Содержание
Содержание. 2
Введение. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 5
1. Понятие социального проектирования, его объект и субъект. 5
1.2. Методика социального проектирования. 8
1.3. Этапы социального проектирования. 9
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 13
2.1. Информация об организации. 13
2.2. Описание проекта. 15
2.2.1. Постановка проблемы.. 15
2.2.2. Методы и этапы проекта. 18
2.3. Краткая характеристика участников проекта. 24
2.4. Бюджет проекта. 25
2.4.1 Оборудование и сопутствующие расходы.. 25
2.4.2. Командировочно - транспортные расходы.. 26
2.4.3. Административные и прочие прямые расходы.. 27
2.4.4. Оплата труда группы в процессе реализации проекта. 28
2.4.5. Общая сумма расходов. 29
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Введение
Социальный проект - это определенная последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в какой-либо конкретной социальной сфере в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов. Последовательность, полученная в ходе:
- преобразования первичного описания (задания), с представлением описания (при необходимости) в различных формах;
- устранения некорректности первичного описания (задания);
- оптимизации заданных характеристик объекта (процесса).
При этом, составной частью (одной из задач) социального проектирования может быть и образовательный (самообразовательный) процесс проектировщика.
Социальное проектирование - особый вид деятельности, направленный на решение проблем, возникающих в жизни человека и связанных с отношениями с другими людьми.
Целью данной работы является составление социального проекта.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть теоретические основы социального проектирования
2. рассмотреть информацию об организации, осуществляющей социальный проект
3. описать проект
4. кратко писать участников проекта
5. рассмотреть бюджет проекта
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Понятие социального проектирования, его объект и субъект
Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование[3, с. 177].
Рассмотрим подробнее социальное проектирование. Социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что:
- социальный объект - противоречив;
- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);
- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
- на социальный объект влияет много объективных факторов;
- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость раз-вития социального объекта и т.п.
Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении не-обходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют "социальным конструированием".
Субъект и объект социального проектирования. Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы[6,c.211]: 1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; 2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.);
Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационный массив", который является главным источником социального проектирования. Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования.
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты: 1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа; 3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.
Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности[6, c. 122].
1.2. Методика социального проектирования
Социальное проектирование использует специальные методики. Методики - это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.
Методика матрицы идей - это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс[3, c. 144]
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.
Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Социальное проектирование - это деятельность, которая представляет собой социальную технологию. Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа.
1.3. Этапы социального проектирования
Этапы проектирования система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социальный®социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) изыскательский® задачи проекта ® цели проекта ® социальный паспорт ®заказ ® модель ® верификация и корректировка ® нормативный прогноз ®прогноз проект.®конструкт 1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед. 3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
б) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.
4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:
а) отображение потребности (мотив);
б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);
в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых)[5, c. 17].
В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил. Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически. "Дерево целей" - это связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение "дерева целей" требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.
Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших конфликтов, т. е. уже на этом этапе проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.
Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функционирование всей системы.
5. Задачи. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно - это этапы достижения целей. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.
6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Информация об организации
Информационная форма
1. Название организации: Дворец культуры «Юность»
2. Адрес организации: 630090, г. Хабаровск, ул.. Ленина- 15
3. Длительность проекта: 12 часов
4. Источники финансирования проекта: собственные средства, средства отдела социальной защиты Администрации города Хабаровска, Краевой организации общества инвалидов
5. Бюджет проекта: 33831 руб.
6. Краткое описание проекта: проведение культурного вечера, включая танцевальную программу, в обществе инвалидов. Кружки самодеятельности нашей организации выезжают в город Бирабиджан с культурно- развлекательной программой для инвалидов Бирабиджанского ВОИ. Вечер проводится в Дворце культуры «Россия» г. Бирабиджан
Цель организации: культурно- просветительская работа среди разных слоев жителей города Бирабиджан
Задачи организации:
1. организация досуга молодежи;
2. занятия в клубах по интересам (танцевальный клуб, хоровой клуб, клуб веселых и находчивых, клуб кройки и шитья, вязания и вышивки, клуб «Почемучка», клуб «Умники и умницы»);
3. организация досуга ветеранов ВОВ и инвалидов;
4. повышение культурно- образовательного уровня населения в области науки, культуры и искусства (организация выставок, показ кинофильмов);
5. концертная деятельность силами художественной самодеятельности.
Организация существуют на протяжении 30 лет. Изначально в советские времена в организации было 5 основных коллективов художественной самодеятельности и 20 клубов по интересам, большинство из которых были удостоены звания народных коллективов. Финансирование деятельности носило централизованный характер из средств Центрального комитета профсоюза Минатоммаш. В период становления рыночных отношений расширилась сфера деятельности организации в соответствии с поставленной целью и задачами. Организация перешла на самоокупаемую основу при использовании средств частного финансирования и спонсорской помощи организаций ( строительная организация ЗАО «Техстройсервис», Хабаровский протезный завод, ООО «Хабстрой» и другие).
Уникальность организации состоит в организации первого и единственного в советские времена в крае своего собственного кинофотоклуба «Экран». Он осуществлял съемку и демонстрацию своих анимационных фильмов.
Достижения организации в области культурно- просветительской работы очень велики, что подтверждается многочисленными похвалами и грамотами от спонсорских организаций, от государственных и общественных организаций. Пять руководителей кружков, в том числе танцевального кружка получили звание Заслуженные деятели культуры Российской Федерации. Руководитель Дворца культуры «Юность» Воробьев А.И. был награжден орденом «Знак почета» за многолетний плодотворный труд.
Среди прежних проектов наиболее значимые:
1) делегаты клуба инвалидов принимали неоднократное участие на Всероссийском совещании общества инвалидов в городе Москве.;
2) многие инвалиды клуба были трудоустроены;
3) организация выставки картин художника- инвалида Сафронова С.П. в манеже (выставочном зале) города Москвы;
4) участие танцевального клуба «Радуга» на Всероссийских фестивалях и конкурсах.
Все вышеуказанные мероприятия осуществлялись при финансовой поддержке постоянных спонсоров: Хабаровского протезного завода, ПАТП № 5 горлда Хабаровска, ООО «Хабстрой», ЗАО «Техстройсервис».
Среди документов, документально подтверждающих успехи в деятельности можно назвать:
1) книга отзывов;
2) ежегодные благодарственные грамоты и письма от организаций, органов местной и областной администрации и общества инвалидов;
3) освещение проводимых мероприятий в средствах массовой информации («Вечерний Хабаровск»), а также на телевидении («Региональные новости») и радио;
4) кубки, призы, ценные подарки, полученные организацией при участии в различных конкурсах и программах.
Таким образом, можно смело утверждать, что организация сегодня является процветающей и стабильно функционирующей в области культуры и искусства.
2.2. Описание проекта
2.2.1. Постановка проблемы
В последнее время в средствах массовой информации и на телевидении много пишут и говорят о проблемах инвалидов в нашей стране. Инвалиды относятся к особой группе населения, которая не подчиняется общим социальным законом. Мало того, что это люди с физическими недостатками, они также нуждаются в моральной поддержке и реабилитации после полученных травм и увечий. Особенно актуальна на сегодняшний день проблема детской и подростковой инвалидности. Подчас такие люди считают себя буквально «изгоями» человеческого общества. У них отсутствует интерес к жизни. Они склонны к замыканию и психологической замкнутости. Эти люди нуждаются в особом подходе и, прежде всего, в психологической поддержке со стороны государства и общества в целом.
Конечно, в составе федерального, областных и местных бюджетов на очередной финансовый год, обязательно предусматривается статья расходов на различного рода социальные программы, в том числе расходы на социальную поддержку и реабилитацию инвалидов. Однако, как считает большинство политиков и экономистов, процент отчисления в данной области все же достаточно мал. На рисунке 1 изображена тенденция доли отчислений государства в составе расходов федерального бюджета за последние несколько лет на социальную программу поддержки инвалидов в нашей стране. Данные взяты из Федеральных бюджетов на 2001- 2004 годы
Рис.1. Динамика долей отчислений на социальную программу поддержки инвалидов в составе расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2001- 2004 годах
Тенденция к увеличению доли подобных отчислений в 2004 году является весьма положительной. Однако, помимо материальной поддержки инвалидам необходима моральная поддержка, для того, чтобы они могли чувствовать себя полноценными гражданами нашего общества. С этой целью необходимо постоянно организовывать встречи инвалидов различных регионов на семинарах и собраниях. Важным элементом является необходимость трудоустройства инвалидов насколько это возможно. Наиболее доступной является организация выездных программ с танцевальными и хоровыми конкурсами в районные общества инвалидов. Эта задача для нашего общества сегодня первостепенна.
В связи с актуальности проведения мероприятий по социальной реабилитации инвалидов Дворец культуры при финансовой поддержке ряда организаций решил организовать аналогичный выездной вечер с танцевальной программой в общество инвалидов в городе Бирабиджан.
Цель проекта состоит в оказании моральной поддержки инвалидам города Бирабиджан, подъем их духа и внутренней самооценки.
Поставленная цель проекта вполне согласуется с целью деятельности организации, ведь социальная реабилитация и моральная поддержка инвалидов есть часть культурно- просветительской работы среди населения. Актуальность поставленной цели вытекает из назревшей проблемы несоответствующего отношения к инвалидам как социальной группе нашего общества сегодня.
Самым значимым достижением в результате проекта станет поднятие настроения у инвалидов в результате проведения развлекательных мероприятий. Кроме того, общение с инвалидами клуба поможет инвалидам города Бирабиджан почувствовать себя полноценными гражданами общества за счет моральной поддержки и понимания факта своей значимости как особой социальной группы для нас. Наиболее перспективным достижением может стать обучение инвалидов города Бирабиджан организации проведения аналогичных вечеров в своем городе собственными силами и ресурсами в дальнейшем, в частности вполне возможна организация некоторых кружков и клубов по интересам среди них. Для того чтобы убедиться в том, насколько эффективной оказалась реализация задуманного нами проекта вполне возможно пригласит журналистов из местной газеты и телевидения для проведения опроса среди самих инвалидов о результатах проведенного вечера. Выражение счастья и благодарности на лицах, а также похвала в наш адрес станет существенным доказательством достижения нами поставленной цели и внесения вклада в решение проблемы инвалидов в нашем городе.
Реализация проекта может стать примером для других Дворцов культуры в проведении аналогичных мероприятий.
Уникальность проекта состоит в его благотворительной направленности на решение актуальной проблемы инвалидности. Возможно, этот маленький проект станет лишь частью, долей в решении всей социальной проблемы, существующей сегодня в нашей стране.
Задачи проекта:
1) предполагается, что при опросе инвалидов о результатах проведения вечера более 90% ответов буду характеризовать реализованный нами проект только с положительной точки зрения; количественной оценкой данной задачи является относительная доля положительных ответов на вопрос: «Как вы считаете, удалось ли Дворцу культуры «Юность» достичь цели оказания моральной поддержки вашим инвалидам в современных условиях?»;
2) оценка каждого мероприятия реализованного проекта инвалидами города Бирабиджан и местными жителями по пятибалльной шкале, расчет среднего балла по всем проведенным мероприятиям по вопросам разработанного теста. Окончательный результат предоставляется средствам массовой информации для публикации в печати;
3) обучение инвалидов города Бирабиджан психологическим методам поддержки в стрессовых ситуациях;
4) обучение инвалидов города Бирабиджан организации проведения аналогичных вечеров собственными силами и ресурсами;
5) организация танцевального кружка в обществе инвалидов в Бирабиджане по аналогу нашей танцевальной группы;
2.2.2. Методы и этапы проекта
Деятельность в рамках данного проекта будет организована в виде последовательности этапов, представленных в календарном плане реализации проекта в таблице 1.
Таблица 1
Календарный план реализации проекта
№ |
Наименование работы и ее описание |
Кто выполняет |
Ресурсы |
Ожидаемый результат |
Сроки |
1 |
Подготовка к поездке, сборы, посадка в автобус |
все участники группы |
все оборудование для проведения вечера |
готовность в автобусе к отправлению |
с 9.00 до 11.00 |
2 |
Поездка с Хабаровска в Бирабиджан |
все участники группы |
арендованный автобус |
приезд на место к ДК «Россия» в городе Бирабиджане |
с 11.00 до 12.00 |
3 |
Разгрузка реквизитов и аппаратуры из автобуса, высадка пассажиров |
все участники группы |
каждый участник группы разгружает свое оборудование |
все оборудование разгружено из автобуса |
с 12.00 до 12.30 |
4 |
Чаепитие в ресторане ДК «Россия» |
все участники группы |
выделенные денежные средства |
все участники группы должны быть накормлены |
с 12.30 до 13.00 |
5 |
Оформление выставки прикладного и изобразительного искусства в фойе ДК «Россия» |
половина участников группы |
картины, поделки из глины |
оформленное фойе |
с 13.30 до 14.00 |
6 |
Оформление сцены |
половина всех участников группы |
аппаратура и декорации, реквизиты |
оформленная сцена |
с 13.30 до 14.00 |
7 |
Репетиция концертной программы |
все участники по направлениям |
план проведения концертной программы |
подготовленные к выступлению участники |
с 14.00 до 15.00 |
8 |
Проведение концертной программы |
все участники по направлениям |
план проведения концертной программы |
подготовленные к выступлению участники |
с 15.00 до 16.30 |
9 |
Обед для участников программы |
все участники программы |
выделенные денежные средства |
все участники накормлены |
с 16.30 до 17.00 |
10 |
Итервьюирование зрителей о результатах программы |
ведущий программы и староста коллектива инвалидов, директор ДК «Юность» |
тесты- вопросники |
заполненные тесты- вопросники |
с 17.00 до 18.00 |
11 |
Анализ результатов тестирования |
ведущий программы и староста коллектива инвалидов, директор ДК «Юность» |
тесты- вопросники |
полученные результаты об итогах проведения вечера |
с 18.00 до 18.30 |
12 |
Беседа за круглым столом (юридические, медицинские, личные консультации для инвалидов) |
юрист- консультант, медицинский работник, староста коллектива инвалидов |
знания юриста, медицинского работника в профессиональных областях |
обучение психологическим методам поддержки инвалидов, организации аналогичных вечеров собственные силами, юридические консультации |
с 18.30 до 19.00 |
13 |
Проведение танцевально-развлекательной программы |
музыкальный ведущий |
музыкальная аппаратура |
все инвалиды приняли участие в танцах |
с 17.00 до 19.00 |
14 |
Завершающие сборы, погрузка в автобус аппаратуры |
все участники группы |
аппаратура и прочее оборудование |
автобус загружен |
с 19.00 до 19.30 |
15 |
Поездка из Бирабиджана в Хабаровск |
все участники |
арендованный автобус |
приезд в Хабаровск |
с 19.30 до 20.30 |
16 |
Разгрузка автобуса в Хабаровске |
все участники |
аппаратура и оборудование |
разгруженный автобус |
с 20.30 до 21.00 |
План концертной программы:
1) открытие концертной программы ведущим, выступление старосты коллектива с творческим отчетом;
2) выступление хора инвалидов и ветеранов «Ветеран»;
3) чтение собственных стихотворений самодеятельного поэта;
4) выступление детской хореографического коллектива «Радуга»;
5) выступление трио баянистов «Русская тройка»
6) конкурс среди инвалидов- зрителей на лучшее исполнение песни под баян;
7) заключительное слово ведущего концертной программы.
В данном подразделе предложены методы оценки эффективности всего проекта в целом, что необходимо выполнить для понимания того, насколько нам удалось достичь поставленных целей проекта.
Для оценки реализации всего проекта в целом используем два метода: опрос и тестирование.
Критерии оценки реализации проекта:
1) доля положительных ответов в общем количестве опросов о результатах проведенного вечера;
2) средний балл оценки всего проекта двумя группами: инвалидов города Бирабиджана, пришедших на вечер и местных жителей, также приглашенных на вечер.
Опрос представляет собой метод словесного опроса работником нашего коллектива всех инвалидов Бирабиджана, принимавших участие в вечере, ответов на вопрос: «Как вы оцениваете результаты проведенного вечера и работу коллектива ДК «Юность». Далее подсчитывается доля положительных ответов и отрицательных ответов, представляется структура всех ответов по категориям: «положительно», «отрицательно», «воздержался». Если доля положительных ответов превышает доли ответивших «отрицательно» или «воздержался», это означает, что по одному из критериев проект достиг своих задач и целей.
Метод тестирования состоит в ответах на вопросы составленного теста, представленного в таблице 2. Оценка проводится по пятибалльной шкале.
Таблица 2
Тест- вопросник о результатах проведенного вечера
№ п\п |
Вопрос |
Ваша оценка, баллы |
1. |
Насколько Вам понравилась организация вечера? |
|
2. |
Как Вы оцениваете выступление хора ветеранов и инвалидов «Ветеран»? |
|
3. |
Как Вы оцениваете выступление трио- баянистов «Русская тройка»? |
|
4. |
Как Вы оцениваете нашего поэта? |
|
5. |
Как Вы оцениваете выступление детского хореографического коллектива «Радуга»? |
|
6. |
Как Вам понравился конкурс на лучшее исполнение песни под баян? |
|
7. |
Как вы оцениваете оформление сцены и фойе? |
|
8. |
Как вы оцениваете танцевально-развлекательную программу, предоставленную музыкальным ведущим? |
|
ИТОГО |
∑ аi |
Такие тесты- вопросники раздаются отдельно инвалидам, присутствовавшим на вечере, и отдельно местным жителям. Далее подсчитывается средний балл по каждому тесту по формуле (1):
Б = ∑ аi : i, (1)
где Б – средний балл по тесту- вопроснику, баллы;
∑ аi – общая сумма баллов в тесте;
i – количество вопросов в тесте.
Затем суммируются все полученные средние баллы тестов среди инвалидов и местных жителей отдельно. Общая оценка реализации проекта определяется по формуле (2):
Оц = [ ∑ Б (инв) • Д (инв) + ∑ Б (мест.) • Д (мест) ]: n, (2)
где Оц – общая оценка реализации проекта, баллы
∑ Б (инв) – общая сумма средних баллов по тестам- вопросникам только инвалидов
Д (инв) – отношение числа инвалидов на вечере к общей сумме всех присутствующих зрителей
∑ Б (мест.) - общая сумма средних баллов по тестам- вопросникам только местных жителей на вечере
Д (мест) - отношение числа местных жителей, пришедших на вечер к общей сумме всех присутствующих зрителей
n – общее число присутствовавших зрителей
Критерии оценки отображены в таблице 3.
Таблица 3
Критерии оценки реализации проекта
№ п/п |
Оценка проекта, баллы |
Характеристика реализации проекта |
1 |
5 |
проект выполнен самым наилучшим образом, достигнуты все цели и задачи проекта, эффективность проекта максимальна – 100 % |
2 |
от 4 до 5 |
проект выполнен, цели и задачи практически полностью достигнуты, однако есть небольшие нюансы и обстоятельства, которые можно было бы устранить (в целом они незначительны), проект эффективен на 80- 90 % |
3 |
от 3 до 4 |
проект выполнен с некоторыми недостатками, достигнуты не все цели и задачи проекта, эффективность снижена до 60 –70 % |
4 |
от 2 до 3 |
проект выполнен наполовину с серьезными, но еще поправимыми недостатками, достигнута половина задач, эффективность низка менее 50 % |
5 |
от 1 до 2 |
проект выполнен очень плохо, были допущены серьезные ошибки в его реализации, эффективность ниже допустимой границы- 20 – 30 % |
6 |
менее 1 |
проект выполнен наихудшим образом или даже сорван, цели и задачи не были достигнуты, эффективность проекта минимальна – 0 –10 % |
Результаты проекта и эффективность его реализации в обязательном порядке необходимо передать в средства массовой информации для их оглашения среди жителей Бирабиджана и Хабаровска в печатных периодических изданиях и местных газетах. Это будет письменный отчет о проделанной работе. Устным отчетом будет снятый нами кинофильм о ходе проведения вечера
2.3. Краткая характеристика участников проекта
Директор ДК «Юность»- 1 человек. Главная задача заключатся в координации деятельности всех участников на вечере.
Ветераны и инвалиды хора «Ветеран»- 12 человек. Основная функция заключается в показательном выступлении хора в концерте.
Руководитель хора «Ветеран»- 1 человек. Координатор деятельности хора «Ветеран».
Староста коллектива ветеранов- 1 человек. Координатор деятельности коллектива инвалидов ДК «Юность»
Медицинский работник (психолог) – 1 человек. Оказывает медицинские консультации для инвалидов, психологическую поддержку.
Юрист- консультант- 1 человек. Оказывает юридические консультации для инвалидов.
Ведущий- 1 человек. Основная функция: деятельность в качестве распорядителя вечера, консультанта по личным вопросам.
Музыкальный ведущий- 1 человек. Основная задача- проведение танцевально-развлекательной программы для инвалидов.
Поэт- 1 человек. Основная функция заключается в выступлении в концерте с чтением стихотворений собственного сочинения.
Хореографический коллектив «Радуга»- 12 человек. Основная функция заключается в показательном выступлении в концертной программе.
Руководитель хореографического коллектива «Радуга» - 1 человек. Основная задача- руководство выступлением хореографического коллектива «Радуга».
Баянисты «Русская тройка»- 3 человека. Основная функция заключается в показательном выступлении в концертной программе (выступление под баян), проведение конкурса на лучшее исполнение песни под баян.
Костюмер- гример- 1 человек. Основная задача заключается в подготовке артистов к выступлению в части нанесения соответствующего макияжа, оформления костюмов
Подсобные рабочие – 2 человека. Основные функции заключаются в оказании помощи по погрузке, выгрузке, перетаскивании оборудования и его установка.
Всего участников- 39 человек.
2.4. Бюджет проекта
2.4.1 Оборудование и сопутствующие расходы
Все необходимое оборудование для реализации проекта перечислено в таблице 4.
Таблица 4
Оборудование и сопутствующие расходы
№ п/п |
Вид оборудования |
Количество, шт. |
Стоимость каждого предмета, руб. |
Имеющиеся в нашем распоряжении на сумму, руб. |
Общая сумма расходов, руб. |
1 |
Стулья |
10 |
250 |
2500 |
- |
2 |
Микрофоны |
5 |
900 |
2700 |
1800 |
3 |
Видеокамера |
1 |
7500 |
- |
7500 |
4 |
Пленка для видеокамеры |
3 |
80 |
- |
240 |
5 |
Фотоаппарат |
1 |
390 |
- |
390 |
6 |
Пленка для фотоаппарата |
2 |
45 |
- |
90 |
7 |
Поощрительные призы инвалидам за участие в конкурсах |
12 |
550 |
- |
6600 |
8 |
Костюмы для хора «Ветеран» |
12 |
900 |
10800 |
- |
9 |
Костюмы для хореографического коллектива «Радуга» |
12 |
560 |
6720 |
- |
10 |
Баян |
3 |
2700 |
5400 |
2700 |
11 |
Ручки |
100 |
1,5 |
- |
150 |
12 |
Тесты- вопросники |
100 |
5 |
- |
500 |
13 |
Усилители для музыкальной аппаратуры |
1 |
4000 |
- |
4000 |
14 |
Музыкальный центр |
1 |
4250 |
4250 |
- |
15 |
Диски с танцевальной программой |
7 |
70 |
210 |
280 |
16 |
Шнуры, удлинители для аппаратуры |
- |
300 |
300 |
- |
ВСЕГО |
- |
- |
- |
24250 |
2.4.2. Командировочно - транспортные расходы
Сюда включены все расходы, связанные с организацией поездки в Бирабиджан в виде таблицы 5.
Таблица 5
Командировочно - транспортные расходы
№ п/п |
Маршрут |
Срок, дни |
Количество человек, чел. |
Стоимость двухразового питания на 1 человека в день, руб. |
Прочие расходы, руб. |
Общая стоимость, руб. |
В Искимтим на автобусе |
1 |
39 |
50 |
- |
1950 |
2.4.3. Административные и прочие прямые расходы
В данную статью включаем все административно- хозяйственные расходы в таблице 6.
Таблица 6
Административные и прочие прямые расходы
№ п/п |
Вид расходов |
Сумма, руб. |
1 |
Аренда зрительного зала в ДК «Россия» в Бирабиджане |
400 |
2 |
Аренда автобуса |
1500 |
3 |
Расходы на оплату конференции после реализации проекта по вопросам его эффективности |
650 |
4 |
Расходы на междугородние переговоры с руководством общества инвалидов в Бирабиджане |
60 |
5 |
Расходы на междугородние переговоры с директором ДК «Россия» по аренде в городе Бирабиджане |
85 |
6 |
Расходы на публикацию итогов в средствах массовой информации |
250 |
7 |
Расходы на публикацию итогов на телевидении |
450 |
Итого |
3395 |
2.4.4. Оплата труда группы в процессе реализации проекта
В данном подразделе предусматриваются персональные выплаты каждому участнику группы в таблице 7
Таблица 7
Персональные выплаты каждому участнику в процессе реализации проекта
№ п/п |
Должность |
Количество человек, чел. |
Оплата одного часа работы, руб. |
Количество часов, час. |
Итого требуемая сумма, руб. |
1 |
Директор ДК «Юность» |
1 |
30 |
12 |
360 |
2 |
Руководитель хора |
1 |
23 |
12 |
276 |
3 |
Медицинский работник |
1 |
20 |
12 |
240 |
4 |
Юрист |
1 |
15 |
12 |
180 |
5 |
Ведущий |
1 |
22 |
12 |
264 |
6 |
Музыкальный ведущий |
1 |
16 |
12 |
192 |
7 |
Руководитель хореографического коллектива |
1 |
23 |
12 |
276 |
8 |
Костюмер- гример |
1 |
10 |
12 |
120 |
9 |
Подсобные рабочие |
2 |
8 |
12 |
240 |
10 |
Поощрительные выплаты участникам концертной программы |
29 |
6 |
12 |
2088 |
Итого |
39 |
- |
- |
4236 |
2.4.5. Общая сумма расходов
Все расходы (бюджет) проекта постатейно указаны в таблице 8.
Таблица 8
Смета расходов (бюджет проекта)
№ п/п |
Название статьи |
Общая сумма расходов, руб. |
1 |
Оборудование и сопутствующие расходы |
24250 |
2 |
Административные и прочие расходы |
3395 |
3 |
Командировочно - транспортные расходы |
1950 |
4 |
Оплата труда |
4236 |
Итого (бюджет проекта) |
33831 |
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться.
Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.
Социальное проектирование использует специальные методики. Методики - это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.
В последнее время в средствах массовой информации и на телевидении много пишут и говорят о проблемах инвалидов в нашей стране. Инвалиды относятся к особой группе населения, которая не подчиняется общим социальным законом. Мало того, что это люди с физическими недостатками, они также нуждаются в моральной поддержке и реабилитации после полученных травм и увечий. Особенно актуальна на сегодняшний день проблема детской и подростковой инвалидности. Подчас такие люди считают себя буквально «изгоями» человеческого общества. У них отсутствует интерес к жизни. Они склонны к замыканию и психологической замкнутости. Эти люди нуждаются в особом подходе и, прежде всего, в психологической поддержке со стороны государства и общества в целом.
Цель проекта состоит в оказании моральной поддержки инвалидам города Бирабиджан, подъем их духа и внутренней самооценки.
Поставленная цель проекта вполне согласуется с целью деятельности организации, ведь социальная реабилитация и моральная поддержка инвалидов есть часть культурно- просветительской работы среди населения. Актуальность поставленной цели вытекает из назревшей проблемы несоответствующего отношения к инвалидам как социальной группе нашего общества сегодня.
Список литературы
1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Т. Парсонса. — М.: 2002. – 267 с.
2. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М..: 2002. – 278 с.
3. Ионин М. Г. Социология культуры. М.:2001. – 167 с.
4. Культурология – история мировой культуры \Под редакцией профессора А.Н. Марковой. Москва «Культура и спорт». Издательство объединение «ЮНИТИ», 2003.- 563 с.
5. Основы социологии. Курс лекций под ред. А. Г. Эфендиева. М.:2002. – 277 с.
6. Рукавишников В. и др. Политические культуры и социальные изменения. М.: 2001. – 199 с.
7. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.:2002. – 266 с.
8. Социологический словарь. Минск, 2003. – 222с
9. Человек и общество. Основы современной цивилизации. М.: 2003. – 355 с.