Содержание

Развитие личности  (вместо введения)............................................................ 3

Понятие ощущений......................................................................................... 8

Восприятие.................................................................................................... 12

Коротко о памяти.......................................................................................... 15

Определение внимания................................................................................. 20

Эмоции........................................................................................................... 22

Сущность воли.............................................................................................. 26

Структура психического состояния............................................................. 27

Литература.................................................................................................... 32

Развитие личности  (вместо введения)

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

I. Индивидные свойства как предпосылки развития личности

Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается.

Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.

Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

II. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.

Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.

Идея опосредованности всех общественных отношений личности деятельностью принадлежит А.Н. Леонтьеву. Однако центром личности являются не столько сами по себе "узлы" многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятельностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности социальные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства.    На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.

Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить").

Временная структура личности

Выделяют различные формы времени, детерминирующие жизнь человека:

-физическое или хронологическое время;

- биологическое время (зависит от жизнедеятельности биологических систем);

- историческое время;

- психологическое время - условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути.

При изучении личности как субъекта деятельности Асмолов выделяет два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) - осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) - преобразование других.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет 2 критерия сформированной личности:

1. Иерархичность мотивов, опосредованное поведение;

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением; сознательное соподчинение мотивов, сознательное опосредование поведения.

Два "рождения личности" по Леонтьеву:

1 - дошкольный возраст - первое иерархическое отношение мотивов, первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам. Один из механизмов этого процесса - интериоризация - переход интерперсональных отношений во внутреннюю мотивационную структуру.

2 - подростковый возраст - способность осознавать свои мотивы и проводить активную работу по их соподчинению, то есть появление самосознания.

Механизмы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер)

1. Сдвиг мотива на цель

Ребенок выполняет требуемые действия (цель) ради удовлетворения потребности общения с матерью или какой-либо другой потребности (мотив). Со временем те действия, которые длительно насыщались положительными эмоциями посредством сочетания их выполнения с удовлетворением потребности, превращаются в самостоятельный мотив.

2. Механизм идентификаци, 2 стадии:

Первая стадия - подражание авторитету;

Вторая - дезактуализация образца - авторитет теряет субъективную значимость - это означает, что личность переняла от образца нужное, но дальше пошла своим путем (Фиксация на образце - не норма).

3. Принятие и освоение социальных ролей, 2 стадии:

Первая - принятие и обучение социальной роли или занятие определенной социальной позиции. Социальная позиция способствует формированию определенных черт не сама по себе, а через развитие соответствующей дятельности (например, маленький ребенок, на которого поручили младщих братьев).

В норме должна быть вторая стадия - выход за пределы роли. Личность больше, чем роль, но может быть слабая личность и сильная роль - фиксация, слияние личности с ролью; остановка личностного развития.

Детерминанты развития личности в разных концепциях

Различные концепции периодизации жизни человека (Эриксон, Эльконин, Ж.Пиаже, Шпрангер...). Двигателем развития личности в этих концепциях являются противоречия между операционально-техническими возможностями и развитием мотивационно-потребностной сферы.

Асмолов классифицирует детерминанты развития личности и разные концепции на следующие классы:

1. Движущая сила - стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан) - удовлетворение различных врожденных потребностей.

2. Принцип стрмеления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - движущая сила это стремление к самоактуализации.

3. Отечественная психология:

- роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений;

- положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн) [2,3].

Понятие ощущений

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Об этом я еще скажу чуть ниже, в главе «Восприятие». Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой ма­терии избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и дру­гих воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.) , вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, та­ких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона - от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отража­ет зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 мил­лиардных долей метра и в совокупности занимают весьма огра­ниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Ко­лебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высоко­го и низкого давления, воспринимаются нами как звуки опреде­ленной высоты и громкости.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфи­ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния рас­положен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте - впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без проме­жуточных переключений попадают в головной мозг.

Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание,- это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарно­го осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комби­нирования четырех других, более простых видов ощущений: дав­ления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в раз­личных участках кожной поверхности.

Далеко не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем языке нет слов, ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же суще­ствуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются ав­томатически, поступают в мозг и регулируют движения на подсо­знательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение»,- кинетика, и их поэтому называют кинестетическими. Рецепторы для работы этих ощущений расположены в мышечных тканях. Без этих рецепторов мы испытывали бы большие трудности, связанные с согласованием (координацией) движений.

Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, со­четания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном ис­кусстве [1,2].

Восприятие

Как уже было сказано, способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета. По этой причине в предыдущей главе я отметил, что в житейской практике нет определения для ощущений.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.) , в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемо­го объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализа­тора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Выяснилось, что восприятие человеком осмысленных изображений происходит достаточно сложным образом. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление.

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее [3,5].

Коротко о памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является усло­вием научения, приобретения знаний, формирования умений и на­выков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним бы­ло, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы без­возвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уров­ня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколе­ние жизненно необходимых, биологических, психологических и по­веденческих свойств. Вторая выступает в форме способности к на­учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности , так как главные средства совершенствования памяти н хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной при­роды. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логи­ческая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Существует несколько оснований для классификации видов чело­веческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохра­нения материала, другое - по преобладающему в процессах запо­минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, опера­тивную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, ося­зательной, эмоциональной и других видах памяти. Помимо этой классификации, по характеру участия воли в процессах запоминания и воспро­изведения материала память делят на непроизвольную и произволь­ную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и, воспроизве­дение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнаванием-сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения тре­бует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосхо­дит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоми­нается материал, который является объектом внимания и созна­ния, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и ко­торый для человека имеет большое значение.

Основатель психоанализа 3. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного ». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежела­ния помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не ра­ботает.

Примерами мотивированного забывания, по 3. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представи­тели разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопро­сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий , соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси­хологии.

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разра­батывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи меж­ду отдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долгов ременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Бла­годаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и за коны памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бес­смысленных слогов, забывание после первого безошибочного повто­рения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информа­ции, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа перво­начально выученных слогов.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудно­разрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию. Понадо­билось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соот­ветствующих процессов.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов).

Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о ге­незисе памяти и у представителей двух других направлений психо­логических исследований мнемических процессов - бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреп­лений в запоминании материала и много внимания уделяли изуче­нию того, как работает память в процессах научения.

Заслугой 3. Фрейда и его последователей в исследовании памя­ти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие инте­ресные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивацией.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысло­вая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих про­цессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый мате­риал в более или менее обширные смысловые структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов состав­ления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритми­ческому моделированию процессов памяти.

В отечественной психологии преимущественное развитие полу­чило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включаю­щей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспро­изведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследу­ется состав мнемических действий и операций, зависимость продук­тивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения) , сравнительная про­дуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависи­мости от организации мнемической деятельности.

Начало изучению памяти как деятельности было положено рабо­тами французских ученых, в частности Л. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее разви­тие в культурно-исторической теории происхождения высших психи­ческих функций. Были выделены этапы филе- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непо­средственной и опосредствованной. Согласно деятельностной тео­рии памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки [1,2,4].

Определение внимания

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Сущность процесса

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Развитие процесса

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания [2,3].

Эмоции

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощуще­ний приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психи­ческие процессы и состояния человека. Любые проявления его ак­тивности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе эволюции. В чем же состояло их приспособительное зна­чение?

Жизнь животных отличается неравномерностью на­грузок. Не были здесь исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередуются с периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от опасности от животного требуется напряжение и отдача всех сил. Необходимо развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ. Физиологи­ческая активность животного переключается на «аварий­ный режим». В таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций. Поэтому естествен­ный отбор закрепил в животном царстве это важное пси­хофизиологическое свойство.

Другая функция эмоций-сигнальная. Голод застав­ляет животное искать пищу задолго до того, как исто­щатся запасы питательных веществ в организме; жажда гонит на поиски воды, когда запасы жидкости еще не исчерпаны, но уже оскудели; боль - сигнал того, что тка­ни повреждены и находятся под угрозой гибели. Ощуще­ние усталости и даже изнеможения появляется значи­тельно раньше, чем подходят к концу энергетические ре­зервы в мышцах. И если усталость снимается могучими эмоциями страха или ярости, организм животного после этого в состоянии проделать еще огромную работу.

Наконец, третья приспособительная функция эмо­ций- их участие в процессе обучения и накопления опы­та. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреп­лению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благо­даря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения чело­веческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос­тояний и отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, воз­никли в процессе эволюции как средство, при помощи которого жи­вые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально- выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку инфор­мации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания опре­деленного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмо­ционально-выразительных движений. Интерпретация таких движе­ний воспринимающим человеком происходит на основании соотне­сения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные дви­жения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которо­го живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что првдсходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникатив­ная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регу­ляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непо­средственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности че­ловека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они орга­низуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти бы­стрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных прояв­лений аффекта состоит в том, что он, навязывая субъекту стереотип­ные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оце­пенение, агрессию и т. п. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в со стоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воз­действие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведе­нии, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных пере­живаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции способны предвосхищать ситуации и со­бытия, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с пред­ставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кон- чая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных на­родов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В жизни значительная часть человеческих потребностей формируется воспитанием, прививается обществом (напри­мер, культурные потребности). По этой причине многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности.

Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато значительно позже, когда миновав­шая опасность осознается, человека может обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался.

Иногда не сразу доходит оскорбительный намек, и тогда с отсрочкой наступает чувство гнева. Бывает, что отдаленное воспоминание воскрешает прежние чувства: человек радостно улыбается, вспомнив о приятном собы­тии, которое произошло в прошлом [2,4,5].

Сущность воли

Сущность воли заключается в том, что она есть потребность в преодолении препятствий. Как всякая иная потребность, она может явиться источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или непреодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов опять-таки на уровне эмоций: отрицательных-в случае неспособности преодолеть внутреннюю помеху и положительных-в случае победы над собой. Эта потребность выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений.

Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, уступать своей лени. Он находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого. Поэтому качество, противоположное воле, есть внушаемость.

Удовольствие от преодоления препятствий, помех-наиболее яркий показатель воли. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок с ранних лет тренировал свою волю в играх, в учении и труде. Индивидуальная норма удовлетворения <рефлекса свободы> - воли-чрезвычайно важная черта характера.

Действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций,- это волевое действие.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание-это опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Поэтому желание-это и целенаправленное стремление.

Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для осмысления так же существенна для волевого акта, как и импульс к нему. Задержке при этом подвергаются другие, конкурирующие импульсы.

Воля на высших своих ступенях - это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им [2].

Структура психического состояния

"Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, будем называть интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, - экстенсивными". Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, мы используем понятия интенсивности и экстенсивности для разделения характеристик ПС.

Для интенсивных характеристик ПС типичной является классификация состояний коры И.П. Павлова: "На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или сильные, но только едва, и, наконец ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за которым следует полное тормозное состояние". Эта шкала несет тонический "энергетический" характер. В психологии "энергетические" шкалы связаны в основном с проблемой функциональных состояний, имеется огромное количество методов, позволяющих оценить тонус человека.

Второй вид интенсивных характеристик касается эмоциональных состояний. Один вариант - по степени активности аппарата эмоций. Второй вариант - по уровню удовлетворенности. Хотя в этом случае немаловажную роль играют экстенсивные характеристики, делались неоднократные попытки создать единую шкалу. На наш взгляд, наиболее релевантным способом является биологический: оценка содержания нейрогормонов. В последнее время внимание биологов очень занимает проблема эндорфинов и энкефалинов - "эссенций счастья". К примеру, есть данные о выраженном влиянии эндорфинов на депрессию и шизофрению.

Примером интенсивной двухпараметрической концепции можно привести, базирующиеся на, где в структуре подкорки выделены системы arousal-1 и arousal-2, отвечающие соответственно за возбуждение-торможение и за положительные эмоции - отрицательные эмоции. Ниже приводится рисунок отражающий соотношение этих систем на примере четырех состояний (см. рис 1.1.). Сходный результат выявили зарубежные психологи, предложив двухфакторную концепцию состояния: позитивный аффект (активность-деактивность) и негативный аффект (неприятность-приятность).

Состояние

Система

arousal-1

arousal-2

Тревога

+

-

Депрессия

-

-

Гипоманиакальное состояние

+

+

Эйфория

-

+

Рис. 1.1. Взаимоотношение систем неспецифической активности мозга при разных эмоциональных состояниях человека (по Г.Ю. Волынкиной, Н.Ф. Суворову).

 

Примером экстенсивной характеристики ПС может служить разделение состояний двух систем: низшей (ведающей анализом и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализом и синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной системы у лиц с доминированием низшей системы будет наблюдаться картина истерии; с доминированием высшей - психастении. Согласно концепции Е.П. Ильина качественный характер состоянию придают особенности личности (в первую очередь волевые качества). В работе особое значение придается вниманию как "наиболее глобальной характеристикой деятельного состояния человека". В работе, посвященной философским проблемам состояния, производится разделение состояний на внешние (присущие объекту как целому) и внутренние (присущие элементам объекта). Если первые вполне допустимо описать только количественно, то вторые - как количественно, так и качественно.

Интересную концепцию предлагает Чирков В.И. С диагностическими целями он выделяет в ПС пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования).

Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода, разделяющие ПС по тому или иному признаку. Так в производится разделение ПС на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). В и предлагается кроме этого разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. На наш взгляд, классификации позволяют хорошо понять конкретное ПС, описать ПС, но по отношению к прогностической функции классификации несут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с требованиями системного подхода рассматривать ПС на разных уровнях, разных аспектах. Так в предлагается рассматривать в трех измерениях:

1. Социально-психологический, психологический, психофизиологический и физиологический уровни;

2. Субъективные и объективные характеристики ПС;

3. Индивидуальные, особенные и общие характеристики ПС.

Подводя итоги этого параграфа, можно прийти к следующим выводам:

1. Среди интенсивных характеристик большинство авторов выделяют следующие параметры ПС:

- уровень бодрствования,

- уровень удовлетворенности,

- уровень эмоциональности,

- уровень мотивированности,

- уровень разрешения-напряжения.

2. Экстенсивные особенности ПС характеризуются следующим:

- в структуре ПС выделяются внешнее состояние и внутреннее состояние,

- важной экстенсивной особенностью ПС является соотношение активности коры и подкорки,

- внимание является важнейшей экстенсивной особенностью,

- психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики [2,1,3].

Литература

1.     Леонтьев А.А. Психология общения: Пособие для доп. образования /А.А. Леонтьев. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Смысл, 1997.- 365 с.. - ISBN 5-89357-009-Х. (Психология для студента).

2.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998.- 712 с.

3.     Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. теории Л.С. Выготского) /Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994.- 167 с.: ил.

4.     Фрейд З. "Я" и "Оно": Тр. разных лет: Пер. с нем. /З. Фрейд; [Сост. А. Григорашвили]. - Тбилиси: Мерани.

5.     Павлов И.П. Рефлекс свободы /И.П. Павлов. - СПб. и др.: Питер, 2001.- 424 с.