Министерство образования и науки РФ.

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО -  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

по экономической теории на тему:

«Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»

Преподаватель: _______________________

Работу выполнил: _______________________

Факультет: __________________________

Специальность: _______________

№ личного дела ____________________

_____курс, ______________ отделение

Калуга 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции. 5

1.1 Определение понятия "государственный бюджет". 5

1.2.Структура государственного бюджета. 6

1.3.Функции бюджета. 7

1.4 Доходы бюджета. 8

1.5.Расходы бюджета. 9

2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета. 11

2.1.Дефицит бюджета. 11

2.2 Профицит бюджета. 13

2.3.Мультипликатор сбалансированного бюджета. 16

3.Балансирование Государственного бюджета и его особенности в России…………....18

3.1. Расходные обязательства Российской Федерации. 19

Практикум. 21

Заключение. 22

Список используемой литературы. 24

ВВЕДЕНИЕ

«...Основой формирования бюджета должны стать

четко заданные цели проводимой политики

и ожидаемые результаты,

а само бюджетное планирование приобрести

долговременный характер».

Из Послания Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года

   Со страниц газет и журналов не сходят интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов о достоинствах и недостатках государственного бюджета, с телевизионных экранов доносятся суждения стоящих перед государственными финансами задачах. Мнения зачастую настолько противоречивы, что захотелось разобраться в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении к главному финансовому документу страны - Государственному бюджету.

     Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это определяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обуславливает важнейшее значение выбранной мною темы.

   Впервые федеральный бюджет будет составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами. Впервые вводится разделение действующих и принимаемых обязательств государства. Это обеспечит выполнение всех установленных законом расходных обязательств, в том числе — вытекающих из уже принятых и планируемых на трехлетний период решений по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий, денежного содержания военнослужащих, поддержке экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности. Подробно остановившись на этом вопросе в 3 части своей работы, опираясь на научные публикации и статьи из периодических экономических журналов, я постараюсь раскрыть суть и принципы новой бюджетной системы Российской Федерации.

    Актуальны вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов, как федерального бюджета, так и местных бюджетов.

    Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения.

 В конечном итоге, именно эти показатели и показывают эффективность всей проводимой государством экономической политики.

 Материалом для моего исследования служили и учебники по соответствующей дисциплине, и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Наконец, это появившиеся в последнее время монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, среди которых хотелось бы особо выделить некоторые работы.

  Это статья " Этапы бюджетной реформы" Т.Г. Нестеренко, // Финансы № 2, 2008 г., стр. 3 Описывающая основные этапы бюджетной реформы.

    Совместная статья «О новом подходе к бюджетному регулированию» Ю.Г. Швецов, О.В. Бутакова, Финансы № 2, 2008 г., стр. 16, отражающая многие конкретные аспекты данного вопроса.

     Интервью Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы ФС РФ, доктора экономических наук Ю.В. Васильева «От годового бюджета к трехлетнему»// Финансы № 1, 2007 г., стр. 3

    Публикация подготовленная на основе доклада министра финансов А.Л.Кудрина «Трехлетний бюджет диверсификация экономики» // Финансы № 4, 2007 г., стр. 3

   А так же "Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 г." // Финансы № 6, 2005 г., стр. 3, раскрывает вынесенные в подзаголовках проблемы и намечает пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

   Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью.

Цель курсовой работы – определить роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать понятие государственного бюджета, описать его структуру;

2. исследовать причины образования дефицита и профицита госбюджета и их влияние на экономику;

3. описать приемы балансирования госбюджета и его особенности в России.

Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.

 

  

1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

1.1 Определение понятия "государственный бюджет".

   Одной из основных задач любого государства является удовлетворение общественных потребностей. Для этого у государства должны быть финансовые ресурсы.

   Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Денежные средства на выполнение этой задачи берутся именно из государственного бюджета.

   Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ и т.д. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

   Известный финансист дореволюционной России Л.В.Ходский писал: «Под государственным бюджетом…разумеют бюджетную роспись, т.е. роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предполагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителем верховной власти».

   Итак, государственный бюджет – это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов.

  Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций:

       как относительно самостоятельную экономическую категорию;

       •как основной финансовый план государства.

   По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.  

   Как финансовый  план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.[1]

   Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом.

   Как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

   Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса.

  Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы: метод экономического анализа, позволяющий на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета Правительство РФ вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.   Следующая стадия бюджетного процесса – его рассмотрение и утверждение в законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Госдумой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.

   Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г. принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет, по Конституции, в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).

   Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.

1.2.Структура государственного бюджета.

   Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, субъектов Федерации – в России); местные бюджеты.

Рисунок 1.   Бюджетная система РФ включает три уровня:

1.  Федеральный бюджет решает такие задачи как национальная оборона, обустройство и охрана государственных границ, фундаментальные научные исследования; 

2.  Задачи, решаемые на уровне субъекта Федерации: реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), финансирование приоритетных для данного региона экономических программ, жилищно-комунальное хозяйство;

3.  На местном уровне решают следующие задачи: содержание органов местного самоуправления, спорт, культура.

     При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

      Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

       Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

       Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

1.3.Функции бюджета.

   Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

• распределительную;

• контрольную;

• стимулирующую;

• социальную;

•функцию по обеспечению существования государства.

   Проявление распределительной функции обусловлено тем, что происходит концентрация денежных средств в руках государства, далее эти средства распределяются и перераспределяются между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения и между некоторыми видами услуг. В результате формируются различные фонды денежных ресурсов (государственные, местные бюджеты, пенсионные фонды, фонды социальной защиты и др.).

   Стимулирующая функция проявляется в том, что государство, регулируя экономические отношения (с помощью распределительной функции), способно усиливать или сдерживать темпы роста производства, изменять структуру спроса и предложения, т.е. воздействует на экономику в зависимости от ситуации в стране.

   Социальная функция проявляется в финансировании социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, образования и т.п.

   С помощью контрольной функции, возможно, определить своевременность и полноту ресурсов, поступающих в распоряжение государства, как они распределятся и эффективно ли используются. Отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

   Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата   управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

1.4 Доходы бюджета.

   Образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов и состоит доходной и расходной частей. Доходная часть бюджета (или - государственные доходы) показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства. Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня:

 - центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и                                                         расходы;

 - региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

   Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

   Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства.

   Налоги – это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица. Налоги разделяются прямые, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

   К основным видам налоговых доходов относятся:

• налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

• налоги на совокупный доход;

• налоги на имущество;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

   С помощью налогов государство осуществляет решение возложенных на него функций и задач.

   Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

• доходы  от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

•  доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

•   доходы от реализации государственных запасов;

•   доходы от внешнеэкономической деятельности (торговля);

•   доходы от продажи земли и нематериальных активов;

•   поступления капитальных трансфертов из негосударственных

     источников;

•   административные платежи и сборы;

•   штрафные санкции, возмещение ущерба.

   Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания, но и по другим признакам, например:

1.                       по социально- экономическому признаку бывают -  доходы поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

2.                       по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и пр.

   Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Таблица 1Основные параметры федерального бюджета[2]

                                                                      2005г.                    2006г.                  2007г.

1.5.Расходы бюджета.

   Расходы государственного бюджета, являясь важной составляющей частью государственных расходов, выражают в целом, экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

   Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

   Расходы государственного бюджета страны включают следующие основные группы:

1.                       военные расходы (расходы на национальную оборону, а также выплату пособий инвалидам и ветеранам; перевооружение армии; переход к 2010г на контрактную армию также требует вложений).

2.                       расходы на социально-культурные нужды - льготы, стипендии (134млн россиян пользуются льготами).

3.                       расходы на развитие экономики;

4.                       расходы на поддержание хозяйственной коньюктуры (переписи населения, сельскохозяйственная перепись и т.п.);

5.                       расходы на содержание внутренних органов (суд, ОВД);

6.                       заработная плата бюджетников (работникам образования, здравоохранения);

7.                       выплаты процентов по государственным долгам. На сегодняшний день Россия полностью расплатилась с МДФ ( это было первоочередной задачей, т.к. МДФ диктовал нам условия какую политику нам проводить), но внутренний долг все еще остается большим.

8.                       трансферт – (в переводе с английского языка «передавать»), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора.

К примеру для наглядности общей тенденции распределения бюджетных средств. Общий объем непроцентных (не связанных с обслуживанием долга) расходов федерального бюджета в реальном выражении (с учетом инфляции) в 2006 году по сравнению 2005 годом увеличилось на 15%, а к 2008 году — на 27%.

Основная часть расходов федерального бюджета направляется на выплаты населению,

в том числе — через бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов

Рисунок 2. Объем и структура расходов федерального бюджета по экономическому содержанию[3]

2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

   Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.

   Баланс бюджета – это равенство его доходов и расходов; дефицит представляет собой превышение расходов над доходами; а превышение доходов над расходами составляет профицит.

   Все послевоенные годы (1945-1990 гг) вплоть до 1990 г. Включительно бюджет РФ утверждался с профицитом, дефицита не было. А начиная с 1991 г., т.е. с началом реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным.

   Рассмотрим подробнее эти экономические положения.

         

2.1.Дефицит бюджета.

По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения.

      Сторонники концепции хронического дефицита находят в нем следующие положительные черты:

     - для состояния экономики он не представляет опасности, т.к. расходы превышая доходы стимулируют экономику (способствуют росту благосостояния страны). Исключением является только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, т.к. это означает утечку средств за границу;

     - дефицит бюджета означает увеличение доходов получателей денежных средств, что способствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального производства. Это в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

      Экономисты неоклассического направления высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:

     -сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;

     - для покрытия дефицита бюджета будут привлекаться другие доходы: эмиссии денег и займов, кредитов и т.д., что приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. Соответственно произойдет замедление рыночных преобразований в РФ.

         Причин дефицита бюджета много, например:

•спад общественного производства;

•значительный объем капиталовложений;

•чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);

•высокие военные расходы;

•неэффективная внешнеэкономическая политика;

•огромные непроизводительные расходы, хищения;

•истощение месторождений полезных ископаемых;

•излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

•в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и д.р.

      Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают.

   Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить следующие виды:

- чрезвычайный  дефицит – (войны, стихийные бедствия) от них трудно застраховаться, для предупреждения и ликвидации последствий создаются внебюджетные и резервные фонды.

- структурный дефицит – это разность между  федеральными доходами и расходами в условиях полной занятости.

 - циклическим дефицитом называют разность между реальным и структурным дефицитом бюджета.

-  действительный дефицит возникает в связи с постоянным увеличением расходов и реальным отставанием от них доходов.

- временный дефицит – в его основе лежит ряд объективных (стихийные бедствия) и субъективных (ошибки в планировании, колебание цен на мировом рынке) причин.

- хронический дефицит возникает в течении длительного периода времени. Причинами его являются длительный цикл экономического кризиса, длительные войны и др.

- первичный дефицит

– это разница между доходами бюджета и его расходами без учета процентных выплат по государственному долгу.

А с учетом процентов можно выделить конечный дефицит.

   Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.

   Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.

   К внутренним источникам относятся:

 - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации ( в рублях);

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- сумма превышена доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

   А к внешним источникам относятся:

- государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;

- кредиты международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

     Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

- бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ;

Понятно, что для страны с динамично развивающейся экономикой бюджетный дефицит не страшен, но все же сумма, полученная государством в долг не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны и на налогоплательщиков.

Графически изобразить дефицит и профицит можно следующим образом:

       T, G

                                            сбалансированный

                                                                        бюджет

                                                                                             

                                 бюджетный                                           

                               дефицит                                                   

                                                                         профицит                                                                                    

                                                                  E                            Y                                                     

Рисунок 3 Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета[4]

G – Государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

2.2 Профицит бюджета.

  Профицит – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

, где

BS – профицит

t     – налоговая ставка

Y   – выпуск (производство, доход)

G   – государственные закупки

TR          – трансфертные платежи

 Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.               Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить профицит, возможно, что конечный результат  будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов. Профицит при допущении полной занятости – профицит, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет профицит  и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.

Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

, где

BS - это профицит в условиях полной занятости[5]

Y   - доход при полной занятости[6]

          Разница между фактическим профицитом и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

Рисунок 4 Профицит, дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации[7]

С 2005 г. расчет осуществлен с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.

        Из приведенных  данных следует, что, начиная с 2000 г. Федеральный бюджет стойко является профицитным.

В пользу существования профицитного бюджета тради­ционно приводятся следующие доводы:

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в фи­нансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансо­вый резерв) может быть использован как экономический ста­билизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зре­ния сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществ­лять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как спо­соб мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

.Но далеко не все экономисты придерживаются этого мнения. Например, Ю.Швецов (доктор экономических наук) считает:

  «К сожалению, в настоящее время федеральный бюджет структурно построен таким образом, что "размыто" само понятие его профицита. Заявленный в бюджетах последних лет профицит не является ни первич­ным, ни конечным, если учитывать погашение внешнего долга. Он определен как разница между всей суммой доходов и расходами, включая обслу­живание внутреннего долга и сумму обслуживания внешнего долга. За пределами обшей оценки бюджета, остается погашение внешнего долга».

. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности: сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов; предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.      Если проводить перечисленные меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ. Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств, при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год

        В отличие от внутреннего долга, который рефинансируется, пога­шение внешнего долга, хотя оно и не включено прямо в расходы, тре­бует специальных источников финансирования и создает дополни­тельную нагрузку на доходную часть бюджета. При этом, на сегодняшний день  заявленной суммы так называемого профицита бюджета РФ недостаточно, чтобы рас­платиться по основной части внешнего долга. Следовательно, с уче­том погашения внешнего долга бюджет дефицитен и этот дефицит составляет весьма заметную величину. Для его покрытия приходится изыскивать дополнительные ресурсы, которые вновь увеличивают го­сударственный долг (в основном внутренний).

   Существующая структура федерального бюджета, во-первых, скрывает истинное положение дел с профицитом и дефицитом бюджета, во-вторых, выводит за рамки бюджета, бюджетного процесса, а значит, и бюджетного контроля значительные суммы, предназначенные на по­крытие действительного дефицита. Исполнение бюджета становится непрозрачным.

В качестве основной причины, влияющей на незапланированные доходы российского бюджета, обычно называют рост цен на энергоносители, в том числе газ и нефть. Из-за этого российские компании получают дополнительную прибыль и платят большие налоги и пошлины. В этой связи хотелось бы отметить, что в настоящий момент ситуация в российской экономике такова, что вне­шние факторы для поддержания экономического роста не имеют столь важного значения, как это было 2-3 года назад. С этой точки зрения, экономическая политика должна быть направлена на снижение налогового бремени, а не на подав­ление деловой активности экономических агентов при фор­мировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развито­го предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно.  

2.3.Мультипликатор сбалансированного бюджета.

 Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ЧНП к изменению объёма государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции (т.к. прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину).

   В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

   Изменение же  налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления.

   Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1

 

Рисунок 5. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.[8]

 Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.

Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

   Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению. При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.

3.                      Балансирование Государственного бюджета и его особенности в России.

Бюджетная политика основана на нескольких теоретических концепциях, которые приведены ниже.

Концепции регулирования бюджета

1. Среднесрочное бюджетирование.

До последнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба чти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.

Важным этапом в повышении результативности бюджетных расходов стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах. Впервые основой формирования бюджета стали четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. Это и есть суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводится антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

3. Концепция фискальных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.

Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспе­чивающей контроль за формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятии по направлениям государственных расходов.

Для России важнее преломление тенденции замедления экономики путем стимулирования инвестиционной и инновационной активности, модернизации и структурной перестройки экономики.

   В Бюджетном послании Пре­зидента России Федеральному Со­бранию[9], в котором подводится итог предыдущих лет и задаётся курс на ближайшие три года и бо­лее долгосрочный период, был отмечен ряд важнейших задач. Это - пре­вращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инст­румент макроэкономического ре­гулирования. Снижение инфля­ции до 3-4% и удержание более стабильного курса рубля - важней­шие фундаментальные показатели российской экономики

26.07.2007 Президент России Владимир Путин подписал первый трехлетний бюджет России на 2008-2010 годы.

   Согласно принятому документу в течение двух лет доходная часть бюджета будет больше расходной. В 2008-м году доходы запланированы на уровне выше шести триллионов рублей, профицит составит 74 миллиарда. Через год доходы должны превысить семь триллионов, а расходы сократиться на 14 миллиардов. В 2010-м показатели расходной и доходной частей сравняются – около 8-ми триллионов рублей.

                        

Рисунок 6 Бюджет Российской Федерации на 2008-2010гг. [10]

3.1. Расходные обязательства Российской Федерации

При формировании бюджетных проектировок на 2007–2009 годы впервые использовался реестр расходных обязательств Российской Федерации, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов.

В первую очередь, это важно для выделения «публичных расходных обязательств» –

установленных законами и подлежащих безусловному исполнению «прямых» финансовых обязательств государства перед гражданами (пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных гарантий), которые составляют почти 40% от общего объема расходных обязательств Российской Федерации.

Рисунок 7 Структура расходных обязательств Российской Федерации в 2007 году[11]

 В основу бюджетного планирования предлагается положить метод "скользящей трехлетки", при которой ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов.

В результате ранее утвержденные проектировки второго и третьего года станут основой следующего бюджета.

     В новой редакции Бюджетного кодекса РФ определен конкретный порядок предоставления полномочий по исполнению бюджета соответствующему органу исполнительной власти. Кроме того, введен принцип иерархичности организации исполнения бюджетов. Он позволяет одновременно контролировать утвержденный бюджет и обеспечить гибкость и вариантность его детализации. При этом финансовые органы получают возможность выбора между сохранением действующей схемы организации исполнения бюджета (на основе единой сводной бюджетной росписи) и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств.

     Главный смысл трехлетнего планирования заключается в том, чтобы суметь обеспечить обязательства государства перед гражданами вне зависимости от внешней конъюнктуры. Кроме того, такой взгляд в будущее, позволит более четко формировать приоритеты государственной политики и определять направления развития страны.

     Целью построения новой модели долгосрочного финансового планирования должен являться не прогноз параметров, а оценка сегодняшних решений можно будет выявить будущие проблемы бюджета и задуматься над их решением уже сегодня.

Первое, и главное - возникает основа для реального финансового планирования. Одним из мотивов перехода на трехлетний бюджет является стремление повысить уровень бюджетной политики в регулировании экономики страны.

Второе преимущество состоит в создании возможности для более равномерного использования бюджетных средств в течение года, что снижает инфляционную нагрузку на экономику.

Практикум.

 

  Экономика страны характеризуется следующими данными:

ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит-5 млрд. долл., денежная масса в обращении (M) = 20 млрд. долл., скорость обращения 1 денежной единицы (V) постоянная.

       Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита?

       Для расчетов используйте формулу Фишера (MV=PQ)

Решение:  

        1) вычислим уровень цен  P=(M*V)/Q=20/100=0,2     

        2) считаем количество денежной массы при дефиците  M+5=20+5=25

        3) вычисляем уровень цен при дефиците P=25/100=0,25

        4) (0,25-0,2)/0,2=0,25 , выразим в  процентах, получится  25

        5) прибавляем Q  , получаем 25+100=125

Ответ:

       При таком варианте покрытия дефицита в экономике произойдет инфляция.

Заключение.

   Рассмотрев структурное построение доходной части бюджета, мы видим, что  за последние несколько лет ситуация в стране изменилась в совершенно противоположную сторону, т. е. из состояния дефицита экономика страны перешла в состояние профицита, что на мой взгляд это все же лучше.

   Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Государственное регулирование направлено на единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

 Приоритетными направлениями на трехлетний период являются: превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования, обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, обеспечение исполнения расходных обязательств, проведение анализа эффективности всех расходов бюджета, переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений, применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг, повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе, определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации, совершенствование межбюджетных отношений.

Недостаточно заложить в бюд­жет расходы на инвестирование инфраструктурных проектов, со­здать инвестиционный фонд и направить средства на проекты частно-государственного парт­нёрства и тут же укрепить рубль настолько, что это вызовет приток импорта в страну. Необходимо фундаментальные показатели на­шей экономики удерживать в та­ком стабильном положении, что­бы другие связанные с инвестиро­ванием и поддержкой экономики бюджетные меры в сумме давали «плюс», а не прикрывали отстава­ние в решении других фундамен­тальных задач.

Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список используемой литературы.

1)                       Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 2008 года)  © ЗАО "Информационная компания "Кодекс",

2)                       Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/Под ред. Проф И.П. Николаевой, Г.М.Казиахмедова – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. гл. 15.3.

3)                       Экономика: Учебник / под ред. А.С.Булатова – 4-е изд., переработанное и дополненное – М.: Экономистъ 2006 гл.29

4)                       Экономическая теория: Учебник / В.И.Антипина, И.Э.Белоусова, А.В.Бубликова; под ред. И.П.Николаевой – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: ТК Велби изд. Проспект, 2006 гл. 17.3

5)                       Бюджетная система РФ: Учебник 3-е изд., испр. и доп., под ред. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» , 2006.

6)                       Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. СПБ.: изд. СПБ ГУЭФ; Санкт-Петербург 2008 г. гл. 23.2

7)                       Экономическая теория: Учебник  2-е изд. / Под ред. И.П.Николаевой, М.:Т.К.Велби, Изд. Проспект, 2006.

8)                        «Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ, 2007г.

9)                        «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.

10)                   "Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 г." // Финансы № 6, 2005 г., стр. 3

11)                    «Эволюция российского бюджетного федерализма». Ю.Шевцов // «Вопросы экономики»., №8, 2005.   

12)                    «Бюджетный процесс на новом этапе» М.Е.Фрадков, Д.А.Медведев, С.М.Игнатьев, С.В.Степашин, С.Ю.Орлова// Финансы №5, 2005.

13)                    «От годового бюджета к трехлетнему» Интервью Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы ФС РФ, доктора экономических наук Ю.В. Васильева// Финансы № 1, 2007 г., стр. 3

14)                    «Трехлетний бюджет диверсификация экономики» Публикация подготовленная на основе доклада министра финансов А.Л.Кудрина // Финансы № 4, 2007 г., стр. 3

15)                   http://www.gks.ru – Официальный сайт Госкомстата России

16)                   http://www.minfin.ru- Официальный сайт министерства финансов РФ.


[1] См. Источник: 7, стр. 310

[2] См. источник № 16

[3] См источник №16

[4] См. Источник: 4, стр. 516

[5] См. Источник: № 2

[6] См. Источник: № 2

[7] См. Источник № 15

[8] См. источник № 5 стр. 180

[9]

[10] См. источник № 16

[11] См. источник № 16