В исследуемом предприятии система калькулирования распределяет накладные расходы на отдельные производственные центры затрат, а накладные расходы обслуживающих производств перераспределяются на производственные отделы.

Руководству предприятия рекомендуется применять метод АВС, который позволяет учитывать динамику накладных расходов и определять причины возникновения данного вида затрат, а также порядок их отнесения на готовую продукцию. Метод устанавливает, что в длительном периоде большинство производственных затрат носят переменный характер, а это осложняет понимание факторов, вызывающих изменение накладных расходов во времени. Основная причина возникновения затрат при методе АВС - это производственный процесс, а также наличие спроса на каждый вид деятельности. Затраты соотносятся с продукцией на основе потребления индивидуальных продуктов или спроса на каждый вид деятельности. Следует также учитывать фактор соотношения вида деятельности с объемом производимой продукции.

Рассмотрим разницу между традиционным методом калькулирования себестоимости, применяемой на ЕДЦРС  ф-л ОАО «РЖД» и системой АВС. Оба метода распределяют накладные расходы на продукты, используя двухшаговый процесс распределения. На первой стадии расходы определяют по центрам затрат.

Данные о традиционном методе представлен выше.

При использовании системы АВС отдельные центры затрат создаются для каждого основного вида деятельности. Так, три центра затрат созданы, чтобы отразить: деятельность, связанную с машинами; деятельность, связанную с организацией производства; закупочную деятельность.

На практике организация может иметь более чем три вида производственных центров затрат.

Второй шаг данного процесса распределяет затраты на продукты. Традиционная система калькулирования себестоимости распределяет накладные затраты на продукты, используя небольшое число баз распределения, которые изменяются в прямой зависимости от объема производимых продуктов. На практике система АВС использует много баз распределения на второй стадии, в то время как традиционная система калькулирования склоняется к использованию двухшаговой базы распределения. В данном случае система АВС использует три базы распределения на втором шаге: машино-часы, количество циклов организации процесса и количество заказов на закупку, в то время как традиционная система использует одну базу распределения: или машино-часы, или прямые трудо-часы.

Затраты на единицу:

трактора = (2000 + 9600 + 23680) : 200 ед. = 176,4 тыс. руб.;

двигателя = (20000 + 19200 + 35520) : 2000 ед. = 37,36 тыс. руб.

Сравним результаты двух систем калькулирования (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение двух систем калькулирования

Продукция

Традиционная система калькулирования

АВС

Трактор

50

176,40

Двигатель

50

37,26

Таким образом, при традиционной системе калькулирование зависит от объема производства, а при системе АВС не зависит от него. Сравнение двух систем демонстрирует, что при традиционном методе одинакова себестоимость как объемоемких тракторов, так и малоемких двигателей. Причина заключается в том, что объемоемкие продукты расходуют в 10 раз больше машинных и трудовых часов, чем малоемкие. Но объемоемкие продукты закупаются чаще (32 против 16), и требуется большее количество циклов организации производства (60 против 40). Традиционный метод игнорирует эти различия при распределении накладных расходов.

Таким образом, при использовании базы распределения на основе объема производства на продукты с большим объемом будет распределяться большая часть накладных расходов, не учитывая сложность производства. Следовательно, если использовать традиционный метод, то объемоемкие продукты будут субсидировать малоемкие.

Метод АВС показывает, что иногда более существенное влияние на затраты оказывают факторы, не связанные с объемом производства (например, сложность и комплексность производства, ассортимент продукции). Данный метод позволяет подробно анализировать накладные расходы, что очень важно для целей управленческого учета.

Следующей рекомендацией является применение автоматизированной системы бухгалтерского и управленческого учета. Типовая конфигурация 1С редакция 8 и комплексная конфигурация "Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры" редакция 2 позволяют вести одновременно два вида учета деятельности: финансовый и управленческий учет.

Основная цель управленческого учета - формирование оперативной информации о деятельности торговой компании для внутренних пользователей, т.е. для собственников компании и ее управляющих (менеджеров), которая поможет им в принятии решений, контроле, планировании и регулировании управленческой деятельности.

Финансовый учет ведется для правильного отражения деятельности всех фирм, составляющих компанию, в бухгалтерском учете. Он предназначен в первую очередь для формирования информации, необходимой для внешних пользователей -инвесторов, кредиторов, налоговых органов. Поэтому финансовый учет в типовой конфигурации построен исходя из требований по ведению на предприятии бухгалтерского и налогового учета.

Из-за разных подходов и требований к ведению управленческого и финансового учета они разделены. Рассмотрим, в чем различие управленческого и финансового учета в типовой конфигурации.

Во-первых, финансовый учет - одновалютный, в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О бухгалтерском учете" он ведется только в валюте РФ (базовой) - в рублях. Управленческий учет - многовалютный, он позволяет вести взаиморасчеты с контрагентами, учитывать себестоимость и обороты продукции в разных валютах. Для каждого вида продукции может быть установлена своя собственная валюта учета, а для каждого контрагента - свои валюты кредита поставщика и кредита покупателя.

Во-вторых, в управленческом учете компания выступает как единый объект учета. Поэтому в управленческом учете взаиморасчеты с контрагентами ведутся по отношению ко всей компании в целом. Аналогично остатки продукции на складах, учет резервирования продукции, стоимости и обороты партий продукции ведутся для всей компании в целом, в то время как финансовый учет ведется в разрезе каждой конкретной фирмы, входящей в компанию.

В-третьих, бухгалтерские проводки формируются на основании данных только финансового учета. Данные управленческого учета не отражаются в бухгалтерском учете. Результаты управленческого учета можно просматривать только в соответствующих управленческих отчетах.

В-четвертых, управленческий учет включает в себя некоторые аспекты учета, такие, как резервирование продукции, учет отпускной стоимости продукции при выдаче на реализацию, которые, по существующему законодательству не находят отражения в бухгалтерском учете, и поэтому они не ведутся в финансовом учете. С другой стороны, финансовый учет в некоторых случаях требует более детальной аналитики, чем это реально требуется в управленческом учете, например ведение взаиморасчетов с покупателями в разрезе ставок НДС.

Если нет необходимости в ведении управленческого учета, то можно его отключить. Для отключения управленческого учета надо установить в константе "Метод расчета себестоимости управленческого учета" пустое значение (очистить).

Таким образом, реализованная в типовой конфигурации концепция одновременного ведения управленческого и финансового учета обеспечивает возможность многогранной оценки деятельности предприятия, разрешая противоречия ведения бухгалтерского и оперативного учета.