Содержание

Введение. 3

1. Стратегия как необходимый элемент управления. 4

2. Разработка стратегии. 6

3. Анализ стратегии ООО «Арматура». 10

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

Введение

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое.

Есть серьезные основания, для того чтобы связать хорошее управление с тем, насколько хорошо менеджеры разрабатывают и выполняют стратегию. Некоторые менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут их претворить в жизнь. Другие – создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования. Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента.

Основа хорошей стратегии заключается в занятии на рынке сильной позиции и построении такой организации, которая могла бы успешно работать несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы.

Объектом работы является стратегия компании, предметом - процесс формирования стратегии.

Цель работы состоит в следующем теоретическое и практическое изучение процесса формирование стратегии.

Задачи, поставленные в соответствии с целью, заключаются в следующем:

·        определить понятия стратегическое видение, стратегия;

·        изучить процесса формирования стратегии;

·        провести анализ стратегии на примере ООО «Феерия».

1. Стратегия как необходимый элемент управления

Сегодняшним менеджерам приходиться думать стратегически о положении, в котором находиться компания, и о влиянии, которое на нее оказывают меняющиеся условия. Они вынуждены анализировать внешнюю среду достаточно тщательно, чтобы знать, когда вносить изменения в стратегию. Другими словами, стратегическое управление является фундаментом общего подхода к управлению всей компанией. Преимущества стратегического мышления являются:

1.     Обеспечение направленности всей организации на ключевой аспект стратегии: «что мы стараемся делать и чего добиваемся?»;

2.     Необходимость менеджеров более четко реагировать на появляющееся перемены, новые возможности и угрожающие тенденции;

3.     Возможность для менеджеров оценивать альтернативные варианты капитальных вложений и расширении персонала, т.е. разумно переносить ресурсы в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;

4.     Возможность объединить решения руководителей всей уровней управления, связанных со стратегией;

5.     Создание среды, благоприятствующей активному руководству и противодействующей тенденциям, которые могут привести лишь к пассивному реагированию на изменение ситуации.

Стратегическое видение – перспективный взгляд на направления развития деятельности организации, базовая концепция того, что организация пытается сделать и чего достичь[1]. В его основе лежат стратегические решения. Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

1.     Ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия решения оперативных управленческих решений;

2.     Сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3.     Связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия. К числу стратегических решений можно отнести:

·        реконструкцию предприятия;

·        внедрение новшеств;

·        организационные изменения;

·        выход на новые рынки сбыта.

Стратегия – совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей организации; действующая стратегия компании частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства.

Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

Стратегии компании частично  видны, а частично скрыты от постороннего взгляда.

Стратегия должна[2]:

1.     Синтезировать в себе технические, технологические, экологические, экономические, управленческие и другие аспекты развития объекта управления.

2.     Интегрировать различные стороны управляемого объекта, например, для организации – миссию, потенциал, структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.

3.     Ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических общественных, корпоративных и личных интересов.

4.     Воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук;

5.     Быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени.

6.     Быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества конкурентов и не завышающей свои преимущества.

Стратегия компании состоит из множества ответов на вопрос «как»: например, как развито дело? Как удовлетворить всех клиентов? Как обогнать конкурентов? Вопрос «как?» в стратегии специфичен для различных компаний и связан исключительно с ситуацией в компании и целями ее деятельности. В мире бизнеса у фирм имеется большая степень свободы выбора стратегии.

2. Разработка стратегии

Деятельность по созданию и осуществлению стратегии фактически рано или поздно затрагивает любую управленческую работу. Разработка стратегии не является исключительной функцией специалистов по стратегическому планированию. Все уровни управления участвуют в процессе разработки и осуществления стратегии. Каждый менеджер разрабатывает и следит за выполнением стратегии в рамках подотчетной ему области.

Задача руководства по выработке направлений развития включает разработку целей, постановку задач и формулирование стратегии.

Процесс анализа альтернатив и выбор стратегии можно поделить на три этапа:

1.     Разработка стратегии, позволяющей достичь поставленных целей;

2.     Доводка стратегии до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формирования общей стратегии;

3.     Анализ альтернатив в рамках выбранной общей стратегии организации и оценки степени их пригодности для достижения главных целей организации.

Формирование стратегии фирмы является одним из ключевых методических вопросов стратегического менеджмента.

Эффективная разработка стратегии начинается с определения того, что организация должна, а чего не должна делать, и видения того, куда организация должна направляться.

Компании без стратегического видения не уверены в том, какие позиции они пытаются завоевать.

Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности. Цели представляют собой обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенной время. Они точно объясняют, сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать, направляют внимание и энергию на то, чего нужно добиться.

Каждой компании необходимо вырабатывать как стратегические, так и финансовые цели. Стратегические цели необходимо фокусировать на конкуренции и на создании сильных конкурентных позиций, в какой либо конкретной сфере. Компания выражает стратегическое намерение, когда она следует определенным долгосрочным целям и концентрирует свои стратегические усилия на достижение этих целей.

Установление целей – процесс проходящий сверху вниз и служит менеджерам низших звеньев управления ориентиром в выполнении ими и сотрудниками их подразделений своих задач для достижения общих целей. Такой подход также обеспечивает в значительной степени объединение и сплочение организации при определении целей и разработке стратегии.[3]

Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса «как?» - Как достичь преимуществ в конкурентной борьбе? как сделать управленческое стратегическое видение реальностью? Стратегия как таковая необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям. Общая стратегия компании исходит изначально из модели поведения фирмы и предложенных менеджерами новых идей.

При формировании стратегии из многих выполнимых вариантов менеджер, выступая в качестве индикатора, определенным образом реагирующего на изменения на рынке, изыскивает новые возможности и является своего рода синтезатором разных течений и подходов, взятых в разное время и в разных подразделений компании. Однако, освещая процесс разработки стратегии, необходимо выявить грани управленческого плана роста предприятия, т.е.определить те действия, которые определяют позиции компании на рынке и которые закладывают основу для успеха в будущем.

Низкоприоритетные вопросы не являются основными для стратегии, даже если с ним необходимо иметь дело. Стратегия однозначно ориентирована на действия, она связана с тем, что делать и кто это будет делать.

Стратегия организации постоянно развивается. Не всегда удается продумать все до мелочей и затем долго жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии всегда чувствителен и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение и расширение торговых барьеров и бесконечно число других событий могут способствовать устареванию стратегии.

Всегда находиться что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна. Стратегия компании всегда должно сочетать в себе  запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все запланированное время.

В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях.

1.     Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом).

2.     Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании).

3.     Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сфера деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегия маркетинга, финансов.

4.     Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц).

Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии компании. Взаимодействие этих факторов носит специфических характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов прежде чем начать выбор стратегии. Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы ограничивают стратегические действия компании, которые она могла или должна принять.

Стратегия компании должна базироваться на том, что она хорошо делает. Большая опасность для успеха стратегии – ориентироваться на то, что компания не так хорошо выполняет.

Предназначение фирмы, цели, стратегия или подход к осуществлению стратегии не должны быть окончательными. Оценка работы, анализ изменений, корректировка стратегии – естественные и необходимые составляющие стратегического управления. Поиск путей более успешного осуществления стратегии постоянен. В силу того, что некоторые аспекты реализации стратегии не срабатывают, как полагалось, необходимо вносить корректировку.

Компании и управляющие по-разному выполняют задание по разработке стратегии. В маленьких компаниях, управляемых владельцем, выработке стратегии проходит неформально. Часто стратегия существует не в письменном виде, а только в уме предпринимателя и устных договоренностях с главными подчиненными. Крупные фирмы склонны вырабатывать свои планы посредством ежегодного планирования стратегии.

3. Анализ стратегии ООО «Арматура»

«Компания «Арматура» успешно и эффективно работает на рынке трубопроводной арматуры. Компания ориентирована на развитие и совершенствования своей деятельности. В своей деятельности компания ориентируется на выполнение своей миссии, на достижение четко поставленных целей» - эта выписка говорит о том, что в анализируемой организации присутствуют основные элементы стратегии.

Миссия Компании – эффективная работа и развитие предприятий водо-, тепло-, энергосберегающих отраслей и предприятий коммунального хозяйства. Основная цель – обслуживание клиентов оперативно, надежно, стабильно, с гарантируемым качеством товара и профессионализмом сотрудников.

Рис. 1

 

Также в «Арматуре» прописаны основные заповеди, главная из которых: всегда помните – КОМПАНИЯ – единый организм, со своими четкими принципами и правилами, придерживайтесь этого.

Наши основные принципы и установки:

·        Мы уважаем личность каждого человека.

·        Мы требуем, чтобы каждый работник стремился в максимальной мере использовать свои знания, опыт и навыки для осуществления общего дела.

·        Мы ценим индивидуальность.

·        Мы создаем стимулы и условия для того, чтобы наши работники трудились продуктивно. Интересы компании и каждого работника неразделимы.

·        Мы считаем, что добросовестная и инициативная работа способствует благосостоянию как компании, так и работника.

·        Мы открыты для новых идей и творчески подходим к нашей деятельности, чтобы добиться успеха.

·        Мы совместно трудимся в духе взаимного доверия, независимо какие должности занимаем, каковы наши служебные и профессиональные обязанности.

На основе этого можно сделать вывод о том, что в Компании «Арматура» присутствуют небольшие попытки формирования стратегии. Данное направление необходимо развивать, например, проводя время от времени пересмотр и дополнение стратегии, в зависимости от изменений внешней и внутренней ситуаций.

Также необходимо проводит работу по популяризации основных направлений стратегии среди всех сотрудников данной организации. Это будет способствовать всеобщему осознанию работниками того дела, на которое направлены все силы, ресурсы.

Заключение

В ходе данной работы были изучены:

·        понятие и содержание стратегии компании;

·        процесс формирования стратегии

·        проведен анализ стратегии одного из российский предприятий.

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

1.     Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенные для того, чтобы обеспечить осуществление миссии компании и достижения ее целей.

2.     Задача менеджера по формирования стратегии и реализации стратегии компании состоит в том, что необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития; превратить общие цели в конкретные направления работы; выработать план, и конечно, эффективно реализовывать выбранную стратегию.

3.     Реализация стратегии состоит в понимании того, что необходимо сделать, чтобы стратегия работала и были соблюдены намеченные сроки ее исполнения.

4.     Чем лучше продумана стратегия и чем более умело она выполнена, тем больше шансов у компании на сильную позицию.

5.     Блестящее выполнение блестящей стратегии – это не только проверенный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшая проверка на совершенное управление.

6.     На российских предприятиях присутствуют некоторые моменты формирования стратегии, но необходимо совершенствовать уже выработанные положения.

Список использованной литературы

1.     Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент – М., 2000

2.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992;

3.     Томпсон А.А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент Искусство разработки и реализации стратегии. – М., 1998;

4.     Управление персоналом: Учебник для вузов /под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 560 с.

5.     Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М., 2001;


[1] Томпсон А.А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент Искусство разработки и реализации стратегии. – М., 1998

[2] Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М., 2001.

[3] Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент – М., 2000