Содержание

17. Поведение человека в экстремальной ситуации. 3

Задача 7. 9

Список использованной литературы.. 12

17. Поведение человека в экстремальной ситуации

В словаре русского языка «экстремальный» (ая, ое) определяется как:

1.                      Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.

2.                      Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от французского extreme).

Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстремальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе.

         Какие ситуации следует считать экстремальными? В работах, посвященных данному вопросу, нет единства взглядов.   В одних случаях под экстремальными ситуациями понимаются такие обстоятельства, которые предъявляют человеку требования, выходящие за пределы диапазона его возможностей, обусловленных эволюционным процессом. Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характеристики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объективных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объективной реальности создает субъективную оценку ситуации и  степени ее опасности.

         Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко  также указывают на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».

В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.).

В.Г. Андросюк в своей книге «Педагогика и психология» приходит к такому выводу: «экстремальная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».

Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики экстремальной ситуации:

1.                      Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.

2.                      Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.

3.                      Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

4.                      Экстремальная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

5.                      Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.

6.                      Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.[1]

 Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим  положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций. По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:

- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости. У человека  повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная  и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;

- доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;

- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.

- проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способност).

 «Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:

1.                      физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

2.                      психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

3.                      психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».

Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.

Нам представляется наиболее полным определение психического состояния Д.Н. Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности». Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является  неполнота информации.

П.В. Симонов разработал информационную теорию эмоций, согласно которой, при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое состояние личности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека.

«Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий». Преодоление человеком препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно - психического напряжения, мобилизующего его физические, интеллектуальные  и моральные силы. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Поскольку состояние – многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Тот или иной параметр может быть ведущим. Какие параметры состояния выходят на первый план в экстремальной ситуации? Мы думаем, что, прежде всего – напряжение.

Напряжение (англ. tension) в словаре психологии Дж. Древера определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором. Такими факторами может быть повышенная нагрузка, дефицит времени, недостаток информации и др. По мнению Л.В. Куликова именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения, по мнению Л.В. Куликова, трудно  полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. Запорожцем, писавшим, что эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.[2]

В экстремальных ситуациях совесть и долг могут вызвать самоотверженность, героические поступ­ки. Благодаря совести при нарушении долга, в том числе и служебного, человек несет ответственность не только перед другими людьми, но и перед собой. В случаях без­нравственного поведения самооценка этого поведения с позиций совестливости вызывает чувство стыда, раская­ния, сожаления, т.е. угрызения совести.

Для морального облика делового человека немаловаж­ное значение имеет наличие у него чувства чести, в ос­нове которого лежит отношение к самому себе и отноше­ние общества к индивиду. Честь выражается в призна­нии моральных заслуг личности, в репутации человека. Именно она требует от индивида постоянно поддержи­вать свое реноме (репутацию), а также реноме фирмы, социальной и профессиональной группы, к которой он принадлежит, например рыцарская честь, честь офице­ра, честь интеллигента, честь бизнесмена и т.д. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обя­занности, быть правдивым, справедливым, требователь­ным к себе, признавать свои ошибки и бороться со свои­ми недостатками.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям. Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты. Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Задача 7

При выполнении ремонтных работ на железнодорожном вокзале рабочий строительной организации в результате производственной травмы утратил трудоспособность. Для восстановления здоровья он был помещен в больницу, затем лечился в поликлинике. После окончания лечения по состоянию здоровья был временно переведен на легкую работу. Определить величину экономических последствий несчастного случая.

Среднедневная сумма прибыли, приходящаяся на один отработанный чел. день, руб.коп. – Р0

2-40

Средний заработок за один рабочий день, руб. коп. – В’

6-10

Количество рабочих дней пропущенных по болезни – Т

39

Количество календарных дней, проведенных в больнице

18

Количество посещений поликлиники

8

Средний заработок за один рабочий день на легкой работе, руб.коп.

3-90

Количество рабочих дней, отработанных на легкой работе

16

Отношение  тарифного коэффициента разряда пострадавшего к тарифному коэффициенту разряда среднесписочного работника (коэффициент α)

1,06

Отношение тарифного коэффициента разряда по новому месту работы к тарифному коэффициенту разряда среднесписочного работника (коэффициент α1)

0,72

Решение:

Определим общегосударственные расходы и убытки при потере трудоспособности по формуле:

К = П1 + П2 + П3 + П4 + П5 + П6 + П7 + П8 + П9 + П10 + В,

При этом,  П10 = Р0*Т(1+(Кв+Кф)/2) = 2,4 * 16 (1+ (0,32 + 0,28)/2) =  49,9.

Здесь Р0 = 2 руб. 40 коп = 2.4 руб. – средняя прибыль, приведена в исходных  данных задачи в первой строчке таблицы.

Кв, Кф – тарифные коэффициенты соответственно высшего и фактического разрядов по данной профессии. Кв = 0,32 выбран в соответствии с нормами для тарифов для строительных специальностей[3]; Кф = 0,28 выбран произвольно ввиду его незаданности в исходных данных задачи.

В = (В’/n)*Т = (6,1*82)/82 * 39 = 238.

Здесь В’ = 6,1 руб. – приведен в таблице исходных данных задачи во второй строчке.

Т = 39 – продолжительность болезни в рабочих днях – задан в третьей строчке  исходных данных задачи.

Тогда, исходя из полученных данных, находим общегосударственные расходы и убытки при потере трудоспособности:

К = 18*6,8 + 0,55*8 + 1200 + 500 + + 800 + 2000 + 10000 + 1200 + 2000 + 49,9 +  238 = 18114.

Здесь значения коэффициентов П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 выбраны в соответствии с нормами выплат инвалидам по труду[4].

Теперь рассчитаем экономические потери строительной организации в связи с производственной травмой рабочего по формуле:

Сn = Р + С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + С10 + Пв,

При этом, Р = α* Р0*Т1 = 1,06 * 2,4 * 39 = 99,2.

С1 = (α* Р0 – α1* Р0)*Т + (В1 – В2)* Т2 = (1,06*2,4 – 0,72*2,4)*39 + (6,1 – 3,9)*16 = 66,4.

С2 = 9,5* α* Р0 + (В3 – В4) = 9,5*1,06*2,4 + (6,1*82 – 16*3,9) = 466,7.

С3 = Р0 * Т3 + В5 + Ст = 2,4*2 + 6,1*2 + 1200 = 1217.

С4 = Сс + Р0 *Т4 +В6 = 1800 + 4*2,4 + 6,1*4 = 1834.

Исходя из полученных данных, найдем экономические потери строительной организации в связи с производственной травмой рабочего:

Сn = 720 + 280 + 300 + 220 + 360 + 1200 + 500 + 99,2 +66,4 + 466,7 + 1217 + 1834 = 7263,3.

И, наконец, определим общую величину экономических потерь и убытков общества в результате производственной травмы по формуле:

Оп = К + Сп = 7263,3 +18114 = 23377,3.

Таким образом, общая величина экономических потерь и убытков общества в результате производственной травмы составит 23373,3. При этом большая доля – это общегосударственные расходы и убытки при потере трудоспособности, а меньшая - экономические затраты строительной организации в связи с производственной травмой рабочего.

Список использованной литературы

1.     Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая российская энциклопедия, 2002. – 1456 с.

2.     Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Дело, 2001. – 286 с.

3.     Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности. / Психические состояния: Хрестоматия. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб: Питер, 2003. - С. 144-158.

4.     Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект. -  Мн.: Университетское, 2001. - 206 с.

5.     Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях.  -  СПб.: Нева, 2002. -  124 с.

6.     Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Логос, 1999. – 304 с.

7.     Лобанова Е.А. О формировании национальной системы экологических показателей // Экол. экспертиза: Обзор. информ.  ВИНИТИ, 1999. - № 3. 67с.

8.     Рофе А.И. Организация и нормирование труда. – М.: МИК, 2001. – 420 с.

9.     Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации. // Психологический журнал. 2003. №1 С. 19-34.


[1] Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Дело, 2001. – С. 103

[2] Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Логос, 1999. – С. 78

[3] Рофе А.И. Организация и нормирование труда. – М.: МИК, 2001. – с. 177.

[4] Рофе А.И. Организация и нормирование труда. – М.: МИК, 2001. – с. 317-318.