Содержание:

Введение 3

Глава I. Личностное развитие студента 5

1.1. Понятие развития личности_ 5

1.2. Формирование личности студента в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа 12

Глава II. Человеческая природа музыкального искусства как залог успешного личностного развития и становления студента 17

Заключение 24

Список литературы_ 26

Приложение 1. 27

Введение

Ситуация переходного периода развития общества, обостряю­щая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастания ценностей эстетического образования России.

В условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.

Именно искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода «защит­ный пояс», охраняющий молодежь от тех средств массовой информа­ции, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национа­лизма, и могут нанести личностные и психические травмы, быть источниками формирования агрессивного поведения.

Кино и телевидение сегодня становятся лидерами среди сре­дств информации и познания при недостатке концертных залов, филармоний, музыкальных театров. Музыка, пре­длагаемая с экрана, мультипликация и художественные фильмы  на­полненные жестокостью и агрессивностью растлевают, притупляют со­знание человека, калечат душу, особенно молодого человека.

Молодежь заражена духовной бациллой и каждый воспитатель и педагог должен врачевать, используя имеющиеся свои духовные ценно­сти: Любовь, Красоту, Благо, Доброту, Истину,

В этих условиях воспитатель-учитель, может и должен, воспитывая и обучая, благотворно воздействовать на молодежь, на общество. Именно воспитателю-учителю предопределено разогнать то порочное круговращение, в котором молодежь оказалась заложницей тотальной системы подавления Духа.

Таким образом, современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания молодёжи, формирования ее интеллектуального и творческого потенциала в процессе обучения высших учебных заведениях.

В ходе ломки старых традиций и зарождения новых тенденций в развитии нашего общества, были отодвинуты на задний план важные проблемы воспитания молодёжи, развития творческих способностей, духовно-нравственного совершенствования.

В отличие от прошлых лет, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившийся системы общественных связей, в нынешних условиях её становление осложнено рядом объективных, далеко не всегда позитивных, социально-экономических факторов, отсутствием чётких критериев в морально-духовной сфере общества.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Личностное развитие и становление студента в процессе занятий по народному вокалу» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать личностное развитие и становление студента в процессе занятий по народному вокалу.

Задачи работы:

1.           Рассмотреть понятие развития личности.

2.           Изучить процесс формирования личности студента в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа.

3.           Проанализировать человеческую природу музыкального искусства как залог успешного личностного развития и становления студента.

Объектом исследования является процесс развития личности.

Предметом исследования является личностное развитие и становление студента в процессе занятий по народному вокалу.

Глава I. Личностное развитие студента

1.1. Понятие развития личности

В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.

У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. То есть в понятии индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки.

Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972), который разделял их на два больших класса: индивидуально-типические свойства и возрастно-половые свойства.

Индивидуально-типические свойства в свою очередь делятся на три группы:

1.           особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией больших полушарий (левое полушарие - преобладание рациональности, правое - эмоциональности, соответственно мыслители и художники, по Ивану Петровичу Павлову (1849-1936);

2.           конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида);

3.           нейродинамические свойства человека.

Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Интегрируясь, индивидные свойства в конечном итоге воплощаются в темпераменте и задатках.

Первичные индивидуально-типические свойства называют иногда нейродинамическими индивидными свойствами. Вторичные свойства, а также темперамент и задатки относятся к психодинамическим свойствам человека. В более узком смысле понятием «психодинамические свойства» обозначают только темперамент.

Рождаясь индивидом, ребенок постепенно осваивает (переводит из внешнего плана во внутренний или интериоризирует) то, что ему предлагает общество, те отношения и связи, в которые вступают взрослые люди во время их общения и деятельности. Даже развиваясь в обществе, он, так или иначе овладевает какой-то частью этих отношений, совокупность и переплетение которых образуют его личность.

А.Н. Леонтьев, разводя понятие личности и индивида, писал: «Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается: сущность личности в «эфире» (Маркс) этих отношений... личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами»[1].

Исходя из этого, личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде[2]. Это социальное качество приобретается не сразу. Взрослые, вовлекая ребенка в свои взаимоотношения, первоначально делают его объектом своей активности. Однако далее, постепенно овладевая составом деятельности, предложенной ребенку в качестве ведущей для его развития, он становится субъектом этих взаимоотношений.

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности» в понимании Б.Г.Ананьева[3]. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. «Индивидом рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Роль индивидных свойств:

1.           Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2.           Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3.           Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Отдельные индивидные свойства и их роль:

а)           Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

б)          Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

в)           Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).

г)           Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

д)          Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

Социально-исторический образ жизни как источник развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.

Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности. Идея опосредованности всех общественных отношений личности деятельностью принадлежит А.Н.Леонтьеву. Однако центром личности являются не столько сами по себе «узлы» многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятельностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности социальные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства.

На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.

Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от «времени жизни» к «времени жить»).

Выделяют различные формы времени, детерминирующие жизнь человека:

а)           физическое или хронологическое время;

б)          биологическое время (зависит от жизнедеятельности биологических систем);

в)           историческое время;

г)           психологическое время - условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути.

При изучении личности как субъекта деятельности Асмолов выделяет два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) - осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) - преобразование других.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет 2 критерия сформированной личности:

1.           Иерархичность мотивов, опосредованное поведение;

2.           Способность к сознательному руководству собственным поведением; сознательное соподчинение мотивов, сознательное опосредование поведения.

Два «рождения личности» по Леонтьеву:

1 - дошкольный возраст - первое иерархическое отношение мотивов, первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам. Один из механизмов этого процесса - интериоризация - переход интерперсональных отношений во внутреннюю мотивационную структуру.

2 - подростковый возраст - способность осознавать свои мотивы и проводить активную работу по их соподчинению, то есть появление самосознания.

Механизмы формирования личности по Ю.Б. Гиппенрейтер:

1. Сдвиг мотива на цель.

Ребенок выполняет требуемые действия (цель) ради удовлетворения потребности общения с матерью или какой-либо другой потребности (мотив). Со временем те действия, которые длительно насыщались положительными эмоциями посредством сочетания их выполнения с удовлетворением потребности, превращаются в самостоятельный мотив.

2. Механизм идентификации, включающий 2 стадии:

Первая стадия - подражание авторитету;

Вторая - дезактуализация образца - авторитет теряет субъективную значимость - это означает, что личность переняла от образца нужное, но дальше пошла своим путем (Фиксация на образце - не норма).

3. Принятие и освоение социальных ролей, 2 стадии:

Первая - принятие и обучение социальной роли или занятие определенной социальной позиции. Социальная позиция способствует формированию определенных черт не сама по себе, а через развитие соответствующей деятельности.

В норме должна быть вторая стадия - выход за пределы роли. Личность больше, чем роль, но может быть слабая личность и сильная роль - фиксация, слияние личности с ролью; остановка личностного развития.

Детерминанты развития личности в разных концепциях представлены по разному. Концепции периодизации жизни человека (Эриксон, Эльконин, Ж.Пиаже, Шпрангер) считают двигателем развития личности противоречия между операционально-техническими возможностями и развитием мотивационно-потребностной сферы.

Асмолов классифицирует детерминанты развития личности и разные концепции на следующие классы:

1.           Движущая сила - стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан) - удовлетворение различных врожденных потребностей.

2.           Принцип стремления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - движущая сила это стремление к самоактуализации.

3.           Отечественная психология:

а)     роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений;

б)    положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн).

1.2. Формирование личности студента в современной образовательно-воспитательной среде ВУЗа

Сегодня существует ясное понимание того, что вузы должны давать не только узкоспециальную подготовку, но и содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, умению жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости, развивать способности освоения новой информации и технологий, поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Только социально зрелая, духовно развитая личность характеризуется глубиной профессиональных знаний и широтой гуманитарной подготовки, культурным кругозором и богатством чувств[4].

Общечеловеческие нормы человеческой морали, культивирование нравственности и интеллигентности как меры воспитания должны стать приоритетами в формировании и развитии такой личности. Ибо сегодня, по утверждению академика Д.С. Лихачёва, социальный долг человека - быть интеллигентным, а это предполагает бескорыстное служение своему народу, абсолютный приоритет истины, уважение к мнению оппонентов, непримиримость к социальной несправедливости и другие нравственные ценности.

Как показывают исследования, именно гуманизм и нравственность больше, чем любая другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивают социальную устойчивость системы отношений человека и общества, человека и других людей, они также эффективно влияют на формирование сознания, самосознания, социально-профессиональных качеств.

«Быть человеком в человеческом обществе, - писал Герцен, - вовсе не тяжкая обязанность, а просто развитие внутренней потребности…».

Американский психолог-гуманист Карл Роджерс считает главным фактором и критерием нравственного поведения человека в обществе степень развития у него гуманистического мировоззрения и самосознания.

Учитывая, что образование является наиболее динамичным фактором воздействия на личность студента, особое значение приобретают личностные аспекты социальных функций высшей школы, её гуманитарная направленность, комфортная гуманитарная среда вуза.

Прошлый опыт воспитательной работы в вузах показал, что там, где не развивалось личностное содержание методов воспитания, там сразу разрастались различные организационные формы воспитания. В настоящее время акцент переносится на конкретное содержание воспитательного процесса и по возможности учитываются его реальные последствия в естественном процессе саморазвития личности[5].

Новое политическое, экономическое и социально-культурное устройство общества требует формирования личности нового социокультурного типа:

1.           гуманной, осознающей высокую ценность человеческой жизни;

2.           духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, самопознания, поиске смысла жизни и жизненного кредо, в общении с искусством, пониманием самоценности своего внутреннего мира;

3.           творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству;

4.           прагматичной, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языковая культура)[6].

Учитывая новые социальные требования к системе вузовского образования и воспитания,  современные ВУЗы разрабатывают локальную модель воспитательной системы.

Действенной формой патриотического воспитания в рамках данной программы выступает празднование торжественных дат, и в первую очередь - дня Великой Победы. Интерес студентов вызывают встречи с участниками чеченской компании, местными деятелями культуры - патриотами малой родины - поэтами, художниками, артистами.

Российский патриотизм в его лучших проявлениях всегда служил гарантом мира и равновесия. Считалось почётным долгом каждого русского патриота разъяснять, что Россия - это живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, представляющий собой «… духовное, языковое, культурное, государственное патриотическое единство»[7].

В ВУЗах возрождён институт кураторства. Именно данная форма воспитательной работы позволяет оказывать предметную, конкретную и оперативную помощь студенчеству в решении ими многочисленных, порою непростых жизненных проблем, особенно в первые годы обучения.

Одним из блоков гуманитарной среды вуза является социокультурная сфера библиотеки. Научные библиотеки ВУЗов придают новое содержание руководству чтением студентов. Для них это - неограниченный доступ ко всему, что создано человечеством и запечатлено в литературных источниках, свободный выбор литературы каждым читателем в соответствии с его миропониманием, духовными запросами и потребностями, воспитание культуры чтения, формирование потребности изучения классической, гуманистической и высокоинтеллектуальной литературы.

Сегодня, когда человечество перешагнуло рубеж двух веков и тысячелетий, очень важно знать, с каким духовным богатством мы переходим этот рубеж, что ценит наша молодёжь, что читает и что любит. Анализ показал, что современные студенты предпочитают качественную художественную литературу, хотя книги их интересуют разные. На первом месте произведения отечественной классики, включая авторов «серебряного века» и возвращённые имена[8]. 

Библиотеки также стараются прививать студентам информационную культуру, роль которой в обществе постоянно возрастает.

Особенно важное значение для развития личности студента в вузе имеет художественно-эстетическое развитие по следующим направлениям воспитательной деятельности:

1.           Развитие у студентов устойчивого интереса к эстетическим ценностям; развитие общей эстетической культуры, выработка ясного понимания роли эстетического отношения в формировании научного мировоззрения, нравственной и профессиональной культуры; формирование эстетической нравственности и развитие соответствующих творческих способностей в отношении к содержанию различных сфер жизнедеятельности.

2.           Развитие у студентов устойчивого интереса к художественной культуре; усвоение основ теории и истории искусства и литературы, знаний о художественной культуре различных народов мира; овладение знаниями, касающимися практики искусства; формирование художественного вкуса, способности самостоятельно ориентироваться в явлениях художественной культуры и оценивать их; обучение языку искусств в художественных формах деятельности; развитие различных форм студенческого художественного творчества и самодеятельности.

3.           Развитие у студентов общей социокультурной направленности, культуры мышления и речи, культуры внешнего облика, поведения и взаимоотношения с людьми, культуры труда, досуга и быта.

4.           Формирование эстетически отрицательного отношения к безобразному в действиях и поступках людей, к негативным явлениям действительности, к мещанскому вкусу, низкопробным проявлениям художественной культуры и искусства.

5.           Повышение роли и ответственности органов студенческого самоуправления в деле совершенствования эстетического и художественного воспитания студентов, в расширении их участия в пропаганде эстетических знаний среди населения.

Глава II. Человеческая природа музыкального искусства как залог успешного личностного развития и становления студента

Каждый из учителей-музыкантов, уверен, что занима­ется самым важным делом - приобщением к искусству. А ис­кусство, все знают, категория необходимейшая, и с этим не поспоришь. Размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама природа музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает ее основную художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта ученика «упорядоченным опытом» воображаемой жизни. Без этого практически невозможно полноцен­ное развитие ученического сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом.

В определенном смысле можно говорить, что искусство по­беждает «неупорядоченность» природы, создавая систематизированную и вполне налаженную, искусственную «вторую при­роду». Музыка побеждает хаотичность звуков природы. Беря зву­ки из окружающего мира, она подчиняет их своим законам: сочетает соответственно правилам музыкальной гармонии, раз­мещает во временном пространстве согласно требованиям му­зыкального ритма. Музыка побеждает время: скульптура разрушает­ся, а она - нет.

Существует и целенаправляющая область в приобщении уча­щихся к искусству: от ценностных художественных ориентации, сопровождающих этот процесс, к социальным установкам и пла­нам. Это сложное образование внутреннего мира ученика, воз­никающее на стыке ориентационной и побудительной сфер. Речь идет о ценностно-образующем внутреннем механизме личности студента и феномене ценностей. Двойственная природа цен­ностей проявляется хотя бы в том, что дидактическим основанием для их формирования служат потребности юноши. Их можно трактовать как побудительные обра­зования. По своим функциям они выступают средством ориен­тации ученика в мире. Однако это не познавательная и не ценно­стная, а «переживательная», эмоциональная ориентация.

Именно переживание служит организующим и направляющим ядром ценностного процесса познания искусства, ему принадлежит созидательная роль в становлении художественной ценности в эстетическом сознании ученика.

В ходе рассмотрения феномена художественной ценности можно выявить и такой вид эмоциональных образований, как ценностно-образующие переживания, основанные на эстетичес­ком наслаждении.

Эстетическое наслаждение можно трактовать как соприкос­новение двух художественных личностей: творца и восприни­мающего. Если творчество - выражение художественной лич­ности, то наслаждение - это отыскание этой личности и соприкосновение с нею.

В сфере художественных ценностей существует еще один вид переживаний, еще одна ценностная форма. Это ценностные ориентации. Мир художественных ценностей каждого учени­ка разнообразен и многолик, он содержит ценности существен­ные и второстепенные, такие, например, которые образовались случайно, в процессе спонтанных переживаний после прослушивания, к примеру, образца поп-музыки.

Многие ценности находятся меж собой во взаимоисключа­ющих или противоречивых соотношениях. Это предопределя­ет необходимость для каждого из учащихся избирательно относиться к совокупности собственных художественных цен­ностей, выделять из нее кардинальные ценности, т.е. такие, которые могут влиять на весь последующий жизненный путь ученика. Для каждого из учащихся актуален вопрос построе­ния иерархии собственных ценностей, т.е. выявления личнос­тных основ вкусового (ценностного) отношения к ценностям искусства.

Процесс отбора основополагающих художественных ценно­стей может включать и оценочное познание, но все же опреде­ляющая роль здесь сохраняется за эмоционально-ценностным «мышлением», в ходе которого сопоставляются и выбираются художественные ценности, особо значимые для личности молодого человека. Примерно таким путем развивается ин­дивидуальная личностная система предпочтений в мире цен­ностей, обозначаемая понятием «ценностные ориентации личности».

Уникальный живой опыт индивидуально-неповторимого бытия, выражающий в то же время социально-типичное и ха­рактерное, представляет большую общественную значимость. Любое общество нуждается в его сохранении и наследовании. Возникает проблема сбережения и передачи подрастающему поколению богатства индивидуального, субъективированного мира, которым обладает мастер любого дела. Личностный опыт, отражаемый в искусстве, обязательно должен быть включен в орбиту социальной преемственности во всем богатстве и динамической целостности. Благодаря этому могут быть решены три важные общественные задачи:

1.           перевод (посредством искусства) общезначимого, социаль­но ценного на уровень глубоко личностного и практически-деятельностного;

2.           приобщение учащегося (на основе художественно-образно­го раскрытия) к индивидуально-неповторимому опыту бытия оригинальных личностей и в результате - развитие и обогаще­ние его внутреннего мира совокупным опытом социально-ду­ховного содержания;

3.           развитие самих способностей и умений молодого человека к эстетическому переживанию разнообразнейших явлений мира, к интенсивному субъективированному духовному бытию.

Искусство - это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека. Благодаря возможности подобного воплощения индивидуаль­ного в его живой динамике, а также неразрушимой целостнос­ти как раз и заключается социальная необходимость и уникаль­ное общественное предназначение искусства. Предмет художественного творчества втягивает воспринимающего в ситуацию, воссозданную в произведении, заставляет его жить в ней, вступать в сотворческое переживание, содействие, вос­создавать в своей душе мир настроений, чувств и мыслей авто­ра, будь то роман, картина или симфоническое полотно.

Пережитое в общении с высокими произведениями искус­ства становится фактом биографии. Вот почему правомерно считать, что искусство ненавязчиво и исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир юноши, его внут­реннюю культуру. «...Понимать совершенное произведение искусства - значит, в общем, заново создавать его в своем внут­реннем мире», - писал А.Франс[9].

Таким образом, искусство функционирует в мире во имя ста­новления сотворческой деятельности человека, в нашем слу­чае - ученика, что позволяет ему обрести духовный смысл бы­тия, поделиться которым стремился автор. Коммуникативная природа искусства своеобразна. Именно она определяет особен­ности художественного познания. Как известно, искусство стре­мится запечатлеть не любое, случайное проявление индивиду­ального бытия, а выделить характерное, типичное в душевной жизни людей. Расшифровке и присвоению предмета искусства служит художественное познание. Его отличительной чертой является то, что оно осуществляется на основе и при сохране­нии конкретно чувственной, индивидуально своеобразной, еди­ничной формы присвоения предмета искусства. Если формула науки - это раскрытие единичного явления через общее, то формула художественного познания составляет раскрытие об­щего, закономерного через единичное.

Из психологии (Л. Выготский) известно, что высшие выра­жения творчества до сих пор доступны только немногим избран­ным, гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому про­цессу, протекающему в том числе и в художественном созна­нии учащегося. Если так понимать творчество, то можно заме­тить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом ходе восприятия искусства, приобщения к его вершинным образцам.

Стало быть, и само восприятие искусства есть акт творчества. Итальянский писатель Джанни Родари писал: «Творчество - синоним оригинального склада мышления, то есть способнос­ти постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум - это ум активный, пытливый, обнаруживаю­щий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в пере­менчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опаснос­ти; он способен принимать свои, ни от кого (ни от отца, ни от профессора, ни от общества) не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому опе­рирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями. Все эти качества про­являются в процессе творчества»[10].

Подведем некоторые итоги. Итак, искусство - это рожден­ный обществом способ обобщения, ценностного переживания и конкретно чувственного воплощения явлений действитель­ности. В педагогической практике это обобщение совершает­ся с целью приобретения учащимися общественно значимого опыта, ценного в эстетическом и нравственном содержании индивидуальных чувств и мыслей.

Характерным для искусства является наличие в нем особой формы, рассчитанной на вызов проникновенного диалога душ, переживаний. Вот почему объединяющая функция искусства служит тем исходным началом, которое образует и организует всю его систему. Искусство призвано утверждать человеческое в человеке, обогащать и возвышать его душу. И тем оно чрез­вычайно ценно. Но в этом его определении еще не выражена уникальность художественного творчества, отличие его от дру­гих форм влияния на человека. Своеобычность искусства начинается с того, что для выполнения своей широкой общегуманистической цели оно воплощает социальное и общечеловеческое в индивидуаль­но неповторимом, субъективированном виде. А это требует спе­цифического, художественно обусловленного общения, в орга­низации которого заключена сама суть воспитательной ценности искусства. Одной из форм такого художественно обусловленного процесса являются занятия народным вокалом.

Народный вокал, по словам его представителей – «это новый пласт отечественной вокальной культуры. Его рождение и развитие было продиктовано запросами и потребностями новой жизни и нового общества»[11].

Освоение студентами фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду зна­чимости осознания своих «корней» и первоистоков как истори­ческой памяти. Цель занятий учащихся народным вокалом — приобщение к отечественной национальной культуре.

Задачи:

1)          образовательные — формировать у студентов навы­ки исполнения русских народных песен;

2)          воспитательные — воспитывать у студентов интерес и уважение к традициям своего народа;

3)          развивающие — развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Важным в организации занятий студентов народным вокалом должно стать понимание освоения народной культуры не как суммы разученных произведений, а как воссоздания среды быто­вания русских народных песен: изучение быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов.

Для создания у студентов реальных представлений о звуковой сфе­ре народной музыки очень важны встречи с носителями народ­ной культуры, экскурсии, занятия и праздники. Все это может проходить как на занятиях, так и на природе, так как многим жанрам русских народных песен присущи условия и атмосфера улицы, народного гуляния (см. приложение 1).

Позитивным моментом в занятиях по народному вокалу являются обращения к видео- и аудио­записям фольклористов, экспонатам народно-прикладного твор­чества, истории народного костюма.

Таким образом, музыкальное искусство в целом, и народный вокал, в частности, оказывает сильное воздействие на внутренний духовный мир студентов. Поэтому структурно-содержательная основа занятия должна быть ориентирована, прежде всего, на высокие образцы народной музыки, их глубокое освоение студентами и творческую реализацию в исполнении. Стихийно организованный процесс занятий народным вокалом не может являться условием духовного обогащения студентов.

 

Заключение

Сегодня в нашем обществе разрушаются привычные устои и нравственные ориентиры, совершается жестокое испытание человеческих духовных сил. Отсутствие созидательной идеологии и идеалов оказывают резко отрицательное влияние на формирование ценностных ориентаций вступающих в жизнь поколений.

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные, процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания российской молодежи, решение которой возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, создания жизненной среды, объективно стимулирующей «... воспитание личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни»[12].

Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания молодёжи, формирования ее интеллектуального и творческого потенциала в процессе обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

В ходе ломки старых традиций и зарождения новых тенденций в развитии нашего общества, были отодвинуты на задний план важные проблемы воспитания молодёжи, развития творческих способностей, духовно-нравственного совершенствования.

Сегодня нередко бытующий взгляд на студенчество как достаточно замкнутую, гомогенную, маргинальную социальную группу, выключенную из процессов социального воспроизводства общественной жизни, постепенно уступает место признанию за студенчеством права на полноценное, самостоятельное функционирование и развитие в качестве самостоятельного и полноценного субъекта социальной жизни. Вопрос о духовности - это вопрос о тех ценностях, на которые ориентируется человек, вопрос о его внутренней свободе, способности делать нравственный выбор, принимать решения со знанием дела. Конечно духовность невозможно внедрить с помощью приказов, и инструкций. До нее нужно возвыситься. Огромная роль в формировании интеллигентного студенчества принадлежит интеллигенции среди профессорско-преподавательского состава вузов, гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, соответствующей организации всей жизни вузов. Сегодня общество остро нуждается в интеллигентной, высоконравственной личности. Сформировать ее - важнейшая задача высшей школы.

Список литературы

1.           Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе // Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 202 с.

2.           Вопросы вокальной педагогики. В.5. - М.: Музыка, 1976.

3.           Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.: Модек, 1996. – 258 с.

4.           Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение // Фольклор и молодежь. – М.: ИНТРА-М, 2000. – 184 с.

5.           Кабанов А.С. Современные фольклорные коллективы в городе. - М.: Искусство, 1986. – 159 с.

6.           Леонтьев А. Некоторые проблемы психологии искусства. Избр. Псих. Труды. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Педагогика, 2003. – 462 с.

7.           Мешко Н. К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. – М.: Искусство, 1996. – 334 с.

8.           Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Просвещение-ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

9.           Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. – М.: Искусство, 1980. – 376 с.

10.      Хазанов В. Е. Социально-психологический портрет современного студента. - М.: Проспект, 2003. – 214 с.

11.      Шамина Л. В. Об искусстве народного пения // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли / Ред.-сост. В.А. Лапин. – Л.: Мир, 1989. – 288 с.

Приложение 1.

Занятие по народному вокалу «Народная песня — душа народа»

Цель занятия: познакомить студентов с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи:

а)           формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

б)          развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

в)           учить слушать музыку;

г)           грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Оборудование: кассетный магнитофон, грамзаписи, тексты песен, фортепиано.

Ход занятия:

Эпиграф:

«Россия… какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то». С.Есенин.

Вступительная беседа:

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

«Россия… какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва…

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.

Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями.

Разучивание песни «Дон-Дон»:

а)           Legato (слова песни исполнять на одном звуке плавно, связно).

б)          Non legato (слова песни исполнять, подчеркивая каждый звук).

в)           Staccato (слова песни исполнять отрывисто каждый звук).

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

В русской народной песне есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет вся группа вместе.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

Что такое частушка? (От слова «частый» это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Примеры частушек.

Подведение итогов занятия:

Итак, у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.


[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Проспект, 2002. С. 386.

[2] А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Проспект, 2002. С. 386.

[3] Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: НОТА-М, 1996. С. 110.

[4] Коханович Л.И., Рябов Л.П. Гуманизм - нравственная основа формирования личности студента. - М.: НИИВО, 1993. С. 3.

[5] Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУП, 2000. С. 485.

[6]  Современная система воспитания студентов вузов: состояние, концепция и направления развития: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: НИИВО, 2002. С. 30.

[7] Позубёнков П.С. Патриотическое воспитание. – Пенза: ПГСА, 2001. С. 58.

[8] Сарвилина Л.И., Симунина Т.Н. Руководство чтением студентов в условиях вузовской библиотеки // Материалы учебно-методической конференции. - Пенза, 2001. С. 69.

[9] Франс А, Сочинения. - М., 1974. - Т.З. - С.296.

[10] Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1978. - С. 178-179.

[11] Мешко Н.К. Репертуар народных хоров. // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли / Ред.-сост. В.А. Лапин. – Л.: Искусство, 1989. С. 39.

[12] Шепель В.М. Воспитание личности. - М.: Просвещение 1991. С. 36.