Содержание:

Введение 3

1. Предпосылки профессионального успеха 4

1.1. Профессиональное самоопределение личности_ 4

1.2. Профпригодность 5

2. Психологические особенности становления профессионала, общие для разных профессий_ 7

Заключение 11

Список литературы_ 12

Введение

Выбор профессии представляет собой равнобедренный треугольник, состоящий из таких понятий, как «я могу», «я хочу» и «надо».

«Хочу» - это интересы и склонность личности, которые проявляются уже в раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

«Могу» - это способности человека к освоению и выполнению некой профессиональной деятельности. Причем выполнению быстрому и качественному.

«Надо» - это своеобразный социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных профессий.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся совместить этих трех китов «в одном флаконе» Тогда и профессиональный выбор будет удачен, и отдача от профессиональной деятельности составит 100%. Если интереса к профессии нет, то отдача составит 85%, а если нет интереса и способностей - то только 30%[1].

Цель работы: Проанализировать понятие профессионального успеха.

Задачи:

1.           Изучить процесс профессионального самоопределения личности.

2.           Рассмотреть понятие профпригодности.

3.           Проанализировать психологические особенности становления профессионала, общие для разных профессий.

1. Предпосылки профессионального успеха

1.1. Профессиональное самоопределение личности

Все, что происходит с человеком в момент самоопределения – это мгновение +  вся предшествующая жизнь. У человека сложились отношения к разным областям труда, самооценка своих возможностей, имеется ориентировка в  социально-экономической ситуации, представление о запасных вариантах. Это все характеризует его готовность к принятию решения.

Профессиональное самоопределение понимается как деятельность человека, имеющая содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Результатом заключительного этапа самоопределения является личный жизненный план. Важным моментом профессионального определения является понимание того, что это «мой выбор».

Важно, чтобы у человека сформировались ценностные представления:

1.           Желание самосовершенствования в умелости, приобретении опыта, физически (телесно) способствовать улучшению других, себе подобных.

2.           Ориентация на проектирование и улучшение предметного мира, среды обитания и жизни.

3.           Уважительное и терпимое отношение к индивидуальному возрастно-половому своеобразию каждого, к факту его неповторимости, уникальности, творческому потенциалу.

4.           Взаимообогащение информацией, опытом, достижениями.

Процесс самоопределения предполагает ориентацию в 4 блоках разнородных явлений:

1.           Многолетний процесс возрастного физического и психического развития человека на всей протяженности его жизненного пути.

2.           Множество разнотипных профессий в современном обществе (пространство выбора).

3.           Возможные варианты соотнесения личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа или тип профессии к человеку.

4.           Своеобразие методов и средств руководства процессом развития человека как субъекта профессионального труда на разных этапах (допрофессиональная фаза, фаза овладения профессией, вхождение в профессиональную общность, достижение высокого уровня мастерства или приход к разочарованию).

1.2. Профпригодность

Совокупность качеств необходимых для профессии  ложатся в основу профпригодности.

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему.

Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы[2]:

а)           Гражданские качества –моральный облик человека как члена общества

б)          Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

в)           Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

г)           Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

д)          Навыки, привычки, знания, опыт.

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности  до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность.

По мнению того же Е.А.Климова существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени[3]:

1.           Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.

2.           Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

3.           Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и  наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии  или группе профессий.

4.           Призвание (данного человека данной области деятельности). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны  разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем,  что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.

2. Психологические особенности становления профессионала, общие для разных профессий

Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности. Наметим некоторые общие тенденции профессионального развития.

Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Профессионал в человеке моложе личности и индивида. Так, вначале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются[4]:

1.           общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда);

2.           затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.);

3.           позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии);

4.           в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии).

Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал - это нередко нерасцветшая или угасающая личность. В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности как[5]:

1.           следование профессиональной этике,

2.           индивидуальная социальная и экономическая ответственность,

3.           внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельств);

4.           помехоустойчивость и конкурентноспособность,

5.           гибкость и оперативность,

6.           смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе),

7.           внутренняя диалогичность личности,

8.           адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.

Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессов, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий:

а)           в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;

б)          может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»;

в)           структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др.

Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.

Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведений несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

Возрастное становление профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития. Так, каждый возрастной этап профессионального развития отличается качественным своеобразием:

1.           «профессиональный» возраст (зрелость человека как профессионала) может не совпадать с хронологическим, а также с психологическим возрастом;

2.           становление профессионала на возрастной шкале характеризуется неравномерностью его отдельных сторон; отдельные возрасты сензитивны, наиболее чувствительны к разным видам профессиональной деятельности;

3.           существует возможность появления кризисов профессиональной деятельности в переходные периоды возрастного развития (от молодости к зрелости, от зрелости к пожилому возрасту);

4.           с возрастом усиливаются тенденции пластичности, компенсаторности в ходе развития профессионала.

Каждому человеку желательно знать специфику профессиональной деятельности и общения в отдельных «взрослых» возрастах и тщательно готовить себя к решению профессиональных задач предстоящего возраста.

Становление профессионала всегда несет на себе печать индивидуальности. Каждый из шагов продвижения к профессионализму разные люди проживают различно: по-разному приспосабливаются к профессии, неодинаково выражают себя в профессии, в разной степени стремятся и готовы к профессиональному мастерству и творчеству. Индивидуальность может возрастать по мере роста профессионализма, особенно на этапах творческого освоения профессии. Индивидуализация профессиональной деятельности и профессионального общения может иметь характер индивидуальных различий (непохожести людей друг на друга), может выражаться в наличии разных устойчивых индивидуальных стилей и, наконец, подниматься до индивидуального профессионального мировоззрения, нешаблонного понимания перспектив развития профессии, ее роли в обществе и т.д. Индивидуальные особенности всегда присутствуют у специалиста, но не всегда осознаются им. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции, шлифовки и совершенствования.

Заключение

Итак, профессиональный успех зависит от профессионализма.

Профессионалом можно считать человека, который:

1)          овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям;

2)          изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии;

3)          стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности;

4)          способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Становление профессионала происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной подсистемой (предмет, средства, условия труда) и социальной подсистемой (психологический климат в сотрудничестве, межличностные отношения). Всегда надо учитывать активность профессиональной среды, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит или преобразует, а сразу оказывает обратное влияние на человека. Это влияние может быть благотворным, позитивным, если обстановка в учреждении способствует творчеству, хороший психологический климат содействует развитию личности и индивидуальности; более того - профессиональная среда даже лечит, может стать хорошим психотерапевтом для личности. Влияние профессиональной среды может быть и отрицательным (экстремальные и неопределенные условия, шумы, вибрации, а также стрессы в отношениях, социальные роли, провоцирующие человека к неблаговидным поступкам, например, у специалистов, имеющих власть над другими людьми и могущих злоупотреблять ей), вызывающим негативные сдвиги в психике.

Список литературы

1.           Бондарев В.П.Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда. - М.: Педагогика,1989. – 260с.

2.           Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. – С-Пб.: ООО «СЛП», 1998. - 144 с.

3.           Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996. – 384 с.

4.           Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. – 358 с.

5.           Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Пб.: ПСИХО-Центр, 2003. – 184 с.


[1] Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. – С-Пб.: ООО «СЛП», 1998. С. 38.

[2] Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996. С. 51.

[3] Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996. С. 55.

[4] Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. – С-Пб.: ООО «СЛП», 1998. С. 40.

[5] Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. – С-Пб.: ООО «СЛП», 1998. С. 57.