Приложение 7
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе профессионального образования МУП ЖКХ п. Софийск
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение устанавливает правила организации системы профессионального образования МУП ЖКХ п. Софийск.
1.2. Требования настоящего Стандарта распространяются на всех работников МУП ЖКХ п. Софийск.
1.3. Настоящий Стандарт определяет:
· организацию работы по обеспечению профессионального образования;
· систему обучения и тренинга персонала предприятия;
· анализ состояния системы профессионального образования;
· оценку работы по развитию системы профессионального образования.
1.4. Основными направлениями политики предприятия в области профессионального образования являются:
· закрепление за работником двух и более трудовых операций на определенный период времени. Обеспечение более полной загрузки работника, взаимозаменяемость, снижение его монотонности и утомляемости трудом, повышение его эффективности;
· освоение многообразия работ, относящихся к различной сложности в пределах своих профессии;
· освоение смежных профессий;
· освоение других профессий;
· саморазвитие, или непрерывное развитие сотрудника на основе способностей.
· реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о профессиональной подготовке, а также федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых программ повышения квалификации;
· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по профессиональной подготовке персонала;
· финансирование мероприятий по профессиональному развитию;
· подготовка и повышение квалификации специалистов.
2. Определения
· персонал предприятия/организации - объединение работников, совместно реализующих цель по производству товаров или оказанию услуг, действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами в рамках определенной формы собственности;
· работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо, (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;
· обучение – это процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения "разрыва" (отсутствия) между наличными (имеющимися) знаниями, навыками сотрудника и теми, которыми он должен обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент, в ближайшем будущем, или для освоения другой;
· подготовка кадров - обучение людей, которые ранее не имели профессии;
· переподготовка рабочих кадров - освоение рабочими новых профессий.
3. Права работника предприятия на профессиональное развитие
3.1. Каждый работник имеет право на профессиональную подготовку и повышение квалификации, в том числе:
а) на индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения;
б) повышение квалификации;
в) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
4. Обязанности работодателя по организации системы профессионального развития персонала
4.1. Работодатель обязан обеспечить: а) создать необходимые условия для совмещения работы с обучением; б) предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ; в) обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций, в т.ч. по охране труда и промышленной безопасности.
5. Права и обязанности работника в системе профессионального развития
5.1.Работник обязан:
а) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях.
5.2.Работник имеет право:
а) повышать квалификацию, проходить профессиональную подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям и специальностям.
6. Направления в организации системы профессионального развития
6.1. Направление 1 – обеспечение кадровых потребностей муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства.
6.2. Данное направление включает:
а) создание баз данных;
б) прогнозирование потребностей;
в) работа с резервом;
г) трудоустройство.
6.3. Направление 2 - совершенствование муниципальной системы подготовки и переподготовки кадров, развитие инфраструктуры муниципальных унитарных предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства, интеграция разноуровневого образования.
6.4. Направление 3 - реализация эффективной модели профессионального становления и развития работников предприятий жилищно-коммунальной сферы.
6.5 Данное направление представляет собой:
а) создание открытой системы профессионального развития;
б) построение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития;
в) стимулирование инновационных процессов;
г) информатизация;
д) создание эффективных моделей аттестации;
е) конкурсы как форма профессионального развития.
7. Этапы системы профессионального развития
7.1. Первый этап - определение потребности в развитии персонала. Проведение аттестация и разработка индивидуальных планов развития.
7.2. Формирование бюджета обучения.
7.3. Определение целей обучения, а именно:
- поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;
- сохранение и развитие профессионального потенциала предприятия;
- повышение конкурентоспособности продукции предприятия на основе распространения знаний и опыта применения персоналом современной технологии;
- создание условий для профессионального роста, самореализации работников на основе повышения мотивации к труду, использования новейших программ, средств и техники обучения.
7.4. Определение содержания программ и выбор методов обучения.
7.5. Профессиональное обучение, которое может проходить как на рабочем месте (инструктаж, ротация, ученичество, наставничество), так и в учебном заведении (предусматривает наряду с такими традиционными методами обучения, как лекции и семинары, все более широкое применение активных методов обучения: деловых игр, инсценированных ситуаций, моделирования и др.)
7.6. Приобретение новых знаний и навыков