Содержание
Введение. 3
1. Резюме. 4
2. Характеристика предприятия. 4
3. Описание товара. 6
4. Характеристика рынков сбыта. 7
5. Описание конкурентов. 16
6. План маркетинга. 17
7. План производства. 20
8. Организационный план. 21
9. Оценка рисков. 24
10. Финансовый план. 26
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Введение
Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.
Целью данной работы является составление бизнес- плана продажи свежемороженых фруктов и овощей.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть резюме проекта
2. привести характеристику предприятия и описание товара
3. привести характеристику рынков сбыта и конкурентов
4. описать план маркетинга
5. описать производственный план
6. описать организационный план
7. описать финансовый план
8. описать риски проекта
9. рассмотреть эффективность по проекту
1. Резюме
Сутью предлагаемого проекта является создание предприятия по производству и продаже свежемороженых продуктов из фруктов и овощей.
В рамках предлагаемого бизнес- плана рассматривается экономическая целесообразность создания такого предприятия под названием ООО «Хабаровская торгово-производственная компания».
Особенностью реализации проекта выступает достаточная узость сегмента пищевого рынка- сегмента свежемороженых фруктов и овощей.
Предлагаемый бизнес – план требует сумму инвестиций в размере 12960039 руб..
В качестве источников финансирования рассматриваются варианты использования собственных средств учредителей общества.
Возврат вложенных средств планируется в течение срока окупаемости проекта за счет доходов и прибылей, получаемой создаваемой организацией уже в первый год функционирования.
Индекс доходности по проекту равен 4 раза (400%). Срок окупаемости равен 1 год.
2. Характеристика предприятия
В качестве создаваемого предприятия предлагается предприятие ООО «Хабаровская торгово-производственная компания».
Организационно-правовая форма собственности: общество с ограниченной ответственностью.
Учредителями являются физические лица: Степанов Б.Ф., Петров М.Б., Иванова Л.А.
Предполагается, что ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» будет мощной, динамичной, современной компанией европейского уровня, занимающей одно из лидирующих мест на хабаровском рынке замороженных продуктов.
Ее будут отличать:
1. широкий ассортимент продукции: более 1000 наименований товара в 20-ти продуктовых категориях;
2. гибкая и сбалансированная ценовая политика, связанная со сроками оплаты, объемами закупок, условиями доставки и историей отношений с клиентом;
3. неограниченность спектра охвата рынка - работают оптовый отдел, отдел по работе с кафе, гостиницами , ресторанами и отдел работы с магазинами;
4. высокий профессионализм сотрудников;
5. направленность на клиента - быстрая доставка, удобный режим работы, учет любых пожеланий;
6. серьезность и ответственность в выборе поставщиков - только товар высокого качества, сопровождаемый всеми необходимыми документами предлагается нашим потребителям.
Предполагаемые преимущества ООО «Хабаровская торгово-производственная компания»
1. Любая форма оплаты, в т. ч. простые векселя АК СБ РФ
2. Отпуск товара по предъявлении платежного поручения
3. Постоянно в наличии большой ассортимент продукции
4. Оплата и погрузка в одном месте
5. Удобный проезд автотранспортом
6. Скидки от объема
7. Постоянным клиентам - отсрочка платежа
8. Действительно низкие цены в регионе
9. Быстрая и качественная отгрузка товара на складе
10. Бронирование продукции по предварительному заказу
В таблице представлен примерный план объема продаж ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» на 2006 год
Таблица 1
Планируемый объем продаж ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» на 2006 год
Наименование продукции |
Средняя цена за единицу, руб. |
Количество за планируемый период, шт |
Объем продаж, руб. |
Замороженные фрукты |
65,5 |
95000 |
6222500 |
Замороженные овощи |
45,5 |
75000 |
3412500 |
Замороженные ягоды |
48,5 |
78500 |
3807250 |
ИТОГО |
13442250 |
3. Описание товара
При описании предполагаемой продукции ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» следует учесть, что устойчивый спрос на "заморозку" принято связывать с тем, что при такой технологии в плодах сохраняется максимальное количество витаминов. Говорят, это действительно так. А вот другое мнение - что для замораживания подходят лишь самые спелые, сочные и неповрежденные овощи и фрукты - верно лишь отчасти. В каждом пакетике допускается от 10 до 20% слегка поврежденных (с небольшими дефектами кожуры или чуть менее "ярких") кусочков. Но ни в коем случае не подгнивших. Все эти требования жестко прописаны в разнообразных ГОСТах.
Предлагаемые ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» замороженные овощи и фрукты - это единственный вид полуфабрикатов, которые разрешено производить только по требованиям государственных стандартов. Технические условия, разрабатываемые самими производителями продуктов, тут не проходят. Причина в том, что если не придерживаться технологии, блюдо, приготовленное из содержимого нарядного пакетика, может оказаться совсем не вкусным. Кроме того, обрабатывать холодом можно далеко не любые овощи и фрукты.
В таблице 3 (приложение 1) представлен ориентировочный перечень предлагаемой к реализации продукции ООО «Хабаровская торгово-производственная компания».
4. Характеристика рынков сбыта
Рассмотрим основные тенденции рынка замороженных овощей в России.
Благодаря устойчивому росту спроса на замороженную продукцию и достаточно высокой рентабельности производства началось, бурное развитие отрасли. В Хабаровске рынок замороженных продуктов еще не достаточно развит, вместе с тем, хабаровские ритейлоры считают, что он достаточно перспективен.
По оценкам специалистов, объем российского рынка замороженных продуктов приблизился к $ 2 млрд. и растет примерно на 15-20% в год.
Новой стадией развития рынка замороженных овощей и фруктов, стал переход от импорта замороженной продукции под чужой маркой, к фасовке импортной продукции под своей торговой маркой.
Таким образом, часть российских дистрибьюторов стала позиционировать себя российскими производителями замороженных овощей и фруктов. По этому пути пошли самые известные компании: Группа компаний "АйсБит", Группа Компаний "Сальмон", Группа компаний "Эликом".
Российский рынок свежезамороженной плодоовощной продукции является достаточно "молодым", но относительно быстро растущим рынком, ориентированным главным образом на импортную продукцию.
Среди российских компаний, лидером на рынке являлась и является компания "Айсбит". И это при том, что компания по-прежнему импортирует замороженные овощи и садовые ягоды для дальнейшей упаковки под своей торговой маркой в России.
Российские дистрибьюторы европейских производителей столкнулись с проблемой отсутствия холодильных площадей, что заставило их строить современные холодильные терминалы. Таким образом, на рынке стал выигрывать тот, кто имеет холодильники и может замораживать и хранить продукцию, используя прогрессивные технологии. В связи с развитием рынка, появлением значительного числа новых торговцев, в том числе из регионов, перед крупными участниками рынка (дистрибьюторами) встала новая проблема: куда и как развиваться?
Таблица 2
Объемы производства замороженной продукции за 9 месяцев 2005 года*
Производитель |
Объем производства, тыс.тн |
"АйсБит" |
6000 |
"Ледово" |
2500 |
"Эликом" |
2000 |
ЗАО "НПО Росток" |
1500 |
Группа компаний "Матреко" |
1700 |
"Дисан" |
1450 |
ООО "Лина" |
1300 |
"Мельник" |
1000 |
"АльтерВест" |
1300 |
* Оценочные данные компании FrozenFoods
Таким образом, реальные объемы производства уже достигли уровня 19-20 тыс. тонн.
Тем не менее, по-прежнему основная проблема большинства производителей - отсутствие отечественной сырьевой базы отрасли. В последние годы действительно наметился рост объемов производства плодоовощной продукции - но основного качественного сырья для производства замороженных продуктов в ассортименте пока не хватает.
Сейчас российские производители уже переходят на закупки отечественных томатов, перца, баклажан. При этом российские аграрные компании пока не могут удовлетворить спрос на цветную капусту (необходимы голландские сорта), сладкую кукурузу, зеленый горошек (необходим определенный сорт и специальная техника для уборки), фасоль стручковую, а также на некоторые виды ягод (прежде всего клубнику - основной рыночный спрос предъявляется на сорт "Зенга-Зенгана").
Объем российского экспорта свежезамороженных фруктов и ягод в 2004 г. составлял почти 5,5 тыс. тонн, а за 9 месяцев 2005 года увеличился примерно до 6,7 тыс. тонн. То есть экспортная доля - доля вывозимой из РФ продукции в общем объеме внутреннего производства - в 2004-2005 гг. была выше 98% (98,2% и 98,5% соответственно), а объем отечественной плодово-ягодной "заморозки", предлагаемой в этот период на российском рынке, не превышал 0,1-0,2 тыс. тонн в год.
У российских компаний – производителей замороженных продуктов в целом, существуют несколько основных проблем, которые мешают дальнейшему росту отрасли производства замороженных продуктов в целом.
Первая проблема заключается в отсутствии современного отечественного оборудования, для качественной очистки и заморозки.
Основными производителями и поставщиками такого оборудования по-прежнему являются компании из Финляндии, Швеции и Норвегии. Это оборудование очень дорогое и недоступно для большинства российских производителей.
Вторая проблема взаимосвязана с первой - рынок замороженных продуктов сравнительно "молодой", поэтому в России пока еще отсутствуют квалифицированные специалисты по технологии заморозки и переработки, способные развивать новые производства на практике. Российский рынок развивался и продолжает развиваться стихийно. Многие заготовители организовывали компании "с нуля" и благодаря собственной технической интуиции, придумывая и собирая, к примеру, оборудование для очистки ягод или для варки грибов, фактически своими руками.
Третья проблема характерна для всей пищевой промышленности в целом - сложность привлечения необходимых финансовых ресурсов для дальнейшего развития.
Четвертая проблема является особенностью развивающегося рынка замороженных ягод и грибов - высокая зависимость формирования цен от урожая и спроса на данную продукцию. Эти проблемы являются основным ограничением для дальнейшего развития рынка замороженных ягод и грибов.
Основным ограничением для развития отечественного производства замороженных овощей и фруктов является отсутствие сырьевой базы. Российские производители по-прежнему очень сильно зависят от поставок замороженных овощей и фруктов из Европы, в основном из Польши. Это сырье они используют при упаковке продукции под своей торговой маркой. Несмотря на это, большинство российских производителей ставят амбициозные цели "выдавить" польских производителей с российского рынка.
Производство замороженных овощей и фруктов, ягод и грибов - одна из немногих относительно новых отраслей пищевой промышленности, где продолжается промышленный рост на уровне 30% в год, при этом импортная продукция по-прежнему является основой российского рынка замороженных продуктов.
На рис. 1 представлены данные о соотношении объемов отечественного производства замороженной продукции и продукции, поставляемой в Россию из-за рубежа в 2004-2005 г.г.
Рис. 1. Соотношение объемов российского производства замороженных овощей и фруктов из отечественного сырья и объемов импорта этой продукции в Россию за 2004-2005 гг.
Согласно приведенным данным, разрыв, существующий между объемами импорта плодоовощной "заморозки" в Россию и объемом собственного производства этой продукции из отечественного сырья в стране за 9 месяцев 2005 г., значительно увеличился даже по сравнению с предыдущим 2004 г. Действительно, объем поставок импортной замороженной продукции за 9 месяцев 2005 г. превышал объем ее внутрироссийского производства более чем в 60 раз, в то время как в 2004 г. - примерно в 20 раз.
Особенно значительная разница в объемах отечественного производства и импорта замороженной плодоовощной продукции в последние годы наблюдалась для овощной заморозки (рис. 2).
Особенно разительное "отставание" отечественного производства наблюдалось для свежезамороженных овощей (без учета картофеля). Объем импорта этого вида заморозки за 9 месяцев 2005 г. превышал объем отечественного производства почти в 500 раз. Объем производимого в РФ замороженного картофеля за 9 месяцев 2005 г.. был ниже, чем объем импорта этой продукции в 183 раза, в то время как в 2004 - всего в 45 раз.
Рис. 2. Соотношение объемов российского производства и импорта замороженных овощей в 2004 – 2005 гг
Таким образом, анализ ситуации, сложившейся на российском рынке свежезамороженных овощей и фруктов показывает, что доля замороженной продукции, предлагаемой потребителю отечественными производителями, была экстремально низка. Коэффициент импортного проникновения плодоовощной "заморозки" на российский рынок, то есть доля импортной продукции в общем объеме потребления замороженных овощей и фруктов в 2004-2005 гг.
В соответствии с этим реальное соотношение между предложением свежезамороженных овощей и фруктов на российском рынке можно представить себе следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение объемов предложения отечественной и импортной свежезамороженной плодоовощной продукции на российском рынке в 2004- 2005 гг.
Динамика объемов импорта замороженных овощей и фруктов в Россию в 2001-2005 гг. представлена на рис. 4.
Рис. 4.. Динамика объемов российского импорта свежезамороженной плодоовощной продукции в 2001- 9 месяцев 2005.
Согласно представленным данным, объем российского рынка замороженных овощей и фруктов в последние годы последовательно увеличивался.
Существенное влияние на рост объемов российского импорта оказала также оптимизация ассортимента ввозимой продукции, значительное снижение контрактных долларовых цен на овощную "заморозку", которое позволило импортерам этой продукции укрепить свои позиции на российском рынке за счет значительного повышения объемов реализации замороженных овощей
Структура импорта по странам-поставщикам
Среди стран-поставщиков замороженных овощей и фруктов появилась Молдавия, которая занимает 2,5% от всего объема ввоза данной продукции, что чуть больше чем у Италии (2,1%). Польские производители имели и имеют наибольшую долю рынка (71,7%) и традиционно занимают нишу средних по качеству продуктов, ориентируясь на потребителей со средними доходами.
Поставщики из Нидерландов и Бельгии ориентируются на нишу качественной и дорогой заморозки, в связи с чем занимали 19,2% от объема ввезенной продукции.
Традиционно основными странами - поставщиками замороженной плодоовощной продукции в Россию являлись Польша, Болгария и Венгрия. В настоящее время продукции болгарских и венгерских производителей почти нет на рынке России. Однако продукция польских фирм повсеместно завоевала российский рынок свежезамороженных плодов и овощей.
На рис. 5 представлены рейтинги основных стран - поставщиков замороженной овощной продукции в 2005 г.
Рис. 5. Рейтинг основных стран-поставщиков по объему импорта в Россию замороженных овощей за 9 месяцев 2005 года.
Основные поставщики "заморозки" в Россию
Безусловными лидерами на российском рынке являются польские производители. Прежде всего, это польская компания "Хортекс". Ее объем экспорта замороженных овощей и грибов в 2004 году составил 5290,449 тонн, в 2005 году - 14976,875 тонн. По ягодам и фруктам объем ввоза в 2004 году составил 709,623 тонны, в 2005 году он составил 1598,429 тонн.
"Узнаваемость" торговой марки "Хортекс" достаточно высока. По данным маркетологов, около 42% потребителей знают Hortex. Польские фирмы занимают среднюю нишу, предлагая на рынке недорогую, но в то же время сравнительно качественную продукцию. Сразу после девальвации рубля компания Hortex снизила цены на замороженную продукцию, что дало ей возможность удержать свои позиции. Поэтому конкурировать с этой раскрученной маркой другим польским производителям очень тяжело.
Потребительские предпочтения
Традиционно наибольший спрос на потребительском рынке приходится на замороженные смеси из овощей. Данная продукция используется для быстрого приготовления самых различных блюд.
На втором месте по популярности стоит замороженный картофель фри.
Интересно, что грибы и ягоды пока не так популярны, что связано с особенностями потребительского поведения покупателей в России. Большинство населения предпочитает самостоятельно собирать и заготавливать дары леса.
Характеристики потребителя замороженных овощей и фруктов в 2005 году:
· в 2005 году среди потребителей замороженных овощей и фруктов 53,8% составляли женщины;
· основными потребителями данной группы продуктов являются люди в возрасте 25-54 лет, из них 30,5% женщины и 26,7% мужчины;
· среди основных потребителей выделяется группа в возрасте 35-44 лет (10,8% женщины и 10% мужчины);
· 53,2% потребителей замороженных овощей и фруктов являются семейными людьми;
· это люди преимущественно с высшим образованием (44,4%);
· большинство из них, работающие люди (62,3%), среди них выделяются квалифицированные специалисты с высшим образованием (16,3%).
С 2004 по 2005 год количество россиян-потребителей замороженных продуктов увеличилось примерно на 6% и составило 36 миллионов человек (по данным TNS/Gallup Media). Основным покупателем "заморозки" является женщина от 35 до 44 лет. Примерно пятая часть потребителей замороженных полуфабрикатов потребляет данную продукцию несколько раз в неделю, на их долю приходится примерно 64% всех продаж. Однако большинство потребителей (56%) едят "заморозку" один раз в месяц и реже.
Выводы:
· Российский рынок замороженных продуктов по-прежнему является быстрорастущим, в среднем на 30% в год;
· Рынок всецело сформирован и продолжает формироваться за счет импортных поставок замороженной продукции;
· Потребление замороженной продукции в России растет, но в ценовом сегменте "ниже среднего" и "средний";
· Рост объемов производства российской замороженной продукции во многом зависит от скорости формирования оснащенной и качественной сырьевой базы отрасли, прежде всего, появления новых агрокомпаний, способных обеспечить отрасль качественным сырьем;
· В одном из направлений отрасли существует высокий экспортный потенциал - сбор, заготовка и переработка лесных ягод и грибов.
5. Описание конкурентов
В таблице 3 представлен сравнительный анализ основных конкурентов ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» в городе Хабаровске.
Таблица 3
Матрица сравнительных преимуществ ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» и конкурентов
Наименование предприятия сравнительные показатели |
Хабаровская торгово-производственная компания |
Росток |
Ледово |
Место расположения предприятия |
центр города |
центр города |
центр города |
Признанное имя фирмы (имидж) |
известна |
известна |
малоизвестна |
Качество продукции |
высокой |
известные производители |
качество высокое |
Качество упаковки |
отличное |
не очень |
не очень |
Обеспечение транспортом |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
Применение рекламной компании |
есть |
есть |
нет |
Гарантийное обслуживание |
есть |
есть |
есть |
Сервисное обслуживание |
есть, консультации покупателей по проблемам животных |
нет |
нет |
Способы стимулирования сбыта |
реклама, витрина, скидки |
реклама |
витрина |
Наличие квалифицированного персонала |
есть |
нет |
нет |
6. План маркетинга
Далее представим разработанный план маркетинга для ООО «Хабаровская торгово-производственная компания»
Комплекс мероприятий, производимых в торговом зале ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки, называется мерчендайзингом.
Все покупки, которые будут совершаться в торговых точках ООО «Хабаровская торгово-производственная компания», можно разделить на три категории:
Твердо запланированные (заранее планируется продукт, марка, вид, упаковка). Если покупатель не обнаружит этот товар в магазине, скорее всего он пойдет искать его в другом месте.
Частично запланированные (планируется один или несколько критериев, например, продукт и упаковка, но покупатель собирается принять окончательное решение в торговой точке). Покупатель будет выбирать из предложенных в торговой точке товаров наиболее подходящий.
Импульсные (покупка не планируется). Покупатель принимает решение приобрести товар на месте, исходя из импульсного желания. Это может быть обусловлено эффективной выкладкой, специальным предложением, дегустацией и т.д. При этом покупатель не отказывается приобрести все запланированные им товары.
Ни для кого не секрет, что беспорядочное скопление товара на полке неприемлемо на местах продажи. Товар к продаже ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» необходимо группировать по каким-либо критериям.
Самое важное - это заложить такой порядок, который бы
1. гарантировал удобство выбора покупателю,
2. был направлен на увеличение продаж всех марок и упаковок
3. обеспечивал импульсные покупки,
4. и при этом позволял максимально эффективно использовать полочное пространство.
Например, ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» предполагает строить единые корпоративные блоки своей продукции. При этом производитель занимает самое приоритетное место, и все внимание будет, прежде всего, уделено продуктам этого производителя.
ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» предполагает на местах продажи разделять замороженные продукты по товарной группе.
При решении вопросах о ценах ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» будет размещать ценник на каждой упаковке продукта. На самую популярную продукцию ценники будут размещаться на цветной бумаге. Это даст возможность быстро принимать решение как минимум тем, кто торопится. Ценники будут располагаться около той продукции, на которую указывают цену.
ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» предполагает использовать листовки для покупателей, где и размещается подробная информация о продукции. Если даже покупатель не примет решение о приобретении продукта в этот визит, он может купить продукт в следующий раз после «покупки идеи».
Одним из больных мест является разработка рекламного ролика . Ниже представлены 3 варианта разработанной рекламы для ООО «Хабаровская торгово-производственная компания».
Сценарии рекламных видеороликов мороженных овощей "Хабаровская торгово-производственная компания" (спокойные, без юмора).
БЕЛОСНЕЖКА
Звучит тихая классическая музыка. Полумрак, свечи. На хрустальном ложе лежит спящая красавица, за ложем стоят семь печальных гномов в разноцветных колпаках. Вдруг вбегает принц, бросается на колени перед ложем и начинает выставлять на него одну за другой коробки мороженных овощей, распахивая их при этом. Ряд натюрмортов крупным планом: замороженное содержимое коробок на глазах превращается в живые яркие овощи. Музыка нарастает. Крупным планом лицо Белоснежки - оно стремительно теряет бледность, розовеет, вот уже она открывает глаза и удивленно привстает на ложе среди оттаявших коробок. Гномы хлопают в ладоши. ГОЛОС: Хабаровская торгово-производственная компания - сердце оттает!
МУЖИЧОК-ЗЕЛЕНЩИК
Классическая музыка. Руки бережно берут и складывают в ящик разные сорта разноцветных овощей. Наконец камера отъезжает и становится виден медленно поднимающийся с земли и разворачивающийся посреди бескрайнего летнего поля колоритный мужичок в оранжевой кепке, в белой рубашке, в комбинезоне с лямками. Он держит в руках ящик с овощами. Стоп кадр, мужичок превращается в картинку - логотип "Хабаровская торгово-производственная компания" с надписью "Хабаровская торгово-производственная компания". ГОЛОС: Остановись мгновение, ты прекрасно!
ДЕТИ
Дети - мальчик и девочка (как на старинных рождественских открытках), укутанные с ног до головы, держась за руки бредут по колено в снегу по бескрайней снежной равнине. Вьюга, метель, что-то вдали на горизонте. Крупным планом снизу вверх белая заснеженная дверь. Дети подходят к ней, робко стучатся, прислушиваются, а затем открывают. Вой вьюги сменяется солнечной классической музыкой. За дверью - солнце, ручьи, птицы, гроздья овощей, камера едет по натюрмортам. Держась за руки, дети входят через дверной проем в солнечный мир (вид со спины) и дверь за ними медленно закрывается. Камера отъезжает и становится видно, что это дверь большого холодильника, стоящего посреди бескрайней снежной равнины. ГОЛОС: Хабаровская торгово-производственная компания - дверь в лето
7. План производства
Для производства замороженных фруктов и овощей предполагается использовать в аренду производственные площади и оборудование. Использование оборудования в аренду (лизинг) является более эффективным методом, так приобретение оборудования за границей является весьма дорогим.
Стоимость аренды производственных площадей (исходя из рыночных данных): 25000 руб. в месяц.
ИТОГО аренда помещения за год: 25000 * 12 = 300 (тыс. руб.)
Стоимость аренды оборудования в месяц 9500 руб. (исходя из рыночных данных).
ИТОГО аренда оборудования в год: 9500* 12 = 114 (тыс. руб.)
Условия оплаты лизинговых платежей: ежемесячно единой суммой по 9500 руб.
Условия оплаты арендной платы: ежемесячно единой суммой по 25000 руб.
В таблице 4 представлен перечень затрат ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» на 2006 год:
Таблица 4
Затраты ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» на 2005 год
Наименование статей затрат |
Сумма, руб. |
Закупка товара |
8672419 |
Заработная плата персонала |
2542800 |
Начисления на заработную плату (36,5%) |
928122 |
Аренда помещения |
300000 |
Аренда оборудования |
114000 |
Электроэнергия |
97920 |
Затраты на топливо |
36000 |
Непредвиденные расходы |
25500 |
ИТОГО затрат |
12716761 |
Затраты на закупку товара рассчитываются по формуле[5, с. 177]:
Ззак = Планируемая выручка / (1+ средняя наценка)
Средняя наценка установлена в организации в размере 55%.
Ззак = 13442250 : (1+0,55) = 8672419 (руб.)
Расход электроэнергии 40кВТ в час За смену (8 часов): 320 кВт.
Стоимость электроэнергии 1,2 руб. за 1кВт в час
Стоимость электроэнергии в год (255 смен): 1,2 * 320*255= 97920 (руб.)
Затраты на топливо автотранспорта: 3000 руб. в месяц или 36000 (руб.) в год.
Непредвиденные расходы 100 руб. в день (за смену) 25500 руб. в год
Таким образом, общая сумма затрат предприятия в год будет составлять 12 716 761 руб.
8. Организационный план
Руководство предприятием осуществляют:
1. Бирюков Александр Иванович - генеральный директор с 2001 года, на предприятии работает с 1975 года.
2.Лисин Владимир Иванович – технический директор, главный инженер с 1986 года, на предприятии работает с 1960 года.
3. Екимов Александр Александрович - коммерческий директор с 2001 года,
на предприятии работает с 1973 года.
4. Демина Елизавета Александровна - главный бухгалтер с 1990 года, на предприятии работает с 1961 года.
Каждый из них обладает исключительной компетенцией в вопросах, связанный с организацией производства продукции предприятия.
Схема управления предприятием обладает достаточной гибкостью, трудовой коллектив работоспособен и может решать самые разнообразные производственный задачи.
Организационная структура ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» представлена на рисунке 6.
Организационная структура ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» - линейно-функциональная. Она отражает функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления. Такая система позволяет снизить риск принятия ошибочного решения и легче реализовать единую политику организации, так как прослеживается четкое разграничение ответственности руководителей отдельных подразделений. Это позволяет облегчить контроль за исполнением стратегии решений вообще.
Рис. 6. Организационная структура ООО «Хабаровская торгово-производственная компания»
Функции генерального директора:
· осуществляет руководство деятельностью предприятия;
· имеет право первой подписи под финансовыми документами;
· распоряжается имуществом для обеспечения его текущей деятельности;
· утверждает штаты, заключает трудовые договоры с работниками общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
· открывает в банках счета предприятия;
· издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия.
В функции зам директора по производству входит решение вопросов по производственной части, а также ответственность за соблюдение техники безопасности.
В функции главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета и плановая работа.
В функции коммерческого директора входит реализация и сбыт товара
Таблица 5
Штатное расписание ООО «Хабаровская торгово-производственная компания»
Наименование должности |
Численность, чел |
Оклад в месяц |
Районный коэффициент (1,3) |
Заработная плата в месяц, руб. |
Затраты на оплату труда в год, руб. |
Генеральный директор |
1 |
15000 |
4500 |
19500 |
234000 |
Зам директора по производству |
1 |
9000 |
2700 |
11700 |
140400 |
Коммерческий директор |
1 |
9500 |
2850 |
12350 |
148200 |
Главный бухгалтер |
1 |
8500 |
2550 |
11050 |
132600 |
Отдел техники безопасности |
2 |
5500 |
1650 |
7150 |
171600 |
Производственно- технический отдел |
4 |
6500 |
1950 |
8450 |
405600 |
Рабочие |
10 |
4500 |
1350 |
5850 |
702000 |
Отдел сбыта |
3 |
5000 |
1500 |
6500 |
234000 |
Бухгалтерия |
4 |
6000 |
1800 |
7800 |
374400 |
ИТОГО |
2542800 |
Суммарные затраты на заработную плату в год составят 2542800 руб.
9. Оценка рисков
Рассмотрим возможные основные варианты риска.
1.Риск отсутствия сбыта.
Его вероятность невелика. Основным преимуществом перед конкурентами зарубежных фирм является доступность продукции, дешевизна нашей продукции, что расширяет ее эффективность использования.
2.Риск неплатежеспособности покупателей.
Вероятность риска оценить очень сложно, и это надо делать в ходе маркетинга. Страховку от этого риска может дать активный маркетинг – расширение круга возможных покупателей, освоение новых каналов сбыта.
3.Риск приостановки производства.
В отличие от проектов, связанных с созданием новых фирм, возможность риска маловероятна.
Таблица 7
Оценка простых рисков
№ |
Простые риски |
Эксперты |
Сред-няя |
Прио-ритет Pi |
Вес Wi |
Оцен-ка Ii |
||
1 |
2 |
3 |
||||||
Подготовительная стадия |
11,92 |
|||||||
1 |
Непредвиденные затраты |
50,00 |
50,00 |
75,00 |
58,33 |
1 |
0,09 |
5,25 |
2 |
Валютный риск |
75,00 |
50,00 |
75,00 |
66,67 |
1 |
0,09 |
6,00 |
3 |
Недостатки проектн. работ |
25,00 |
50,00 |
25,00 |
33,33 |
3 |
0,01 |
0,33 |
4 |
Несвоевременная поставка комплектующих |
25,00 |
25,00 |
0,00 |
16,67 |
3 |
0,01 |
0,17 |
5 |
Несвоевременная подготовка арендуемого оборудования |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2 |
0,04 |
0,00 |
6 |
Недобросовестность подрядчика |
25,00 |
25,00 |
0,00 |
16,67 |
3 |
0,01 |
0,17 |
Функционирование |
||||||||
Финансово-экономические |
26,83 |
|||||||
7 |
Неустойчивость спроса |
50,00 |
75,00 |
50,00 |
58,33 |
1 |
0,09 |
5,25 |
8 |
Появление альтернативного продукта |
50,00 |
75,00 |
50,00 |
58,33 |
3 |
0,01 |
0,58 |
9 |
Снижение цен конкурентами |
75,00 |
100,00 |
75,00 |
83,33 |
1 |
0,09 |
7,5 |
10 |
Рост налогов |
50,00 |
25,00 |
50,00 |
41,67 |
3 |
0,01 |
0,42 |
11 |
Неплатежеспособность потребителей |
520,00 |
50,00 |
25,00 |
41,67 |
1 |
0,09 |
3,75 |
12 |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки |
75,00 |
50,00 |
75,00 |
66,67 |
1 |
0,09 |
6 |
13 |
Зависимость от поставщиков |
25,00 |
50,00 |
25,00 |
33,33 |
3 |
0,01 |
0,33 |
14 |
Недостаток оборотных средств |
25,00 |
50,00 |
25,00 |
33,33 |
1 |
0,09 |
3,00 |
Социальные |
5,33 |
|||||||
15 |
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы |
75,00 |
50,00 |
50,00 |
58,33 |
2 |
0,04 |
2,33 |
16 |
Угроза забастовки |
25,00 |
0,00 |
0,00 |
8,33 |
2 |
0,04 |
0,33 |
17 |
Отношение местных властей |
25,00 |
25,00 |
0,00 |
16,67 |
2 |
0,04 |
0,67 |
18 |
Недостаточный уровень заработной платы |
0,00 |
25,00 |
25,00 |
16,67 |
2 |
0,04 |
0,67 |
19 |
Квалификация кадров |
25,00 |
50,00 |
25,00 |
33,33 |
2 |
0,04 |
1,33 |
Технические |
0,50 |
|||||||
20 |
Нестабильность качества сырья и материалов |
25,00 |
0,00 |
25,00 |
16,67 |
3 |
0,01 |
0,17 |
21 |
Новизна технологии |
0,00 |
25,00 |
25,00 |
16,67 |
3 |
0,01 |
0,17 |
22 |
Недостаточная надежность технологии |
0,00 |
25,00 |
25,00 |
16,67 |
3 |
0,01 |
0,17 |
23 |
Отсутствие резерва мощности |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3 |
0,01 |
0,00 |
Суммарный риск проекта |
0,97 |
44,52 |
Таблица 8
Наиболее значимые риски проекта
Вид риска |
Уровень |
Непредвиденные затраты |
5,25 |
Валютный риск |
6,00 |
Неустойчивость спроса |
5,25 |
Снижение цен конкурентами |
7,5 |
Рост цен на материалы |
6,00 |
10. Финансовый план
Определяем себестоимость продукции. Для этого сначала распределим все затраты на переменные и постоянные.
Таблица 9
Деление затрат на постоянные и переменные затраты
Наименование статей затрат |
Сумма, руб. |
ПЕРЕМЕННЫЕ |
|
Закупка товара |
8672419,35 |
ИТОГО ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ |
8672419,35 |
ПОСТОЯННЫЕ |
|
Заработная плата персонала |
2542800 |
Начисления на заработную плату (36,5%) |
928122 |
Аренда помещения |
300000 |
Аренда оборудования |
114000 |
Электроэнергия |
97920 |
Затраты на топливо |
36000 |
Непредвиденные расходы |
25500 |
ИТОГО ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТ |
4044342 |
ИТОГО ЗАТРАТ |
12716761 |
Себестоимость единицы продукции определим по формуле средневзвешенной:
С ед = (ПерЗ + ПостЗ) :ОР (1)
Где ПерЗ- переменные затраты, руб.
ПостЗ – постоянные затраты, руб.
ОР – объем реализации, шт
Сед = 12716761 : (95000+75000+78500) = 51 (руб.)
Таблица 10
Расчет потребности в капитале
Наименование статей |
Сумма, руб. |
Организационные издержки подготовительного характера |
15000 |
Потребность в оборотном капитале (закупка сырья на месяц) |
722702 |
ИТОГО |
737702 |
Закупка сырья на месяц равна: 8672419 : 12 = 722702(руб.)
Далее составляем отчет о прибылях и убытках ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» на 2006 год, а также отчет о движении денежных средств.
Таблица 11
Отчет о прибылях и убытках ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» на 2006 год
Наименование показателя |
Год |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Выручка от продажи |
13442250 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
3360563 |
3360563 |
3360563 |
3360563 |
Себестоимость товаров |
12716761 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
1059730 |
3179190 |
3179190 |
3179190 |
3179190 |
в том числе |
|||||||||||||||||
Закупка товара |
8672419 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
2168105 |
2168105 |
2168105 |
2168105 |
Заработная плата персонала |
2542800 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
635700 |
635700 |
635700 |
635700 |
Начисления на заработную плату (36,5%) |
928122 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
232031 |
232031 |
232031 |
232031 |
Аренда помещения |
300000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
75000 |
75000 |
75000 |
75000 |
Аренда оборудования |
114000 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
9500 |
28500 |
28500 |
28500 |
28500 |
Электроэнергия |
97920 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
8160 |
24480 |
24480 |
24480 |
24480 |
Затраты на топливо |
36000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
9000 |
9000 |
9000 |
9000 |
Непредвиденные расходы |
25500 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
6375 |
6375 |
6375 |
6375 |
Валовая прибыль |
725489 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
60457 |
181372 |
181372 |
181372 |
181372 |
Коммерческие расходы |
49000 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
4083 |
12250 |
12250 |
12250 |
12250 |
в том числе |
|||||||||||||||||
расходы на рекламу |
35000 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
8750 |
8750 |
8750 |
8750 |
прочие |
14000 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
Управленческие расходы |
42000 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
10500 |
10500 |
10500 |
10500 |
Прибыль от продаж |
634489 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
52874 |
158622 |
158622 |
158622 |
158622 |
Налог на прибыль |
152277 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
38069 |
38069 |
38069 |
38069 |
Чистая прибыль |
482211 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
120553 |
120553 |
120553 |
120553 |
Таблица 12
Отчет о движении денежных средств
Наименование |
Базисный период |
2006 |
||||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Год |
||
Первоначальные инвестиции в проект |
737702 |
|||||||||||||
Остаток денежных средств на начало периода |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Выручка от реализации |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
13442250 |
|
ИТОГО ПОСТУПИЛО |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
1120188 |
13442250 |
|
Аренда |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
34500 |
414000 |
|
Оплата материалов и сырья |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
722702 |
8672419 |
|
Оплата труда |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
211900 |
2542800 |
|
Выплаты в гос фонды |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
77344 |
928122 |
|
Оплата топлива и электроэнергии |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
11160 |
133920 |
|
Оплата налогов |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
12690 |
152277 |
|
Оплата рекламы |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
2917 |
35000 |
|
Оплата прочих коммерческих затрат |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
1167 |
14000 |
|
Оплата управленческих расходов |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
42000 |
|
Непредвиденные расходы |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
2125 |
25500 |
|
ИТОГО ВЫПЛАТ |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
1080003 |
12960039 |
|
Остаток денежных средств на конец периода |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
40184 |
482211 |
Проводим расчет точки безубыточности:
ТБУ = ПостЗ : (Ц- ПерЗ ед) (2)
Где ПостЗ – постоянные затраты, руб.
Ц – средняя цена, руб.
ПерЗ ед – переменные затраты на единицу, руб.
Пост З = 4044342 руб.
Ц ср = (65,5 + 45,5 + 48,5) : 3 = 53,17 (руб.)
Пер З ед = 8672419 : 248500 = 34,9 (руб.)
Тогда, ТБУ = 4044342: (53,17 – 34,9) = 221354 (шт.)
Таким образом, безубыточный объем продаж равен 221354 ед.
11. Эффективность проекта
Рассчитаем так же интегральные показатели эффективности данного проекта.
Таблица 13
Данные для расчета показателя чистого приведенного дохода
Показатели |
Значение, руб. |
1. Объем инвестируемых средств, руб. |
12960039 |
2. Период жизни проекта, лет |
5 |
3. Сумма денежного потока по годам, руб. |
|
1 год |
13442250 |
2 год |
13442250 |
3 год |
13442250 |
4 год |
13442250 |
5 год |
13442250 |
Таблица 14
Расчет текущей стоимости проекта
Годы |
Будущая стоимость, руб. |
Дисконтный множитель |
Настоящая стоимость, руб. |
1 |
13442250 |
0,909 |
12219005 |
2 |
13442250 |
0,826 |
11103299 |
3 |
13442250 |
0,768 |
10323648 |
4 |
13442250 |
0,701 |
9423017 |
5 |
13442250 |
0,655 |
8804674 |
ИТОГО |
67211250 |
51873643 |
1. чистый приведенный доход (разница между приведенной суммой к настоящей стоимости денежного потока и суммой инвестируемых средств):
51873643 – 12960039 = 38913604 (руб.)
2. Индекс доходности (отношение настоящей суммы денежного потока к сумме инвестиций):
51873643 : 12960039 = 4 (раза)
3. Срок окупаемости :
12960039: 13442250 = 0,9 = 1(год)
Таким образом, на основании расчета показателей можно сделать вывод об эффективности проекта.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Сутью предлагаемого проекта является создание предприятия по производству и продаже свежемороженых продуктов из фруктов и овощей.
Предлагаемый бизнес – план требует сумму инвестиций в размере 12960039 руб..
Индекс доходности по проекту равен 4 раза (400%). Срок окупаемости равен 1 год.
В качестве создаваемого предприятия предлагается предприятие ООО «Хабаровская торгово-производственная компания».
Организационно-правовая форма собственности: общество с ограниченной ответственностью.
Предполагается, что ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» будет мощной, динамичной, современной компанией европейского уровня, занимающей одно из лидирующих мест на хабаровском рынке замороженных продуктов.
Предлагаемые ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» замороженные овощи и фрукты - это единственный вид полуфабрикатов, которые разрешено производить только по требованиям государственных стандартов.
Российский рынок замороженных продуктов по-прежнему является быстрорастущим, в среднем на 30% в год.
Комплекс мероприятий, производимых в торговом зале ООО «Хабаровская торгово-производственная компания» и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки, называется мерчендайзингом.
Для производства замороженных фруктов и овощей предполагается использовать в аренду производственные площади и оборудование. Использование оборудования в аренду (лизинг) является более эффективным методом, так приобретение оборудования за границей является весьма дорогим.
Таким образом, на основании расчета показателей можно сделать вывод об эффективности проекта.
Список литературы
1. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М-Премьер, 2003.
4. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- Ось-89, 2003.
5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.
6. Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 2002.
7. Пелих А.С. Бизнес-план.- М.: Ось-89, 2003.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003
9. Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003.
11. Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2002.
12. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: ЭКМОС, 2002