Задание 1. Операционная система Windows
(основные сведения о файловой системе, рабочий стол, основные приемы работы с операционной оболочкой)
Основные сведения о файловой системе
Файл — это совокупность данных на внешнем носителе (гибком и жестком диске, CD-ROM), имеющая имя. Ради общности к файлам относят и устройства. Так, принтер, порты Lptl, Lpt2, Com1 и т.д. рассматриваются как файлы.
Файл, обозначается именем и типом (расширением) и кроме того значком.
Значок — это маленький символ, рисунок (иллюстрация). B Windows имя каждого объекта (файла, палки) снабжается значком.
Это позволяет быстрее «опознать» объект. С каждым объектом» сопоставляется 1 значок, и наоборот. Используя значок, можно выполнять с объектом (папкой, файлом) различные операции: файл-программу запустить; файл-документ открыть, и т.д.
В Windows допустимы длинные имена файлов. В русифицированных версиях имена могут включать символы кириллицы. По тем же правилам образуются имена прочих объектов файловой системы.
Не следует использовать длинные имена и символы кириллицы в них, так как иначе возможно затруднение при использовании файлов с некоторыми программами, например, с тем. же NC. Желательно образовывать имена по тем же правилам, и в MS-DOS: имя — не более 8, тип — 3 символа. (Также имена называют короткими.)
Для типов файлов желательно использовать те же стандартные обозначения, что и в MS-DOS (exe, com, bat и пр.).
Тип и значок файла-документа определяются обычно приложением, в котором документ создан. Так, например, типы файлов bmp и doc означают, что файлы созданы в графическом и текстовом редакторе соответственно.
Папка — это аналог понятий каталог, подкаталог, т.е. это логический контейнер, куда включаются файлы, имеющие что-либо общее (например, общего пользователя). В папку можно вкладывать и другие папки.
Каждой папке присваивается специальный значок, имеющий вид разделителя карточек в библиотечном каталоге.
В Windows все дисководы рассматриваются как папки с именем, определяемым именем дисковода. Группа принтеров также представляется в виде папки. Таким образом, файловая система Windows объединяет данные, программы и устройства, т.е. все ресурсы ЭВМ.
В файловой системе Windows сохраняются такие понятия MS-DOS, как полное имя файла, адрес файла, шаблон.
Рабочий стол
Рабочий стол – это главное окно Windows. На нем располагаются основные элементы управления Windows.
К ним относятся: панель задач, кнопка «Пуск» (Главное меню), контекстное меню, набор значков (системных), окна.
Кроме того, пользователь может выводить на рабочий стол: папки, программы, документы, значки (ярлыки) различных объектов (понятие «ярлык» раскроем чуть позже). Собственно, только «выкладывая» на рабочий стол подобные объекты, пользователь и может работать с ними.
Каждое из них выводится в свое окно либо представляется своим значком (ярлыком).
Состав объектов рабочего стола и их назначение
Панель задач. Она размещается обычно в нижней части окна (но можно расположить и по любому краю окна).
Это главный пульт управления системой. В левом углу панели находится кнопка «Пуск», правее нее располагаются в ряд несколько кнопок, а в правом углу панели — индикатор текущего времени и индикатор раскладки клавиатуры (русская/латинская), возможны и другие индикаторы.
Кнопка «Пуск». Роль ее очень велика. Вызывая на экран Главное меню, она открывает доступ ко всем файлам, ресурсам системы, ко всем средствам настройки ее, к режиму завершения работы ПЭВМ. Правда, это не единственный способ доступа к этим объектам и режимам.
Кнопки активных приложений расположены справа от кнопки «Пуск». Подобная кнопка появляется после запуска соответствующего приложения. На ней всегда указано приложения и имя обрабатываемого документа (часто в сокращенном виде).
Важность этих кнопок в том, что они всегда видны пользователю, даже если соответствующие окна отсутствуют на экране («свернуты») или закрыты другими приложениями и документами. Щелчок по нужной кнопке — и на экране поверх прочих появляется соответствующее окно.
Набор значков. Выше уже было сказано, что такое значок. На рабочем столе расположены в основном системные значки, т.е. значки, сопоставляемые с системными папками. Также папки создает и обслуживает сама Windows, их невозможно удалить, к ним относятся следующие:
а) Мой компьютер. Открывает папку, с помощью которой можно получить доступ к любым файлам и устройствам ЭВМ (гибким и жестким дискам, дисководу CD-ROM, принтеру и пр.), ко всем средствам управления системой и настройки ее и т.д.
б) Корзина. Аналог корзины для бумаг в офисе. В нее переносятся удаляемые файлы и папки. Ошибочно «выброшенные» документы можно извлечь из корзины (пока не очищена).
в) Портфель. Используется при работе с переносным компьютером.
г) Входящие. Используется при работе в сети. В этой папке хранятся письма, поступающие, по электронной почте.
д) The Microsoft Network. Открывает доступ к глобальной сети The Microsoft Network, а через нее и в Internet.
Кроме того, при желании пользователь может вывести на рабочий стол значки любых интересующих объектов — папок, приложений, своих документов и пр. Однако так поступать не рекомендуется.
Дело в том, что рабочий стол рассматривается в Windows как обычная папка. Установить значок какого-либо объекта на рабочий стол означает скопировать объект в папку с таким именем (именно так и выполняется» эта операция).
Но должно быть ясно, что загромождать главную папку системы несущественными для работы системы объектами нерационально. В этом случае следует использовать «ярлыки».
Ярлык. Это понятие часто путают с понятием «значок». Грубо говоря, ярлык – это тоже значок, но снабженный маленькой наклонной стрелкой. Это внешнее его отличие.
Отличия по существу:
а) ярлык — тоже представитель объекта (файла, папки, программы и пр.), но для одного объекта можно создавать неограниченное число ярлыков;
б) ярлык не позволяет копировать, переносить объект; его используют лишь для запуска программы, открытия документа и папки (для этого достаточно выполнить двойной щелчок по ярлыку).
При перемещении ярлыка размещение соответствующего объекта на диске не изменяется.
Удобство ярлыка в том, что для одной программы, например, Paint, используемой пятью пользователями (на одной ПЭВМ), можно создать 5 ярлыков. Каждый пользователь включает в свою папку ярлык Paint и получает возможность запускать Paint из своей папки, не выходя из нее, что, конечно, очень удобно.
Говоря более строго, ярлык некоторого объекта А — это небольшой файл (374 байта) типа .lnk, в котором хранятся данные о параметрах и положении объекта А на диске. Значок этого нового файла и обладает маленькой наклонной стрелкой. При обращении к ярлыку система, используя хранящуюся в нем информацию, находит и запускает (или вызывает на экран) объект А (файл, папку и пр.).
Контекстное меню. Так называется меню, содержимое которого зависит от контекста, в котором вызвано меню, т.е. от вида и состояния объекта, с которым оно связано. Такое меню можно вызвать для значка, ярлыка и т.д.
Для этого: щелчок правой кнопкой мыши по объекту, появляется меню. Для выбора пункта меню: щелчок левой кнопкой мыши по пункту или задержать на нем курсор мыши. В нижней строчке такого меню — пункт «Свойства». При входе в него можно получить полную информацию об объекте — его тип, занимаемый объем памяти, положение на диске (т.е. в какой папке, в каком файле) и пр.
Основные приемы работы с операционной оболочкой
Работа с приложением в Windows осуществляется по следующей схеме:
1. Запустить приложение.
2. Вызвать документ с диска в окно приложения или создать новое окно документа в окне приложения.
3. Организовать работу с несколькими окнами документов.
4. Редактировать документ используя операции с фрагментами, в том числе перенос их и вставку в другой документ.
5. Сохранить документ на диске в том же или другом файле.
6. Завершить работу с приложением.
Это, можно сказать, классическая схема работы с приложениями, в том числе и с теми, что включены в состав Windows.
По этой схеме работали и работают если не все, то во всяком случае большее число приложений. Но в Windows можно использовать иную схему, правда, с приложением, включенным в систему:
1. Создать файл-документ для работы с требуемым приложением (пустой документ); если предстоит работа с уже существующим файлом-документом, то п.1 пропускаем, начинаем с п.2.
2. Открыть файл-документ» при этом запускается приложение» его окно выводится на рабочий стол и в это окно выводится наш файл-документ.
Далее идут операций З и 4, те же, что в «классической» схеме.
5. Завершить работу с приложением, при этом программа обязательно поинтересуется, не надо ли сохранить документ на диске. При ответе «Да» документ в окне приложения, будет помещен в тот файл, который был открыт при запуске приложения.
6. Если предусматривается и в дальнейшем работа с файлом, то создать для него ярлык и вывести ярлык на рабочий стол.
Недостаток схемы – она не универсальна, но для начинающего пользователя схема очень удобна, особенно, работать постоянно с небольшим числом одних и тех же файлов-документов.
Схема незаменима для слабо подготовленных пользователей, особенно гуманитариев, которых каждая новая операция повергает в трепет. Схему можно изучать и в начальной школе.
Первая схема несколько сложнее и требует больших знаний, но она универсальна. Приведенные схемы обозначим как схемы «физиков» и «лириков» и изучим подробнее.
В первую очередь рассмотрим работу по 2-й схеме. Технология «лириков» требует умения решать в основном следующие задачи:
- создать папку, файл-документ для работы с любым приложением, ярлык;
- открыть папку, файл-документ;
- завершить работу с приложением;
- работать с дисководами.
Реальная работа с объектами потребует умения выполнять и вспомогательные операции: перенос, копирование объектов из папки в папку, удаление ненужных и пр.
Все указанные задачи можно решать, используя лишь папку «Мой компьютер» и контекстное меню.
Задание 2. Приемы редактирования (отступы, табуляция, установка параметров страницы, нумерация страниц, создание колонтитулов, автоматическая нумерация пунктов)
Отступы
Для того чтобы изменить отступ текста, выполните следующие действия:
1. В меню Формат выберите команду Абзац.
2. В диалоговом окне Абзац на вкладке Отступы и интервалы В группе Отступ в списке Первая строка выберите пункт Отступ и установите другие необходимые параметры.
Отступы также могут быть заданы путем выделения нужного абзаца и установления значения отступа на горизонтальной линейке с помощью мыши.
Табуляция
Позиции табуляции позволяют выравнивать текст по центру, левой или правой границе, разделителю целой и дробной части или черте. Перед позицией табуляции можно вставлять особые знаки, например точки или тире.
Для задания позиции табуляции проделайте следующее:
1. Выделите абзац, в котором необходимо задать позицию табуляции.
2. В меню Формат выберите команду Табуляция.
3. Введите новую позицию табуляции в поле Позиции табуляции или выберите существующую позицию табуляции, к которой следует добавить заполнитель, в соответствующем списке.
4. В группе Выравнивание выберите способ выравнивания текста, вводимого в позицию табуляции.
5. В группе Заполнитель выберите необходимый заполнитель, а затем нажмите кнопку Установить
Установка параметров страницы
По умолчанию в редакторе устанавливаются размеры страницы 210x297 мм, но при необходимости их можно изменить: /Файл /Параметры страницы / Размер бумаги.
В выпадающем списке «Размер бумаги» выделить один из стандартных форматов либо с помощью полей «Высота» и «Ширина» задать произвольный формат. Здесь же можно задать положение листа: Книжная (вертикальное) или Альбомная (горизонтальное).
Установка размеров полей страницы производится во вкладке «Поля» той же диалоговой панели.
Нумерация страниц
Редактор позволяет вставить номера страниц в верхней или нижней строке, в центре или по краям строки; начинать нумерацию с любого номера; обозначать страницы буквами, римскими и т.д. Для вставки номера:
1. В меню Вставка выберите команду Номера страниц.
2. В поле Положение укажите расположение номеров страниц (внизу или вверху страницы).
3. В поле Выравнивание укажите вид выравнивания (по левому краю, по правому краю, по центру, внутри или снаружи страницы).
4. Если на первой странице номер не нужен, снимите флажок Номер на первой странице.
5. Выберите другие нужные параметры
Номера страниц видны, на экране лишь в режиме «Разметка страницы».
Создание колонтитулов
Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа.
В колонтитул обычно вставляется текст и/или рисунок (номер страницы, дата печати документа, эмблема организации, название документа, имя файла, фамилия автора и т. п.), который должен быть напечатан внизу или вверху каждой страницы документа.
Чтобы начать создать колонтитулы, проделайте следующее:
1. Выберите в меню Вид команду Колонтитулы, чтобы открыть на странице область верхнего или нижнего колонтитула.
2. Чтобы создать верхний колонтитул, введите текст или графический элемент в область верхнего колонтитула.
3. Чтобы создать нижний колонтитул, на панели инструментов Колонтитулы нажмите кнопку Верхний/нижний колонтитул для перемещения к нижнему колонтитулу, а затем введите текст или графический элемент.
4. При необходимости форматируйте текст с помощью кнопок, расположенных на панели инструментов Форматирование.
5. После завершения создания колонтитулов нажмите кнопку Закрыть на панели инструментов Колонтитулы.
Автоматическая нумерация пунктов
Для создания списка маркеры или номера либо добавляются к существующим строкам текста вручную, либо это осуществляется автоматически при вводе текста документа.
Если при использовании автоматического преобразования списка возникает необходимость отменить такое преобразование для отдельных фрагментов текста, это можно сделать, нажав кнопку Параметры автозамены, появляющуюся рядом со списком.
Microsoft Word может автоматически создать маркированные или нумерованные списки при вводе текста или может быстро добавить маркеры или номера к существующим строкам текста.
Для создания списка при вводе:
1. Чтобы создать нумерованный список, введите 1. (чтобы создать маркированный список, введите * (звездочка)) и нажмите клавишу ПРОБЕЛ или TAB.
2. Введите необходимый текст.
3. Чтобы добавить следующий элемент списка, нажмите клавишу ENTER.
4. Следующий номер или маркер будут автоматически вставлены в текст.
5. Чтобы завершить список, дважды нажмите клавишу ENTER либо, чтобы удалить последний номер или маркер списка, нажмите клавишу BACKSPACE.
Для добавления маркеров или номеров к существующему тексту:
1. Выделите элементы, к которым необходимо добавить маркеры или номера.
2. На панели инструментов Форматирование нажмите кнопку Маркеры или Нумерация.
Форматирование текста, т.е. придание тексту необходимого для печати вида, в первую очередь такого вида, при котором обеспечивается читабельность (если есть такое слово) документа предполагает выполнение ряда операций:
а) размещение текста с определенным шагом, т.е. расстоянием между строками. Шаг задается в интервалах (интервал равен 4,2 мм). Обычно шаг выбирается равным 1, 1,5 или 2 интервала, но может быть и больше.
б) разбивка текста на абзацы. Абзацем называют обычно часть текста из нескольких строк, первая строка которой смещена на несколько позиций вправо. Это смещение называют «отступ первой строки (абзаца)». Число строк в абзаце может быть произвольным, но указанный отступ, как правило, должен быть постоянной величиной для всего текста.
в) выравнивание либо левого, либо правого края текста, либо того и другого края одновременно за счет выравнивания длины строк (кроме последней строки абзаца) путем равномерного расширения промежутков между словами. Текстовый редактор выполняет эту операцию, но ему нужно задать вид выравнивания. Итак, еще три параметра текста нужно знать.
Для различных фрагментов текста можно использовать разные шрифты. Каждый шрифт определяется своим рисунком и имеет свое имя, например, Arial, Courier, Times New Roman и т.д. Кроме того, один и тот же шрифт может быть разного вида (стиля): обычный, полужирный, курсив, подчеркнутый и пр.
Размер шрифта также может меняться. Он задается в пунктах (1 пункт — 0,367 мм). Размер шрифта обычной пишущей машинки примерно 8—9 пунктов (строчные буквы). В Windows, а соответственно и в редакторе Word, размер шрифта может меняться в пределах от 4 до 127 пунктов.
3) Задатъ параметры текста, для этого выполнить:
/Формат /Абзац: на экране — диалоговая панель «Абзац», вызвать вкладку "Отступы в интервалы»:
а) Указать расстояние между строками: во вкладке «Отступы и интервалы» в выпадающем списке «Межстрочный» выбрать одну из строк:
Одинарный; 1,5 строки (Полуторный); Двойной.
б) Указать выравниваемый край текста: в той же вкладке в выпадающем списке «Выравнивание» выбрать одну из строк:
Влево (Вправо) — выровнять левый (правый) край;
По центру — текст каждой строки расположить по центру строки.
Задание 3. Создать текстовый документ (с использованием элементов форматирования, вставкой таблицы и графического объекта).
Задание 3 выполнено в отдельном файле.
Список литературы
1. Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Изд. 4-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 704 с. (Серия «СПО».)
2. Брент Хислоп, Дэвид Энжелл, Питер Кент. Word 2003. Библия пользователя. «Диалектика», Санкт-Петербург, 2004. – 784 с.
3. Воробьёв В.В. Microsoft Word 2000: Пособие для начинающих. - К.: 2000. - 35 с., c ил.
4. Брент Хислоп, Дэвид Энжелл «Microsoft Word 2000. Библия пользователя». «Диалектика», Санкт-Петербург, 2001. – 928 с.
5. Кронан Д., Маккой Л., Мэттьюз М. Microsoft Office. Word 2003. "НТ Пресс", 2005 г. -·240 с.