Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие и виды мер принуждения. Их место и роль в деятельности органов расследования___________________________________________ 5

Глава 2. Условия, основания и цели применения мер принуждения____ 10

Глава 3. Процессуальные гарантии применения мер принуждения органами судопроизводства______________________________________________ 17

Глава 4. Проблемы и перспективы совершенствования мер принуждения 23

Заключение___________________________________________________ 25

Список использованной литературы и источников_________________ 26

Введение

В ходе производства по уголовному делу органы расследования и суд вынуждены использовать меры процессуального принуждения. В сфере уголовного судопроизводства меры пресечения применяются лишь по возбужденному уголовному делу должностными лицами правоохранительных органов, круг которых исчерпывающе определен законом. При этом в уголовно-процессуальном законодательстве названы виды мер пресечения, порядок, основания и условия их применения, субъекты, применяющие эти меры, круг лиц, к которым могут применяться меры принуждения, гарантии прав этих лиц; порядок приведения в исполнение решений о применении мер принуждения.

Все меры процессуального принуждения принято подразделять на две группы: меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. К первой группе можно отнести меры, ограничивающие личную свободу граждан: задержание, все меры пресечения, предусмотренные ст. 98 УПК РФ:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу..

Ко второй группе относятся меры, ограничивающие права граждан, предусмотренные ст. 111 УПК РФ:

1) обязательство о явке;

2) привод;

3) временное отстранение от должности;

4) наложение ареста на имущество.

Hи по основаниям, ни по целям применения ставить в один ряд меры процессуального принуждения (меры пресечения) и наказания нельзя. При применении мер процессуального принуждения реализуются процессуальные права и обязанности субъектов уголовно-процессуальных отношений. Наказание — это реализация прав и обязанностей субъектов уголовно-правового отношения. Только реализация уголовно-правовых отношений может образовать уголовную ответственность, которая означает признание государством лица виновным в совершении преступления, т.е. преступником. Уголовно-процессуальные отношения складываются между государственным органом и субъектом уголовного судопроизводства. Через уголовно-процессуальные отношения не выражается отношение к обвиняемому как к преступнику, а устанавливается материальная истина по делу[1].

Уголовно-процессуальное законодательство содержит нормы, регулирующие один из важнейших институтов уголовного судопроизводства — применение мер пресечения для предотвращения способов уклонения от следствия и суда. Из всех мер процессуального принуждения меры пресечения наиболее существенно ущемляют права и свободы обвиняемого или подозреваемого и в то же время оказывают большое влияние на решение задач уголовного судопроизводства. Они являются составной частью более общего института мер процессуального принуждения. Их применение связано с существенным ограничением свободы гражданина в целях обеспечения интересов правосудия[2]. Поэтому необходимо подчеркнуть особую важность точного соблюдения требований закона и особенно процессуальных гарантий.

Глава 1. Понятие и виды мер принуждения. Их место и роль в деятельности органов расследования

В процессе производства по уголовному делу органы расследования и суд вынуждены использовать меры процессуального принуждения к лицам, не исполняющим требования закона. В сфере уголовного судопроизводства меры процессуального принуждения применяются лишь правоохранительными органами, осуществляющими производство по уголовному делу. При этом в УПК определены виды мер процессуального принуждения, порядок, основания и условия их применения, субъекты, применяющие эти меры, круг лиц, к которым могут применяться меры процессуального принуждения; гарантии прав этих лиц; порядок приведения в исполнение решений о применении мер процессуального принуждения.

Меры процессуального принуждения — это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, которые применяются в сфере уголовного судопроизводства органами дознания, следователем, прокурором и судом в порядке, установленном законом, к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому и другим лицам в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела в целях успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.

С учетом неодинакового характера процессуальных мер принуждения их применение можно условно разделить на несколько групп. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий, средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушений и средства получения доказательств[3].

В Конституции РФ (ч. 1 ст. 22) говорится, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В Декларации прав и свобод человека и гражданина отмечается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

Практика свидетельствует о том, что незаконное применение мер пресечения нередко вызывается недостаточным уяснением их сущности и целевого назначения, незнанием условий и оснований, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законодательством для их избрания, изменения или отмены.

Под мерами пресечения понимаются средства процессуального принуждения, применяемые дознавателем, следователем, прокурором или судом к обвиняемому (в исключительных случаях — к подозреваемому, а судом — к подсудимому), с тем чтобы не допустить уклонения его от следствия и суда, лишить его возможности продолжать преступную деятельность и чтобы он не воспрепятствовал установлению по делу объективной истины, а также обеспечить исполнение приговора в части мер уголовного наказания.

Меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 97 УПК РФ). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти суток. По истечении этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо отменена мера пресечения.

Мера пресечения затрагивает интересы обвиняемого, его близких, коллектива, в котором он трудится. Поэтому закон ограничивает их применение только действительно необходимыми случаями, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 98 УПК РФ. Конкретная мера пресечения соразмеряется с тем наказанием, которое может быть применено к обвиняемому. Например, нельзя в качестве меры пресечения заключать обвиняемого под стражу, если преступление, которое ему инкриминируется, наказывается исправительными работами и более мягкими мерами.

Неотъемлемой чертой стадии предварительного расследования и принципа презумпции невиновности в российском уголовном процессе является гуманное отношение к личности. Именно поэтому в деятельности следователя должно присутствовать не только обвинительное, но и оправдательное начало, он должен защищать не только интересы государства, общества и потерпевшего, но и законные интересы обвиняемого. В этих целях авторы считают оправданным допуск законодателем защитника к участию в деле с момента ареста обвиняемого (подозреваемого).

Вопрос об основаниях применения мер пресечения является одним из слагаемых теории и практики их применения. Между тем в уголовно-процессуальном законе они прямо не называются, недостаточно полно они освещены и в юридической литературе.

По моему мнению, основаниям принятия решения о применении одной из названных в ст. 98 УПК РФ мер пресечения являются установленные с помощью фактических данных (доказательств) обстоятельства, позволяющие полагать, что обвиняемый: во-первых, может скрыться от дознания, следствия и суда; во-вторых, воспрепятствовать установлению истины по делу; в-третьих, будет продолжать заниматься преступной деятельностью. Кроме того, меры пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора.

При отсутствии оснований, делающих необходимым применение мер пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщить о перемене места жительства. Поскольку обстоятельства, указанные в ст. 97 УПК РФ, как правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при вероятности наступления данных обстоятельств.

Процессуальным основанием для применения мер пресечения согласно ст. 101 УПК является мотивированное постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда. Основанием для предположения, что обвиняемый скроется от следствия и суда, могут служить данные об отсутствии у него места жительства, паспорта, прописки, неявка его по вызовам, сведения о том, что он уволился с места работы, приобрел билет для выезда с места жительства и т.п.

Под воспрепятствованием установлению истины следует понимать такое поведение, при котором обвиняемый (подозреваемый) своими действиями препятствует следственным и судебным органам исследовать обстоятельства дела. Об этом могут свидетельствовать такие действия обвиняемого, как подкуп и запугивание потерпевших, совершенные в период следствия или судебного разбирательства новые преступления, наличие преступных связей у обвиняемого, его отношение к содеянному и др.

С целью обеспечения неуклонения обвиняемого от исполнения приговора мера пресечения применяется и после вынесения обвинительного приговора до вступления его в законную силу. В этом случае она избирается или изменяется в соответствии с общими правилами.

Закон (ст. 99 УПК РФ) требует, чтобы при решении вопроса об избрании меры пресечения вообще, а также выбора конкретной меры пресечения следователь учитывал иные обстоятельства. Помимо обстоятельств, указанных в ст. 97 УПК РФ, необходимо иметь в виду тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. В законе устанавливается примерный перечень обстоятельств, которые могут быть учтены при решении вопроса о применении меры пресечении в отношении конкретного обвиняемого.

Наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным ее применение лишь при соблюдении ряда правовых условий. Во-первых, мера пресечения может быть избрана лишь по возбужденному уголовному делу. Это важная гарантия неприкосновенности личности, направленная на защиту от необоснованного ареста и других мер принуждения. Никакие меры пресечения не могут быть применены, •если не возбуждено уголовное дело. Поэтому недопустимо применение мер пресечения лицами, неправомочными возбуждать и расследовать уголовные дела (например, общественным помощником следователя).

Во-вторых, мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее обвиняемому уголовное наказание. Если санкция статьи У К не предусматривает лишения свободы на срок свыше одного года, то избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу не допускается. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года.

В-третьих, условием применения мер пресечения любого вида является привлечение в качестве обвиняемого. Исключением является избрание меры пресечения в отношении подозреваемого до предъявления обвинения на срок не более десяти суток (ст. 100 УПК РФ).

В-четвертых, мера пресечения может быть применена к надлежащему субъекту, а именно к лицу, достигшему возраста уголовной ответственности (16 лет, а при совершении ряда опасных преступлений, указанных в ст. 20 УК РФ, — 14 лет). Субъектами, к которым допустимо применение меры пресечения, могут быть и иностранцы, а также лица без гражданства, за исключением лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности[4].

Правильная оценка обстоятельств дела и личности обвиняемого имеет большое значение для решения вопроса о применении меры пресечения и выбора ее вида. Важное значение имеет и то, что при избрании меры пресечения закон предоставляет лицу, ведущему судопроизводство, право выбора того или иного решения, так как избрание меры пресечения является его правом, а не обязанностью. Вместе с тем при наличии определенных обстоятельств и учитывая стоящие перед следователем задачи по раскрытию преступлений и изобличению лиц, совершивших преступления, указанное право на избрание меры пресечения перерастает в процессуальную обязанность следователя. Например, если лицо совершило тяжкое преступление и, оставаясь на свободе, совершает или готовится совершить новое преступление, то избрание в отношении данного лица предусмотренной законом меры пресечения в виде заключения под стражу, несомненно, становится обязанностью следователя.

Неприменение меры пресечения, если оно позволяет опасному преступнику скрываться от следствия, совершить новые преступления, должно рассматриваться как серьезное упущение в работе следователя. В каждом конкретном случае следует исходить из наличия совокупности законных оснований и конкретных обстоятельств, учитываемых дри избрании меры пресечения.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого, дознаватель, следователь, прокурор или суд могут вообще не избирать меру пресечения или избрать менее суровую. Важно, чтобы не только обеспечивалось выполнение целей мер пресечения, но и учитывалось, насколько допущенное ограничение прав гражданина соответствует действительно необходимому их ограничению. По смыслу закона меры пресечения применяются с целью воспрепятствовать обвиняемому совершить действия, указанные в ст. 97 УПК РФ. Обязательство о явке по вызову и сообщении о перемене места жительства может быть отобрано только у обвиняемого. Поэтому данная мера процессуального принуждения не может применяться к подозреваемому и, естественно, к другим участникам предварительного следствия.

Обязательство о явке необходимо во всех случаях, когда в отношении обвиняемого нет необходимости избрания меры пресечения. Специального постановления об этом не выносится. В ряде случаев такая мера вполне может обеспечить интересы правосудия.

Глава 2. Условия, основания и цели применения мер принуждения

К мерам процессуального принуждения относятся меры, ограничивающие права граждан: задержание подозреваемого, выемка, обыск, наложение ареста на имущество, штраф в интересах сохранения порядка,  наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров. Однако меры процессуального принуждения: выемка, обыск и др., по своей сути близки к следственным действиям.

Ст. 91 УПК РФ предусматривает основания задержания подозреваемого, орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

 При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 92 УПК РФ предусматривает порядок задержания подозреваемого. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

 В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

 О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

 Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ.

Статья 94 УПК РФ предусматривает основания освобождения подозреваемого. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

 По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК РФ.

 Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

 Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

 При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Выемка- это следственное действие, состоящее в изъятие индивидуально определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся, согласно ст. 183 УПК РФ  При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

 Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора.

Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

 До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

В отличие от обыска, предметы и документы, подлежащие изъятию в ходе выемки, не разыскиваются, а лишь добровольно или принудительно изымаются у конкретного лица. Если в ходе выемки возникает необходимость поиска определенного предмета или документа, то она перерастает в обыск.

Выемка производится на основании мотивированного постановления следователя. Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора или его заместителя в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения. Выемка, как и обыск, производится в дневное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При выемке присутствуют те же лица, что и при обыске. Приступая к выемке, следователь предъявляет лицу, у которого она проводится, постановление и предлагает выдать предметы и документы, указанные в постановлении. При отказе в этом выемка производится принудительно. Принудительная выемка возможна, когда следователю точно известно, что предмет или документ находится в определенном месте и не возникает необходимости его искать. В противном случае должен производиться обыск.

При выемке изымаются соответствующие предметы и документы, которые подробно описываются в протоколе или в прилагаемой к протоколу выемки описи. В протоколе фиксируются ход, содержание и результаты выемки. Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого были изъяты соответствующие предметы и документы.

Обыск — это следственное действие, состоящее в принудительном обследовании помещений, иных мест или отдельных лиц в целях отыскания и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для дела, а также; для обнаружения разыскиваемых лиц или трупов.

Обыск заключается в производстве поисков соответствующих объектов в местах, которые находятся в собственности, во владении или в ведении отдельных юридических либо физических лиц[5]. Следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении, ином месте или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а равно другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, производит обыск. Основаниями для этого являются собранные по делу доказательства, позволяющие сделать обоснованное предположение, что искомые предметы или документы могут находиться в определенном месте или у какого-либо лица.

При рассмотрении обыска как следственного действия необходимо иметь в виду положение ст. 25 Конституции РФ: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения".

Согласно ст. 182 УПК РФ основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

 Обыск производится на основании постановления следователя.

 Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

 До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - судебное решение, разрешающее его производство.

 До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

 При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

 Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

 Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

 При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

 Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

 С разрешения следователя при обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

 При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 УПК РФ.

В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

 Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.

 Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

 Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Личный обыск производится при необходимости обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для дела, находящихся у определенного лица, в его личных вещах, ручной клади. Он производится на основании постановления следователя, санкционированного прокурором или его заместителем, с соблюдением общих правил, установ- , ленных УПК.

Без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора личный обыск может производиться: 1) при задержании или заключении под стражу, 2) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в месте, где производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы и документы, могущие иметь значение для дела. Личный обыск производится лицом, одного пола с обыскиваемым, в присутствии понятых того же пола. О производстве личного обыска составляется протокол в соответствии с общими правилами производства этого следственного действия.

Согласно ст. 184 УПК РФ личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

 Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Согласно ст. 185 УПК РФ наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка производится при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:

1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;

2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;

3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;

4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

 Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.

 Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Согласно ст. 186 УПК РФ

 контроль и запись переговоров производится

при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.

 В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

 Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

 Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

 О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

 Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Глава 3. Процессуальные гарантии применения мер принуждения органами судопроизводства

Российское уголовно-процессуальное законодательство предусматривает различные виды мер пресечения, для того чтобы при их выборе можно было учесть тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства и избрать целесообразную меру, обеспечить явку к следователю и суд, надлежащее поведение обвиняемого.

В соответствии с законом в качестве мер пресечения могут быть избраны (ст. 98 УПК РФ): 1) подписка о невыезде и надлежащем поведение; 2) личное поручительство; 3) домашний арест; 4) заключение под стражу; 5) залог; 6) наблюдение командования воинской части; 7) отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а также под надзор администрации закрытых детских учреждений (если несовершеннолетний там воспитывался). Закон строго регламентирует процессуальный порядок применения мер пресечения.

 Подписка о невыезде и надлежащем поведение — отобрание от обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда (ст. 102 УПК РФ ). При этом местом временного нахождения лица будет место его пребывания вне постоянного места жительства (нахождения в длительной командировке, на учебе, лечении и т.д.). Целью применения подписки о невыезде является, воспрепятствование возможному уклонению от следствия и суда. Нарушение подписки может при определенных условиях повлечь более строгую меру пресечения, о чем обвиняемый ставится в известность. В подписке указывается время, на которое она избирается.

Нецелесообразно применение этой меры пресечения в отношении лиц, трудовая деятельность которых связана с длительными разъездами (шофер на загранрейсах, проводник поездов дальнего следования, дипкурьер и т.п.). Подписка о невыезде практически неприменима к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Нельзя применять подписку о невыезде и в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства.

Эта мера пресечения может быть применена в отношении обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности, а также при отсутствии оснований опасаться, что, оставаясь на свободе, он воспрепятствует нормальному осуществлению уголовного судопроизводства. Об этом говорится в постановлении об избрании данной меры пресечения, которое объявляется обвиняемому (подозреваемому). В самой подписке указывается место жительства или временного пребывания, с которого обвиняемый не может отлучаться без разрешения следователя. Таким образом, подписка о невыезде включает составление двух документов: постановления о избрании меры пресечения в виде подписки и самой подписки: Подписку о невыезде следует отличать от обязательств явиться к следователю или в суд, которая мерой пресечения не является, а заключается лишь в обязанности являться по вызову и сообщить о перемене места жительства.

Подписка о невыезде — одна из наиболее часто применяемых мер пресечения[6].

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающего доверия лица письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведении явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суд (ст. 103 УПК РФ). Эта мера пресечения применяется по ходатайству поручителей или с их согласия. Они могут и отказаться от поручительства. Избирая эту меру пресечения, следователь или суд должны доверять поручителям, а те, в свои очередь, тому, за кого ручаются. Поручителям сообщается существо дела подозрения или обвинения и об ответственности в случае совершение обвиняемым действий, для пресечения которых избрана данная мера. На каждого поручителя по определению суда может быть наложено денежное взыскание (ст.103 УПК РФ) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или избрана более строгая мера пресечения. Hо прежде чем принять это решение, вопрос о наложении денежного взыскания решается судьей в судебном заседании вызовом лица, на которое может быть наложено денежно взыскание. Неявка вызванного лица без уважительных причин не останавливает рассмотрение дела. В судебном заседании оглашается составленный следователем протокол, в котором изложены обстоятельства допущенного нарушения После этого заслушиваются объяснения поручителей, допустивших нарушение указанного обязательства, заключение прокурора, если он участвует в деле, и выносится определение. Судья, вынесший постановление о наложении денежного взыскания на поручителя, вправе отсрочить и рассрочить исполнение на срок до трех месяцев. Таким образом, личное поручительство является одновременно и имущественным, поэтому, прибегая к личному поручительству, следователь должен выяснить платежеспособность поручителей.

Домашний арест. Как мера пресечения домашний арест предусматривался еще в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г., в котором меры пресечения располагались по возрастающей степени строгости, а домашний арест следовал за взятием залога и предшествовал взятию под стражу. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. (и его редакция 1923 г.) также предусматривал домашний арест в качестве меры пресечения. Действующий УПК  предусматривает домашний арест в системе мер пресечения. Некоторые ученые обоснованно предлагали включить домашний арест в перечень мер пресечения[7].

Это предложение нашло поддержку у многих ученых и практических работников правоохранительных органов, и Проект Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принятый Государственной Думой 6 июня 1997 г. в первом чтении, предусматривает в системе мер пресечения домашний арест[8]: « Домашний арест применяется к подозреваемому, обвиняемому по решению суда в порядке, предусмотренном ст. 101 настоящего Кодекса, при наличии условий, позволяющих избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, но когда полная изоляция лица не вызывается необходимостью или нецелесообразна с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств. В постановлении (определении) об избрании данной меры пресечения указываются конкретные ограничения в свободе, которым подвергается арестованный, и орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Арестованному могут быть запрещены общение с определенными лицами, получение и отправление корреспонденции, ведение переговоров с использованием любых средств связи, а также установлены ограничения выхода из жилища. Место жительства арестованного может охраняться. За его поведением при необходимости устанавливается надзор. Срок домашнего ареста и порядок его продления определяются правилами, установленными ст. 107 настоящего Кодекса».

 Заключение под стражу (ст. 108-109 УПК) является наиболее строгой мерой пресечения. Арест выступает прежде всего как вынужденная реакция органов предварительного расследования на неправильное поведение обвиняемого (подозреваемого), препятствующее решению задач уголовного судопроизводства. Арест состоит в предварительном лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), связанной с передвижением и местожительством лица, к которому он применяется. Он не имеет и не может иметь цели причинения физических и душевных страданий лицу, подвергнутому аресту.

В ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту — ФЗ «О содержании под стражей») установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. В этом аспекте конституционное право каждого на свободу и личную неприкосновенность остается незыблемым (ст. 22 Конституции РФ). В Международном пакте о гражданских и политических правах установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей (ст. 9)[9].

Заключение под стражу носит предварительный характер потому, что оно не является уголовным наказанием, не предопределяет вид наказания, а преследует специальные цели до вступления приговора в законную силу. По нашему мнению, заключение под стражу является мерой процессуального принуждения, состоящей в предварительном лишении свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого, применяемой на основаниях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальном законом, лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом (судьей) в целях воспрепятствования указанным лицам заниматься преступной деятельностью, уклоняться от органов расследования и суда, мешать установлению истины по делу и исполнению приговора.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Поскольку судебная власть еще не готова принять на себя избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) такой меры пресечения, как арест, то парламент страны с согласия Президента РФ временно сохранил санкционирование арестов прокуратурой. В ч. 2 ст. 6 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ отмечается, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие в положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания. Таким образом, действующая Конституция РФ не ограничивает применение ст. 96 УПК РФ.

Хотя решение о заключении под стражу обвиняемого или подозреваемого принимает следователь, лицо, производящее дознание, орган дознания, реализуется оно лишь с получением санкции прокурора. Ответственность за законность и обоснованность такого решения лежит в первую очередь на том, кто его принимает. Это же относится и к случаям необоснованного отказа от применения заключения под стражу[10].

Рассматривая вопрос о законности и обоснованности ареста, необходимо тщательно изучить обстоятельства конкретного уголовного дела, чтобы установить, был ли арест правомерным.

Данная мера пресечения, особенно по делам о тяжких преступлениях, эффективно обеспечивает предупреждение новых преступлений со стороны обвиняемых, пресечение попыток скрыться от следствия и суда.

 Залог (ст. 106 УПК РФ) представляет собой меру пресечения, которая состоит в том, что обвиняемый (подозреваемый) либо другое лицо или организация вносят в депозит суда, которому подсудно данное уголовное дело, деньги или иные ценности в обеспечение явки обвиняемого (подозреваемого) по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. В соответствии со ст. 106 УПК РФ залог в качестве меры пресечения применяется с санкции прокурора или по определению суда. Сумма залога определяется органом, применившим данную меру пресечения, в соответствии с обстоятельствами дела. О принятии залога составляется протокол, копия которого подлежит вручению залогодателю.

При внесении суммы залога залогодатель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызовам лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, внесенный залог обращается в доход государства определением суда, вынесенным в порядке, предусмотренном ст. 118 УПК РФ.

Если ранее на практике залог почти не применялся, .то в условиях перехода к рыночным отношениям данная мера пресечения все шире используется в качестве средства надлежащего обеспечения явки обвиняемых (подозреваемых), особенно по делам о преступлениях, за которые применяются наказания имущественного характера.

 Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ). Наблюдение командования воинской части представляет собой специфическую меру пресечения, применяемую только к обвиняемому (подозреваемому), являющемуся военнослужащим. К другим категориям граждан она не может быть применима.

Наблюдение военного командования состоит в принятии к обвиняемым (подозреваемым) из числа лиц, состоящих на военной службе, мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил России, для того чтобы обеспечить их надлежащее поведение и явку по. вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда.

При избрании этой меры пресечения командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым (подозреваемым) командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие, в отношении которых избирается данная мера пресечения, лишаются на время ее действия права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул, не могут отлучаться из подразделения без разрешения командования, лишаются увольнения в городской отпуск.

 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым ( ст. 105 УПК РФ) . Эта мера пресечения состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее поведение.

Данная мера пресечения применяется по просьбе или с согласия родителей, опекунов, попечителей. От руководителей закрытых детских учреждений (приемников-распределителей, спецшкол и пр.) согласия не требуется, они не вправе отказаться от поручения.

В постановлении следователя или определении суда об отдаче под присмотр указываются существо обвинения и основания избрания меры пресечения. О принятии под присмотр дается подписка, в которой берущий на себя обязательство обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний будет вести себя надлежащим образом, с тем чтобы цель меры пресечения была достигнута. Родителю, опекуну, попечителю разъясняются характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, а также ответственность за невыполнение взятого обязательства. Каждый из них может отказаться от дальнейшего его исполнения. В случае нарушения принятой на себя обязанности родители, опекуны несут ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 105 УПК РФ.

Как было сказано выше, при отсутствии указанных в законе оснований для применения мер пресечения у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства. Такое обязательство, будучи мерой процессуального принуждения, в то же время не может рассматриваться как мера пресечения, ибо в этом случае не ограничивается свобода обвиняемого: он обязан являться по вызовам, но может свободно менять место своего жительства, лишь ставя об этом в известность следователя. Нарушение данного обязательства служит основанием для избрания предусмотренной законом меры пресечения. Обязательство о явке по вызову и сообщении о перемене места жительства может быть отобрано только у обвиняемого. Обязательство о явке необходимо во всех случаях, когда ; в отношении обвиняемого нет необходимости избрать меру пресечения. Специального постановления об этом не выносится. В ряде случаев такая мера вполне может обеспечить интересы правосудия.

Глава 4. Проблемы и перспективы совершенствования мер принуждения

 Для применения некоторых мер процессуального принуждения требуется судебное согласие, а именно:

1). Заключение под стажу (ст. 108) и домашний арест (ст. 107);

2). Помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стажей, в мед. или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или   судебно-психиатрической экспертизы (ст. 203);

3). Наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ст. 115);

4). Временное отстранение обвиняемого от должности в соответствии сост. 114УПК:

 Домашний арест, как и заключение под стражу состоит в ограничении свободы обвиняемого (подозреваемого). Но в отличие от заключения под стражу при домашнем аресте ограничение свободы осуществляется не путем помещения обвиняемого (подозреваемого) в следственный изолятор, а путем установления судом ограничений, связанных со свободой передвижения обвиняемого (подозреваемого), и прежде всего по средствам его изоляции в собственном доме либо в ином жилище, при этом без выставления милицейской или иной стражи, которая охраняла бы жилище арестованного и самого арестованного и не допускала бы его выхода из собственного жилища. Ограничения связанные со свободой передвижения могут быть и другой формы: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения суда (период с 01.07.2002г. по 31.12.2003г. - и без разрешения прокурора, избирающего данную меру пресечения), не посещать работу учебное заведение и вообще покидать свое жилище, либо на всем протяжении действия избранной меры пресечения, либо на тот или иной срок, предъявляемый судом.

Об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста выносится мотивированное постановление судьей (в период с 01.07.2001г. по 31.12.2003г. - и прокурор, избирающий данную меру пресечения) или президиумом соответствующего суда, а коллегиальным составом иного суда выносится мотивированное определение.

Заключение по стражу.

В соответствии со ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

 По УПК новым является правило, что только на основании судебного решения подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся подтражей, помещается в психиатрический или медицинский стационар. Это означает, что постановление о назначении соответствующей экспертизой, вынесенное следователем, прокурором подлежит направлению в суд для окончательного решения там вопроса о помещении в стационар подозреваемого, обвиняемого, не содержащегося под стажей.

 Право наложения ареста на имущество принадлежит суду (судье). По  правилам, предусмотренным ст. 166, судья рассматривает мотивированное постановление прокурора (постановление следователя или дознавателя, согласованное с прокурором) о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого).

 Право применения меры уголовно-процессуального принуждения для принятия решения о временном отстранении обвиняемого из числа должностных лиц первой категории предоставлена суду, решение которого принимается на основе ходатайства следователя (дознавателя), согласованного с надзирающим прокурором.

Заключение

  Для обеспечения целей уголовного судопроизводства закон предусматривает возможность применения к обвиняемым, подозреваемым, подсудимым и осужденным различных мер ; уголовно-процессуального принуждения.

Меры пресечения — разновидность мер уголовно-процессуального принуждения, временно ограничивающих права личности и применяемых органом дознания, следователем, прокурором, судом или судьей к обвиняемым (в исключительных случаях к подозреваемым для того, чтобы не дать им возможности скрыться от дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства и от приведения приговора в исполнение, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, продолжить преступную деятельность.

Сам термин "меры пресечения" образовался от сокращения применявшегося в Уставе уголовного судопроизводства . 1864 года термина "меры пресечения обвиняемому способов уклониться от следствия и суда".

Меры пресечения, будучи мерами государственного принуждения, применяемыми в уголовном процессе, по своей природе существенно отличаются от уголовного наказания. Они , применяются к лицам, которые еще не признаны виновными в совершении преступлений приговорами судов. Поэтому меры пресечения лишены элементов кары и не преследуют целей исправления или перевоспитания преступников. Их цели сводятся к тому, чтобы обеспечить решение задач уголовного процесса, если этому стремятся помешать лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности.

 Список использованной литературы и источников

1.     Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 октября 2001 года

2.     Уголовный процесс. Учебник для вузов/ под общ. ред. А.С. Кобликова.-  М., 2000 г.

3.     Ветрова Г.Н. Уголовно-процессуальная ответственность. М.,1987. С. 92, 93.

4.     Шимановский В.В. Соблюдение законности при избрании мер пресечения на предварительном следствии. СПб.,1992. С. 3: Чистякова Н.С. Меры уголовно-процессуального принуждения Уголовно-лроцессуальное право Российской Федерации Под ред. П.А. Лу-пинской. М„ 1997. С. 209-210.

5.     Давыдов В. А, Подписка о невыезде // Уголовно-процсссуальй» право Российской Федерации / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997; С. 214

6.     Михайлов В. А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М., 1996. С. 53-54.

7.     Капипус Н. И. Меры пресечения в российском уголовном процессе   Следователь. 1998. № 8. С. 35.

8.     : Булатов Б.Б. Меры пресечения •'/ Комментарий к УПК РСФСР / Науч. ред. В. Т. Томин. М., 2000. С. 169-171.

9.     Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукащук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996. С. 136.

10.             О месте обыска в системе следственных действий и о его юридической природе см.: Петрухин И. JI. Личная жизнь: пределы вмешательства. М.: Юрид. лит., 1989. С. 60—108.


[1] См.: Ветрова Г.Н. Уголовно-процессуальная ответственность. М.,1987. С. 92, 93.

[2] См.: Шимановский В.В. Соблюдение законности при избрании мер пресечения на предварительном следствии. СПб.,1992. С. 3.

[3] См.: Чистякова Н.С. Меры уголовно-процессуального принуждения Уголовно-лроцессуальное право Российской Федерации Под ред. П.А. Лупинской. М„ 1997. С. 209-210.

[4] См.: Шимановский В.В. Указ. соч. С. 11.

[5] О месте обыска в системе следственных действий и о его юридической природе см.: Петрухин И. JI. Личная жизнь: пределы вмешательства. М.: Юрид. лит., 1989. С. 60—108.

[6] См.: Давыдов В. А, Подписка о невыезде // Уголовно - процессуальный» право Российской Федерации / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997; С. 214

[7] См. например: Михайлов В. А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М., 1996. С. 53-54.

[8] См.: Капипус Н. И. Меры пресечения в российском уголовном процессе   Следователь. 1998. № 8. С. 35.

[9] См.: Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукащук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996. С. 136.

[10]  См.: Булатов Б.Б. Меры пресечения •'/ Комментарий к УПК РСФСР / Науч. ред. В. Т. Томин. М., 2000. С. 169-171.