Содержание
1. Цели и задачи деловой коммуникации. 3
Задание №1 (на развитие лексикона) 8
Задание №2 (на развитие лексикона и тезауруса) 8
Список литературы.. 10
1. Цели и задачи деловой коммуникации
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.[1]
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Искусство делового общения включает в себя две группы правил:
· нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
· наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
· Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
· Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
· Обсуждение интересующей проблемы;
· Решение проблемы.
· Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы[2]:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”, “практически – психологическим умом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).
Причинами плохой коммуникации могут быть[3]:
1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
2. “Предвзятые представления” - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (“Мы верим тому, чему хотим верить”). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
3. Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
4. Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
5. Пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.
7. Неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения бывают следующие: открытое – закрытое общение; монологическое – диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:[4]
· Приветственная речь;
· Торговая речь (реклама);
· Информационная речь;
· Доклад (на заседании, собрании).
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
Задание №1 (на развитие лексикона)
Задание №2 (на развитие лексикона и тезауруса)
1. Написать предложения. Включающие следующие слова:
ИМИДЖ
Необходимо следить за своим имиджем.
Береги платье снову, а имидж смолоду.
ФРУСТРАЦИЯ
Каждый человек подвержен некоторым фрустрациям характера.
Иногда фрустрация принимает болезненные формы.
НАЗАЛИЗАЦИЯ
Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – “хм-хм”, “э-э-э” и др.
Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются – эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.
ЭМПАТИЯ
Испытание себя в новых ролях расширяет кругозор, позволяет развивать эмпатию независимо от уровня подготовленности в игре.
В детском коллективе (детский сад) проводится ряд игр, которые предусматривают проявление коммуникативных умений, показывают уровень эмпатии в общении детей.
КОНСЕНСУС
В целях повышения эффективности работ по стандартизации и с учетом необходимости достижения консенсуса между заинтересованными сторонами.
После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта предприятие передает его в Центральный секретариат для регистрации.
ИННОВАЦИОННОСТЬ
Инновационность данного проекта заключается в применении достаточно большого количества «ноу-хау».
Полноценный проект обязательно несет в себе элемент инновационности.
КРЕАТИВНОСТЬ
Одним из наиболее ценных качеств мышления следует считать его креативность.
Помимо успешного опыта такие кандидаты должны обладать гибкостью мышления, креативностью и высокой работоспособностью.
РЕНОМЕ
Мне хочется сохранить свое реноме незапятнанным.
Важным фактором является реноме предприятия на рынке.
ПАБЛИСИТИ
Позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе.
PR-инструменты служат для благоприятного климата для стимулирования сбыта и рекламы, предоставляя полезную информацию СМИ (паблисити) и торговым посредникам.
ФАСЦИНАЦИЯ
Фасцинация (от англ. fascinations — очарование, обаяние) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации.
Для того чтобы усилить эффект фасцинации необходимо овладеть ораторским искусством, использовать экспромт речи, умело выстраивать как конструкцию, так и деструктивную критики.
АТТРАКЦИЯ
Аттракция (от англ. attraction — привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению.
Аттракция играет существенную роль в формировании людских привязанностей и дружеских чувств.
КОРРЕКТНОСТЬ
Успешное ведение деловых бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт.
Верификация – проверка на корректность – данных, поступающих как от клиентов, так и от коммунальных служб, позволяет коммунальным службам поддерживать их базы в актуальном состоянии.
ЛОЯЛЬНОСТЬ
Достижение благоприятного корпоративного имиджа и лояльности потребителей – основная цель управления корпоративной идентичностью.
Наемные профессиональные бухгалтеры должны соблюдать лояльность по отношению, к своему работодателю и коллегам по профессии.
МАНИПУЛЯТОР
В операционной системе Windows при работе с окнами и приложениями широко применяется манипулятор мышь.
Чтобы манипуляторы не выходили за пределы запрограммированного рабочего пространства, предусматривают жесткие упоры, рассчитанные на нагрузку с учетом динамических и статических усилий.
СУГГЕСТИЯ
Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия — самый эффективный из всех возможных механизмов.
При использовании методов прямой суггестии в сообщении целесообразно использовать персонаж как доминанту, активируя весь возможный арсенал способов влияния: давление авторитетом, возлагание чувства вины, ответственности и т.д.
2. Синонимы словам
ВАЖНЫЙ – значительный, существенный, приоритетный, первостепенный, неизбежный, основной, чопорный, гордый, надутый, высокомерный.
ПЕЧАЛЬНЫЙ – грустный, озабоченный, огорченный, невеселый, озадаченный, «кислый», унылый, нерадостный, опечаленный.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ – соблазнительный, заманчивый, загадочный, обольстительный, красивый, симпатичный, милый, славный, обворожительный, элегантный.
ОБМАНУТЬ – изменить, провести, обвести, надуть, соблазнить, солгать, соврать, облапошить, обойти, одурачить., окрутить
СМЕШНОЙ – забавный, потешный, уморительный, курьезный, комичный, юморной, сатиричный, клоунский
ПРИСВОИТЬ – прикарманить, зажурить, заиграть, забрать, взять, овладеть, захватить, заделать, загрести, придержать
ГЛАВНЫЙ – генеральный, ключевой, первостепенный, основной, основополагающий, узловой, стержневой, центральный, головной, коренной, первый.
ВЕЖЛИВЫЙ – учтивый, корректный, уважительный, обходительный, предупредительный, любезный, галантный, куртуазный,
РАСПОРЯЖАТЬСЯ – командовать, повелевать, приказывать, велеть, наказывать, предписывать, давать приказ, отдавать приказание
Задание №3 (на систематизацию невербальных сигналов)
ПОЗА – предложение №3, 6
МИМИКА – предложение №8
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ – предложение №5
ДИСТАНЦИРОВАНИЕ – предложение № 2, 4, 7, 9
ИНТОНАЦИЯ – предложение №1, 10
ПОЗА. Она, замерев, стояла около окна.
А на вершине горы недвижимо стоял какой-то мужчина.
МИМИКА. Когда директор разговаривает, у него сильно напрягаются скулы и шевелятся уши.
Невообразимо, но в разговоре можно было ее не слушать, все было написано на лице.
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ. Когда он разговаривал, его руки никогда не находились на одном месте, не лежали спокойно. Оно и верно, ведь он итальянец.
Постоянно протягивая руки вперед, мужчина что-то объяснял своему соседу.
ДИСТАЦИРОВАНИЕ. Около нее нельзя было стоять, я все время боялся что она ударит меня.
Он отшатнулся от меня, и отошел к окну.
ИНТОНАЦИЯ. «Ты, наверное, ничего не видел, когда шел домой», - возмущалась мама.
«Когда же ты наконец-то повзрослеешь», - кричал отец.
Список литературы
1. Волгин Б. Деловые совещания. - М.:БЭК, 2001.
2. Дебольский М. Психология делового общения. - М.: Мысль, 2002.
3. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – М.: Дело, 2001.
4. Честара Дж. Деловой этикет. - М.: ЮНИТИ, 2001.
5. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М.: Логос, 2004
- Браим И.Н. Этика делового общения. – М.: Мысль, 2002.
- Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 2001.
- Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. - 2-е изд., дораб. и дополн. - М.: Знание, 2002.
[1] Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М.: Логос, 2004 - с 18
[2] Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 2001. – с. 18.
[3] Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. - 2-е изд., дораб. и дополн. - М.: Знание, 1990. – с. 81.
[4] Браим И.Н. Этика делового общения. – М.: Мысль, 2002 – с 39.