Материалы доклада Тема семинара: "Проблемы технологического развития предприятий машиностроительного комплекса" Тема доклада: "Машиностроение: состояние и технологические возможности" Амосенок Элла Павловна - к.э.н., доцент, Бажанов Виктор Андреевич - к.э.н., доцент.

Машиностроительный комплекс всегда играл ведущую роль в экономике страны. Советский Союз обеспечивал себя, государства СЭВ и многие страны третьего мира самолетами и грузовыми машинами, дорожно-строительной и военной техникой, оборудованием для электроэнергетики и атомных станций. Именно машиностроение делало СССР великой державой. В 90-х предмет национальной гордости оказался на грани разрушения. И вот, после стольких лет спада машиностроение, казалось бы, начало возрождаться: по итогам 1999 и 2000 годов темпы роста составили 15 - 16% в год. Необходимо отметить, что плачевное положение машиностроения в 90-х гг. является в основном "результатами" дореформенного периода. Первым делом развеем миф, будто бы оказалось в плачевном положении Один из важнейших - непропорциональное расходование огромного потенциала: научного, человеческого, финансового, минерально-сырьевого в дореформенный период. В военно-промышленной сфере были созданы передовые технологии, однако о микроэлектронике "забыли": в результате развитие технологий в промышленности тормозилось отсутствием адекватных электронно-вычислительных систем. Общеизвестен огромный разрыв между финансированием отраслевой науки в СССР и капстранах. По оценке бюро Совмина по машиностроению, к концу 80-х в отрасли работало почти 700 КБ и НИИ, свыше 430 тысяч специалистов. При этом совокупные расходы на НИОКР были в 4 - 5 раз ниже, чем в развитых странах. Результат - низкое качество и технологическая отсталость в ключевой отрасли - предопределил технологическое отставание металлургии, нефтегазового комплекса, деревообработки, пищевой промышленности, других отраслей. В течение 90-х спад усилила неграмотная экономическая политика. В итоге отрасль, определяющая уровень развития технико-технологической базы страны, оказалась в плачевном состоянии. При этом если в металлургии, электроэнергетике, топливной промышленности спад производства за 1990 - 1998 годы составлял 25 - 45%, то машиностроение за тот же период "провалилось" на 75%. Конечно, спад спаду рознь. Жалеть о клинической смерти отечественного производства телевизоров и компьютеров не стоит (отставание по этой части, наметившееся еще в 70-е годы, к началу 90-х стало необратимым). Безнадежно отстали мы и в производстве оборудования для "нестратегических" деревообработки, легкой и пищевой промышленности, существенно проиграли в станкостроении - отрасли, которая служит технологической платформой машиностроительного комплекса. Однако в тяжелом машиностроении (металлургическом, энергетическом, транспортном, нефтяном) мы были пусть не лидерами, но конкурировать хотя бы за счет потенциала, наработанного в советское время, вполне могли. Стремительный рост производства и прибылей в сырьевых отраслях - нефтяной, черной и цветной металлургии, лесопромышленном комплексе - вызвал увеличение спроса на прокатное, сталеплавильное, агломерационное оборудование, буровые установки, станки, деревообрабатывающие линии. Рост тарифов на грузоперевозки сделал рентабельной эту отрасль транспорта и позволил железнодорожникам ускорить обновление парка. Мощным инвестиционным фактором стало превращение номинальных прибылей, формировавшихся за счет оплаты продукции малоликвидными денежными суррогатами и бартером, в реальные. Укрепление бюджета и активизация военных действий в Чечне повлияли на рост оборонного заказа, активная внешняя политика позволила заключить новые контракты на экспорт вооружений. Соответственно загрузились мощности предприятий, производящих военную продукцию. Учитывая их немалое количество, отрасль в целом существенно улучшила финансовое положение. Бюджетный спрос стимулировал также рост строительно-дорожного машиностроения. В целом за два послекризисных года производство машиностроительной продукции выросло в сопоставимых ценах на 34%, при этом самые высокие темпы роста (65%) продемонстрировали энергетическое машиностроение и электротехническая промышленность, а также тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (в 2,4 раза). В то же время по ряду позиций отечественные машиностроители настолько отстали от современных требований, что даже дешевизна их продукции не смогла помочь. В этом смысле показательна ситуация в металлургическом машиностроении. Высокие прибыли в черной металлургии вкупе с необычайно высокой конкуренцией и устаревшим оборудованием предопределили рост спроса на прокатные станы, современное сталеплавильное оборудование. И действительно, закупки прокатного оборудования российскими металлургами выросли за два года в 1,5 раза. Однако на 90% прирост обеспечен за счет импорта. В 2001 г. по расчетам Минэкономразвития России, наиболее быстрыми темпами развивались инвестиционные и потребительские отрасли. Индекс промышленного производства по этим комплексам за 10 месяцев составил соответственно 107,7% и 107,9%. Наибольший вклад в прирост всего промышленного производства внесли инвестиционные отрасли (1,8% из общего роста 5,2% по всей промышленности). Высокого темпа роста достигли машиностроение и металлообработка - 108%, их вклад в общий рост промышленности составил 1,6% роста (из 5,2% общего роста). Вклад потребительских отраслей в общий прирост промышленности составил 1,32%, из которых 1,24% приходится на пищевую промышленность. Однако в машиностроении доминировавшая ранее тенденция оживления, похоже, себя исчерпала. Среднесуточный выпуск продукции в октябре 2001 г. сократился на 2% (сезонность устранена) и вернулся к объемам середины текущего года. Такое развитие событий не стало сюрпризом. Оно подтверждает сделанный ранее вывод о том, что пространство машиностроительного подъема постепенно сужается. Вот каковы темпы роста машиностроения Новосибирской области

 

1999 г. к 1998 г., %

2000 г. к 1999 г., %

2000 г. к 1998 г., %

9 мес. 2001 г. к 9 мес. 2000 г., %

Машиностроение и металлообработка

118,3

107,9

127,6

124

Основные особенности современного сибирского машиностроения (М и МО) можно представить следующим образом.

  1. Сложившаяся специализация М и МО Сибири характеризуется наличием пяти наиболее развитых его подотраслей: электротехническая промышленность, приборостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, станкоинструментальная промышленность, оборонное машиностроение (преимущественно радиопромышленность, авиакосмическая промышленность, электроника и специальное приборостроение). Это определяет четко выраженную наукоемкую направленность отраслей М и МО Сибири с большим креном в электротехническую, приборостроительную и радиоэлектронную промышленность. Но это производство преимущественно комплектующих изделий с малой долей добавленной стоимости, что сказывается не только на объеме собираемого НДС, но и вызывает трудности как с качеством, так и с реализацией продукции и ее конкурентоспособностью даже на внутреннем рынке.
  2. Очень высокая концентрация производства и капитала в отрасли: можно выделить несколько десятков крупных машиностроительных предприятий, которые производят более 80-85% всей выпускаемой отраслью продукции. Такое положение может облегчить проведение научно-технической и социальной политики в регионе, сделать государственное регулирование (в том числе и со стороны местных администраций) более адресным и контролируемым. Однако груз проблем, накопленный за годы кризиса этими предприятиями практически отражается на экономических показателях деятельности не только всей отрасли М и МО, но и оказывает влияние на макропоказатели региона и, соответственно, на общую экономическую ситуацию в стране.
  3. Количество предприятий М и МО в сибирском регионе за последние 10 лет возросло почти в два раза, из них только треть занимается непосредственно производством машиностроительной продукции, остальные - металлообработкой и разными видами ремонта. Рост количества предприятий в отрасли "машино-строение" составил по сравнению с 1990 годом более чем 5 раз (в особенности в электротехнической промышленности и в приборостроении). Это, с одной стороны, говорит об интенсивном развитии процессов дезинтеграции, что часто способствует снижению качества выпускаемой продукции и потере наукоемкой специализации за счет использования малыми предприятиями изношенного оборудования старого поколения. С другой стороны, рост количества малых предприятий тем не менее свидетельствует об интенсивном формировании в регионе малого инновационного бизнеса, что подтверждает наличие потенциала высоких технологий по созданию и производству наукоемкой продукции.
  4. Большинство машиностроительных предприятий региона подвержено процессу диверсификации производимой продукции. Некоторые из них сейчас трудно отнести не только к конкретной подотрасли машиностроения, а и к машиностроению вообще, поскольку выпуск непрофильной продукции имеет достаточно высокий удельный вес в общем объеме производства. В мире тенденции к диверсификации всегда сопровождают научно-технический прогресс, и не только в машиностроительных технологиях. Но для машиностроения РФ, и в том числе М и МО Сибири, диверсификация оказалась одним из самых доступных путей выживания в условиях кризиса экономики. Этот процесс показывает степень гибкости машиностроительных технологий, если диверсификация происходит с их использованием, или высокий профессионализм руководства предприятий, если расширение номенклатуры выпускаемых изделий производится за счет продукции других отраслей или импортозамещающих товаров массового спроса. Вместе с тем процесс диверсификации "по-русски" чреват потерей основной специализации машиностроительного предприятия, ухудшением качества и конкурентоспособности производимой продукции, поскольку в большинстве случаев номенклатура выпускаемых изделий расширяется за счет производства технологически более простой продукции, обычно товаров народного потребления, не требующих использования не только высоких технологий, но и технологичного традиционного машиностроительного оборудования.
  5. Хотя и улучшающееся, но пока достаточно сложное финансовое состояние многих (особенно крупных) машиностроительных предприятий, очень низкая рентабельность выпускаемой продукции, часто предприятия вообще убыточны. Свой вклад в этот процесс вносят предприятия оборонного машиностроения, где спад производства и разрушения значительно сильнее, чем в гражданском секторе. В настоящее время М и МО не является бюджетообразующей отраслью, не привлекательно для инвестиций, отрицательно влияет на социальные проблемы населения (низкая зарплата, безработица, отказ от содержания жилья и социальной сферы). В этом смысле есть почва для размышления о будущей научно-технической политике в регионе и возможной смене акцентов специализации, как непосредственно для руководителей машиностроительных предприятий, так и для государственных и административных структур. Развитие Сибири в перспективе должно быть связано не только с развитием топливно-энергетического и нефтегазового комплексов, но и с реализацией потенциала наукоемких технологий, накопленных в гражданском и оборонном машиностроении региона.
  6. Изношенность парков оборудования на предприятиях М и МО Сибири, использование преимущественно технологий третьего и четвертого технологических укладов. Только отдельные наукоемкие производства, относящиеся преимущественно к оборонному комплексу, имеют технологии пятого уклада. Имеющийся производственный потенциал гражданского машиностроения региона не содержит стратегических резервов для рационального развития и роста производства не только из-за сильно изношенных парков технологического оборудования, но и из-за их несовершенной структуры (более 70% всего парка - станки с ручным управлением). На таком оборудовании даже при максимальной загрузке уже невозможно достичь тех производственных мощностей, на которые запроектированы предприятия, также как и выпустить продукцию нового поколения. Без ускоренного обновления производственного аппарата машиностроительные предприятия обречены на постепенное умирание. Следовательно, существует потенциальный спрос на новое более технологичное оборудование, за счет которого возможно обновление парков, омоложение их возрастной структуры, что повлечет за собой резкое повышение производительности труда и эффективности производства, возможность выпуска конкурентоспособной продукции нового поколения, по части которой в регионе имеются задельные научно-исследовательские и ОКР-ские разработки.
  7. В М и МО региона началось неконтролируемое сокращение объемов используемых производственных фондов, причем не только в части оборудования, но и зданий и сооружений. Предельно изношенное оборудование уже физически не может эксплуатироваться, выбывает без восстановления - происходит абсолютное сокращение машиностроительного производственного потенциала Сибири, что приводит к так называемому "суженному" воспроизводству. Однако возможно, что на предприятиях эта ситуация может быть использована для приведения в порядок парков эксплуатируемого оборудования, освобождения от устаревшего и излишнего оборудования, не участвующего в процессе производства, но находящегося на балансе. Кроме того сложилась ненормальная ситуация с амортизацией оборудования: на многих предприятиях с изношенным парком амортизация начисляется только на часть оборудования, остальное уже находится за пределами срока амортизации. Фонд амортизации теряет свое непосредственное назначение, в результате для реновации парков оборудования на машиностроительных предприятиях региона необходимо привлекать дополнительные средства. Ситуация сама по себе является для любого предприятия одной из причин необходимости ускоренной замены устаревшего оборудования, поскольку в противном случае возможность накопления средств в фонде амортизации на восстановление выбывающего оборудования становится проблематичной.
  8. С начала 90-х годов хроническая недогрузка мощностей в М и МО региона стала обычным явлением: на предприятиях отрасли коэффициент загрузки мощностей колеблется от 7-10% до 50-60%. Последние два года это служит дополнительным резервом увеличения выпуска продукции отрасли без значительных капитальных вложений. Однако часто при увеличении загрузки мощностей проявляются "пробелы" в технологических цепочках, поскольку за годы кризиса часть неэксплуатируемого оборудования либо уже выбыла, либо его невозможно или дорого реанимировать. В этом случае возникает дополнительная потребность в капитальных вложениях на замену оборудования. Но эта замена должна проводиться с учетом возможностей модернизации или снятия с производства устаревшей продукции и перехода на более современную и технологичную.
  9. Качественный и квалификационный состав кадров в М и МО Сибири можно оценить как достаточно высокий. До начала деструктивных явлений в экономике на оборонных и гражданских машиностроительных предприятиях региона работало более миллиона человек или каждый третий из работающих в промышленности. На предприятиях оборонного комплекса работало почти 18% всех работников сибирской промышленности или больше половины работников машиностроения. Высокая квалификация персонала несомненно определялась и определяется наличием в Сибири наукоемких предприятий военно-промышленного комплекса, ряда крупных технических высших учебных заведений, академий и университетов, а также Сибирского отделения РАН.
  10. Усиление ремонтно-сервисного назначения машиностроения Сибири. За 1991-1997 гг. доля ремонта машин и оборудования в производстве продукции М и МО возросла почти в два раза. Это - одна из форм выживания отрасли. Но объективно такая ориентация снижает значение машиностроения как проводника достижений научно-технического прогресса: не внедряются результаты НИОКР, не осуществляется расширение мощностей, а лишь поддерживаются в рабочем состоянии производственные системы на прежней технологической основе.
  11. Значительная дифференциация отраслей специализации сибирского машиностроения по конкурентоспособности предприятий и продукции. По данным за 1998 г. Департаментов машиностроения и промышленной и инновационной политики Минэкономики России, в химическом и нефтяном машиностроении страны доля конкурентоспособных предприятий составляла 80%, доля конкурентоспособной продукции в суммарном объеме ее выпуска - 92, в станкостроении - соответственно 45 и 55, в электротехнической промышленности - 52 и 74, в тяжелом и энергетическом машиностроении - 30 и 35, в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении - 30 и 60, в машиностроении для легкой и пищевой промышленности - 15 и 60, в строительно-дорожном и коммунальном машиностроении - 49 и 12%. Эти данные, характеризующие машиностроение РФ, можно с уверенностью применить и к машиностроению Сибири, где процесс дифференциации проявляется еще более глубоко, поскольку история становления этой отрасли в Сибири связана прежде всего с переносом предприятий в период ВОВ и с созданием в регионе оборонных заводов-двойников. Эти заводы в большинстве сохранились и поныне, но имеют потенциал значительно слабее их основного производства в Европейской части страны.
  12. Продукция сибирского машиностроения всегда на 80% вывозилась за пределы региона, в этом смысле его предприятия и в настоящее время работают преимущественно на российский рынок, затем идут рынки СНГ, и, соответственно, рынки дальнего зарубежья.

Учитывая вышеизложенные особенности М и МО Сибири, необходимо отметить, что перспективная политика в области совершенствования его производственного потенциала должна учитывать объективно сложившееся разделение машиностроительных предприятий на несколько уровней в зависимости от конкурентоспособности и наукоемкости выпускаемой продукции. Таких уровней можно выделить по крайней мере четыре:

  • производства, наиболее приближенные к технологиям пятого технологического уклада (авиакосмическая промышленность, наукоемкое электромашиностроение, промышленность телекоммуникаций и средств связи, в том числе развивающийся электронно-информационный сектор, ракетостроение, оптическое приборостроение и другие производства, имеющие заделы для развития высоких технологий) - эти производства (преимущественно экспортоориентированные) наиболее нуждаются в разных формах государственной поддержки (государственная научно-техническая политика, государственные целевые программы, государственные инновационные центры, свободные экономические зоны, льготная налоговая и кредитная политика и др.);
  • производства четвертого технологического уклада, имеющие потенциал, в том числе и экспортный, для развития и совершенствования на уровне своего уклада (традиционные отрасли машиностроения - энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение) - здесь государственная поддержка может ограничиваться регулированием финансово-экономическими и институциональными рычагами, в зависимости от выбранных научно-технических приоритетов;
  • производства четвертого технологического уклада (импортозамещающие), уже сформировавшиеся, где возможны лишь отдельные совершенствования преимущественно улучшающего порядка (улучшение качества и внешнего вида, упаковки, способов продвижения на рынки и др.) в зависимости от рыночной конъюнктуры, не требующие больших капитальных вложений и политики государственного вмешательства (тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания);
  • производства третьего уходящего технологического уклада, производящие наиболее простую продукцию, которые продержатся на рынке пока на эту продукцию будет спрос.

Стратегические направления развития машиностроения и металлообработки Сибири как в ближней, так и дальней перспективе будут связаны с развитием первых трех из выделенных уровней. Очевидно, что важнейшими являются первые два, поскольку от скорости формирования и развития новых наукоемких и высокотехнологичных производств на этих уровнях будет зависеть и скорость расширения и распространения на другие сферы экономики новых технологических укладов. При этом пути развития собственно сибирского машиностроения, при благоприятных рыночных условиях, могут свестись к следующим:

  1. продолжение выпуска модернизированных машин и оборудования для устаревших, но еще функционирующих технологических укладов;
  2. производство (в том числе сборка) прогрессивной машинотехнической продукции на импортном оборудовании и с привлечением иностранного капитала в различных формах;
  3. участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);
  4. точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для прогрессивных отечественных технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Таким образом, наличие в Сибири многоотраслевого машиностроения, наукоемких оборонных отраслей, развитого научно-образовательного комплекса создает предпосылки для реализации второго приоритетного направления развития экономики Сибири. Основные направления развития гражданского и оборонного машиностроения Сибири могут быть следующими:

  • производство оборудования для наиболее динамично развивающихся основных отраслей промышленности и секторов экономики Сибири;
  • производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции в связи с предполагаемым переходом экономики РФ, в том числе и Сибири на инновационный путь развития;
  • производство машинотехнической продукции, соответствующей сложившейся специализации машиностроительного производства в Сибири.

По первому направлению предполагается создание и организация производства техники для:

  • нефтегазового комплекса и производств глубокой переработки его продуктов;
  • горнодобывающей промышленности;
  • лесного комплекса;
  • транспортной системы Сибири (производство и ремонт подвижного железнодорожного состава, малая и средняя авиация и др.);
  • районов Крайнего Севера (специальные транспортные средства и оборудование, сохраняющие природно-экологические особенности ландшафта и др.).

По второму направлению предусматривается развитие в оборонном машиностроении наукоемких видов техники, оборудования и приборов. В частности, наиболее перспективными направлениями использования наукоемких технологий, созданных в Сибири к настоящему времени и предлагаемых для широкого внедрения, являются производства:

  • устройств для силовой электроники на основе кремниевых технологий;
  • лазерной техники для обработки материалов и медицины; нового поколения катализаторов;
  • аппаратуры и оборудования для переработки угля и углехимии; материалов и изделий из нерудных горных пород (базальтовые технологии).

Третье направление связано с необходимостью обновления производственного аппарата отраслей экономики РФ на основе модернизированной продукции традиционных технологических укладов. Такая продукция как энергетическое, электротехническое, станкостроительное, сельскохозяйственное, и др. оборудование, производимая наиболее эффективно работающими в современных условиях сибирскими машиностроительными предприятиями, останется востребованной на внутреннем рынке еще длительное время.