Содержание
Введение. 3
1. ЕБРР: цели и задачи. 4
2. Сотрудничество РФ и ЕБРР. 12
3. Региональные проекты ЕБРР. 16
Заключение. 20
Список литературы.. 21
Введение
После Второй мировой войны расстройство международной и национальных валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Возросший круг вопросов в валютно-кредитной области, как на международной арене, так и в отдельных регионах, который необходимо было решать мировому сообществу, также вызвал потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования.
В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).
Цель данной работы – рассмотреть отношение ЕБРР и России. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Рассмотреть формирование ЕБРР, его цели, задачи.
2. Раскрыть особенности сотрудничества ЕБРР с Россией.
3. Рассмотреть региональные проекты ЕБРР.
1. ЕБРР: цели и задачи
Представители 42 стран подписали в мае 1990г. в Елисейском дворце в Париже официальный акт об учреждении Европейского банка реконструкции и развития для Восточной Европы (ЕБРР). Его крестным отцом считают президента Франции Ф.Миттерана, который предложил создать ЕБРР в своем выступлении в Европарламенте 25.10.1989г.
Основателями банка стали две международные организации - Комиссия европейских сообществ и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также 34 страны: все страны, входящие в ЕС, в ЕАСТ, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, а также США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Турция, Кипр и Мальта. Постепенно, к числу участников присоединились многие другие государства.
Первоначальный капитал банка составлял 12 млрд. долл. Наибольшая доля (51%) при его основании приходилось на западноевропейский взнос (12 стран ЕЭС и Европейский инвестиционный банк), взнос США (10%), взносы восточноевропейских стран (7,451%). Взнос стран ЕАСТ и других государств Европы, не входящих в ЕС, составил 10,7%, взнос Японии - 8,5%, взнос Канады - 3,4%, взнос остальных стран - 2,95%.[1]
Основные цели ЕБРР заключаются в том, чтобы осуществлять финансовую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении экономических реформ и, в частности, осуществление финансирования “программ приватизации”, поощрения “частной инициативы” и “духа предпринимательства”. Реальное функционирование банка началось в 1993г. За 1994-1998гг. ряду стран оказана определенная техническая помощь. Хотя возможности банка ограничены и он не оказывает существенного финансового влияния на страны СНГ, Прибалтийские страны и страны Восточной Европы, его значение для этих стран нельзя недооценивать. [2]
Расположенный в Лондоне, ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров банка.
С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).
Функции ЕБРР. ЕБРР оказывает поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путем содействия:
• организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего — малых и средних предприятий;
• мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению ими;
• инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения ее эффективности, качества жизни и улучшения производительности труда;
• оказанию технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;
• стимулированию и поощрению развития рынков капитала;
• реализации солидных и экономически обоснованных проектов, включающие более чем одну страну-реципиента;
• экологически устойчивому развитию.
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
• использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
• гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операции по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
• сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
• сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;
• осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;
• гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
• стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.
Структура управления. 1. Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем, является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Собрания проводятся раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением:
· приема и определения условий приема новых членов;
· изменения размеров уставного фонда;
· приостановления членства;
· избрания директоров и президента;
· определения жалования директоров и заместителей директоров;
· утверждения общего баланса;
· внесения поправок в Устав;
· прекращения операций Банка.
При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству голосов его подписных акций в акционерном капитале Банка.
2. Президент ЕБРР избирается на четыре года (возможно переизбрание) Советом управляющих простым большинством голосов от общего числа управляющих. Президент руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент согласно установленным Директоратом правилам отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции.
3. Совет директоров — это главный исполнительный орган. В его ведении находятся текущие вопросы работы Банка. Директорат принимает решения в отношении предоставления кредитов, в отношении гарантий инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов и оказания технической помощи. Он утверждает бюджет ЕБРР.
4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды состоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам экологической политики и стратегии, касающимися "экологического мандата" Банка.
Финансирование ЕБРР. Финансирование ЕБРР зависит от конкретных проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или Центральных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую — совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды.
Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других организаций, является поддержка им частного сектора, что составляет суть Устава ЕБРР, согласно которому не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор.
Банк стремится помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия, которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или тех, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.[3]
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона, объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социально-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.
Формирование ресурсов ЕБРР. Сначала разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд ЭКЮ делился на 1 млн акций с номиналом 10 000 ЭКЮ каждая, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежавшие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляла 3 млрд ЭКЮ, или 30% разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70% акций — неоплаченные и могли быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежали.
В апреле 1997 г. вступило в силу решение об удвоении капитала ЕБРР до 20 млрд ЭКЮ. Из 10 млрд ЭКЮ, на которые был увеличен разрешенный к выпуску акционерный капитал, 2,25 млрд ЭКЮ (или 22,5% разрешенного к выпуску дополнительного акционерного капитала) подлежат оплате в первоочередном порядке восемью равными годовыми взносами, а 7,75 млрд ЭКЮ (или 77,5% дополнительного акционерного капитала) — подлежат оплате по требованию. Пропорции распределения участия в капитале ЕБРР между его акционерами существенных изменений не претерпели.
Страны — члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы — 13%, остальные европейские страны — 11%, неевропейские страны — 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%). Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы включают:
1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию;
2) привлеченные заемные средства;
3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал;
4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества.
Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на реализацию рентабельных проектов развития.
Фонды технического и инвестиционного сотрудничества включают средства, направленные в соответствующий фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества. Все взносы в такие фонды вносятся донорами на добровольной основе.
Фонды технического сотрудничества представлены специальными фондами (Балтийский специальный фонд технического содействия, Специальный фонд технического сотрудничества для мелких предприятий России, Специальный фонд технического сотрудничества ЕБРР), фондами отдельных проектов и фондами отдельных стран-доноров. Цель этих фондов — оказание технического содействия в подготовке и реализации проектов, оказание консультационных услуг и подготовка кадров.
Фонды инвестиционного сотрудничества представлены фондами Австрии, Италии и Норвегии для Боснии и Герцеговины, фондом Норвегии для Восточной Словении, фондом содействия энергосбережению в Румынии Европейского Сообщества и Японским фондом постконфликтной поддержки. Цель этих фондов — оказание содействия в реализации проектов, включая поставки товаров, работ и услуг.
Кроме того, Совет директоров ЕБРР, основываясь на рекомендациях руководства стран «семерки», в 1993 г. принял решение о создании Счета ядерной безопасности, а в 1997 г. — Фонда Чернобыльского укрытия. ЕБРР является распорядителем средств этих фондов, которые направляются на мероприятия по повышению безопасности атомных электростанций.
Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят открытый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствует на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.
Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;
2) инвестирование в капитал;
3) гарантированное размещение ценных бумаг;
4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;
5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные программы).
ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до 1999 г. Совет директоров ЕБРР одобрил свыше 800 проектов на сумму свыше 55 млрд долл.
2. Сотрудничество РФ и ЕБРР
Россия является соучредителем Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
С начала деятельности ЕБРР Советом директоров одобрено свыше 100 проектов в РФ общей стоимостью порядка 11 млрд. экю (в том числе 3,4 млрд. экю за счет средств Банка), из них 9 проектов общей проектной стоимостью 956 млн. экю (в том числе 272 млн. экю за счет собственных средств Банка) — в 1998 г. доля России в инвестиционном портфеле Банка составляет около 25%[4].
Портфельное соотношение по вложениям в государственный и частный сектора экономики для России составляет соответственно — 18 и 82%.
Российский портфель ЕБРР содержит 11 проектов под государственные гарантии, из которых в стадии реализации находятся 8 общей проектной стоимостью 1,1 млрд. экю.
На эти проекты одобрено финансирование ЕБРР в размере 385 млн. экю, из которых 212 млн. экю использовано к началу 1999 г.
В отраслевом разрезе формирование структуры портфеля российских проектов ЕБРР выделяются три основных сектора операций ЕБРР:
- нефинансовый сектор (предприятия отраслей материального производства и услуг, государственные хозяйственные структуры);
- банковский сектор;
- финансовый небанковский сектор.
Правительству России предоставлены два кредита для обеспечения процесса приватизации и поддержки приватизированных предприятий — приватизационный заем, неиспользованная часть которого позже была переоформлена в постприватизационный заем.
Принятая в 1997 г. Стратегия ЕБРР для России сохраняет базовые ориентиры, основывающиеся на его уставных положениях и направленные на достижение наибольшего стимулирующего воздействия на переходные процессы в экономике страны.
Проект Стратегии предполагает дальнейшее расширение операций при сохранении доли России в общем портфеле проектов на уровне 30%. Исходя из этого, к 2001 г. российский портфель действующих проектов может достигнуть 5,0—5,5 млрд. экю.
В отношении российских предприятий и организаций негосударственного сектора проект Стратегии выдвигает три ключевых приоритета.
1. Концентрация деятельности Банка на реструктуризации крупных российских предприятий.
2. Повышение активности ЕБРР в банковском секторе, расширение участия в других секторах финансовой сферы. В числе специальных задач Стратегия предусматривает достижение более полного использования российскими коммерческими банками уже выделенных им кредитных линий. Выделение новых кредитных линий будет осуществляться с учетом полноты использования ранее выделенных финансовых ресурсов. Акцентируется внимание на участии ЕБРР в деятельности и развитии небанковского финансового сектора России.
Здесь в центре внимания находится работа созданных ЕБРР на территории РФ финансовых структур (региональные венчурные фонды, инвестиционные фонды с участием ЕБРР), укрепление их положения в качестве участников рынка.
Особое значение придается деятельности ЕБРР на российском рынке капитала. Стратегическое сотрудничество ЕБРР с отдельными российскими предприятиями и регионами должно во многих случаях преследовать цель их вывода на внутренний и международный рынки ценных бумаг или получение рейтинга на фондовых биржах.
3. Формирование новых подходов к работе с регионами. Банк намеревается осуществлять региональные проекты, обеспечивающие реформирование финансов и хозяйственного управления территориями, привлечение инвестиций для местной инфраструктуры.
В настоящее время вопрос о характере и масштабах дальнейшего развития операций ЕБРР в России стал одним из ключевых проблем всей работы Банка в среднесрочной перспективе.
ЕБРР участвует в первоначальном капитале Банка проектного финансирования в Москве. Российский банк проектного финансирования (РБПФ) представляет собой часть многоступенчатого проекта. Это Банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий и других клиентов, способствуя тем самым переходу России к рыночной экономике. Российские банки в качестве акционеров РБПФ получат доступ к западной технологии финансирования проектов; предприятия частного сектора обеспечиваются финансовой и консультационной поддержкой, а местный персонал будет обучен работать в соответствии с международными банковскими стандартами. Подбор и оценка проектов должны способствовать привлечению иностранных капиталовложений в Россию.
Основными целями использования ресурсов ЕБРР при сотрудничестве с Россией были: поддержка нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса; создание региональных венчурных фондов для направления средств в производство потребительских товаров. Суммарная стоимость проекта 520 млн. долл. США; приобретение акций российских банков, открытие кредитных линий банкам; реализация проекта развития финансовых учреждений; кредитование отдельных рискованных проектов, от которых отказываются частные банки (судостроительство и пр.).
До августовского финансового кризиса 1998 г. Россия была одним из основных получателей финансовых ресурсов из ЕБРР. Россия получила свыше 25% финансовых ресурсов, размещаемых ЕБРР. После августовских событий эта тенденция резко замедлилась: во второй половине 1998 г. Советом директоров ЕБРР был одобрен только один проект по Российской Федерации. К началу 1999 г. в целом были сформированы корректировки кредитно-инвестиционной политики ЕБРР в России. Речь идет, прежде всего, о необходимости усиления избирательного подхода к отбору проектов по России с точки зрения их повышенной устойчивости к колебаниям цен и курса национальной валюты, экспортной направленности и валютной окупаемости.
Среди наиболее осуществимых приоритетов на 1999 г. возможно открытие кредитной линии по поддержке российского экспорта (в том числе за счет собственных средств ЕБРР — до 150 млн долл.) и по кредитованию оборотного капитала российских предприятий (до 150 млн долл. за счет собственных средств ЕБРР).
Предполагается также участие ЕБРР в содействии реструктуризации российской банковской системы преимущественно посредством оказания консультационной помощи за счет средств Программы развития финансовых учреждений (FIDP) и фондов технического содействия.
В целом преобладает настороженное отношение ЕБРР к операциям в России. Это связано с повышенной рискованностью операций в нашей стране, что требует увеличения объемов резервирования, и сопровождается финансовыми ощутимыми потерями Банка.
В целом в 1992—1998 гг. Совет директоров ЕБРР одобрил выделение для России финансовых ресурсов в сумме 4,4 млрд долл. Свыше 63% средств направлены на развитие небанковского сектора, свыше 27% — банковской системы и около 9% — небанковского финансового сектора российской экономики.[5]
3. Региональные проекты ЕБРР
В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особняком стоит такая сфера, как приватизация.
Финансовый сектор. В условиях перехода к рыночной экономике кредитно-финансовые учреждения постсоциалистических стран унаследовали серьезные проблемы: безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации и чрезмерную монополизацию финансового сектора. Это связано с тем, что акционерами кредитных учреждений являются государственные предприятия, которые одновременно выступают в качестве крупных заемщиков. Самой сложной стала проблема преобразования кредитно-финансовых учреждений из пассивных посредников планируемого из центра распределения кредитов в предприятия особого рода, способные выполнять важнейшую функцию использования ресурсов на основе рыночных принципов в условиях свободной конкуренции. Кредитно-финансовая система требует коренной структурной перестройки, которая позволит поднять ее до уровня рыночной экономики и подготовить к приватизации.
ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время ЕБРР проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и техническою сотрудничества. Во многих странах Банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов. Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также смогут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и созданию рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.
ЕБРР участвует в первоначальном капитале Банка проектного финансирования в Москве.
Энергетика. Необходимость в подключении ЕБРР к развитию энергетического сектора постсоциалистических стран Европы была обусловлена разразившимся в них с 1991 г. энергетическим кризисом. Последний был вызван как сокращением поставок энергоносителей из стран бывшего СССР, так и повышением цен на них до уровня мировых. ЕБРР начал активное осуществление проектов, связанных с модернизацией действующих энергетических мощностей и рационализацией использования энергии потребителями. Осуществление этих проектов сопровождалось реформами в области ценообразования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнергию к ценам мировых рынков. Позитивную роль в этом играет привлечение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологиями, позволяющими более полно и эффективно использовать имеющиеся нефтяные и газовые месторождения. Доминирующей формой сотрудничества здесь становится создание совместных предприятий с участием иностранных фирм. ЕБРР при этом предоставляет лишь часть кредита под реализацию проекта.
Телекоммуникации. Наличие современных телекоммуникационных сетей является важнейшим фактором обеспечения интеграции внутренних рынков постсоциалистических стран и обеспечения их связи с мировыми рынками. Модернизация и развитие соответствующей инфраструктуры являются обязательным условием развития нормальной рыночной экономики. В области телекоммуникаций ЕБРР поддерживает инициативы государственного и частного секторов, которые содействуют или приводят к неуклонному расширению сетей связи, расширению ассортимента услуг и организационным реформам. Главным приоритетом ЕБРР в этом секторе является укрепление структуры государственной сети телекоммуникаций, обеспечивающей предоставление базовых услуг путем установки и эксплуатации современных телекоммуникационных систем.
Транспорт. В большинстве стран к числу первоочередных задач часто относят восстановление и модернизацию существующих систем автомобильных и железных дорог в городах и сельской местности. Результатом невнимания к ним являются частые аварии, нарушение движения и другие проблемы, затрудняющие эффективные перевозки пассажиров и грузов. Поэтому в области транспорта ЕБРР уделяет первоочередное внимание проектам, решающим эти проблемы и способствующим интеграции Центральной и Восточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспортной системы, поскольку каждый вид транспорта привлекает такие транспортные потоки и осуществляет такие перевозки, с которыми он справляется наилучшим образом. ЕБРР считает, что здоровая конкуренция лучше всего будет способствовать нахождению странами Востока и Запада оптимальных решений и что развитие транспортных сетей в первую очередь должно определяться экономическими приоритетами и технической эффективностью.
Для стран Восточной Европы эти соображения означают необходимость увеличения объема автодорожных перевозок и инвестиций в них, а также структурную перестройку железных дорог. На сегодняшний день немногим странам удалось добиться прогресса в структурной перестройке железных дорог и подготовке их к иной роли, которую они призваны играть в новых условиях конкурентной экономики. Вот почему ЕБРР начал исследования в восьми странах с целью определения будущей роли железных дорог и соответствующих шагов в этом направлении. Совместно с Всемирным банком ЕБРР проводит аналогичную работу в других странах региона. Особое значение придается проектам, связанным с развитием транспортного машиностроения.
Кредитование — лишь один инструмент экономического развития. В равной степени важны государственная политика, организационные реформы, более совершенное планирование инвестиций; в этой связи ЕБРР делает соответствующий упор на содействие дальнейшему прогрессу в этих областях.
Агробизнес. В этой сфере ЕБРР направляет основные усилия на кредитование строительства современных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, развитие инфраструктуры сбыта и распределения продовольствия. В частности, ЕБРР работает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран. Кредитование частного агробизнеса обычно осуществляется через кредитные линии, открываемые местным крупным банкам и предназначенные для использования исключительно частными предпринимателями, специализирующимися на производстве и переработке агропродукции. Этот механизм предназначен для последующего кредитования частного сектора как в местной, так и иностранной валюте.
Приватизация. Содействие ускорению приватизации является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР по каждой стране конкретно. В число мероприятий, понимаемых в ЕБРР как приватизация, включается не только передача действующих государственных предприятий в частную собственность, но и структурная перестройка и модернизация действующих предприятий государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования, а также создание частных предприятий.[6]
Заключение
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. с целью оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики после крушения административно-командной системы. Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур.
ЕБРР являет собой пример «банка регионального развития», главная за дача которого содействовать долгосрочному экономическому рос ту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов, прежде всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.
Основными целями использования ресурсов ЕБРР при сотрудничестве с Россией были: поддержка нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса; создание региональных венчурных фондов для направления средств в производство потребительских товаров.
С начала деятельности ЕБРР Советом директоров одобрено свыше 100 проектов в РФ общей стоимостью порядка 11 млрд. экю (в том числе 3,4 млрд. экю за счет средств Банка), из них 9 проектов общей проектной стоимостью 956 млн. экю (в том числе 272 млн. экю за счет собственных средств Банка) — в 1998 г. доля России в инвестиционном портфеле Банка составляет около 25%.
До августовского финансового кризиса 1998 г. Россия была одним из основных получателей финансовых ресурсов из ЕБРР. После августовских событий эта тенденция резко замедлилась. Основной причиной для снижения активности ЕБРР стало общее ухудшение состояния банковской системы России.
В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особняком стоит такая сфера, как приватизация.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены: отношения ЕБРР и России.
Список литературы
1. Бандурин В. В. и др. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица, 1999.
2. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001.
3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Соколов А. Проблемы сотрудничества России и ЕБРР. // Обозреватель. – 2002. - № 4 (123).
5. Экономико-политическая ситуация в России. – М., ИЭПП, август 1998.
[1] См. Экономико-политическая ситуация в России. – М., ИЭПП, август 1998.
[2] Бандурин В. В. и др. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица, 1999, стр. 175.
[3] Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001, стр. 99 – 102.
[4] Соколов А. Проблемы сотрудничества России и ЕБРР. // Обозреватель. – 2002. - № 4 (123), стр. 46.
[5] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2000, стр. 314.
[6] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2000, стр. 313 – 314.