Содержание

1. Предмет, метод, система и источники конституционного права. Конституция РФ – основной закон государства. 3

2. Основы конституционного строя РФ.. 8

3. Конституционно-правовые основы правового статуса человека и гражданина. Гражданство РФ.. 11

4. Федеративное устройство РФ. Правовой статус субъектов РФ и ее субъектов  14

5. Местное самоуправление в РФ.. 18

6. Задача. 20

Список литературы.. 22

1. Предмет, метод, система и источники конституционного права. Конституция РФ – основной закон государства

Конституционное право - это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Но конституционное право отличается от других отраслей права прежде всего особенностями той сферы общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы этого права, т.е. предметом.

Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти;

б) гражданской свободы.

Как и любая отрасль права, Конституционное право воздействует на общественные отношения с помощью методов конституционного права. Методы - совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Тем самым отношения упорядочиваются, развиваются.

Конституционное право применяет такие правовые методы как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение, запрет и др.

Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права автономий или субъектов федерации и т.п.

Метод обязывания. Он закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Метод дозволения. Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту КП действовать по своему усмотрению.

Метод запрещения. - ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Методы регулирования - обеспечивают нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Система Российского Конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

1.           Основы конституционного строя;

2.           Основные  права и свободы человека и гражданина;

3.           Федеративное устройство;

4.           Система государственной власти и система местного самоуправления:

- избирательная система (избирательное право);

- президентская власть;

-законодательная власть;

-исполнительная власть;

-государственная власть субъектов;

-судебная власть и прокуратура;

-местное самоуправление;

-порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно - правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относят только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Конституция - основной закон всякого государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами.

В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права.

Эта роль Конституции России обусловлена следующим:

-             В Конституции устанавливаются конституционно - правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно - правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

-             Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой - либо одной сферы отношений.

-             Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15).

-             В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

-             Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те  цели, которые общество перед собой  ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

-             Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Его нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно - правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространённой формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что  федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией.

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.[1]

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры и соглашения.

Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и её субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч.4 ст.15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и  международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно - правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента. Такие акты обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории РФ и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законом. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.

К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, даётся толкование  Конституции.  Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

2. Основы конституционного строя РФ

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”

В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.

Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.

Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с Конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.”[2] Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.

Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.

Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим. Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления”

Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.

Первый принцип - это демократичность.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. В Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной власти осуществляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).

Второй принцип - это республиканская форма правления.

 Главой государства в Российской Федерации является ее президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (ст. ст. 80, 81), а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации составляется из двух представителей от каждого субъекта РФ: по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая - Государственная Дума, избирается населением сроком на четыре года (ст. ст. 94, 95, 96).

Итак, исходя из положений ст. 1 Конституции РФ, по форме правления Россия - республика. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо или формируются парламентом. Существуют две основные разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточенны в руках президента. А в парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность.

Третий принцип - Российская Федерация как федеративное государство.

Согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с общефедеральными органами. Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

И, наконец, четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство.

Правовое государство - государство, само ограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах.

3. Конституционно-правовые основы правового статуса человека и гражданина. Гражданство РФ

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

 

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (статья 17 ч.3 Конституции РФ).

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.[3]

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за

равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.[4]

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ;

 б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ.

4. Федеративное устройство РФ. Правовой статус субъектов РФ и ее субъектов

Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю.[5]

Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации.

Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом, который пока не принят. Если же при этом будет затронут статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.

В соответствии с принципом конституционности федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета Российской Федерации, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе — всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны.

По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.).

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

5. Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.[6]

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2005) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и  на внутригородских территориях городов федерального значения.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2005).

6. Задача

В конституционный суд РФ поступила жалоба гражданина Хайрова на нарушение его конституционных прав и свобод п. «б» ч.1 Закона Республики Мордовия «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью» законом устанавливается право Министерства внутренних дел Республики Мордовия задерживать в административном порядке по согласованию с прокурором глав организованных преступных группировок сроком до 30 суток.

Гражданин Хайров был задержан с 18 по 24 июля на основании протокола об административном правонарушении. Уголовное дело не было возбуждено.

Соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения закона Республики Мордовия? Какое решение должен принять Конституционный Суд?

Решение:

Положения закона Республики Мордовия не соответствуют Конституции Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации сказано, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.[7]

В данном случае не было никакого судебного решения, и сроки были больше чем 48 часов. Это явное противоречие Конституции Российской Федерации.

В связи с этим, Конституционный Суд примет решение отпустить Хайрова и признать недействительным закон Республики Мордовия в части противоречащей Конституции Российской Федерации.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003).

2.           Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2005).

3.           Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (ред. от 02.11.2004).

4.           Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2004.

5.           Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004.

6.           Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

7.           Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.

8.           Николаев Ф.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2004.

9.           Основы конституционного строя России./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.


[1] Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004. – с. 56.

[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – ст.16.

[3] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2004. – с. 109.

[4] Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (ред. от 02.11.2004). – ст.4.

[5] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 187.

[6] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – ст.1.

[7] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – ст.22 .п.2