Содержание
Понятие и виды таможенных режимов 3
Особенности правового регулирования таможенных режимов 5
Выбор и изменение таможенного режима_ 20
Список литературы_ 25
Понятие и виды таможенных режимов
Таможенный режим представляет собой совокупность условий (правил), определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Они касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и др.
Таможенный кодекс (ст. 23) предусматривает 17 таможенных режимов перемещения товаров через границу России, которые представлены в таблице 1.
В ранее действовавшем союзном Таможенном кодексе было всего три режима. Увеличение числа таможенных режимов соответствует сложившейся международной практике осуществления внешнеэкономических операций, перемещения товаров через границы отдельных государств.
Перечень таможенных режимов не является исчерпывающим: Правительству Российской Федерации и ГТК предоставлено право устанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом (ст. 24).
Правила, регламентирующие таможенные режимы, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенный режим выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.
Вопросы, связанные с применением таможенных режимов, регулируются не только Кодексом, но и рядом дополнительных актов, в том числе ведомственных. Таможенный кодекс определяет наиболее общие и принципиальные положения. Развернутая регламентация применения конкретных режимов содержится преимущественно в нормативных актах ГТК, разрабатываемых на основе Кодекса и в дополнение к нему. В настоящее время утверждены и действуют Положения, регламентирующие таможенные режимы: реимпорта товаров, отказа в пользу государства, магазина беспошлинной торговли, уничтожения товаров, два режима таможенных складов.
Таможенные режимы наряду с особенностями, характеризующими каждый из них, имеют ряд общих черт. Для нескольких режимов характерно полное или частичное освобождение товаров от оплаты таможенных пошлин и других платежей (реимпорт, транзит, таможенный склад, временный ввоз или вывоз, свободные таможенные зоны и свободные склады и др.), неприменение так называемых мер экономической политики. К этим мерам относятся ограничения на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров, установленные исходя из экономических интересов Российской Федерации. Они включают в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.
Срок пребывания товаров под отдельными таможенными режимами ограничен. Это относится к режимам транзита, реимпорта, таможенного склада, переработки на таможенной территории, реэкспорта, временного ввоза (вывоза) товаров и др.
Таблица 1. Таможенные режимы
Љ””””’”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””’”””””””””Ї
Ј NN Ј Наименование таможенного режима Ј Код Ј
Јп/п Ј Ј Ј
“””””•”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””•”””””””””¤
Ј1. ЈЭкспорт Ј 10 Ј
Ј2. ЈРеэкспорт Ј 11 Ј
Ј3.1.ЈВременный ввоз Ј 31 Ј
Ј(в ред. Приказа ГТК РФ от 19.10.1999 N 708) Ј Ј
Ј ( Ј Ј
Ј3.2.ЈВременный вывоз Ј 32 Ј
Ј (введено Приказом ГТК РФ от 19.10.1999 N 708) Ј Ј
Ј4. ЈВыпуск для свободного обращения Ј 40 Ј
Ј5. ЈРеимпорт Ј 41 Ј
Ј6. ЈПереработка на таможенной территории Ј 51 Ј
Ј7. ЈПереработка под таможенным контролем Ј 52 Ј
Ј8. ЈПереработка вне таможенной территории Ј 61 Ј
Ј9. ЈСвободная таможенная зона Ј 71 Ј
Ј10. ЈМагазин беспошлинной торговли Ј 72 Ј
Ј11. ЈСвободный склад Ј 73 Ј
Ј12. ЈТаможенный склад Ј 74 Ј
Ј13. ЈОтказ в пользу государства Ј 75 Ј
Ј14. ЈУничтожение Ј 76 Ј
Ј15. ЈТранзит Ј 80 Ј
Ј16. ЈВывоз товаров для представительств Российской Ј 12 Ј
Ј ЈФедерации за рубежом Ј Ј
Ј17. ЈВывоз отдельных товаров в государства - бывшие Ј 13 Ј
Ј Јреспублики СССР Ј Ј
ђ””””‘”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””‘”””””””””‰
Особенности правового регулирования таможенных режимов
Выпуск товаров для свободного обращения
Содержание режима раскрывается в ст. 30 ТК. Согласно положениям этой статьи выпуск товаров для свободного обращения — это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе. Следует отметить, что иностранные товары, выпущенные в свободное обращение на таможенной территории России, рассматриваются как российские товары (ч. 2 ст. 18 ТК).
Условиями помещения товаров под режим выпуска для свободного обращения являются:
- уплата в отношении помещаемых под режим товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;
- соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
Режим выпуска для свободного обращения, как и иные виды таможенных режимов, предполагает предварительное заявление заинтересованного лица об использовании данного режима.
Отдельные процедурные особенности, связанные с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, устанавливаются в актах ГТК РФ:
- Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (утвержденная приказом ГТК РФ от 16 декабря 1998 года № 848 ред. от 09.08.2001г. с изм. от 10.09.2001 г.);
- приказ ГТК РФ от 14 февраля 2001 года № 155 «О проведении согласования решений о выпуске товаров в свободное обращение и т. д.
Законодательство может устанавливать дополнительные требования при ввозе отдельных видов товаров. Например, культурных ценностей (см. Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей); продуктов питания (см. Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов») и т.п.
Реимпорт товаров
В соответствии со статьей 32 Таможенного кодекса РФ при таможенном режиме реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов), а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т. п.).
Нормативно-правовую базу применения рассматриваемого таможенного режима составляют законы (Таможенном кодексе РФ (гл. 5); Налоговый кодекс РФ; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 года (ред. от 30.12.2001 г.) и др.) и различные подзаконные акты ГТК России, например:
- приказ ГТК РФ от 9 декабря 1993 года (ред. от 01.06.1999 г.) № 525, утвердившем Положение о таможенном режиме реимпорта товаров;
- распоряжение ГТК РФ от 5 августа 1998 ода № 01-14/855 «О некоторых вопросах применения таможенного режима реимпорта»;
- распоряжение ГТК РФ от 29 июня 1999 года № 01-14/794 «О порядке уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении отдельных товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта»;
- указание ГТК от 4 января 1994 года № 01-13/25 «О применении Положения о таможенном режиме реимпорта» и др.
Условия помещения товаров под рассматриваемый таможенный режим оговариваются в статье 33 Таможенного кодекса РФ. «Методом исключения» можно сразу же обозначить сферу применения режима. К товарам, которые не могут помещаться под режим реимпорта, относятся:
- иностранные товары;
- российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с иными, чем режим экспорта, видами таможенных режимов;
- российские товары, которые хотя и были вывезены в соответствии с режимом экспорта, но обратный ввоз которых осуществляется по истечении установленных предельных сроков для реимпорта;
- товары, запрещенные к ввозу в Россию и вывозу за ее пределы в соответствии с нормами российского законодательства.
Допускается изменение состояния реимпортируемых товаров, произошедшее вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки, хранения, а также в результате проводимых с ними операций по обеспечению сохранности товаров, мелкому ремонту и т. д., но при условии, что стоимость данных товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций. В случае повреждения либо иного ухудшения товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары также могут быть помещены под режим реимпорта. Однако при этом необходимо подтверждение факта аварии и действия непреодолимой силы, причем «способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности» .
Транзит товаров
Транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования). Такое определение содержится в статье 35 Таможенного кодекса РФ.
Порядок применения таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию РФ регулируется Положением, утвержденным приказом ГТК РФ от 4 января 2002 г. № 1
Экономическое значение международного транзита определяется тем, что он стимулирует:
- развитие внешней торговли и международных товарных перевозок (внешний аспект);
- загрузку транспортных артерий государства, создание новых рабочих мест, деловую активность в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).
Под таможенный режим транзита могут быть помещены любые товары и транспортные средства, за исключением тех из них, в отношении которых действует запрет на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз и транзит через эту территорию в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса РФ и статьей 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Таможенный кодекс РФ (ст. 36) устанавливает общие требования помещения товаров под таможенный режим транзита, которые могут рассматриваться также в качестве условий и требований нахождения товаров под данным таможенным режимом. Так, согласно части 1 статьи 36 Таможенного кодекса РФ товары, перемещаемые транзитом должны:
- оставаться в неизменном состоянии (кроме изменений, имевших место вследствие естественного износа либо убыли);
- не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;
- доставляться в таможенный орган назначения в сроки, которые устанавливаются таможенным органом отправления, исходя из конкретных условий перевозки (они не могут быть более предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц)
Таможенный склад
Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования) в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных российским законодательством (статья 41 Таможенного кодекса РФ).
Основными источниками права, устанавливающими порядок применения режима таможенного склада являются:
- Таможенный кодекс РФ (ст. 41-51);
- Положение о таможенном режиме таможенного склада (утверждено приказом ГТК России от 24 июля 2001 года № 720);
- Правила учреждения таможенных складов таможенными органами Российской Федерации (утверждены приказом ГТК России от 22 февраля 1994 года № 72).
Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых может определяться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Товары, могущие причинить вред другим товарам или требующие особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных помещениях — складах.
К таможенному складу предъявляются закрепленные в законодательстве требования к обустройству таможенного склада, а также требования, предъявляемые к таможенному складу на этапе его функционирования (статья 49 Таможенного кодекса РФ).
Таможенный склад может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Лицензия не требуется, если учредителем таможенного склада является таможенный орган Российской Федерации.
Магазин беспошлинной торговли
Магазин беспошлинной торговли - таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
Правовую основу рассматриваемого таможенного режима составляют Таможенный кодекс РФ (ст. 52-57); Положение о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденное приказом ГТК РФ от 23 июля 1999 года № 468; ряд других подзаконных актов.
В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, запрещенных к реализации на территории Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых может определяться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Переработка товаров на таможенной территории
Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Приказом ГТК РФ от 5 сентября 1997 № 543 (ред. от 19.09.2001 г.) утверждено Положение о таможенном режим переработки на таможенной территории.
От вывозных таможенных пошлин, налогов освобождаются иностранные товары и продукты их переработки. К указанным товарам и продуктам не применяются меры экономической политики. (ст. 64 ТК РФ)
Переработка товаров под таможенным контролем
Переработка товаров под таможенным контролем – т. е. таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
Таможенный режим переработки под таможенным контролем относится к типу активной переработки, когда разрешается временный допуск иностранных товаров на национальную таможенную территорию с целью их переработки. В основе применения режима переработки под таможенным контролем лежит принцип освобождения, поскольку ни таможенные пошлины, ни налоги не уплачиваются при ввозе иностранных товаров для переработки.
В рамках режима переработки товаров под таможенным контролем налоговые льготы предоставляются одновременно с помещением иностранных товаров под данный режим. Своего рода платой за это является условие их переработки под таможенным контролем, предусматривающее, что таможенные органы в целях обеспечения соблюдения законодательства бенефициаром режима могут осуществлять досмотр и учет товаров, использовать средства идентификации товаров, проводить инвентаризацию, определять конкретные условия осуществления операций по переработке и порядок их проведения.
Переработка товаров вне таможенной территории
Переработка товаров вне таможенной территории — таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики. (ст. 87 ТК РФ)
Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории не может быть использован в следующих случаях:
если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе;
если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов, — до окончания пользования таким освобождением;
в иных случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации .
Временный ввоз (вывоз)
Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором допускается временное пользование иностранными товарами на таможенной территории Российской Федерации, а российскими — за ее пределами, с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и иных налогов и без применения мер экономической политики (квотирования, лицензирования).
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. (ст. 68 ТК РФ)
Условия помещения товаров под таможенный режим:
- в случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, временный ввоз (вывоз) товаров допускается только при представлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять категории товаров, которые не могут ввозиться (вывозиться) временно.
Перечень товаров, которые не могут помещаться под комментируемый режим содержится в приложении 2 к распоряжению ГТК России от 3 июля 2001 года № 702-р «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров».
Свободная таможенная зона. Свободный склад
В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса РФ содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада сводится к тому, что иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада могут быть помещены товары, не запрещенные к ввозу на российскую таможенную территорию и вывозу с нее. Правительство РФ и ГТК в пределах своей компетенции вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады (ч. 4 статьи 79 Таможенного кодекса РФ).
Привлекательность таможенного режима свободной таможенной зоны проявляется в связи с созданием в России разнообразных свободных экономических зон. Считается, что создание структуры свободной экономической зоны целесообразно начинать с учреждения свободных таможенных зон.
Таможенный режим свободной таможенной зоны действует в особой экономической зоне Калининградской области. Действие этого режима в конкретном случае отличается целым рядом особенностей, определенных в ст. 7 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области».
Экспорт товаров
Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).
Нормы, регулирующие таможенный режим экспорта, содержатся в ряде законодательных актов: Таможенном кодексе РФ, Законе РФ «О таможенном тарифе», Налоговом кодексе РФ, Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральных законах «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об экспортном контроле» и др.
Законодательство устанавливает следующие требования при данном таможенном режиме (статья 98 Таможенного кодекса РФ так и называется «Требования при экспорте товаров»):
1) уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
2) соблюдение мер экономической политики;
3) вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
4) выполнение других требований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу.
Лицензируемые экспортные товары можно условно разделить на несколько групп:
1) товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли РФ в пределах квот, установленных Европейским Экономическим сообществом — ЕЭС (только в страны ЕЭС);
2) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли РФ в порядке, определяемом данным министерством по согласованию с соответствующими контролирующими организациями;
3) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли РФ в порядке, определяемом Президентом РФ или Правительством РФ.
Реэкспорт товаров
Реэкспорт товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу (ст. 100 ТК РФ).
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, если товары заявляются таможенному органу Российской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации. При неосуществлении фактического вывоза в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам.
При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:
реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а меры экономической политики, действующие при вывозе, не применяются, за исключением случаев, определяемых Правительством Российской Федерации.
Уничтожение товаров и отказ от товара в пользу государства
Уничтожение товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Чаще всего импортер выбирает таможенный режим уничтожения, когда его товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Уничтожив под таможенным контролем такой товар, участник внешнеторговой деятельности освобождается одновременно и от транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории Российской Федерации, и от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов.
Детально порядок применения комментируемого таможенного режима регламентирован в Положении о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденном приказом ГТК России от 10 января 2000 года № 3.
Отказ от товара в пользу государства — таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики (ст. 105 ТК РФ).
Использование режима отказа в пользу государства так же, как и режима уничтожения напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке. Однако, в отличие от таможенного режима уничтожения действие таможенного режима отказа в пользу государства может распространяться как на иностранные, так и на отечественные товары.
Таможенный режим отказа от товара в пользу государства применяется к транспортным средствам в соответствии с порядком, установленным Положением о таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, утвержденного приказом ГТК РФ от 18 мая 2000 года № 411.
Вывоз отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР
Вывоз отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР — это таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и применения мер экономической политики и не подлежат отчуждению без разрешения российских таможенных органов. При этом при вывозе товаров в соответствии с данным режимом возврат ранее уплаченных сумм таможенных пошлин и иных налогов, относящихся к этим товарам, не производится.
Нормативно-правовую основу таможенного режима составляют постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 года № 1290 «Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР» и принятый в его исполнение приказ ГТК РФ от 2 марта 1995 года № 136 «Об утверждении Положения о таможенном режиме вывоза отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР».
Под таможенный режим вывоза в государства-бывшие республики СССР могут быть помещены:
- российские товары, предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территории этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной собственности либо государственной собственности субъектов Российской Федерации;
- российские товары, предназначенные для проведения на территории государств-бывших республик СССР российскими предприятиями, учреждениями и организациями на некоммерческой основе научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации.
Товары, помещаемые под таможенный режим вывоза в государства-бывшие республики СССР, не подлежат отчуждению без разрешения таможенного органа. Решение о возможности отчуждения принимает таможенный орган, выдавший разрешение на помещение товаров под рассматриваемый режим. В случае отчуждения такие товары должны быть помещены под таможенный режим экспорта.
Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом
Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики (лицензирования, квотирования) (п. 1 постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1067).
Товары, помещаемые под данный таможенный режим, освобождаются также от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление (п. 6 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК РФ от 9 ноября 2000 года № 1010).
Правовой основой таможенного режима является постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1067 «Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом».
Под таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом могут помещаться товары, предназначенные для обеспечения нормального функционирования:
а) дипломатических представительств Российской Федерации;
б) торговых представительств Российской Федерации (представительств по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах);
в) консульских учреждений Российской Федерации;
г) представительств Российской Федерации при международных организациях (ООН, Интерпол, ЮНЕСКО и др.).
Товары, помещенные под таможенный режим вывоза для представительств Российской Федерации за рубежом, должны использоваться только по прямому назначению — в работе перечисленных представительств Российской Федерации.
Таможенный режим перемещения припасов
Правовой базой данного режима являются Таможенный кодекс РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов» и приказ ГТК РФ от 19 октября 2001 года № 1000.
Данный таможенный режим — перемещения припасов — применяется в отношении товаров (припасов), находящихся на морских, речных судах, судах смешанного «река-море» плавания, воздушных судах и в поездах при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или перемещаемых (загружаемых) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации:
- необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топлива и горюче-смазочных материалов, за исключением запасных частей и оборудования;
- предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет;
- предназначенных для реализации пассажирам и членам экипажа морских, воздушных судов, убывающих за пределы таможенной территории Российской Федерации, без цели их потребления на этих судах.
В случае выгрузки на таможенной территории Российской Федерации товаров (припасов), находящихся на транспортном средстве при его прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, такие товары (припасы) подлежат помещению под таможенные режимы, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
Выбор и изменение таможенного режима
В соответствие со ст.25 Таможенного кодекса РФ лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.
Ограничения в порядке выбора или изменения таможенного режима основываются исключительно на условиях применения определенных таможенных режимов.
ГТК РФ (ФТС РФ) на основании соответствующих статей Таможенного кодекса РФ утверждает Положения о порядке применения различных таможенных режимов. Особенности помещения под каждый из таможенных режимов и завершения действия этих режимов регламентируются Положениями.
При изменении одного таможенного режима на другой необходимо учитывать прежде всего условия завершения действия первого таможенного режима, а также условия, при которых товары могут быть помещены под новый таможенный режим.
При первоначальном помещении под таможенный режим, а также при его изменении на другой, заполняется ГТД (грузовая таможенная декларация) и уплачиваются причитающиеся таможенные платежи.
Рассмотрим несколько примеров.
Изменение режима временного ввоза на выпуск для свободного обращения.
Согласно распоряжению ГТК РФ от 3 июля 2001 г. N 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения, таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы за таможенное оформление, подлежащие уплате при помещении указанных товаров под данный таможенный режим, взимаются в полном объеме.
Ст.78-79 НК РФ установлено, что зачету подлежат только излишне взысканные или уплаченные суммы налога и сбора. Действие этих статей не распространяется на периодические таможенные платежи, уплата которых предусмотрена ст.72 Таможенного кодекса РФ, поскольку указанные суммы уплачиваются в рамках действия таможенного режима временного ввоза за время нахождения товаров под данным таможенным режимом и не являются излишне уплаченными или взысканными.
Т.о., зачет сумм периодических таможенных платежей, уплаченных за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза, при изменении указанного режима на таможенный режим выпуска для свободного обращения НК РФ и Таможенного кодекса РФ не предусмотрен. Условием помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения является уплата таможенных платежей в полном объеме. При их исчислении применяются ставки и курс иностранных валют, действующие на день принятия ГТД (грузовая таможенная декларация) с заявленным таможенным режимом выпуска для свободного обращения. При таможенном оформлении в режиме выпуска для свободного обращения к товарам применяются все меры нетарифного регулирования, предусмотренные законодательством РФ (лицензирование, квотирование, сертификация, разрешения иных государственных органов).
Изменение режима временного вывоза на таможенный режим экспорта.
В случае помещения временно вывезенных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения, вывозные таможенные пошлины и таможенные сборы за таможенное оформление, подлежащие уплате при помещении указанных товаров под режим экспорта, взимаются в полном объеме.
При их исчислении применяются ставки и курс иностранных валют, действующие на день принятия ГТД (грузовая таможенная декларация) с заявленным таможенным режимом экспорта.
При таможенном оформлении в режиме экспорта к товарам применяются все меры нетарифного регулирования, предусмотренные для экспортируемых товаров законодательством РФ (лицензирование, квотирование, экспортный контроль, разрешения иных государственных органов).
Изменение режима таможенного склада на выпуск для свободного обращения
Согласно Приказу ГТК РФ от 24 июля 2001 г. N 720 "Об утверждении Положения о таможенных складах" в случае заявления товаров, помещенных на таможенный склад, к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, таможенная стоимость товаров и их количество определяются на момент выпуска товаров со склада в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
В связи с тем, что на таможенном складе допускаются операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке, такие как дробление партий и формирование отправок, под режим выпуска для свободного обращения может помещаться не вся партия товаров, помещенная на таможенный склад, а ее часть.
При выпуске для свободного обращения уплачиваются пошлины и налоги, которыми облагается данный товар по ставкам и с таможенной стоимости на момент выпуска со склада. К товарам также применяются меры нетарифного регулирования, предусмотренные законодательством РФ при выпуске для свободного обращения.
Например, согласно положению о таможенных складах, сертификат соответствия на весь период хранения товара на складе не требуется. При выпуске для свободного обращения этот сертификат необходим, если данный товар подлежит обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию РФ.
При помещении товаров, хранящихся на таможенном складе под иные таможенные режимы, меры тарифного и нетарифного регулирования применяются также на момент выпуска с таможенного склада. Кроме того, учитываются особые требования таможенного режима, под который помещаются товары.
Изменение таможенного режима магазина беспошлинной торговли на режим уничтожения
В соответствии с приказом ГТК РФ от 23 июля 1999 г. N 468 "Об утверждении Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли" товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, могут быть заявлены к иному таможенному режиму, например, к таможенному режиму уничтожения в случае повреждения или истечения срока годности.
В магазине беспошлинной торговли товары находятся под таможенным контролем и выпускаются условно. Поскольку в поврежденном виде и/или по истечении срока годности они не могут быть реализованы в магазине, необходимо оформить такие товары в соответствии с иным таможенным режимом. При помещении товаров под режим уничтожения подается заявление на изменение режима магазина беспошлинной торговли на уничтожение. Таможенная стоимость уничтожаемого товара определяется на момент помещения товара под режим уничтожения. Пошлины и налоги при уничтожении не взимаются. Уплачиваются только сборы за таможенное оформление.
Изменение таможенных режимов уничтожения товаров и отказа от товаров в пользу государства на другие таможенные режимы не допускается. Отходы уничтожения товаров должны быть помещены под выбранный таможенный режим, в соответствии с требованиями выбранного режима.
Изменение таможенных режимов, при помещении под которые товары считаются условно выпущенными и находятся под таможенных контролем, (например, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, временный ввоз) на режим экспорта не допускается. Это связано с тем, что будучи помещенными под эти таможенные режимы, товары не получают статуса российских, т.е. остаются иностранными товарами. Т.о. их вывоз с российской территории может быть осуществлен в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, с учетом необходимых требований при помещении под этот режим (разрешение ГТК, депозит, соблюдение установленных сроков с момента ввоза не территорию РФ).
Список литературы
1. Таможенный Кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ / Правовая система Консультант.
2. Налоговая кодекс Российская Федерация (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) / Правовая система Консультант.
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / Правовая система Консультант.
4. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (под ред. А.Н. Козырина) / Правовая система Консультант.
5. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (под ред. Н.Ф. Данилова, Е.Ю. Сидорова) / Правовая система Консультант.