Содержание

Введение. 3

1. Общее экономическое состояние Южной Кореи. 4

2. Внешнеэкономическое сотрудничество  Южной Кореи. 7

3. Иностранные инвестиции в экономике Южной Кореи. 11

4. Экономические связи с Россией. 16

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

Корейский полуостров замыкает северо-восточную оконечность Азиатского континента, протянувшись с севера на юг примерно на 800 км, а с запада на восток – от 132 до 360 км. На севере Республика Корея отделена от КНДР военно-демаркационной линией, проходящей примерно по 380 с.ш. Самая южная точка полуострова лежит на 33007’ с.ш.

С трех сторон страна омывается  Японским, Восточно-Китайским и Желтым морями. Такое географическое положение Кореи наложило заметный отпечаток на историю, культуру и экономическое развитие страны, ставшей мостом для цивилизации между континентом и Японией.

Общая площадь Республики Кореи (в дальнейшем РК) - 98,500 км. Столица – Сеул (население на 2004 г. – 11 млн.чел.); другие большие города: Пусан (3,9 млн.чел.), Тэгу (2,5 млн.чел.), Инчхон (Чемульпо) (2,4 млн.чел.), Кванджу (1,4 млн.чел.), Тэджон (1,3 млн.чел.). Население Республики Корея на 2004 г. – 47,6 млн. человек.

По уровню экономического развития Республика Корея относится малым азиатским странам со средним уровнем развития в категории экономически развитых стран с рыночной экономикой. Корея относится к странам Новой Индустриализации первой волны, которые сделали большой рывок в экономическом развитии в последней половине XX века.

О быстром  экономическом росте Республики Корея говорилось немало.  Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную,  среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место  в  списке  ведущих торговых государств мира. Некоторые показатели: общий ВВП за 2004 г. – около $425.0 млрд., прирост за 2003 год составил 3.3%, а за 2004 г. – 6.0%. ВНП на душу населения составляет $9,800.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей экономического развития республики Южная Корея.

1. Общее экономическое состояние Южной Кореи

Южная Корея во второй половине текущего столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая  значительными природными ресурсами, она производит около 2% ВМП, имея всего лишь 0,8% мировой численности населения.

Южнокорейское национальное хозяйство – одно из самых мощных в мире. Страна находится на 12-м месте в мире по уровню экономического развития: на 10-м месте по энергопотреблению, 6-м – потреблению нефти, 2-м – судостроению (27,6% общего объема мирового выпуска), 3-м – выпуску полупроводников (14,1%), 4-м – производству электронных изделий, 5-м – автомобилестроению и производству продукции нефтехимии, 6-м – по выпуску металлургической продукции.[1]

Экономические успехи Южной Кореи во многом обусловлены высоким уровнем развития науки и техники. Индустрия информационных технологий обеспечила в 2004 г. примерно 21% ВВП (в США в том же году – 27%). Удельный вес РК в мировом производстве компьютеров составляет примерно 2% (11-е место). В 2004 г. РК занимала лидирующие позиции в выпуске DRAM (около 40%) и 2-е место (30%) после Японии в производстве запоминающих устройств (ЗУ) в целом. Компании РК входят в число ведущих мировых продуцентов жидкокристаллических дисплеев (ЖДК). Быстро растет выпуск оборудования проводной и мобильной связи. В 1999 г. «Самсунг электроникс» разработал первый в мире мобильный телефон со встроенным телевизором. Южная Корея развивает даже космическую промышленность: на 2007 г. намечено строительство первого космического центра с космодромом.[2]

Конец 2004 г. был отмечен для РК некоторым снижением развития экономической динамики, на что повлияла активно развернувшаяся структурная перестройка, затронувшая как целые отрасли, так и ФПГ. В 2003 г. ВВП увеличился на 10,7%, в 2004 г. прирост несколько уменьшился до 9,3%, в 2006 г. прогнозируется его дальнейшее сокращение примерно до 5,3%.Таким путем правительство надеется осуществить своего рода «мягкую посадку» национальной экономики в условиях нестабильности развития мирового хозяйства, от которого она сильно зависит.

РК поставила перед собой цель построить в XXI веке «общество, основанное на знаниях», что необходимо требует создания интегрированной системы управления интеллектуальной собственностью (ИС). Чтобы решить поставленную задачу и подняться с нынешнего 22-го мета в мире на 7-е по уровню конкурентоспособности в области науки и техники, планируется интенсивно развивать 7 секторов: фундаментальные науки, информационные технологии, биотехнологии, мехатронику, охрану окружающей среды, новые виды энергии и материалов.

На конец 2004 г. Южная Корея располагала 96 млрд. долл. валютных резервов, что обеспечивало ей 5-е место в мире. При этом ее внешний долг составлял 136,6 млрд. долл.

В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.

В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.

По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1990гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы.

В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в 2001 г.

Характер взаимоотношений РК с развитыми странами, в первую очередь с Японией и США, в сфере передачи технологий показывает, что эти страны предоставляют РК полную свободу в развитии, но на более низком техническом уровне и в сферах, потерявших для них свои сравнительные преимущества на новом витке НТП. Таким образом, РК поняла, что без создания собственной научно-технической базы не сможет избавиться от статуса «заложницы» стран-поставщиков технологии и, следовательно, догнать развитые страны.

Несмотря на все усилия правительства и частного сектора, эта проблема — проблема зависимости от иностранных технологий и создания собственной фундаментальной научно-исследовательской базы — оставалась довольно острой.

Основным рынком сбыта южнокорейских технологий в настоящее время являются развивающиеся страны. Выход на их рынки, с одной стороны, стимулировал развитие отечественных НИОКР. С другой стороны, концентрация НИОКР на удовлетворение потребностей, актуальных для развивающихся стран, отвлекала научные силы на решение второстепенных задач.

Сегодня основная часть инвестиций вкладывается в биотехнологию и медицину, точное приборостроение и электронику. Правительство также планирует реформирование инновационной сферы, которое подразумевает ее коммерциализацию путем реструктуризации крупных конгломератов, поддержки малого венчурного бизнеса и стимулирования внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Правительство ставит задачу создать в ближайшие годы до 600 венчурных компаний, специализирующихся на биотехнологиях, а спрос на эту продукцию в стране, по имеющимся расчетам, увеличится к 2010 году как минимум до 7-8 млрд. долл.

В соответствии с принятыми мерами ситуация обмена технологиями в перспективе значительно изменится. В 2002 году научный экспорт оценивался всего лишь в 50 млн. долл. Однако предполагается, что в 2006 году он достигнет 100 млн.долл. и в дальнейшем будет быстро расти.

2. Внешнеэкономическое сотрудничество  Южной Кореи

Экономическая система страны в целом характеризуется сильной ориентацией на внешний рынок. Южная Корея является одной из ведущих торговых держав мира. Основными направлениями ее внешнеэкономических связей выступают торговля товарами, технологиями, инвестиционная деятельность.

Превалирует в этой системе внешняя торговля товарами. В 2004 г. южнокорейский товарооборот составил 333,1 млрд. долл. В том числе экспорт страны вырос на 20,1% до 172,6 млрд. долл., а импорт – на 34% до 160,5 млрд. долл. Основными внешнеторговыми партнерами Южной Кореи являются США и Япония (более трети всех операций по экспорту и около половины – по импорту), а также Китай, Германия, Гонконг.

Учитывая в целом понижательные тенденции на мировом рынке, Сеул строит более скромные прогнозы на 2006 год. Ожидается, что южнокорейский экспорт увеличится примерно до 187,5 – 189,5 млрд. долл. (8,1% прироста), а импорт – 181,5 – 182 млрд. долл. (12,2%).

Во внешней торговле Южная Корея придерживается экспортоориентированной стратегии, отдавая приоритет развитию экспортных производств и усиливая специализацию промышленности на выпуске передовой наукоемкой продукции в интересах зарубежных потребителей. В начале 2003 года вклад экспорта в прирост ВВП Южной Кореи превышал 50-процентный барьер – 83,6% в 2003 г., и хотя впоследствии несколько снизился, остался на уровне 60%. Особенно высок вклад экспорта в прирост промышленной продукции.

Южнокорейский экспорт опирается на промышленность в основном на тяжелую индустрию. В 2004 г. из страны было вывезено продукции тяжелой промышленности на 111,2 млрд. долл., а легкой – только на 26,1 млрд. долл. Товарная структура экспорта представлена, прежде всего, продукцией электронной и автомобилестроительной отраслей промышленности. В 2004 г. основными товарными группами были полупроводники (18,9 млрд. долл.), автомобили (11,2), ЭВМ и комплектующие к ним (10,3), ткани (9,1), продукция нефтехимической промышленности (7,0), стальной прокат (6,9), бытовая электроника (6,4), текстильные изделия (5,8), продукция общего машиностроения (5,5 млрд. долл.) (таблица 1).

Таблица 1

Товарная структура экспорта, %[3]

1960

1980

1995

2004

Продовольствие

79, 1

6, 0

24, 4

Легкая промышленность

48, 4

38, 7

23, 5

текстиль

0, 0

28, 2

21, 4

13, 8

обувь

0, 0

5, 0

6, 2

1, 5

Тяжелая промышленность

41, 6

55, 2

70, 3

химия

1, 6

2, 7

5, 7

металлы

14, 5

8, 7

8, 0

машины и оборудование

0, 3

2, 7

9, 3

11, 1

электроника

0, 0

9, 3

15, 7

21, 0

транспортные средства

6, 2

6, 8

12, 7

Наиболее динамично росли в 2004 г. поставки за рубеж 4-х видов продукции: полупроводников, мобильных телефонов, жидкокристаллических дисплеев с тонкопленочными транзисторами, ЭВМ, которые становятся основными в южнокорейском экспорте. Эта тенденция в принципе еще более укрепилась в 2005 г.: поставки полупроводниковых приборов как основной экспортной позиции выросли на 29,3% (26,2 млрд. долл.), ЭВМ – на 43,5% (14,8 млрд. долл.), дисплеев – на 42% (6,4 млрд. долл.).

Успехи страны в развитии экспорта в значительной мере обусловлены высокой степенью конкурентоспособности ее продукции на мировом рынке. но больше за счет цен, чем качества.

РК находится сейчас лишь на 22-м месте в мире по уровню конкурентоспособности в области науки и техники. К уровню технологии ведущих стран РК приблизилась лишь в производстве полупроводников с памятью, стали и в судостроении. В остальных же сферах – промышленная электроника, промышленное оборудование, аэрокосмическая промышленность – ее технологии остаются на значительно более низком уровне по сравнению с развитыми странами. Поэтому рост экспортных возможностей и конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке зависит от того, насколько успешно Южная Корея будет совершенствовать технологию, повышать производительность труда, увеличивать капиталовложения. Так, для сохранения достигнутых позиций в получении заказов на продукцию судостроения (в 2005 г. по объему заказов Южная Корея опередила своего главного конкурента – Японию) необходимо разрабатывать собственную технологию, конкурентоспособную на мировом уровне. Задача резкого повышения уровня своей продукции стоит и перед южнокорейской автомобильной промышленностью.

В связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности экспортной продукции Южная Корея выделяет большие средства на развитие научно-технического потенциала. В 2004 г. ассигнования на НИОКР составили 3,7% госбюджета, а в 2005 г. – 4,1%. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, РК занимает 5-е место после Японии, США, Китая и России по количеству поданных заявок на регистрацию промышленной собственности.

Акцент на развитие экспорта не исключает, а наоборот, подразумевает быстрое наращивание импорта товаров. РК испытывает особенно большие потребности в импорте минерального сырья, продовольственных товаров, продукции металлургии. В стране практически отсутствуют почти все виды полезных ископаемых, нет запасов нефти и газа. Удельный вес сырья и топлива в южнокорейском импорте составляет приблизительно 25%. Южная Корея – второй по величине мировой импортер сжиженного газа и четвертый – по нефти.

Она занимает 2-е место в мире по импорту круглого леса и каменного угля, 3-е – железной руды, хлопка и кукурузы, 4-е – по продукции черной металлургии. Значительное место в южнокорейском импорте занимает и машинно-техническая продукция. Южная Корея находится на значительно более низком, чем развитые страны, уровне по технологии проектирования (70%). В результате прирост экспорта промышленных товаров одновременно вызывает увеличение импорта машин и оборудования, в первую очередь из США и Японии. Так, в последние годы РК приблизительно около 70% потребностей в станках удовлетворяет за счет импорта. Внутреннее производство всего лишь на 26% покрывает спрос страны и на продукцию авиационной промышленности.

В целом в 2004 г. в составе импорта Южной Кореи преобладали товарные группы: продукция электронной и электротехнической промышленности (33,1 млрд. долл.), машины и оборудование (16,9), нефть (14,8), потребительские товары (11,7 млрд. долл.). В 2005 г. импорт энергоносителей вырос на 67% (до 37,7 млрд. долл.). Одновременно производились значительные закупки машин и оборудования в условиях повышенной инвестиционной активности.

Во внешнеэкономическом комплексе Южной Кореи после торговли товарами (услугами, работами) следующее по значимости место занимает инвестиционное сотрудничество. В последний период страна все активнее экспортирует капитал за рубеж, но превалирующим остается импорт иностранного капитала в Южную Корею, что выступает весьма важным фактором внутрихозяйственного развития. Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.

В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.

3. Иностранные инвестиции в экономике Южной Кореи

В РК прямые иностранные инвестиции (ПИИ или FDI) определены как корпоративная деятельность иностранцев по приобретению права прямого участия в управлении предприятиями через покупку акций или предоставление долгосрочных займов.

Основными целями привлечения ПИИ являются: повышение конкурентоспособности страны, развитие внешней торговли, стимулирование занятости, получение доступа к высоким технологиям. Начиная с января 1960 г., когда был принят «Законодательный акт о привлечении иноинвестиций» (FCIA), и до недавнего времени политика по привлечению сводилась, в основном, к расширению сфер для инвестиции, упрощению инвестиционных процедур, сокращению налогов и предоставлению различных стимулов и льгот иностранным инвесторам.

В 2004 г. прямые иностранные инвестиции выросли на 75,6% (до 15,5 млрд. долл.). Основными инвесторами выступили США (примерно четверть всего объема ПИИ) и Япония. При этом такие инвестиции в сферу услуг возросли на 53,8% (до 8,36 млрд. долл.), а в обрабатывающую промышленность – на 45,9% (до 7,13 млрд. долл.). В 2005 г. приток инвестиций вырос всего лишь до 15,69 млрд. долл. Из всего их объема в сферу услуг было направлено 54,6%, обрабатывающую промышленность – 45,4%. В подавляющем большинстве случаев (89,4% всех иностранных инвестиций) капиталовложения были произведены посредством приобретения долей в капитале вновь создаваемых или уже существующих компаний, тогда как лишь 8,1% – в процессе слияния или приобретения фирм.[4]

Всего за 1994-2004 гг. объем инвестиций из развитых стран в РК составил 37,2 млрд. долл., в то время как из развивающихся – всего лишь 4,9 млрд. долл. Вместе с тем темпы притока инвестиций из стран развивающегося мира почти вдвое выше.

Южная Корея по праву рассматривается страной, достаточно привлекательной для иностранного капитала. РК проводит политику поощрения иностранных инвесторов, направляющих вложения в первую очередь в развитие передовой технологии и внедрение ее в промышленное производство. Весьма перспективными среди зарубежных инвесторов считаются южнокорейские индустрия телекоммуникаций, электронная промышленность, производство полупроводников и автомобилестроение.

Инвестиционной привлекательности Южной Кореи способствует соответствующая целенаправленная деятельность властей.

В РК прямые иностранные инвестиции (ПИИ) определены как корпоративная деятельность иностранцев по приобретению права прямого участия в управлении предприятиями через покупку акций или предоставление долгосрочных займов. Южная Корея рассматривает привлечение ПИИ как средство повышения конкурентоспособности страны, расширения внешнеторговой деятельности, стимулирования занятости и получения доступа к передовым технологиям.

Своеобразными центрами притяжения иностранных инвестиций призваны быть созданные в РК свободные экспортные зоны – специальные промышленные районы. В настоящее время их число достигло 25.

Правительство РК предоставляет налоговые и таможенные льготы зарубежным компаниям, осуществляющим инвестиции в наукоемкие производства и НИОКР (до 100% при инвестировании свыше 1 млн. долл.), а также создающим предприятия в специально выделенных инвестиционных зонах и индустриальных комплексах. Иностранным инвесторам в РК также предоставляются различные льготы и гарантии, например, налоговые преимущества и гарантии на перевод вложенных средств и дивидендов за границу.[5]

Последние серьезные меры по дальнейшему привлечению иностранных инвестиций предприняты начиная с февраля 1997 г., когда начала действовать уведомительная система в отношении ПИИ и были разрешены инвестиции путем «дружественных» слияний и приобретений и предоставления долгосрочных кредитов. Новым законодательством от 16 апреля 1998 г. предусматривается возможность инвестиций и через «враждебные» слияния, расширение сферы приложения иностранных инвестиций, предоставление иностранцам льгот в случае аренды земли для промышленного использования, и др.

Согласно уведомительной системе инвестор может осуществлять капиталовложения сразу после информирования должным образом на этот счет местного банка. Минимальный размер ПИИ определен в размере 50 млн. вон в один проект. Долгосрочные займы со сроком погашения через пять лет и более также приравнены к ПИИ.

К настоящему времени открыты для иностранных инвестиций 98,9% всех секторов экономической деятельности, которых в Южной Корее насчитывается 1148. К числу 13, пока закрытых отраслей, относятся: возделывание зерновых культур, речное и морское рыболовство, оптовая торговля мясом, медицинское и социальное страхование, теле- и радиовещание, игорный бизнес, авиаперевозки и др. К приоритетным для вложений иностранного капитала отраслям официально отнесены сервисные секторы бизнеса, направленные на поддержку и развитие высоких технологий, повышение конкурентоспособности национальной промышленности, а также производства, расположенные в СЭЗ.

В конце 1997 г. «потолок» допустимого участия иностранного капитала в акциях южнокорейских компаний был поднят с 26 до 55%, а для индивидуальных вкладчиков – с 7 до 50%. Ограничения на участие иностранных инвесторов в собственности южнокорейских компаний полностью отменены в конце 1998 г.

Компания с иностранным капиталом может привлекать инвестиционные займы в любом объеме. Эти займы должны использоваться для импорта средств производства. Такие компании рассматриваются как внутренние предприятия и, следовательно, имеют право на налоговые освобождения и льготы, предусмотренные Законом о подоходном налоге, Законом о налоге с корпораций и Законом о контроле за налоговыми изъятиями и льготами, а именно: освобождение от подоходного налога и ряда других налогов, уменьшение суммы таможенных платежей или их отмена.

Предприятия с иностранным капиталом, подпадающие под действие нового инвестиционного законодательства и функционирующие в сфере высоких технологий, полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль и подоходного налога в течение 5 лет. В последующие 3 года ставки указанных налогов снижаются на 50%. Компании в СЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль и подоходного налога в первый год после открытия и последующие 3 года, а затем в течение 2 лет ставки данных налогов сокращаются на 50%. Закон предусматривает полное освобождение высокотехнологичных предприятий от уплаты налога на дивиденды и подоходного налога на дивиденды в течение 5 лет с последующим их сокращением на 50% в течение 3 лет. Одновременно инвестиционное законодательство предусматривает полное освобождение предприятий с иностранным капиталом от уплаты общего налога на земельную собственность (включая здания), налога на покупку и собственность в течение 5 лет и их сокращение на 50% в последующие 3 года.

В конце 1997 г. были устранены все ограничения на приобретение иностранцами государственных и частных облигаций (включая корпоративные). Основные положения этого нового подхода были зафиксированы в Акте содействия иностранным инвестициям, который вступил в силу в ноябре 1998 г. Акт направлен на создание в РК режима наибольшего благоприятствования ПИИ, полностью соответствующего международным стандартам ОЭСР.

В решении задачи привлечения иностранных инвестиций акцент переносится с центральных органов власти на местные органы, которым отводится решающая роль в развитии собственных регионов. Местным органам власти дано право освобождать предприятия с иностранным капиталом от уплаты любых муниципальных налогов на срок от 8 до 15 лет, а также предоставлять льготы по выплате налогов на покупку собственности, регистрационного налога и общего налога на земельную собственность. Кроме того, в течение 3 лет с момента начала работы компании с иностранным капиталом освобождаются от уплаты таможенных пошлин, НДС, специальных акцизов на любое ввозимое на территорию РК промышленное оборудование, необходимое для нормального функционирования предприятий. Полностью освобождаются от налогообложения сроком на 5 лет платежи по использованию иностранных передовых технологий (роялти). В соответствии с новым законодательством с 20 до 50 лет продлен период аренды государственной собственности.

Значительно упрощена сама процедура администрирования ПИИ; из ранее существовавших 4 этапов (утверждение ПИИ на правительственном уровне, отчет о поступлении зарубежных капиталовложений, одобрение сферы деятельности, регистрация ПИИ) сохраняются только последние 2. Прозрачность новой системы ПИИ обеспечивается тем, что при отказе от регистрации зарубежных инвестиций соответствующий административный орган обязан известить заявителя о причинах и законности такого отклонения.

Одновременно южнокорейский капитал и сам выступает довольно заметным инвестором на зарубежных рынках. Так, всего лишь с 1998 по 2004 г. доля собственных капиталовложений Южной Кореи во всем объеме иностранных инвестиций в страны Азии увеличилась вдвое: с 0,6 до 1,2%.

Объем южнокорейских инвестиций за рубежом стал увеличиваться в среднем на 80% в год. При этом на первый план вышли инвестиции в промышленность (их доля увеличилась с 24 до 42 %), в горнодобывающую отрасль (возросли до 29 %). Одновременно уменьшилась доля ODI в заготовку леса (с 17 до 3 %), в строительство (с 19 до 2 %) и торговлю (с 20 до 15%). Изменилась и география инвестиций: сократилась доля Азии (с 38 до 24%), Африки (с 16 до 1%) и стран Бл. Востока (с 14 до 10%). В с 1991-2003 гг. приоритетными направлениями южнокорейских ODI становятся США и Европа (рост с 24 до 44% и с 4 до 7% соответственно).

Основным объектом инвестиционного внимания фирм РК является перерабатывающая промышленность, на которую приходится 53% общей суммы ODI, далее идет производство машин и оборудования (25%), на третьем месте — внешнеторговая сфера (20%).

География южнокорейских инвестиций характеризуется следующими данными: ЮВА — на первом месте (44% суммы всех инвестиций), далее следуют Сев. Америка (29%) и Европа (16%). Список государств-объектов капвложений фирм РК возглавляют США, КНР и Индонезия. Правда, объем инвестиций в Индонезию и КНР в последнее время заметно сократился. Общая сумма прямых южнокорейских инвестиций за рубежом по состоянию на конец июля 2005 г. составляла 18 млрд.долл.

4. Экономические связи с Россией

Товарооборот между Россией и Южной Кореей после установления в начале 90-х годов дипломатических отношений стремительно возрастал, составив в 1996 г., по корейским данным, 3,8 млрд. долл. Однако в результате последовавших в 1997-1998 гг. кризисов в обеих странах в 1999 г. он сократился до 1,5 млрд. долл. А, затем, к 2004 году вырос до 2,8 млрд. долл.  (табл. 2).

В общем объеме корейского экспорта доля России не превышает 0,44% (32-е место), по импорту она несколько выше – 1,33% (15-е место). Южная Корея занимает первое место среди стран-экспортеров в дальневосточные и восточносибирские регионы России.

Таблица 2

Торговля между Россией и Республикой Корея, млн. долл.[6]

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Товарооборот

1576

3778

3303

2113

2228

2846

Импорт

601

1968

1768

1114

637

788

Экспорт

 975

1810

1535

999

1591

2058

Сальдо

 374

 -157

 -233

-115

 954

1199

В последние 2 года баланс взаимной торговли устойчиво складывается с большим перевесом в пользу России. Товарная структура российской торговли двух стран, России и  Южной Кореи носит в целом сырьевой характер. Например, в первом полугодии 2005 г. главными позициями в южнокорейском экспорте были смолы полиэфирные, другие синтетические смолы, трикотажные изделия, лапша сублимированная, телевизоры цветного изображения, различные пластмассовые изделия. Одновременно из России импортировались: алюминий, никель, горячекатаный стальной лист, лом черных металлов, пиловочник, рыбья икра, капролактам, уголь, целлюлоза и др. Несмотря на существенный рост российско-южнокорейской торговли, пока она не соответствует потенциальным возможностям.

Недостаточно используют обе страны и потенциал взаимного инвестиционного сотрудничества. Даже на фоне невысокого притока корейских инвестиций в Россию (на конец октября 2005 г их объем составил 269 млн. долл., вложенных в 158 проектов) уровень капиталовложений России в Южной Корее выглядит вообще мизерным: на конец 2004 г. российские инвестиции (в 79 проектов) достигли всего лишь 9,37 млн. долл., из них чистые инвестиции – 4,7 млн. долл. В 2003 г. доля российских капиталовложений в общем объеме поступивших в Южную Корею прямых иностранных инвестиций составила всего лишь 1,5% ( 14-е место).[7]

По состоянию на начало 2003 г., по южнокорейским данным, в Южной Корее имелось 68 СП с объемом российских инвестиций 8,7 млн. долл., деятельность большинства из которых была связана с торговыми (42 СП – 4,0 млн. долл.) и посредническими (12 СП – 2,9 млн. долл.) операциями .

Реальная целесообразность и эффективность осуществленных в экономику РК инвестиций российского бизнеса довольно сомнительны, поскольку они носят в основном хаотичный и нецеленаправленный характер. Вложения, реализуемые без учета инвестиционной политики каждого из этих государств и, кроме того мало масштабные, не играют существенной роли в южнокорейской экономике. Российские предприниматели в основном инвестировали капитал в совместные предприятия, которые занимаются экспортно-импортным бизнесом или транспортными операциями.

Слабое состояние инвестиционных связей нельзя отнести на счет отсутствия нормативно-правовой базы. Она была сформирована сразу с установлением дипломатических отношений. Подписанное 14 декабря 1990 г. и вступившее в силу 10 июня 1991 г. Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений предусматривает взаимное предоставление сторонами национального режима инвесторам обеих стран. С 19 ноября 1992 г. действует Договор о избегании двойного налогообложения между Россией и Южной Кореей.

За 1994-2004 Южная Корея заключила более 30 сделок по импорту российских технологий на 3,3 млн. долл. Южнокорейцы проявляют большую инициативу и активность в легальном добывании российских технологических секретов (например, действует соглашение между «Самсунг» и РАН о коммерциализации наиболее перспективных научных разработок в России). Практикуется перемещение в страну российских ученых и специалистов (вооруженных, разумеется, соответствующими идеями и знаниями). Наконец, организационно оформилось также официальное сотрудничество обеих стран по совместным НИОКР. В качестве характерного примера можно привести финансирование корпорацией «Самсунг» научно-исследова­тельских разработок саратовского НИИ «Волга» по созданию плоских телевизионных экранов больших размеров.

Расширение торгового диалога между обеими странами сдерживают: со стороны российского бизнеса узкий ассортимент конкурентоспособной на мировом рынке производимой продукции, сравнительно невысокое ее качество, большая ориентация на западных, чем восточных партнеров, а со стороны корейского предпринимательства – опасения, связанные с политической и экономической нестабильностью в России, относительно высокие риски и жесткая конкуренция компаний ряда западных стран и даже стран ближнего зарубежья, которую на российском рынке встречают южнокорейские фирмы.

Перспективы экономических связей России с Южной Кореей. Для российских предпринимателей, во-первых, главные перспективы в Южной Корее по-прежнему связаны с торговлей товарами. В этой торговле следует ожидать сохранения в ближайшие годы стоимостного преобладания российского экспорта над импортом. Сохраняются благоприятные возможности для поставок из России, прежде всего, лесоматериалов, цветных и черных металлов, энергоносителей. Наращивание экспорта на этих традиционных направлениях предположительно будет зависеть исключительно от ценовой конкурентоспособности соответствующих российских товаров. В ситуации продолжающегося в России «мягкого» снижения курса рубля это не выглядит невозможным.

Вместе с тем стратегические перспективы роста объема таких поставок могли бы подкрепить более существенные южнокорейские инвестиции в соответствующие российские производства. К сожалению, серьезные непосредственные предпосылки для этого только складываются по мере общего улучшения инвестиционного климата в России. Желательно, чтобы российские предприниматели не задержались с подготовкой и согласованием будущих проектов производственной кооперации и совместного предпринимательства с южнокорейскими партнерами на территории РФ.

Гораздо более сомнительны возможности для наращивания поставок из России машинно-технической продукции. Скорее всего, это могло бы произойти со стороны предприятий ВПК с его некоторыми уникальными наукоемкими производствами.

Целесообразно продолжать усилия по продвижению на корейский рынок соответствующих образцов российской продукции, каким бы узким ассортиментом она ни характеризовалась.

Наиболее приемлемыми по конкурентоспособности, качеству и цене импортной продукцией из Южной Кореи остаются на российском рынке наукоемкие виды промышленного сырья и машинно-технической продукции.

В целом потенциал развития взаимной торговли товарами в немалой степени заключается в расширении ассортимента как экспорта, так и импорта. Пока набор товаров на двух направлениях выглядит довольно ограниченным и мало насыщенным самой передовой наукоемкой продукцией. В частности, учитывая богатый ресурсный потенциал и территориальную близость, Дальний Восток России мог бы стать более крупным поставщиком в Южную Корею сырья и материалов. Кроме того, вслед за наращиванием торговли российские предприниматели могли бы активизировать свои инвестиции в экономику Южной Кореи. Для этих целей вполне приемлемы и те капиталы, которые вывезены к настоящему времени из России и обращаются за рубежом. Желательно, чтобы приобретаемые таким образом производства были ориентированы на российский рынок, а еще лучше – совмещались технологически с другими российскими предприятиями. В настоящее время выглядят уже сложившимися со стороны обеих стран условия для начала этой серьезной работы. Южная Корея с точки зрения условий прибыльности, срока отдачи, безопасности инвестиций является для российского предпринимательского капитала вполне привлекательным инвестиционным рынком.[8]

Несколько сложнее перспективы продажи в Южную Корею российских технологий. Дело не только в том, чтобы не преувеличивать их действительную коммерческую ценность. Южнокорейцы, как уже отмечалось, сами достаточно хорошо освоили рынок российских технологий и мало нуждаются в коммерческих посредниках. Тем не менее, важно иметь в виду, что наибольший интерес они проявляют к российским разработкам в области лазерной технологии, биотехнологии, производства композитных и сверхпрочных материалов, генной инженерии, ядерной энергетики, электроники, аэрокосмической техники.

Внедрение российских технологий в южнокорейскую промышленность в принципе могло бы произойти за счет совмещения его с инвестициями российских предпринимателей в эту страну на тех направлениях, в которых особо остро заинтересованы южнокорейцы (космические технологии, авиастроение).

Акцент Южной Кореи на развитие в дальнейшем информационных технологий создает новое поле возможного приложения инвестиционных усилий российских предпринимателей, которое может обернуться их приобщением к самым передовым научно-техническим достижениям.

Вклад в дальнейшее развитие экономического сотрудничества между обеими странами могла бы внести и мобилизация для этих целей потенциала малого и среднего бизнеса как России, так и Южной Кореи.

Есть признаки того, что в перспективе новым фактором, способствующим развитию российско-южнокорейского технологического сотрудничества, может стать ограничение доступа Южной Кореи к самым передовым научно-техническим разработкам и изобретениям со стороны тех стран, которые угадывают в ней все более опасного торгового конкурента.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности экономического развития республики Южная Корея.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрено общее экономическое состояние Южной Кореи;

-             Раскрыты особенности внешнеэкономического сотрудничества Южной Кореи;

-             Описана роль и состояние иностранных инвестиций в экономике Южной Кореи;

-             Дана характеристика экономических связей с Россией.

Республика Корея — динамично развивающаяся индустриально-аграрная страна. Она занимает одно из ведущих мест среди так называемых новых индустриальных стран. За последние 20 лет ежегодные темпы экономического роста составили около 8%. В последние годы темпы экономического роста несколько замедлились. Южнокорейское национальное хозяйство – одно из самых мощных в мире. Страна находится на 12-м месте в мире по уровню экономического развития: на 10-м месте по энергопотреблению, 6-м – потреблению нефти, 2-м – судостроению (27,6% общего объема мирового выпуска), 3-м – выпуску полупроводников (14,1%), 4-м – производству электронных изделий, 5-м – автомобилестроению и производству продукции нефтехимии, 6-м – по выпуску металлургической продукции.

Экономическая система страны в целом характеризуется сильной ориентацией на внешний рынок. Южная Корея является одной из ведущих торговых держав мира. Основными направлениями ее внешнеэкономических связей выступают торговля товарами, технологиями, инвестиционная деятельность. Основными внешнеторговыми партнерами Южной Кореи являются США и Япония (более трети всех операций по экспорту и около половины – по импорту), а также Китай, Германия, Гонконг.

Список литературы

1.           Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи/ И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М: Финансы и Статистика, 2005.

2.           Казаков И.В. Экономическая зона Японского моря – перспективы развития. – М: «Эксмо – пресс», 2005.

3.           Мировая экономика: Краткий курс лекций./В.П.Воронин, Г.В.Кандакова, И.М.Подмолодина; Под ред. В.П.Воронина. – М.: Юрайт-М, 2004.

4.           Социально-экономическая география зарубежного мира. / Под ред. В.В.Вольского. – М.: КОРН – ПРЕСС , 2005

5.           Курилов В.И. Корейский вектор на Дальнем Востоке// Владивосток. – 2005 – 28 марта.

6.           Маигов С. Роль государства в формировании инвестиционного климата в республике Корея.//МЭиМО.-2005.- №6. - С. 11-15.

7.           Мозиас П. Российско-Корейской экономическое сотрудничество - http://www.nasledie.ru/oboz/N09_94/9_10.HTM 

8.           Информационный сайт о Кореи - http://www.okoree.narod.ru 

9.           Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Приморским краем и Кореей в 2000-2005. http://www.maprf.ru/ru/International_activities/Cooperation_foreign_countries/china/541/

10.      Чжан Зоцзи Отношения России и Кореи в 21 веке - http://asia-business.ru/analit/6.shtml


[1] Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи/ И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М: Финансы и Статистика, 2005.  – с. 419.

[2] Информационный сайт о Кореи - http://www.okoree.narod.ru 

[3] Социально-экономическая география зарубежного мира. / Под ред. В.В.Вольского. – М.: КОРН – ПРЕСС , 2005. – с. 523.

[4] Информационный сайт о Кореи - http://www.okoree.narod.ru 

[5] Казаков И.В. Экономическая зона Японского моря – перспективы развития. – М: «Эксмо – пресс», 2005. – с. 201.

[6] Чжан Зоцзи Отношения России и Кореи в 21 веке - http://asia-business.ru/analit/6.shtml

[7] Мозиас П. Российско-Корейской экономическое сотрудничество - http://www.nasledie.ru/oboz/N09_94/9_10.HTM 

[8] Чжан Зоцзи Отношения России и Кореи в 21 веке - http://asia-business.ru/analit/6.shtml