Содержание

1.  Мировая цена. Факторы, влияющие на ее формирование. 3

2. Ценообразование на новую продукцию.. 8

Задача №1. 14

Задача №2. 16

Задача №3. 17

Список литературы.. 19

1.  Мировая цена. Факторы, влияющие на ее формирование

Цена товара – это количество денежных единиц определенной самостной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в указанной в контракте валюте за согласованную единицу измерения товара и принятые базисные условия поставок.

Цены определяются состоянием и соотношением спроса и предложения. Совпадение их зависит от многих условий, получивших название «ценообразующие факторы». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп:

1. Общеэкономические, то есть действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

1.1.                   Экономический цикл;

1.2.                   Состояние совокупного спроса и предложения;

1.3.                   Инфляция.

2. Конкретно экономические, то есть определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства  и реализации. К ним относятся:

2.1. Издержки;

2.2. Прибыль;

2.3. Налоги и сборы;

2.4. Предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

2.5. Потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

3. Специфические, то есть действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг.

3.1. Сезонность;

3.2. Эксплуатационные расходы;

3.3. Комплектность;

3.4. Гарантии и условия сервиса.

4. Специальные, то есть связанные с действием особых механизмов  и экономических инструментов:

4.1. Государственное регулирование;

4.2. Валютный курс.

5. Внеэкономические: политические, военные.

Ценообразование на рынке зависит не только от издержек производства, но и от конкретной рыночной ситуации. Это следует подчеркнуть, поскольку мировой рынок является более сложным по сравнению с внутренним рынком.

Прежде всего на мировых рынках действует более острая конкуренция, и различна степень государственного вмешательства в экономику. В каждой стране существуют законы, которые по-разному влияют на движение цен. Кроме издержек по производству и реализации продукции, на мировом рынке увеличиваются затраты по изучению рынка, продвижению товара на рынок, заключению контрактов и др. В экономической литературе они называются трансакционными или маркетинговыми. Для осуществления рыночной трансакции необходимо знать, с кем необходимо заключать сделку и сообщить будущим партнерам условия сделки, провести предварительные переговоры, подготовить контракт и т. д. Это издержки по осуществлению рыночных сделок. Внутри фирмы подобные акции осуществляются на основе административных решений. Иногда их называют издержками использования механизма цен.

Если отношения между продавцом и покупателем отрегулированы, то трансакционные издержки равны нулю. При неизменности рыночных связей необходимость в дополнительных трансакционных издержках исчезает.  Но если покупателя или продавца необходимо найти, а цены и объем постепенно меняются, то фирме приходится нести затраты по приспособлению фирмы к меняющимся рыночным условиям. Однако современный рынок вообще, а мировой рынок тем более заставляет постоянно приспосабливаться к нему. Поэтому в мировой практике все большее распространение получают посредники, которые за определенную плату  берут на себя функции по продвижению товара на рынок (обельные компании).

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных  рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок»  означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продажи данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Мировые цены делятся на две группы: цены на продукцию обрабатывающей промышленности и цены на сырье. В первой группе в качестве мировых выступают экспортные цены крупных компаний. Их базой являются цены этих фирм на внутреннем рынке. В качестве метода исчисления цены используется метод полных затрат и метод прямых затрат. Полные затраты включают затраты на материалы, рабочую силу и косвенные расходы, а затем к общей сумме затрат добавляется величина предпродажной прибыли. Недостатком этого метода является его относительная негибкость. Поэтому многие крупные компании  используют метод прямых затрат, то есть включают переменные затраты на единицу продукции с добавлением определенной надбавки  и постоянные затраты.

Кроме того, в цене учитываются отдельные фазы жизненного цикла и прежде всего фазы внедрения, роста и зрелости, а также степень универсальности соответствующего оборудования.

Цены на сырьевые товары отличаются от цен на продукцию обрабатывающей промышленности. Здесь решающую роль в определении их уровня играет соотношение спроса и предложения на мировых рынках  и биржевых котировок. Определенное влияние  на мировые цены сырья оказывают ведущие страны, экспортирующие или импортирующие соответствующую продукцию. Для более эффективного воздействия на цены формируются межгосударственные ассоциации типа ассоциации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Для установления цены товара в контракте купли-продажи определяются: единица измерения, за которую устанавливается цена, базис цены, валюта цены, способ фиксации цен и их уровень.

На выбор единицы измерения товара для установления цены  влияет характер товара и сложившаяся практика торговли им. Цена на машины и оборудование может быть установлена за одну штуку или за определенное число единиц.

При поставках товара с разным количеством цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, типа. Цена, определяемая в контракте, может быть выражена в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей страны.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае грамотного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет определять какое-то время мировую цену и которая наверняка будет высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара  в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что она займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачатую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными  и мощными державами).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», то есть предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», то есть принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик  товара, с другой стороны воздействует на мировые цены, внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР  в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров.

При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика цен отличается. Так. при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

Таким образом, цены товаров, обращающихся на сложившихся мировых рынках, характеризуются рядом особенностей. Во-первых, тем, что мировая цена отклоняется от внутренних цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой ведущими странами экспортерами. Внутренние цены  основываются на национальной стоимости и отражают затраты национальных производителей. Как правило мировая цена ниже внутренней. Разрыв между ними может составлять более 80%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Второй особенностью мировых цен является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен  обусловлена различным качеством товара (разными условиями поставки,  характером торговой сделки, сроками поставок, упаковкой.

Третьей особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков. Так, на подвижные биржевые товары цены в течение дня колеблются иногда в пределах 100% и более.

2. Ценообразование на новую продукцию

Любой предприниматель устанавливает цену на свой товар и использует её как средство достижения поставленных целей и один из элементов своей конкурентной политики.

Есть два подхода к процессу рыночного ценообразования: установление индивидуальных либо единых цен.

 Индивидуальная цена определяется на договорной основе между продавцом и покупателем, приводящих к согласованию с обеих сторон.

Единая цена - покупатели приобретают товар по одинаковой цене.

Установление единых цен для всех потребителей может быть связано с особенностями рынка данного товара либо с технической сложностью и большими дополнительными издержками при дифференциации цен. Единые цены предпочтительнее, прежде всего, там, где предприниматель выносит стандартизированный продукт серийного производства на массовый рынок.

В этих условиях важно, чтобы массовый потребитель знал цену, мог сравнить её с ценой конкурирующих товаров и относительно легко принять решение о покупке.

Ценообразование - единственный элемент системы маркетинга, не сопряжённый со значительными расходами. Вместе с тем ценовая политика многих фирм недостаточно проработана и содержит много ошибок. Наиболее часто встречаются ошибки: ценообразование излишне ориентировано на издержки; цены недостаточно часто приспосабливаются к изменению рыночных условий; цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга («маркетинг-микс»); цены недостаточно структурируются по отдельным вариантам продукта и сегментам рынка.

Сказанное относится в полной мере и к современным российским предприятиям, которые переходят на рыночные методы ценообразования и вынуждены сами формировать ту или иную ценовую политику.

Все предприятия

Высокотехнологичные

Перерабатывающие

На продукт установлен лимит цены.

14.6

30.4

3.2

Устанавливаем цены сами так, чтобы покрыть издержки и получить прибыль.

69.5

60.9

70.0

Ориентируемся на рыночные цены на аналогичную продукцию.

37.1

56.5

35.5

Стараемся продать дороже.

8.6

8.7

19.4

Ценовая политика большинства предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить некую нормальную прибыль. Ряд предприятий продаёт товар как можно дороже. Это свидетельствует об отсутствии необходимого опыта и знаний в области ценовой политики.  Вот почему важно изучить различные варианты ценовой политики фирмы, особенности, условия и выгоды их  применения.

Ценообразование актуально когда устанавливается первоначальный уровень цены: освоение нового продукта; внедрение на новые географические рынки или новые каналы сбыта.

Фирма должна позиционировать на рынке свой товар путем выбора правильной комбинации между его ценой и качеством. Существуют различные стратегические возможности, которые можно проиллюстрировать в общем виде следующей схемой:

                Цена                                 Качество

Высокая

Средняя

Низкая

Высокое

1. Премиальная стратегия

2. Вытеснение конкурента

3. Стратегия преимуществ

Средние

4. Завышение цен

5. Стратегия среднего поля

6. Вытеснение конкурента

Низкое

7. Стратегия обмана

8. Завышение цен

9. Стратегия дешёвых товаров

Стратегии 1,5 и 9 могут одновременно использоваться на одном и том же рынке. Дифференциация цены в зависимости от качества. Условиям одновременного применения- наличие соответствующих слоёв потребителей, предъявляющих спрос на различные по качеству и цене продукты.

Стратегия 2,4,6,8 - переходные.

Стратегия 2,3,6 - вытеснение конкурента с 1,5,9.

Стратегия 4,7,8 - завышения цен по отношению к полезному эффекту продукции.

Процесс первоначального установления цен должен включать в себя следующие последовательные шаги: определение целей ценовой политики; определение спроса; оценку издержек; анализ предложения и цен конкурентов; выбор метода ценообразования; принятие решения об уровне цены.

Если фирма ставит перед собой вопрос - какую цену нам надо установить, чтобы покрыть затраты и получить хорошую прибыль, то это значит, что у нее нет своей политики цен и, соответственно, не может быть речи о какой-то стратегии ее реализации. О политике цен можно говорить в том случае, если вопрос ставится совсем по иному: «Какие затраты надо иметь, чтобы заработать прибыль при тех рыночных ценах, которых мы можем добиться?»

Точно также непозволительно говорить о наличии у фирмы какой-то ценовой политики или стратегии, если она задает себе, казалось бы, вполне «рыночный» вопрос - какую цену готов будет заплатить за этот товар покупатель? Формирование политики ценообразования должно начинаться с вопроса - какую ценность представляет этот товар для наших покупателей, и как фирме убедить их в том, что цена соответствует этой ценности?

Наконец, специалист ценообразования не будет ставить вопрос так: «Какие цены позволят нам добиться желаемых объемов продаж или доли рынка?» Он посмотрит на проблему по иному: «Какой объем продаж или доля рынка для нас могут быть наиболее прибыльными?».

Наибольшее противоречие возникает здесь между финансовыми руководителями и маркетинговыми службами фирм. Однако конфликты между финансистами и маркетологами по вопросу о политике цен обычно возникают в тех фирмах, где руководство не сделало четкого выбора между двумя альтернативными подходами к ценообразованию: затратным и ценностным. Рассмотрим их.

Затратный подход к ценообразованию – метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров.

Этот подход обладает принципиально неустранимым дефектом. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая собственно и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена.

При рыночной организации сбыта продукции, уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно – возможный масштаб производства.

В рамках затратного подхода к ценообразованию принято рассматривать ценовой метод полных издержек, ценовой метод стандартных издержек, ценовой метод прямых издержек.

Ценовой метод полных издержек – метод формирования цен на основе затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Главное достоинство этого метода заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях. Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство в меньшей степени – на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.

Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Это метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Данный метод дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонение от стандартов (норм) анализируется по причинам их вызвавшим.

Достоинство метода состоит в возможности управлять издержками по отклонения от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное составление затрат и финансовых результатов вне зависимости от эффективности производства.

Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандартов (норм), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо сделать для этого сделать, с другой стороны, такие цены, вероятнее всего, конкурентоспособны на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.

Ценовой метод прямых издержек – метод формирования цен на основе определения издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-постоянные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.

Использование данного метода позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При наличии свободного рынка свободного рынка в стране фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.

Рассмотренные затратные методы ценообразования имеют свои достоинства и недостатки:

К достоинствам затратных методов можно отнести следующие:

-                          производители всегда обладают более подробной информацией о своих издержках, чем о потребительском спросе. Поэтому данные методы чрезвычайно просты для них;

-                          если данными методами пользуется большинство производителей, ценовая конкуренция может быть сведена к минимуму, т.к. цены оказываются схожими.

Недостатки затратных методов:

-  ценообразование не учитывает конъюнктуры рынка;

-  не учитываются потребительские свойства как данного товара, на которые он может быть заменен.

Анализируя достоинства и недостатки затраты методов, можно определить границы их применения:

-  при установлении исходной цены на принципиально новую продукцию, когда невозможно сопоставить ее с ранее выпускаемой;

-  установление цен на опытные образцы и продукцию, которая изготавливается по разовым заказам;

-  при определении цен в отрасли, где подавляющее большинство предприятий использует подобные методы;

-  при определении цен на товары, спрос на которые хронически превышает предложение.

Ценностный подход к ценообразованию заключается в установлении цен таким образом чтобы это обеспечивало фирме получение большей  прибыли достижения выгодного для нее соотношения «ценность/затраты».

Задача ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в том, «чтобы клиенты фирмы были довольны. Такую благосклонность, в конце концов, нетрудно приобрести и за счет больших скидок с цен. Но нет большей ошибки чем полагать, будто достигнутый таким образом высокий объем продаж является плодом удачной маркетинговой стратегии. На самом деле,  ценностое ценообразование призвано обеспечить, прежде всего, получение больше прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объемов продаж.

Задача №1

Условие:

Для 1 порции жаркого по – домашнему для столовой 3 категории требуется: говядина – 80 г.; картофель – 190 г.; лук – 15 г.; морковь – 20 г.; сало – 10 г.; томат – паста – 4 г.; чеснок – 2 г.; огурцы соленые – 50 г. Средневзвешенные розничные цены (за 1 кг): говядина – 17,6 руб.; картофель – 2,4 руб.; лук – 3,5 руб.; морковь – 4,25 руб.; сало – 23 руб.; томат – паста – 8,1 руб.; чеснок – 18 руб.; огурцы соленые – 6,5 руб.; соль – 0,5 руб. на 100 порций. Наценки для предприятий 3 категорий (в процентах к стоимости сырья) – 55%.

Задание:

Составить калькуляцию и определить продажную цену одной и 100 порций жаркого.

 

Решение:

Результаты калькуляции представлены в таблице 1

 

Таблица 1. Калькуляция на «жаркое по – домашнему»

Наименование материала

Норма расхода на 1 порцию, г.

Цена, руб. за 1 кг.

Сумма, руб. на 1 порцию

(ст.2*ст.3/1000)

Сумма, руб. на 100 порций

(ст.4*100)

1

2

3

4

5

Говядина

80

17,6

80*17,6/1000=1,408

1,408*100=140,8

Картофель

190

2,4

0,456

45,6

Лук

15

3,5

0,053

5,25

Морковь

20

4,25

0,085

8,5

Сало

10

23

0,230

23

Томат – паста

4

8,1

0,032

3,24

Чеснок

2

18

0,036

3,6

Огурцы соленые

50

6,5

0,325

32,5

Соль

0,5/100= 0,005

0,5

ИТОГО

2,63

263,0

Продажную цену определим с помощью следующих формул:

Ц1 ПОРЦИИ = 2,63 * (100 + 55) / 100 = 4,0765 = 4,08 руб.

Ц100 ПОРЦИЙ = 4,08 * 100 = 408 руб.

Задача №2

Условие:

Цена старой версии программного продукта составляет 300 руб. (ЦБАЗ)

Балловые оценки потребительских свойств новой и старой версий программного продукта представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Балловые оценки потребительских свойств новой и старой версий программного продукта

Параметр

Старая версия

Новая версия

1. Удобство пользования

15

21

2. Совместимость

3

6

3. Защищенность информации от несанкционированного доступа

7

14

4. Обеспечение технической документацией на русском языке

4

7

5. Универсальность

5

9

Задание:

Используя балловый метод, рассчитать цену новой версии программного продукта (ЦНОВ).

 

Решение:

Прежде всего, следует определить цену одного балла с помощью следующей формулы:

ЦБАЛ = ЦБАЗ / Кол-во балловБАЗ = 300 / (15+3+7+4+5) = 300 / 34 = 8,824 руб.

Отсюда, ЦНОВ = ЦБАЛ * Кол – во балловНОВ = 8,824 * (21+6+14+7+9) = 8,824 * 57 = 502,94 = 503 руб.

Задача №3

Условие:

Промышленностью выпускается изделие А с коэффициентом потребительной стоимости (КА) 0,8. Реализационная цена изделия А – 100 руб. Предприятие изготовило к выпуску изделие Б, аналогичное по назначению изделию А, но с более высокими потребительскими свойствами. Коэффициент потребительной стоимости составляет изначально (КБ1) 0,92; проектная себестоимость (С1) – 110 руб.; расчетный норматив рентабельности (к себестоимости) (Р1) – 10%. Уровень потребительной стоимости изделия может быть повышен до 0,96 (КБ2); себестоимость при этом снижена до 105 руб. (С2). Норматив рентабельности остается неизменным (Р2 = Р1)

Задание:

Определить, насколько конкурентоспособным будет изделие Б, если освоить его серийное производство. Рассчитать цену изделия Б, предельно приемлемую для потребителя.

Определить уровень конкурентоспособности в случае совершенствования технологии производства и повышения уровня потребительной стоимости.

 

Решение:

Уровень конкурентоспособности определим по следующей формуле:

Конк =  (КБ /  КА) * (ЦА / ЦБ).

Цена изделия Б рассчитывается следующим образом:

ЦБ = СБ * (100 + Р) / 100.

Результаты расчетов представим в таблице 3.

 

Таблица 3. Результаты расчетов

Расчет цены изделия Б, руб.

Уровень конкурентоспособности изделия Б, коэффициент

До совершенствования технологии

110 * (100+10)/100 = 121

(0,92/0,8)*(100/121) = 0,95

После совершенствования технологии

105 * (100+10)/100 = 115,5

(0,96/0,8)*(100/115,5) = 1,04

Таким образом, первоначально уровень конкурентоспособности изделия Б ниже по сравнению с изделием А на 5% [(1-0,95)*100%]. В случае же совершенствования технологии производства изделия Б, оно будет более привлекательным для потребителей по сравнению с изделием А, так как уровень конкурентоспособности изделия Б увеличится на 9% и превысит данный показатель по изделию А на 4%.

Список литературы

1.                     Бровкова Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: МТ-Пресс, 2004.

2.                     Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М. Высшая школа, 2003.

3.                     Герасименко В.В. Эффективное ценообразование.- М.: Финстатинформ, 2004.

4.                     Дегтярева О.И., Полянова Т.Н. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дело, 20003.

5.                     Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 2003

6.                     Международные экономические отношения./Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7.                     Покровская В.В. 2004.

8.                     Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Маркетинг, 2004.

9.                     Уткин Э.А. Цены, ценообразование, ценовая политика. – М.: ЮНИТИ, 2003

10.                Шуляк П.Н. Ценообразование. – М.: Логос, 2004.