Содержание
Введение 3
Исполнение наказаний, связанных с обязательной трудовой деятельностью 4
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью_ 22
Порядок и условия исполнения дополнительных наказаний_ 28
Заключение 29
Список литературы_ 30
Введение
Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.
Проявляется это прежде всего в увеличении предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения и совершенствования регламентации исполнения.
Ярким свидетельством дальнейшей гуманизации законодательства является принятие Закона Российской Федерации от 9 марта 2001 г. № 25 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено снижение срока фактически отбытого наказания с половины до одной трети для применения условно-досрочного освобождения к лицам, осужденным к исправительным работам. Кроме того, установлено, что отсрочка отбывания наказания применяется к осужденным женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а не восьми, как ранее.
Исполнение наиболее часто назначаемых судами наказаний без изоляции от общества (исправительные работы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. На указанные учреждения возложены также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных женщин, которым судом отсрочено отбывание наказания в связи с беременностью либо наличием малолетних детей.
Таким образом, целью данной работы является подробное рассмотрение порядка и условий исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Исполнение наказаний, связанных с обязательной трудовой деятельностью
Наказание в виде обязательных работ
Обязательные работы относятся к уголовным наказаниям без изоляции от общества и применяются, как правило, за преступления небольшой и - в качестве альтернативы лишению свободы - средней тяжести. По существу этот вид наказания имеет много общего с исправительными работами (при меньшем объеме сопровождающих его ограничений прав и свобод осужденных).
При назначении обязательных работ осужденные ограничиваются в соответствии со ст. 10 УИК РФ в конституционных правах: на свободный выбор вида труда и его добровольность, на вознаграждение за труд и на отдых (ст. 37 Конституции РФ).
Обязательные работы могут применяться только в качестве основного вида наказания за преступления, составы которых отражены в 58 статьях Особенной части УК РФ.
В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ. Несовершеннолетние выполняют бесплатные общественные работы, являющиеся посильными для них с учетом возраста и трудоспособности.
Объекты и вид работ определяются органами местного самоуправления по месту жительства осужденного и согласуются с уголовно - исполнительной инспекцией, исполняющей наказание.
Основанием для исполнения обязательных работ является приговор либо изменяющее его определение или постановление суда, вступившее в законную силу. Таким основанием могут быть также акт помилования или акт об амнистии.
Не позднее 15 дней после поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) осужденные к обязательным работам ставятся на учет уголовно - исполнительными инспекциями по месту жительства, которые разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, направляют их на соответствующие объекты.
В случае нетрудоспособности осужденного, подтвержденной надлежащим образом, отсутствия работы на объекте и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством, уголовно - исполнительная инспекция может отсрочить привлечение осужденного к обязательным работам.
Исполнение наказания в виде обязательных работ возложено на уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Обеспечивая исполнение наказаний в виде обязательных работ, уголовно - исполнительные инспекции:
согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов для отбывания осужденными обязательных работ;
ведут учет осужденных и суммарный учет отработанного ими времени;
осуществляют контроль за поведением осужденных и своевременным перечислением в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные ими работы;
проводят первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ.
Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным бесплатных общественных работ. Учитывая, что осужденные к данному виду наказания выполняют общественные работы в свободное от основной работы или учебы время, они должны привлекаться к обязательным работам на объектах, расположенных в пределах населенного пункта, где проживают, работают или учатся, либо в районы, откуда смогут ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания, работы или учебы. Учитывая специфику и непродолжительность обязательных работ, к ним не должны предъявляться требования высокой квалификации, и, как правило, они должны быть направлены на благоустройство территорий и мест общего пользования.
Порядок и условия исполнения и отбывания обязательных работ регламентируются в соответствии с общими положениями и принципами исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера, закрепленных в нормах Общей части УИК РФ. При этом установленный порядок исполнения и отбывания наказания, общественно - полезный труд и общественное воздействие являются основными средствами исправления осужденных к обязательным работам.
Уголовно - исполнительное законодательство устанавливает для осужденных к обязательным работам определенные правоограничения. Так, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. Соответственно, обязательные работы не могут быть приостановлены без наличия уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством, во время каникул в учебном заведении, где обучается осужденный.
Вопрос о целесообразности отбывания наказания осужденным к обязательным работам на том или ином объекте, перечень которых определяется органами местного самоуправления, решается уголовно - исполнительной инспекцией. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить их.
Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать установленные для них ограничения, правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание. Они должны добросовестно относиться к труду, работать на объектах, определенных для них уголовно - исполнительной инспекцией, в течение установленного судом срока обязательных работ.
В случае изменения места жительства осужденные обязаны ставить об этом в известность уголовно - исполнительную инспекцию, в которой они состоят на учете. При невозможности отбывания обязательных работ в ранее определенном для него месте осужденный направляется инспекцией в другую организацию. Если он переезжает в другой район, то снимается с учета и ставится на учет по новому месту жительства.
Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой и второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, женщинам, достигшим 55, и мужчинам, достигшим 60 лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Для определения трудоспособности осужденного к обязательным работам он может быть направлен уголовно - исполнительной инспекцией на врачебно - трудовую экспертную комиссию либо обратиться в лечебно - профилактическое учреждение самостоятельно.
В случае признания осужденного инвалидом первой или второй группы суд (по представлению уголовно - исполнительной инспекции) освобождает его от дальнейшего отбывания наказания. Аналогичным образом принимается решение об отсрочке в соответствии со ст. 82 УК РФ отбывания наказания в случае беременности осужденной. Все указанные вопросы решаются судом по месту отбывания обязательных работ.
Уголовно - исполнительные инспекции осуществляют контроль за поведением осужденных, отношением их к труду, а также за исполнением ими установленных обязанностей.
Для этого инспекции наделены правом вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, причин нарушений его порядка и условий; посещать осужденных (включая место жительства и работы) с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей; выносить постановления о приводе осужденных, состоящих на учете и не являющихся по вызову без уважительных причин; осуществлять первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ.
Уголовно - исполнительные инспекции могут в установленном порядке запрашивать от организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени; обращаться в органы местного самоуправления, органы прокуратуры, суд и организации по вопросам, связанным с исполнением наказания в виде обязательных работ.
За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, которое выражается в невыполнении обязанностей, возложенных ч. 1 ст. 26 УИК РФ, уголовно - исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности, в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания.
В отношении осужденных, признанных злостно уклоняющимися от отбывания обязательных работ, уголовно - исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания. Окончательное решение принимает суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они могут быть заменены ограничением свободы или арестом из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
В случае замены обязательных работ ограничение свободы может быть назначено на срок менее одного года (ст. 53 УК РФ), а арест - на срок менее одного месяца (ст. 54 УК РФ), т.е. меньше минимального срока, установленного УК РФ для этих видов наказания.
Наказание в виде обязательных работ не может быть заменено ограничением свободы несовершеннолетним осужденным (ст. 88 УК РФ), а арестом - лицам, не достигшим к моменту рассмотрения этого вопроса судом 16-летнего возраста (ст. 54 УК РФ).
Наказание в виде исправительных работ
Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания. Они назначаются в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК РФ, а также в качестве: замены штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ст. 46 УК РФ); более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление (ст. 64 УК РФ); замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); замены более мягким видом наказания по амнистии (ст. 84 УК РФ) или в связи с помилованием (ст. 85 УК РФ).
Порядок исполнения исправительных работ определен Приказом МВД России от 1 июля 1997 г. N 403.
Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Если осужденный имеет более одного места работы, то исправительные работы отбываются им в той организации, где находится его трудовая книжка. Местом работы осужденного к исправительным работам могут быть организации любой формы собственности: государственные, муниципальные, общественные, частные. Перевод на другую должность или работу производится на основаниях, предусмотренных законодательством о труде.
Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно - исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). В указанный срок уголовно - исполнительная инспекция должна поставить осужденного на учет, вызвать его в инспекцию, разъяснить порядок и условия отбывания наказания, направить на место работы копию приговора (определения, постановления) суда и извещение о производстве удержаний из его заработной платы, а неработающего осужденного обязать трудоустроиться или встать на учет в орган службы занятости населения в пределах 15 дней.
Основные функции уголовно - исполнительных инспекций следующие.
В первую очередь это учет осужденных. Основанием для постановки на учет является копия приговора (определения, постановления) суда, распоряжение об исполнении приговора и справка о его вступлении в законную силу, а также копия предписания ГИЦ МВД России о помиловании осужденного Указом Президента РФ. Если приговор изменен в установленном законом порядке, к его копии приобщаются:
- при изменении приговора - копия определения (постановления) кассационной или надзорной инстанции;
- при замене неотбытого срока лишения свободы исправительными работами - копия определения суда;
- при замене лишения свободы исправительными работами в порядке помилования - копия предписания.
В случае обнаружения в копии приговора (определения, постановления) суда неясностей, препятствующих его исполнению, инспекция в трехдневный срок вносит в соответствующий суд представление об их устранении в установленном законом порядке, к которому прилагаются поступившие из суда материалы.
При обнаружении в копии приговора (определения, постановления) ошибок и неясностей, не препятствующих его исполнению, инспекция направляет в суд представление о необходимости внести соответствующие изменения либо привести формулировки в точное соответствие с законом, не приостанавливая исполнение приговора.
При получении на лицо, состоящее на учете, копии приговора в связи с его осуждением за новое преступление, если в приговоре отсутствует указание о присоединении неотбытой части наказания по предыдущему приговору, инспекция вносит в суд представление, с тем чтобы решить вопрос об окончательной мере наказания по совокупности приговоров. Исполнение первого приговора при этом не приостанавливается.
На лиц, которым неотбытый срок лишения свободы заменен исправительными работами, исправительные учреждения вместе с двумя копиями определения, постановления или предписания направляют две копии приговора, подписку осужденного о явке в инспекцию в трехдневный срок со дня прибытия, а также справку с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных и других близких связей осужденного.
В день поступления в уголовно - исполнительную инспекцию копия приговора (определения, постановления, предписания) регистрируется в журнале учета осужденных к исправительным работам, на каждого заводится личное дело и учетная карточка. В таком же порядке регистрируются личные дела, поступившие из других инспекций, на осужденных, изменивших место жительства и работы. В суд, вынесший приговор (определение, постановление), а также в исправительное учреждение, из которого гражданин освобожден, инспекция высылает извещение о принятии к исполнению.
О постановке осужденного на учет уголовно - исполнительная инспекция сообщает начальнику горрайоргана внутренних дел для контроля за его поведением по месту жительства, соблюдением установленных обязанностей и запретов и проведения профилактических мероприятий. В соответствии с п. 18 ст. 10 Закона РФ «О милиции» милиция обязана «участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно».
В отношении несовершеннолетних информируются также подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые на основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проводят с этими лицами индивидуальную профилактическую работу.
О постановке на учет осужденного призывного возраста уведомляется горрайвоенкомат, на воинском учете которого он состоит, так как в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» данное лицо не подлежит призыву на военную службу.
Оформив в установленном порядке документы на осужденного, инспекция, предварительно уточнив его место работы, направляет в адрес организации копию приговора суда (определения, постановления, предписания) и извещение, в котором указываются сведения об осужденном и обязанности администрации.
Лица, отбывающие исправительные работы не по месту начисления им заработной платы (если работа продолжается свыше 2-х месяцев), состоят на учете в инспекции по месту фактической работы, которая осуществляет контроль за их отношением к труду и поведением. Правильность и своевременность производства удержаний из заработка таких осужденных по поручению инспекции, в которой они состоят на учете, контролирует инспекция по месту начисления заработной платы.
Если место жительства осужденного расположено на территории, обслуживаемой одной инспекцией, а место работы - другой, то в случае необходимости проведения воспитательных мероприятий инспекция, на учете которой он состоит, может дать соответствующее поручение инспекции по месту его жительства.
Неработающие осужденные берутся на учет инспекцией по месту жительства. При поступлении этих лиц на работу они переводятся на учет инспекции, на территории которой находится работодатель.
Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное к исправительным работам, исполняют инспекции по месту жительства осужденных.
После постановки на учет осужденный вызывается в инспекцию для первоначальной беседы, в процессе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, основания и порядок принятия мер поощрения и взыскания. Первоначальная беседа имеет большое значение для последующего контроля за поведением осужденных и отбывания ими исправительных работ, поэтому к ней необходимо заранее подготовиться, тщательно изучив приговор суда, информацию, полученную от участкового, уполномоченного милиции или другого источника. Важно создать у осужденного впечатление полной и детальной осведомленности о нем, его связях и поведении. В ходе беседы необходимо уточнить анкетные данные осужденного, сведения о родственниках и круге его общения. По окончании беседы у осужденного отбирается подписка - обязательство.
Уголовно - исполнительная инспекция контролирует соблюдение условий отбывания исправительных работ осужденными и исполнение приговора организациями. В этих целях сотрудники инспекций должны тесно контактировать с администрацией и трудовыми коллективами по месту работы осужденных. Это может осуществляться в различных формах: проведение занятий по разъяснению обязанностей руководителей организаций, кадровых и бухгалтерских аппаратов, прав и обязанностей осужденных, подготовка соответствующих памяток для работников организаций, посещение сотрудниками инспекций организаций, в том числе рабочих мест осужденных, проведение с ними и их наставниками бесед, проверка воспитательной работы с осужденными и контроля за ними на производстве, а также правильности удержаний из заработной платы и своевременности их перечислений в установленном порядке.
На уголовно - исполнительные инспекции возложено проведение воспитательной работы. С целью получения обстоятельной информации об осужденном инспекция запрашивает характеристики с места его работы и жительства, проводит беседы с родственниками, соседями и иными лицами.
Воспитательная работа представляет собой систему мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, правопослушному поведению, соблюдению установленного порядка и условий отбывания наказания. Одновременно под воспитательной работой следует понимать целенаправленное позитивное воздействие на осужденного путем включения его в «работу над собой», в результате которой происходит осознание вины, раскаяние. Это является, по сути, главной целью наказания.
К основным формам воспитательной работы относятся: индивидуальные беседы, выступления по правовым вопросам в трудовых коллективах, средствах массовой информации, посещения осужденных по месту жительства и работы. В процессе бесед с осужденным изучаются его характер, склонности, ценностные ориентации, общеобразовательный уровень и другие вопросы, значимые для контроля за его поведением.
Основными методами воспитательного воздействия на осужденного являются убеждение, поощрение, доверие, принуждение. Методы воспитательного воздействия должны быть последовательными, логичными, конкретными и доступными для восприятия осужденного. Прежде всего следует разъяснить осужденному смысл и содержание правовых норм; при этом необходимо стремиться преодолеть преувеличение им возможных трудностей, подсказать правомерные средства разрешения семейно - бытовых конфликтов, пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Практика показывает, что более половины повторных преступлений совершается в первые шесть месяцев пребывания осужденных на учете УИИ, причем многие из них аналогичны по составу. Поэтому именно в данный период многие осужденные нуждаются в пристальном внимании и воспитательном воздействии. Особо необходимо воздействовать на осужденных с продолжительным и интенсивным криминальным прошлым, на больных алкоголизмом и наркоманией, которые более других склонны к повторным преступлениям. Приоритетным методом воспитательной работы с нарушителями порядка отбывания наказания является принуждение в сочетании с убеждением и приучением осужденного поступать разумно и по закону.
Согласно практике важным и действенным приемом воспитательного воздействия на осужденных считается присутствие нарушителей на заседаниях судов по вопросам о замене исправительных работ лишением свободы либо об условно - досрочном освобождении. Практикуется также проведение профилактической беседы с осужденным судьей или прокурором, в ходе которой он предупреждается об ответственности за нарушение законодательства.
В проведении воспитательной работы инспекции должны содействовать руководство организации и трудовой коллектив; им принадлежит приоритетная роль в трудовом воспитании, привитии осужденному навыков соблюдения трудовой дисциплины и чувства ответственности за результаты работы.
К деятельности по исправлению осужденных необходимо привлекать общественные объединения (см. также комментарий к ст. 23). Это: советы трудовых коллективов, профсоюзные организации, шефские формирования трудовых коллективов, которые могут проводить правовую пропаганду среди населения, выполнять задачи по организации индивидуального шефства над осужденными. В ряде мест начинает возрождаться институт общественных инспекторов уголовно - исполнительных инспекций.
В оказании осужденным психологической помощи на начальном и последующем этапах отбывания наказания, а также обучении сотрудников уголовно - исполнительных инспекций приемам ведения беседы с воспитуемыми и составления психологического портрета большую роль могут сыграть психологические службы территориальных органов УИС.
Уголовно - исполнительные инспекции должны контролировать поведение осужденных. Контроль за поведением осужденных включает: проверки по месту работы и жительства, спецучет органов внутренних дел, проведение профилактических бесед с осужденными, родственниками и другими лицами, участие в спецоперациях и рейдах, проводимых по проверке образа жизни и поведения осужденных в общественных местах и по месту жительства.
Одним из основных средств исправления осужденного является общественно полезный труд (ст. 9 УИК РФ). Неработающему осужденному инспекция предлагает в 15-дневный срок трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. При этом ему выдается предписание и отбирается обязательство явиться в службу занятости и о результате сообщить в инспекцию.
В отношении осужденного, не являющегося по вызову или на регистрацию, применяется принудительный привод (постановление о приводе направляется в горрайорган внутренних дел). Право выносить постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции, предусмотрено п. "г" разд. III Положения об уголовно - исполнительных инспекциях (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729).
Уголовно - исполнительная инспекция осуществляет первоначальные мероприятия по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно. В этих целях проводится опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны связи и сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать розыску. Устанавливаются сведения об осужденном через организацию, в которой он работал, военный комиссариат, через адресно - справочное бюро, по домовой книге о его выписке с постоянного места жительства. Осуществляются проверки по учетам органов внутренних дел (с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске), учетам медицинских учреждений, моргов, бюро несчастных случаев, а также направляются запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.
В случае недостижения результатов инспекция готовит и направляет в службу криминальной милиции органа внутренних дел материалы об осужденном, полученные в ходе первоначальной проверки, для объявления его в розыск и заведения розыскного дела.
В процессе исполнения рассматриваемого наказания инспекции применяют к осужденным меры поощрения и взыскания, устанавливают обязанности и запреты, выдают разрешение на увольнение с работы по собственному желанию.
Условия отбывания исправительных работ
Осужденный обязан:
- соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания;
- добросовестно относиться к труду;
- исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно - исполнительной инспекцией;
- являться по вызову в уголовно - исполнительную инспекцию;
- самостоятельно трудоустроиться либо встать на учет в органах службы занятости;
- сообщать в уголовно - исполнительную инспекцию об изменении места работы и жительства в течение 10 дней.
Правоограничения в основном связаны с трудовой деятельностью осужденных. В первую очередь это производство удержаний из заработной платы в размере, установленном приговором суда, пределы которого, согласно ст. 50 УК РФ, - от 5 до 20%. При определении судом размера удержаний учитывается материальное положение осужденного и его семьи.
В период отбывания исправительных работ осужденному запрещается увольняться с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно - исполнительной инспекции. Такой порядок обеспечивает исполнение наказания и контроль за поведением осужденных (в основном разрешение дается, если переход связан с желанием осужденных приблизить работу к месту жительства, увеличить заработок, а также по каким-либо причинам сменить коллектив).
В заявлении осужденного должны быть указаны объективные причины изменения места работы. После проверки их обоснованности инспекция выносит постановление о разрешении уволиться либо об отказе, которое объявляется осужденному под роспись. Постановление направляется в отдел кадров по месту работы осужденного. Отказ в выдаче разрешения на увольнение должен быть мотивирован. Осужденному необходимо разъяснить его право обжаловать решение об отказе в территориальном органе УИС или в суде.
Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться либо встать на учет в органе службы занятости. В отличии от других категорий граждан осужденные не вправе отказаться от предложенной службой занятости работы или переквалификации. Это вызвано спецификой наказания, предусматривающего обязательное участие осужденных в трудовой деятельности.
В то же время выполнение указанных обязанностей для осужденных весьма проблематично. Это объясняется прежде всего дефицитом свободных мест, низкой квалификацией, нежеланием принимать на работу судимых. К тому же до настоящего времени в ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не внесена норма о признании безработными осужденных к исправительным работам, не имеющих работы. Согласно данному Закону имеют статус безработных и получают пособие по безработице только осужденные к исправительным работам, зарегистрированные в органах службы занятости до осуждения, что ставит их в неравное правовое положение с лицами, потерявшими работу в период исправительных работ.
В этих условиях на местах принимаются различные меры по решению проблемы трудоустройства осужденных. Например, в Ростовской области принято Постановление главы администрации «Об установлении квоты рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите». На основании данного Постановления между Главным управлением исполнения наказаний и Департаментом государственной службы занятости населения области заключено Соглашение о взаимодействии в работе по оказанию помощи в трудоустройстве осужденным к исправительным работам. Это дает возможность не только трудоустройства, но и переобучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.
В период отбывания исправительных работ осужденному предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Этот вопрос решается организацией, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно - исполнительной инспекцией. Дополнительные виды отпусков (за продолжительный стаж работы в одной организации, вредные условия труда, за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, работу с ненормированным рабочим днем, по семейным обстоятельствам, по беременности и родам и т.д.) предоставляются осужденному на общих основаниях в соответствии с трудовым законодательством.
Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них инспекцией, являться по ее вызову, сообщать в инспекцию об изменении места работы и жительства в течение 10 дней.
Установление обязанностей и запретов зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения как при постановке на учет, так и во время отбывания исправительных работ. Это позволяет осуществлять более эффективный контроль за образом жизни осужденных, поведением в быту и в общественных местах, оказывает индивидуальное воспитательное воздействие и способствует выполнению превентивных задач.
Уголовно - исполнительная инспекция вправе запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток, в определенных местах района (города), покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска, обязать до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации.
Обязанности и запреты могут устанавливаться выборочно или в полном объеме на срок до шести месяцев. В необходимых случаях срок может быть продлен каждый раз еще до шести месяцев (в пределах срока отбывания наказания).
Об установлении обязанностей и запретов, а также о продлении их срока уголовно - исполнительная инспекция выносит постановление, разъясняет осужденному причины, характер данных мер, ответственность за их невыполнение. Постановление объявляется осужденному под роспись, а в адрес организации, где он работает, и участковому уполномоченному милиции направляется соответствующая информация.
Отсутствие работы не освобождает осужденного от исполнения возложенных обязанностей и соблюдения запретов.
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденным к исправительным работам уголовно - исполнительными инспекциями могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов, установленных ст.41 УИК РФ.
Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены уголовно - исполнительными инспекциями к условно - досрочному освобождению от отбывания наказания.
Комментарий к статье 45
1. В период отбывания исправительных работ к осужденным могут применяться меры поощрения, которые подразделяются на две категории.
К первой относятся поощрения: сокращение сроков и объемов обязанностей и запретов, установленных уголовно - исполнительной инспекцией в соответствии со ст. 41 УИК РФ. Данные поощрения применяются к осужденным за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и являются стимулом для дальнейшего правопослушного поведения.
Поведение осужденного должно оцениваться с учетом существующих позитивных изменений его личности и образа жизни, а также выполнения ранее возложенных обязанностей и соблюдения запретов. Добросовестное отношение к труду предполагает наличие поощрений, положительных характеристик с места работы и жительства, отсутствие взысканий за нарушения трудовой дисциплины.
Уголовно - исполнительная инспекция составляет мотивированную справку о том, на какой срок и какие обязанности и запреты сокращаются осужденному, делает соответствующую отметку в своем постановлении (о возложении обязанностей и запретов) и объявляет об этом осужденному.
2. Ко второй категории относятся поощрения, предусматривающие условно - досрочное освобождение. Закон, исходя из принципа гуманизма, представляет суду право условно - досрочно освободить осужденных, доказавших, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбытии установленного срока.
Принцип гуманизации получил дальнейшее развитие в Федеральном законе от 21 февраля 2001 г. N 25-ФЗ, внесшем изменения в ст. 79 УК РФ. Если ранее условно - досрочное освобождение применялось к осужденным за преступления небольшой или средней тяжести после фактического отбытия ими не менее половины срока наказания, то указанный Закон сократил этот размер до одной трети. В отношении осужденных за тяжкие преступления условно - досрочное освобождение применяется после отбытия не менее половины срока. Для лиц, осужденных к исправительным работам за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, сроки остались прежними - не менее одной трети.
Эта мера применяется к осужденным, доказавшим свое исправление. Критериями, определяющими исправление осужденного без полного отбытия исправительных работ, являются: поведение за отбытый период; отношение к труду; выполнение обязанностей и соблюдение запретов.
При отбытии осужденным установленной части срока наказания инспекция обязана в течение месяца рассмотреть вопрос о представлении либо об отказе в представлении к условно - досрочному освобождению.
В случае принятия решения об условно - досрочном освобождении она выносит соответствующее постановление, которое объявляет осужденному, и направляет в суд представление об условно - досрочном освобождении. В нем кроме судебно - установочных данных указываются сведения об отбытой части срока исправительных работ, данные, характеризующие личность осужденного, поведение и образ жизни, отношение к труду и совершенному деянию, а также делается вывод, что осужденный не нуждается в полном отбытии наказания. К представлению прилагаются: постановление инспекции; характеристики с места работы и жительства; информация органов внутренних дел о поведении в быту и в общественных местах, а также другие материалы, подтверждающие его исправление.
В случае отказа суда в условно - досрочном освобождении от исправительных работ повторное представление вносится в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения определения об отказе.
УИК РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания - за нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно - исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания.
Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток.
В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно - исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания - лишение свободы.
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности, согласно ч. 2 ст. 45 и ст. 47 УК РФ, может назначаться в качестве основного на срок от одного года до пяти лет и дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет; при этом в приговоре суда указывается, какие должности осужденному запрещено занимать или какой определенной деятельностью ему запрещено заниматься.
Если суд назначает одно из вышеназванных наказаний в качестве основного вида наказания или в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам, а также в случае условного осуждения, они исполняются уголовно - исполнительными инспекциями территориальных органов УИС Министерства юстиции РФ по месту жительства осужденного.
Если же оно назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, а также содержанию в дисциплинарной воинской части, то исполняется администрацией исправительного центра, арестного дома, исправительного учреждения либо командованием дисциплинарной воинской части соответственно. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное дополнительно к ограничению по военной службе (ст. 51 УК РФ), исполняется командованием части по месту прохождения осужденным этой службы.
После отбытия основного вида наказания - уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. За 20 дней до окончания срока, а при условно - досрочном освобождении или замене наказания более мягким - в день освобождения администрация направляет в уголовно - исполнительную инспекцию по избранному им месту жительства копию приговора суда или выписку из него, а также справку на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственников и других близких.
Поступившая из суда или исправительного учреждения копия приговора регистрируется в уголовно - исполнительной инспекции, а осужденный ставится на учет; при этом суд, постановивший приговор, извещается о принятии его к исполнению. Если осужденный - несовершеннолетний, инспекция докладывает об этом начальнику территориального органа внутренних дел для постановки его на учет в подразделении по предупреждению преступности несовершеннолетних.
При получении указанных выше документов уголовно - исполнительная инспекция вызывает осужденного, чтобы поставить на учет и разъяснить условия отбывания наказания. Виды и формы учета аналогичны тем, которые ведутся в отношении осужденных к обязательным и исправительным работам.
Осужденный обязан исполнять требования приговора, представлять в инспекцию документы, связанные с отбыванием указанного наказания, информировать инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
Инспекция в трехдневный срок устанавливает место работы осужденного и направляет копию приговора суда и извещение администрации.
В зависимости от характера преступления и запрещенного вида деятельности инспекция направляет указанные документы в органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, общественные объединения (общество охотников и рыболовов, охраны окружающей природной среды и др.), ГИБДД, Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Государственную судоходную инспекцию Речного флота и др. Эти структуры изымают у осужденного соответствующие документы (если они не были изъяты ранее) и заносят сведения о лишении права в банк данных.
Уголовно - исполнительная инспекция уполномочена проверить выполнение приговора такими структурами.
В течение месяца после постановки осужденного на учет инспекция проверяет, изменен ли (прекращен) трудовой договор с осужденным, занимающим должность или занимающимся деятельностью, права на которые он лишен (если осужденный не уволен из этой организации), по какой должности (деятельности) заключен новый трудовой договор, а также аннулирование соответствующим органом разрешения и изъятие документа, предоставляющего осужденному право на занятие деятельностью, которая ему запрещена (в точном соответствии с приговором).
В случае увольнения осужденного с прежнего места работы инспекция, получив от него сообщение об этом, в месячный срок: 1) устанавливает новое место работы осужденного; 2) направляет извещение по новому месту работы; 3) проверяет по новому месту работы осужденного наличие соответствующей приговору суда записи в его трудовой книжке и устанавливает его должность (род деятельности).
При отсутствии записи в трудовой книжке осужденного инспекция принимает меры к ее занесению.
В случае если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций не исполняют вступивший в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, инспекция направляет в их адрес представление, обязательное для исполнения. Если же оно не исполняется, инспекция может ходатайствовать о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.
В целях дальнейшего контроля инспекция не реже одного раза в шесть месяцев проверяет исполнение приговора суда администрацией учреждения (организации) и осужденным. К формам контроля относятся: истребование копий (выписок) из приказов администраций и иных документов, посещение осужденных по месту их работы, ознакомление с документами.
Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказания к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также в случае условного осуждения, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.
При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения. В этих случаях требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний.
В случае призыва или поступления осужденных на военную или альтернативную гражданскую службу инспекция направляет в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы. В сопроводительном письме указывается отбытый осужденным срок наказания, а также то, что, если по окончании службы осужденного срок наказания не истек, командование воинской части обязано направить сообщение об окончании срока службы и копию приговора суда в инспекцию по месту его убытия.
Осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно - исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно - исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
Требования приговора о запрете заниматься определенными видами деятельности либо занимать соответствующие должности должны выполняться в точности. В случае, когда осужденный занимался подобной деятельностью или занимал определенные должности до вынесения приговора, он обязан немедленно уволиться с этой должности либо прекратить занятие запрещенным для него видом деятельности.
Если занятие деятельностью, которой осужденному запрещено заниматься, предусматривает наличие определенных документов, они должны быть сданы органу, выдавшему их по месту жительства осужденного. Например, независимо от местонахождения органа ГИБДД, выдавшего водительское удостоверение, оно сдается в подразделение ГИБДД, обслуживающее район, в котором проживает осужденный.
По требованию уголовно - исполнительной инспекции осужденный обязан представлять документы, связанные с отбыванием им наказания. Это могут быть справки с места работы, о характере и объеме выполняемой работы, объяснения по установленным фактам нарушения запретов, характеристики, копии приказов и распоряжений администрации.
Осужденный обязан сообщать в уголовно - исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или увольнении независимо от того, является ли оно местом его основной работы либо по совместительству. Указанная информация должна быть представлена осужденным в уголовно - исполнительную инспекцию в письменном виде.
В случае если лицо, осужденное к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поступит на работу, выполнение которой ему запрещено приговором, либо займет должность, права занимать которую он лишен, уголовно - исполнительная инспекция вносит администрации соответствующего учреждения (организации) - независимо от формы собственности - представление о необходимости прекратить с таким осужденным трудовой договор.
Представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия исполнения дополнительных наказаний
Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возможно только в качестве дополнительного за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления. Поскольку в санкциях статей Особенной части УК РФ этот вид не указан, суд по своему усмотрению вправе применять его к виновному в целях усиления морального воздействия приговора.
После вступления приговора в законную силу суд сообщает об этом органу, присвоившему звание, специальное звание либо классный чин, направляя заверенную копию приговора.
Поскольку лишение виновного звания и наград лишает его всех прав и льгот, связанных со званием или наградами, соответствующие органы и должностные лица должны проинформировать об этом организации, применяющие данные льготы (органы здравоохранения, социального обеспечения, жилищно - коммунального хозяйства и т.п.), а также внести соответствующие изменения в учетные документы. Должностное лицо, внесшее изменения в учетные документы, в месячный срок обязано сообщить суду об исполнении приговора.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать о проблемах, возникающих в связи с исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Прежде всего, это колоссальная нагрузка на уголовно-исполнительные инспекции. Мировой практикой исполнения наказаний без изоляции от общества установлена оптимальная нагрузка на одного сотрудника – 50 осужденных. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года № 729 установлен норматив штатной численности уголовно-исполнительных инспекций в размере 0,6 процента от среднесписочной численности осужденных, что составляет 167 человек. В ряде мест нагрузка значительно выше.
Хронометраж рабочего дня сотрудника инспекции с учетом выполнения основных служебных обязанностей свидетельствует о том, что для живого общения с конкретным поднадзорным остается минимум времени. В такой ситуации о каком-либо системном профилактическом влиянии говорить не приходится. В результате в работе уголовно-исполнительных инспекций преобладает бумажно-канцелярский уклон.
Положение усугубляется отсутствием у большинства сотрудников профильного образования, если не считать первоначальной подготовки и эпизодических краткосрочных курсовых переподготовок. До настоящего времени ни одно учебное заведение страны не готовит кадры для инспекций, нет соответствующих факультетов и в вузах Минюста России.
Повышение роли уголовно-исполнительных инспекций в деле исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений обусловливает неотложную необходимость совершенствования деятельности указанных учреждений, их реформирования, превращения в полноценные подразделения УИС, подобные службам пробации, существующим за рубежом.
Список литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005) / Правовая система Консультант.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ / Правовая система Консультант.
3. Закон РФ от 18.04.1991 №1026-1 (ред. от 01.04.2005) «О милиции» / Правовая система Консультант.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / Правовая система Консультант.
5. Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ (ред. от 01.04.2005) «О воинской обязанности и военной службе» / Правовая система Консультант.
6. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. А.И. Зубкова. – Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001.