Содержание
Введение. 3
1. Перспективы развития человечества. 4
2. Дегуманизация общества. 9
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
История человечества есть смена одних жизненных ценностей и социальных идеалов другими. Теми, которые всё более отвечают утверждению и господству в обществе справедливости, истины и правды.
Техника и технология, основанные на научных достижениях, становятся столь же разрушительными, сколь и созидательными (а в отдельных случаях они приносят больше вреда, чем пользы).
Они приводят к озверению человека, потере им человеческого облика, негативно влияя на мораль и культуру в целом.
Если учитывать, что все этапы человеческой истории характеризуются соотношением в обществе материального и духовного (вспомним времена, когда духовенство доминировало над светской властью), то последние три столетия были эпохой торжества научно-технического прогресса, ставшего причиной засилья и господства всего материального над моралью и нравственностью.
В настоящее время широкую популярность приобрела проблема прогнозирования развития человеческого общества. Об этом свидетельствуют проведение конференций по устойчивому развитию Организацией Объединенных Наций, широкое обсуждение Киотского протокола, появление доклада С.П. Капицы «Глобальная демографическая революция и будущее человечества».
Целью данной работы является рассмотрение перспектив развития человечества и проблем дегуманизации общества.
Необходимо решить такие задачи как:
- Рассмотреть основные проблемы человечества;
- Определить перспективы развития человеческого сообщества;
- Охарактеризовать процесс дегуманизации общества.
1. Перспективы развития человечества
Наша цивилизация стоит на пороге катастрофы, гибели всей жизни на планете. Этого нельзя избежать какими бы то ни было паллиативами, не меняя кардинально образ жизни людей. Надо признать безоговорочно необходимость перехода к “другой цивилизации”. В литературе на эту тему за последние 15-20 лет, беспорядочно разбросаны ее кирпичики, их можно объединить в пять отчетливо проступающих “блоков”. Это должна быть цивилизация[1]:
- низкой энергетики;
- высокой устойчивости;
- полностью демилитаризованная;
- экологически чистая;
- подлинно человечная.
Эти “блоки” составляют каркас концепции нового образа жизни — “альтернативной человеческой цивилизации”.
Низкая энергетика - это основополагающий блок. Именно он диктует все остальное. Невозможно на Земле без конца, или хотя бы еще в несколько раз удваивать производство и потребление энергии. Для этого недостаточно нефти, угля, газа (а если бы и достало — природа бы практически была бы уничтожена). Увеличение числа АЭС повышает вероятность нового Чернобыля.
Физика подсказывает единственно возможный выход из положения: постепенный перевод иссекающего горючего в категорию хим. сырья (перестать топить ассигнациями) и такое же постепенное свертывание атомной энергетики, с одновременным наращиванием и мировом энергетическом балансе удельного веса так называемых чистых источников энергии. Их насчитывается до десятка: солнечное излучение (в том числе транслируемое из космоса в виде микроволновой электроэнергии, полученной при несравненно более высоком КПД), ветер, речные потоки, морские приливы, волны, внутреннее тепло Земли в его выходах на земную поверхность и в глубинах Земли ( пока не используется ), разница температур на поверхности моря и в глубинных слоях (пока только первые эксперименты), а так же гипотетически-экзотические источники, как магнетизм Земли.
Но все источники чистой энергии в совокупности составляют лишь считанные проценты мирового энергетического баланса. Повысить их удельный вес, при современном уровне развития науки и техники, весьма трудно. Даже снизив потребности в несколько раз — мы не сведем концы с концами.
При любых чистых источниках энергии недопустимо их превращение в тепло сверх определенных пределов, диктуемых естественным тепловым балансом Солнце-Земля. Назначение каждой калории в мировом энергобалансе должно быть обоснованно наибольшей отдачей от нее без негативных последствий.
Из сказанного следует основные параметры качественно нового образа жизни. Во-первых, максимальная теплоизоляция жилища, помещений для работы и развлечений, вообще всех зданий. Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута за счет повышения культуры питания, одежды, жилища. В-третьих, минимизация моторного транспорта, пожирающего огромную долю производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его нельзя: не всякий нужный товар произведешь на месте и не в каждом случае удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи.
Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во много раз, снижает необходимость в выработке энергии, добыче сырья, производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д.. И если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост населения приближением к “нулевому приросту” — есть шанс восстановить рассыпающуюся систему глобальных балансов в качественно новом состоянии.
Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха, почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.
Даже если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.
Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Существует модель С. П. Капицы, описывающая такое важное в настоящий момент явление, как демографический переход. Одним из ключевых параметров этой модели является процент грамотного населения Земли. Также в научном аспекте присутствует концепция устойчивого развития, предложенного Организацией Объединенных Наций. В рамках этой концепции решаются три основные проблемы: экологическая опасность, глобализация экономики и проблема нищеты[2]. Решить их возможно только при условии всеобщего понимания глубинных взаимосвязей.
Особого разговора требует сферы здравоохранения и образования. Ни лечение, ни воспитание без живого врача и живого учителя (а так же их помощников, лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто психологического мотива.
С другой стороны в художественном и философском аспектах наиболее важной проблемой является проблема духовного самосовершенствования. Одним из наиболее популярных философских течений на Западе в настоящее время является экзистенциализм. Экзистенциализм предполагает духовное саморазвитие и личностное восприятие. В центр внимания экзистенциалисты ставят индивидуальные смысложизненные вопросы. Ведущие писатели-фантасты и психологи также утверждают, что самосознание и вопросы смысла жизни будут чрезвычайно важны для человека будущего.
Образование должно складываться из двух вещей: естественно-научного развития, которое пропагандируется странами Запада и таким течением философии, как позитивизм, и духовного развития, которое является необходимым согласно религиозному, психологическому и художественному аспектам.
Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи, формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.
Какой сценарий развития человечества мы можем предложить в свете сказанного.
Основные массы населения Земли участвующие в традиционном историческом процессе с нашей точки зрения будут по-прежнему, сравнительно предсказуемы. Соответственно, существующие институты и стратегия будут достаточно конструктивны и необходимы, хотя эффекты целостности внесут существенные аномалии и поправки. Межнациональные конфликты, проблемы развивающихся стран, борьба за сферы влияния, экология, политика, экономика, это тот не полный перечень проблем, который занимает большинство умов, поэтому маловероятно, что широкие круги аналитиков осознают и проследят интимный процесс зарождения коллективного сознания[3].
С точки зрения мета исторической, причинами возникновения коллективного сознания, является сумма таких явлений как, сформировавшиеся физические механизмы социальной общности (обусловлены геокосмическим фактором - социальный “кристалл”) плюс искусственная информационная среда, как фактор ментальной эволюции человечества.
Достигнув критической точки, процесс обретения коллективного сознания будет происходить во взрывной форме. К чему это приведет сейчас трудно предположить, но если даже двое в одном доме не имеют полного взаимопонимания, то каков может быть эффект синхронизма и взаимоусиления большого числа людей, сказать очень трудно, тем более, что чисто технически такой процесс будет сопровождаться экстраординарными физическими проявлениями и возможностями (самоорганизацией).
К сожалению, изученность вопроса формирования целостности пока не велика, поэтому сказать, где и при каких условиях с наибольшей вероятностью произойдет возникновение коллективного сознания затруднительно. Это может быть религиозное движение, государство, общественный институт, научная организация, корпорация или секта.
Тем не менее, можно с достаточной уверенностью утверждать, раз возникнув, такая структура, будет неуязвима, устойчива и совершенно вне конкуренции. По сути, с момента ее возникновения история человечества вступит в новую фазу, и мы сейчас даже не можем вообразить, каким способом будут решены существующие для нас проблемы, и будут ли решаться именно они.
Очевидно только, что государство или народ, который будет принадлежать к осознающей себя общности, обретет будущность. Велика вероятность, что такая общность будет интернациональна и объединит людей определенного духовного и интеллектуального уровня. Не исключено и множественное возникновение очагов коллективного сознания. Все эти вопросы требуют тщательного исследования.
2. Дегуманизация общества
Процессы дегуманизации, т.е. потери человечности вследствие отрицания духовного содержания природы человека, лавинообразно нарастают, распространяясь по всей планете. Наиболее ярко они присущи развитым странам Запада, где эгоизм, индивидуализм, права и свобода человека, выходящие за рамки нравственности и морали, стали одним из основ государственного устройства и общественной жизни.
Причем, права и свобода человека преследуют главную цель – только обеспечивать его потребность в пище, одежде, жилище, машине и в удовольствиях (алкоголь, наркотики, секс, азартные игры, «красивая» жизнь и т.д.).
Странам где проживает «золотой миллиард» населения планеты, пока удается решать эти вопросы за счет:
- эффективной организации гражданского общества;
- эффективного функционирования государственного управления;
- реального обеспечения социального и правового равенства (т.е. равенства всех перед Законом и имущественного равенства в общепризнанных минимально необходимых объемах);
- природных и трудовых ресурсов развивающихся и отсталых стран, их обнищания вследствие одностороннего использования выгод глобализации в интересах узкого круга государств (членов семерки, десятки и т.д.);
- нанесения непоправимого урона, ущерба и вреда экологии не только отдельных континентов, но и всей планеты в целом[4].
Вследствие последних двух факторов такое положение не может продолжатся долго и бесконечно, о чем свидетельствует все нарастающее движение «зеленых» и антиглобалистов всего мира.
Правители и политики многих государств, как бы соревнуясь, дружно и безжалостно уничтожают моральные, нравственные и духовные ценности, этические нормы, которые человечество создавало и накапливало в течение многих тысячелетий.
Становятся нормой и воспринимаются как обыденное их откровенный цинизм, ложь (именуемое популизмом), лицемерие, аморальность и безнравственность во многих его чудовищных проявлениях (коррупция, ограбление собственного народа, демагогия, двойные и тройные стандарты и др.).
И одна из причин этого – колоссальные достижения науки и техники, создавшие иллюзии того, что духовные и нравственные ценности уже не нужны людям.
В культурных и идейных течениях нашей эпохи дегуманизация идет в двух направлениях - в сторону натурализма и в сторону техницизма. Человек подчиняется или космическим силам, или технической цивилизации. Мало сказать, что он подчиняется, он растворяется и исчезает или в космической жизни, или во всемогущей технике, он принимает или образ и подобие природы, или образ и подобие машины. Но и в том, и в другом случае он теряет свой образ и разлагается на элементы. Исчезает человек как целостное существо, как существо внутренне центрированное, духовно сосредоточенное, сохраняющее связь и единство.
Процесс дегуманизации очень силен в современной литературе, в современном романе. Термин "дегуманизация искусства" был введен в научный оборот испанским философом Хосе Ортегой-и-Гассетом. Т.о., современное искусство теряет свое общечеловеческое содержание, тем самым "дегуманизируясь". Отсюда своеобразная "бесчеловечность" всех модернистских школ. Дегуманизация искусства предполагает воспроизведение жизни в формах самой жизни. "Новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются"[5].
Современный психологический роман, талантливый и утонченный, занят анализом подсознательного, погружается в плавучий мир ощущений, страшно усложненный интеллектуальностью. У современных романистов, наиболее талантливых, почти совершенно отсутствует творческая фантазия, они или погружены в себя, или изображают злую действительность, которой подавлены. Сейчас ничего подобного уже найти нельзя. Но в современном романе есть большая правда о человеке, правда о том, что происходит с человеком.
В современной науке тоже происходит процесс дегуманизации в том смысле, что она открывает сферы природной жизни, не связанные уже с привычной для человека природной средой. Физика открывает неслышимый звук и невидимый свет. И технические результаты современной физики переносят человека в эту непривычную, не гуманизированную космическую среду. Физика гордится своей совершенной эксцентричностью по отношению к человеку. С великими открытиями современной физики связаны головокружительные успехи техники. Что современная техника дегуманизирует человеческую жизнь и превращает человека в техническую функцию, это слишком ясно, и все начинают это признавать.
Вопрос о процессах дегуманизации в философской мысли более сложен. Процесс дегуманизации давно происходил в философии, - он был в эмпиризме, в идеализме, в позитивизме, в философском натурализме и материализме. Но современная творческая философия есть вместе с тем реакция против этих процессов. Философия всегда искала смысла, она не могла примириться с бессмыслицей. Поэтому философия ставит острее, чем прежде, проблему человека и человеческого существования. Но наиболее сильны процессы дегуманизации в жизни современных обществ и государств.
Заключение
В ходе проделанной работы были рассмотрены перспективы развития человечества и дегуманизация общества.
Были решены следующие задачи:
- Рассмотрены основные проблемы человечества;
- Определены перспективы развития человеческого сообщества;
- Охарактеризован процесс дегуманизации общества.
Человечество столкнулось с проблемами международного терроризма, экстремизма, наркомании, преступности, коррупции, проституции, СПИДа, экологии и т.д. и не знает, не видит путей их решения.
Человечество подошло к предельной черте, за которой уже Природа не в состоянии выдержать беспредельное потребительство, расточительство и человеческий эгоизм.
Уже становится очевидным, что силовые методы загоняют проблемы ещё глубже.
Всё это свидетельствует о том, что нужны принципиально новые подходы к решению многих глобальных проблем. И в первую очередь, необходим новый взгляд на человека, его природу, его суть, место, роль и назначение в этом мире.
Разработка программы действий постепенного перехода к “альтернативной цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков. Можно отметить шесть “стартовых” целей человечества: оптимизация развития во “внешних” (биофизических) и внутренних (психоинтеллектуальных) пределах, спасение культуры, стабилизация международных отношений, среды обитания и мирового хозяйства.
Это способно привести к новому пониманию сути общества и государства.
Список литературы
1. Бердяев Н. Судьба человека в современном мире: К пониманию нашей эпохи – М.: Знание, 2004.
2. Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1999. — с.599.
3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль, 1991. — с.105, 173.
4. Никитин Д. П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. НТП, природа и человек. — М.: Наука, 2001.
5. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Просвещение, 2003.
6. Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты // Международная жизнь. — 2005. — № 3.
7. Пройс К. Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. - М.: Прогресс, 2004.
[1] Никитин Д. П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. НТП, природа и человек. — М.: Наука, 2001. – с. 87.
[2] Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты // Международная жизнь. — 2005. — № 3. – с. 82.
[3] Пройс К. Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. - М.: Прогресс, 2004. – с. 122.
[4] Бердяев Н. Судьба человека в современном мире: К пониманию нашей эпохи – М.: Знание, 2004. – с. 241.
[5] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Просвещение, 2003. – с. 158.