МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (курсовая работа)

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной форм обучения

Введение

Курсовая работа представляет собой исследование в завершающем семестре изу­чения дисциплин: «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет» и «Бухгалтерская финансовая отчетность». Она должна соответствовать современ­ному развитию экономики, а ее тема - быть актуальной. Научный уровень работы должен соответствовать программе обучения. Выполнение курсовой работы не столько сводится к решению научной проблемы, сколько служит свидетельством того, как ее автор научил­ся самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения. При этом базой развития навыков качест­венной подготовки курсовой работы являются все виды самостоятельной работы за весь период изучения данных дисциплин.

Тематика курсовых работ разработана преподавателями кафедры бухгалтерского учета в соответствии с направлениями реформирования бухгалтерского учета в современ­ных условиях.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен продемонстрировать уровень своей научной подготовки и квалификации, умение обобщать и решать конкрет­ные научные задачи.

Методические указания предназначены для студентов специальности 060500 «Бух­галтерский учет, анализ и аудит» дневной и заочной формы обучения и могут быть реко­мендованы в качестве пособия научным руководителям и рецензентам курсовых работ.

1. Общие положения

Методические указания по выполнению курсовых работ разработаны в соответст­вии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования и Положения об итоговой государственной аттестации выпускни­ков, утвержденного ученым советом Сибирского университета потребительской коопера­ции 2 февраля 1998 г..

Курсовая работа представляет собой законченную работу научного содержания по конкретной организации или потребительскому обществу в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и управленческого учета.

В работе студент должен продемонстрировать свое владение элементами научного поиска, самостоятельность мышления, творческий подход к решению экономических проблем. Основная задача курсовой работы заключается в выработке у студентов навыков и умений по использованию законодательных, нормативных и инструктивных актов, кри­тическому осмыслению и обобщению литературных источников, а также способности дать оценку деятельности конкретной организации.

Курсовую работу выполняют на фактических материалах конкретных организаций, фирм, потребительских обществ. Если студент дает экономическую характеристику объ­екта исследования, то необходимо использовать отчетные данные за период от двух до пяти лет.

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение тео­ретических знаний студента по специальности, а также развитие у него навыков само­стоятельной работы и овладения методикой исследования вопросов выбранной темы.

Настоящие методические указания составлены с целью обеспечить единый поря­док организации выполнения, оформления, представления, рецензирования и защиты курсовых работ.

2. Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ определена кафедрой бухгалтерского учета. Тема курсо­вой работы должна быть актуальной, соответствовать современным требованиям науки и практики потребительской кооперации, других субъектов хозяйствования. Весьма важно при формировании тематики курсовых работ учитывать темы, заказанные конкретными хозяйствующими субъектами, так как это открывает реальную возможность для внедре­ния разработки в практику хозяйствования, облегчает сбор фактических данных, проведе­ние экспериментов.

Студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы. Однако в одной академической группе темы не должны повторяться. Курсовые работы на одну и ту же тему могут выполняться на материалах различных организаций. В отдельных случаях студент может выбрать тему курсовой работы, не включенную в предложенную тематику, но при этом ему следует обязательно обосновать целесообразность ее изучения.

Студенты заочной формы обучения темы курсовой работы определяют по таблице (Приложение 5) в зависимости от их порядкового номера по двум последним цифрам. Например, в номере Бх-00-15 две последние цифры - 15 будут определять тему курсовой работы. Студентам заочной формы обучения целесообразно выбирать темы, имеющие практиче­ское значение для предприятий, где они работают.

Выбрав тему курсовой работы, студенты очной формы обучения подают на кафед­ру заявления (Приложение 1) с просьбой закрепить за ними конкретную тему. Решение оформляется протоколом заседания кафедры. Замена темы курсовой работы производит­ся в исключительных случаях по заявлению студента и разрешению заведующего кафед­рой.

В зависимости от выбранной темы кафедра назначает научного руководителя кур­совой работы из профессорско-преподавательского состава и устанавливает сроки ее вы­полнения согласно графику.

3. Подготовка к выполнению курсовой работы

Процесс выполнения и защиты курсовой работы включает следующие этапы:

-          выбор и утверждение темы;

-          подбор литературных источников, их изучение, систематизация и обобщение;

-          составление примерного развернутого плана;

-          сбор и обработка фактического материала;

-          составление окончательного плана;

-          написание текста курсовой работы;

-          литературная обработка текста, оформление и представление работы на кафедру;

-          рецензирование и защита курсовой работы перед комиссией, утвержденной ка­ федрой.

Научный руководитель обязан:

-          оказать необходимую помощь студенту при составлении плана работы, в подбо­ ре литературы, справочных материалов и других источников информации по выбранной теме;

-          проводить, при необходимости, консультации со студентом,    контролировать выполнение работы;

-          написать рецензию на выполненную работу. В рецензии должны быть отражены характерные особенности курсовой работы, рассмотрены наиболее важные проблемы ис­ следования, отмечены практические предложения студента. При этом научный руководи­ тель не дает оценку работе, а лишь указывает на возможность допуска ее к защите, либо мотивирует причины ее несоответствия требованиям, предъявляемым к написанию кур­ совой работы, вследствие чего она не может быть допущена к защите.

При подборе литературы следует обращаться к каталогам и библиографическим справочникам библиотеки университета, ГПНТБ, базового предприятия по месту прохо­ждения практики.

Базой для составления плана курсовой работы служат материалы по исследуемой теме из литературных источников, а также знания, полученные в процессе обучения по специальным дисциплинам.

В ходе написания курсовой работы студенты используют практический материал по теме. Собирая практический материал, следует обратить особое внимание на данные, позволяющие сформулировать определенные выводы и обосновать предложения по улучшению организации и методологии учета. Практический материал является основой составления расчетов, таблиц, графиков, диаграмм, поэтому студентам необходимо зара­нее разработать формы расчетно-аналитических таблиц и графиков по своей теме.

После изучения и систематизации литературных источников предварительный план курсовой работы может быть изменен в связи:

-          с уточнением направления исследования темы курсовой работы;

-          недостаточным объемом собранного практического материала или получением новых данных, представляющих как теоретический, так и практический интерес.

Окончательный план курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

Законченная работа в установленные сроки сдаётся студентом научному руководи­телю на проверку. После устранения замечаний, отмеченных руководителем, студент до­рабатывает работу и приступает к оформлению ее окончательного варианта, соблюдая установленные правила и стандарты.

4. Структура курсовой работы

Курсовая работа обычно состоит из введения, двух глав и заключения, библиогра­фического списка и приложений.

Во введении студент раскрывает: значимость выбранной темы для науки и практи­ки, дает оценку современному состоянию решаемой проблемы, обосновывает актуаль­ность темы в совершенствовании методологии и организации бухгалтерского учета, ау­дита, финансового анализа и автоматизации учетно-экономической информации; опреде­ляет цели и задачи работы, границы исследования и период; приводит обоснование объе­ма фактических материалов, степень их достаточности для того, чтобы сделать соответ­ствующие выводы и рекомендации; делает ссылки на апробацию результатов работы, ес­ли последняя имела место; указывает объект исследования.

Первая глава, как правило, теоретическая, и в ней исследуется экономическая сущность и значимость поставленной проблемы; освещаются теоретические подходы к исследуемым вопро­сам: понятия и определения, сущность экономических категорий, краткий обзор литературных источников отечественных и зарубежных авторов и публикаций в периодической печати. Студент должен высказать свою точку зрения по отдельным теоретическим аспектам исследуемой про­блемы. В первой главе необходимо дать характеристику исследуемого объекта: виды и основные показатели хозяйственной деятельности, организационно-правовая структура, формы ведения бухгалтерского учета и степень его автоматизации с указанием типа применяемых машин, осо­бенности обработки и систематизации информации.

При экономической характеристике объекта исследования дается оценка его дея­тельности по количественным и качественным показателям за отчетный год и в динамике показателей за ряд предшествующих лет в сопоставимых ценах.

Во второй главе рассматривается действующая методика и практика учета на предприятии. При этом следует использовать практический цифровой материал, который включают в приложения. Практический материал представляют в виде первичных доку­ментов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности.

Особое внимание следует обратить на реальность бухгалтерской отчетности; оператив­ность получения информации, ее полноту и достоверность. В связи с этим студент должен обос­новать необходимость усовершенствования и реформирования бухгалтерского учета, перевода его на новые принципы в соответствии с международными стандартами.

В ходе изложения второй главы целесообразно осветить процесс автоматизации учета. При этом необходимо показать, насколько эффективно используется компьютерная техника, дать рекомендации по расширению автоматизации учетной работы.

Заключение представляет собой подведение итогов всей работы, поэтому здесь, как правило, не приводятся ни новые фактические данные, ни новые теоретические по­ложения, а лишь даются общие выводы и рекомендации. В них следует показать сущ­ность новизны, практическое значение выполненной работы. Особое значение при этом имеет конкретность рекомендаций и их обоснованность.

5. Оформление курсовой работы

К оформлению курсовой работы предъявляются единые требования, опреде­ляемые следующими стандартами:

ГОСТ 7.12. - 77. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати и др.;

ГОСТ 7.32. - 81. Общие требования и правила оформления отчетов о НИР; ГОСТ 7.1. - 84. Библиографическое описание документа: общие требования и правила со­ставления.

Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере с использованием тексто­вого редактора Word в Windows - 98 (2000). Плотность текста - не менее 30 строк на листе через 1,5 межстрочных интервала. Размер шрифта - 14 пунктов. Размер полей: ле­вого - 25 мм, правого -15 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -25 мм.

Формат бумаги унифицирован - А4.

Общий объем курсовой работы - в пределах 40-^Q страниц. Страницы текста, ил­люстрации, таблицы и распечатки на компьютере должны соответствовать формату А4 и включаться в общую нумерацию. Допускается выполнение таблиц и их распечатка на принтере на листах формата A3, в этом случае они включаются в раздел «Приложения».

Курсовая работа должна быть написана грамотно, лаконичным и четким языком. В ходе изложения материала не принято применять языковые конструкции с личным ме­стоимением «я». Вместо него рекомендуется использовать - «мы».

Введение, главы и заключение принято начинать с новой страницы. Каждая глава и параграфы должны иметь заголовки. Подчеркивать, переносить слова в заголовках или ставить точки в их окончании не рекомендуется. При оформлении курсовой работы не­допустимо разрывать заголовки глав, параграфов, таблиц с текстом, т.е. печатать заголо­вок внизу одной страницы, а следующий за ним текст или таблицу - на другой. Заголов­ки глав размещают с отступлением 50-70 мм от верхней кромки листа и 15-20 мм от тек­ста.

Оформленная курсовая работа должна включать:

•        титульный лист (Приложение 2);

•        содержание (Приложение 3);

•        введение;

•        основную часть в порядке глав и параграфов;

•        заключение;

•        список использованных источников (Приложение 4);

•        приложения.

Отзыв научного руководителя не брошюруется, а прилагается к работе. Титульный лист заполняется по установленному образцу (Приложение 2).

В содержании последовательно указывают наименование частей курсовой работы: введение, названия глав и параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения с указанием номера страницы, с которой начинается данный раздел.

В библиографический список включают все литературные источники, на которые имеются ссылки в тексте.

Библиографический список по видам изданий используется для систематизации тематически однородной литературы.

При составлении библиографического списка источники располагают в следую­щем порядке:

-         законодательные и нормативные акты;

-         постановления правительства;

-         инструктивные, методологические и статистические документы;

-         литературные источники (книги, монографии, брошюры, статьи из периодиче­ ских изданий и др.).

В конце списка литературы указывают специальные виды нормативно-технических документов по стандартизации (ГОСТ, РСТ), патентные документы и т.п.

Приложения располагают вслед за библиографическим списком и включают раз­личные формы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, таблицы, схемы, вспомога­тельный материал, акты внедрения результатов исследования и т.д.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, указывая в правом верхнем углу - «Приложение». Оно должно иметь содержательный заголовок. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например Приложение 1, Приложение 2.

Курсовая работа подписывается студентом на последней странице после оконча­ния текста заключения (дата и подпись студента).

Требования к оформлению таблиц

Таблица представляет собой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовый материал группируется в колонки.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и темати­ческого заголовка, головки, заголовков вертикальных граф, горизонтальных строк.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «Таблица» и цифры ее номера в курсовой работе. Слово «Таблица» пишется с прописной буквы справа над таблицей, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят. Порядковый номер состоит из двух цифр: первая - номер главы курсовой рабо­ты, вторая - номер таблицы в данной главе (например: Таблица 2.2). Это означает, что данная таблица вторая во второй главе курсовой работы.

Тематический заголовок определяет содержание таблицы, он пишется с пропис­ной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформулировать таким обра­зом, чтобы не дублировался тематический заголовок, в котором следует избегать упот­ребления следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость. В заголовке следует указывать название организации и годы, за которые отражается информация. Например: Объём продаж Волчихинского сельпо Алтайского крайпотребсоюза по видам за 1998-2002 годы.

Головка - это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и из нескольких этажей (ярусов).

Заголовки граф в первом ярусе следует писать с прописной буквы, в конце ни точ­ку, ни запятую не ставят. Заголовки глав второго и последующих ярусов (подзаголовки) пишут следующим образом: если ярус составляет единую грамматическую форму с пре­дыдущим, то нижерасположенные подзаголовки пишут со строчной буквы, например:

Таблица 1.3

Анализ уровня расходов на продажу Волчихинского сельпо Алтайского крайпотребсоюза за 2000 -2002 гг.

Статьи расходов на продажу

Удельный вес, %

предшествующий год

отчетный год

Если ярус имеет самостоятельное значение, то с прописной буквы пишутся и под­заголовки, например:

Таблица 1.4

Типовая корреспонденция счетов,

принятая учетной политикой Волчихинского сельпо Алтайского крайпотребсоюза

на 200 г.

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Заголовки граф приводятся в именительном падеже единственного числа.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 3.2». Если головка громоздкая, то пронумеровы­вают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повто­ряют.

В каждой таблице должна быть единица измерения. Если единица измерения еди­ная, то она указывается после тематического заголовка, если используются разные еди­ницы измерения, то вводится соответствующая графа «Единица измерения».

Требования к оформлению отдельных видов иллюстративного материала

Все иллюстрации в курсовой работе должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в курсовой работе, например: (рис. 3) или «... как это видно из рис. 3».

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

•    наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.

«;

•         порядковый номер иллюстрации, который указывается арабскими цифрами без знака номера;

•         тематический заголовок иллюстрации,  содержащий текст с характеристикой изображаемого сюжета в наиболее краткой форме;

•         экспликацию1, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.

Основными видами иллюстративного материала в курсовой работе являются: схе­ма, диаграмма и график.

Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооруже­ния или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между ве­личинами. Она составляется для наглядности и анализа массовых данных. Диаграммы могут быть линейными, а из плоскостных - столбиковыми и секторными.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, т.е. услов­ных изображений величин и их соотношений через точки, геометрические фигуры.

График должен содержать:

•         общий заголовок, где следует указать название организации и годы, используе­ мые для иллюстрации явлений, процессов;

•         словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графика;

•         оси координат, шкалу с масштабами и числовые  сетки с указанием единиц из­ мерения;

•         числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на гра­ фик показателей.

Требования к оформлению ссылок

Для связи основного текста курсовой работы с литературными источниками чаще всего используют порядковый номер источника, указанного в библиографическом спи­ске. В основном тексте этот номер берется в квадратные скобки.

При ссылке в основном тексте на страницу источника последняя также заключает­ся в квадратную скобку. Например: [50, с. 234], что означает 50-й источник, 234-я страни­ца.

Требования к порядку нумерации страниц

Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация - сквозная, от титульного листа до последней страницы. Но на титульном листе (первая страница), содержании (вторая и, может быть, третья страницы) и первой странице введения номер не ставят, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу.

Требования к оформлению уравнений и формул

Уравнения и формулы выключают из текста в отдельные строки. Если уравнение (формула) не умещается в одну строку, оно может быть перенесено на другую строку, но только после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить не­посредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле.

Экспликация - это объяснение символов, используемых при оформлении иллюстрации.