Содержание

Введение_____________________________________________________ 2

Начало «смуты». Лжедмитрий и его свержение. Царь Василий Шуйский       3

Причины гражданской войны в России. Восстание Ивана Болотникова         5

Иностранное вмешательство в русские дела. Война с Польшей. Свержение Шуйского____________________________________________________ 7

Народные ополчения. Минин и Пожарский. Изгнание поляков_______ 9

Земский собор 1613 г. Избрание царем Михаила Романова. Замирение с Польшей и Швецией__________________________________________________ 10

Заключение__________________________________________________ 12

Список используемой литературы______________________________ 15

Введение

Смута была порождена роковым стечением случайных, не связанных с историческим процессом обстоятельств: природных катаклизмов, убийства Иваном Грозным своего старшего сына, бездетности царя Фёдора. Завершилась смутная эпоха победой консервативных сил. Поэтому во внутрироссийских делах всё вернулось на круги своя.

Последствия Смуты были тяжелейшими для развития страны. В экономическом плане Смута была долговременным откатом назад и города, и деревни. Необходимые для развития страны средства снимались с населения в виде тяжелейших налогов. Учитывая, что в разоренной стране у населения почти не было денег, часть налогов приходилось собирать натурой. Приходилось заново отстраивать не только города, но и деревни, заново их заселять. Фактическая  отмена любых запретов на переходы крестьян была вызвана необходимостью укрепления хозяйств  после Смуты. Но когда стали преодолеваться первые и самые тяжелые её экономические последствия, первое, за что ухватилось правительство в 20- е годы, - восстановление сроков розыска беглых крестьян и принципиального запрета права их перехода. Начавшаяся  трансформация верстанных казаков в помещиков также усиливала развитие крепостничества.

Социальной базой абсолютизма были служилые феодалы —дворяне. В результате бурного роста поместного землевладения, поощряемого правительством, в руки дворянства перешла большая часть земли и крестьянских дворов. Опираясь на дворянство, цари из династии Романовых усиливали самодержавную власть. Эту политику последовательно проводили «великий государь» и патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (1613 —1645) и царь Алексей Михайлович (1645 — 1676).

Начало «смуты». Лжедмитрий и его свержение. Царь Василий Шуйский

Вскоре после голода появился самозванец. Звали его (по официальной версий Григорием Отрепьевым. Он был монахом Чудова монастыря, бежал оттуда к казакам. Там он приобрел нужную сноровку.

Затем он объявился в Польше, втерся в доверие к знати, в частности пану Мнишеку, и, притворившись смертельно больным, на исповеди «открыл» тайну, что он — «чудесно спасшийся! Дмитрий». Авантюра попала па нужную почву: в Польше нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол, тем более, что «царевич» наобещал с три короба и Мнишеку, и королю, и церковникам. [1]

В конце августа 1604 войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, потому что тогда все легко объяснялось: и притеснения народа, и трудная жизнь, н голод, и прочее. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре, недовольные Годуновым. Первоначально царские воеводы разбили Лжедмитрия. Но народная поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему. А тут неожиданно умер Годунов. Возможно, что царю и удалось бы справиться с мятежом или, во всяком случае, захватить Москву оказалось бы очень сложным делом. Несовершеннолетний же сын Годунова власти не имел. В июне 1605 самозванец вошел в Москву как законный царь. Его «опознала» и царица Мария Нагая (ставшая монахиней), мать убитого Дмитрия.

 Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

 Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил. В конце концов поняв, что с приходом «истинного» цари ничего не изменится к лучшему, а лишь ухудшится, разобравшись, что это за царь, москвичи подстрекаемые боярами, подняли восстание и убили самозванца.

 Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного боярина Василия Шуйского. Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной. Появились новые самозванцы. Самым опасным оказался Дмитрий II. Он вновь воспользовался помощью польских панов, в большом количестве к нему присоединились украинские казаки, охочие до войны и грабежа. [2]

Этот авантюрист утверждал, что он чудом спасшийся из Москвы Дмитрий. Его «опознала» жена убитого Лжедмитрия 1 Марина Мнишек. От их связи родился сын, что еще больше усложняло ситуацию. В июне 1608 г. Лжедмитрий оказался с войском около Москвы. Взять се не смог, но расположился в 100 км от нес в Тушино. За это он получил прозвище тушинского вора (т. е. преступника, самозванца). В стране оказалось два царя.

Причины гражданской войны в России. Восстание Ивана Болотникова

Итак, с 1604 г. в России вспыхнула «смута», иначе гражданская война. Участники ее были разнообразны: крестьяне н холопы, дворяне и казаки, горожане и бояре. Вся страна пришла в движение. Причинами гражданской войны были: 1. Обострение общественных и классовых противоречий, в первую очередь усиление крепостного н государственного гнета. 2. Пресечение династии московских царей н загадочная смерть царевича Дмитрия. Все это дало «идеологию» смуты, благодатную почву для самозванцев н борьбы за власть. 3. Ослаблению царской власти, кроме того, способствовала и быстрая смерть Бориса Годунова. Власть эта стояла над обществом н скрепляла его. 4. Иностранное вмешательство в русские дела. [3]

 Летом 1606 г. на юго-западе страны на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, недовольные правительством Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные участники движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных районах к нему присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену. [4]

 В августе Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. Вскоре под Москву подошел и сам Болотников. Его войско расположилось в селе Коломенском. Восстание охватило десятки городов. В тот момент, поздней осенью и зимой 1606 г., окончательно произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а войско Болотникова стало более народным. В декабре 1606 г. в решающем сражении царские войска разбили Болотникова, который укрылся в Калуге и успешно оборонял ее. Весной 1607 г. восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем. Летом повстанцы вновь потерпели поражение и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада. Наконец перекрыл реку и город оказался зàòîïëеííûì. Осажденным пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались. Однако в отношении Болотникова слово нарушили: он был сначала ослеплен, а затем утоплен.

Иностранное вмешательство в русские дела. Война с Польшей. Свержение Шуйского

Вмешательство польско-литовского государства Речи Посполитой в дела России началось с появлением Григория Отрепьева. После его свержения отряды поляков, литовцев и украинских казаков стали поддерживать Лжедмитрия II. Польский король был заинтересован иметь послушного царя в России, не оставляли идеи распространить на нее католичество и иезуиты. Наиболее известными предводителями польско-литовских казаков были Лисовский и Сапега. И лагеря в Тушино войска поляков и Лжедмитрия блокировали Москву, затруднив подвоз продовольствия. Они грабили окрестности, пытались взять иные города. Осадили Троицко-Сергиевский монастырь; однако их 30-тысячное войско так и не смогло взять мужественный монастырь-крепость с течение 15 месяцев. [5]

 Шуйский, стремясь покончить с Лжедмитрием, договорился со шведами в обмен на некоторые территории (г. Корелу и другие) дадут ему военную помощь. Однако польский король Сигизмунд, который в это время враждовал со Швецией, воспринял это как удобный повод для начала открытой войны. Летом поляки начали агрессию и осадили Смоленск. Но этот город под руководством воеводы Шеина героически сопротивлялся На подмогу Сигизмунду пришли поляки и литовцы из Тушино (ïðàâäà, с неохотой). В результате лагерь там распался, а сам самозванец бежал в Калугу. Он был убит в конце 1610 г. Развал стана «тушинского вора» уже не спас Шуйского. Сильно повредила ему смерть его племянника Михаила Скопина-Шуйского, талантливого молодого полководца, победившего Болотникова, тушинцев, пользовавшегося всенародной любовью. В смерти племянника винили брата царя Дмитрия Шуйского. Когда же летом 1610 г. последний потерпел поражение от поляков при Клушине, бояре решили сместить царя. Престиж царской власти уже упал, смена их оказалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках группы 7 бояр. Они убедили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 г. впустили в Москву поляков.

 Народные ополчения. Минин и Пожарский. Изгнание поляков

Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими интервентами с столице, разоряемая многочисленными иноземными и своими шайками. А тут еще шведы захватили Новгород. Однако у русского народа нашлись силы, чтобы отстоять независимость страны. Мужество Троицко-Сергиева монастыря и Смоленска вдохновляло. Последний после почти двухлетней осады пал в 1611г. летом, и то из-за измены. В Рязанской земле в начале 1611 г. собралось ополчение по главе с дворянином П. Ляпуновым, князем Трубецким н казачьим атаманом И. Заруцким. Это войско направилось к Москве. А в самой. Москве жители, ненавидевшие поляков, готовились, к восстанию. Во время восстания поляки подожгли город и он полностью выгорел. Ополчению удалось выбить иноземцев из Белого города и осадить их в Кремле и Китай-городе. Но среди разнородных русских сил не было единства, Ляпунов был убит, ополчение распалось. Казалось, что уже не подняться России. Однако в другом городе, в Нижнем Новгороде, началось народное движение, которое возглавил мужественный гражданин Козьма Минин. Он призвал во имя родины «заложить жен и детей», чтобы снарядить армию. Ее возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 ополчение после тяжелого боя выбило поляков из Москвы и заперло их гарнизон в Кремле и Китай-городе. После двухмесячной осады измученные голодом интервенты сдались. Хотя разоренная и разрушенная столица была освобождена, для освобождения страны еще нужно было воевать.

Земский собор 1613 г. Избрание царем Михаила Романова. Замирение с Польшей и Швецией

Всего важнее было избрать царя. Тем более, что Владислав продолжал претендовать на престол. Необходима была сильная власть и для того, что заключить мир с Польшей и Швецией, навести в стране порядок.

 Зимой 1613 г. был созван Земский собор, самый представительный из всех бывших до и после. Долгие и бурные заседания наконец привели к выбору молодого 16-летнего боярина Михаила Романова, племянника о женской линии царя Федора Ивановича. Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги. [6]

 Сохранилось предание, что один из польских отрядов стремился навредить ему (убить или взять в плен). Однако польский отряд завел в леса на верную гибель крестьянин Иван Сусанин, совершивший подвиг во имя родины, поскольку жизнь молодого царя тогда была равносильна единству и независимости России. Мать царя долго отказывалась принять для своего сына столь опасную честь. Ее с трудом уговорили посланники. Отец Михаила Романова, тогда находился в плену. [7]

 Внешполитическое положение России было очень тяжелым. Шведы осадили Псков, но взять не смогли. В 1617 с ними заключили тяжелый для России Столбовский мир. Новгород возвращался России, но под власть Швеции окончательно переходило балтийское побережье. Поляки не смирились и в 1617 королевич Владислав едва вновь не занял Москву. С Польшей было заключено перемирие, по которому под ее руку переходили Смоленск, черниговские и другие земли. Перемирие означало, что неизбежна новая война.

России удалось отстоять свою независимость, но очень тяжелой ценой. Страна была разорена, казна пуста, торговля и ремесла расстроились. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы восстановить хозяйство. Потеря важных территорий предопределяла дальнейшие войны за их освобождение, что тяжелым бременем ложилось на всю страну. Смутное время еще более усилило отсталость России.

Заключение

"В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. первый может быть назван династическим, второй - социаным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе".

Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной "борьбе всех против" и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских "перелетам" и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей".

Нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606 г.) мы наблюдаем элементы "классовой борьбы", или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое одна из ярославских грамот второго земского ополчения характеризует в следующих словах: "собрався воры изо всяких чинов учинили в Московском государстве междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч, и многое кровопролитие христианское учинилося".

Современники точно и правильно пишут: "воры из всяких чинов", т.е. из всех сословий и классов общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным "воровским" лагерем, а между тем "у Вора были представители очень высоких слоев московской знати". "Воровские люди" - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те "земские люди", которые поднялись против домашних "воров" и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное "ворами" и внешними врагами национальное государство? Это были троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении.

В период так называемого междуцарствия (1610-1613 гг.) положение Московского государства казалось совершенно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов  и своих "воров" разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала "безгосударной", политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города призывают одни других "быти в любви и в совете и в соединении друг с другом", и "в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе", и за "истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко", а потом "выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы". Вожди нижегородского ополчения, со своей стороны, призывают города соединиться, "чтоб нам, по совету всего государства, выбрати общим советом государя, чтоб без государя московское государство до конца не разорилося"..., "и выбрати б нам государя все Землею...всемирным советом".

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сбежали" или "сошли безвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" и своим союзом с врагами государства.

В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и "вотчиною" своего "хозяина" - государя, но было общим делом и общим созданием "всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия".

 Список используемой литературы

1.     Горяйнов С.Г., А.А. Егоров "История России 9-18вв.

2.     Зимин Н А. А. Опричнина Ивана Грозного. М. 1964.

3.     История России с древнейших времен до 1917 года. Под ред. Каргалова В. В. – М.: Русское слово, 1998.

4.     Носов Н.Е. "Становление сословно-представительных учреждений в России".

5.     Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Ч. 1. Киев. 1913.

6.     Торке Х.И.  Так называемые земские соборы в России. \Вопросы истории.: № 11.91 г.

7.     Хуторский В. Я. История России. От Рюрика до Ельцина. – М., 2000.

8.     Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. М. 1978.

9.     Н.М. Карамзин " Записки старого московского жителя". "МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ" 1988 г.

10.                        Н.М. Карамзин "Истории государства Российского" М.: 1973г.


[1] Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Ч. 1. Киев. 1913.

[2] Хуторский В. Я. История России. От Рюрика до Ельцина. – М., 2000.

[3] История России с древнейших времен до 1917 года. Под ред. Каргалова В. В. – М.: Русское слово, 1998.

[4] Хуторский В. Я. История России. От Рюрика до Ельцина. – М., 2000.

[5] История России с древнейших времен до 1917 года. Под ред. Каргалова В. В. – М.: Русское слово, 1998.

[6] Торке Х.И.  Так называемые земские соборы в России. \Вопросы истории.: № 11.91 г.

[7] Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. М. 1978.