Оглавление

1. Этапы процесса маркетинговых исследований. 3

Выявление проблем и формулирование целей исследования. 3

Отбор источников информации. 3

Сбор информации. 7

Анализ собранной информации. 7

Представление полученных результатов. 7

2. Виды организационных структур службы маркетинга и их выбор. 7

Функциональная организация. 8

Организация по географическому принципу. 9

Организация по товарному производству. 9

Организация по рыночному принципу. 11

Организация по товарно-рыночному принципу. 11

3. По каким признакам сегментирует рынок Ваша компания? Дайте характеристику целевого рынка (сегментов) компании. Какую стратегию охвата рынка использует компания (аргументируйте ответ)?. 11

Признаки, по которым компания сегментирует рынок: 12

Характеристика целевого рынка (сегментов) компании. 12

Стратегия охвата рынка. 12

Список литературы.. 14

1. Этапы процесса маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования – деятельность, направленная на снижение стоимости проведения маркетинга или распределение товаров, увеличение сбыта и достижение максимальных прибылей [4, стр. 643-644].

Рынок становится объектом маркетинговых исследований в том случае, когда предприятие нуждается в информации о желаниях и вкусах потребителей.

Как правило, такая потребность возникает, когда предприятие планирует начать выпуск нового продукта, желает улучшить имеющийся товар или выяснить причины неуспеха в актуальной коммерческой деятельности.

Исследования маркетинговой деятельности предприятия направлены в первую очередь на оценку ее эффективности. Они предпринимаются уже после того, как предприятие работало на рынке некоторое время, используя самые разные способы стимулирования сбыта. Оценка эффективности этой работы нужна для того, чтобы выявить слабые места и обнаружить новые перспективы [5, стр. 147].

Процесс маркетингового исследования включает пять основных этапов (рис. 1.1.).

 

Рис. 1.1. Схема маркетингового исследования

Выявление проблем и формулирование целей исследования

На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования.

После этого управляющий должен сформулировать цели исследования. Цели эти могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть также описательными, т.е. предусматривать описание определенных решений. Бывают и экспериментальные цели, т.е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи.

Отбор источников информации

На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора.

Маркетинговую информацию принято делить на первичную и вторичную.

Первичную информацию получают в результате целенаправленных, специально организованных исследований рынка (опросов, экспериментов, наблюдений). Первичная информация характеризуется рядом недостатков: она требует большое время на сбор и обработку, дорога и сама фирма не всегда может собрать все необходимые данные.

Вторичной считают любую маркетинговую информацию, которая является значимой с точки зрения маркетинга, но получена из других источников или с другими целями. Такая информация имеет один, но очень важный недостаток: она не собиралась целенаправленно для анализа важного в данный момент аспекта рынка. Использование вторичной информации выгодно по причине ее дешевизны по сравнению с первичной информацией, из-за возможности сопоставления нескольких источников, а также из-за быстроты получения по сравнению со сбором первичной информации, который предполагает большие временные затраты.

Наиболее важными источниками вторичной маркетинговой информации являются:

1)    публикации государственных органов, торгово-промышленных палат и объединений, национальных и международных официальных организаций, учебных, научно-исследовательских, проектных институтов, симпозиумов, конгрессов, конференций;

2)    сборники статистической информации;

3)    сообщения в журналах и газетах;

4)    прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации.

Маркетинговую информацию делят также на открытую и закрытую. Открытая информация доступна для всех; как правило, это официально опубликованная информация. Закрытая, или синдикативная, информация – это информация, которая распространяется по особым каналам (например, некоторые организации могут распространять за деньги информацию, после того, как она была обработана), а также информация, являющаяся коммерческой тайной [5, стр. 150-151].

Исследование обычно начинают со сбора вторичной информации.

Для сбора первичной информации лучше всего разработать специальный план. На рис. 1.2. приводится план, требующий предварительных решений относительно методов исследования, орудий исследования, плана составления выборки, способов связи с аудиторией.

Современные маркетологи используют целый набор методов маркетинговых исследований для того, чтобы понять потребителей, оценить рынки, а также свою рыночную эффективность [2, стр. 85].

Методы исследования

Наблюдение

Эксперимент

Опрос

Орудия исследования

Анкета

Механические устройства

План составления выборки

Единица выборки

Объем выборки

Процедура выборки

Способы связи с аудиторией

Телефон

Почта

Личный контакт

Рис. 1.2. План сбора первичных данных

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Существует три способа сбора первичной информации, а именно наблюдение; эксперимент, опрос.

Наблюдение — один из возможных способов сбора первичной информации, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.

Другой способ сбора данных — эксперимент. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий.

Опрос стоит где-то на полпути между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент — для выявления причинно-следственных связей, Тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований.

ОРУДИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. При сборе первичной информации у исследований маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследования, которыми являются анкеты и механические устройства. Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе вторичной информации. В широком смысле анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.

Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры. Прибор под названием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. Электронное устройство под названием аудиметр подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ВЫБОРКИ. Выборка — сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь маркетинга должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием. Для этого необходимо принять три решения.

Первое: кого опрашивать? Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно скорее всего ею располагает.

Второе: какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее небольших, но для получения точных ответов исследователю, вовсе не обязательно опрашивать более 1% населения.

Третье: каким образом следует отбирать членов выборки? Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать их по признаку принадлежности к определенной группе или категории, такой, как возрастная группа или факт проживания в определенном районе. Или же отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти лица могут быть хорошими источниками информации.

СПОСОБЫ СВЯЗИ С АУДИТОРИЕЙ.

Интервью по телефону — лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Два основных недостатка телефонных интервью: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера.

Анкета, рассылаемая по почте, может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние интервьюера.

Личное интервью — самый универсальный из трех методов проведения опроса. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью — самый дорогой из трех методов и требует более тщательного административного планирования и контроля.

Сбор информации

Разработав проект исследования, необходимо собрать информацию. При проведении экспериментов исследователям нужно внимательно следить за соответствием друг другу экспериментальных и контрольных групп, не оказывать на участников влияния своим присутствием, давать инструкции совершенно единообразным способом и следить за соблюдением всех прочих условий.

Анализ собранной информации

Следующий этап маркетингового исследования — извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Исследователь сводит полученные данные в таблицы. На основе этих таблиц выводят или рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь в надежде получить дополнительные сведения обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решений, применяемых в системе анализа маркетинговой информации.

Представление полученных результатов

Исследователь не должен ошеломлять управляющих по маркетингу количеством и изощренностью использованных им статистических методик. Надо представить основные результаты, нужные руководству фирмы для принятия главных, насущных маркетинговых решений. Исследование полезно, когда оно содействует уменьшению неопределенности, с которой столкнулись специалисты маркетинга [3, стр. 86-98].

2. Виды организационных структур службы маркетинга и их выбор

Фирма должна разработать такую структуру службы маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование. Если фирма очень маленькая, все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного человека. Ему будет поручено заниматься и маркетинговыми исследованиями, и организацией сбыта, и рекламой, и службой сервиса для клиентов и т.д. Этого человека могут называть управляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу или директором маркетинга. Если фирма большая, в ней обычно работают несколько специалистов в области маркетинга. Осуществлением всех маркетинговых функций руководит отдел маркетинга.

Сегодня отделы маркетинга могут быть организованы на разных основах. Каждая фирма создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению ее маркетинговых целей.


Функциональная организация

Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга. В этом случае специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются вице-президенту по маркетингу, который координирует их работу (рис. 2.1.). Кроме них, могут быть еще управляющий службой обслуживания клиентов, управляющий службой планирования маркетинга и управляющий службой товародвижения.

 

Рис. 2.1. Функциональная организация

Основным достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы эта схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом.

Организация по географическому принципу

В компаниях, торгующих по всей территории страны, подчиненность продавцов нередко приобретает форму организации по географическому принципу (рис. 2.2.). При организации по географическому принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше узнавать своих клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

 

Рис. 2.2. Организация по географическому принципу

Организация по товарному производству

Фирмы с широкой товарной номенклатурой и/или разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления. Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются несколько управляющих по группам товаров, которым в свою очередь подчиняются управляющие по товару, ответственные каждый за производство своего конкретного товара (рис. 2.3). Каждый управляющий по товару самостоятельно разрабатывает собственные производственные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты, а при необходимости и пересматривает эти планы.

Организация по товарному производству оправдывает себя в тех случаях, когда выпускаемые фирмой изделия резко отличаются друг от друга и/или разновидностей этих товаров так много, что при функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой уже не под силу.

У организации по товарному производству есть ряд преимуществ. Во-первых, управляющий по товару координирует весь комплекс маркетинга по этому изделию. Во-вторых, управляющий по товару может быстрее отдельных специалистов реагировать на возникающие на рынке проблемы. В-третьих, не обойдены вниманием и более мелкие, второстепенные по значению марочные товары, поскольку производством каждого из них руководит собственный управляющий. В-четвертых, управление производством товара — прекрасная школа для молодых руководителей, ибо на этой работе они вовлекаются почти во все сферы оперативной деятельности фирмы.

 

Рис. 2.3. Организация по товарному производству

Однако преимущества эти связаны и с издержками. Во-первых, система управления по товарному производству порождает ряд конфликтов и разочарований. Нередко управляющие по товарам не обладают достаточными правами для эффективного исполнения своих обязанностей. Во-вторых, становясь экспертами во всем, что касается их изделия, управляющие по товарам редко становятся специалистами в функциональных областях деятельности. В-третьих, система управления по товарным производствам часто обходится дороже, чем первоначально предполагалось, из-за возросших расходов на оплату труда большего числа работников.

Организация по рыночному принципу

Многие фирмы продают товары своего ассортимента на разных по своему характеру рынках. Использование организации по рыночному принципу желательно в тех случаях, когда у разных рынков разные покупательские привычки или разные товарные предпочтения.

Организация по рыночному принципу аналогична системе организации по товарному производству, представленной на рис. 2.3. Управляющий по рыночной работе руководит деятельностью нескольких управляющих по отдельным рынкам. Управляющий по работе с рынком отвечает за разработку перспективных и годовых планов по сбыту и прочим видам функциональной деятельности. Основное достоинство этой системы заключается в том, что фирма строит свою работу применительно к нуждам потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.

Организация по товарно-рыночному принципу

Перед фирмами, продающими множество разных товаров на множестве разных рынков, встает проблема: воспользоваться ли системой организации по товарному производству, требующей от управляющих по товарам знания сильно отличающихся друг от друга рынков, или применить у себя систему организации по рыночному принципу, при которой, управляющие по работе с рынками обязательно должны быть знакомы с самыми разными товарами, приобретаемыми на их рынках, А еще фирма может одновременно иметь у себя и управляющих по товарам, и управляющих по рынкам, т.е. применить так называемую матричную организацию [1, стр. 28-30].

3. По каким признакам сегментирует рынок Ваша компания? Дайте характеристику целевого рынка (сегментов) компании. Какую стратегию охвата рынка использует компания (аргументируйте ответ)?

Компания ООО «Принт-М» занимается изготовлением полиграфической офсетной продукции. Компания работает только с юридическими лицами и частными предпринимателями. Компания на рынке 2 года, относится к числу небольших компаний.

Признаки, по которым компания сегментирует рынок:

1.                 Географический

2.                 Поведенческие

а)                 поводы для покупок;

б)                 искомые выгоды;

в)                 статус пользователя;

г)                  степень приверженности.

3.                 Уровень доходов заказчиков

Характеристика целевого рынка (сегментов) компании

Компания работает в пределах Хабаровского края, основное число заказчиков находится в г. Хабаровске.

Компания ориентирована на заказчиков, для которых важны:

-                      высокое качество печати и постпечатной обработки;

-                      небольшие сроки изготовления продукции;

-                      соблюдение сроков изготовления продукции;

-                      гибкие условия оплаты;

-                      система скидок и бонусов.

Основными поводами для покупок у заказчиков компании являются:

-                      праздники (сувенирная продукция);

-                      рекламные кампании (рекламная продукция);

-                      график выхода издания (периодические издания).

Компания уделяет особое внимание регулярным пользователям, безоговорочным и терпимым приверженцам компании.

Компания предлагает особые условия работы посредникам (например, рекламным агентствам).

Больший интерес у компании вызывают заказчики со средним и высоким доходом.

Стратегия охвата рынка

Компания использует стратегию охвата рынка «Концентрированный маркетинг».

Выбор этой стратегии обоснован следующими факторами:

а)            ограниченность ресурсов компании;

б)           отличие товаров по сложности изготовления, конструкции, размерам и т.п., при том, что все товары являются полиграфическими продуктами;

в)            основные конкуренты достаточно пассивны и применяют стратегии недифференцированного маркетинга.

Список литературы

1.     Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2000. – 219 с.

2.     Котлер Ф. Маркетинг от А до Я / Пер. с англ. под ред. Т.Р. Тэор. – Спб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 224 с.

3.     Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 656 с.: ил.

4.     Музыкант В.Л.. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. – М.: Армада-пресс, 2001. – 688 с.: ил.

5.     Чикатуева Л.А., Третьякова Н.В. Маркетинг. Под редакцией Федько В.П. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 352 с.