной составляющей предприятий с иностранными инвестициями с точки зрения их развития на территории всей Российской Федерации в отдельных областях государства.

В 1991 г. на территории России было создано 2022 СП с участием фирм из более чем 60 стран. Это не много, т.к., например, в маленькой по сравнению с Россией Венгрии в том же году действовали более 7 тыс. СП, в Польше - 5 тыс. Основной причиной, сдерживавшей создание СП в нашей стране, является неконвертируемость рубля. Однако, несмотря на сложность обстановки на российском рынке, число ПИИ только за 1993 г. возросло в 2,5 раза и в конце года почти в четыре раза превысило их количество на конец 1991 г. 

Объяснением этого может являться целый ряд причин: отсутствие сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, заинтересованность России в привлечении иностранного капитала, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, успехи России в продвижении к экономике свободного рыночного хозяйства и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой. Принятие России в ведущие международные финансовые организации (такие как МВФ, МБ, ЕБРР) в какой-то степени повлияло на повышение доверия к России как к участнику международного сотрудничества и открыло ей доступ к новым источникам внешнего финансирования. Эти обстоятельства и делают российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов. Однако большинство иностранных предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом в целом являются характерными: небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за СКВ.

 При общем сокращении производства в стране выпуск продукции на совместных предприятиях заметно увеличивается. По данным Госкомстата РФ на 1 октября 2004 г., на внутреннем рынке России СП реализовали продукции за рубли на сумму 521080692,3 тыс. рублей и за инвалюту - на сумму 547296,4 тыс. долл. По итогам девяти месяцев 2005 года сумма совокупного уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями составила 97692,5 млн. рублей, в том числе на долю иностранных инвесторов приходилось 52,5%, или 51288,6 млн. рублей, а на долю российских инвесторов приходилось 47,5% уставного капитала, или 46403,9 млн. рублей. Из общего числа предприятий с иностранным капиталом 5249 на развитые капиталистические страны приходилось 3002 предприятия, или 57,2%[6].

По оценкам зарубежных специалистов, наиболее привлекательными районами для инвестирования в РФ считаются Москва и Санкт-Петербург, затем - Республика Карелия, Калининградская область, Самарская область и Краснодарский край, а также дальневосточные районы - Сахалин, Хабаровский край и Приморский край. Замыкают список Калмыкия, Дагестан и Тамбовская область, где в 2005 г. было всего по одному предприятию с иностранным капиталом.

В ряду иностранных партнеров по СП, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. Т.е. в процессе создания ПИИ в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию. В создании ПИИ участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др.

Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (5,1%), Япония (3,3%), Сингапур, Республика Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании ПИИ в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены СП Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии.

Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:

n на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;

n на потребительских товарах и услугах, где инвестиции незначительны.

Именно поэтому большинство СП на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех СП. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания. Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии.

Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации - продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты. Следует отметить, что структура экспорта ПИИ отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт ПИИ будет принципиально иным.

Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию.

СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея[7].

Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно. Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала - российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.

Создание совместных предприятий является довольно сложным делом, которое требует в отдельных случаях значительных материальных и финансовых затрат, большой находчивости и немалого административного опыта, выработанного в процессе участия в международном экономическом сотрудничестве. Очень много организационных, экономических и юридических трудностей при образовании совместных предприятий с участием иностранных партнеров. В России это связано с почти полным отсутствием достаточно длительного опыта в этой области. Но гораздо большие трудности создают экономические факторы, а не организационные, последние представляются лишь следствием нынешней специфической экономической ситуации. В России создают в основном малые и средние СП. Незавершенность процесса приватизации и отсутствие ее четких параметров – главная проблема, препятствующая участию крупных предприятий в создании СП на ее территории.

Еще одним экономическим фактором является устаревшее оборудование и невысокое качество производимых российскими предприятиями товаров.

Формирование и деятельность СП выявили и некоторые юридические трудности.  В России нет достаточного стимулирования деловой активности совместных предприятий со стороны государственных органов центрального и местного подчинения, а в конечном счете юридические проблемы сводятся к слабой правовой защите инвесторов от коррумпированных чиновников.

Итак, существующие организационные, экономические и юридические трудности сдерживают рост числа СП на территории России. Несмотря на то, что в настоящее время в стране насчитывается около 15 тыс. разного рода совместных и иностранных предприятий, приходится признать, что наша страна делает лишь первые шаги в развитии этой формы экономического сотрудничества.

1.3. Совместная деятельность по освоению зарубежных ресурсов. Соглашения  о разделе продукции

11  января  1996  года  на   территории  России  вступил  в силу Федеральный  закон  "О соглашениях о разделе продукции". Он стал первым   законом,  принятым  Советом   Федерации  после  парламентских выборов,   и,  несомненно,  уже  в  ближайшем   будущем  может оказать существенное   влияние на состояние и перспективы развития российской экономики. Определенные трудности в восприятии самого названия этого акта   вызваны  включением  в  него дословного перевода с английского языка   термина  "production sharing agreement", принятого за рубежом для  обозначения  отношений,   складывающихся  в  процессе разведки и эксплуатации  месторождений  полезных ископаемых между государством, на  чьей   территории  осуществляются  разработки,   и  инвесторами, в первую   очередь    иностранными,   финансирующими    и  производящими указанные работы.

Таким    образом,   для   обозначения    новой   формы  правового регулирования    экономических     отношений    законодатель    избрал терминологию,  а  также использовал правовые конструкции, понятные и близкие прежде всего иностранному инвестору.

В этом подходе ощущается также стремление приблизить российское законодательство  к стандартам, принятым в международной юридической практике[8].

1.  Переход   России  к  рыночной  модели   экономики  потребовал создания  в   кратчайшие  сроки  адекватного   правового регулирования всего сложного комплекса отношений, связанных с поиском, разведкой и добычей  на  территории страны разнообразных минеральных ископаемых.

Существенное   изменение  экономических  условий   привело  к  поискам принципиально   новых  правовых  инструментов управления этой группой отношений.

Актуальность   проблеме  придавала  и  та  особая   роль, которая традиционно  принадлежит в российской экономике добывающим отраслям, а   также  жесткая  зависимость  ряда   других  отраслей  хозяйства от экспорта сырья, в первую очередь энергоносителей.

Однако    создать  на  практике  необходимый   правовой  механизм оказалось непросто.

Экономические   трудности  переходного  периода в совокупности с частично  сохранившейся  и   поныне  недостаточной урегулированностью взаимоотношений   между   центральными    и   региональными  органами государственной  власти и управления длительное время препятствовали решению проблемы.

Важным   практическим  шагом  на  этом  пути   стало  принятие 24 декабря   1993    года  Президентом  России  Указа   №  2285  "Вопросы соглашений  о   разделе  продукции  при пользовании недрами". Как указано  в  преамбуле этого акта, он должен применяться "в период до вступления   в   действие    законодательства  Российской   Федерации, регламентирующего   порядок    применения  таких  соглашений".   Таким образом, с момента вступления в силу упомянутого Федерального закона Указ  может представлять интерес лишь в историческом аспекте. Тем не менее  мы  будем   обращаться к отдельным положениям этого документа, чтобы  проследить  некоторые   тенденции  правового  регулирования   в рассматриваемой сфере.

Организационно-правовые   и политические условия последующих лет воспрепятствовали реализации названного Указа. Достаточно вспомнить, что  он  был  принят   почти  одновременно  с Конституцией Российской Федерации   в   декабре   1993  года,  когда  важнейший  вопрос   -  о разграничении  полномочий  между   центром  и  регионами - лишь начал осознаваться  властями  и   общественностью  во  всей своей глубине и остроте.

Конституционное    закрепление   ряда   основных    положений,  в частности    касающихся   равноправия   всех    субъектов   Российской Федерации,    в   том   числе    равноправия   во   взаимоотношениях  с федеральными органами государственной власти и управления, наделения субъектов   правом   иметь   свое    законодательство,  разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской  Федерации   и  органами государственной власти субъектов, носило в то время в основном декларативный, установочный характер, а необходимость практического учета новой роли субъектов Федерации еще не воспринималась как требование реальной экономики. 

Отсутствие  в   момент выхода Указа № 2285 надлежащих механизмов практического  воплощения  в   жизнь  этих  и  ряда  других положений Конституции  Российской   Федерации  стало  главным   препятствием для применения    упомянутого   нормативного  акта,   а  следовательно,  и нормального   процесса  подготовки  и  реализации   самих соглашений о разделе продукции[9].

В   соответствии с Указом распределение части минерального сырья (или   его   стоимостного  эквивалента),  полученной   государством  в результате  раздела продукции, должно было осуществляться "на основе не являющихся частью соглашения специальных договоров между органами исполнительной  власти  Российской   Федерации и субъектов Российской Федерации"   (абз.  2 п. 6). Устанавливалось также, что распределение взимаемых с инвестора налога на прибыль и платы за право пользования недрами   должно  было  осуществляться  "в соответствии с действующим законодательством   с зачислением их в соответствующие бюджеты" (абз. 3 п. 6).

Иными  словами, отношения между органами исполнительной власти, выступающими в качестве единой стороны договора о разделе продукции, отделялись  от  самого   соглашения,  их регулирование переносилось в специальные договоры и не влияло на содержание базового соглашения.

Указ  не   предписывал  соответствующим  органам   заключать  подобные договоры   в    обязательном   порядке.   Не   было  также  определено соотношение   средств,  поступающих  соответственно   в  федеральный и региональные бюджеты в виде платежей от налога на прибыль и платы за пользование   недрами.  Все  это   вновь  ставило  местные  органы  в неопределенное и зависимое положение.

Между  тем   все  более  очевидным становилось нежелание местных властных  структур  и   впредь  позволять  могущественным   добывающим ведомствам   монопольно  и   фактически  бесконтрольно   распоряжаться территорией  и  недрами отдельных регионов без существенной, заранее оговоренной и соответствующей мировой практике компенсации возможных экологических и социальных потерь.

В  течение   двух  лет,  прошедших  с  момента   принятия  Указа, положение  постепенно   менялось  в  сторону  более   полного  учета и юридического оформления интересов и прав регионов. 

Правовые   отношения в области недропользования между субъектами разного  уровня стали предметом регулирования Федеральным законом от 3  марта   1995  года  "О  внесении  изменений   и  дополнений в Закон Российской   Федерации  "О  недрах". Рассматриваемый круг проблем затрагивается  в   ряде статей этого Закона. В частности, в статье 11 предусматривается возможность заключения между Российской Федерацией и    субъектами   Российской    Федерации  договоров  о   разграничении предметов  ведения  и   полномочий  в  области   недропользования.  До заключения  таких   договоров разграничение полномочий осуществляется исходя из положений упомянутого Закона.

Большое    внимание   в   этом   Законе   уделено  и  определению компетенции   органов  государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений по недропользованию (ст. 3 и 4).

Тенденции   последних  лет  в  области   нормативного закрепления разграничения компетенции центральных и региональных органов власти, в  частности  в  использовании   недр,  существенно повлияли на общую концепцию  и  отдельные  положения   Закона  "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон).

В  нем,  как ранее в Указе № 2285, констатируется, что одной из сторон   соглашения  о  разделе   продукции  является  государство  - Российская  Федерация,  от  имени   которого  выступают Правительство Российской   Федерации   и   орган   исполнительной  власти  субъекта Российской    Федерации,    на     территории   которого    расположен предоставляемый  в   пользование участок недр, или уполномоченные ими органы.

Однако  если   в  Указе  упоминание  о роли региональных органов ограничивалось    декларированием  их  совместного   с  Правительством участия  в   качестве единой стороны соглашения, то Федеральный закон уделяет   вопросу   о    роли   органов  власти   субъектов  Федерации значительно больше внимания.

В  частности,   в п. 3 ст. 6 указывается, что разработка условий пользования  недрами  и  подготовка   проекта  соглашения  по каждому объекту    недропользования   осуществляются   комиссией,  создаваемой Правительством    Российской  Федерации  по   согласованию  с  органом исполнительной     власти    соответствующего    субъекта   Российской Федерации.    В   состав   указанной   комиссии  входят  представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального  органа   управления    государственным   фондом   недр   и  (или)  его территориального    подразделения,  и  органа   исполнительной  власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение  о   подписании  соглашения  принимается   Правительством Российской      Федерации    и     органом    исполнительной     власти соответствующего    субъекта  Российской  Федерации   или  в  случаях, предусмотренных   Федеральным  законом,  -   Правительством Российской Федерации    по   согласованию   с    органом   исполнительной  власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 6).

Подписание   соглашения  со  стороны  государства осуществляется Правительством  Российской Федерации и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливается также, что орган исполнительной власти субъекта Российской  Федерации  может  передать свои полномочия на подписание соглашения    Правительству  Российской   Федерации,  а  Правительство Российской   Федерации  может  передать свои полномочия на подписание соглашения  органу   исполнительной  власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Если   предоставляемый  в пользование участок недр расположен на континентальном  шельфе   Российской  Федерации  и  (или)  в пределах исключительной  экономической   зоны Российской Федерации, подписание соглашения  со  стороны  государства   осуществляется  Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта    Российской   Федерации,   на   территории  которого  будут проводиться   предусмотренные соглашением работы, в части, касающейся вопросов, относящихся к ведению этого субъекта.

Таким  образом,   участие  региональных  органов власти на этапе подготовки    и     подписания   соглашения   о    разделе   продукции обеспечивается в полной мере.

Что  касается стадии реализации проекта, то согласно п. 7 ст. 7 в   целях  координации  деятельности  по   выполнению  работ  в рамках соглашения   сторонами может быть предусмотрено создание управляющего комитета,  в  состав   которого входит равное число представителей от каждой  стороны.  Численный состав, права и обязанности управляющего комитета,  а   также  порядок  его  работы   определяются соглашением.

Создание управляющего комитета должно предусматривать равное участие со    стороны    государства   представителей    федеральных   органов исполнительной    власти    и     органов    исполнительной     власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это важное положение свидетельствует   о  стремлении   законодателя  закрепить  паритетное участие  центра  и  регионов  на   стадии  реализации рассматриваемых соглашений[10].

Наибольший   интерес,  однако,  представляет   вопрос о принципах раздела  между центральным Правительством и органами власти субъекта Федерации продукции, полученной в ходе исполнения соглашения. 

В   соответствии  с  Федеральным  законом государству передается обусловленная   соглашением  часть  произведенной   продукции  или  ее стоимостный эквивалент.

Порядку    распределения   и   реализации   государственной  доли произведенной    продукции  посвящена  ст.  10   Федерального  закона, согласно  которой   распределение  полученной   государством продукции осуществляется  на   основе  договоров,  заключаемых соответствующими органами  исполнительной   власти  Российской  Федерации  и   органами исполнительной  власти   субъекта Российской Федерации применительно, как  правило,  к  каждому  отдельному   соглашению. На первый взгляд, повторено   положение Указа № 2285, отделявшего содержание соглашения от  конкретного  решения  о   разделе  произведенной  продукции между Правительством  Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта   Федерации. В Федеральном законе, однако, содержится весьма существенное  дополнение:   такой  договор  должен  быть   заключен не позднее  30  дней  со   дня  вступления  в  силу соглашения о разделе продукции.   Имеется  в  виду,   что  разработка  основных  положений договора должна производиться практически одновременно с подготовкой соглашения. В случае неподписания договора в указанный срок у органа исполнительной  власти  субъекта   Федерации  появляется  возможность добиваться  в  установленном  порядке   выполнения  этого  положения, закрепленного Федеральным законом.

Следует   обратить внимание на то, что в п. 1 ст. 10 Федеральный закон  определяет  круг   вопросов,  которые  должны  быть отражены в упомянутом договоре. К ним относятся:  

-  пропорции   распределения  государственной доли произведенной продукции,  определяемые с учетом месторасположения предоставляемого в   пользование  участка  недр, вида добываемого минерального сырья и размера  его   извлекаемых  запасов, величины учитываемых при разделе продукции между государством и инвестором налогов, подлежащих уплате в  федеральный  бюджет,  бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации    и   местные   бюджеты,  уровня   социально-экономического развития   территории,  на которой производятся работы по соглашению, степени экологических рисков;

-  условия  и   порядок  поступления  указанной продукции или ее стоимостного эквивалента в соответствии с согласованными пропорциями распределения   государственной   доли произведенной  продукции  в федеральную   собственность и собственность соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Указе подобные положения отсутствовали. Между тем введение их в   текст  Федерального  закона  также   способствует  соблюдению прав регионов,   упрочивает  их правовые позиции при защите своих законных интересов.

Часть    произведенной   продукции,   поступающая  в  федеральную собственность,  может  быть  использована   для  федеральных  нужд  в порядке,   определяемом  Правительством России, с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет.

Порядок     использования    части     произведенной   продукции, поступающей   в   собственность    субъекта   Российской    Федерации, определяется законодательством соответствующего субъекта.

Приведенные положения свидетельствуют о том, что договоры между Правительством  России  и   субъектами  Федерации  в  лице их органов управления, так и не став частью соглашений о разделе продукции, тем не  менее получили в Федеральном законе более четкое регулирование и способны влиять на содержание самого соглашения о разделе продукции.

Содержащееся   в  Федеральном законе предписание соответствующим властным   органам    заключить   между  собой   договор  в  срок,  не превышающий  30   дней  с  момента  вступления  в   силу  соглашения с инвестором,    позволяет  уже  на  стадии   подготовки  проектов  этих документов    блокировать  возможные  попытки   представителей  центра ущемить права и законные интересы регионов. Следствием подобных действий  центральных  властей может стать отказ органа власти субъекта Федерации скрепить своей подписью соглашение с инвестором, а также в случае пропуска Правительством срока заключения договора обжалование его действий в судебном порядке.

В  этой   связи закономерен вопрос о правовой природе договора о распределении     государственной   доли    произведенной   продукции, подлежащего  заключению  между Правительством Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Федерации.

Исходя   из   того,  что  сторонами  договора   выступают  органы исполнительной      власти     государства,     то    есть    носители административно-властных  полномочий,   такой  договор  следовало  бы отнести    к   так   называемым   административным  договорам,  или  в соответствии   с  определением,  данным   проф.  Ю.  М.  Козловым,  к административно-правовым соглашениям.

Вместе   с    тем,  как  обоснованно  отмечается   в  специальной литературе,       "достижение      соглашения     между      субъектами государственно-управленческой      деятельности     требует      затем соответствующего   юридически-властного  оформления.  Само соглашение непосредственно    не     порождает    конкретные     административные правоотношения,    но   способствует  формированию   сложного  состава юридического  факта:   соглашение  плюс  последующее  (как результат) правомерное  действие  властного   субъекта управления в виде издания индивидуального правового акта.

Результатом      может     быть      и    издание     нормативного административно-правового акта".

Возможность   возникновения подобного сложного состава видится и в  случае  заключения  договора о распределении государственной доли произведенной    продукции.     Наиболее   вероятно,   что    реальное распределение  продукции будет производиться после издания на основе и   во  исполнение  договора   индивидуальных правовых актов властного характера обоими органами исполнительной власти. По предварительному согласованию  между   этими  органами  возможно  издание одного акта, например правового акта Правительства Российской Федерации.

Признание   административно-правового  характера такого договора не лишает стороны, прежде всего орган исполнительной власти субъекта Федерации    как  более  уязвимую  сторону   данного  договора,  права защищать   свои  интересы  в  судебном   порядке.  В  частности, такую возможность    предоставляет    Арбитражный   процессуальный    кодекс Российской  Федерации,   устанавливающий  в  ч.  1  ст.  22, что арбитражному  суду  подведомственны   дела  по  экономическим спорам, возникающим  из гражданских, административных и иных правоотношений, в   том   числе   споры  между  Российской  Федерацией   и  субъектами Федерации.

Часть 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ напрямую относит   к   спорам,    разрешаемым   арбитражным    судом,  споры  о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом, то есть в случае, аналогичном рассматриваемому. 

Вместе  с   тем  допустима  и  иная  точка   зрения  на договор о распределении государственной доли произведенной продукции, а именно как  на  гражданско-правовой   договор. Такой подход также имеет свои основания,  коренящиеся в первую очередь в предоставлении Российской Федерации и ее субъектам возможности участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (ст. 2 Гражданского кодекса).

В   пользу    возможности   заключения   в   целях  распределения государственной   доли  произведенной  продукции гражданско-правового договора  говорит  и   то  обстоятельство, что в п. 3 ст. 1 Закона "О соглашениях  о  разделе продукции" права и обязанности сторон такого соглашения    определяются   как   гражданско-правовые,   регулируемые гражданским   законодательством  Российской Федерации. Таким образом, Правительство  Российской   Федерации  и  орган исполнительной власти субъекта  Федерации,  представляющие   государство  в качестве единой стороны   соглашения о разделе продукции, выступают в силу закона как субъекты  гражданско-правовых   отношений.  По-видимому,  в  качестве сторон  договора  о распределении государственной доли произведенной продукции,   заключаемого  в  тесной взаимосвязи с таким соглашением, они также могут выступать в качестве субъектов гражданского права. 

При  этом  в   случае  предъявления претензий своему контрагенту участник   договора    вправе   использовать   весь   арсенал  средств воздействия    на     нарушителя    обязательств,     содержащийся   в гражданско-правовом    законодательстве   Российской    Федерации.   В частности,  при   отказе  заключить  такой  договор   или несоблюдении указанного 30-дневного срока для его заключения может быть применена ст. 445 ГК РФ "Заключение договора в обязательном порядке". Согласно п.  4  этой  статьи   "если  сторона,  для  которой  в соответствии с настоящим   Кодексом    или   иными   законами    заключение  договора обязательно,   уклоняется  от  его  заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор".

Одновременно    вступает   в  действие  норма   этой  же  статьи, устанавливающая,    что   "сторона,    необоснованно  уклоняющаяся  от заключения  договора,  должна  возместить другой стороне причиненные этим убытки" (абз. 2 п. 4 Гражданского кодекса РФ). 

Итак,  следует   признать  возможность  двух  разных   подходов к определению природы указанного договора: ад- министративно-правового и   гражданско-правового.  По-видимому,   вопрос  требует  дальнейшего осмысления   с  учетом всех последствий того или иного решения. На мой  взгляд,  проблема  может   быть разрешена в специальном правовом акте, что исключило бы возможность двоякого толкования. 

Пристальный     интерес,    уделяемый     нами   взаимоотношениям центральных  и  федеральных  органов власти, объясняется их растущим влиянием  на   процесс  осуществления инвестиций в добывающие отрасли российской   экономики.    Условно  разделив  все  договорные   связи, возникающие  при  реализации   конкретного  проекта,  на  две группы:   отношения  между  государством и инвестором, а также отношения между субъектами,      представляющими      государство,    -     центральным Правительством  и регионом в лице органа власти субъекта Федерации - пришлось  бы  признать  значительно большее влияние на успех дела на стадиях   принятия  принципиального  решения  и разработки проекта за второй группой отношений. Как уже указывалось, на стадии реализации   проекта роль субъектов Федерации тоже достаточно существенна. 

Суммируя  сказанное, можно со всей определенностью сказать, что разумный  и   обоснованный  учет  интересов   регионов  служит залогом успешной инвестиционной деятельности в сфере недропользования, в том числе основанной на соглашениях о разделе продукции.

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

"Понятие "совместное предприятие" (англ.- joint venture) в законодательстве и хозяйственной практике зарубежных стран наполняется различным содержанием. В современной международной практике экономического сотрудничества   и в деловых кругах совместным предприятием называют почти все формы международного экономического сотрудничества, фактически отождествляя инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность. "

СП – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с  иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом.

В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала. Однако процесс создания и функционирования СП на территории нашей страны явно не отвечает тем задачам, которые они призваны решать. Слишком большая их часть действует сейчас не в сфере производства высококачественной продукции, а в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п

        

2. Практическая часть

Задание 1

Контракт на экспорт

КОНТРАКТ №___111_______

г. Хабаровск (Хабаровская область,  Россия) 28 декабря   2003 г.

Предприятие _______Фирма «Индекс»_________________________________________

полное наименование предприятия

именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице своего

полномочного представителя ____Аносов  С.С.____________________________________

_______зам. директора___________________________________________________________

ФИО, должность лица,

________________________________________________ с одной стороны, и организация,

подписывающего контракт

____фирма «Comlel»______________________, именуемая в дальнейшем «Продавец» полное наименование организации

в лице своего полномоч­ного представителя _____________Форо Ю.С._______________

           ФИО, должность лица, подписывающего контракт

______ген. директор__________________________, с другой стороны, заключили настоящий

 

контракт о нижеследующем.

1. Предмет контракта

1.1. Продавец продал, а Покупатель купил в количестве__________100 единиц____________________

наименование базиса поставки

_____________следующий товар____телефонные апппараты___________________________.

наименование товара

 

1.2. Поставка товара, указанного в п. 1.1. настоя­щего контракта, будет осуществлена в течение._________дву месяцев__________________________________________________

                                                    период времени

1.3. Качество товара должно

соответствовать________требованиям ГОСТ________________________

                                     2. Цена

2.1. Цена товара, указанного в п. 1.1. настоящего

контракта, составляет  ____пятьсот двадцать евро_____________________

сумма прописью и денежная единица

за единицу.

2.2. Общая стоимость проданного по настоящему

контракту товара составляет _пятьдесят две тысячи евро____________

2.3. В стоимость товара включается стоимость упа­ковки и маркировки товара, расходы по его погрузке,

_____________________нет________________________________________________________

перечисляются другие расходы

 

2.4. Указанная в п. 2.1. цена товара является фик­сированной и изменению не подлежит.

3. Упаковка и маркировка

3.1. Упаковка поставляемого товара должна соот­ветствовать установленным стандартам (или техни­ческим условиям) и гарантировать при должном об­ращении с товаром его сохранность во время транс­портировки.

3.2. На каждый ящик (контейнер, мешок и т. п.) должна быть нанесена следующая маркировка:

— наименование пункта назначения, адрес полу­чателя товара — Покупателя;

— наименование и адрес Продавца с указанием страны отправления товара;

— номер места;

— вес брутто;

— вес нетто

и другие реквизиты, которые могут быть заблаговременно до  начала поставки сообщены Покупателем прродавцу.

4. Оплата

4.1. Стоимость поставляемого товара оплачивает­ся путем выставления аккредитива в банк.__________СБС «Агро»______________________

 

4.2. Покупатель обязуется открыть в течение_____10 дней__________________________

срок

 

после подписания настоящего контракта безотзыв­ный, делимый, документарный аккредитив на общую сумму стоимости поставляемого по настоящему конт­ракту товара.

 

4.3. Аккредитив будет действовать до _____30 ноября 2004 года______________________

календарная дата

4.4. Оплата стоимости поставляемого товара бу­дет произведена сразу после представления в банк Продавцом следующих документов:

1) Счета-фактуры в_________________________________5__________________экземплярах.

2) Копии коносамента.

3) Копии документа, удостоверяющего качество поставляемого товара.

4) Копии извещения об отправке товара и его маркировке.

4.5. В случае, если открытие аккредитива будет просрочено по вине Покупателя, Продавцу предостав­ляется право расторгнуть настоящий контракт. Если

Продавец решит это сделать, он обязан в течение__________10 дней____________

срок

со дня, предусмотренного контрактом для открытия аккредитива, сообщить о своем решении Покупателю.

4.6. Если Покупатель решит оставить контракт в си­ле, он получает право на возмещение всех дополни­тельных расходов, которые он будет нести в связи с просрочкой открытия аккредитива, а также право на ___ % годовых от общей стоимости поставляемого |товара за задержку ее оплаты.

 

5. Права и обязанности сторон

(Базис поставки)

5.1. Продавец  обязан:

а) предоставить товар в распоряжение Покупателя в срок, указанный в п.1.2. настоящего контракта,

на своем предприятии_______фирма «Индекс»___________________________________

название предприятия, его адрес, место,

где товар будет передан в распоряжение Покупателя

б) обеспечить за свой счет упаковку товара, ого­воренную в настоящем контракте;

в) уведомить Покупателя о времени, когда товар будет предоставлен в его распоряжение, не менее, чем за ___10 дней_____________________________________________________

срок

г) нести расходы по проверке качества товара, его взвешиванию, измерению;

д) по просьбе Покупателя оказать последнему за его счет полное содействие в получении документов, выдаваемых в стране поставки или в стране проис­хождения товара, и требуемых для вывоза его из страны.

5.2. Покупатель обязан:

а) принять товар в месте и в срок, указанный в настоящем контракте;

б) оплатить стоимость товара в порядке, предус­мотренном настоящим контрактом;

в) нести все расходы, падающие .на товар, и все риски, которым может подвергаться товар с момен­та, когда он предоставлен в распоряжение Покупателя.

г) нести расходы по оплате таможенных пошлин и налогов (если таковые взимаются при экспорте товара).

6. Приемка товара по качеству и количеству

6.1. Приемка товара по качеству и количеству бу­дет произведена Покупателем в присутствии предста­вителя Покупателя (или Перевозчика) сразу по при­бытии товара____________________на место приемки г. Франкфурт_______________________

место приемки

6.2. В случае, если будет установлено нарушение качества товара или недостача его по количеству, По­купатель совместно с представителем Продавца (или Перевозчика) составит протокол и в зависимости от причин нарушения качества товара и возникновения недостачи его по количеству предъявит соответствую­щие рекламации.

6.3. Продавец несет ответственность за все недо­статки товара, которые возникли после передачи его Покупателю, если причина их существовала до этой передачи и Покупатель предъявил рекламацию не позднее шести месяцев со дня приемки товара.

6.4. Продавец обязан немедленно возместить недостачу товара и заменить недоброкачественный то вар на качественный.

7. Санкции

7.1. Если Продавец не поставит товар в установ­ленный в п. 1.2. настоящего контракта срок по при­чинам, за которые несет ответственность, он платит Покупателю штраф.

7.2. Штраф начисляется, начиная с первого дня по истечении установленного п. 1.2. настоящего конт­ракта срока в размере _____10_______ % от стоимости непо­ставленного товара за каждый день просрочки.

7.3. Штраф будет удерживаться с суммы, предна­значенной для оплаты стоимости поставленного това­ра. В случае, если Покупатель по какой-либо причи­не не удержит штраф при оплате счета Продавца, последний обязан оплатить сумму штрафа по перво­му требованию Покупателя.

7.4. В случае, если просрочка поставки товара пре­высит__1________________месяц,

                                                                                                                        срок    

Покупатель имеет право отказаться от контракта или его части.

7.5. В целях исполнения контракта Покупатель может заключить договор с третьим лицом. Прода­вец в этом случае обязан возместить Покупателю расходы по заключению договора с третьим лицом и разницу между ценой товара, которая была преду­смотрена настоящим контрактом, и ценой товара, ко­торый куплен у третьего лица.

7.6. Необоснованный отказ Покупателя принять товар, соответствующий предусмотренным настоящим контрактом норм качества и количества, налагает на него обязанность возместить Продавцу все его расхо­ды по подготовке товара к передаче Покупателю, а также уплатить в пользу Продавца штраф в разме­ре_________10____________ % от общей стоимости товара.

8. Освобождение от ответственности

8.1. Продавец и Покупатель освобождаются от от­ветственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если оно яви­лось: следствием обстоятельств непреодолимой силы.

8.2. Под непреодолимой силой понимаются внеш­ние и чрезвычайные события, которые не существова­ли во время подписания договора, возникшие поми­мо воли Продавца и Покупателя, наступлению и дей­ствию которых стороны не могли воспрепятствовать с помощью мер и средств, применения которых в конкретной ситуации справедливо требовать и ожи­дать со стороны, подвергшейся действию непреодоли­мой силы.

8.3. Непреодолимой силой признаются следующие события: землетрясение, наводнение, пожар, эпиде­мии, аварии на транспорте, военные действия.

8.4. Стороны могут быть освобождены от ответ­ственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если дока­жут, что оно было вызвано препятствием вне их кон­троля, которое даже внимательная сторона не могла бы избежать и которое возникло после заключения настоящего контракта.

8.5. Сторона, подвергшаяся действию обстоя­тельств непреодолимой силы или столкнувшаяся с препятствием вне ее контроля, обязана немедленно телефаксом или телеграммами уведомить другую сто­рону о возникновении, виде и возможной продолжи­тельности действия указанных обстоятельств и пре­пятствий.

8.6. Если вышеупомянутого уведомления не будет сделано в насколько возможно короткий срок, сторо­на, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы или столкнувшаяся с препятствием вне ее контроля, лишается права ссылаться на них в свое оправдание, разве что само то обстоятельство или препятствие не давало возможности послать уведомление.

8.7. Возникновение обстоятельств и препятствий, предусмотренных п. п. 8.1—8.4., при условии соблю­дения требования п. 8.5., продлевает срок исполне­ния обязательств по настоящему контракту на пери­од, соответствующий сроку действия указанных об­стоятельств и препятствий и разумному сроку для устранения его последствий.

8.8. Если обстоятельства непреодолимой силы и препятствие вне контроля сторон будут существовать свыше __3___месяцев. Продавец и Покупатель должны решить судьбу настоящего контракта. Если при этом они не придут к согласию, то сторона, ко­торая не была затронута упомянутыми обстоятель­ствами и препятствием, получает право расторгнуть договор без обращения в арбитраж.

9. Порядок урегулирования возможных споров

9.1. Все споры, которые могут возникнуть из на­стоящего контракта или по его поводу, стороны бу­дут стремиться разрешить путем соглашения.

9.2. В случае, если стороны не придут к соглаше­нию, спор между ними будет рассматриваться _________Арбитражным судом № 3 по г. Хабаровску___

название арбитража или суда с указанием его местонахождения

9.3. Стороны обязуются исполнить арбитражное решение в срок, установленный в самом решении.

 

10. Язык контракта и корреспонденции

10.1. Настоящий контракт составлен на________английском __________________________

                                                                    каком иностранном языке

и русском языках.

10.2. Вся переписка по поводу настоящего конт­ракта ведется на_________________________японском________________________________________

каком иностранном языке

и русском языках.

10.3. В случае возникновения разночтении или ка­ких-либо несовпадений в смысловом содержании тер­минов преимуществом обладает текст настоящего контракта, составленный на русском языке.

11. Вступление контракта в силу

11.1. Настоящий контракт вступает в силу с мо­мента его подписания уполномоченными на то лицами.

11.2. Датой вступления контракта в силу счита­ется дата, указанная в правом верхнем углу первой страницы контракта.

11.3. После вступления настоящего контракта в силу все предыдущие переговоры, предварительные документы и переписка по нему будут считаться не­действительными.

12. Уступка контракта

12.1. Стороны обязуются не передавать отдельных прав и обязанностей, как и всего контракта в целом, третьим лицам без достижения предварительного со­гласия на это другой стороны.

12.2. Вышеуказанное предварительное согласие на уступку контракта должно быть оформлено в пись­менном виде.

12.3. Правопреемник сторон контракта непосред­ственно принимает на себя все права и обязанности по данному контракту.

13. Изменения и дополнения контракта

13.1. Изменения и дополнения настоящего конт­ракта совершаются исключительно в письменной форме.

13.2. Действительными и обязательными для Продавца и Покупателя признаются только те измене­ния и дополнения, которые сделаны по взаимному соглашению.

13.3.Под соглашением в письменной форме об изменении или дополнении настоящего контракта по­нимаются соглашения, оформленные в виде протоко­ла непосредственных переговоров и приложенного к тексту контракта, а также те, которые достигнуты путем обмена телеграммами или телефаксом.

 

Настоящий контракт составлен и подписан в________4 ______________________

                                                                                    кол-во

экземплярах на __русском, английском ___________________________________языках.

каких

 Каждой стороне принадлежит по _____________2______________ экземпляров.

                                                                                    сколько

 

Покупатель:_Фирма «Индекс»_, г. Хабаровск__________________________

юридический адрес

Покупатель: __фирма «Comtel» г. Франкфурт____________________________

                                          юридический адрес

    

 

Продавец__________________Покупатель_______________

подпись                                                            подпись

Паспорт сделки

ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА СДЕЛКИ

СБС «АГРО»

 (закрытое акционерное общество)

(Наименование уполномоченного банка)

Паспорт сделки №

1

1

1

1

1

1

1

1

/

/

/

/

1. Сведения о резиденте

1.1.

Наименование

Фирма «Индекс»

1.2.

Адрес:

Субъект Российской Федерации

Г. Хабаровск

Район

Город

Населенный пункт

Улица (проспект, переулок и т.д.)

Номер дома (владение)

Корпус (строение)

Офис (квартира)

1.3.

Основной государственный регистрационный номер

5

4

0

8

0

9

9

1

2

3

4

5

6

7

6

1.4.

Дата внесения записи в государственный реестр

2

8

.

1

2

.

0

3

1.5.

ИНН/КПП

5

4

0

8

1

2

3

4

5

6

2. Реквизиты иностранного контрагента

Наименование

Страна

наименование

код

1

2

3

Фирма «Comtel»

Германия

3. Общие сведения о контракте

Номер

Дата подписания

Валюта цены

Сумма

Дата завершения исполнения обязательств по контракту

Особые условия

наименование

код

зачисление на счета за рубежом

Вал. оговорка

ввоз/вывоз товаров, указанных в р. XVI, XVII и XIX ТНВЭД

проведение строит. и подряд. работ за пределами терр-ии РФ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

111

28.12.2003

Евро

221

52000

30. 11. 04

4. Информация о разрешениях

Номер

Дата

Сумма

Срок окончания действия разрешения

1

2

3

4

5. Справочная информация

Номер паспорта сделки, оформленного до 18 июня 2004 года

Номер паспорта сделки, оформленного в другом уполномоченном банке

/

/

/

/

Номер и дата переоформления паспорта сделки

Дата

/

/

Информация о закрытии паспорта сделки

Дата

Основание

28.12.2003

            

Ответственное лицо                                                               Руководитель предприятия_________________(Ф.И.О.)

Уполномоченного банка____________                                 Главный бухгалтер             _________________(Ф.И.О.)

Этапы подготовки и  проведения сделки

1.  маркетинговые исследования внешнего рынка;

2.  поиск зарубежного партнера;

3.  установление контактов с иностранной фирмой;

4.  анализ и проработка конкурентоспособных материалов, расчет экспортных цен;

5.  подготовка условий платежа и поставки;

6.  подготовка проекта контракта;

7.  проведение переговоров и согласование проекта контракта

8.  подписание контракта;

9.  исполнение контрактных обязательств: поставка товаров, расчетно-платежные операции;

         10. контроль за выполнением контрактных обязательств;    

         11. рассмотрение возможных претензий. 

Схема исполнения сделки

 

1 – экспортер и импортер заключили контракт

2 – экспортер извещает импортера о готовности товаров к  отгрузке

3 – импортер  направляет своему банку поручение на открытие аккредитива

4 – банк импортера направляет аккредитив в банк экспортера

5 – банк экспортера проверяет аккредитив и передает его своему клиенту – экспортеру

6 – экспортер отгружает товар

7 – экспортер получает транспортные документы от перевозчика

8 – экспортер передает документы, связанные с поставкой груза в  свой банк

9 -  банк экспортера  проверяет правильность оформления документов и  пересылает их банку импортера для оплаты

10 – банк импортера передает документы своему клиенту

11 – импортер дает указание на оплату платежного требования

12 – банк импортера перечисляет указанную сумму на расчетный счет экспортера

13 – зачисление, уведомление о получении денег

Виды и назначение документации

         Группы:

         1) товарные и расчетные;

         2) страховые;

         3) транспортные и отгрузочные; 

         4) по платежно-банковским операциям;

         5) транспортно-экспедиторские;

         6) экспедитор.

         Документы, сопровождающие груз называются товаросопроводительными. Существуют также отгрузочные документы.  Документы  оформляются  на оформительных бланках с определенными реквизитами.

         1) дают стоимостные, качественные характеристики. Документы, характеризующие качество: сертификат качества, протокол испытаний, разрешение на отгрузку

         2)  страх полис, сертификат, объявление, извещение

         З) извещение о готовности товара к отгрузке, заявка на аренду, отгрузочная   инструкция, разрешение на поставку, извещение об отгрузке

         4)  это либо инструкция клиента банку о способах осуществления платежей,  либо  отчет банка клиенту. Инструкция по банковскому переводу, заявление на открытие товарного аккредитива, товарный аккредитив, извещение о принятии документа к оплате по товарному аккредитиву, извещение об инкассаторском платеже, банковские гарантии, банковские траты, перевод   вексель.  

          5) обслуживает выполнение эксплуататором сопроводительных операций, отгрузочные поручения, извещение об отправке, складская записка экспедитора, товароскладская квитанция, распоряжение на выдачу товара

          6) таможенная декларация, экспорт, импорт, валют лицензия, сведения о происхождении товара, ветеринарная, санэпидемстанционная, карантиновая лицензии.

Задание 2

Структура служб предприятия, принимающих участие в совершении внешнеэкономической деятельности

Список литературы

1.     Андрианова Ю.В. СП как форма привлечения иностранных инвестиций. -  М., 2003

2.     Басс Л.А. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России// Внешняя торговля. – 2003. -  №6. -  с.12.

3.     Басс Л.А. Политика в области иностранных инвестиций и их ограничений в России.// Внешняя торговля. -2004. -  №1. -  с.36.

4.     Бергер М. Первые СП, или происхождение иностранного капитала // Известия. - 2005.-18 апр.- с4.

5.     Богуславский М.М. Законодательство России о СП. -М., 2004

6.     Булатов А.С. Экономика внешних связей России:. -М., 2003

7.     Вайсман Д., Голубева Ж. Совместная деятельность предприятий: опыт и проблемы //Эко.-2005.-№8. –С. 128-131.

8.     Горбунов А. Совместный бизнес: схемы и методы делового партнерства // Консультант директора. -2004. -№6. -с30.

9.     Доронина Н., Семилютина Н. Проблемы отечественного законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика. -2004.-№1. – С. 14 - 56

10.           Киселев С. Правовое регулирование иностранных инвестиций // Журнал для акционеров. -2005. -№7. –с. 43. 

11.           Кузнецова Г.В. Организация предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала. - М., 2003. - 154 с.

12.           Лобанов Г. Совместная деятельность: формы, цели, особенности // Хозяйство и право. -2004. -№6. -с140-143.

13.           Родионов А.К.  Предпринимательство с участием иностранных инвестиций, как фактор формирования. -Волгоград, 2002. - 76 с.

14.           СП: организационно-экономические основы. М., 2003. - 132 с.


[1] Горбунов А. Совместный бизнес: схемы и методы делового партнерства // Консультант директора. -2004. -№6. -с30

[2] Доронина Н., Семилютина Н. Проблемы отечественного законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика. -2004.-№1. – С. 14 - 56

[3] Родионов А.К.  Предпринимательство с участием иностранных инвестиций, как фактор формирования. -Волгоград, 2002. - 76 с

[4] Киселев С. Правовое регулирование иностранных инвестиций // Журнал для акционеров. -2005. -№7. –с. 43

[5] Лобанов Г. Совместная деятельность: формы, цели, особенности // Хозяйство и право. -2004. -№6. -с140-143

[6] Басс Л.А. Политика в области иностранных инвестиций и их ограничений в России.// Внешняя торговля. -2004. -  №1. -  с.36

[7] Андрианова Ю.В. СП как форма привлечения иностранных инвестиций. -  М., 2003

[8] Басс Л.А. Политика в области иностранных инвестиций и их ограничений в России.// Внешняя торговля. -2004. -  №1. -  с.36

[9] Бергер М. Первые СП, или происхождение иностранного капитала // Известия. - 2005.-18 апр.- с4

[10] Богуславский М.М. Законодательство России о СП. -М., 2004