Часть вторая.

Учёт товаров в розничной, оптовой и комиссионной торговле.

План:

1)               Введение……………………………………………………..1

2)               Учёт товарных операций в оптовой торговле:…………….3

2.1    Цена товара и её контроль…………………………………..3

2.2    Учёт поступления товаров…………………………………..4

2.3    Учёт реализации товаров…………………………………….7

2.4    Учёт товарных потерь………………………………………..8

2.5    Учёт товарных запасов в бухгалтерии………………………9

2.6    Учёт тары…………………………………………………….10

2.7    Инвентаризация товаров и тары на складе………………...11

3)               Учёт товарных операций в розничной торговле:………….12

3.1    Учёт поступления товаров………………………………….12

3.2    Учёт реализации товаров……………………………………14

3.3    Учёт товарных запасов и тары……………………………...16

3.4    Инвентаризация товаров и тары……………………………17

4)               Комиссионная продажа товаров…………………………....18

5)               Заключение…………………………………………………..21

6)               Список используемой литературы…………………………22

1. Введение.

Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому ос­новными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предпри­ятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товар­ных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

ü   проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учёте;

ü   контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

ü   контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т. д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

ü   учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой;

ü   выявление возможности для снижения издержек обращения и повы­шения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);

ü   контроль за наличием и движением материальных ценностей и денеж­ных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации.

На предприятиях торговли бухгалтерский учет осуществляется специ­альным подразделением - бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соот­ветствующие обязанности.

В организации, не имеющей бухгалтерской службы или бухгалтера, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организа­цией или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководи­тель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

2. Учёт товарных операций в оптовой торговле.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для после­дующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар пере­дается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) ис­пользованием. Отношения продавца и покупателя в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом пред­приятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из ос­новных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно полу­чать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранно­стью.

2.1            Цена товара и её контроль.

В основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.

Цена товара складывается из себестоимости товара, прибыли производителя, акцизов (в случае подакцизных товаров), налога на добавленную стоимость, торговой надбавки.

Цены, так же как и возможности их изменения при купле-продаже, оговариваются при заключении соответствующих договоров. Если договорные отношения оформлены по средством счёта, то в его разделе «предмет счёта» даётся краткая характеристика товара ( с указанием наименования товара и его основных технических характеристик, гарантийного срока), а также фиксируется количество товара, цена, общая сумма (цифрами и прописью) с выделением НДС отдельной строкой.

При определении цены непременно учитываются условия поставки товара. Если поставка предполагается на склад покупателя, в цену договора будут включены транспортные расходы, расходы на страхование груза и т. д. При продаже товара со склада продавца цена может быть сведена к стои­мости товара либо включать дополнительно лишь стоимость погрузки.

Договорная цена может быть твердой (фиксированной), скользящей или ценой с последующей фиксацией.

2.2   Учёт поступления товаров.

В учёте товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в доном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная (Приложение 2).

|Прием товаров на складе покупателя осуществляется материально ответ­ственным лицом на основании товаросопроводительных документов.

Если товар доставлен поставщиком в таре на склад покупателя, кроме проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытие тары и про­верка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте. Обычно приемка поступившего в исправной таре товара по качеству, весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного покупателя.

Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлы­кам (Приложение 3) и др.) поставщика. При отсутствии данных документов или некото­рых из них составляется акт о фактических количестве и качестве про­дукции с указанием недостающих документов.

Качество товара определяется по техническим условиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца

При приемке продовольственных товаров их качество подтверждается различными сертификатами качества, выданным компетентной государ­ственной организацией; это могут быть ветеринарный сертификат, сани­тарный сертификат, выдаваемый на каждую партию товара. Кроме того, обязательной сертификации подлежат парфюмерия и косметические сред­ства, моющие средства, шампуни, а также ясельная и детская одежда, товары народного потребления, имеющие контакт с незащищенными частями тела человека, и т. д.

Торговое предприятие по законодательству несёт ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата может быть подвергнуто штрафам. Торговое предприятие получает сертификат соответствия.

В случае определения качества по образцу продавец предоставляет покупателю образцы товара, которые его подтверждают, после чего образец становится эталоном.

Для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется Акт о приемке товаров (Приложение 4).

Если в процессе приемки будут обнаружены недостача товара, несоответствие качества, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в сопроводительных документах, то дальнейшая приёмка товара приостанавливается.

О выявленной недостаче и нарушении качества продукции составляется акт, являющийся юридическим документом для выставления претензий поставщику.

Поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3 "Тара под товаром и порожняя" соответственно. Тару, отвечающую призна­кам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства", а слу­жащую для хозяйственных нужд и не относящуюся к основным сред­ствам - на счете 10 "Материалы".

Товары на балансе в оптовой торговле учитываются по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут соби­раться на счете 44 "Расходы на продажу", а также, когда они осущест­вляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара; конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.

 Для учета товаров, принятых на хранение, используется забалансовый счёт 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Учёт товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров в соответствии с заключенными договорами, ведётся на счёте 004 «Товары, принятые на комиссию».

Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.

Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведо­мости, составляемой на основании данных аналитического учета.

Учет поступления товаров на склад торговой организации может быть организован разными способами в зависимости от способа хранения то­варов (партионный или сортовой). Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному транспортному документу. При сортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар оп­ределенного сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта, то есть товары хранят по сортам.

Аналитический учет поступления товаров в бухгалтерии может вестись сортовым, сальдовым и партионным способами, которые рассмотрены далее в подразделе 2.5 «Учет товарных запасов в бухгалтерии».

2.3             Учёт реализации товаров.

Различают две основные формы оптовой реализации товаров: реализа­ция товаров со складов (складской оборот) и реализация товаров тран­зитом (транзитный оборот). Реализация товаров транзитом, в свою очередь, применяется как с участием, так и без участия оптового предприятия в рас­четах. В первом случае торговая организация сама рассчитывается за товар с поставщиком и получает средства от покупателя. При реализации товаров транзитом без участия в расчетах оптовое предприятие только организует дос­тавку товара конечным покупателям, а расчеты за него производятся между поставщиком и непосредственным получателем (покупателем).

Оптовые торговые организации работают как по договорам купли-продажи, так и поставки.

По договору купли-продажи согласно Гражданскому кодексу РФ одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий пред­принимательскую деятельность, обязуется в обусловленные сроки (срок) передать в собственность покупателю производимые или закупаемые им товары, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным потреблением.

В договоре обычно определяется момент перехода права собственности от продавца к покупателю.

Учетная политика оптового торгового предприятия принимается на дли­тельный период с учетом условий хозяйствования и информационного содер­жания заключенных с покупателями товаров договоров. Согласно выбранной учетной политики на предприятии устанавливается метод учета реализации товаров для целей налогообложения, то есть момент, когда товары считаются проданными.

2.4  Учёт товарных потерь.

Товарные потери возникают при транспортировке, хранении и отпуске товаров. Они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым относятся потери, образующиеся в результате их усушки, утруски, распыла, раскрошки, разлива, вымораживания, улетучивания и т.п. (естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических свойств).

К ненормируемым (сверхнормативным) относятся потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Такие потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи вследствие нарушения нормальных условий хранения, халатности должностных лиц. Их наличие является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, а поэтому соответствующие потери не нормируются.

Товарные потери в торговых организациях выявляются главным образом при проверке наличия товаров путем инвентаризации.

2.5  Учёт товарных запасов в бухгалтерии.

Учет товаров ведется на активном счете 41 "Товары", кредитовые обо­роты которого отражаются в соответствующем журнале-ордере, а дебето­вые - в ведомости. Записи в журнале-ордере и ведомости ведут на осно­вании сводных учетных документов (например, товарных отчетов). Ана­литический учет товаров в бухгалтерии ведется раздельно по материально ответственным лицам, наименованиям, сортам. При этом могут быть применены различные методы натурально-стоимостного учета товаров.

Сортовой способ бухгалтерского учета

При сортовом способе учет ведется в карточках количественно-стои­мостного учета по форме № ТОРГ-28 (Приложение 5) (открываются на каждый сорт, артикул, наименование товара и т. д.). По оконча­нии месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги оборотов за месяц, определяют остатки и составляют оборотную ведо­мость, при этом переносятся месячные итоги по приходу, расходу товара и остатки на конец месяца из карточек.

С помощью оборотной ведомости сверяют данные бухгалтерского и складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бух­галтера и материально ответственного лица на оборотной ведомости. Сальдовый способ бухгалтерского учета

При сальдовом (оперативно-бухгалтерском) способе учета материально от­ветственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки количест­венно-сортового учета.

На первое число месяца и на день инвентаризации на основании про­веренных карточек складского учета составляют сальдовые ведомости по складам и материально ответственным лицам с подсчетом в них про­межуточных итогов по товарным группам (для удобства сверки с сум­мовыми карточками бухгалтерии).

В сальдовой книге записывают остатки по каждому товару в количе­ственном выражении по наименованиям на основе регистров складского учета с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с сальдо счета 41 "Товары".

Партионный способ бухгалтерского учета

Партионный учет товаров в бухгалтерии применяется в том случае, если товар на складе хранится по партиям. Учет ведется на компьютере или в партионных картах. Порядок занесения записей в базу данных или в партионные карты такой же, как на складах, только учет ведется не в количественном, а в количественно-суммовом выражении.

На начало месяца итоговые данные из партионных карт заносят в оборотную ведомость, которые целе­сообразно составлять не по отдельным наименованиям и сортам товара, а по отдельной партии в целом с указанием ее номера и суммы. Итог ведомо­сти должен совпадать с данными синтетического счета 41 "Товары".

2.6     Учёт тары.

На оптовом торговом предприятии может быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля за полным поступлением и правильным оприходованием тары в основном такой же, что и товаров. Одновременно с проверкой цен на товары опре­деляется правильность цен на тару. Приемка поступившей тары осущест­вляется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.

Тара поступает на предприятия торговли в основном вместе с товарами от поставщиков и приходуется на основании сопроводительных докумен­тов. Учет тары ведется обычно по ценам приобретения. Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании соответствующего акта по цене возможной реализации.

Бой, лом и порча тары оформляются актом, при этом причиненный ущерб должен быть взыскан с виновных работников.

Тару учитывают в местах ее хранения и в бухгалтерии оптового предпри­ятия. При этом материально ответственные лица ведут учет тары по коли­честву, наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в которые производятся на основании первичных документов на поступление и выбытие товара. Все документы на поступление и выбытие тары должны сдаваться в бухгалтерию с товарными отчетами или сопроводительными реестрами документов.

2.7     Инвентаризация товаров и тары на складах.

Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия про­водится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценно­стей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильно­сти организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются неисполь­зуемые, залежалые товары, продукция устаревших фасонов и моделей и т. п. Основными этапами инвентаризации являются:

1.  Проверка фактического наличия товаров.

2.  Документальное оформление результатов инвентаризации.

3.  Принятие хозяйственных решений на основании результатов ин­вентаризации.

Количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следу­ющих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

o     при смене материально ответственного лица (при коллективной мате­риальной ответственности - при уходе в отпуск бригадира и более поло­вины членов бригады);

o     при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценно­стей, злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий;

o     при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством.          Инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса на холодильниках проводится не менее одного раза в год, как правило на 1-е число месяца (и не ранее 1 октября), остальных продовольст­венных товаров - не менее двух раз в год.

3. Учёт товарных операций в розничной торговле.

При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и движение товаров завершается у потребителя.

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах - фактиче­ских продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добав­ленную стоимость, на основе данных первичных документов: товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

3.1  Учёт поступления товаров.

В розничную торговлю товары для продажи поступают от производст­венных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.

Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспорт­ные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформля­ется приемным актом.

В основном товар розничные предприятия торговли получают от предприятий-поставщиков. Товары, отпускаемые поставщиками со своих складов и баз, материально ответственные лица розничных предприятий получают по доверенности.

Материально ответственные лица расписываются в приемке товаров в товарно-транспортной накладной, оформленной поставщиком, и отве­чают за его сохранность в процессе доставки.

Приемка товаров по количеству и качеству на розничных предприяти­ях осуществляется в соответствии с действующими нормативными доку­ментами на основании сопроводительных документов.

Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые продукты, про­довольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим доку­ментом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безо­пасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Гос-санэпидемслужбы. Документы на импортную продукцию должны содер­жать отметку учреждений Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация про­дуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных до­кументов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

Качество пищевых продуктов, поступающих на предприятия продо­вольственной торговли, проверяется материально ответственными лицами (товароведами, кладовщиками, заведующими или директорами предприятий).

Такни, поступающие в кипах и кусках, до выпуска в продажу могут перемериваться. Перемеривание проводится комиссией в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день по­ступления по их фактическому наличию. В случае невозможности опри­ходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Товарно-транспортные накладные, акты и другие документы, на основа­ний которых материально ответственные лица приняли товар, вместе с товар­ными отчетами передаются в бухгалтерию, где их используют для контроля за правильностью оприходования товара и записей в учетные регистры.

Для учета поступления товаров на предприятиях розничной торговли используется активный счет 41 "Товары", субсчета 41-2 "Товары в роз­ничной торговле", 41-3 "Тара под товаром и порожняя". Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в торго­вое предприятие, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или про­дажным ценам. Если учет ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной ценами отражается на счете 42 "Торговая наценка».

3.2  Учёт реализации товаров.

Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением кон­трольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в журнале кассира-операциониста (Приложение 6) (как разница между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня). При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным че­кам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом (Приложение 7). Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.

Одной из форм реализации за наличный расчет является оплата покупателями товаров расчетными чеками банков. Полученные чеки магазины сдают в банк, который и зачисляет соответствующую сумму на счет торговой организации.

При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Наиболее распространен­ными способами расчета валового торгового дохода являются:

o     исчисление по общему товарообороту;

o     исчисление по ассортименту товарооборота;

o     исчисление по ассортименту остатка товаров;

o     исчисление по среднему проценту.

При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяют по формуле:

ВД = Т * РН : 100, где Т - общий товарооборот; РН - расчетная торговая надбавка.

В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле:

РН = ТН : (100 + ТН), где ТН - торговая надбавка в процентах.

В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:

П = (ТНн + ТНп - ТНв) : (Т + ОК) * 100, где ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп,- торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв - торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период (возврат

поставщику, списание);

ОК - остаток товаров на конец отчетного периода.

На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным пенам, возможно определить валовой доход:

ВД = Т * П : 100.   1

Что касается расчета валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются раз­личные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обяза­тельный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых со­стоит из товаров с одинаковой надбавкой.

Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле:

ВД = (Т1 * РН1+ Т2 * РН2 + … + Tn * PHn ) : 100, где Tn – товаро оборот по группам товаров; PHn – расчетная торговая надбавка по группам товаров.

Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:

ВД = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк.

3.3     Учёт товарных запасов и тары.

 Получение и реализация товара на розничном предприятии отража­ются в товарном отчете по форме № ТОРГ-29 (Приложение 9), оформляющем результаты за один или за несколько дней работы, который является ос­нованием для ведения бухгалтерских записей. При использовании в учете продажной цены товаров стоимость списанных реализованных товаров по товарному отчету должна быть равна сумме полученной выручки, которая отражена в кассовой книге.

Материально ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах.

Первый экземпляр отчета вместе с документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию органи­зации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у мате­риально ответственного лица.

Все приходные и расходные документы, на основании которых состав­ляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.

Порядок документального оформления и учета тары на предприятиях розничной торговли в основном такой же, как и на предприятиях оптовой торговли.

Поступившую тару принимают материально ответственные лица и при­ходуют в те же сроки, что и товары. При этом проверяется соответствие фактического количества тары количеству, указанному в сопроводитель­ных документах, соответствие качества тары техническим условиям, пра­вильность маркировки и цен.

Материально ответственные лица ведут учет тары в натуральном вы­ражении по наименованиям и ценам в товарных книгах или на оборотной стороне товарного отчета.

Движение тары в суммовом выражении отражается в товарном отчете по отдельной графе. Здесь указывается остаток тары на начало отчетного периода, приход и расход по каждому документу и остаток тары на конец отчетного периода.

3.4     Инвентаризация товаров и тары.

Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установлен­ные руководителем торгового предприятия, но не реже двух раз в год.

Одновременно с проведением инвентаризация в магазине она осуще­ствляется и в прикрепленных к нему палатках, киосках, павильонах и пр. Если магазин имеет кладовые отделы и секции, филиалы с раздельной материальной ответственностью, то инвентаризацию в них можно прово­дить отдельно, без закрытия всего магазина.

Инвентаризация на розничных торговых предприятиях начинается с проверки денежных средств в кассе, а при ее отсутствии - на руках у про­давцов.

Затем комиссия начинает инвентаризацию подсобных помещений магазина. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвентаризационной описи – акте.

Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле.

Со сличительной ведомостью бухгалтер обязан ознакомить материально ответственное лицо под расписку в ведомости.

4. Комиссионная продажа товаров.

Прием товаров на комиссию и их продажа производятся в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, ут­вержденными Постановлением Правительства РФ от 06.06.98 № 569 (в редак­ции от 22.02.01). Кроме того, следует помнить, что реализация отдельных товаров на условиях комиссии регулируется специальными законодательными актами (в зависимости от принадлежности товаров к той или иной группе).

При приеме товаров на комиссию в обязательном порядке составля­ется договор комиссии, в соответствии с которым одна сторона - торго­вая организация (комиссионер) принимает товар на комиссию с целью реализации за вознаграждение, а гражданин или организация (комитент) сдает товар торговому предприятию с целью его розничной продажи. До­говор комиссии полностью регулирует отношения между комитентом и комиссионером.

Кроме того, составляется перечень товаров, принятых на комиссию, который является приложением к договору комиссии. Данные документы оформляются в двух экземплярах. Первые экземпляры договора и перечня вручаются комитенту, вторые - вместе с товарным отчетом передаются в бухгалтерию комиссионного магазина.

На комиссию принимаются товары новые и бывшие в употреблении, годные для использования, не требующие ремонта или реставрации, отвечающие санитарным нормам и требованиям. Правила комиссионной торговли содержат перечень товаров, не принимаемых на комиссию, к ко­торым относятся товары, изъятые из оборота, розничная продажа кото­рых запрещена или ограничена, товары, не подлежащие возврату или обмену (парфюмерно-косметические; товары бытовой химии; лекарст­венные средства; товары для профилактики и лечения заболеваний в до­машних условиях; предметы личной гигиены; изделия швейные и трико­тажные бельевые и др.).

При приеме товаров на комиссию на каждый товар прикрепляется то­варный ярлык, а на мелкие недорогие вещи (часы, бусы, броши и другие аналогичные изделия) - ценник с указанием номера документа, оформ­ленного при приемке товара и цены. Одновременно дается характеристика состояния товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, указы­ваются и другие основные товарные признаки, недостатки), которая изла­гается в перечне товаров, принятых на комиссию (Приложение 11), и товарном ярлыке.

Цена товара согласуется между комиссионером и комитентом и ука­зывается в прилагаемом к договору комиссии перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке или ценнике.

Принятые на комиссию вещи в соответствии с перечнем записываются в реестр (опись), который составляется в двух экземплярах, и передаются ма­териально ответственному лицу для реализации. Материально ответственное лицо, приняв вещи, подписывает оба экземпляра реестра (описи). Первый экземпляр реестра (описи) подлежит передаче вместе с товарным отчетом в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

Комитент вправе в любое время потребовать от комиссионера возврата принятого на комиссию, но еще не проданного товара по предъявлении дого­вора комиссии, паспорта или иного документа, его заменяющего, удостове­ряющего личность, возместив комиссионеру расходы по хранению товара.

При возврате вещи комитент расписывается в ее получении на обо­ротной стороне перечня товаров, принятых на комиссию, где одновре­менно указывается сумма, полученная с него за хранение этой вещи.

Снятие с продажи вещей оформляется соответствующим актом, составляемым представителями организации-комиссионера (руково­дителем, бухгалтером, материально ответственным лицом), с обязательным указанием причин (возврат комитенту, ремонт, химчистка, уценка и др.).

Порядок и размеры уценки товаров, принятых на комиссию, согласовы­ваются комиссионером и комитентом при заключении договора комиссии.

При продаже вещи комиссионер выписывает товарный чек, в котором указываются номер товарного ярлыка продаваемой вещи, ее наимено­вание и цена реализации.

Чек вручается покупателю для предъявления в кассу и оплаты вещи.

 Выплата денег комитенту за проданную вещь производится не позднее

чем на третий день после ее продажи.

Для получения денег комитент предъявляет кассиру договор, перечень и паспорт или иной документ, его заменяющий, удостоверяющий личность.

В случае совершения комиссионером сделки на условиях более выгодных, чем те, которые указаны комитентом, дополнительная выгода делится между сторонами поровну. те, которые указаны комитентом,

При частичной продаже вещей, принятых на комиссию, выплата ко­митенту производится на основании справки-распоряжения комиссионера после сверки данных с учетной карточкой (Приложение 12); при окончательном расчете в кассу передаются договор и перечень.

 Договор, перечень, справка, расходный кассовый ордер сдаются с кассовым отчетом в бухгалтерию. Бухгалтер после проверки кассового отчета проставляет на договоре и справке штамп "Погашено".

Бухгалтерский учет товаров, принятых на комиссию, ведется на заба­лансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию", реализация товаров отражается на счете 90 "Продажи", расчеты с комитентами - на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Аналитический учет товаров ведется по материально ответственным ли­цам, индивидуально по каждой вещи, а расчетов с комитентами - по каж­дому комитенту. Для аналитического учета товаров и расчетов с комитен­тами используются договоры комиссии, перечни товаров, принятых на комиссию, и учетные карточки.

Для учета движения принятых на комиссию товаров и расчетов с ко­митентами бухгалтерия на основании товарных и кассовых отчетов, а также договоров и учетных карточек ведет оборотную ведомость, ко­торая составляется ежемесячно.

Суммы, полученные с комитентов за хранение вещей, отражаются в составе прибыли на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Следует отметить, что выявленные в процессе комиссионной торговли недостача и порча товара находят отражение на бухгалтерских счетах в обычном порядке.

5.Заключение.

Среди многообразия хозяйственных операций на торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в  состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о вы­полнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о контроле за их сохранностью.

В работе рассмотрено понятие оптовой и розничной торговли, освещены основные вопросы, связанные с поступлением товара (документальное оформление, синтетический и аналитический учет), учетом товарных потерь, а также инвентаризацией товаров на складах.

Список используемой литературы:

1.    Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А.Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2003.

2.    Николаева Г.А.: Бухгалтерский учет в торговле. – М.: А – Приор, 2008.

3.    Бухгалтерский учет в торговле. Ивашкин. – М.: ДИС, 1997.

4.    Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. Вещунова, Фомина. – М.: Магис, 1996.

5.    Бухгалтерский учет в торговле. Власова. – М.: ФИС, 1997.