Содержание работы

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................... 2

Статья.................................................................................................... 5

Анализ................................................................................................... 5

Туризм в регионе КМВ..................................................................... 12

Способ преодоления вышеуказанных сложностей....................... 17

Литература.......................................................................................... 19

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные — исторический, логический, математический и др. и специфические — для каждой отрасли науки.

В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику — учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.

При изучении хозяйственных процессов авторы, например, экономикс признают наличие противоречий в разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и М. Брю пишут: «Не существует экономических систем без слабостей и недостатков». Исходя из этого, они доказывают как необходимость, так и «несостоятельность» государственного сектора экономики, приводят доказательства в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют аргументы «за» рынок и «против» рынка.

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе — исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, оказалось, что экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В послевоенный период (с 40–50-х годов) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии и др.

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднять серьезное теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д.

Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремиться как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении более или менее продолжительного периода — 10, 20 и более лет.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу — выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире [4].

Статья

«В результате ухудшения экономической ситуации общая площадь используемых сельскохозяйственных угодий сократилась с 6649 до 5947 тыс. га или на 11%, а используемой пашни с 3192 до 2785 тыс. га или на 13%.Выбытие худших земель в условиях перехода к рыночным отношениям неизбежно. Однако этот процесс идет стихийно, не направлен на решение вопросов повышения плодородия, сохранения сельскохозяйственных земель. Ни в одной из территорий Дальнего Востока не разработаны программы рационального использования земель в новых экономических условиях. Выбытие пашни идет в основных сельскохозяйственных районах. Из 406 тыс. га неиспользуемой пашни 300 тыс. приходится на Амурскую область. Одновременно поставки минеральных удобрений сократились в 36 раз, внесение органических удобрений в 1000 раз, полностью прекращено известкование и фосфоритование кислых почв.

В 1997 г. вся посевная площадь в регионе составила 62% к 1990 г. Посевы зерновых сократились на 36%; сои - 42, кормовых культур - на 45%; на 20 и 25% увеличились площади под картофелем и овощами [5].

Анализ

Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.

В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 1).

Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.

Таблица 1

Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз)

Вид производства, территория

1991

1992

1993

1994

1995

1995 в % к 1990

Топливный комплекс

Амурская область

0,8

127

1

21

2,7

5760

Республике Саха

2,2

188,1

6,2

2,7

2,6

18011

Лесной комплекс

Амурская область

3,0

20

13,7

3,8

1,9

5934

Республике Саха

3,7

18,3

12,5

4,1

2,8

2959

Сельское хозяйство

Амурская область

2

7,9

8,8

4

2,7

1501

Республике Саха

1,6

6,9

14,4

4

2,9

1844

На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 2).

Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию.

Таблица 2

Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1)

Виды продукции

1991

1994

1995

1997

Трактор ДТ-75

1,93

2671

7359

19125

Трактор МТЗ-80

1,86

4568

6086

14482

Мин. удобрения

2,00

1352

5297

18750

Дизельное топливо

2,25

6822

22970

26625

Автобензин

1,53

4946

15491

19923

В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены, по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции. Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые часто были ниже закупочных.

С января 1992 г. цены на сельскохозяйственную продукцию были полностью освобождены, а дотации и надбавки к ним не выплачивались. Расчет строился на формирование соотношения цен под влиянием спроса и предложения. Большая часть продукции сельского хозяйства представляет предметы первой необходимости. Поэтому рост цен на нее ограничивался как федеральными, так и местными органами власти.

В то же время снижение реальных доходов населения привело к сокращению спроса. Сельскохозяйственные предприятия испытывали затруднения со сбытом продукции, стали проявляться признаки перепроизводства. Все это сдерживало рост цен на продукцию сельского хозяйства и усиливало диспаритет (табл. 3).

Таблица 3

Выручка за 1 центнер реализованной сельскохозяйственной продукции (тыс. руб.)

Виды продукции

Территории

1990

1994

1995

1996

1997

1997 к 1990, раз

Зерно

РФ

29

10

32

64

64

2206

Д. Восток

33

19

53

89

110

3333

Картофель

РФ

30

26

84

99

110

3666

Д. Восток

39

68

141

218

234

6000

Овощи

РФ.

25

38

82

105

116

4640

Д. Восток

34

97

158

229

240

7058

Молоко

РФ

65

21

83

108

127

1953

Д. Восток

135

46

173

297

351

2600

Мясо КРС

РФ

372

91

272

380

487

1309

Д. Восток

670

209

485

814

1018

1519

Мясо свинина

РФ

311

156

495

721

893

2871

Д. Восток

483

316

971

1776

2434

4937

Мясо птиц

РФ

253

168

477

769

887

3505

Д. Восток

354

256

728

1255

1550

4353

Яйца, тыс. шт.

РФ

108

97

283

433

465

4305

Д. Восток

123

160

475

716

855

6751

На Дальнем Востоке цены на сельскохозяйственную продукцию выросли больше, чем в среднем по Российской Федерации. Однако их индекс по отдельным продуктам был в 5,6-17,5 раза ниже индекса цен на основные промышленные ресурсы производственного назначения. Таким образом, под влиянием географических и природных условий на Дальнем Востоке диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию проявляется сильнее. Вследствие этого аграрный сектор региона разрушается более высокими темпами.

То, что обвальный, нерегулируемый переход от централизованного к свободному ценообразованию вел к разрушению аграрного сектора, стало ясно после короткого периода. Поэтому с мая 1992 г. были введены дотации на молоко и молокопродукты, скот и птицу, яйцо, дифференцированные по зонам; дотации на шерсть, лен, коноплю и сою введены с 1994 года. В 1992 г. специальным соглашением правительства, заготовителей и производителей определялись рекомендуемые цены на зерно, семена масличных культур и сахарную свеклу, закупаемые в Федеральные фонды. Рекомендуемые цены на продукцию, поступающую в региональные фонды, устанавливались в субъектах федерации. Однако рекомендуемые цены не были обязательными для субъектов рынка, и их применение не получило распространения.

В декабре 1994 года был принят Федеральный закон “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”. В соответствии с этим законом вводились гарантированные закупочные цены, а также коэффициенты соотношения закупочных и оптовых цен на продовольствие.

Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию для федеральных нужд были введены в 1995 г.; на продукцию, поступающую в региональные фонды, они устанавливались на местах органами исполнительной власти. Но финансовые ресурсы для обеспечения гарантированных цен были недостаточны, а на продукцию животноводства не предусматривались. Поэтому их применение не способствовало стабилизации аграрного рынка, а породило новые противоречия. В ряде случаев гарантированные цены были выше рыночных цен, что затрудняло реализацию продукции переработчикам.

Ухудшение общей экономической ситуации, сложности с формированием доходной части федерального бюджета, снижение средств, выделяемых на поддержку АПК, привело к тому, что с 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства передана регионам. Органам исполнительной власти субъектов федерации дано право определять перечень дотируемой продукции и размер дотаций, исходя из возможностей региональных бюджетов. В этих условиях часть регионов не выплачивает дотаций на продукцию животноводства из своих бюджетов, не регулирует отпускные цены. В итоге происходит дифференциация территорий по уровню цен, не связанная с условиями производства. Часто стимулируется производство в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат (табл. 4).

Наименьшие темпы роста выручки наблюдаются в Амурской области, хотя в ней сосредоточены основные площади сельскохозяйственных угодий. На продукцию, поступившую из других регионов на переработку, дотации не выплачиваются. В этих условиях разрушается единое рыночное пространство и создаются условия для взаимной изоляции регионов.

В 1997-1998 гг. возможности федерального и региональных бюджетов еще больше сократились. Доля аграрного сектора в расходной части бюджета Российской Федерации в 1998 г. составила менее 2% против 12% в 1991 году. Поэтому активная ценовая политика практически не проводится.

Ценовая политика 1992-1998 гг., сориентированная на либерализацию и полный уход государства из экономики, привела к глубокому диспаритету цен и не позволяет решать экономические и социальные проблемы аграрного сектора. Производители сельскохозяйственной продукции не могут приобретать технику, горючее, средства защиты растений и животных, элитные семена и племенных животных. Это ведет к разрушению потенциала, переходу к примитивным технологиям, дальнейшему сжатию внутреннего рынка и автаркии сельского хозяйства.

Таблица 4

Динамика выручки за 1 ц молока и картофеля по территориям Дальнего Востока (тыс. руб)

Территории

1990

1994

1995

1996

1997

1997 к 1990, раз

Картофель

Дальний Восток

39

68

141

218

234

6000

Республика Саха

45

141

131

368

304

6755

Амурская область

35

44

72

117

133

3800

Молоко

Республика Саха

172

67

190

366

395

2296

Амурская область

115

23

112

149

180

1593

Индекс цен на промышленную продукцию и услуги в целом по Российской Федерации в 5 раз превышает индекс цен на сельскохозяйственную продукцию, а на продовольственные товары в 2,8 раза. Доля сельского хозяйства в конечной цене резко упала и составляет от 12 до 40% по отдельным продуктам. Значительная часть дохода, созданная в сельском хозяйстве, реализуется и используется в других отраслях, отрасль теряет его при приобретении ресурсов и продаже сельскохозяйственного сырья.

Снижение инфляции в 1996-1997 годах при отсутствии государственной поддержки аграрного сектора означало закрепление крайне неблагоприятных для сельского хозяйства ценовых соотношений. Особенно неблагоприятные условия сложились на продукцию молочно-мясного скотоводства. Эта отрасль была основной в сельскохозяйственных предприятиях Дальнего Востока. Сельскому хозяйству региона еще в течение продолжительного времени придется работать в условиях диспаритета цен. Поэтому необходима разумная поддержка молочного скотоводства и, прежде всего, на федеральном уровне.

В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора. Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное Правительство и органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово-кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление аграрного производства на новой социальной, организационной и технической базе [2,3,4].

Туризм в регионе КМВ

В 1994 году  Россия от туризма получила больше прибыли, чем от экспорта оружия.  В 1995 году выехало около  10 млн. россиян . Зарубежные страны получили от этих поездок свыше 12 млрд. долларов:  из России ушло больше средств, чем поступило от экспорта газа.

В крае утечка валюты в 1995 году составила по разным оценкам 50 –150 млн. Долларов, что сравнимо с бюджетом Ставрополья на  1995 год в его доходной части. Между тем, в стране нет такой благодатной геоклиматической, санаторной, исторической зоны как Кавказские Минеральные Воды.

Одним из  самых сложных и драматическим для туристской отрасли был 1998 год. Разразившийся в августе системный кризис отбросил туристский бизнес на несколько лет назад. Нестабильность экономической ситуации в России, криминогенная обстановка во многих регионах, в том числе в соседних с Ставропольским краем – все это не способствует развитию туризма в регионе.

Тем не менее, перспективы развития туризма в регионе КМВ имеются. Необходимо только правильно и четко определить по каким позициям наш регион обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с другими туристскими рынками, чтобы основной упор делать именно на развитие в данных направлениях.

На туристских рынках регион КМВ реально может претендовать на совершенную конкретную нишу. Ставрополье – внутренняя территория, поэтому вести речь о приморских пляжных вариантах бесперспективно. За то в силу географического, геоклиматического и экономического положения, историко-культурного наследия, имеющейся базы, кадров и опыта мы можем и должны развивать прежде всего въездной и внутренний туризм: санаторно-курортный, спортивный и социальный. Здесь у Кавминвод серьезных конкурентов нет.

Сильны наши потенциальные позиции в экологическом туризме, включающем к примеру, охоту и рыбалку. В крае два аэропорта  международного значения. А это при условии их нормального функционирования определяет перспективы организации обслуживания как наших земляков, пожелавших посмотреть мир, так и российских и зарубежных  граждан, едущих к нам, транзитных туристов, направляющихся за границу или на туристские объекты соседних субъектов РФ. Есть все необходимое для развития конгрессного туризма, создания пакетов предложения по бизнес-туризму.

Поэтому необходимо принять все меры для возвращения в большой рентабельный и быстроокупаемый туризм. Сегодня мы должны реально сознавать, что протекционистская политика по отношению к нашему региону со стороны федеральных органов, средств массовой информации, рекламных носителей и т.д. – дело перспективы. Пока же ни в одном специализированном издании, выступлении руководителей Министерства РФ по физкультуре, спорту и туризму, аналитическом подборе данных о высоко потенциальных туристских объектах нет ничего позитивного и значащего, что касалось бы Кавминвод. В отличие от регионов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга или Байкала, Черноморского побережья Кавказа или «Золотого кольца». И туда едут россияне и зарубежные гости, везут собой рубли и доллары, обеспечивают занятость тысяч людей, развитие сопутствующих отраслей. Необходимо создать в структуре Правительства РФ специализированного органа по туризму. Вообще. опыт соединения под одной крышей физкультуры, спорта и туризма (и тем более главенствующее положение первых двух) – нонсенс. По той простой причине, что туризм – отрасль в своей основе производственно-экономическая и бюджетообразующая, а физкультура и спорт – сферы большей частью социальные, а следовательно бюджетопотребляющие. Что требует абсолютно различных схем управления ими, кадровой квалификации работников и т.д. В нашей ситуации весь объем организационной и координационно – управленческой работы в целом комплексе социально-экономических и правовых проблем туризма на платной основе осуществляется лишь одним человеком. При том, что уже в 20 субъектах РФ существует специализированные органы власти по туризму.

Идея создания департамента по курортам и туризму в составе Администрации КМВ, это еще один признак актуальности формирования такой же управленческой вертикали в исполнительных органах всего Ставрополья.

Острейшая проблема – большая доля налогов для туристских предприятий, имеющих свою собственную материальную базу. Весь туристский комплекс КМВ за 9 месяцев 2001 года внес в бюджеты всех уровней 3370 тыс. руб. В том числе 2810 тыс. руб.-  Предприятия имеющие свою собственную материальную базу или 83,5 % всех налоговых платежей. 50 % налоговых платежей поступили в местные бюджеты. Несмотря на это была предпринята попытка отменить 10 % льготу по НДС. По прогнозным подсчетам только лишение льгот  по НДС и земельному налогу повысит стоимость путевок на 30 – 35 %, т.е. сделает бесперспективными любые мероприятия по развитию въездного и внутреннего туризма. На грань банкротства при этом выйдут до  80 % туристских предпринимательских структур края. Напротив, нам необходима выработка мер направленных на удешевление турпродукта Кавминвод. Здесь и поиск резервов, тарифной политики, сфер транспортного и коммунального обслуживания, и качественные  изменения в уровне сервиса, и кропотливая кадровая работа, и изыскания возможностей льготной налоговой и инвестиционной поддержки  предприятий отрасли.

Туристическое деятельностью на территории КВМ занято около 150 предприятий, из них большинство специализируются на оказании санаторно-оздоровительных услуг (санатории, профилктории, пансионаты). Познавательно-развлекательному туризму как внутреннему, так и въездному внимание  уделяется очень мало. При этом, материально-техническая база туристического комплекса не соответствует современным требованиям комфортности, качества и разнообразия услуг, нуждается в глубокой реконструкции.

Чтобы решить эти проблемы нужны большие инвестиции.

Условия для инвестиций остаются еще достаточно рискованными. На протяжении последних лет отрицательными факторами сдерживающими инвестиционную активность были резкий спад промышленного производства, огромный дефицит государственного бюджета, кризис платежеспособности государства и субъектов хозяйственной деятельности, политическая нестабильность в обществе.

Однако, ситуация постепенно меняется к лучшему, экономическое положение России постепенно улучшается. Россия медленно, но основательно вступает в период экономической стабилизации, что является  важнейшим условием долгосрочного инвестирования.

Существует несколько серьезных причин слабой инвестиционной активности в регионе. Во-первых, некоторые объекты представляющие интерес для инвесторов, имеют неудовлетворительную приватизационную историю – в процессе приватизации передача предприятий новым собственникам произведена с нарушением законодательства. Поэтому итоги приватизации подобных предприятий могут быть в любой момент оспорены в суде, на их имущество и деятельность может быть наложен арест (запрет). Естественно, что в таких случаях инвесторов сдерживает риск непрогнозируемых финансовых потерь.

Во-вторых, значительное число предприятий, нуждающихся в инвестициях, вследствие неразумной хозяйственной деятельности имеют огромные финансовые долги перед бюджетом  и сторонними организациями. Желающих вкладывать свои деньги ради покрытия чужых долгов очень немного. Некоторые инвестиционные фонды тем не менее иногда соглашаются вкладывать деньги в такие предприятия, но при одном условии – полной замене высшего руководства предприятия. В данной ситуации у руководства предприятия пропадает стремление к реальному привлечению внешних инвестиций.

Наконец, третьим существенным препятствием на пути инвестиций нередко  является недобросовестный стиль управления предприятием. Ущербность проявляется в том, что руководители, стремясь к сохранению безраздельного контроля над предприятием, грубо нарушают права и законные интересы акционеров, предоставляют им умышленно искаженную информацию о финансово-экономическом положении предприятия, скрывают его реальные финансовые потоки.

Есть и другие трудности, такие, как инертность и природная осторожность финансистов при принятии ответственных инвестиционных решений, отсутствие достаточных свободных средств, низкая эффективность и проработанность инвестиционных проектов, неумение выгодно и правильно продавать свои инвестиционные предложения, неумение работать на рынке капиталов  и т.д.

В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития туризма:

·             Создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских ресурсов в странах пребывания туристов;

·             Широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планировании и развитии туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;

·             Развитие связи между организаторами туризма и муниципальными структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиске путей их удовлетворения;

·             Рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма при этом особое внимание должно быть уделено поддерживанию цен на услуги области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туристов и выгодными для туристской отрасли;

·             При инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);

·             Осуществление более четкого  маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;

·             Повышение профессионального уровня сотрудников сферы индустрии туризма;

·             Развитие системы владения клубным отдыхом (таймером).

[1,3,5]

Способ преодоления вышеуказанных сложностей

Создать новое акционерное общество – общество развития туризма, которое изначально, в силу своей новизны не будет иметь таких серьезных в инвестиционном отношении недостатков, как негативная приватизационная история, просроченные долги прошлых лет. Таким образом, устраняются два существенных препятствия на пути инвестиций в это общество. Поэтому важно привлечь в учредители передовые предприятия и организации с положительной репутацией в деловом мире. Не менее важно в процессе организации общества подобрать соответствующие объекты инвестирования, разработать основы инвестиционного проекта, стратегию развития общества.

Если в деле примут участие солидные учредители и будут подобраны эффективные объекты инвестирования, то можно привлечь сколько средств, сколько будет  предусмотрено инвестиционным проектом общества.

Схема 3.1

Стрелка вниз: Инвестиции 

Что касается туристского комплекса региона, по итогам 2001 года показали, что туризм как отрасль народного хозяйства в Ставропольском крае не стал приоритетным направлением, а туристский комплекс региона КМВ еще по настоящему не востребован. Основная часть доходов и платежей в бюджеты  всех уровней приходится на предприятия гостиничного комплекса или турфирмы, имеющие собственную  материальную базу.

Литература

1.     Комплект нормативных и методических материалов по созданию акционерных обществ /"Маркетинг Стандарт". – Рига

2.     Итоги науки и техники. СЕРИЯ ОБЩЕОТРАСЛЕВЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. - М. Т.13.- 1991

3.     Экономика: Учеб. для экон. акад., вузов и фак. /С.А. Бартенев, И.И. Большакова, А.С. Булатов, В.В. Васильев; ]Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1994.- 604 с.

4.     Методология научных исследований в экономике. / А.С. Булатов. – М.- 1994. – 256 с.

5.     Ежемесячный журнал «Экономическая статистика». №№ 36 – 48