Содержание
Введение________________________________________________________ 3
1. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в.__ 3
Территория и население_________________________________________ 3
Феодальное землевладение______________________________________ 5
Развитие крепостничества_______________________________________ 7
2. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия___ 9
3. Государственный строй сословно-представительной монархии_____ 17
Заключение____________________________________________________ 22
Использованная литература_____________________________________ 23
Введение
Российское государство складывалось с конца 15 в., в результате объединения в конце 15 начале 16 вв. русских земель вокруг Московского княжества.
Основной особенностью Российского государства является то, что с самого начала оно складывалось как феодальное, многонациональное, с централизованной властью и управлением.
К середине 16 в. Россия приняла форму сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия - это форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сословное представительство существовало в основном в виде земских соборов.
Период с 16 по 17 в Российской истории получил название сословно-представительная монархия не случайно. В данный период власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.
1. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в.
Территория и население
На протяжении XVI столетия продолжался рост территории Российского государства.. В ходе успешной борьбы с остатками Золотой Орды границы России отодвигались всё дальше на восток, юго-восток и юг. Если Иван III унаследовал в 1462 г. 430 тыс. кв. км подвластной территории, то Иван IV в 1533 г. получил от своего отца власть над территорией в 2800 тыс. кв. км, а к концу столетия в границах России находилось уже 5400 тыс. кв. км. В состав России вошли многие народы Поволжья, Приуралья, Западной Сибири. Страна стала еще более многонациональной.
Таким образом, за столетие, прошедшее с 60-х годов XV в., когда объединительный процесс вступил в свою решающую стадию, территория страны выросла более чем в десять раз. Население росло значительно медленнее и к концу XVI столетия составляло всего 7 млн. человек. Оно распределялось по территории неравномерно. Сравнительно густо были заселены центральные уезды, земли по берегам Волги от Твери до Нижнего Новгорода, южные новгородские пятины и Новгородская земля. В Новгородско-Псковской земле жило около 1, 5 млн. человек, здесь была самая высокая плотность населения в России середины XVI в. -— около пяти человек на один квадратный километр. В странах Западной Европы того времени плотность населения составляла от 10 до 30 жителей на квадратный километр. Окраины России были заселены совсем редко. На громадном пространстве от Перми до Иртыша насчитывалось не более 10 тыс. жителей. Едва ли 2% населения -жило в городах, между которыми, в свою очередь, существовали резкие контрасты. Всего в России насчитывалось в начале XVI столетия 96 городов, в конце века— 170. В Москве жило около 100 тыс. человек, в следующих по величине городах — Новгороде и Пскове — примерно по 30 тыс. жителей, в Можайске — 8 тыс. человек, в Серпухове и Коломне— примерно по 3 тыс. Из 170 городов в конце столетия лишь в 16 городах насчитывалось более 500 посадских дворов. Остальные города представляли собой небольшие крепости с малочисленными гарнизонами.
На протяжении века численность населения на территории страны менялась неравномерно. Впервой половине столетия прирост населения в центральных районах шел более или менее равномерно, во второй половине века картина существенно меняется. Резкое ухудшение положения народных масс вследствие тягот Ливонской войны, морового поветрия, вторжений крымских татар, опричнины, роста крепостничества и наличие большого количества свободных земель на окраинах привели к перемещению довольно значительных масс населения. Произошло известное «запустение» центральных и северо-западных районов, о чем единодушно свидетельствуют русские и иностранные источники. Передвижение населения ослабляло экономическое развитие И социальные конфликты в центральных и северо-западных районах. Но одновременно оно имело большое значение для освоения новых территорий, развития сельского и промыслового хозяйства и тем самым создавало новые перспективы упрочения и распространения феодального способа производства. XVI век стал Временем, когда началось освоение богатого черноземами бывшего «Дикого поля»—территории к югу от Оки, запустевшей в период ордынского ига. Освоение и заселение этой территории происходило в условиях продолжавшихся страшных набегов крымских татар. Именно поэтому в XVI в. завершается строительство Тульской засечной черты с мощными крепостями Тулы, Коломны, Зарайска. Строятся порубежные города-крепости на 200— 400 верст южнее Тульской черты, вошедшие в состав построенной в XVII в. Белгородской оборонительной черты, протянувшейся от границ с Речью Посполитой до Средней Волги. Заселяли, осваивали, обороняли эти новые плодородные земли низшие категории служилых людей «по прибору», которых «верстали» земельными «дачами», а также крестьяне, бегство которых с середины XVI в. на юг приобрело массовый характер. Здесь первоначально складывалась жизнь без дворянских поместий и боярских вотчин. Проходило время, и эти земли попадали под более жесткий контроль со стороны феодального государства и на них распространялись феодальные порядки. Потомки вольно живших на «украинах» людей становились в массе своей тяглыми людьми, а кое-кто «верстался» в государеву службу, получая за это поместья и вотчины.
Феодальное землевладение
В XVI в. заметно усилилось дворянское условное землевладение в общей структуре феодальной земельной собственности. Военные слуги государства—дворяне испомещались на земле, за счет которой они главным образом и должны были обеспечивать себя всем необходимым для несения военной и другой государственной службы. Правда, устанавливалось и денежное жалованье, но оно выплачивалось нерегулярно и не могло полностью обеспечить служилого человека. Земля давалась дворянам на праве условного держания. В. И. Ленин отмечал, что «... в России в эпоху процветания поместной системы земля не могла переходить по наследству (так как она считалась только условной собственностью)... объяснения этому нужно искать в особенностях тогдашней общественной организации».
В поместную раздачу пошли земли, отобранные у бояр в Новгородско-Псковской земле и в Тверском княжестве. С дворянами московского великого князя слились дворяне других великих и удельных князей, владения которых были включены в состав единого государства. В то же время условное держание сохранялось и развивалось в крупных феодальных владениях, где также имелся свой контингент военных и других слуг.
Дворянское землевладение росло и за счет черносошных крестьянских земель. К концу XVI в. черносошных земель в центре страны почти не осталось. Развитие поместной системы самым тяжелым образом сказывалось на положении оказавшихся в дворянских поместьях крестьян. Дворяне-помещики подвергали их сильнейшей эксплуатации, чтобы обеспечить себе возможность являться на периодические смотры «конно, людно и оружно» и тем самым сохранить свою государеву службу и связанное с ней владение населенными землями. Дворянство стало главной движущей силой развернувшегося в XVI в. процесса наступления на крестьянство. В старинных центральных густозаселенных районах служилось устойчивое поместно-вотчинное землевладение различных категорий светских и духовных феодалов. На обширных, слабозаселенных окраинах сохранялись различные формы общинного крестьянского землевладения, постепенно включаемого в сферу эксплуатации со стороны феодального государства. Общим для центра и окраин являлось сравнительно слабое развитие городов. Это предопределяло консервацию именно феодальной общественной структуры и не давало возможности для создания таких общественно-экономических условий, в которых могли бы интенсивно развиваться раннебуржуазные отношения.
Развитие крепостничества
XVI век ознаменовался наступлением феодалов на крестьян и горожан. Из-за роста повинностей, и притеснений со стороны властей крестьяне все (чаще уходили от своих владельцев, а горожане покидали посады и слободы. Бегство от феодалов стало в России едва ли не самой распространенной формой проявления недовольства. Силой, которая могла бы обеспечить прикрепление трудового населения к земле, государственная власть тогда еще не обладала. Да и «украинные» помещики ну ждались в притоке рабочих рук из центра Поэтому рост поместного и вотчинного (землевладения светских и духовных феодале) сопровождался вовлечением новых масс крестьян и отчасти горожан в отношения личной зависимости от феодалов. Характеризуя социально-экономические отношения в то время, В. И. Ленин отмечал, что «... государство основывалось на союзах совсем не родовых, а местных: помещики и монастыри принимали к себе крестьян из различных мест, и общины, составлявшиеся таким образом, были чисто территориальными союзами». Таким образом, В. И. Ленин указал на факт вовлечения в сферу крепостной зависимости новых масс крестьянства.
Развитие крепостничества в Российском государстве было тесно связано со складыванием поместной системы и возрастанием роли государства как феодального эксплуататора массы тяглого населения. «Не хрупким и не случайно созданным было крепостное право и крепостническое поместное сословие в России, — писал В. И. Ленин, — а гораздо более «крепким», твердым, могучим, всесильным, «чем где бы то ни было в цивилизованном мире».
Общая тенденция социально-экономического развития на протяжении XVI в. характеризовалась нарастанием именно крепостнических порядков в стране. Наличие сравнительно свободного землевладения черносошных крестьян на окраинах и вольных казачьих общин, появившихся к концу столетия, принципиально не меняло этой общей тенденции. Указанные особенности были свойственны малонаселенным районам, где жило незначительное по сравнению с центром страны население. Кроме того, с течением времени это население подвергалось все более усиливавшемуся нажиму со стороны государства и в части выполнения определенных повинностей, и в части контроля за элементам местного самоуправления.
Крестьяне в XVI в. делились на владельческих, принадлежавших светским и духовным феодалам, дворцовых, находившихся во владении дворцового ведомства московских царей, и государственных — «черносошных», живших волостными общинами на землях, которые не принадлежали какому-либо владельцу, но обязанных выполнять определенные повинности в пользу государства. Аналогичным было деление на категории городского трудящегося населения. Часть его жила на «белой» земле, принадлежавшей светским и церковным феодалам в городах, и находилась в феодальной зависимости от землевладельцев. Часть жила в дворцовых слободах, управлялась дворцовыми ведомствами и работала по его заказам. И наконец, часть образовывала «черные» посадские слободы и сотни.
Все население должно было нести тягло в пользу государства (служилые люди и духовенство от тягла освобождались). Тягло представляло собой комплекс варьировавшихся натуральных и денежных повинностей. За - выполнение тягла частновладельческими крестьянами несли ответственность феодалы, в черносошных волостях и на посадах тягло разверстывали в соответствии с платежеспособностью «лучших», «середних» и «молодших» людей выборные старосты и сотские.
На владельческих землях население подвергалось различным видам феодальной эксплуатации. Большинство имеющихся данных свидетельствует о том, что в XVI в. происходило усиление барщинных повинностей. Это было связано в первую очередь с развитием поместной системы. Когда в Новгородскую землю в конце XV в. вместо изгнанных местных бояр явились московские помещики, совершился переход от уже существовавших тогда денежных оброков к барщинной эксплуатации крестьян. В Судебнике 1550 г. появилось особое указание на «боярское дело», которого не было в предшествующем Судебнике. По-прежнему большой удельный вес имели натуральные и денежные оброки, а нередко разные виды эксплуатации переплетались между собой. Монастыри собирали пошлины за пользование их мельницами и речными переправами. В пользу государства собирались разнообразные налоги и оброки, выполнялись натуральные повинности (городовое дело).
Возрастание феодальной эксплуатации тяжело сказывалось на крестьянском хозяйстве, подрывало его, сужало возможности развития его производительных сил. Крепостнические порядки проникали и на «черные» земли. Повсюду, и в деревне и в городе, богатые люди. ставили в зависимость от себя разоренных феодальной эксплуатацией людей. Совершенно обедневшие составили категорию «бобылей», которые уже не могли нести тягло и жили случайными заработками.
2. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия
В XVI в. Русь присоединяет к себе Казанское и Астраханское ханства, башкирские земли, Западную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск. В XVII в. была присоединена вся Сибирь и произошло воссоединение с Украиной. Многонациональная Россия в XVII в. насчитывает 226 городов. Делаются попытки выйти к Балтийскому (Ливонская война) и Черному морям. Развивается торговля с Западом и Востоком. XVII в. для России — эпоха борьбы с интервенцией Литвы, Польши, Швеции и крестьянских войн (Болотников, Разин).
Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию — бояр и служилое сословие — дворян. Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй — поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Как правило, вотчины по своим размерам превышали поместные дачи. Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
В середине XVI в. была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем. Устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида (вотчина или поместье) хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия — боярство и дворянство. Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могли преобразовываться в вотчины.
Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и права занимать чиновничьи должности.
Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).
Гости («сурожане» и «суконники») объединялись в корпорации, пользовались привилегиями, осуществляя финансовую службу: заведовали таможнями, распределяли статьи доходов и расходов, занимали места голов и дьяков в присутственных местах, были распорядителями при сборе пошлин и податей, взимали торговые пошлины с иностранных купцов, торговали государственными товарами.
Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая, кроме того, получала четверть движимого имущества и собственное приданое, внесенное ею в семейный бюджет при вступлении в брак.
Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу». Определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям, до 1684 г. в наследовании поместья участвовали боковые родственники.
В области семейного права продолжали действовать принципы домостроя — главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества и т. п. Они раскрывались и в законодательных положениях.
Юридически значимым признавался только церковный брак. Закон допускал заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение жизни. Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосударственной деятельности («лихом деле»), при неспособности жены к деторождению.
Торговые люди гостиной и суконной сотен служили сборщиками при таможнях и перевозах, старостами торговых ларьков. Они не освобождались, как «гости», полностью от тягла, но и не несли общих для посадских людей повинностей.
«Черные» посадские люди проживали на земле, являвшейся собственностью государственной казны, и в полной мере несли государственное тягло, налагаемое на городскую общину. Принадлежавшие им земельные участки они могли продавать или закладывать только другим «чернотяглым» людям. Однако большая часть посадских земель захватывалась и скупалась церковными, светскими феодалами и служилыми людьми из приказной системы. Значительная часть дворов в городе, принадлежавших духовным и светским феодалам, освобождалась от государственного «тягла» (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась «белыми слободами». Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «белолистцами» городских имуществ.
С 1550 г. начинается политика сокращения «белых» слобод. В 1584 г. церковно-земский Собор принимает решения об ограничении земельных приобретений «белослободцев», в 1600—1602 гг. устанавливаются критерии, выделяющие коренное посадское население из общей массы городских жителей: необходимо было иметь посадское происхождение и заниматься торговой или промысловой деятельностью. При этом на «посадских» распространялись «заповедные лета», в течение которых им запрещалось покидать посад. В 1613 г. принимается указ, по которому предписывалось возвращать посадских, ушедших из Москвы. С 1619 г. предписывалось «закладчиков», ушедших с посада в «белые» слободы, возвращать на посад, в тягло. Срок сыска равнялся 10—25 годам, задачи сыска осуществлял Сыскной приказ. Проблема взаимоотношений посада и «белых» слобод сохранялась длительное время.
Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.
Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Уже в XIV в. в междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать другу друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось на обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер «пожилого» (платы за проживание крестьянина на земле господина) зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе и от срока проживания.
Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50—90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.
К середине XVII в. почти все землевладение «черных» (государственных) волостей в центральных уездах страны было в руках феодалов, и жившие в них крестьяне превратились в крепостных. В отличие от черносошных владельческие крестьяне (принадлежавшие вотчинникам, помещикам, монастырям и дворцу) все повинности несли непосредственно в пользу владельца.
Прикрепление развивалось двумя путями — внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).
Основным документом, закрепившим права землевладельцев на беглых крестьян и бобылей (одиноких безземельных крестьян), стали переписные книги 1626 г. Закрепление крестьян и бобылей без права перехода было позже зафиксировано в ряде актов: в наказе писцам 1646 г., соборном приговоре 1649 г. об отмене «урочных лет» и в гл. XI Соборного Уложения. Запрещалось принимать землевладельцам не только крестьян, записанных в писцовые книги, но и членов их семей по прямом нисходящей (вплоть до четвертого колена: правнуков) и по боковой нисходящей (до третьего колена: детей племянников), включая жен и мужей. Крепостное состояние стало наследственным, а сыск беглых—бессрочным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по широкому кругу дел (кроме татьбы, разбоя и убийства), несли имущественную ответственность по долгам своих господ.
Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.
Выделялась особая категория «больших» или «докладных» холопов, которые являлись княжескими или боярскими слугами, ведавшими отдельными отраслями хозяйства, — ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные. Они выполняли в имениях своих господ регулярные функции: административные, финансовые, судебные и полицейские (приставы, доводчики и т. п.). Эти функции часто приобретали наследственный характер. Оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей и т. д. Вся процедура называлась «докладом». Значительная часть «больших» холопов переходила в разряд свободных людей, а в конце XVI в. в период опричнины некоторые из них садились на прежние земли бояр, получив наименование «новых худородных господ». Юридическое оформление докладного холопства сокращается в начале XVII в.
Сокращение холопства осуществлялось разными путями. В 1550 г. было запрещено холопам-родителям холопить своих детей, рожденных на свободе. С 1589 г. ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV—XVI вв. уже не упоминают в качестве источников холопства наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство (как это было в Русской Правде). Вместе с тем усложнялась процедура отпуска холопов на волю — выдача грамот осуществлялась в ограниченном числе городов, требовалась усложненная форма выдачи документа (судом с боярским докладом).
С конца XV в. кабальное холопство вытесняет холопство полное. Одновременно расширяются юридические права этой категории крестьян: участие их в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде (в XIII в. в качестве свидетеля мог выступать боярский тиун, в XV в. — дворский тиун, в XVII в. такое право получают все холопы). Кабальное холопство, вместе с тем, превращалось в форму зависимости, которая стала с XVI в. распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость, при этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.
Судебник 1550 г. отграничивает договор займа от договора личного найма. Одновременно он защищал «детей боярских и служилых» от вступления в кабальное холопство. В 1558 и 1642 гг. были приняты акты, согласно которым негодные к службе дети дворян могли принимать на себя служилую кабалу, тогда как все остальные были обязаны возвращаться из кабалы в государственную службу.
3. Государственный строй сословно-представительной монархии
B 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую Думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.
Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская Дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.
Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.
Кроме названия «Земский собор», представительные учреждения в Московском государстве носили и другие наименования: «совет всея земли», «собор», «общий совет», «великая земская дума». Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов правительственная власть стремилась выявить мнения отдельных классов и групп населения, разумеется, наиболее влиятельных.
Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. — известны соборы 1547, 1549, 1550, 1551, 1560, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584, 1598, 1604, 1611, 1613, 1619, 1622, 1632, 1634, 1637, 1639, 1642, 1645, 1648-49, 1653 гг. Их значение и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. — Федора Иоанновича, 1598 г. — Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила Федоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили «военные» соборы, решавшие стратегические вопросы. Собор 1648—49 гг. принимает важнейший акт — Уложение. Структура соборов достаточно сложна: так, в состав Стоглавого собора (1551 г.) входили в полном составе Освященный собор, Боярская Дума и «Избранная рада». Наиболее представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г., решавший вопрос о войне с Польшей, — на нем сформировались пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).
Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия, другие — совещательного, как Дума. Однако полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой.
Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, «крепких разумом, добрых и постоянных». Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или столовой избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. В результате их обработки составлялся соборный приговор.
Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей» — сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.
Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми (Разбойным, Стрелецким) появились и новые территориальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов происходили достаточно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).
К середине XVII в. число приказов достигло 60. В качестве структурного подразделения приказа выступал стол, специализировавшийся в своей деятельности либо по отраслевому, либо по территориальному принципу.
Московский большой стол Разрядного приказа вел учет всех служилых людей, осуществлял регистрацию указов и грамот.
Поместный стол ведал вотчинными и поместными делами, Денежный — вопросами финансирования.
Документы, которые использовались в делопроизводстве приказов подразделялись на столбцы (свитки) и книги. Книги были писцовые (налоговое описание земельных угодий и плательщиков податей), переписные (учет податного населения), приправочные (справки к писцовым и переписным книгам), дозорные, приходно-расходные и расходные.
Документы, издаваемые приказами, были многообразными: жалованные грамоты (содержавшие разного рода пожалования), указы от имени царя и бывшие формой решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной записке должностного лица), памяти (документе, исходящем из другого приказа) или челобитной. Издавались наказы — инструкции должностным лицам, доклады — проекты решения по делу, расспросные и пыточные грамоты. Систематизация грамот осуществлялась путем издания сводных документов — уставных грамот.
Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались Приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы.
Разрядный приказ, возникший в качестве канцелярии при Боярской Думе, стал важнейшим органом по организации государственного управления. Поместный приказ наряду с выделением и оформлением земельных наделов осуществлял также суд по земельным делам. Ямской приказ, кроме выполнения функций по организации ямской гоньбы, выполнял полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и грузов. Приказ Большого прихода занимался организацией сбора общегосударственных налогов и пошлин. Той же деятельностью занимались территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ, сосредоточивший свою деятельность в столице и ее пригородах. Чрезвычайные налоги собирал Приказ сбора пятинных и запросных денег. Чеканкой монеты ведал Денежный двор, подчиненный Приказу Большой казны.
Разбойный приказ возглавлял систему полицейско-сыскных органов уже в середине XVI в. В нем утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных органов, рассматривались по второй инстанции разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ. С конца XV в. на местах стала формироваться система полицейских служителей — бирю-чей, тюремных сторожей, палачей и т. д. В 1649 г. был принят первый полицейский закон — Наказ о Градском благочинии.
Вопросами книгопечатания ведал Печатный приказ, надзиравший за переписчиками и издателями книг, при типографиях учреждались смотрители.
Управление медицинским делом сосредоточил в своих руках (с конца XVI в.) Аптекарский приказ.
В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.
Заключение
Итак, мы рассмотрели формирование и основные этапы развития сословно-представительной монархии в России.
Общая тенденция социально-экономического развития на протяжении XVI в. характеризовалась нарастанием именно крепостнических порядков в стране. Наличие сравнительно свободного землевладения черносошных крестьян на окраинах и вольных казачьих общин, появившихся к концу столетия, принципиально не меняло этой общей тенденции. Указанные особенности были свойственны малонаселенным районам, где жило незначительное по сравнению с центром страны население. Кроме того, с течением времени это население подвергалось все более усиливавшемуся нажиму со стороны государства и в части выполнения определенных повинностей, и в части контроля за элементам местного самоуправления.
В заключении, необходимо отметить, что развитие нашей страны было органической частью мирового исторического процесса. Но географическое положение, особенности природных условий страны, непрерывная борьба с кочевниками, два с половиной века золотоордынского ига, многонациональный характер Российского государства, его формирование и укрепление на феодальной, а не на буржуазной основе, наличие огромных незаселенных и неосвоенных территорий и целый ряд других факторов значительно осложняли проявление общих закономерностей и придавали им специфические черты. С особой силой это проявилось в период позднего феодализма. В странах Западной Европы этот этап знаменовался интенсивным разложением феодальных и столь же интенсивным развитием капиталистических отношений, которые становились господствующими в экономике.
Использованная литература
Исаев И. А., История государства и права России, М., Юристъ, 1996.
Никулин В. В., Слезин А. А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997.
Щетинов Ю. А., История России. XX век, М., Издательская фирма Манускрипт, 1995.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1993г.
Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Петрозаводск АО «Фолиум» 1996г.
История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б. А. Рыбакова. - М.: Высш. шк., 1983г.