Содержание
Введение. 3
1. Сущность и содержание психологии трудовой деятельности в экстремальных ситуациях. 5
2. Стресс, как психологическая особенность экстремальной трудовой деятельности. 11
3. Активация и тонус как особенности психофизиологического состояния экстремальной трудовой деятельности. 13
Заключение. 20
Список литературы.. 21
Введение
Нормальное состояние труда является важнейшей частью всей психической регуляции, играет существенную роль в любом виде трудовой деятельности и поведения. Однако теория психических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. По мнению доктора психологических наук Л.В. Куликова, «остаются мало исследованными потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние в экстремальных ситуациях.
Согласно энциклопедическому словарю, экстремальные условия – такие условия, которые ведут к появлению состояний, определяемых как динамическое рассогласование, и обуславливают необходимость перестройки систем психического регулирования за счет максимальной мобилизации ресурсов личности.
Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов – специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели. Человек, которому часто приходится трудиться в экстремальных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям.
Актуальность данной темы заключается в том, что знание влияния экстремальных ситуаций на психологию и физиологию человека может помочь снизить неблагоприятное воздействие данных ситуаций и помочь человеку преодолеть стресс или другие последствия такого воздействия.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение психофизиологических особенностей трудовой деятельности в экстремальных ситуациях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и содержание психологии трудовой деятельности в экстремальных ситуациях;
- Раскрыть сущность стресса, как психологической особенности экстремальной трудовой деятельности;
- Рассмотреть сущность активации и тонуса как важных параметров психического состояния экстремальной трудовой деятельности.
1. Сущность и содержание психологии трудовой деятельности в экстремальных ситуациях
Психология состояний в трудовой деятельности объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том числе, возникающих в экстремальных условиях. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что психические состояния существенно определяют характер деятельности человека».
И.П. Павлов считал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ей можно представить всю сложность субъективного.
На фоне разногласий и большого разнообразия мнений по поводу определения, состава, структур, функций, механизмов, классификаций и других проблем, связанных с психическим состоянием в трудовой деятельности, многие авторы остаются, едины во мнении о большом, если не решающем, значении исследований данного психического явления для психологии. Так, Н.Д. Левитов, впервые поставивший понятие «психическое состояние» в статус психологической категории, считал, что решение данной проблемы восполняет имеющуюся брешь в психологии – разрыв между учением о психических процессах и психических свойствах личности. По этому поводу Ю.Е. Сосновикова пишет: «Нельзя понять психику в целом, не исследуя ее конкретных интегральных проявлений в форме психических состояний».
Итак, пролистаем работы разных авторов. Встречается термин «напряженные ситуации» - М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, «крайние условия» - Л.Г. Дикая, «сложные ситуации» - А.В. Либин, «стрессовые ситуации» - Г. Селье, Китаев-Смык, «острособытийные ситуации - В.В. Авдеев, «чрезвычайные ситуации» - А.Ф. Майдыков, «нештатные условия» - В.Д.Туманов, «особые условия» - С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая. Термином «экстремальные ситуации» оперируют следующие авторы: Т.А. Немчин, В.Г. Андросюк, В.И.Лебедев, Г.В. Суворов, М.П. Мингалиева, Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко и другие.
Нам ближе термин «экстремальная ситуация», т.к. он представляется нам более конкретным для трудовой деятельности. В то же время термин слишком широк, следовательно, наша задача – выработать рабочее понятие экстремальной ситуации. Для этого проведем лингвистический анализ термина «экстремальный.
В словаре русского языка «экстремальный» (ая, ое) определяется как:
1. Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.
2. Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от французского extreme).
Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстремальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе.
Какие ситуации следует считать экстремальными в трудовой деятельности? В работах, посвященных данному вопросу, нет единства взглядов. В одних случаях под экстремальными ситуациями понимаются такие обстоятельства, которые предъявляют человеку требования, выходящие за пределы диапазона его возможностей, обусловленных эволюционным процессом. Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характеристики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объективных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объективной реальности создает субъективную оценку ситуации и степени ее опасности.
Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».
В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.).
В.Г. Андросюк в своей книге «Педагогика и психология трудовой деятельности» приходит к такому выводу: «экстремальная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».
Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики экстремальной ситуации трудовой деятельности:
1. Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.
2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.
3. Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.
4. Экстремальная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.
5. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.
6. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.[1]
Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций. По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.
- проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).
Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:
1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);
2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);
3. психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».
Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.
Нам представляется наиболее полным определение психического состояния Д.Н. Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности». Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации.
П.В. Симонов разработал информационную теорию эмоций, согласно которой, при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое состояние личности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека.
«Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий». Преодоление человеком препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно - психического напряжения, мобилизующего его физические, интеллектуальные и моральные силы. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Поскольку состояние – многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Тот или иной параметр может быть ведущим. Какие параметры состояния выходят на первый план в экстремальной ситуации трудовой деятельности? Мы думаем, что, прежде всего – напряжение.
Напряжение (англ. tension) в словаре психологии Дж. Древера определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором. Такими факторами может быть повышенная нагрузка, дефицит времени, недостаток информации и др.
По мнению Л.В. Куликова именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения, по мнению Л.В. Куликова, трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. Запорожцем, писавшим, что эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.[2]
2. Стресс, как психологическая особенность экстремальной трудовой деятельности
Понятие напряжения тесно связано с понятием стресс. О стрессе чаще всего говорят применительно к экстремальным ситуациям трудовой деятельности. В последнем издании отечественного словаря по психологии понятия стресса и напряжения объединены, стресс истолковывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах».
Стресс - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия в процессе трудовой деятельности. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических социально-психологических и социальных проявлений. Для напряжения такие особенности не всегда характерны.
Создатель теории стресса Г. Селье постоянно подчеркивал адаптивную направленность стресса, отмечая, что «стресс - это не просто нервное напряжение». Автор разработал теорию «общего адаптационного синдрома». Это трехфазная неспецифическая реакция адаптации, включающая: 1) реакцию тревоги, 2) стадию резистентности, 3) стадию истощения. Ресурсы организма, которые помогали человеку первое время, Г. Селье назвал «адаптационной энергией». Расходование адаптационной энергии можно сравнить с износом автомобиля.
Согласно представлениям некоторых исследователей, выраженность стресса детерминирована той оценкой, которую человек дает стимулу. Иначе говоря, если изменить оценку, то можно изменить интенсивность стрессовой реакции. В его исследованиях было показано, что стресс вызывается не только ситуацией опасности, риска в трудовой деятельности, но и необычностью обстановки, внезапностью, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения крайне сложной задачи в процессе труда.
Стресс как состояние затрагивает всю психику и влияет как на характер и уровень психической активности в целом, так и на отдельные психические функции. Как указывают М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, в состоянии стресса нарушаются, прежде всего, сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью.
Отрицательное влияние стресса в трудовой деятельности выражается в ухудшении понимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений. Затрудняется протекание контролирующих и регулирующих функций сознания, что мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке работы, четко и оперативно применять и видоизменять приемы и способы действий. «Проявление стрессового состояния связано с превышением, в связи с требованиями среды, внутренних ресурсов, что создает угрозу личного благополучия».
Положительные эффекты стресса в трудовой деятельности выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т.д.
Устойчивость к стрессу, сохранение эффективности деятельности в экстремальной ситуации определяются, прежде всего, высоким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовности к активным действиям. Именно поэтому психологическая подготовка к выполнению задач, умелое руководство могут предупредить проявление крайних форм стресса, помочь людям преодолеть трудности.
Есть основания наряду с индивидуальным выделять групповой стресс, который может нарушить общую деятельность. В исследованиях В.Ф. Давыдова экспериментально установлено, что положительные личные взаимоотношения в малой группе при усложнении обстановки выступают как фактор, предупреждающий появление группового стресса.[3]
3. Активация и тонус как особенности психофизиологического состояния экстремальной трудовой деятельности
Другие важные в экстремальной ситуации трудовой деятельности параметры состояния – активация и тонус. Понятие активации широко используется в нейрофизиологии, где оно обозначает уровень функционирования центральной нервной системы, мозга. На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. Л.В. Куликов пишет: «В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности». Итак, оптимистический настрой помогает человеку активизироваться в экстремальной ситуации.
В физиологии труда термин тонус обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающих готовность к действию. Тонус, как и активация, - стержневая характеристика состояния. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности. Итак, высокий тонус, т.е. субъективное ощущение человеком наличия ресурса сил является очень важным для эффективного преодоления экстремальной ситуации.
Е.П. Ильин выделил критерии оптимального, т.е. наилучшего рабочего состояния системы: «Первым признаком оптимального функционального состояния является максимальное проявление функции, включенной в выполняемую деятельность. При этом надо учесть, что максимум функции может выражаться не только наибольшими величинами, как, например, мышечная сила, но и наименьшими, как, например, быстрота реагирования (чем меньшее время затрачивается на реагирование, тем лучше).
Второй признак оптимального состояния – адекватность реагирования на стимулирующие воздействия. Следующим признаком является инерционность оптимального состояния, затрудняющая, с одной стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами, которые сбивают систему с оптимального режима работы. [4]
Поскольку операции в реальной трудовой деятельности чаще всего воспроизводятся многократно, то в связи с этим оптимальное состояние характеризуется ещё тремя признаками.
Один из них – длительность сохранения максимального проявления функции. Другой признак касается мобильности функциональной системы – быстроты достижения максимального рабочего уровня и успокоения системы после окончания работы. При оптимальном рабочем состоянии и быстрота достижения максимального уровня функционирования, и быстрота успокоения системы (возвращения к исходному состоянию) – наибольшие.
Наконец, последний признак характеризует стабильность функции на максимальном для нее уровне.
Оптимальной с точки зрения кибернетики является система, которая способна управлять собой, оптимизировать свою работу путем самоорганизации и самоконтроля».
Имеются два основных представления о влиянии эмоционального напряжения на выполнение различных трудовых действий, функционирование человека в целом.
Сторонники одного подхода считают, что эмоции оказывают, прежде всего, дезорганизующее воздействие на трудовую деятельность - Т. Рибо, П. Фресс. Сторонники другого подхода - Ч. Дарвин, В.Д. Кеннон и их последователи считают, что напряжение различного содержания (тревога, страх, гнев, эйфория) участвуют в процессе приспособления, адаптации человека к ситуациям экстремального типа. Согласно этому положению, эмоции мобилизуют, помогают оптимальному использованию всех ресурсов организма для того, чтобы справиться с ситуацией.
Работы Йеркса и Додсона способствовали сближению этих двух противоположных точек зрения, устраняя противоречия. В работах этих авторов нашли отражение вопросы моделирования психического состояния человека, находящегося в экстремальных ситуациях, хотя исследования проводились на животных. Йеркс и Додсон искали корреляции между мотивацией и силой электрических раздражителей. Обнаружилось, что сила отрицательной мотивации зависит от силы электрических раздражителей. Вначале оба значения нарастали равномерно, т.е. чем сильнее было эмоциональное возбуждение, тем лучше выполнялись задания. Однако при дальнейшем усилении эмоционального напряжения (усиление электротока) зависимость изменялась в сторону снижения уровня выполнения. Таким образом, на каком-то этапе возрастание эмоционального тонуса не благоприятствует действиям, а снижает их эффективность. Например, легкая тревога, страх могут увеличить эффективность действий, при последующем усилении тревоги эффективность действий превышает оптимальный для данного индивида уровень и действует все более неблагоприятно. Итак, определенная выраженность эмоционального напряжения может быть благоприятной для сравнительно легкой задачи и не способствовать решению более трудных заданий, мешать их выполнению. Как указывает Ц.П. Короленко, «результаты исследования оказалось возможным в известной степени экстраполировать на человека, находящегося в экстремальных условиях».
Анализ влияния повышенного уровня эмоционального тонуса человека на выполнение заданий трудовой деятельности проводился рядом специалистов в области психологии. Согласно мнению Хебба, наиболее типично усиление перцепции, увеличение быстроты и энергии действий. Автор объясняет это ростом напряжения в ретикулярной формации мозгового ствола, что облегчает прохождение нервных импульсов в кору головного мозга. В то же время известно, что чрезмерно высокая активация нарушает, дезорганизует деятельность. В результате такой активации реактивность человека на все внешние раздражители настолько возрастает, что происходят нарушения поведения. Последовательность действий оказывается в значительной степени нарушенной.
Даффи считает, что высокая активация нарушает способность тормозить моторные реакции, что приводит к импульсным двигательным реакциям, чрезмерной поспешности. Было показано, например, что значительное эмоциональное напряжение, вызванное психогенными факторами, приводит к увеличению мышечного напряжения, что отражает высокую активацию, и в то же время нарушается точность выполняемых мыслительных операций.
Лазарус обнаружил, что в ситуации напряжения, вызванной кумуляцией неудач, с одной стороны, возрастает быстрота кодирования в тексте символов цифр в шкале Векслера, с другой – одновременно увеличивается количество ошибок.
Истербук считает, что по мере усиления общего возбуждения возникает сужение поля внимания, постепенно уменьшается диапазон доходящих извне сигналов, необходимых для получения достаточной информации и совершения правильных действий. Концентрация внимания вначале усиливается, поскольку устраняются прежде всего несущественные, отвлекающие внимание сигналы. Однако в дальнейшем выпадают и сигналы, важные для выполнения задачи, уровень организации действий снижается.
Большое значение имеет и характер задания трудовой деятельности, выполняемого в экстремальной ситуации. Мюррей показал, что легкие для выполнения задачи в меньшей степени подвергаются действию значительного эмоционального возбуждения, чем сложные задачи. Таким образом, могут создаваться ситуации, при которых один и тот же уровень возбуждения усиливает эффективность выполнения простых действий и снижает уровень выполнения сложных. Подчеркивается также роль чувства контролирования ситуации, течения событий. Если исследуемый имеет чувство контроля над вызываемым у него электрораздражением, то это значительно снижает болевую чувствительность.
Как показали исследования, в ряде случаев длительная экстремальная ситуация в трудовой деятельности оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, конфликтность, социальные девиации. Гринкер и Шпигель в монографии «Человек под влиянием стресса» анализировали психические отклонения, возникающие под влиянием длительных стрессовых ситуаций в военное время.
У летчиков США на определенном этапе службы в действующей армии, (участие в воздушных боях) развивалась тревога беспредметного характера. Авторы приводят дифференциацию клинической картины наблюдаемой ими тревоги при истерии, неврозе, навязчивых страхах, психосоматических заболеваниях, депрессивных состояниях. Развивающиеся невротические состояния содержали в себе адаптивные компоненты. По мнению авторов, это давало возможность уйти на какое-то время от ситуации угрозы без морального ущерба для чувства собственного достоинства.
Согласно наблюдениям Ц.П. Короленко, длительные психотравмирующие ситуации могут в некоторых случаях приводить к значительным изменениям психического состояния человека, выражающимся в нарушении иерархии значимости, исчезновению свойственных прежде оценок, подходов в межличностных отношениях. Эти состояния напоминают симптомы психического заболевания. Они, как правило, кратковременны и исчезают после выхода человека из экстремальной ситуации. Однако изменения, возникающие в такой ситуации, способны вызвать и длительные, малообратимые изменения в структуре личности. Наиболее неблагоприятным вариантом реакций на экстремальную ситуацию является развитие апатии, пассивности. Человек прекращает свойственную ему активность, не вмешивается в ход происходящих вокруг и касающихся его событий, если расценивает ситуацию как безнадежную. [5]
Длительное экстремальное воздействие приводит не только к психическим отклонениям, но и к соматическим нарушениям. Они выражаются в возникновении сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Брэди показал наличие связи между длительным стрессом и физиологическими нарушениями. Эксперимент заключался в следующем. Пары обезьян лишали возможности двигаться, можно было только совершать движения головой и конечностями. В таком состоянии животных выдерживали длительное время. В диапазоне досягаемости лапы находился рычаг. В течение шести часов обезьяны получали каждые двадцать секунд сильное электрическое раздражение (электрошок), а в течение последующих шести часов отдыхали. Обезьяны могли избежать шока при условии, что непосредственно перед включением тока одна из них нажимала рычаг. Второе животное не имело влияния на ход событий, поскольку рычаг, который был в пределах его досягаемости, не действовал. Обезьяна, «ответственная» за другую, через некоторое время научилась нажимать рычаг с большей частотой и таким образом избегала действия тока. Однако результат эксперимента был драматичным. Животное, ответственное за себя и партнера, погибало через некоторое время. Паталогоанатомически обнаруживался выраженный язвенный процесс желудка и двенадцатиперстной кишки. Обезьяны с пассивной ролью без больших нарушений переносили эксперимент. Таким образом, длительное состояние бдительности, эмоционального напряжения оказывалось губительным. Установленный факт заставляет предполагать, что способность контролировать сложные ситуации при наличии длительного напряжения может после определенного времени приводить к выходу системы из состояния равновесия.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены психофизиологические особенности трудовой деятельности в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрена сущность и содержание психологии трудовой деятельности в экстремальных ситуациях;
- Раскрыта сущность стресса, как психологической особенности экстремальной трудовой деятельности;
- Рассмотрена сущность активации и тонуса как важных параметров психического состояния экстремальной трудовой деятельности.
Анализируя результаты исследований разных авторов, можно сделать определенные выводы: возрастая до определенной степени, эмоциональное напряжение в экстремальной ситуации трудовой деятельности может оказывать благоприятное воздействие на деятельность. Оптимальная степень напряжения индивидуальна для каждого человека. Подобные мысли высказывал и Г. Селье, рассуждая об оптимальном уровне стресса: «Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Каждый должен тщательно изучить самого себя и найти оптимальный уровень стресса».
При повышении уровня эмоционального тонуса облегчается прохождение нервных импульсов в кору головного мозга, что благоприятно влияет на состояние человека, но чрезмерно высокая активация нарушает, дезорганизует деятельность, «перекрывает» доступ к внутренним ресурсам. Человек может находиться в экстремальных условиях недолго, после чего нужно изыскивать возможности для его отдыха или подмены. В экстремальных условиях трудовой деятельности стрессируемость является важной для адаптации, но до пределов количественного оптимума. За его пределами развиваются нарушения различных функций. Для достижения оптимального состояния человека должен иметь чувство контроля над экстремальной ситуацией. Часто находясь в экстремальных ситуациях, человеку целесообразно выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих ресурсов.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая российская энциклопедия, 2002. – 1456 с.
2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Дело, 2001. – 286 с.
3. Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности. / Психические состояния: Хрестоматия. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб: Питер, 2003. - С. 144-158.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект. - Мн.: Университетское, 2001. - 206 с.
5. Короленко Ц.П. Психофизиология трудовой деятельности в экстремальных условиях. - СПб.: Нева, 2002. - 124 с.
6. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Логос, 2004. – 304с.
7. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации. // Психологический журнал. 2003. №1 С. 19-34.
[1] Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Дело, 2001. – С. 103
[2] Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Логос, 2004. – С. 78
[3] Короленко Ц.П. Психофизиология трудовой деятельности в экстремальных условиях. - СПб.: Нева, 2002. - С. 45
[4] Короленко Ц.П. Психофизиология трудовой деятельности в экстремальных условиях. - СПб.: Нева, 2002. - с.67.
[5] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект. - Мн.: Университетское, 2001. – С. 94.