Содержание

1. Общая характеристика транспорта России, его основные особенности. 3

2. Понятие, элементы и основные условия функционирования непрерывной холодильной цепи. 11

3. Практическое задание. 14

Список литературы.. 15

1. Общая характеристика транспорта России, его основные особенности

Транспортный комплекс обеспечивает связи между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.

Отличительной особенностью транспорта как сферы экономики является то, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.

Различают следующие основные виды транспорта: Железнодорожный; Автомобильный; Авиационный; Трубопроводный; Морской; Внутренний водный.[1]

Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России. Транспортная система - это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, то есть пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Железнодорожный транспорт

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажи­ров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Таблица 1

Основные показатели работы железнодорожного транспорта в 1994-2002 годах.

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки

грузов,

млн.тонн

1058,2

1028,0

911,5

887,2

834,8

947,4

1046,8

1057,5

1084,2

Грузооборот, млрд. т-км.

1195,5

1213,

1131,3

1100,3

1019,5

1204,5

1373,2

1433,6

1508,8

Перевозки

пассажиров, млн.чел.

2062,0

1833,0

1622,6

1599,6

1471,3

1337,5

1418,8

1305,9

1270,7

Пассажиро-оборот, млрд. пасс-км

227,1

192,2

181,2

170,3

152,9

141,0

167,0

157,9

153,0

На начало 2004 года эксплуатационная длина сети железных дорог составляла 86 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих два и более пути – 36,2 тыс. км. Общее протяжение железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой составляет 48,5% от эксплуатационной длины). В парке насчитывалось 3,6 тыс. грузовых электровозов, 1,2 тыс. грузовых тепловозов, 497 тыс. грузовых и 20,1 тыс. пассажирских вагонов.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодо­рожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России - внутригород­ские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.

В 2004 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) в 2004 составили 565,0 млн. тонн, а грузооборот - 23,0 млрд. т-км. Характерной особенностью рынка является высокая – свыше 80% - доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.

Таблица 2

Основные показатели работы грузового автомобильного транспорта в 1994 – 2002 годах (все автотранспортные организации и индивидуальные предприниматели)[2]

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки грузов, млн. т

7845,3

6786,4

6305,0

5647,6

5307,8

5491,1

5878,4

6125,3

6347,7

Грузооборот, млрд. т-км.

166,7

156,5

147,0

137,1

125,8

140,0

152,7

160,0

167,2

Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2004 достиг 3,5 млн. ед. При этом в организациях отраслей экономики числится 1,6 млн. ед., в предприятиях, выполняющих перевозки по найму – 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 1999-2004 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава.

Морской транспорт

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импорт­ные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

По состоянию на 1 января 2004 года морской транспортный флот, зарегистрированный в России, составлял 841 судно суммарным дедвейтом 4,8 млн. т. со средним возрастом более 19 лет. Кроме того, российские судовладельцы контролируют зарегистрированные в иностранных судовых реестрах 186 судов суммарным дедвейтом 7,2 млн.т., средний возраст которых не превышает 10 лет. За период 1996-2004 было построено 149 морских судов общим дедвейтом 4,3 млн. тонн. Основная часть новых судов, регистрируется в иностранных реестрах с более благоприятными, чем в России, условиями налогообложения. Свыше 90% доставляемых морем российских внешнеторговых грузов перевозится судами, находящимися в иностранной регистрации. Значительные объемы перевозок судами российских судовладельцев, не отражаемые статистикой, выполняются между портами иностранных государств. Транспортный флот практически полностью приватизирован. Ледоколы, аварийно-спасательные, учебные, гидрографические суда находятся в государственной собственности.

Таблица 3

Тоннаж морского транспортного флота и объемы перевозок

Тоннаж транспортного флота, млн. т. дедвейта

1996

2000

2002

2004

Всего

13,0

12,8

11,2

12,0

В т.ч. зарегистрированного в России

10,6

6,8

4,5

4,8

зарегистрированного за рубежом

2,4

6,0

6,7

7,2

Объем морских перевозок флотом, зарегистрированным в России, млн. т.

91,0*

41,2

35,4

35,8

Особую роль в транспортной системе России играет ледокольный флот, основу которого составляют 6 атомных ледоколов. Он обеспечивает устойчивые перевозки по трассе Северного морского пути, своевременный завоз грузов в районы крайнего Севера (2004 – 3,8 млн. тонн), экспорт леса и руд цветных металлов, а также освоение перспективных нефтяных и газовых месторождений арктической зоны.

Внутренний водный (речной)

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдель­ных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние деся­тилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей и сезонностью их использования. Особенно велико значение внутреннего водного транспорта в районах с недостаточно развитыми сухопутными путями сообщения. Значительное развитие получили также международные перевозки грузов с использованием судов река-море плавания.

В 2004 году лицензии на коммерческую деятельность имели 2262 субъекта, в том числе на перевозочную деятельность – 1731. 94 лицензиата осуществляют международные перевозки. Около 30% общего числа лицензиатов составляют малые предприятия, 24% - индивидуальные предприниматели.

Таблица 4

Основные показатели работы внутреннего водного транспорта

в 1996 – 2004 годах

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки грузов, млн. тонн

160,4

144,9

106,1

106,7

104,0

102,8

116,8

129,4

115,7

Грузооборот, млрд. т-км.

89,6

90,9

73,2

77,4

68,7

66,0

71,0

82,9

80,2

Перевозки пассажиров, млн. чел.

28,5

26,8

18,9

24,9

18,9

23,8

27,7

30,0

31,1

Пассажирооборот, млн. пасс-км

1194,0

1147,1

936,7

911,6

847,3

836,5

952,8

999,2

1059,2

По состоянию на конец 2003 в организациях внутреннего водного транспорта имелось 30815 судов, в том числе на учете в Российском Речном Регистре 29788 судов, в Российском Морском Регистре судоходства - 1027 судов. При общем избытке тоннажа в структуре флота ощущается дефицит современных специализированных судов (танкеров, химовозов, газовозов, комфортабельных пассажирских судов, судов река-море плавания). Средний возраст транспортных судов превышает 26 лет. Доля судов со сроками эксплуатации, превышающими нормативные, приближается к 60%.[3]

На внутренних водных путях России функционирует 125 портов, в том числе 11 устьевых речных портов, открытых для захода иностранных судов. При наличии резервов пропускной способности большинства портов они не полностью соответствуют современным требованиям по состоянию и составу перегрузочной техники, по развитию портовых терминальных комплексов. Многие порты совмещают портовую деятельность с выполнением перевозок.

Грузовые перевозки в международном сообщении составляют 24% общего объема, но по грузообороту они практически эквивалентны внутренним перевозкам, а по доходам превосходят их.

Перевозки пассажиров в целом являются убыточным сегментом рынка и дотируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем, туристические, круизные и прогулочные пассажирские перевозки, осуществляемые, главным образом, по водным путям Единой глубоководной системы европейской части страны, высокорентабельны и представляют собой растущий сегмент рынка.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначен­ным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Таблица 5

Основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1996 – 2004 годах

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Газ, млн.т

483

474

482

480

487

499

511

509

514

Нефть, млн.т

300

288

282

284

282

282

295

320

360

Нефте-продукты, млн.т

18

21

20

22

21

21

23

25

26

Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.

Воздушный транспорт

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспеци­ализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспор­тировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

В силу размеров территории России воздушному транспорту принадлежит особая роль в обеспечении транспортной доступности регионов и населенных пунктов. Основными сферами использования воздушного транспорта являются внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишенных других видов транспорта.

Таблица 6

Основные показатели работы воздушного транспорта в 1996 – 2004 годах[4]

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки пассажиров, млн. чел.

33,82

32,10

28,10

26,20

23,30

22,40

23,00

26,40

27,90

Пассажирооборот, млрд. пасс-км

72,3

71,7

64,5

61,5

55,5

53,4

53,4

60,6

64,6

Перевозки грузов, млн. тонн

0,68

0,60

0,77

0,84

0,65

0,75

0,77

0,86

0,90

Грузооборот, млн. т-км.

1455,20

1562,40

2051,30

2496,00

1981,30

2256,60

2515,30

2626,10

2660,00

Реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации на начало 2004 насчитывал 5971 ед., в т.ч. 1998 магистральных пассажирских и грузовых самолетов, 2040 вертолетов. В собственности авиакомпаний – регулярных перевозчиков находится порядка 4 тысяч воздушных судов. На рынке авиаперевозок действует 267 авиакомпаний, имеющих свидетельства эксплуатанта, в т.ч. 85 – в государственной и муниципальной собственности. 150 авиакомпаний выполняют полеты по международным линиям.

Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом.

Ведущее место по грузообороту среди универсаль­ных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузо­обороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализи­рованного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в насто­ящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. Важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Та­кая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость пере­возок различными видами транспорта.

2. Понятие, элементы и основные условия функционирования непрерывной холодильной цепи

Непрерывная холодильная цепь — совокупность средств холодильной техники и технологии, обеспечивающих необходимый охлаждающий режим на всем пути движения скоропортящихся продуктов.[5] Отдельными звеньями холодильной цепи могут являться в различном сочетании и последовательности стационарные холодильники, холодильный транспорт, торговое холодильное оборудование и бытовые холодильники. В непрерывной холодильной цепи важная роль принадлежит стационарным холодильникам, представляющим собой специальные капитальные сооружения, на которых осуществляется охлаждение, замораживание, хранение, холодильная обработка и отпуск пищевых продуктов. На многих холодильниках вырабатывают искусственный лед, мороженое, замораживают плоды, ягоды, овощи.

Очень важно создать при замораживании непрерывную холодильную цепь от завода-изготовителя до потребителя. Оттаивание продуктов резко ухудшает их качество, вызывает разрушение структуры тканей, большие потери сока. Поэтому замороженные овощи и плоды перевозят в рефрижераторных ж.-д. вагонах или автопоездах, хранят в холодильниках до момента передачи в торговлю и в холодильных прилавках магазинов. Замороженные овощи не размораживают, а сразу опускают в кипящую воду и варят до готовности (несколько минут). Фрукты подвергают оттаиванию

Основным назначением холодильного предприятия в пищевой промышленности является создание условий, обеспечивающих сохранность и высокое качество скоропортящейся продукции животного и растительного происхождения. Эта задача может быть успешно решена созданием непрерывной холодильной цепи, т. е. комплекса технических средств, обеспечивающих непрерывное воздействие низких температур на скоропортящиеся продукты начиная с момента их производства (или заготовки) до их потребления.[6]

Создание непрерывной холодильной цепи связано с использованием разнообразных холодильных предприятий - холодильников - и организацией связи между ними.

Холодильник - это промышленное предприятие, предназначенное для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов. Холодильники имеют характерные особенности. В них обрабатываются и хранятся продукты, требующие для своего сохранения поддержания заданных температур ниже температуры окружающей среды и определенной относительной влажности, а в некоторых случаях - заданной подвижности воздуха и определенного воздухообмена или даже определенного состава газовой среды (например, при хранении фруктов в среде с повышенным содержанием диоксида углерода или другого газа).

Теплота и влага наружного воздуха стремятся проникнуть в холодильник, что требует создания специальных ограждений для уменьшения проникновения теплоты и влаги внутрь помещений и разработки методов устранения вредных последствий этого явления.

Большой объем перемещаемых грузов и необходимость быстрой их разгрузки требуют широкого применения транспортных средств. Холодильный (рефрижераторный) транспорт является соединительным звеном в непрерывной холодильной цепи и от его функционирования во многом зависит сохранение качества, снижение потерь, равномерное потребление скоропортящихся продуктов питания в течение года по различным регионам как отдельных стран, так и континентов. Скоропортящиеся пищевые продукты перевозят из районов их заготовки или производства различными видами холодильного транспорта (автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным).

Продукты могут доставляться с перегрузкой и без перегрузки с одного вида транспорта на другой. При этом не исключено промежуточное хранение в холодильнике, где доставленная партия груза может быть разделена на более мелкие партии. Роль холодильного транспорта непрерывно возрастает в связи с растущим объемом внутренних и международных перевозок скоропортящихся продуктов, что характерно для всех экономически развитых стран. Причин тому несколько, а главная - непрерывный процесс экономической интеграции и специализации производства, как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе.

В связи с такими условиями использования холодильные транспортные средства должны отвечать требованиям национальных и международных стандартов. Например, международное соглашение о транспортировке скоропортящихся пищевых продуктов в специальных транспортных средствах, принятое Экономической комиссией ООН для Европы, предписывает использовать классифицированные и утвержденные средства для транспортировки всех видов замороженных продуктов в международной торговле.

Наземные транспортные средства принято делить на изотермические, холодильные с безмашинным охлаждением, холодильные с машинным охлаждением и отапливаемые.

Изотермическое (неохлаждаемое) транспортное средство - это средство, кузов (или цистерна) которого состоит из теплоизоляционных ограждающих конструкций, включая двери, пол и крышу, имеющих коэффициент теплопередачи k ≤ 0,7 Вт/(м2·К) в обычном исполнении и k ≤ 0,4 Вт/(м2·К) с усиленной изоляцией.[7]

Холодильное транспортное средство с безмашинным охлаждением - теплоизолированное транспортное средство, охлаждаемое водным льдом, смесью водного льда с солью, сухим и эвтектическим льдом, криогенными веществами (жидкими азотом, воздухом) и другими устройствами, кроме компрессорных и абсорбционных машин, система охлаждения которого способна понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее при наружной температуре tн = 30 °С в зависимости от класса: не выше -20 °С (класс С); не выше -10 °С (класс В); не выше 7 °С (класс А). Система охлаждения должна без дополнительных поступлений энергии или охлаждающего вещества обеспечить понижение температуры до заданного значения (в зависимости от класса) и поддержание ее на этом уровне в течение по крайней мере 12 ч.

3. Практическое задание

Определить необходимое количество  вагонов  исходя из следующих условий:

Тип вагона – крытый 4-осный;

Грузоподъемность – 62 тонны;

Грузовместимость -  - 90,2  м3;

Объем перевозок – 180 тонн;

Удельный погрузочный объем груза – 5 м3/т;

Наименование груза – хлопок.

Решение:

1. По формуле найдем удельную грузовместимость вагона:

 м3/т;

2. Сравним удельную грузовместимость вагона с удельным погрузочным объемом перевозимого груза

3. Определим по формуле потребное количество вагонов:

.

Следовательно необходимо заказать 10 вагонов.

Список литературы

1.     Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005.

2.     Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

3.     Применение холода в пищевой промышленности. Справочник. – М.: Пищевая промышленность, 1999.

4.     Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005.

5.     Улейский Н.Т. Холодильное оборудование / Н.Т.Улейский, Р.И.Улейская. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

6.     Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004.

7.     Холодильная техника и технология: Учебник /Под ред. А.В.Руцкого. – М.: ИНФА-М, 2003.

8.     Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005.


[1] Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005. – с. 180.

[2] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005. – с. 157.

[3] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 115.

[4] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005. – с. 181.

[5] Улейский Н.Т. Холодильное оборудование / Н.Т.Улейский, Р.И.Улейская. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – с. 152.

[6] Применение холода в пищевой промышленности. Справочник. – М.: Пищевая промышленность, 1999. – с. 116.

[7] Улейский Н.Т. Холодильное оборудование / Н.Т.Улейский, Р.И.Улейская. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – с. 259.