Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Рынок труда и его особенности............................................................... 5

2. Роль профсоюзов на рынке труда......................................................... 19

3. Задачи и основные направления регулирования рынка труда РФ. 22

Заключение.................................................................................................. 34

Список литературы..................................................................................... 37

Введение

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

В настоящее время государственное регулирование является наиболее действенным механизмом обеспечения и регулирования занятости граждан и рынка труда, так как именно государство обеспечивает гарантии гражданам в сфере труда и их социальную защищенность.

Объект исследования: рынок труда.

Предмет исследования: рынок труда в России.

Цель исследования: рассмотреть особенности рынка труда в России и зарубежных странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1       проанализировать содержание и сущность рынка труда.

2       рассмотреть особенностисовременного состояния рынка труда в России  и за рубежом.

3       провести оценку эффективности деятельности службы занятости населения

1. Рынок труда и его особенности

Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов (факторов). Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенным отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства.

Важнейший компонент рынка труда — механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.

Механизм рынка труда — это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой.  Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключайся в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда — это: во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, — место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятий, — поле взаимоотношений отдельного предприятия и его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

1)Информационная, т. е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2)Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда.

3) Стимулирование эффективного хозяйствования рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4)Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

5)Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6)Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.[1]

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 1).

Рис. 1

На представленном рисунке та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд (УС). Непересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

ТР=СР-УС,

где СР — совокупный рынок труда;

ТР — текущий рынок труда.

 Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых).

Исходя из определения и характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму — главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств — ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др.

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис 2.):

* отношения между наемными работниками и работодателями;

*отношения между субъектами рынка труда и представителями

(профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

*отношения между субъектами рынка труда и государством.

 

Рис.2. Система отношений на рынке труда

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

*               организует встречи работодателей и наемных работников;

*               обеспечивает Конкуренцию на рынке труда как между работодателями, так и между наемными работниками;

*               устанавливает равновесные ставки заработной платы;

*               содействует решению вопросов занятости населения;

*               осуществляет социальную поддержку безработных.

Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы в национальном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого населения.

Текущий рынок труда включает следующие элементы:

*               открытый рынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

*               скрытый рынок труда — это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высвобождены.

Исходным материалом для оценки ситуации на открытом рынке труда в России, анализа тенденций и предложения рабочей силы являются:

*               данные государственного статистического учета по форме № 1-Т- «трудоустройство населения» (годовая, квартальная);

*               месячные отчеты Федеральной службы занятости (далее ФСЗ) «О трудоустройстве и занятости населения, обратившегося в службу занятости РФ, в территориальном разрезе»;

*               данные Госкомстата РФ по форме № 17 «О наличии и прогнозе рабочих мест», приеме-выбытии штата и намечаемом высвобождении работников в территориально-отраслевом разрезе.

Использование перечисленных материалов позволяет выявить емкость как официального рынка труда, охваченного посреднической деятельностью ФСЗ, так и его неофициальной части, а также проследить динамику показателей спроса и предложения на открытом рынке труда в целом, в рамках его официальной и неконтролируемой частей, оценить их соотношение.

Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения во всех составляющих структуры рынка труда.

Конъюнктура рынка труда зависит от: состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технической базы; благосостояния (уровень доходов населения, в том числе душевого); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных); Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:

1)  трудодефицитная, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2) трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

3) равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает перелив работников между предприятиями и секторами экономики.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Например, чисто конкурентный рынок располагает большим количеством покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда. Здесь свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура.

Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.

 Предложение и спрос на рынке труда

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Спрос на труд определяется прежде всего предельным продуктом, создаваемым трудом, уровнем технической оснащенности производства, а также соотношением стоимости труда и машин. В последнем случае либо низкая заработная плата не стимулирует применение машин, либо замещающие труд машины не отличаются высоким техническим уровнем и достаточной экономической эффективностью. Спрос на рабочую силу, как и предложение, претерпевает изменения. В одних случаях это вызвано изменениями в структуре потребления товаров и услуг, а значит, и в структуре рабочих мест, в других — появлением новых видов производств с соответствующими профессиями, в третьих — угасанием и отмиранием целых отраслей и видов производств.

В результате ситуация на рынке труда характеризуется наличием избыточного, готового к потреблению товара — рабочей силы, равно как и наличием значительного количества свободных рабочих мест, которые не могут быть заняты в силу неоднородности предлагаемой и потребной структуры рабочей силы. Это препятствие нельзя преодолеть ни с помощью заработной платы, ни путем наращивания совокупного спроса. Оттого, что оказались не у дел шахтеры или ткачи ввиду свертывания производства в соответствующих отраслях, невозможным представляется удовлетворение спроса, например, на операторов вычислительной техники. Решения данной проблемы, вернее, ее смягчения можно добиться с помощью проведения политики, стимулирующей гибкость рынка труда, которая достигается благодаря осуществлению целой системы мероприятий: переподготовке, переквалификации кадров, материальной поддержке, выдаче пособий и подъемных, четкой работе бирж труда, совершенной системе информации.

Предложение труда зависит от численности населения, его половозрастной структуры, среднего количества рабочих часов в неделю, уровня квалификации и качества рабочей силы, культуры, религии, национальных традиций. Предложение рабочей силы постоянно изменяется. На рынок труда впервые вступает молодежь, в него втягивается все большее число женщин. Одни находят работу, другие пребывают в ее поиске, третьи теряют надежду и оказываются вне состава рабочей силы.

От уровня заработной платы зависит предложение труда. Однако данная зависимость не столь прямолинейная и однозначная, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в одном случае повышение ставок заработной платы может вызвать наращивание предложения труда, в другом — сокращение. Это зависит от материального благополучия работника рис.3.

Рис.3. Спрос и предложение на рынке труда

 

Предложение труда увеличивается под воздействием эффекта замещения свободного времени рабочим временем. Согласно эффекту замещения, каждый час свободного времени работником оценивается как упущенная возможность получения дополнительного заработка. Это возникает при недостаточной насыщенности потребностей работника. Поэтому при повышении заработной платы работник стремится к выполнению большего объема работ, что находит отражение в нижней от точки К части кривой предложения рабочей силы, представленной на рис. 4.

В то же время предложение труда может сокращаться, несмотря на рост ставок заработной платы. Такая ситуация возникает, когда на смену эффекту замещения приходит эффект дохода. Эффект дохода начинает действовать в условиях, когда достигается высокая степень насыщения потребностей работника и ценность свободного времени ставится выше дополнительного дохода. С достижением определенного уровня достатка связано изменение отношения к свободному времени. Если раньше оно рассматривалось как потеря потенциальной возможности получения дополнительного дохода, то теперь оно приобретает повышенную ценность в качестве досуга, когда человек думает не о материальном достатке (это уже достигнуто), а об удовлетворении своих потребностей, связанных с запросами и элементами самореализации личности вне сферы основной трудовой деятельности.

Рис. 4 Проявление эффекта замещения и эффекта дохода на рынке труда

Данное поведение работника отражено на рис. 4. в верхней части от точки К кривой предложения рабочей силы.

Однако уровень заработной платы определяется не только экономическим интересом, но и этикой, менталитетом нации. В частности, сама переломная точка К между эффектом замещения и эффектом дохода во многом определяется тем, ориентируется ли человек на ценности потребительского общества, навязывающего в качестве наивысшей ценности деньги, богатство, материальный достаток, или общества, в котором превалируют духовные ценности, пребывание в гармонии с природой и отдается предпочтение принципу необходимой достаточности материального благосостояния.[2]

В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. В данной главе рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассмотрим ниже:

Субъекты рынка труда— это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники — это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства -- менеджеру профессиональной подготовке, что может стать предметом самостоятельного анализа.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся — профсоюзы. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Второй компонент — юридические нормы и экономические программы Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплати, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда -государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.[3]

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

О масштабах и структуре рынка труда в узком смысле можно судить по обороту рабочей силы в народном хозяйстве и отдельных отраслях (см. табл.1). Оборот рабочей силы — это отношение выбывших и принятых по всем причинам к среднесписочной численности работников. Если речь идет о выбывших, то говорят об обороте по выбытию; если — о принятых, то имеют в виду оборот по приему. В Российской Федерации в современный период оборот рабочей силы в решающей степени связан с причинами рыночного характера, а именно, с недостаточным спросом рабочей силы, обусловленным слабым сбытом отечественной продукции, отсутствием перспектив труда на многих предприятиях.

Таким образом можно сделать вывод, что становление рынка труда актуальная задача трансформации социально-экономических отношений. Здесь происходят наиболее глубинные изменения в ходе преобразования централизованного планового хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику, затрагивающие интересы всех субъектов этих отношений. Поэтому эти изменения носят болезненный характер.

Важной задачей является раскрытие современного содержания понятий «труд», «рабочая сила». Труд— вечное условие жизни. Однако на протяжении исторического развития общества он претерпевает постоянные количественные и качественные изменения. Накапливаясь, они ведут к более глубоким преобразованиям, знаменующим рождение новых типов социально-трудовых отношений. Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений должна привести к становлению новой системы этих отношений, где товарный обмен способностей к труду на основе социального партнерства должен стать одной из главных ее доминант.

2. Роль профсоюзов на рынке труда

Думаю, что  многие понимают, что определенную роль при организации  труда играют профсоюзы. Попытаемся рассмотреть их деятельность.

Один из способов разобраться в деятельности профессиональных союзов состоит в том, чтобы анализировать их как организации, максимизирующие свои прибыли и доходы, которые во многом схожи с фирмами и семейными хозяйствами[4]. Такой подход подчеркивает монопольную силу, которую приобретают члены профсоюза, объединяясь единым фронтом и выставляя свои требования работодателям. Рассмотрим, например, случай, когда на рынке конкурирующих продавцов образовался профсоюз, который пытается добиться более высоких ставок заработной платы, угрожая забастовкой.

предельные затраты ресурса

 
 

Е2

 
12

Е1

 
10

8

спрос

 
4

                             100         200         300         400         500                         тыс.час/год.

Рисунок 5. Профсоюзное регулирование

В начале нашего рассмотрения кривая предложения имеет свою обычную форму с положительным наклоном. После появления угрозы забастовки кривая предложения резко переламывается. Горизонтальный участок левой части кривой предложения такой формы показывает, что при уровне заработной платы меньше 10 долларов в час владельцы предприятия столкнутся с полным отсутствием рабочей силы, зато при уровне оплаты, равном этой сумме, предложение рабочей силы составит до 400000 часов. Найм большего количества работников потребует дальнейшего увеличения ставок заработной платы относительно сегодняшних требований забастовщиков.

Если предприниматели соглашаются с требованиями, выдвинутыми профсоюзом, то точка равновесия экономической системы переместится в положение Е2, где пересекаются кривая спроса и новая кривая предложения рабочей силы. В этом случае будет использовано 250000 рабочих часов при почасовой оплате в 10 Долларов. Профсоюз, таким образом, добьется требования повысить заработную плату своим членам, но только за счет сокращения количества рабочих часов с 300000 до 250000 в год.

Профессиональные союзы представляют собой объединения работников одной профессии, отрасли или предприятия, созданные для защиты их интересов при согласовании с работодателями условий и оплаты труда. Профсоюзы превратили наемных работников в организованную силу на рынке труда, что и вынудило работодателей считаться с их интересами. В целом это способствовало тому, что противостояние двух сторон перестало принимать крайние формы.

В большинстве стран мира используются два основных способа купли-продажи рабочей силы: индивидуальные трудовые контракты и коллективные договора (соглашения). В коллективном договоре фиксируется согласование позиций сторон по самому широкому кругу вопросов. На национальном уровне подписываются генеральные соглашения. Они представляют собой документы, определяющие общие условия купли-продажи рабочей силы. Генеральное соглашение подписывают по итогам переговоров правительство, объединения работодателей и профсоюзы.

Рынок труда охватывает способы, общественные механизмы и организации, позволяющие продавцам (наемным работникам) найти нужную им работу, а покупателям (работодателям) — нанять работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Обращаясь к анализу рынка труда, необходимо помнить, что на нем выступают не бездушные товары, а люди, которые образуют органическое единство с рабочей силой, являющейся объектом купли-продажи. Поэтому следует принимать во внимание психологические, социальные, национальные, культурные, духовные и прочие аспекты поведения человека.

3. Задачи и основные направления регулирования рынка труда РФ

Динамика состояния рынка труда Уральского Федерального округа в 2002-2003 годах представлена на рисунке 6.

Рис. 6 Динамика состояния рынка труда Уральского Федерального округа в 2002-2003 годах

В 2003 году в органы службы занятости Уральского федерального округа (УФО) обратилось в поиске работы 1327,7 тыс. человек, что составило 104,9 % к аналогичному показателю 2002 года (1266,2 тыс. человек). Значительный прирост числа обращений за сравниваемые периоды (от 17,3 до 37,1%) отмечен в Челябинской, Свердловской областях.

В 2003 году признано безработными 519,6 тыс. человек, что составило 107,2 % к показателю 2002 года. На конец отчетного периода численность зарегистрированных безработных, стоящих на учете в службе занятости, составила в ПФО 256,4 тыс. человек, что на 13,8 % больше, чем на аналогичный период 2002 года (225,3 тыс. человек).

Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, составил в УФО на конец декабря 2003 года 1,6 % против 1,4 % на аналогичную дату 2002 года. Наибольший уровень безработицы в Курганской -3,1 %, а наименьший в Свердловской  области - 0,7 %.

Напряженность на регистрируемом рынке труда в УФО (численность зарегистрированных незанятых граждан в расчете на одну вакансию, заявленную в службу занятости) составила на конец 2003 года 2,1 человека против 1,6 человека на конец 2002 года.

Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в УФО за 2003 год не изменилась (5,0 месяца). Наибольшая продолжительность безработицы сложилась в курганской области - 6,0 месяца, а наименьшая в Челябинской области - 3,9 месяца. На конец 2003 года в органах службы занятости УФО состояло на учете:

-         безработных женщин - 178886 человек, или 69,8 % (2002 год - 157440 человек, или 69,9 %);

-         - безработных в возрасте 16-29 лет - 76451 человек, или 29,8 % (2002 год - 71494 человека, или 31,7 %);

-         - безработных инвалидов - 15307 человек, или 6,0 % (2002 год - 11427 человек, или 5,1%). (Рисунок 7)

Рис. 7. Состояло на учете на конец 2003 года в органах службы занятости УФО

В составе безработных, по сравнению с 2002 годом, с 16,5 до 22,5% увеличилась доля высвобожденных работников и с 52,1 до 47,4% уменьшилась доля граждан, уволившихся по собственному желанию.

В 2003 году службами занятости УФО трудоустроено 998,0 тыс. человек, что на 5,5 % больше, чем в 2002 году (946,1 тыс. человек). Уровень общего трудоустройства (отношение трудоустроенных граждан к сумме числа граждан, искавших работу на начало года и граждан, обратившихся в поиске работы в отчетном периоде) несколько увеличился и составил по УФО 62,9% (в 2002 году - 62,3%).

В отчетном периоде службами занятости населения УФО:

- направлено на профессиональное обучение 70,4 тыс. безработных граждан, что на 10,6% меньше, чем в 2002 году.

- обеспечено участие в общественных работах 160,8 тыс. человек, в том числе 111,8 тыс. безработных.

В 2003 году, несмотря на то, что ситуация в целом на рынке труда УФО оставалась управляемой, наблюдался рост уровня регистрируемой безработицы. Последние два года не сокращается доля женщин, других слабозащищенных категорий населения среди безработных граждан.

В связи с продолжающейся реструктуризацией отдельных отраслей экономики в субъектах УФО в 2003 году прогнозируется дальнейшее повышение уровня регистрируемой безработицы.

Проблема оценки эффективности деятельности службы занятости населения включает необходимость выбора оценочных показателей, стимулирующих совершенствование работы, повышение уровня и качества обслуживания населения, непрерывное развитие системы управления органами занятости.

В Калужской области разрабатывались различные системы оценки эффективности работы городских и районных центров занятости населения.

При этом рассматривались два подхода:

1. Оценка интенсивности работы: чем больше загружены специалисты, тем выше оценка их труда (используются количественные характеристики, включающие число обращений клиентов в органы службы занятости, имеющихся вакансий, произведенных начислений пособий и т.д.).

2. Оценка эффективности работы: чем больше полезного эффекта приходится на единицу работы, тем выше уровень трудоустройства, заполнения вакансий, результативности различных мероприятий и т.п.

Нам представляется, что оптимальная система оценки должна сочетать оба подхода так, чтобы показатели интенсивности работы уравновешивались требованиями к ее эффективности. Исходя из этого были выбраны критерии, показатели которых наиболее полно отражали основные аспекты деятельности службы занятости населения области.

В настоящее время используются два варианта оценочной системы: внутренний – для подразделений департамента, и внешний – для сравнения наших показателей с результатами работы других департаментов ФГСЗН.

Семь критериев первого варианта разбиты на основные и дополнительные. Максимальные оценки за лучшие показатели трех основных приняты в сумме за 20 баллов, за лучшие показатели четырех дополнительных – 12 баллов. Оценка по каждому из критериев определяется в прямой пропорции, исходя из максимальной оценки за лучший показатель. В конечном итоге каждое подразделение, в зависимости от суммы полученных оценок, получает в таблице место, отражающее его работу в отчетном периоде по основным направлениям деятельности по сравнению с остальными центрами занятости населения, что учитывается при подведении итогов для определения надбавок за сложность и напряженность в работе при премировании сотрудников.

В числе основных параметров, которые будут определять показатели экономического роста и занятости в России и на динамику которых общество может в той или иной степени влиять, следующие:

1.Численность экономически активного населения. Объективно, этот показатель определяется уровнем благосостояния семей: если он низок, появляется необходимость выхода на рынок труда дополнительных контингентов рабочей силы. На данный процесс можно оказывать воздействие главным образом средствами социальной политики, в частности, эффективной социальной защитой наиболее слабозащищенных слоев населения.

2.Стоимость одного рабочего места. Мы предложили наиболее достижимую в ближайшем будущем величину стоимости рабочего места в промышленности (включая все хозяйственные формы). Однако рациональный выбор отраслевой структуры производства, соотношения между основным производством и инфраструктурными отраслями, а также между предприятиями различных масштабов дают возможность варьировать этот показатель.

3. Рост числа малых и средних предприятий, повышение их доли в общем объеме продукции и численности промышленно-производственного персонала. Как мы указывали, деятельность МП несколько понижает общий показатель эффективности производства, однако потеря качества в данном случае может быть компенсирована увеличением количества этих предприятий. Как показывает мирохозяйственный опыт, рост их числа, также как и активизация производственной деятельности, во многом определяются государственной политикой в налоговой (льготы, налоговые «каникулы»), организационной (помощь в материально-техническом снабжении, маркетинге), социальной (социальная защита лиц, наиболее нуждающихся в работе) областях.

4. Замещение труда капиталом и обратное соотношение. Активное использование этого показателя в ряде случаев может оказаться целесообразным, особенно в глубинных районах России, в регионах, обладающих избыточным и в то же время не очень качественным трудовым потенциалом.[5]

На основе изученной литературы можно сформулировать следующие основные положения необходимого государственного регулирования рынка труда:

1)в области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2) в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации:

разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

3) в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности; поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда; развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;

содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;

организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4) в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;

обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;

развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;

С целью повышения эффективности государственного регулирования рынка труда можно предложить:

1) увеличение числа предпринимателей в данной сфере за счет содействия развитию предоставления платных услуг населению и облегчения  порядка  лицензирования  предпринимательской деятельности в этой сфере;

2) воздействовать на структуру спроса и предложения труда путем воздействия на качество и структуру спроса и предложения труда ^ методами государственной поддержки занятости в определенных отраслях хозяйства, законодательного регулирования подготовки кадров, государственного заказа на специалистов определенных профессий и т.д.;

3) регулирование    количественно-качественного    соответствия занятых в основном вышеуказанными методами;

4) обеспечение равновесия на рынке труда путем соответствующей технической,  инновационной,  инвестиционной,  финансово-кредитной, демографической политики и т.д., правовых норм, в том числе недопускающих широкого толкования и отсутствия четких формулировок, а также нарушения трудовых прав граждан;

5) социальная   защита   экономически   активного   населения, позволяющая расширить число занятых и снизить число безработных;

6) повышение роли бирж труда, привлечение населения к услугам данных субъектов рынка труда.

Заключение

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости, государство  также предоставляет определенные гарантии безработным гражданам.

Современная ситуация характеризуется сочетанием новых, еще слабых рыночных механизмов и старых командных рычагов. Кроме того, нельзя забывать и самое главное - Менталитет народов России. Ведь в стране исторически весьма сильна была роль государства в решении многих экономических и социальных задач. У народа велика тяга к справедливости, понимаемой зачастую как уравнительное распределение благ, достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества. Устранение этих негативных моментов, характеризующих жизнедеятельность общества, требуют времени и активного участия Предпринимателей и государства. В такой ситуации необходимы усложнение инфраструктуры рынка труда и существенное увеличение численности его субъектов.

В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций: активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается): естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Падение уровня жизни в России приводит к снижению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .

2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны  стать борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

Государственное регулирование рынка труда может быть эффективным при воздействии на основные показатели экономической деятельности страны, прежде всего реальной заработной платы, имеющей прямую взаимосвязь со спросом  и предложением на рынке труда. Государственное воздействие на инфляцию может быть неэффективным, так как современные исследователи считают модель Филлипса слишком упрощенной.

На основе анализа ситуации в сфере государственного рынка труда в данной работе были предложены  основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 г.г.

Список литературы

1.     Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2002.-80с.

2.     Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2003.–№2

3.     Булатов А.С. Экономика 2-е изд., перераб. и доп., - М.-2000.

4.     Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

5.     Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2002.№2.С.3-27.

6.     Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.

7.     Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.

8.     Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)

9.     Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2003.–№7.

10.       Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1999.-120с

11.       Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2002

12.       Кузьмин С.А. Эффективность занятости населения.М.,1990.-143с

13.       Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2003.№5.С.39-84

14.       Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

15.       Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

16.       Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2002

17.       Стратегии занятости /отв. ред. Г.С. Чижова. М.: Экономика, 2003

18.       Тенденции на рынке труда в 2001 году //Вопросы статистики. 2002. №9

19.       Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2002


[1] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.-С.298.

[2] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.-С. 302-304

[3]Булатов А.С. Экономика 2-е изд., перераб. и доп., - М.-2000. С.35-39

[4] Заславский “О пользе рынка труда”, “Вопросы экономики” N9 - 91г. – стр 17

[5] Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39