Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1. Характеристика физкультурных оздоровительных систем................ 4

1.1. Утренняя гигиеническая гимнастика.............................................. 4

1.2. Производственная гимнастика....................................................... 4

1.3. Ритмическая гимнастика................................................................. 5

1.4. Атлетическая гимнастика............................................................... 6

1.5. Оздоровительная ходьба................................................................ 8

2. Основные понятия, относящиеся к спорту........................................... 9

Заключение.............................................................................................. 13

Список литературы................................................................................. 14

Введение

Обучение движениям и воспитание физических качеств практически настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания. В целостной рационально организованной практике физического воспитания эти стороны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами воспитания в широком смысле слова. При этом физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности, если обеспечено единство всех видов воспитания (физического, нравственного, интеллектуального, эстетического), что, как будет видно из последующего, характерно для воспитания в социалистическом обществе. Наряду с термином . По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Последняя (физическая подготовленность) есть результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности либо способствующих ее освоению. Различают общую и специальную физическую подготовку[1].

1. Характеристика физкультурных оздоровительных систем

1.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов[2].

1.2. Производственная гимнастика

Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических операций.

Физкультурные паузы организуются непосредственно во время работы. Время их проведения определяется фазами изменения уровня работоспособности -- в зависимости от вида деятельности и контингента работающих. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и .концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты производственного процесса.

1.3. Ритмическая гимнастика

Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания -- на двигательный аппарат, методы релаксации и. самовнушения -- на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии -- выносливость, танцевальные -- пластичность и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС 180--200 уд/мин может использоваться лишь в спортивной тренировке молодыми здоровыми людьми. В этом случае она носит преимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов энерго- обеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции .жирового обмена при таком характере энертообеспечения не происходит; в связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и работоспособности.

На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130--150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

1.4. Атлетическая гимнастика

Занятия атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, силы и силовой выносливости. Эти изменения связаны в основном с длительным увеличением кровотока в работающих мышечных группах в результате многократного повторения упражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани. Необходимо подчеркнуть, что эти изменения не способствуют повышению резервных возможностей аппарата кровообращения и - аэробной производительности организма. Более того, в результате значительного прироста мышечной массы ухудшаются относительные показатели важнейших функциональных систем -- жизненный индекс (ЖЕЛ на 1 кг массы тела) и максимальное потребление кислорода (МПК на 1 кг). Кроме того, увеличение мышечной массы сопровождается ростом жирового компонента, увеличением содержания холестерина в крови и повышением артериального давления, что создает благоприятные условия для формирования основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.

При наблюдении за 30-летними мужчинами, в течение двух лет занимающимися атлетической гимнастикой, было отмечено повышение артериального давления в среднем со 121/70 до 130/78 мм рт. ст. (а у 30 % из них--де 140/80 мм рт.ст.), снижение жизненного индекса (в результате увеличения массы тела) с 72 до 67 мл/кг, увеличение ЧСС в покое с 71 до 74 уд/мин (Ю. М. Данько, 1974). При выполнении функциональной нагрузочной пробы количество атипических реакций на нагрузку увеличилось от 2 до 16 (из 30 обследованных), время восстановления пульса -- от 2,9 до 3,7 мин. По данным электрокардиографического исследования, обнаружено перенапряжение миокарда у 12 % занимающихся.

Помимо увеличения мышечной массы, этим негативным изменениям способствуют также большое нервное напряжение и задержка дыхания при натуживании. При этом резко повышается внутригрудное давление, уменьшается приток крови к сердцу, его размеры и ударный объем; в результате снижается миокардиальный кроваток и развивается кратковременная ишемия миокарда. При длительных перегрузках, нередко имеющих место в атлетической гимнастике, указанные изменения могут приобрести необратимый характер (особенно у людей старше 40 лет). Вот почему наращивание мышечной массы не должно быть самоцелью.

Атлетические упражнения можно рекомендовать в качестве средства общего физического развития для молодых здоровых мужчин -- в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости. Так, например, при сочетании упражнений с отягощениями со спортивными играми отмечено повышение физической работоспособности по тесту PWC170 с 1106 до 1208 кгм/мин, а с беговой тренировкой -- до 1407 кгм/мин, тогда как при занятиях «чистым» атлетизмом такого эффекта не наблюдалось (А. Н. Мамытов, 1981). При сочетании силовых упражнений с плаванием и бегом (4 раза в неделю -- атлетическая  гимнастика и 2 раза -- тренировка на выносливость) наряду с выраженным увеличением силы и силовой выносливости отмечено увеличение показателей теста PWC170 с 1100 до 1300 кгм/мин и МПК с 49,2 до 53,2 мл/кг[3].

Необходимо также учесть, что силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Во время натуживания в результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает систолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания упражнений -- вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца систолическое давление поднимается до 180 мм рт. ст. и более, а диастолическое резко падает.

Эти негативные изменения могут быть в значительной степени нейтрализованы при изменении методики тренировки (работа с отягощениями не более 50 % от максимального веса и подъем снаряда в фазе вдоха), что автоматически исключает задержку дыхания и на- туживание. Данная методика предложена специалистами Болгарии, где атлетическая гимнастика широко применяется в оздоровительных целях.

Необходимо критически отнестись к целесообразности ее использования лицами среднего и пожилого возраста (учитывая возрастные изменения- сердечно-сосудистой системы и отрицательное влияние на факторы риска). Занятия атлетической гимнастикой, как уже отмечалось, могут быть рекомендованы здоровым молодым людям при условии оптимизации тренировочного процесса и сочетания атлетических упражнений с тренировкой на выносливость (бег и др.). Люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др., в качестве дополнения после тренировки на выносливость в циклических упражнениях.

1.5. Оздоровительная ходьба

В массовой физической культуре широко используется оздоровительдая (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима (ЧСС 120--130 уд/мин). В США, например, ускоренной ходьбой (по данным института Гэллопа) занимается 53 млн американцев. При таких условиях за 1 ч ходьбы расходуется 300--400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути). Например, человек с массой тела 70 кг при прохождении 1 км расходует около 50 ккал (70ХО.7). При скорости ходьбы 6 км/ч суммарный расход энергии составит 300 ккал (50*6). При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект -- для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма.

Это подтверждается результатами исследования максимальной аэробной производительности. Так, через 12 недель тренировки в оздоровительной ходьбе (по 1 ч 5 раз в неделю) у испытуемых наблюдалось увеличение МПК на 14 % по сравнению с исходным уровнем. Однако такой тренировочный эффект возможен лишь у неподготовленных начинающих с низким УФЕ. У более подготовленных физкультурников оздоровительный эффект ходьбы снижается, так как с ростом тренированности интенсивность нагрузки становится ниже пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/ч затруднительно, ибо сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Вот почему при передвижении со скоростью 7 км/ч и более медленно бежать легче, чем быстро идти.

Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.

2. Основные понятия, относящиеся к спорту

Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них)[4].

Специальная физическая подготовка – это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации. Соответственно, результат общей физической подготовки обозначают термином, а результат специальной физической подготовки. Вся эта группа терминов подчеркивает, таким образом, конкретно прикладную роль физического воспитания его практическое значение в подготовке человека к выполнению определенных социально обусловленных функций.

Физическое воспитание входит в число понятий о воспитании вообще, то есть в процесс решения воспитательно-образовательных задач. Применительно к физическому воспитанию мы решаем свои воспитательно-образовательные задачи. Итак, физическое воспитание – это педагогический процесс направленный:

·        на формирование двигательных навыков

·        на воспитание физических качеств.

Существует диалектическая взаимосвязь между ними. В совокупности этих двух сторон физическое воспитание – это процесс повышения нужных физических возможностей.

Двигательному навыку надо учится, с ним человек не рождается. Он формируется прижизненно. С физическими качествами человек рождается. Это природные качества и необходимо содействовать правильному развитию этих качеств. Обучение движения и воспитание физических качеств тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания.

 Физическое воспитание – это процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств человека в течение его индивидуальной жизни. Физическое воспитание происходит по периодам: внутриутробный, дошкольный, школьный, юношеский, период зрелости и старения. Эти периоды характеризуются морфо-функциональными признаками. Морфологические признаки (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.) определяют процесс окостенения, формирование мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Физическое развитие - не только естественный процесс, но и социально обусловленный. Это естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. Однако действие этих законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека, в силу чего его физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным. Зная объективные закономерности физического развития, человек может так воздействовать на него, чтобы обеспечить гармоническое совершенствование фор и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда, и даже «отодвинуть» сроки естественного старения и продлить творческое долголетие. То есть процесс физического развития в принципе управляем. И социальная функция физического воспитания заключается в целесообразном направляющем воздействии на процесс физического развития человека в соответствие с требованиями, предъявляемые ему обществом[5].

Физическое совершенство – это понятие, которое должно отразить какое-то состояние организма. Это оптимальная мера гармоничного физического развития и всесторонней подготовленности организма. Добиться этого можно только в результате физического воспитания.

Физическая культура – в широком смысле это часть общей культуры человека. В узком смысле – это совокупность всех тех методов и средств, которые дают возможность сделать человека физически совершенным.

Систематические занятия физической культурой укрепляют здоровье, являются мощным стимулом гармонического развития, творческой активности, высокого уровня жизнедеятельности. Физическая культура оказывает благотворное влияние на морально-волевые качества, способствует  проведению досуга и общению, укреплению мира и дружбы между людьми.

Спорт – это не универсальное средство физического воспитания, когда речь идет о узкой специализации спорта. Но есть виды спорта много бурного характера, которые могут применяться как форма подготовки человека к трудовой и другой общественно необходимым видам деятельности.

Система физического воспитания – это исторически определенный тип социальной практики физического воспитания. Например, системы физического воспитания Спарты, Афин, английского джентльмена, английских моряков, в Японии своя система физического воспитания, более устойчивая система физического воспитания в Швеции (у них культ физического воспитания в школе), в Финляндии – культ лыжного спорта и др.

Заключение

Любая система физического воспитания характеризуется четырьмя положениями:

·        идеологические основы

·        теоретико-методические основы

·        программно-нормативные основы

·        организационные основы.

Идеологические основы выражаются в социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями общества и обусловлены, в конечном счете, коренными социальными отношениями.

Теоретико-методические основы представляют собой целостную концепцию, объединяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания.

Программно-нормативные основы – это программный материал, отобранный и систематизированный согласно целевым установкам и принятой концепции, а также нормативам, установленным в качестве критериев подготовленности.

И, наконец, все эти исходные основы закреплены организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений, непосредственно осуществляющих физическое воспитание в обществе.

Список литературы

1.     Дубровский. В.И.  «Здоровый образ жизни»

2.     Епифанова В.А.  “Лечебная физическая культура. Справочник”, М., “Медицина”, 1988.

3.     Кокоулина О.П. «Основные теории и методики физической культуры и спорта»

4.     Пичуев В.П. “Чтобы быть здоровой”, М., “Знание”, 1985.

5.     «Физическая культура студента» под редакцией Ильинича В.И..


[1] Пичуев В.П. “Чтобы быть здоровой”, М., “Знание”, 1985, стр. 125

[2] «Физическая культура студента» под редакцией Ильинича В.И., стр. 202

[3] Дубровский. В.И.  «Здоровый образ жизни», стр. 100

[4] Кокоулина О.П. «Основные теории и методики физической культуры и спорта», стр. 78

[5] Епифанова В.А.  “Лечебная физическая культура. Справочник”, М., “Медицина”, 1988, стр. 132