Содержание
1. Общая характеристика транспорта России, его основные особенности. 3
2. Понятие, элементы и основные условия функционирования непрерывной холодильной цепи. 11
3. Практическое задание. 14
Список литературы.. 15
1. Общая характеристика транспорта России, его основные особенности
Транспортный комплекс обеспечивает связи между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.
Отличительной особенностью транспорта как сферы экономики является то, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.
Различают следующие основные виды транспорта: Железнодорожный; Автомобильный; Авиационный; Трубопроводный; Морской; Внутренний водный.[1]
Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России. Транспортная система - это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, то есть пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Железнодорожный транспорт
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Таблица 1
Основные показатели работы железнодорожного транспорта в 1994-2002 годах.
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Перевозки грузов, млн.тонн |
1058,2 |
1028,0 |
911,5 |
887,2 |
834,8 |
947,4 |
1046,8 |
1057,5 |
1084,2 |
Грузооборот, млрд. т-км. |
1195,5 |
1213, |
1131,3 |
1100,3 |
1019,5 |
1204,5 |
1373,2 |
1433,6 |
1508,8 |
Перевозки пассажиров, млн.чел. |
2062,0 |
1833,0 |
1622,6 |
1599,6 |
1471,3 |
1337,5 |
1418,8 |
1305,9 |
1270,7 |
Пассажиро-оборот, млрд. пасс-км |
227,1 |
192,2 |
181,2 |
170,3 |
152,9 |
141,0 |
167,0 |
157,9 |
153,0 |
На начало 2004 года эксплуатационная длина сети железных дорог составляла 86 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих два и более пути – 36,2 тыс. км. Общее протяжение железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой составляет 48,5% от эксплуатационной длины). В парке насчитывалось 3,6 тыс. грузовых электровозов, 1,2 тыс. грузовых тепловозов, 497 тыс. грузовых и 20,1 тыс. пассажирских вагонов.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России - внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.
В 2004 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) в 2004 составили 565,0 млн. тонн, а грузооборот - 23,0 млрд. т-км. Характерной особенностью рынка является высокая – свыше 80% - доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.
Таблица 2
Основные показатели работы грузового автомобильного транспорта в 1994 – 2002 годах (все автотранспортные организации и индивидуальные предприниматели)[2]
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Перевозки грузов, млн. т |
7845,3 |
6786,4 |
6305,0 |
5647,6 |
5307,8 |
5491,1 |
5878,4 |
6125,3 |
6347,7 |
Грузооборот, млрд. т-км. |
166,7 |
156,5 |
147,0 |
137,1 |
125,8 |
140,0 |
152,7 |
160,0 |
167,2 |
Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2004 достиг 3,5 млн. ед. При этом в организациях отраслей экономики числится 1,6 млн. ед., в предприятиях, выполняющих перевозки по найму – 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 1999-2004 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава.
Морской транспорт
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
По состоянию на 1 января 2004 года морской транспортный флот, зарегистрированный в России, составлял 841 судно суммарным дедвейтом 4,8 млн. т. со средним возрастом более 19 лет. Кроме того, российские судовладельцы контролируют зарегистрированные в иностранных судовых реестрах 186 судов суммарным дедвейтом 7,2 млн.т., средний возраст которых не превышает 10 лет. За период 1996-2004 было построено 149 морских судов общим дедвейтом 4,3 млн. тонн. Основная часть новых судов, регистрируется в иностранных реестрах с более благоприятными, чем в России, условиями налогообложения. Свыше 90% доставляемых морем российских внешнеторговых грузов перевозится судами, находящимися в иностранной регистрации. Значительные объемы перевозок судами российских судовладельцев, не отражаемые статистикой, выполняются между портами иностранных государств. Транспортный флот практически полностью приватизирован. Ледоколы, аварийно-спасательные, учебные, гидрографические суда находятся в государственной собственности.
Таблица 3
Тоннаж морского транспортного флота и объемы перевозок
Тоннаж транспортного флота, млн. т. дедвейта |
1996 |
2000 |
2002 |
2004 |
Всего |
13,0 |
12,8 |
11,2 |
12,0 |
В т.ч. зарегистрированного в России |
10,6 |
6,8 |
4,5 |
4,8 |
зарегистрированного за рубежом |
2,4 |
6,0 |
6,7 |
7,2 |
Объем морских перевозок флотом, зарегистрированным в России, млн. т. |
91,0* |
41,2 |
35,4 |
35,8 |
Особую роль в транспортной системе России играет ледокольный флот, основу которого составляют 6 атомных ледоколов. Он обеспечивает устойчивые перевозки по трассе Северного морского пути, своевременный завоз грузов в районы крайнего Севера (2004 – 3,8 млн. тонн), экспорт леса и руд цветных металлов, а также освоение перспективных нефтяных и газовых месторождений арктической зоны.
Внутренний водный (речной)
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей и сезонностью их использования. Особенно велико значение внутреннего водного транспорта в районах с недостаточно развитыми сухопутными путями сообщения. Значительное развитие получили также международные перевозки грузов с использованием судов река-море плавания.
В 2004 году лицензии на коммерческую деятельность имели 2262 субъекта, в том числе на перевозочную деятельность – 1731. 94 лицензиата осуществляют международные перевозки. Около 30% общего числа лицензиатов составляют малые предприятия, 24% - индивидуальные предприниматели.
Таблица 4
Основные показатели работы внутреннего водного транспорта
в 1996 – 2004 годах
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Перевозки грузов, млн. тонн |
160,4 |
144,9 |
106,1 |
106,7 |
104,0 |
102,8 |
116,8 |
129,4 |
115,7 |
Грузооборот, млрд. т-км. |
89,6 |
90,9 |
73,2 |
77,4 |
68,7 |
66,0 |
71,0 |
82,9 |
80,2 |
Перевозки пассажиров, млн. чел. |
28,5 |
26,8 |
18,9 |
24,9 |
18,9 |
23,8 |
27,7 |
30,0 |
31,1 |
Пассажирооборот, млн. пасс-км |
1194,0 |
1147,1 |
936,7 |
911,6 |
847,3 |
836,5 |
952,8 |
999,2 |
1059,2 |
По состоянию на конец 2003 в организациях внутреннего водного транспорта имелось 30815 судов, в том числе на учете в Российском Речном Регистре 29788 судов, в Российском Морском Регистре судоходства - 1027 судов. При общем избытке тоннажа в структуре флота ощущается дефицит современных специализированных судов (танкеров, химовозов, газовозов, комфортабельных пассажирских судов, судов река-море плавания). Средний возраст транспортных судов превышает 26 лет. Доля судов со сроками эксплуатации, превышающими нормативные, приближается к 60%.[3]
На внутренних водных путях России функционирует 125 портов, в том числе 11 устьевых речных портов, открытых для захода иностранных судов. При наличии резервов пропускной способности большинства портов они не полностью соответствуют современным требованиям по состоянию и составу перегрузочной техники, по развитию портовых терминальных комплексов. Многие порты совмещают портовую деятельность с выполнением перевозок.
Грузовые перевозки в международном сообщении составляют 24% общего объема, но по грузообороту они практически эквивалентны внутренним перевозкам, а по доходам превосходят их.
Перевозки пассажиров в целом являются убыточным сегментом рынка и дотируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем, туристические, круизные и прогулочные пассажирские перевозки, осуществляемые, главным образом, по водным путям Единой глубоководной системы европейской части страны, высокорентабельны и представляют собой растущий сегмент рынка.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Таблица 5
Основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1996 – 2004 годах
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Газ, млн.т |
483 |
474 |
482 |
480 |
487 |
499 |
511 |
509 |
514 |
Нефть, млн.т |
300 |
288 |
282 |
284 |
282 |
282 |
295 |
320 |
360 |
Нефте-продукты, млн.т |
18 |
21 |
20 |
22 |
21 |
21 |
23 |
25 |
26 |
Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.
Воздушный транспорт
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.
В силу размеров территории России воздушному транспорту принадлежит особая роль в обеспечении транспортной доступности регионов и населенных пунктов. Основными сферами использования воздушного транспорта являются внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишенных других видов транспорта.
Таблица 6
Основные показатели работы воздушного транспорта в 1996 – 2004 годах[4]
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
Перевозки пассажиров, млн. чел. |
33,82 |
32,10 |
28,10 |
26,20 |
23,30 |
22,40 |
23,00 |
26,40 |
27,90 |
Пассажирооборот, млрд. пасс-км |
72,3 |
71,7 |
64,5 |
61,5 |
55,5 |
53,4 |
53,4 |
60,6 |
64,6 |
Перевозки грузов, млн. тонн |
0,68 |
0,60 |
0,77 |
0,84 |
0,65 |
0,75 |
0,77 |
0,86 |
0,90 |
Грузооборот, млн. т-км. |
1455,20 |
1562,40 |
2051,30 |
2496,00 |
1981,30 |
2256,60 |
2515,30 |
2626,10 |
2660,00 |
Реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации на начало 2004 насчитывал 5971 ед., в т.ч. 1998 магистральных пассажирских и грузовых самолетов, 2040 вертолетов. В собственности авиакомпаний – регулярных перевозчиков находится порядка 4 тысяч воздушных судов. На рынке авиаперевозок действует 267 авиакомпаний, имеющих свидетельства эксплуатанта, в т.ч. 85 – в государственной и муниципальной собственности. 150 авиакомпаний выполняют полеты по международным линиям.
Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом.
Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.
Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. Важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
2. Понятие, элементы и основные условия функционирования непрерывной холодильной цепи
Непрерывная холодильная цепь — совокупность средств холодильной техники и технологии, обеспечивающих необходимый охлаждающий режим на всем пути движения скоропортящихся продуктов.[5] Отдельными звеньями холодильной цепи могут являться в различном сочетании и последовательности стационарные холодильники, холодильный транспорт, торговое холодильное оборудование и бытовые холодильники. В непрерывной холодильной цепи важная роль принадлежит стационарным холодильникам, представляющим собой специальные капитальные сооружения, на которых осуществляется охлаждение, замораживание, хранение, холодильная обработка и отпуск пищевых продуктов. На многих холодильниках вырабатывают искусственный лед, мороженое, замораживают плоды, ягоды, овощи.
Очень важно создать при замораживании непрерывную холодильную цепь от завода-изготовителя до потребителя. Оттаивание продуктов резко ухудшает их качество, вызывает разрушение структуры тканей, большие потери сока. Поэтому замороженные овощи и плоды перевозят в рефрижераторных ж.-д. вагонах или автопоездах, хранят в холодильниках до момента передачи в торговлю и в холодильных прилавках магазинов. Замороженные овощи не размораживают, а сразу опускают в кипящую воду и варят до готовности (несколько минут). Фрукты подвергают оттаиванию
Основным назначением холодильного предприятия в пищевой промышленности является создание условий, обеспечивающих сохранность и высокое качество скоропортящейся продукции животного и растительного происхождения. Эта задача может быть успешно решена созданием непрерывной холодильной цепи, т. е. комплекса технических средств, обеспечивающих непрерывное воздействие низких температур на скоропортящиеся продукты начиная с момента их производства (или заготовки) до их потребления.[6]
Создание непрерывной холодильной цепи связано с использованием разнообразных холодильных предприятий - холодильников - и организацией связи между ними.
Холодильник - это промышленное предприятие, предназначенное для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов. Холодильники имеют характерные особенности. В них обрабатываются и хранятся продукты, требующие для своего сохранения поддержания заданных температур ниже температуры окружающей среды и определенной относительной влажности, а в некоторых случаях - заданной подвижности воздуха и определенного воздухообмена или даже определенного состава газовой среды (например, при хранении фруктов в среде с повышенным содержанием диоксида углерода или другого газа).
Теплота и влага наружного воздуха стремятся проникнуть в холодильник, что требует создания специальных ограждений для уменьшения проникновения теплоты и влаги внутрь помещений и разработки методов устранения вредных последствий этого явления.
Большой объем перемещаемых грузов и необходимость быстрой их разгрузки требуют широкого применения транспортных средств. Холодильный (рефрижераторный) транспорт является соединительным звеном в непрерывной холодильной цепи и от его функционирования во многом зависит сохранение качества, снижение потерь, равномерное потребление скоропортящихся продуктов питания в течение года по различным регионам как отдельных стран, так и континентов. Скоропортящиеся пищевые продукты перевозят из районов их заготовки или производства различными видами холодильного транспорта (автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным).
Продукты могут доставляться с перегрузкой и без перегрузки с одного вида транспорта на другой. При этом не исключено промежуточное хранение в холодильнике, где доставленная партия груза может быть разделена на более мелкие партии. Роль холодильного транспорта непрерывно возрастает в связи с растущим объемом внутренних и международных перевозок скоропортящихся продуктов, что характерно для всех экономически развитых стран. Причин тому несколько, а главная - непрерывный процесс экономической интеграции и специализации производства, как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе.
В связи с такими условиями использования холодильные транспортные средства должны отвечать требованиям национальных и международных стандартов. Например, международное соглашение о транспортировке скоропортящихся пищевых продуктов в специальных транспортных средствах, принятое Экономической комиссией ООН для Европы, предписывает использовать классифицированные и утвержденные средства для транспортировки всех видов замороженных продуктов в международной торговле.
Наземные транспортные средства принято делить на изотермические, холодильные с безмашинным охлаждением, холодильные с машинным охлаждением и отапливаемые.
Изотермическое (неохлаждаемое) транспортное средство - это средство, кузов (или цистерна) которого состоит из теплоизоляционных ограждающих конструкций, включая двери, пол и крышу, имеющих коэффициент теплопередачи k ≤ 0,7 Вт/(м2·К) в обычном исполнении и k ≤ 0,4 Вт/(м2·К) с усиленной изоляцией.[7]
Холодильное транспортное средство с безмашинным охлаждением - теплоизолированное транспортное средство, охлаждаемое водным льдом, смесью водного льда с солью, сухим и эвтектическим льдом, криогенными веществами (жидкими азотом, воздухом) и другими устройствами, кроме компрессорных и абсорбционных машин, система охлаждения которого способна понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее при наружной температуре tн = 30 °С в зависимости от класса: не выше -20 °С (класс С); не выше -10 °С (класс В); не выше 7 °С (класс А). Система охлаждения должна без дополнительных поступлений энергии или охлаждающего вещества обеспечить понижение температуры до заданного значения (в зависимости от класса) и поддержание ее на этом уровне в течение по крайней мере 12 ч.
3. Практическое задание
Определить необходимое количество вагонов исходя из следующих условий:
Тип вагона – крытый 4-осный;
Грузоподъемность – 62 тонны;
Грузовместимость - - 90,2 м3;
Объем перевозок – 180 тонн;
Удельный погрузочный объем груза – 5 м3/т;
Наименование груза – хлопок.
Решение:
1. По формуле найдем удельную грузовместимость вагона:
м3/т;
2. Сравним удельную грузовместимость вагона с удельным погрузочным объемом перевозимого груза
3. Определим по формуле потребное количество вагонов:
.
Следовательно необходимо заказать 10 вагонов.
Список литературы
1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005.
2. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.
3. Применение холода в пищевой промышленности. Справочник. – М.: Пищевая промышленность, 1999.
4. Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005.
5. Улейский Н.Т. Холодильное оборудование / Н.Т.Улейский, Р.И.Улейская. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
6. Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004.
7. Холодильная техника и технология: Учебник /Под ред. А.В.Руцкого. – М.: ИНФА-М, 2003.
8. Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005.
[1] Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005. – с. 180.
[2] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005. – с. 157.
[3] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 115.
[4] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005. – с. 181.
[5] Улейский Н.Т. Холодильное оборудование / Н.Т.Улейский, Р.И.Улейская. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – с. 152.
[6] Применение холода в пищевой промышленности. Справочник. – М.: Пищевая промышленность, 1999. – с. 116.
[7] Улейский Н.Т. Холодильное оборудование / Н.Т.Улейский, Р.И.Улейская. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – с. 259.