Содержание
Введение. 3
Способы заключения внешнеторговых сделок.. 4
Анализ условий бартерного внешнеторгового контракта.. 8
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
Международная коммерческая деятельность, проведенная путем проведения коммерческих операций, представляет собой один из важнейших элементов управления международными экономическими отношениями. Механизм осуществления международных экономических отношений включает в себя проведение контрагентами разных стран определенных коммерческих операций (сделок).
Одной из основных особенностей современного этапа экономического развития является чрезвычайно быстрый рост международной торговли научно-техническими знаниями и результатами производственно-технического сотрудничества. Характерен также быстрый рост торговли услугами, связанными с предоставлением товаров в аренду, международного туризма и др.
Важное значение для придания большей открытости российской экономике приобретает предоставление предприятиям и иным хозяйственным организациям права самостоятельного выхода на внешний рынок. В этой связи возникла необходимость в глубоких знаниях правил проведения и подготовки импортных сделок. Таким образом, тема настоящей работы весьма актуальна и заслуживает должного внимания, еще и потому, что широкий выход предприятий и других организаций на внешний рынок может быть эффективен лишь в том случае, если специалисты в области внешнеэкономической деятельности глубоко овладеют теорией и практикой осуществления международных коммерческих сделок (в том числе импортных) с учетом особенностей конкретных рынков и изменения рыночной конъюнктуры.
Способы заключения внешнеторговых сделок
Установлению договорных отношений всегда предшествует преддоговорный период, в течение которого ведутся предварительные переговоры о предстоящей сделке и согласовываются ее основные условия (трактация сделки). Эти переговоры могут вестись путем переписки (почтовой, телеграфной, телетайпной, по факсу), путем личных встреч по телефону. Обычно эти способы сочетаются в различных комбинациях, например, переговоры, печатной перепиской, могут быть продолжены по телефону или путем личных встреч.
В течение преддоговорного периода стороны стремятся согласовывать как можно больше уточняющих условий, придать условиям договора конкретный и точный смысл.
Наиболее распространены в коммерческой практике переговоры, проводимые путем переписки. Инициатива вступления в переговоры может быть проявлена как продавцом, так и покупателем.
Способ переписки используется и при заключении сделок на основе заказов, запросов[1].
Основными преимуществами заключения импортной сделки путем выдачи заказа являются оперативность (заказы передаются по телеграфу, факсу) и экономичность (сокращаются переписка, расходы на поездки для личных переговоров и др.).
Необходимость ведения личных переговоров с возможными контрагентами возникает в случае, если условия запроса, присланного импортерам, не подходят полностью адресату. Если обе стороны заинтересованы в заключении предполагаемой сделки, то по инициативе одной из них они вступают в переговоры с целью изменения в свою пользу тех или иных условий получаемого предложения или запроса. Во время переговоров контракты более подробно обсуждают и обсуждают условия сделки.
Личные переговоры широко используются для установления контактов с предполагаемыми контрагентами на выставках и ярмарках, при заключении контрактов на крупные партии товаров или товарообменных сделок, при согласовании кооперативных поставок и т.п.
Практика показывает, что в деловых отношениях постоянного успеха добиваются те фирмы, которые систематически поддерживают личные контакты со своими основными контрагентами.
Переговоры по телефону широко используются при заключении сделок на массовые стандартизованные товары, когда основные условия сделки являются типовыми и заранее известны продавцу и покупателю. В этом случае по телефону согласовываются лишь цена, количество товара, срок поставки. Впоследствии стороны оформляют свою договоренность письменно.
В преддоговорный период обычно составляется проект договора, в котором учитывается фактическая договоренность, достигнутая сторонами. Проект контракта обычно составляется одной из сторон и тщательно изучается другой стороной. Согласование условий ведется до тех пор, пока не будет достигнута договоренность по всем условиям контракта. После этого вырабатывается окончательный текст контракта.
В международной коммерческой практике прилагаются различные способы заключения импортных сделок[2].
1. Подписание контракта участвующими в нем контрагентами.
Импортный контракт может считаться заключенным в том случае, если он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны. Контракт может быть подписан только лицами, имеющими право подписи таких документов, иначе он не является юридическим документом.
Если участниками контракта являются две стороны, он обычно подписывается в двух экземплярах обеими сторонами, и каждая из них получает по экземпляру. Когда участниками контракта выступают три или более сторон, он составляется в нескольких экземплярах и подписывается каждой из сторон.
2. Акцепт покупателем твердой оферты продавца.
Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение (по почте или телеграфом), содержащее безоговорочный акцент, то есть согласие принять без изменений все условия твердой оферты продавца.
Ответ на предложение, который имеет целью служить акцентом, но содержит дополнительные или отличные условия, не меняющее существенно условия предложения, признается акцентом, если только оферент без неоправданной задержки не возразит против этих расхождений. Если он этого не сделает, то условиями договора будут признаны условия, предложенные продавцом с изменениями, содержащимися в акценте.
3. Акцепт продавцом контроферты покупателя.
Если покупатель не согласиться с одним или несколькими условиями, существенно меняющими условия предложения, он посылает продавцу контроферту с указанием своих условий и срока для ответа.
Условиями, в отношении которых любое дополнение или изменение является существенно изменяющим предложение, являются следующее: цена, количество и качество, место и срок поставки, объем ответственности одной стороны перед другой, порядок разрешения споров.
Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет об этом покупателя.
Если продавец не согласен с условиями контроферты, он либо считает себя свободным от своих обязанностей, по данному предложению, о чем письменно извещает покупателя, либо посылает ему новую оферту с учетом предложенных покупателем условий или на новых условиях, отличным от предложенных покупателем в его контроферте.
4. Акцепт продавцом письменного согласия покупателя с условиями свободной оферты (контроферта покупателя).
Это согласие должно быть оформлено надлежащим образом и послано в установленный срок. Продавец акцентирует контроферту покупателя, которую он раньше получил, или покупателя, с которым он предпочитает заключить сделку.
5. Подтверждение продавцом заказа, сделанного покупателем.
В этом случае сделка оформляется двумя документами: заказ покупателя и подтверждение продавца[3].
Такой способ заключения сделки используется контрагентами, состоящими в длительных деловых отношениях. Поэтому в заказе указываются только основные условия сделки: товар, количество, срок поставки, цена. В остальном стороны руководствуются общими условиями, заключенными между ними, или ссылкой на условия ранее заключенного контракта.
6. Обмен письмами в подтверждение достигнутой ранее личной договоренности между контрагентами.
В письмах подтверждаются все основные условия сделки и делается ссылка на известные обеим сторонам общие условия или предыдущий контракт.
Анализ условий бартерного внешнеторгового контракта
1. Обязательные условия бартерного внешнеторгового контракта
Внешнеторговый контракт начинается с вводной части, предшествующей основному тексту и имеющей обычно следующее содержание:
1. Наименование контракта должно быть идентичным названию сделки, закрепленному в законе, которому стороны подчинили свой договор.
Бартерный внешнеторговый контракт
2. Дата и место заключения (подписания) контракта.
26 декабря 2005 года, Россия, г.Москва
3. Наименование сторон. В преамбуле указывается полное фирменное (официальное) наименование сторон – то, под которым они зарегистрированы в торговом реестре своей страны. Далее обозначается правовой статус (организационно-правовая форма) и местонахождение (страна, город) нахождения сторон.
1 сторона:
ООО «Злаки России» Россия, г. Краснодар
2 сторона:
ООО «Легкпром» Украина, г. Киев
4. Лица, подписавшие контракт. Особенно важно указать полномочия лиц, выступающих в качестве сторон договора и подписывающих контракт, поскольку в последствии возможно оспаривание сделки, заключенной лицом, действовавшим с превышением своих полномочий.
1 сторона
Директор ООО «Злаки России» Иванов Семен Александрович
2 сторона
Директор ООО «Легкпром» Филлитов Константин Викторович
5. Предмет контракта (обозначение товара и услуг, являющихся предметом купли-продажи, плюс ссылка на его качество – обычно указание соответствующего стандарта – национального или международного, поскольку качество, как таковое, неотделимо от понятия «товар» и так же является обязательным условием контракта).
1 сторона:
Мука из мягкой пшеницы ГОСТ 26574-85
2 сторона:
100% хлопок ГОСТ 20462-87
6. Количество и сроки поставки.
Мука из мягких сортов пшеницы:
Вес 100т, срок поставки 12.02.2006г.
100% хлопок:
Вес 50т, срок поставки15.02.2006г
7. Базисные условия поставки. (ФОБ, СИФ, ДАФ, Франко и др.).
8. Гарантии (например, для контрактов на машины и оборудование, ремонтные, монтажные и строительные работы).
Гарантиями являются сертификаты качеств, а также ГОСТы
9. Санкции и рекламации (порядок предъявления претензий и штрафов).
Претензии по качеству товара или другим вопросам предъявляются в течении 1 недели после получения товара.
10. Арбитраж (условие о судебном разбирательстве споров).
При возникновении споров дело рассматривается на нейтральной стороне в международном суде
11. Подписи сторон (условие, необходимое, напомним, для того, чтобы контракт вступил в силу и приобрел статус юридически действительного документа).
Необходимо отметить, что специального законодательного акта, регулирующего вопрос об обязательных условиях бартерного внешнеторгового контракта, - несмотря на большую потребность в документе такого рода - в нашем законодательстве до сих пор нет. Содержащийся в ГК перечень отдельных условий договора (глава 30, ч.1) никак нельзя считать достаточным, поскольку бартерный внешнеторговый контракт, как уже отмечалось, - документ особый, специфический, и поэтому требующий отдельного(специального) законодательного регулирования1.
2. Дополнительные (возможные) условия внешнеторгового контракта
1. Качество товара (условие, расшифровывающее, детализирующее сведения качестве, указанные в «Предмете контракта»);
Качество товара как первой (мука), так и второй стороны (хлопок) регламентируются ГОСТами, а также соответствуют международным стандартам.
2. Упаковка и маркировка;
Товар 1 стороны (мука) упаковывается в бумажные мешки.
Товар 2 стороны (хлопок) упаковывается в картонные коробки.
3. Сдача-приемка товара;
Сдача-приемка товара осуществляется по акту приема-передачи
4. Транспортные условия (регламентируют технические вопросы, связанные с транспортировкой товара);
Транспортировка товара обеих сторон осуществляется по железнодорожному полотну, в герметичных, водонепроницаемых вагонах
5. Форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы;
При возникновении форс-мажорных обстоятельств все вопросы решаются совместно двумя сторонами. При возникновении спорных вопросов дело решается в суде
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены способы заключения сделок. В международной коммерческой практике прилагаются различные способы заключения импортных сделок.
· Подписание контракта участвующими в нем контрагентами
· Акцепт покупателем твердой оферты продавца
· Акцепт продавцом контроферты покупателя
· Акцепт продавцом письменного согласия покупателя с условиями свободной оферты (контроферта покупателя).
· Подтверждение продавцом заказа, сделанного покупателем.
· Обмен письмами в подтверждение достигнутой ранее личной договоренности между контрагентами.
В практической части курсовой работы был произведен анализ условий бартерного внешнеторгового контракта, заключенного между Россией ООО «Злаки России» и Украиной «Легкпром» по обмену муки из мягких сортов пшеницы и 100% хлопка. Был произведен анализ как обязательных условий договора, так и дополнительных условий договора.
Список литературы
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – М.: Финансы и статистика. – 1998. – 512 с.
2. Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности. – СПб.: Лань, 2000. – 448 с.
3. Внешнеторговые сделки Под ред. И.С. Гринько. – Сумы: Фирма «Реал»: Орион, 1994. – 464 с.
4. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 208 с.
5. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 504 с.
6. Международные коммерческие сделки и платежи: Учебное пособие. Ч. 1: Основы и принципы международных коммерческих сделок / Под ред. П.А. Минакира. – Хабаровск: Стройинтерсервис, 1998. – 312 с.
7. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. – ИНФРА-М, 1996. – 332 с.
8. Смирнов В.В. Экспортно-импортные операции в международном бизнесе. – М.: Буквица, 1997. – 224 с.
9. Смирнов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарика, 1999. – 336 с.
10. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. – Мн.: Высшая школа, 1999. – 211 с.
11. Фомичев В.И. Международная торговля. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 496 с.
[1] Внешнеэкономическая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 208 с.
[2] Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности. – СПб.: Лань, 2000. – 448 с.
[3] Смирнов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарика, 1999. – 336 с.