СОДЕРЖАНИЕ

1. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА.. 3

2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ.. 11

ЛИТЕРАТУРА.. 16

1. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА

Заработная плата – основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Важнейшими задачами учета заработной платы и вычетов из нее являются:

– в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисления заработной платы, и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);

– своевременно и правильно относить в себестоимость продукции, работ и услуг суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования;

– собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности;

– своевременно производить расчет по единому социальному налогу.

При планировании и учете трудовых ресурсов применяется единая классификация работников предприятия.

В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал делится на производственный и непроизводственный.

Такое деление персонала необходимо для правильного определения показателя производительности труда и калькулирования себестоимости продукции.

Весь персонал подразделяется на категории:

– рабочие;

– руководители;

– специалисты;

– служащие.

По всем категориям устанавливается классификация по профессиям. Кроме того, существует разделение по уровню квалификации (разряду).

• Поступление, смещение, выбытие состава учитывается в отделе кадров на основе первичных документов, имеющих единые формы (приказы, записки о предоставлении отпуска и т.д.).

• Для отметок о стаже работы каждый должен иметь трудовую книжку, которая оформляется в отделе кадров при поступлении на работу, а при увольнении работника выдается на руки.

• На всех работников издается приказ, заводятся личные карточки, а на руководящих работников и специалистов – еще и личный листок по учету кадров. Эти документы – основной источник информации о составе работников.

• Фактическим приступлением к работе считается составление трудового договора.

• Принятым на работу присваивается табельный номер, который указывается во всех первичных документах по учету труда и зарплаты вместе с фамилией.

• Учет использования рабочего времени ведется в табелях учета рабочего времени, в годовых табельных карточках и т.п. Табели открываются или по предприятию в целом, или по его структурным подразделениям и категориям работающих. Они необходимы не только для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, но и для контроля за соблюдением персоналом уставного режима рабочего времени, расчетов с ним по заработной плате и получении данных об отработанном времени.

• Бухгалтерия предприятия на основании первичных документов открывает на каждого работника карточку-справку с указанием справочных данных для накапливания ежемесячных сведений о заработке или лицевой счет с последующим использованием их показателей для расчета среднего заработка.

Для начисления заработной платы применяют три системы оплаты труда.

1. Тарифная система – применяется для начисления заработной платы рабочим (основным, вспомогательным, обслуживающим и ученикам).

2. Штатно-окладная система – применяется для начисления заработной платы ИТР, СКП и МОП.

3. Система дополнительной зарплаты (премиальная) – применяется дополнительно к двум предыдущим.

В соответствии с законодательством из заработной платы рабочих и служащих производятся следующие удержания и вычеты [3. c.241]:

– подоходный налог;

– удержания в Пенсионный фонд;

– погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также возврат сумм, излишне выплаченных по неверным расчетам;

– возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию;

– суммы, выплаченные за неотработанные дни, использованного отпуска (при увольнении);

– штрафы;

– суммы по исполнительным документам (алименты и т.д.);

– суммы за товары, проданные в кредит;

– суммы за брак продукции и другие вычеты.

Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета отражают начисления по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другие выплаты), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а по дебету – удержания из начисленной суммы оплаты труда и выдачу причитающихся сумм работникам. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате.

Операции по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 20 «Основное производство», субсчета 1, 2, 3

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств),

Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала),

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда руководителям, специалистам и служащим),

Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие счета

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начислены вознаграждения за выслугу лет:

Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начислены пособия за счет социального страхования, пенсии работающим пенсионерам:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчет 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начислены доходы от участия в капитале организации работающим учредителям:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Из начисленной заработной платы (оплаты труда) удерживается подоходный налог в размере 13% от облагаемой суммы, а также суммы по исполнительным листам, возврат неиспользованных подотчетных сумм и др. Эта операция отражается следующими записями:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам», аналитический счет – подоходный налог,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – по исполнительным листам, квартплата, плата за содержание детей в детских учреждениях, взносы в профсоюзный комитет;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» – возврат от неиспользованных сумм;

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – удержание в погашение сумм недостач, растрат, займов;

50 «Касса» – выплата начисленной заработной платы, оплата пособий, дивидендов и т.п.

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы называются депонированными и записываются в бухгалтерском учете бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам».

Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 50 «Касса».

Учет расчетов с депонентами ведут в Книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра невиданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер, фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки ее выдачи.

Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам»

Кредит счета 50 «Касса».

При натуральной форме оплаты труда начисление сумм натуральной оплаты труда отражается записью [2, с.54]:

Дебет соответствующих счетов затрат, куда относится оплата труда работников – 20-1, 20-2  и другие возвратные счета.

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Выданную продукцию в счет натуральной оплаты труда отражают записью по кредиту счета 43 «Готовая продукция» или счета 11 «Животные на выращивании и откорме» в дебет счета 90 «Продажи» в оценке по себестоимости, а затем с кредита счета 90 «Продажи» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – по средней продажной цене.

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации в Книге учета труда и его оплаты, которую открывают на год. Данные в книгу по каждому работнику переносят из расчетно-платежной ведомости.

Вместо Книги учета расчетов по оплате труда некоторые организации ведут лицевые счета работников.

Для сводного учета и контроля за состоянием расчетов по оплате труда в составлении установленной отчетности ведут сводную ведомость начисленной оплаты труда по ее составу и категориям работников и сводную ведомость по расчетам с персоналом.

Сводную ведомость начисленной оплаты труда по ее составу и категориям работников открывают на год в целом по организации. Она состоит из 5 разделов. В разделе 1 «Рабочие списочного состава» отражают итоговые данные начисленных сумм, входящих в состав фонда оплаты труда по видам основной и дополнительной оплаты, а также все другие начисления. В разделе 2 «Инженерно-технический персонал списочного состава» обобщаются данные о начисленных суммах. В разделе 3 «Прочий персонал списочного состава» записываются суммы, начисленные по фонду оплаты труда по категориям (служащие, младший обслуживающий персонал, работники охраны и др.). В разделе 4 «Непромышленный персонал» отражаются начисленные суммы из фонда оплаты труда персоналу ЖКХ, детских дошкольных учреждений и др. В разделе 5 приводятся данные по категориям работников.

Сводная ведомость по расчетам с персоналом предназначена для контроля за состоянием расчетов по оплате труда в целом по организации. Ведомость открывают на полугодие на основе расчетно-платежных ведомостей. На лицевой стороне ведомости накапливаются суммы оплаты труда за счет фонда оплаты труда, по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, по уходу за детьми и пр.

На оборотной стороне ведомости обобщаются суммы, выданные за отчетный месяц, перечисленные в депоненты, а также все виды удержаний и др.

В первых графах ведомости обобщается задолженность на начало месяца за организацией или работниками.

В последних графах показывается задолженность на конец месяца за предприятием или за работниками, т.е. развернутое сальдо по счету.

Суммы, выданные из кассы для оплаты труда, отраженные в ведомости, должны соответствовать данным журнала-ордера № 1, а выданные из кассы суммы под отчет работникам – соответствовать данным журнала-ордера № 7; начисленные суммы оплаты труда, пособия и другие – данным журнала-ордера № 10.

Данные ведомости служат основанием для сверки записей в журнале-ордере № 8 и соответствующих ведомостях к нему в части подоходного налога, суммы недостач, хищений, отнесенных на виновных лиц, удержаний по исполнительным документам и др. С данными этой ведомости сверяют записи, отраженные в журнале-ордере № 7 «Расчеты с подотчетными лицами» по кредиту счета 71 за удержанные из оплаты труда неиспользованные подотчетные суммы.

Записи в журнал-ордер № 10 по счету 70 и взаимосвязанным с ним счетам производятся на основании специально составляемой ведомости распределения оплаты труда, отчислений на социальные нужды, резервов и страхования.

Эта ведомость составляется на основе данных накопительных ведомостей учета затрат по каждому объекту учета затрат в разрезе подразделений, аналитических счетов с выведением месячных итогов. Тем самым данные о затратах труда систематизируются по всем номенклатурам действующей системы учета.

В результате такая организация учета труда и его оплаты позволяет отразить на счетах бухгалтерского учета все данные о трудовых затратах и их сверку с другими регистрами – журналами-ордерами, вспомогательными ведомостями и ведомостями аналитического учета [5, с.183].

2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

В Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденном Приказом Минфина РФ он 06.05.99 № 32н (в редакции Приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н), записано, что доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств) приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) [1, с.46].

Классификация доходов

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц;

сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и других обязательных платежей;

сумм по договорам комиссии, агентским и аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

сумм в порядке авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ и услуг;

сумм задатка;

в залог, если договором предусмотрена продажа заложенного имущества залогодержателю;

сумм в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организаций в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на следующие группы:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) прочие поступления, которые включают:

а) внереализационные доходы;

б) операционные доходы;

в) чрезвычайные доходы.

Доходы от обычных видов деятельности

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование аналогичных активов.

Величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.

При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.

Прочие поступления

Операционные доходы – поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по который истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов;

прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайные доходы – поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожары, аварии, национализации и т.п.);

страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению я дальнейшему использованию активов.

Для целей бухгалтерского учета величина прочих поступлений определяется в следующем порядке [4, с.320].

Величину поступлений от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также суммы процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) определяют в порядке, как и доходы от обычных видов деятельности.

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения организации причиненных убытков принимаются по бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом и призванных должником.

Активы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Рыночная стоимость определяется организацией на основе цен, действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету.

Кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, включается в доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

Сумму дооценки активов определяют в соответствии с правила» ми, установленными для проведения переоценки активов.

Иные поступления принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах.

Прочие поступления подлежат зачислению на счет прибылей ш  убытков организации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерской.: го учета установлен другой порядок.

Операционные и внереализационные доходы признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности) – в порядке, аналогичном признанию в бухгалтерском учете выручки (дохода) по обычным видам деятельности. При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации убытков – в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или признании их должником;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, – в отчетом периоде, в котором срок исковой давности истек;

суммы дооценки активов – в отчетом периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена дооценка;

иные поступления – по мере образования (выявления).

Приведенная классификация по доходам и расходам служит основой для отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета; суммы по классификации доходов и расходов, отнесенные к первой группе: доходы и расходы по обычным видам деятельности учитываются на счете 90 "Продажи"; ко второй группе: прочие поступления и прочие расходы (кроме чрезвычайных доходов и расходов) учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы"; чрезвычайные доходы и расходы относятся непосредственно на счет 99 "Прибыли и убытки".

ЛИТЕРАТУРА

1.                      Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. – М., 2002. – 120 с.

2.                      Учет затрат в бухгалтерском учете / Е.В. Акчурина, Е.С. Таран, А.Н. Казин. – М.: ТК Велби, 2003. – 272 с.

3.                      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 560 с.

4.                      В помощь бухгалтеру и аудитору / Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.П. Барышников. Часть I. – М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1995. – 464 с.

5.                      Бухгалтерский учет: Пособие студентам для подготовки к экзаменам / Авт.-сост. Руденко В.И. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 224 с.