Олигополия — это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Для олигополистичеекой фирмы характерны следующи& черты — высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.
Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.
В отличие от других рыночных структур не существует универсальной теории олигополии. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных обстоятельствах.
Олигополия — это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т. д., т. е. к олигопо-листическому рынку (как и к монополистически конкурентному) относится множество реально существующих рынков.
Выделяют следующие основные черты олигополии:
1. Небольшое число фирм, господствующих на рынке. На рынке автомобилей в России — это «ВАЗ», «АЗЛК», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ».
2. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).
3. Ограничение доступа на рынок, что делает сложным и даже невозможным выход на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся:
— эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке (нужны большие финансовые средства), тогда речь идет об естественной олигополии;
— патентование и лицензирование технологии производства. Могут быть и стратегические действия фирм для затруднения вступления новых фирм в отрасль. Например, фирмы могут угрожать, что переполнят рынок товарами и снизят тем самым цены. Но время от времени приток новых фирм все-таки происходит.
4. Каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену. Причем это влияние зависит от взаимодействия фирм. Очень значительно можно влиять на дену при тайном сговоре.
5. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что соперники также постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость — отличительная черта олигополии.
Когда на практике изучают ту или иную структуру рынка, используют такую его характеристику, как концентрация рынка — это степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. Простейшим показателем, характеризующим концентрацию рынка, является коэффициент концентрации — это процентное соотношение всех продаж, которое высчитывается для определенного числа фирм. Наиболее распространенным считается «доля четырех фирм» (объем продаж четырех фирм делится на объем продаж всей отрасли). Может быть и «доля шести (восьми) и т. д. фирм». Следует отметить, что этот показатель имеет ограничение: он не учитывает разницы между монополиями и олигополиями (коэффициент концентрации будет одним и тем же там, где одна фирма доминирует на рынке, и где, например, четыре фирмы делят рынок). Этот недостаток преодолевается путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов:
Кг = d,2 + d^ +... +dn2,
где n — число конкурирующих фирм, dn — доля рынка ге-й фирмы в процентах.
С увеличением концентрации этот коэффициент увеличивается. Максимальная его величина для монополии -10000, т. е. 1002.
Общей модели поведения олигополиста при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, не существует. Так как выбор зависит от поведения фирмы в ответ на изменения действий конкурентов, то могут возникать различные ситуации.
Точка зрения на эффективность существования олигополии двойственна. Одни считают, что она сродни монополии и имеет все ее недостатки, хотя внешне это выглядит как конкуренция между несколькими самостоятельными фирмами. Другие считают, что олигополии выгодны для общества, так как могут производить множество дифференцированных продуктов с относительно низкими издержками вследствие эффекта масштаба производства. Также двойствен взгляд на научно-технический прогресс в олигополии.
Сторонники одной точки зрения считают, что олигополии имеют мощные стимулы к ускорению научно-технического прогресса, так как они уверены, что результатами их разработок не будут пользоваться другие фирмы, и главное - у них есть средства для крупных научно-исследовательских работ. Другая точка зрения состоит в том, что оли-гополисты, обладая крупным производством и соответственно крупным основным капиталом, будут искусственно сдерживать научно-техническое развитие, так как технологическое совершенствование производства приведет к тому, что весь основной капитал морально устареет, обесценится.
Поэтому на практике в зависимости от отрасли и особенностей ее развития может преобладать та или иная тенденция.
Олигополия — это определенное строение рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных фирм-продавцов однородной или сходность по своим характеристикам продукции. Некоторые экономисты определяют олигополию как «конкуренцию немногих».
Характерные черты олигополии:
1. Однородный или дифференцированный вид продукта. Этим олигополия отличается от монополистической конкуренции. В случае, если фирмы отрасли производят однородную продукцию (сталь, нефть, цемент), то говорят о классической или однородной олигополии. Если несколько фирм доминируют на рынке дифференцированной продукции (автомобили, зубная паста, сигареты), то отрасль называется дифференцированной олигополией.
2. Немногочисленность и относительная масштабность фирм (две или несколько, обычно до десяти фирм). Поэтому отрасль не является чисто монополизированной.
3. Всеобщая взаимозаменяемость фирм конкурентов — действия одной фирмы прямо влияют на всех остальных, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
4. Высокие барьеры входа в отрасль, которые связаны с экономией на масштабе производства, а также патентной монополией, монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и др. Этим олигополия отличается и от совершенной конкуренции, и от монополии.
Таким образом, не существует единой модели олигополии, а различают несколько моделей поведения олигополис-тов на рынке. В зависимости от того, что олигополисты принимают в качестве управляемой переменной: величину выпуска или цену, различают соответственно количественную олигополию и ценовую олигополию.
3. Модель асимметричной дуополии Штакелъберга. Асимметричность Штакельберга заключается в том, что дуополи-сты могут придерживаться разных типов поведения - стремиться быть лидером или оставаться последователем. Последователь Штакельберга придерживается предположений Кур-но, а лидер знает кривую реагирования соперника и действует подобно монополисту.
Ясно, что возможны четыре комбинации двух типов поведения:
1. Дуополист 1 — лидер, дуополист 2 — последователь.
2. Дуополист 1 — последователь, дуополист 2 — лидер.
3. Оба дуополиста ведут себя как последователи.
4. Оба дуополиста ведут себя как лидеры. В случае 1 поведение дуополистов совместимо, здесь не возникает конфликтов и исход их взаимодействия стабилен. Случай 3 представляет ситуацию дуополии Курно, оба дуополиста руководствуются своими кривыми реагирования и исход их взаимодействия стабилен. В последнем случае, когда оба дуополиста стремятся стать лидерами, каждый из них предполагает, что соперник будет вести себя в соответствии со своей кривой реагирования, тогда как на самом деле ни один из них не придерживается такого типа поведения. Исходом такого поведения является неравновесие Штакельберга, ведущее к ценовой войне. Она будет продолжаться до тех пор, пока один из дуополистов не откажется от лидерства, либо дуополисты вступят в сговор. Сам Штакельберг считал случай 4 наиболее обычным исходом дуополии. Модели ценовой олигополии:
1. Модель Бертрана. Французский математик Ж. Бертран одним из первых выступил с критикой модели Курно и предложил в качестве стратегической переменной цену. Стра-169
тегия каждого дуополиста у Бертрана заключается в выборе им уровня цены, по которой он намерен реализовать свой выпуск. Причем цены дуополистов Бертрана имеют выраженную тенденцию к сближению.
Равновесие Бертрана достигается, если предположения дуополистов о ценовом поведении друг друга сбываются. Равновесие Бертрана характеризуется единой ценой, равной предельным затратам каждого из дуополистов. В отличие от модели Курно, предсказывающей достижение конкурентного результата по мере увеличения числа олигополистов, модель Бертрана предрекает совершенно конкурентный результат при переходе от монополии одного продавца к дуополии. В этом заключается парадокс Бертрана, так как трудно предположить, что в отраслях с небольшим числом фирм последним не удастся манипулировать рыночной ценой для того, чтобы получить прибыль. Кроме того, парадокс Бертрана обусловлен еще другой предпосылкой: производственные мощности дуополистов практически безразмерны, фирмы без всякого ущерба для себя могут варьировать объемы производимой продукции от нуля до бесконечности. Причина различия выводов в том, что каждый дуополист Курно сталкивается с нисходящей остаточной кривой спроса, тогда как дуоподист Бертрана - с кривой спроса совершенно эластичной по цене соперника, так что снижение цены оказывается прибыльным, пока она остается выше предельных затрат.