Содержание

Введение. 3

1. Системный подход в управлении. 6

2. Целеполагание в управлении. 11

3. Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта. 16

4. Природа и состав функций менеджмента. 25

5. Проектирование организационной структуры управления ЦВ «ПРотек». 30

Заключение. 33

Список литературы.. 35

Введение

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.

Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации. Основные закономерности таких изменений мы рассмотрим в следующих темах.

Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином “организация”. Так, система-(гр.-целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д. в зависимости от оснований классификации систем. Нас будут интересовать только динамические органические открытые системы, т.к. только так могут характеризоваться социальные организации способные к развитию.

Организация-(лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю) -    1. внутреняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, оринтированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Одна из трудностей определения этого понятия (нас будут интересовать только социальные организации) состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

Дополнительные трудности в определении этого понятия вызываются тем обстоятельством, что существует много разновидностей организаций, начиная с организации в семье и кончая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах, таких, как “клиника Федорова”, “Уралмаш”, профсоюз шахтеров, министерство здравоохранения и организация Объединенных Наций. Можно представить себе множество разновидностей организации, начиная с организации, охватывающей деятельность отдельной личности, и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, а также большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя крайними случаями.

Однако все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации- это 1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; 2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и 3) их действия целенаправлены (люди имеют цель, намерение).

В этой теме мы рассмотрим в первую очередь более формализованные, крупные организации, которые можно определить так:  “Организация- это система средств и методов, с помощью которых большое число занятых сложными задачами людей, настолько большое, что исключается возможность личных контактов каждого лица с каждым, связывает себя с каждым другим лицом в процессе сознательного, систематического установления и последующего достижения взаимно согласованных целей”.

1. Системный подход в управлении

Приведем определения понятия система.

Системой называется организованное сложное целое; совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное единое целое.

Система представляет собой совокупность компонентов (одушевленных или неодушевленных), которая воспринимает некоторые входы и, будучи вынуждена определенным образом отвечать на них, производит такие выходы, которые обеспечивают достижение цели – максимизации некоторой функции входов и выходов.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Система – определенный порядок в расположении и связи действий.

Система – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Система – целостный ряд разнородных, но связанных между собой и дополняющих друг друга, элементов, обеспечивающих единый процесс последовательной обработки предметов труда.

Система – наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов .

Система – форма организации хозяйственной жизни общества.

Понятие «система» относится к фундаментальным научным категориям. Несмотря на разнообразие трактовок этого понятия общим является выделение свойства целостности систем. Это свойство иногда называют эмерджментностью (от англ. Emergence – появление нового). В последнее время в теории управления для характеристики свойств целостности используют термин синергизм (от греч. Sinergia – сотрудничество, содружество), означающий что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его частей.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы – знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это  объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся. Она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации являются открытыми системами.

Рассматриваемое предприятие в данной работе – ЦВ «Протек». Производственный процесс на данном предприятии можно изобразить следующей схемой (рис. 1).

Рисунок 1 – Схема процессов в организации ЦВ «Протек»

ЦВ «Протек»  как система имеет следующие характеристики: сложная вероятностная система, инерционная, целостная (устойчивость к внешней среде за счет системообразующих связей), открытая (все развитие системы ЦВ «Протек»  опосредовано системами более высокого уровня).

ЦВ «Протек» как систему можно представить в виде различных комбинаций ее элементов:

ЦВ «Протек»  как гомогенная система может быть представлена как совокупность филиалов и подразделений: «Протек - 3» в Санкт-Петербурге, «Протек - 230» в Мурманске, «Протек - 4» в Ярославле, «Протек - 31» - в Калининграде, «Протек - 37» в Кемерово, «Протек - 7» в Красноярске, «Протек - 16» в Новосибирске, «Протек - 25» во Владивостоке.

Схема рассматриваемого экономического объекта как системы приведена на рис. 2

 

Рисунок 2- ЦВ «Протек» как система

При этом каждый из элементов первого уровня (территория, население, экономическая база) можно представить в виде совокупности элементов (II уровень), их составляющих, например таким образом:

Управление:

·        директор,

·        менеджеры высшего звена.

·        менеджеры среднего звена.

Персонал:

·        продавцы,

·        маркетологи,

·        кассиры,

·        грузчики и т.д.

Закупочная деятельность:

·        мероприятия по осуществлению закупок товара,

·        по хранению товара.

Торговая деятельность:

·        продажи,

·        послепродажное и

·        вовремяпродажное обслуживание.

Таким образом, рассматриваемый объект представляет собой открытую систему с достаточно сложной внутренней структурой, имеющую множество входов и выходов, через которые она осуществляет взаимодействие с внешней средой.

Рассмотрим основные факторы внешней среды ЦВ «Протек».

Статус ЦВ "Протек" на российском фармацевтическом рынке требует особого подхода к работе с клиентами и чуткого следования любым переменам на рынке.

ЦВ "Протек" не просто предлагает своим клиентам широкий ассортимент продукции и комплекс дополнительных услуг. Компания формирует решения по развитию бизнеса аптечных учреждений. И это не броская фраза. Компания работает на фармацевтическом рынке страны уже 15 лет. За эти годы ЦВ "Протек"  стал лидером на рынке. В основе работы  организации лежит принцип партнерских взаимоотношений, который помогает нам ежедневно поставлять лекарственные препараты в 18 000 аптек по всей стране.

Система управления производственной деятельностью является частью общей стратегии управления аптечной сетью, разработка которой начинается с формулирования миссии фармацевтической организации, объединяющей сеть аптек. В соответствии с этим определяются цели управления производственной деятельностью, а затем разрабатывается комплекс функциональных стратегий.

Цели выражают желаемые результаты, согласующиеся с миссией организации и отвечающие состоянию ее внешней и внутренней среды.

Центр внедрения «Протек» — это головное предприятие, находящееся в Москве, и региональная сеть, состоящая из 40 филиалов и такого же количества торговых представительств, которые работают на территории Российской Федерации. Один из лучших и крупнейших филиалов — Красноярский, появившийся в 1995 году. Начинал Красноярский филиал с небольшого дружного коллектива единомышленников, поставляя лекарственные препараты красноярским аптекам. Филиал быстро развивался и через некоторое время вышел на поставки по краю. Благо, что современный рынок лекарственных средств в Красноярском крае позволяет всем его участникам работать в равных условиях свободной конкуренции.

Характеристика внешней среды ЦВ «Протек»

Фактор внешней среды

Содержание фактора

Влияние на систему

Факторы внешней среды прямого воздействия

1. Потребители

Широкий круг покупателей с различным уровнем достатка

Достаточно широкий ассортимент выпускаемой продукции с разной ценой рассчитанной на покупателей с разным уровнем достатка

2. Поставщики

Оптовые фирмы-посредники, предприятия-производители продукции.

Изменение цены продукции в зависимости от цены предложения поставщиков

3. Конкуренты                    

Магазины  с аналогичным ассортиментом товаров.

Стимулирует повышение качества продукции и других конкурентных преимуществ в т.ч. снижение издержек производства и цены продукции

Факторы косвенного воздействия

4. Социальная политика государства

Увеличение или уменьшение социальной поддержки населения

Увеличение благосостояния населения способствует росту спроса, а, следовательно, стимулирует рост цены и предложения

5. Финансовая политика государства

Изменения в налоговой и кредитной политике

Уменьшение/увеличение налоговых ставок приводит к увеличению снижению цены продукции предприятия и изменению его состояния в целом

Проанализируем влияние на систему следующих факторов.

Конкуренты. Рост конкуренции может привести к следующим изменениям в системе:

- проведение мероприятий по увеличению качества производимой продукции;

- снижение издержек производства;

- снижение цены продукции;

- выход на новые рынки; изменение целей и стратегий предприятия в целом;

- увеличение сроков хранения продукции.

Поставщики. Увеличение цен поставщиков может повлечь следующие изменения:

- увеличение издержек;

- увеличение цены продукции;

- снижение спроса покупателей;

- мероприятия по поиску новых поставщиков.

2. Целеполагание в управлении

Цель – один из элементов поведения и сознательной дея­тельности человека, характеризуемый предвосхищением в мыш­лении результата деятельности и пути его реализации с помо­щью определенных средств. Цель выступает как способ интегра­ции различных действий человека, а для организации – дейст­вий различных людей, в некоторую упорядоченность или систе­му. Цель – исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления[1].

Цель выступает как идеальное описание результата деятель­ности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Пе­реход от цели к результату не является непосредственным. Не сформулированные человеком цели как таковые приводят к конкретному результату, а процесс их достижения с помощью определенных материальных средств.

Миссией обычно называют очень большую цель, вызываю­щую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии – есть ни что иное, как ответ на во­прос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Однако это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия – есть удовлетворение членов общества, их потребностей в том или ином товаре или услуге. Если нет потребителя или потребители более не нуждаются в продукте или ус­луге компании, она вскоре перестает существовать. Компания, те­ряющая видение миссии, рискует потерять своих потребителей. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.

На основе миссии формулируются долгосрочные (более 1 года) цели организации или качественные результаты, которые не будут достигнуты и за пределами планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели указывают на то, что организация хочет по­лучить и чего достичь в будущем.

Цели организации – это цели, общие для всех ее членов. Цели успешных организаций обычно согласуются с целями, ко­торые имеют значение для общества. Максимизация прибыли – главная цель деловой организации, достижение которой означа­ет, что организация получает максимум от рынка, а это, в свою очередь, позволяет компании больше платить своим работни­кам, требуя от них взамен соответствующей отдачи[2].

Цели выполняют ряд практических и полезных функций, помогая управлению организаций и пониманию того, зачем суще­ствует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе.

В таблице 2 приведем классификацию целей.

Таблица 2

Критерии классификации

Группы целей:

Период установ­ления

Стратегические

Тактические

Оперативные

Содержание

Экономические

Организационные

Научные

Социальные

Технические                      

Политические

Функциональ­ная структура

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные

Финансовые                    

Административные

Среда

Внутренние

Внешние

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные (повторяющиеся)

Разовые

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизнен­ного цикла

Проектирование и

создание объекта,

Рост объекта

Зрелость объекта 

Завершение жизненного цикла объекта

Количество и разнообразие целей задач ме­неджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее разме­ров, специализации, вида, формы собственности. В ка­честве удобного и апробированного на практике инстру­мента исследования целей можно использовать построе­ние целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей.

Построение дерева целей осуществляется для форма­лизованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева целей опи­сывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необхо­димо описывать желаемые результаты, но не спо­собы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимые друг из друга;

• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, кото­рые могут быть выполнены определенным спосо­бом и в заранее установленные сроки.

                                        

 

Дерево целей ЦВ «Протек» можно представить следующим образом:

ЦВ «Протек» — первая и единственная в России фармацевтическая компания, годовой оборот которой составил более 500 млн. долларов и ежегодные поставки более 500 млн. упаковок лекарственных средств. По этому показателю компания входит в десятку крупнейших дистрибьюторов мира. Основные приоритеты «Протека» — уважение своих клиентов, постоянный рост профессионализма.

Миссия фирмы ЦВ «Протек», которую знает каждый сотрудник, звучит следующим образом: «Своевременное и качественное обеспечение организаций здравоохранения и населения лекарственными препаратами и сопутствующими товарами медицинского назначения в необходимом количестве и ассортименте».

Сегодня компания предлагает своим клиентам лучшие отечественные и зарубежные лекарственные препараты, что подтверждают сертификаты подлинности ведущих фирм–производителей. Это свидетельствует о полном доверии производителей своему официальному дистрибьютору. Соблюдение всех требований по хранению и транспортировке препаратов не вызывает сомнений у специалистов компаний — крупнейших производителей фармпрепаратов.

Дерево целей исследуемой организации будет выглядеть следующим образом.

3. Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта

PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности[3]. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Основные положения PEST – анализа:

«Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны».

Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST – анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

Политика (Р)

Экономика (Е)

1

1

2

2

3

3

Социум (S)

Технология (Т)

1

1

2

2

3

3

SNW – анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Для составления SNW – анализа необходимо заполнить следующую таблицу:

SWOT-ана­лиз является одним из первых эта­пов стратегического планирования. Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для пре­вращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными воз­можностями[4].

SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

1

2

3

Н

На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы - кон­курентные преимущества фирмы в следующих областях: патентоспособность выпускаемых товаров; цена товаров; прогрессивность технологии;  квалификация кадров; стоимость ресурсов, применяемых фирмой; возраст основных производственных фондов; географическое расположение фирмы; инфраструктура; система менеджмента (в т.ч. маркетинга); сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менедж­мента фирмы и др.

На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурен­тоспособности: на 0-м уровне - комплексный показатель конку­рентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затра­ты, условия применения товара; на 2-м уровне - конкретные пока­затели и т. д. На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макро­среды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и так­тических угроз фирме и своевременного предотвращения убыт­ков от них.

На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т.п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.

Схема применения SWOT-анализа

Силы (S)

Слабости (W)

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Для анализа среды также может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому фактору экспертным путем дается:

·                    оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – сильная важность, 2 – умеренная важность, 1 – слабая важность;

·                    оценка его влияния на организацию по шкале: 3 – сильное, 2 –умеренное, 1 – слабое, 0 – не влияет;

·                    оценка направленности влияния по шкале: (+1) – позитивное влияние, (–1) – негативное влияние.

Профиль среды

Факторы среды

Важность для отрасли (А)

Влияние на организацию (В)

Направленность влияния (С)

Степень важности D = A * B * C

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности данного фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Проведем PEST – анализ среды рассматриваемой организации.

Политика (Р)

Экономика (Е)

1. Выборы

1. Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад).

2. Государственной Думы РФ 

2. Уровень инфляции

3. Государственное регулирование конкуренции в отрасли

3. Платежеспособный спрос населения

Социум (S)

Технология (Т)

1. Изменения в уровне и стиле жизни

1. Появление новых технологий производства

2. Изменение структуры доходов

2. Значимые тенденции в области НИОКР

3. Изменения основных потребительских предпочтений на продукт

3. Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта

PEST – анализ среды

Для формулирования целей управления производственной деятельностью мы использовали методологию SWOT-анализа. Полученные результаты комплексного анализа состояния внутренней и внешней среды интерпретируются следующим образом:

• S – сильные стороны;

• W – слабые стороны внутренней среды в сочетании с O – возможностями и T – угрозами со стороны внешней среды.

Ниже приведены результаты SWOT-анализа состояния производственной деятельности ЦВ «Протек»

К сильным сторонам (или преимуществам) внутренней среды нами были отнесены:

• отсутствие аналогов промышленного производства для большей части номенклатуры лекарственных средств (ЛС) аптечного изготовления, что позволяет избегать конкурентного давления со стороны товаров-субститутов;

• высокий уровень квалификации персонала, что гарантирует строгое соблюдение правил фармацевтической технологии, требований санитарного режима и фармацевтического порядка, а следовательно, и высокое качество изготовленных ЛС;

• высокий уровень менеджмента. На предприятии внедрена и эффективно функционирует система внешнего и внутреннего планирования, маркетингового и финансового управления. Имеющийся потенциал может быть использован при разработке эффективной системы управления производственной деятельностью;

• имидж предприятия. Благоприятный имидж ЦВ «Протек» обусловлен социальной ориентированностью деятельности, направленной на максимальное удовлетворение потребностей населения и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в ЛС и изделий медицинского назначения (ИМН), на оказание полного спектра фармацевтических услуг, включая льготное лекарственное обеспечение, отпуск наркотических и психотропных препаратов, изготовление ЛС, оказание информационных услуг и т. д.

Слабыми сторонами (или недостатками) внутренней среды, на наш взгляд, являются:

• неэффективность организации производственного процесса в некоторых аптеках, где не реализуется большинство функций управления, недостаточно используется потенциал работников и имеющихся площадей;

• значительный износ активной части основных фондов, необходимость ее обновления. Неудовлетворительное состояние помещений и коммуникаций в большинстве производственных аптек. Это потребует изыскания средств для улучшения материально-технической базы аптек;

• отсутствие маркетингового управления производственной деятельностью не позволяет оказывать активное воздействие на спрос, управлять ассортиментом и объемами продаж ЛС аптечного изготовления;

• отсутствие планирования и экономического управления результатами производственной деятельности, следствием чего является высокая себестоимость ЛС аптечного изготовления, убыточность производственной деятельности;

• отсутствие выделенного бухгалтерского учета по производственной деятельности не позволяет оперативно получать информацию о текущем ее состоянии и применять методы финансового управления.

К возможностям, предоставляемым со стороны внешней среды, нами было отнесено следующее:

• социальная значимость производственной деятельности свидетельствует о том, что ЛС аптечного изготовления и в перспективе будут востребованы;

• монопольное положение на рынке амбулаторной экстемпоральной рецептуры снижает риск потери покупателей в период проведения реорганизации;

• низкая конкуренция в сегменте оптовых продаж ЛС для ЛПУ предоставляет возможность сохранения существующей доли рынка. Риск появления новых конкурентов (производственных аптек) рассматривается нами как минимальный из-за непривлекательности рыночного сегмента ЛС аптечного изготовления в виду высокой себестоимости изготавливаемой продукции и низкой рентабельности данного вида деятельности;

• участие ЦВ «Протек» в социальных программах позволяет анализировать потребности здравоохранения города в ЛС аптечного изготовления, прогнозировать ассортимент и количество необходимых ЛС, а также реальные объемы финансирования;

• улучшение финансирования ЛПУ и льготного отпуска позволяет прогнозировать в перспективе увеличение емкости данного сегмента рынка и рост объемов изготовления ЛС;

• динамичное развитие муниципальной системы здравоохранения г. Перми улучшает позиции муниципальной аптечной сети на локальном фармацевтическом рынке.

В перечень возможных угроз со стороны внешней среды нами были включены:

• низкая покупательная способность населения как фактор угрозы падения объемов продаж на рынке ЛС аптечного изготовления при повышении цен на них. Это не позволит решить проблему повышения рентабельности производственной деятельности только за счет повышения тарифов;

• переключение части оптовых покупателей на конкурентов. Вероятность потери части оптовых покупателей в период проведения реорганизации в результате переключения их на конкурентов (аптеки ЛПУ) рассматривается нами как минимальная, но все же реально существующая;

• изменение системы налогообложения ЛС аптечного изготовления приведет к росту цен на них;

• расширение номенклатуры ЛС промышленного производства может привести к вытеснению части номенклатуры ЛС аптечного изготовления.

Учитывая результаты SWOT-анализа, нами были сформулированы цели управления производственной деятельностью:

социальные:

• сохранение существующей номенклатуры и фактических объемов изготовления ЛС;

• организация приема рецептов и отпуска изготовленных по ним ЛС в муниципальных аптеках всех административных районов города;

• ограничение роста цен на ЛС аптечного изготовления (не более чем на 20% в год);

экономические:

• снижение убыточности производственной деятельности для муниципальной аптечной сети (не менее чем на 70% за счет уменьшения издержек);

• повышение эффективности использования производственных площадей за счет сокращения количества производственных аптек и организации производственного процесса в двухсменном режиме;

• повышение производительности труда и эффективности использования материальных ресурсов за счет специализации одной из аптек на изготовлении стерильных растворов в больших объемах для ЛПУ и расширения серийного изготовления ЛС.

Сформулированные цели послужили руководством при разработке определенной модели организации и управления производственной деятельностью в виде комплекса функциональных стратегий.

Функциональные стратегии – это совокупность конкретных мероприятий по достижению поставленных целей, сгруппированных по основным компонентам менеджмента: структура, персонал, маркетинг, логистика, учет, финансы, экономика.

Структура. По этому компоненту менеджмента оценивается необходимость изменения организационной структуры производственной деятельности в рамках аптечной сети с учетом других видов ее деятельности, анализируется целесообразность специализации аптек и т. д.

На наш взгляд, наиболее подходящей для организации и управления производственной деятельностью в масштабах аптечной сети является линейно-функциональная структура, т. к. она имеет ряд преимуществ. Эта структура более экономична в отношении управленческих расходов, поскольку функции управления централизованы. Линейно-функциональная структура предусматривает специализацию и высокую компетентность персонала, обеспечивает быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы.

По нашему мнению, в структуре аптечной сети должна быть выделена линейно-функциональная бизнес-единица – специализированное структурное подразделение и смоделирована его организационная структура, оптимальная с точки зрения выполнения производственных функций. Такое Подразделение обеспечит ориентацию:

• на действующие технологии (аптечная технология изготовления ЛС строго регламентирована);

• сложившийся рынок (как правило локальный рынок ЛС аптечного изготовления стабилен);

• ценовую конкуренцию (ЛС аптечного изготовления должны быть конкурентоспособными по цене в сравнении с синонимами и аналогами промышленного производства);

• управление изготовлением ЛС в рамках бизнес-единицы предприятия наряду с другими видами деятельности.

4. Природа и состав функций менеджмента

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Организация – функция, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

 Контроль – это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации.

Стимулирование – это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Теперь нужно рассмотреть как выполняются функции менеджмента на предприятии ЦВ «Протек»

Таблица 6

Функции управления как основа создания структуры управления

Цель управления

Функция управления

Содержание функции

Орган, ответственный за выполнение функции

С какими отделами существует информационная связь

Планирование

Анализ и изучение спроса, формирование ассортимента лекарственных средств

Отдел маркетинга

Отдел статистики

Мотивация

Премии

Вознаграждения

Поощрения

Взыскания

Отдел труда и заработной платы

Бухгалтерия

Контроль

наблюдение за выполнением планов,

обеспечение с помощью информации обратной связи

Планово-экономический отдел

Аналитический отдел

Организация

Установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями,

 предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления,

сравнении фактически полученных результатов,

их корректировка

Планово-экономический отдел

Отдел статистики

Отдел маркетинга на ЦВ «Протек» выполняет важную ролью.

. Руководство компании всегда изучало лучший мировой опыт ведения бизнеса, который подсказывал, что наличие структуры маркетинга в компании необходимо для ее развития. Основными направлениями деятельности отдела маркетинга с самого начала его создания стали: формирование оптимального ассортимента, цен и рекламно-информационная поддержка деятельности фирмы. Постепенно появлялись новые направления работы, расширялся круг вопросов и рос коллектив отдела. Сегодня специалисты отдела курируют вопрос автоматизации аптек, открывают новые ассортиментные направления и проводят новые форматы сбытовых акций.

Сотрудники отдела регулярно проходят профессиональное обучение и различные тренинги - работа в лидирующей компании отрасли требует высокой квалификации каждого менеджера. Многие менеджеры встречаются друг с другом не только в рабочее время.

Оценить рыночную ситуацию и сделать прогноз ее развития во всех регионах страны - задача нелегкая. Но постоянное "сканирование" производственного и потребительского фармрынка позволяет нам отслеживать основные тенденции и вовремя на них реагировать.

Департамент маркетинга широко использует материалы аналитических агентств: "Фармэксперт", "КОМКОН-фарма", DSM, RMBS, IMS и других.

Основные принципы, которыми ЦВ "Протек" руководствуется в отношениях с партнерами - открытость, ответственность, стремление к взаимному соблюдению интересов. Компания осуществляет хранение и доставку товара, решает таможенные и юридические задачи, связанные с его движением. В ЦВ "Протек" созданы подразделения, оказывающие производителям услуги по регистрации препаратов в России и их комплексному маркетинговому продвижению.

"Сканируя" рынок потребления, департамент маркетинга изучает новые товарные и ценовые предложения производителей. Сегодня постоянный анализ проводится по всем ассортиментным группам, а это 10 тысяч наименований лекарственных средств, БАД и парафармацевтических препаратов.

ЦВ «Протек» постоянно расширяет ассортимент, предлагая потребителю новые продукты. Ежемесячно специалистами ЦВ Протек рассматривается до 300 предложений о включении той или иной позиции в прайс-лист компании. Вместе с тем, наши клиенты могут быть уверены: наша компания работает только с проверенными поставщиками. Постоянными партнерами компании являются 200 поставщиков импортных препаратов и около 500 отечественных производителей. Для многих импортеров мы стали главным дистрибьютором, через склады которого они вошли на российский фармацевтический рынок. Среди стратегических поставщиков ЦВ «Протэк» такие компании, как Gedeon Richter, Sanofi-Aventis, Berlin-Chemie, Nicomed, Lek, Novartis, из отечественных производителей - "Нижфарм", "Отечественные лекарства". ЦВ "Протек" имеет эксклюзивные договора с производителями на поставку определенных продуктов, например с Gedeon Richter, Sanofi-Aventis. А итальянская фирма Medestea (бренд "Целласене") продвигает свои продукты только с ЦВ "Протек".

ЦВ "Протек" предоставляет своим клиентам большое число дополнительных сервисов, а работа с поставщиками напрямую, без посредников - один из основополагающих принципов работы. Именно это позволяет компании предлагать конкурентоспособные цены. Исследование рынка, изучение мнения клиентов позволяют нам формировать предложения по каждой отдельной позиции в наиболее приемлемом ценовом диапазоне для каждого региона.

Задача ЦВ «Протек» - сформировать для клиента конкурентоспособный продукт, предлагая широкий ассортимент товаров, доступные ценовые условия плюс дополнительный сервисный пакет. Речь идет о всесторонней информационной поддержке новых препаратов, разнообразных акциях, привлекающих и потребителей, и работников аптечных учреждений.

5. Проектирование организационной структуры управления ЦВ «ПРотек»

В процессе выделения структурных звеньев Подразделения и определения перечня необходимых должностей следует предусмотреть реализацию всех функций управленческой и производственной деятельности в разрезе функциональных стратегий. Для этого рекомендуется использовать методологию структурно-функционального моделирования.

При разработке организационной структуры сначала конкретизируются функции управления и обеспечения производственной деятельности, а затем производится их закрепление за структурными звеньями. Это позволяет обеспечить реализацию всех функций и четко разграничить направления деятельности, задачи и полномочия каждого структурного звена.

Персонал. После конкретизации всех функций составляется перечень всех видов работ, выполняемых в процессе аптечного изготовления ЛС. Затем в соответствии с проектом организационной структуры Подразделения по производственной деятельности осуществляется закрепление профессиональных обязанностей за определенными должностями и исходя из объема работ рассчитывается необходимая численность персонала.

Маркетинг. Разработка стратегии осуществляется по элементам: продукт, цена, продвижение на рынке и стимулирование продаж. Рассматривается необходимость изменений в ассортименте изготавливаемой продукции, вносятся коррективы в ценовую политику, разрабатываются методы продвижения товара на рынке и методы стимулирования продаж. При необходимости вносятся изменения в работу с поставщиками и покупателями.

Логистика. В данной стратегии должны быть подробным образом рассмотрены:

• организация снабжения производственной деятельности необходимыми субстанциями и материалами (производится выбор поставщиков с наиболее привлекательными условиями оплаты и поставки, приемлемыми ценами, определяется потребность в субстанциях и материалах, устанавливается норматив запасов и т. д.);

• организация самого производственного процесса (выбираются аптеки для размещения в них производственного отдела, рассматриваются вопросы о выделении специализированных отделов по изготовлению определенных лекарственных форм, определяется объем работы каждой аптеки, отдела и т. д.);

• организация сбыта изготовленной продукции (производится закрепление за аптеками постоянных оптовых покупателей, оценивается возможность доставки им изготовленной продукции транспортом аптечной сети, определяется перечень дополнительных услуг (информационных, консультационных) и т. д.).

Учет и финансы. В финансовой структуре аптечной сети Подразделение по производственной деятельности целесообразно рассматривать как центр финансового учета. Это требует постановки системы отдельного учета по данному виду деятельности. С целью финансового управления производственной деятельностью данное Подразделение должно рассматриваться и как центр финансовой ответственности. Это требует внедрения системы бюджетов определенного формата и разработки регламента их составления.

Экономика. Основная задача данной стратегии – разработка системы экономического мониторинга за себестоимостью изготавливаемой продукции и финансовыми результатами по данному виду деятельности.

Таким образом, предлагаемые методические подходы базируются на теории современного менеджмента, методологии системного анализа и структурно-функционального моделирования. Они позволяют смоделировать систему управления производственной деятельностью в масштабах аптечной сети всего муниципального образования, адекватную условиям внешней и внутренней среды.

Рассмотрение производственной деятельности с точки зрения объекта управления и последующая разработка эффективной системы ее управления позволят повысить качество лекарственного обеспечения населения города и эффективно использовать муниципальный имущественный комплекс.

Заключение

Таким образом, в курсовой работе были раскрыты основные аспекты управления современной организацией.

В первой главе говорится о системном подходе и его практическом применении в управлении современным предприятием.

Во второй главе речь шла о целеполанаии в управлении. Здесь было дано определение понятий цели и миссии организации, а так же описан процесс построения дерева решений и определена миссия конкретного предприятия.

В третье главе работы рассказывается об анализе внешней и внутренней среды. В этой главе будут описаны такие методики как SWOT-анализ, PEST-анализ, профиль среды, метод «5x5», SNW-анализ, оценка конкурентоспособности и др.

В четвертой главе были названы и подробно описаны основные функции управления организацией.

В пятой заключительной главе работы было рассказано об основных организационных структурах и их проектировании.

Таким образом, в работе были раскрыты основные вопросы, которые позволяют наиболее полно раскрыть выбранную тему, которая представляет собой огромной интерес для изучения и имеет четкую практическую направленность.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд общих выводов для подведения итога проделанной работе.

1. Система – это целое, состоящее из частей и элементов, неразрывно связанных между собой.

2. Задача – целевая установка к рациональным действиям, заданная из вне или сформулированная самим исполнителем. Применительно к организации и предприятиям –  действующее в течение некоторого времени требование выполнять определенные действия.

3. Цель – один из элементов поведения и сознательной дея­тельности человека, характеризуемый предвосхищением в мыш­лении результата деятельности и пути его реализации с помо­щью определенных средств. Цель выступает как способ интегра­ции различных действий человека, а для организации – дейст­вий различных людей, в некоторую упорядоченность или систе­му.

4. Миссией обычно называют очень большую цель, вызываю­щую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии – есть ни что иное, как ответ на во­прос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает?

5. Цели организации – это цели, общие для всех ее членов. Цели успешных организаций обычно согласуются с целями, ко­торые имеют значение для общества.

8. SWOT-ана­лиз является одним из первых эта­пов стратегического планирования. Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для пре­вращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными воз­можностями

9. Функция управления – обособленно направление человеческой деятельности. Среди функций управления можно выделить планирование, организация, мотивация и контроль как основополагающие.

Таким образом, в курсовой работе были рассмотрены основные аспекты, касающиеся современного менеджмента и его практической реализации.

Список литературы

1.     Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. – 432 с.

2.     Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.

3.     Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.

4.     Политология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, А.С.Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 367 с.

5.     Липсиц И.В. Экономика (книга 1) – М.: Издательство «Вита-Пресс», 2001. – 304 с.

6.     http://www.millionmagazine.ru/archive/2002_12/st_24.shtml

7.     http://www.apteka.ua/archives/430/20367.html

8.     http://www.apteka.ua/archives/367/18438.html

9.     http://www.japancosmetics.ru/ru/newspaper05_2005.shtml

10.                      http://www.directoria.ru/rubric.asp?rub_tema=32287


[1] Цыпкина Ю.А. Менеджмент. – М., 2001. с. 236.

[2] Цыпкина Ю.А. Менеджмент. – М., 2001. с. 239.

[3] Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер  с англ. - М.: Дело, 1992. с. 341.

[4] Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер  с англ. - М.: Дело, 1992. с. 346.