СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
РАЗРАБОТКА ЦЕНОВОЙ И СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО “ГАМБИД”..... 6
Поэтапное формирование ценовой стратегии для ООО «Гамбид»..................... 6
Анализ стратегий ценообразования и сбыта путём SWOT-анализа.................. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 26
ВВЕДЕНИЕ
Ценовая политика фирмы определяется в первую очередь ее собственным потенциалом, наличием достаточного капитала, квалифицированных кадров, организацией дела, а не только состоянием спроса и предложения на рынке. Даже имеющийся спрос нужно быть способным удовлетворить, причем в нужное время, в нужном объеме, в нужном месте и при обеспечении нужного рынку качества товаров или услуг. Поэтому как первый шаг предстоит определиться в стратегии фирмы, ее реальных возможностях и лишь после этого формировать рыночное предложение, определять ценовую политику.
В связи с большим количеством конкурентов в рыночной экономики, очень важно правильно разработать ценовую и сбытовую политику организации, находящейся в условиях рыночной экономики, поэтому выбранная тема актуальна на сегодняшний день.
В целях разработки качественной стратегии фирме необходимы налаженный сбор информации о рынке, его исследования, подготовка и предложение новых товаров, а также оптимальная организация их сбыта. На основе анализа собранной информации о рынке предприятие разрабатывает свою стратегию. В ее рамках может осуществляться продажа освоенных товаров имеющимся потребителям, предоставление прежних услуг новым покупателям на прежнем рынке (стратегия проникновения), стратегия развития (продажа уже используемых в практике товаров на новом рынке), стратегия сбыта новых товаров (реализация новых продуктов на уже освоенном рынке), стратегия диверсификации (предоставление новых товаров на новом сегменте рынка). При выборе фирмой любой конкретной стратегии развития ей приходится разрабатывать специальную ценовую политику, адекватную выбранной стратегической программе. Требования рынка ориентируют фирму на постоянное изучение условий сбыта продукции и лежат в основе работы всех ее подразделений.
РАЗРАБОТКА ЦЕНОВОЙ И СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО “ГАМБИД”
Поэтапное формирование ценовой стратегии для ООО «Гамбид»
Постановка цели разработки стратегий ценообразования и сбыта для ООО «Гамбид»
Руководство предприятия ООО «Гамбид» поставило как долгосрочные, так и краткосрочные цели, они заключаются в том, чтобы:
обеспечение выживаемости фирмы в динамично изменяющихся рыночных условиях;
завоевание лидерства на рынке по показателям качества и по показателям доли рынка;
удовлетворение спроса на окна;
создание базы для развития производства;
привлечение инвестиций для развития производства под гарантию договора о сотрудничестве с зарубежными фирмами;
получение максимальной прибыли.
Долгосрочные цели и задачи
Увеличение своей доли на рынке как Челябинской, так и других областей России, а также выход на рынки Москвы и Санкт-Петербурга (на челябинском рынке занять лидирующее положение, а на остальных рынках России, в зависимости от производственных мощностей – от 10 до 30%;
За увеличением долей рынка в различных территориальных единицах нашей страны последует непосредственно увеличение объемов производства;
Дальнейшее совершенствование качества продукции, а также совершенствование технологии её изготовления до сведения процента брака до нуля.
Для решения некоторых из этих целей перечислим задачи:
Цель (максимизация прибыли и увеличение объема производства) |
|||||
Задачи |
|||||
Повысить качество |
Снизить расходы (т.е. себестоимость) |
Завоевание большей доли рынка |
Расширение ассортимента |
Повышение заинтересованности персонала |
Совершенствование технологий производства |
Рис.1 Цель и задачи ООО "Гамбид"
Определение спроса
Металлопластиковые ограждающие строительные конструкции - одна из относительных новинок Челябинского рынка, сразу завоевавшая большую популярность среди бизнесменов и наиболее обеспеченного населения города.
ООО «Гамбид» планирует реализовывать свою продукцию на региональном рынке, емкость которого позволяет осуществить интервенцию с целью закрепления на управляемом сегменте рынка. В 2001г. объем продаж металлопластиковых ограждающих конструкций в г. Челябинске составил около 65.000 усл. ед. продукции/год.
Планируемый объем производства ООО «Гамбид»- 22.584 м.кв. в год. Таким образом, с учетом деятельности ООО «Гамбид», общий объем продаж металлических ограждающих конструкций на Челябинском рынке в ближайшем будущем составит около 88 тыс. м в год, что означает, что фирма претендует на долю местного рынка в размере 25,7% . Насколько реально для ООО «Гамбид» занять эту рыночную нишу и закрепиться на ней, и каковы резервы рыночного спроса на металлопластиковые ограждающие конструкции?
Наблюдаемые в Челябинской области стабильные тенденции роста объемов высоко комфортного частного строительства (до 7% год) и ежегодное увеличение спроса на коммерческую (офисную) недвижимость (до 11 % в год) и связанные с этим услуги на евроремонт помещений - предопределяют стабильный рост спроса на металлопластиковые ограждающие строительные конструкции. По предварительным оценкам, в 2004 г. объем спроса на эту продукцию составит не менее 95- 100 млн. руб.
Оценка издержек производства
Для производства металлопластиковых ограждающих строительных конструкций требуются следующие основные комплектующие материалы.
1. Пластиковый профиль.
2. Металлопрокат.
3. Стекло.
4. Запорная арматура.
5. Фурнитура.
6. Расходные материалы.
Поставка всех материалов будет осуществляться из ФРГ автотранспортом на условиях Новосибирска. Поставщик - SCHUCO International, поскольку для немецкой фирмы это отличная возможность проникнуть на один из самых емких и быстро развивающихся рынков в России
Принцип поставок "под заказ" считается в данной сфере производства наиболее прогрессивным и экономичным (складские помещения не затовариваются, не остается неликвидных остатков, которые невозможно отправить обратно в ФРГ по причине взимания заново таможенных платежей).
Стоимость материалов, необходимых для изготовления стеклопакетов:
Расход, цена единицы материала, материальные затраты (в руб.) из расчета на одну условную единицу продукции (м кв.):
стекло (Ц=36 руб./м кв.): норма расхода - 2м кв./м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 72 руб.;
обечайка (Ц=11 руб./м.): норма расхода - 4 м кв./м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 44 руб.;
бутил (Ц=35 руб./кг): норма расхода - 0,1 кг/м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 3,5 руб.;
прочие расходные материалы: стоимость расхода на условную единицу - 5 руб.
Итого материальные затраты на производство одного м кв. стеклопакета - 124,5 руб.
Стоимость материалов, необходимых для производства металлопластиковых ограждающих конструкций (кроме стоимости стеклопакетов см. выше):
пластиковый профиль (Ц= 22 руб./м.), норма расхода -0,5 м /м. кв.; стоимость расхода на усл. ед. - 11 руб.;
металлопрокат (Ц= 35,5 руб./м.), норма расхода -1,0 м /м кв.; стоимость на усл. ед. - 35,5 руб.;
фурнитура, запорная арматура и другие расходные материалы - стоимость расхода на одну усл. ед.- 44 руб.
Итого: 90,5 руб./м кв.
ВСЕГО суммарные материальные затраты на одну усл. ед. продукции - 215 руб.
Затраты на материалы:
в месяц: 215 * 831,6 = 178794 руб./мес;
в год: 2145528 руб./год.
Затраты на оплату труда:
Среднемесячные оклады: работник АУ - 7000 руб.; основные рабочие - 4500 руб.; вспомогательные рабочие и охрана - 3000 руб.; уборщики - 2500 руб.
Число работающих:
Рабочие цеха по производству стеклопакетов.
Участок раскроя стекла - 4 чел. (из них 2 - вспом. раб.)
Участок раскроя металл, обечайки - 2 чел. (из них 1 - вспом раб.)
Участок бутилирования - 3 чел. (из них 2 - вспом. раб.)
Участок мойки - 7 чел. ( из них 3 - вспом. раб.)
Участок гибки металлич. обечайки - 3 чел. (из них 1 - вспом. раб.)
Участок сборки стекла и рамки 8 чел. (из них 4 - всмог. раб.)
Участок герметизации стеклопакета - 3 чел. (из них 1 вспом. раб.)
Всего в одну смену - 30 чел.
Рабочие:
Участок складирования - 1 чел.
Участок раскроя профиля- 2 чел.
Участок раскроя арматуры- 2 чел.
Участок сборки заготовок- 2 чел.
Участок фрезерования- 2 чел.
Участок сварки профиля - 3 чел. (из них 2 - вспомог. раб.)
Участок обработки швов конструкций - 2 чел.
Участок сборки конструкций- 2 чел.
Участок нарезки штапиков- 1 чел.
Участок установки фурнитуры- 2 чел.
Участок контроля качества- 1 чел.
Бригада упаковки готовых конструкций - 2 чел.
Бригада доставки - 3 чел. (из них 2 - вспомог. раб.)
Монтажная бригада - 10 чел.
Всего в одну смену - 35 человек
Аппарат управления:
Директор-1 чел.
Зам. директора - 1 чел.
Бухгалтер-1 чел.
Секретарь-1 чел.
Сметчик- 2 чел.
Начальник смены - 1 чел.
Учетчик - 2 чел.
Всего - 9 человек
Охрана и уборщики:
Охранники - 3 человек
Уборщицы - 3 человек
Всего -12 человек
ИТОГО ПО ЦЕХУ: 86 человек
Таблица 1
Расчет месячного фонда з/п ( руб.)
Персонал |
Численность |
З/п в мес. |
Фонд з/п в мес. |
Основные рабочие |
53 |
4500 |
238500 |
Вспомогательные рабочие |
18 |
3000 |
54000 |
АУ |
9 |
7000 |
63000 |
Охрана |
3 |
3000 |
9000 |
Уборщики |
3 |
2500 |
7500 |
Итого |
86 |
372000 |
Затраты на топливо и энергию
энергопотребление - 30 кВт/ч;
стоимость 1 кВт/ч - 0.7 руб.;
фонд рабочего времени в сутки - 8 час;
месячный фонд рабочего времени в часах - 166 час.
Издержки на энергию в месяц: 166 * 30 * 0.7 = 3496 руб./мес.
Издержки на энергию в год: 41952 руб./год
потребление топлива в год (котельная) - 3 тонн;
стоимость топлива за 1т - 600 руб. Издержки на топливо в месяц (среднегодовые): 150 руб./мес.
Издержки на топливо в год: 1800 руб./год.
ВСЕГО затраты на топливо и энергию: в месяц: 3646 руб.; в год: 43752 руб.
Затраты на услуги связи: в месяц: 3000 руб.; в год: 36000 руб.
Амортизация:
Стоимость собственных основных средств:
оборудование - 4800000 руб.
транспорт - 200 000 руб.;
норма амортизации - 5% в год
Амортизационные отчисления:
год: (4800000 + 200000) * 0,05 = 250000 руб.; в месяц: 20833 руб./мес.
Расходы на рекламу
в год: 884000 руб.; в месяц - 73667 руб.
Транспортные (эксплуатационные) расходы:
год: 34.817 руб.; в месяц: 2.901 руб.
Аренда помещений.
площадь - 200 м кв.; ставка - 250 руб./м кв./ мес.. Арендная плата: в месяц: 50000 руб.; в год: 600000 руб.
Проценты по кредиту
сумма кредитования - 6666000 руб.; процентная ставка - 19% годовых. Финансовые издержки: в год: 6666000 * 0,19 = 1266540 руб.; в месяц: 105545 руб./мес.
Налоги и отчисления.
Налоговые платежи (налог на добавленную стоимость - 18%)
Расчет налога на добавленную стоимость, подлежащего оплате в бюджет:
а) НДС, уплачиваемый за производство продукции (услуг):
- в месяц: 1663200 * 0,18 = 299376 руб.;
- в год: 3592512 руб.
б) НДС, уплачиваемый поставщикам за поставку материалов и комплектующих:
- в месяц: 178794 * 0,18 = 32183 руб.;
- в год: 386195 руб.
в) НДС, уплаченный за энергоресурсы:
- в месяц: 3646 * 0,18 = 656 руб.;
- в год: 7872 руб.
г) Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет:
- в месяц: 299376- 32183 – 656 = 266537 руб.;
- в год: 3592512 - 386195- 7872 = 3198445руб.
Единый социальный налог – 35,6%
Таким образом, отчисления от ФОТ: в месяц – 372000 * 0,356 = 132432 руб.;
в год – 1589184 руб.
Анализ цен и качества товаров конкурентов
На рынке г. Тюмени, где ООО "Гамбид" предполагает реализовывать свою продукцию в первую очередь, уже работают следующие конкуренты:
ООО "Гамбид" - крупнейший производитель металлопластиковых конструкций на местном рынке (около 20 млн. руб. в год).
Фирма "Пластокно" (около 13 млрд. руб. в год).
Фирма "Барс" (около 9 млрд. руб. в год).
Фирма "Интерпласт" (около 8 млн. руб. в год).
Фирма "Русские окна" (около. 5 млн. руб. в год).
Прочие более мелкие фирмы с совокупным оборотом около 9 млрд. руб. в год.
Сейчас на российском рынке тоже поднимается уровень качества и универсальности товара.
Проанализируем конкурентоспособность фирм из разных стран. На российском рынке рассмотрим наиболее известную фирму ООО ПКФ "Стамм".
Анализ конкурентоспособности товара приведен в таблице 2.
Таблица 2.
Конкурентоспособность товара
Факторы конкурентоспособности |
Наше предприятие |
Конкуренты |
||
ООО Пластокно |
DATS (Германия) |
Фирма “Барс” |
||
Качество товара |
Надежное |
Менее надежное |
Самое надежное |
Не надежное |
Стиль товара |
Менее стильный |
Менее стильный |
Стильный |
Стильный |
Престиж торговой марки |
Неизвестен |
Менее известен |
Известен |
Не известен |
Уникальность товара |
Не уникален |
Не уникален |
Уникален |
Не уникален |
Универсализм товара |
Универсален |
Универсален |
Универсален |
Не универсален |
Стандарты товара |
По стандарту |
По стандарту |
Точно по стандарту |
Не по стандарту |
Удобство в применении товара |
Удобен |
Неудобен |
Более удобен |
Удобен |
Упаковка товара |
Есть |
Нет |
Фирменная упаковка |
Нет |
Патентная защищенность |
Не защищен |
Не защищен |
Защищен |
Не защищен |
Система действующих скидок (ценовая политика) |
Скидок нет |
Скидки оптовикам |
Гибкая ценовая политика |
Гибкая ценовая политика |
Реклама товара |
Нет |
Нет |
Есть хорошая |
Нет |
Каналы сбыта товара |
Розничные организации |
Розничные и оптовые организации |
Оптовые организации |
Розничные и оптовые организации |
Уровень фирменной торговли товаром |
0% |
10% |
90% |
0% |
Общие черты, характерные для абсолютно всех фирм, действующих на рынке металлопластиковых конструкций:
одинаковая номенклатура оборудования;
одинаковая максимальная мощность этого оборудования.
Одно из главных различий между конкурентами - качество используемого оборудования и технологии. Так, незначительно представленные на местном рынке польская и российская технологии уже почти изжили себя и не выдерживают конкуренции по причине низкого качества при высокой себестоимости изделий. Наиболее распространенная технология немецкой фирмы ALUPLAST также уже морально устаревает и не обеспечивает тех высоких характеристик качества, которые уже достигнуты другой немецкой фирмой SCHUCO International, представляющей на мировом рынке действительно последнее слово технического прогресса.
Кроме того, никто из конкурентов не использует принцип единства поставок. Преобладает стремление приобрести комплектующие у разных фирм по более низким ценам. Это, во-первых, сильно отражается на транспортных издержках. Во-вторых, что самое главное, отсутствие единого поставщика не позволяет достигнуть единой технологии и создает вероятность несовпадения технических и иных параметров комплектующих изделий от разных поставщиков, что существенно ухудшает качество готовых изделий у подобных фирм.
Отличительной особенностью ООО "Гамбид", как уже отмечалось, является именно единство поставок. Закупленное оборудование, представляющее собой автоматизированные сборочные места, предназначено для обработки только тех комплектующих изделий, технические и иные параметры которых отвечают строго определенным стандартам, гарантирующим исключительное качество готовой продукции.
Поэтому закупка у одной и той же фирмы не только производственного оборудования, но и всего комплекта комплектующих и расходных материалов является идеальным сочетанием с точки зрения гарантии качества.
ООО "Гамбид" также - единственное предприятие, самостоятельно осуществляющее монтаж своей продукции (как неотъемлемую часть технологического процесса). Остальные фирмы привлекают сторонние организации для монтажа, что в итоге снижает его качество и сказывается на издержках производства в сторону увеличения.
Таким образом, что касается качества готовой продукции и услуг, то ООО "Гамбид" является несомненным лидером в этой области.
В плане цен у ООО "Гамбид" также не будет серьезных конкурентов, так как средняя отпускная цена 1 м кв. условной продукции ООО "Гамбид" - 925 руб./м.кв., а минимальная отпускная цена ближайшего конкурента - 1.026 руб./м.кв.
В плане гибкости реагирования на покупательские потребности, на конкретное желание заказчика, ООО "Гамбид" также имеет неоспоримые преимущества. Наличие собственного производства стеклопакетов (основного комплектующего элемента) и возможность выбора из 16,5 тыс. наименований комплектующих изделий позволяют быстро откликаться на любые требования рынка.
Выбор метода ценообразования
Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. На рис. 2 в обобщенном виде представлены три основных соображения, которыми руководствуются при назначении цены. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.
Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из этих трех соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Мы с вами рассмотрим следующие методы ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен; установление цены на основе закрытых торгов.
Рис.2. Основные соображения при назначении цены
В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка предприятие ООО «Гамбид» должно выбрать один из следующих методов ценообразования:
«средние издержки плюс прибыль»;
анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;
установление цены на основе ощущаемой ценности товара,
установление цены на основе уровня текущих цен,
Выбор метода ценообразования
ООО «Гамбид» рассчитывает цены по методу «средние издержки плюс прибыль».
Это самый простой способ ценообразования, он заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара.
Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов и соотношениях между марками производителей и частными марками. На ООО «Гамбид» это наценка составляет от 40 до 50%.
Логично ли при назначении цен пользоваться стандартными наценками? Как правило, нет. Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену. Кладбище розничного бизнеса забито могилами купцов, которые твердо держались за свои стандартные наценки, в то время как конкуренты устанавливали цены со скидками.
И все же методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета «средние издержки плюс прибыль» более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.
Учет дополнительных факторов
Существующий разброс цен на металлопластиковые конструкции - от 2300 руб./м кв. до 3000 руб./м кв. Точно так же велики качественные различия между продукцией разных фирм и условиями заказов.
Для того, чтобы конкурировать с минимальной ценой 2000 руб./м кв., ЗАО "Комфорт. Уют. Качество" планирует установить минимальную отпускную цену (наиболее простой вариант заказа) - не более 1900 руб./м кв. А _средняя отпускная цена 1м кв. условной продукции составит 2000 руб./м кв., что существенно ниже принятой практики. Данная цена позволит предприятию работать с рентабельностью не менее 20%.
Большой опыт предприятия в строительной деятельности, назначение на руководящие должности квалифицированных и уже зарекомендовавших себя специалистов и тщательный отбор претендентов на рабочие места - все это является дополнительным существенным фактором успеха бизнеса.
Одним из основных способов продвижения товара на рынок будет реклама - самый мощный стимулятор спроса. ЗАО "Комфорт. Уют. Качество" планирует использовать следующие каналы распространения рекламы:
две рекламные растяжки на центральных улицах города в течение 6 месяцев. Стоимость размещения одной рекламной растяжки составляет $1000. Затраты на этот вид рекламы составят: 2 * 1000 * 32 руб. * 6 = 384000 руб. в год.
реклама в газете "ВА-БАНК": 1/4 газетной полосы 4 раза в месяц. Затраты на этот вид рекламы составят: в месяц: 20000 руб. в мес.; в год: 240.000 руб. в год без учета скидки; в год с учетом скидки:200000 руб. в год;
рекламный ролик на телевидении ("ТНТ"): 10 сек. х З раза/день = 0,5 мин. в день изготовление ролика - 10000 руб. прокат ролика - 2000 руб. за 1 мин. в день: 1000 руб. месяц: 1000 руб. * 30 = 30000 руб. в мес.; в год: 30000 руб. * 12 = 360000 руб. в год без учета скидки в год с учетом скидки: 300000 руб. в год.
ИТОГО: рекламные расходы - 884000 руб. в год
Стратегия рекламной кампании: в течение первого месяца планируется сформировать у потенциальных потребителей мнение о товаре и фирме, в связи с чем в этот период целесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, т.е. рекламные объявления будут выходить наиболее часто. Затем в течение всего года необходимо постоянно поддерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, в связи с чем реклама будет появляться постоянно, но немного реже.
Установление окончательной цены
Текущие издержки на производственную программу по статьям себестоимости на месяц, год (руб.)
Таблица 3
Элементы себестоимости
Статья |
в месяц |
в год |
1. Материалы и комплектующие |
178794 |
2145528 |
Итого переменные издержки |
178794 |
2145528 |
1. Заработная плата |
372000 |
4464000 |
2. Топливо и энергия |
3646 |
43752 |
3. Связь |
3000 |
36000 |
4. Транспорт |
2901 |
34817 |
5. Реклама |
73667 |
884000 |
6. Аренда |
50000 |
600000 |
7. Амортизация |
20833 |
250000 |
Итого постоянные издержки |
526047 |
6312564 |
9. Проценты |
105545 |
1266540 |
10. Резервы |
40058 |
480696 |
11. НДС |
266537 |
3198445 |
12. Отчисления от ФОТ |
132432 |
1589184 |
13. Налог с продаж |
56658 |
679904 |
Итого себестоимость |
900393 |
10804715 |
Анализ стратегий ценообразования и сбыта путём SWOT-анализа
При разработке стратегических планов по установлению уровня цены используется SWOT-анализ. SWOT-анализ является одним из первых этапов стратегического планирования. Идея SWOT-анализа заключается в следующем:
принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности;
развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
Схема применения SWOT-анализа приведена на рис.3.
Рис. 3. Схема применения SWOT-анализа
SWOT-анализ разбивается на несколько этапов:
Первый этап
Глубоко изучаются силы - конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
патентоспособность выпускаемых товаров;
цена товаров;
прогрессивность технологии;
квалификация кадров;
стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
возраст основных производственных фондов;
географическое расположение фирмы;
инфраструктура;
система менеджмента (в т. ч. маркетинга);
сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менеджмента фирмы и др.
Второй этап
Изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на 0-м уровне - комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне - конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.
Третий этап
Изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.
Четвертый этап
Изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.
Пятый этап
Согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы (этот вопрос рассматривается в курсе "Стратегический менеджмент").
В результате проведения SWOT-анализа торгового предприятия ООО «Гамбид» по вышеприведённой схеме было выявлено следующее:
Сильные стороны торгового предприятия ООО «Гамбид»:
название фирмы ООО «Гамбид» хорошо известно и у нее хорошая репутация;
название фирмы ассоцииируется у потребителя именно с тем продуктом, который производит фирма;
фирма на рынке уже 6 лет. За это время она выработала свой имидж и достаточно известна в городе Миассе, Златоусте, Челябинске и др. городах.
фирма имеет прямые контакты с поставщиками либо с их официальными дистрибьюторами, занимающимися поставками дерева и др. необходимой продукции.
Слабые стороны торгового предприятия ООО «Гамбид» :
медленное реагирование на изменение потребностей клиентов;
слабое привлечение и удержание клиентов в категории «постоянный»;
работа по системе «полной оплаты товара»;
Не достаточно удобное расположение центрального офиса;
Не достаточно высокое качество монтажа;
планирование бюджета.
Возможности улучшения положения и торговой деятельности фирмы ООО "Гамбид":
внедрение системы обслуживания клиентов по карточкам;
внедрение дисконтной системы;
повышение квалификации сотрудников;
расширенные маркетинговые исследования, проведение регулярных рекламных кампаний;
менеджеры по продажам вышли на северный рынок сбыта;
производственная база расположена непосредственно в черте города
заинтересованность продавца в более успешной реализации товара.
Опасности и угрозы для торгового предприятия ООО "Гамбид":
конкуренты на данном сегменте рынка;
политическая нестабильность на рынке, особенно в области федерального законодательства;
До сих пор не освоена северная часть города;
Наличие случаев неполной комплектации на момент монтажа;
Не достаточно продуманная рекламная компания ( «скомкана», отсутствует позиционирование на рынке);
Отсутствует обучение работников;
Цена продукции фирмы выше, чем у конкурентов, при этом более высокая цена не подкрепляется ощутимой разницей в качестве;
Имеется только одно развитое направление- Окна;
Выезд на рекламации часто затягивается, а иногда информация не доходит до исполнителей.
Предпринимательскую активность и готовность идти на риск часто рассматривают почти как синонимы. На первый взгляд причина этого кажется весьма очевидна: поскольку предпринимательство предлагает использование новых идей и новых технологий, никто в конечном итоге не уверен в степени эффективности этих новшеств. Могут возникнуть неожиданные технические проблемы, покупателям может не понравится новый товар, условия функционирования рынка могут изменится по причинам, увы, не под контролем предпринимателя.
Если использовать новые идеи и разработки, то рисковать надо. Некоторые люди становятся предпринимателями, потому что они в самом деле рискованные натуры. Однако, экономисты склонны считать, что огромное большинство людей испытывают антипатию к риску. Многие прекрасные идеи никогда не были бы использованы, если бы им пришлось ждать долгие годы какого-нибудь бесшабашного сорви - голову. Необходимо задаться вопросом: когда и при каких условиях люди, испытывающие к риску антипатию, можно убедить попробовать свои силы на ниве предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что ценовая политика заключается в установлении на товары оптимальных цен, варьировании ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
Согласно данным проведенных исследований ценовая политика торгового предприятия ООО «Гамбид» заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Бесспорно, что в области ценовой политики у руководителей торгового предприятия ООО «Гамбид» присутствует необходимый опыт и знания. Тем не менее, значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения имеет высокое значение.
Предприятие ООО «Гамбид» должно поставить перед собой следующие цели:
обеспечение выживаемости;
максимизация текущей прибыли;
завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара;
В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка предприятие ООО «Гамбид» должно выбрать один из следующих методов ценообразования:
«средние издержки плюс прибыль»;
анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;
установление цены на основе ощущаемой ценности товара,
установление цены на основе уровня текущих цен.
Предприятие ООО «Гамбид» также должно учитывать, что установление окончательной цены на товар зависит от: психологического восприятия с обязательной проверкой; от того, что цена эта должна соответствовать установкам практикуемой фирмой политики цен и, что она будет благоприятно воспринята дистрибъютерами и дилерами, собственным торговым персоналом фабрики, конкурентами, поставщиками и государственными органами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушкина. - М.: "Издательство ПРИОР", 1999. - 432 с.
Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы. М.: «Экономическое образование», 2001.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец.-4-е изд. , доп и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001.-416 с.: ил.
Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология организации: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 182 с.
Бовыкин В. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления). - М.: Экономика, 1997. — 368 с.
Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Каптуревского, - СПб: Издательство "Питер", 1999. - 816 с.
Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 384 с.
Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2002.
Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 2001.
Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1999. - 384 с.
Виханский О.С. “Стратегическое управление”, Издательство Московского Университета, 1999.-431с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент; Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика,2001.-528с.
Вудкок М. Д. Раскрепощенный менеджер.-М.: Дело, 1999. - 320 с.
Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. -мл. Организации: поведение, структура, процессы: Перс с англ. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. -XXVI, 662 с.
Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами: Учебное пособие. - М.: "Изд-во ПРИОР", 2000. - 176 с.
Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1999. - 367 с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности – М.: Финансы и статистика, 2002.-815
Котлер Филипп. Основы маркетинга. М. : Прогресс, 2002
Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг: Учебное пособие. - М.: "Изд-во ПРИОР", 1999. - 256 с.
Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ
управленческих функций. М. : Прогресс, 2001.
Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 320 с.
Маккей X. Как уцелеть среди акул?: Пер. с англ. / Под общ. ред. И.В. Липсица.. -М.: Экономика, 1999. - 172 с.
Менар К. Экономика организации. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 160 с.
Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П. и др. - М.:
ИНФРА-М, 1999.-430 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. -М.:Дело, 2001.-702 с.
Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 336 с.
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Пер. с англ./ под ред. Ю.Н. Каптуревского/СПб: Издательство "Питер", 2000. - 336 с.